Продукты жизнедеятельности организмов в прошлом полезные ископаемые
ИСКОПА́ЕМЫЕ ОСТА́ТКИ ОРГАНИ́ЗМОВ (окаменелости, фоссилии), остатки и следы жизнедеятельности организмов геологического прошлого. По форме сохранности различают эуфоссилии (тела организмов, их части, фрагменты, отпечатки и слепки), ихнофоссилии (следы и продукты жизнедеятельности организмов) и хемофоссилии (фрагменты органич. молекул, входивших в состав организмов), исходя из размеров – макрофоссилии и микрофоссилии. К последним относят как целые микроорганизмы (фораминиферы, радиолярии, диатомовые водоросли и др.), так и части более крупных организмов (элементы скелета или покровов животных, споры и пыльца растений и т. д.), плохо различимые или не различимые невооружённым глазом (условно размером ок. 1 мм и менее).
Ископаемые остатки организмов (масштабы не соблюдены): 1 – панцирь трилобита Asaphus kowalevskii (ордовик, Ленинградская область); 2 – отпечаток таракана Aktassoblatta fusca (юра, Казахстан); 3 – рако…
Фото П. Ю. Порхаева
Форма и степень сохранности эуфоссилий зависят от строения организма (прежде всего наличия скелета), места его обитания, условий и скорости захоронения; лучше всего И. о. о. сохраняются в донных осадках водных бассейнов. Тела подавляющего большинства организмов после их смерти подвергаются разложению и разрушению. При определённых условиях захороненные в осадках скелетные образования под влиянием разл. факторов подвергаются фоссилизации (окаменению); их анатомич. строение сохраняется вследствие заполнения полостей и пор осадком, а иногда происходит полное замещение скелетного вещества минер. соединениями. В условиях ограниченного доступа кислорода и благоприятного режима осадконакопления формируются скопления эуфоссилий исключительной сохранности (в т. ч. с отпечатками или слепками мягких тканей) и разнообразия – лагерштетты. Отпечатки образуются в осадочных породах в виде оттисков со скелетов, покровов или мягких тел организмов, уничтоженных в процессе преобразования осадка. Слепки формируются в результате заполнения осадком полостей тела или полостей, возникших на месте разрушенных организмов (их называют соответственно внутренними и внешними ядрами). Мелкие животные, фрагменты растений и др. остатки (иногда со следами органич. вещества) сохраняются в виде пустотелых включений в янтаре. Полная сохранность организмов встречается крайне редко, преим. у организмов четвертичного периода (млекопитающие в многолетней мерзлоте, позвоночные и насекомые – в озокерите, семена, орехи, шишки и древесина растений в торфяниках и др.). Такие И. о. о. называют субфоссилиями (т. е. почти ископаемыми).
К ихнофоссилиям относят сохранившиеся в осадочных породах норы, ходы и их слепки, следы передвижения по поверхности грунта, питания, сверления и др., содержимое желудка (гастролиты), разл. постройки, кладки и литологические текстуры микробного происхождения (в частности, сформировавшиеся в результате жизнедеятельности цианобактерий), а также продукты жизнедеятельности организмов (в т. ч. копролиты, смолы) и образованные при участии бактерий осадочные горные породы, железные и марганцевые руды, фосфориты, серосодержащие породы, угли, горючие сланцы, графит, нефть и газ.
Хемофоссилии (биомаркеры, биохимич. ископаемые) – сохранившиеся в осадочных породах и горючих полезных ископаемых остатки первичных или преобразованных молекул органич. соединений. Эти реликтовые соединения сохраняют осн. черты строения, свойственные исходным молекулам, что позволяет выяснять характер эволюции отд. групп организмов и биосферы в целом.
И. о. о. используются для определения относительного возраста геологич. слоёв, в которых они обнаруживаются (см. Палеонтологический метод, Руководящие ископаемые). Их изучение позволило выяснить историю развития и закономерности эволюции мн. групп вымерших и ныне живущих организмов, установить последовательность изменения животного и растит. мира во времени и разделить историю Земли на эры, периоды, эпохи и др. подразделения (см. Геохронологическая шкала, Стратиграфия). О вымерших организмах и путях их эволюции можно судить и по т. н. живым ископаемым – совр. видам, сохранившимся от групп животных или растений, характерных для прошлых геологических эпох (напр., среди животных – наутилусы, латимерия, гаттерия, среди растений – гингко).
Минер. и литологич. образования небиологич. природы, по форме напоминающие И. о. о. (дендриты, кристаллы, конкреции, трещины усыхания и т. п.), называются псевдофоссилиями. И. о. о. – предмет изучения палеонтологии, закономерности процессов образования захоронений И. о. о. исследует тафономия.
У этого термина существуют и другие значения, см. Окаменелость.
Фосси́лии (лат. fossilis — ископаемый, окаменелость в палеонтологии) — ископаемые остатки организмов или следы их жизнедеятельности, относящиеся к прежним геологическим эпохам.
Фоссилии предоставляют важную информацию об организмах эпохи своего образования. Их можно обнаружить при раскопках или они обнажаются в результате эрозии. Существуют методы анализа, позволяющие приблизительно определить время их образования или консервации.
Описание[править | править код]
Фоссилии обычно представляют собой остатки (не путать с человеческими останками) или отпечатки животных и растений, сохранившиеся в почве, камнях, затвердевших смолах. Довольно часто таким образом сохраняются только твёрдые части тела животного — раковины, зубы, кости, которые нередко замещаются минеральным веществом. Мягкие же ткани разлагаются, однако по результатам их взаимодействия с окружающим материалом (изменению формы или химического состава) иногда можно судить о мягких тканях окаменевшего организма. К фоссилиям относят также законсервированные следы, например, ног организма на мягком песке, глине или грязи.
Под фоссилиями могут пониматься любые несовременные остатки или следы живых организмов, однако часто этот термин применяется в более узком смысле для обозначения лишь тех остатков и следов, которые встречаются в доплейстоценовых отложениях и прошли процесс фоссилизации[1]. Такие остатки и следы также называют окаменелости[1][2].
Фоссилизация[править | править код]
Фоссилизация — совокупность процессов преобразования погибших организмов в ископаемые. Она сопровождается воздействием различных факторов среды и прохождением процессов диагенеза — физических и химических преобразований, при переходе осадка в породу, в которую они включены[источник не указан 590 дней].
После гибели организма в первую очередь происходит разрушение мягких тканей, затем — заполнение пустот скелета минеральными соединениями. Иногда пустоты скелета подвергаются пиритизации, ожелезнению, в них могут возникать друзы и включения кальцита, аметиста, флюорита, галенита и т. д.
При фоссилизации скелет подвергается перекристаллизации, приводящей к устойчивым минеральным модификациям. Например, арагонитовые раковины моллюсков преобразуются в кальцитовые. Известны случаи минерализации, когда первичный химический состав скелета изменяется (псевдоморфозы). Так, известковые раковины частично или полностью замещаются водным кремнеземом и наоборот. Иногда наблюдаются фосфатизация, пиритизация и ожелезнение минеральных и органических скелетов.
Растения при фоссилизации обычно[когда?] подвергаются полному разрушению, оставляя т. н. отпечатки и ядра, однако их остатки обнаруживаются в ископаемом виде начиная с докембрия (фоссилизированное органическое вещество[3]).
Отмершие ткани могут замещаться минеральными соединениями (псевдоморфозы), чаще всего кремнеземом, карбонатом и пиритом. Подобное полное или частичное замещение стволов растений при сохранении внутренней структуры называется петрификация[источник не указан 590 дней].
Типы[править | править код]
Субфоссилии[править | править код]
Субфоссилии (лат. sub — под, почти) — ископаемые, у которых сохранился не только скелет, но и слабоизмененные мягкие ткани. Для растительных остатков используют термин «фитолеймы» (др.-греч. φυτόν — растение; λεῖμμα — остаток). Они представлены в различной степени изменёнными растительными остатками, сохраняющими клеточную структуру. К субфоссилиям относят фитолеймы из четвертичных отложений — семена, орехи, шишки хвойных, древесина, захороненные в торфяниках.
К субфоссилиям также принадлежат уникальные находки некоторых животных, например мамонты, носороги и птицы. Консервантами в таких случаях являются вечная мерзлота, различные битумы, вулканический пепел, эоловые пески. Ранее считалось, что янтарь также является хорошим консервантом, однако в нём не сохраняются мягкие ткани. Ископаемые растения и животные в янтаре полностью сохраняют свою форму, что позволяет тщательно изучить их внешнюю морфологию. Но попытка извлечь объекты заканчивается тем, что все их содержимое рассыпается в пыль.
Субфоссилии часто рассматриваются не как разновидность фоссилий, а как равнозначная им самостоятельная категория объектов палеонтологических исследований[1].
Эуфоссилии[править | править код]
Эуфоссилии, или эвфоссилии (др.-греч. εὖ — хорошо) представлены целыми скелетами или их фрагментами, а также отпечатками и ядрами. Скелетные остатки имеют минеральный или органический состав. К ним относятся раковины и скелеты животных, оболочки бактерий и грибов, а также органические остатки листьев, семян, плодов, спор и пыльцы. Скелеты являются основными объектами палеонтологических исследований.
Иногда используется термин «органикостенные микрофоссилии», к которым относятся оболочки бактерий и грибов, нитчатых цианобактерий, а также споры и пыльца. Размеры таких фоссилий менее 100 мкм.
Многие эуфоссилии сохраняют информацию не только о мягких частях организма и его функциональных системах, таких как кровеносная, половая, проводящие пучки растений и др., но и об образе жизни и биогеохимических процессах.
Ихнофоссилии[править | править код]
Ихнофоссилии (др.-греч. ἴχνος — след) — следы жизнедеятельности ископаемых организмов. Чаще всего они сохраняются в виде отпечатков, реже в виде слабообъемных образований. К ним относятся следы ползания и зарывания членистоногих, червей, двустворок; следы выедания, норки, ходы и следы сверления губок, двустворок, членистоногих; следы передвижения позвоночных. Изучением ихнофоссилий занимается палеоихнология.
Копрофоссилии[править | править код]
Копрофоссилии (др.-греч. κόπρος — помёт, навоз) образованы продуктами жизнедеятельности ископаемых организмов. Имеют объёмный характер, сохраняются в виде валиков, конкреций, холмиков, столбиков, пластовых тел.
К наиболее типичным копрофоссилиям относятся конечные продукты пищеварения позвоночных животных, непереваренные остатки других животных и растений. Обычно они представлены валиками и ленточками, обогащёнными кальцием, железом, магнием, калием и фосфором. Копрофоссилии обычно имеют более светлый или, наоборот, более тёмный цвет, нередко с красноватым оттенком, что выделяет их из окружающей породы. См. также копролиты.
Хемофоссилии[править | править код]
Хемофоссилии (др.-греч. χημία — химия) представлены органическими ископаемыми биомолекулами бактериального, цианобактериального, растительного и животного происхождения. Обычно сохраняют химический состав биомолекул, который позволяет определить систематическое положение ископаемого организма, но не его морфологию. Являются объектом изучения биохимии и молекулярной палеонтологии.
Наряду с субфоссилиями часто рассматриваются не как разновидность фоссилий, а как самостоятельная категория объектов палеонтологических исследований[2].
Научные направления[править | править код]
Среди наук геологического цикла изучающих фоссилии представлены многие научные направления, среди них:
См. также[править | править код]
- Окаменелость
- Тафоценоз
- Псевдоморфоза
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Янин Б. Т. Терминологический словарь по палеонтологии. — Москва: Издательство Московского университета, 1990. — 136 с. — 4700 экз. — ISBN 5-211-01069-8.
- ↑ 1 2 Барсков И. С., Янин Б. Т. Методика и техника палеонтологических исследований. Часть I. Методика полевых палеонтолого-стратиграфических исследований. — Москва: Издательство Московского университета, 1997. — 104 с. — 500 экз. — ISBN 5-211-03896-7.
- ↑ Успенский В. А., Радченко О. А., Смирнова Н. Б. О построении углефикационного преобразования фоссилизированного органического вещества по данным его химико-вещественного состава // Химия твердого топлива. 1981. № 2. С. 3-9.
Литература[править | править код]
- Ефремов И. А., Тафономия и геологическая летопись, кн. 1, М.—Л., 1950 (Труды Палеонтологического института АН СССР, т. 24);
- Криштофович А. Н., Палеоботаника, 4 изд., Л., 1957;
- Палеонтология беспозвоночных, М., 1962;
- Abel О., Vorzeitliche Lebensspuren, Jena, 1935.
Ссылки[править | править код]
- Окаменелости: путеводная нить природы (Проверено 16 июня 2009)
- Ископаемые остатки организмов / В. Н. Шаманский // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. (Проверено 16 июня 2009)
Одна из главных задач воспитания подрастающего
поколения – формирование самостоятельности
мышления, подготовка к творческой деятельности.
Это требование времени, социальная задача,
которую призвана решать, прежде всего, школа.
России нужны сейчас не просто знающие люди, а
люди творческого склада, инициативные и
пытливые, способные активно трудиться, развивать
науку, технику, культуру. Школа должна готовить
учащихся к непрерывному образованию и
самообразованию, вырабатывать у них навыки
самостоятельно пополнять свои знания, умело и
быстро ориентироваться в потоке научной и
политической информации.
Как научить самостоятельности учащихся? Путей
в педагогическом арсенале много. Рождены и
проверены они опытом, учительским чутьем,
творчеством. При всем их многообразии путь
усвоения содержания учебного материала,
изложенного в учебнике, является
основополагающий. Можно говорить об удачности и
неудачности учебников по биологии, отмечать
упрощенность одних или, напротив, усложненность
других. Главное умение и желание работать.
Учебник является необходимым условием для
того, чтобы учащиеся прочно усвоили материал,
объясненный учителем. Учебная книга создает для
ребят возможность возвращаться к данному
материалу, для того чтобы глубже продумать и
закрепить этот материал или отдельные его части.
Работа по формированию у учащихся умений и
навыков работы с учебником должна вестись
учителями на всех этапах обучения: при сообщении
нового материала, при осмысливании и закреплении
знаний, при проверке домашних заданий. За время
обучения в школе учащиеся должны овладеть
следующими умениями и навыками в работе с
учебником: уметь выделять главное в тексте,
рисунке, таблице; устанавливать логическую связь
и зависимость между сведениями, изложенными в
параграфе учебника; сравнивать изучаемые
явления; делать обобщения, выводы по одному или
нескольким параграфам учебника; составлять
схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
делать анализ содержания рисунков; составлять
словарь по теме; самостоятельно изучать
отдельную тему учебника; составлять план по
тексту учебника; уметь составлять задачи,
используя текст учебника; писать конспекты,
сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике.
Перечисленные умения и навыки могут быть
сформированы у школьников лишь при условии
специально организованного обучения
рациональным приемам работы с учебником.
В старших классах учащиеся легко могут,
выполняя, данные им письменно задание изучить,
усвоить, закрепить любой учебный материал
самостоятельно, используя учебник. Главное –
задания для учащихся должны быть интересными и
разнообразными по форме и содержанию.
Современные ученики хорошо освоили систему
он-лайн общения, в листах самостоятельной работы,
которые я предлагаю учащимся, это используется.
При изучении темы «История формирования
сообществ живых организмов. Биогеоценозы и
биоценозы» в 9 или 11 классе учащимся предлагаю
приведённый ниже лист для самостоятельной
работы учащихся.
Урок самостоятельного закрепления
темы «Биосфера, её структура и функции» и
изучения темы «История формирования сообществ
живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы»
Задачи урока:
- закрепить знания о биосфере, круговоротах
веществ в природе и биогеологической роли живых
организмов, - объяснить причины (факторы), влияющие на
формирование различий растительного и животного
мира континентов, - сформировать понятия биогеоценоз, биоценоз,
биомасса, первичная продукция, потребители.
Обращение:
Чтобы решить поставленные задачи вам
потребуется подумать, познакомиться с
материалом учебника, возможно, посоветоваться с
товарищами или учителем.
Уровень 1: Проверка знаний по теме
«Биосфера, её структура и функции».
Задание 1.
Познакомьтесь с тезисами из работ Владимира
Ивановича Вернадского и сделайте выводы о
значении его трудов для развития науки в целом.
« …Явления жизни и явления мёртвой природы,
взятые с геологической, т.е. планетарной точки
зрения, являются проявления единого процесса.
… Мы получили в науке ряд наблюдений и
достижений, которые указывают на огромное
значение организмов в земной коре, в частности в
химических её процессах…
…На земной поверхности нет химической силы
более постоянно действующей, а поэтому более
могущественной по своим конечным последствиям,
чем живые организмы, взятые в целом» В.И.
Вернадский
Задание 2.
Выберите из приведённых ниже определений, то
которое раскрывает понятие «Биосфера – это …»
А) оболочка Земли .в которой существуют и
взаимодействуют с окружающей средой ( или когда
– либо существовали и взаимодействовали) живые
существа;
Б) оболочка Земли, включающая часть литосферы,
атмосферы, гидросферы;
В) оболочка Земли, в которой существует
человечество.
Задание 3.
Границы биосферы определяются факторами
земной среды, которые делают невозможным
существование живых организмов. Найдите
соответствие
между оболочками Земли и факторами, которые
являются ограничивающими для той или иной
оболочки:
Атмосфера | Гидросфера | Литосфера |
А) недостаток света и избыточное давление,
Б) губительное для жизни коротковолновая часть
ультрафиолетового излучения Солнца,
В) температура и уровень проникновения воды в
жидком состоянии.
Задание 4.
Какие полезные ископаемые являются продуктами
жизнедеятельности организмов в прошлом?
Приведите не менее 7 примеров таких полезных
ископаемых.
Задание 5.
Какие газы атмосферы имеют преимущественно
биогенное происхождение? Выберите правильные
ответы:
а) кислород;
б) водород;
в)
озон;
г) азот;
д) гелий;
е) аргон;
ж) углекислый газ;
з) оксиды серы; и) оксиды
азота.
Блиц-опрос (дайте краткий ответ):
- Процесс в результате которого углерод в виде
углекислого газа поступает в атмосферу… - Основной источник кислорода на Земле …
- Оболочка Земли заселённая живыми организмами…
- Чем образована атмосфера Земли?
- 70% поверхности земного шара занимает …
- Их называют продуцентами.
- Защитный экран планеты Земля…
- Бактерии, которые атмосферный азот включают в
круговорот веществ … - Какие организмы можно назвать концентраторами?
- Вернадский для живого вещества определил
газовую биогеохимическую функции. Какие газы
поглощают и выделяют живые организмы?
Задание 6. Найдите соответствие между
веществами, входящими в структуру биосферы и
приведёнными ниже примерами:
Живое вещество | Биогенное вещество | Косное вещество | Биокосное вещество |
1)
водоросли;
2) кислород;
3)
почва;
4)
вулканическая лава;
5) углекислый газ; 6)
уголь;
7)* янтарь;
8) опавшие
листья;
9) навоз;
10) * пыльца
растений;
11) озон;
12) * паутина;
13)
.мел;
14) лишайники;
15)*
гумус;
16) грибы;
17) метеориты; 18)* туман;
19) базальт;
20)* глина.
Уровень 2: Изучение нового материала по
теме «История формирования сообществ живых
организмов. Биогеоценозы и биоценозы»
Задание 1.
Учёные выделяют три основных фактора,
послуживших причиной и влияющих на формирование
различий растительного и животного мира
континентов. Приведите примеры, которые
доказывают существование этих факторов:
1. Геологическая история материков.
2. Различие климатических условий в широтном
направлении, формирование биомов (тундра, тайга,
леса, степи, пустыни и т.д.).
3. Изоляции.
Задание 2.
А) Рассмотрите рисунок различных
биогеоценозов.
Прочитайте определения «биогеоценоз» и
составьте его схематичное изображение с
использованием математических символов «+», «–»,
«=».
Б) Приведите примеры продуцентов, консументов
первого порядка, консументов второго порядка,
редуцентов.
В) Закончите высказывания:
Биомасса – это …
Первичная продукция – это …
Уровень 3.
Запишите домашнее задание
Обращение. Желаю успеха в изучении биологии! На
следующем уроке мы узнаем о биотических факторах
среды и их взаимодействии. :–) !!!!!
На следующем уроке обязательно проводится
обсуждение выполненной работы и приводятся
ответы к заданиям.
Ответы к заданиям 1 уровня «Проверка знаний»
Блиц-опрос:
- Процесс в результате, которого углерод в виде
углекислого газа поступает в атмосферу. (Дыхание) - Основной источник кислорода на Земле. (Фотосинтез)
- Оболочка Земли заселённая живыми организмами. (Биосфера)
- Чем образована атмосфера Земли? (Воздух)
- 70% поверхности земного шара занимает. (Вода)
- Их называют продуцентами. (Растения)
- Защитный экран планеты Земля. (Озоновый экран)
- Бактерии, которые атмосферный азот включают в
круговорот веществ. (Азотфиксирующие) - Какие организмы можно назвать концентраторами? (Растения)
- Вернадский для живого вещества определил
газовую биогеохимическую функцию? Какие газы
поглощают и выделяют живые организмы? (О2,
СО2, азот, аммиак, сероводород и др.)
Задание 4.
7 примеров таких полезных ископаемых, которые
являются продуктами жизнедеятельности
организмов в прошлом: уголь, нефть, торф,
известняк, мел, кремнистые сланцы, фосфориты,
природный газ.
Задание 6.
Соответствие между веществами, входящими в
структуру биосферы и приведёнными ниже
примерами:
живое | биогенное | косное | биокосное |
1, 10*,14, 16 | 2, 5, 6, 8, 11, 13, 7, 12, 9 | 4, 17,18, 19, 20. | 3, 15 |
1)
водоросли;
2) кислород;
3)
почва; 4) вулканическая
лава;
5) углекислый газ; 6)
уголь;
7)* янтарь; 8) опавшие листья;
9) навоз;
10) * пыльца
растений;
11) озон; 12) * паутина;
13)
.мел;
14) лишайники;
15)* гумус; 16) грибы;
17) метеориты; 18)* туман;
19) базальт; 20)* глина
Ответы к заданиям 2 уровня «Изучение нового
материала»
Задание 2. Схематичное изображение
определения «биогеоценоз» с использованием
математических символов «+», «–», «=»
Растения + животные + микроорганизмы + факторы
среды = биогеоценоз
Приведённый ниже лист самостоятельной работы
учащихся можно использовать как при изучении
темы «Биосинтез белка», так и при её закреплении
и повторении. Учащимся даётся задание вставить в
скобках пропущенные слова. Если задание
выполняется при изучении учебного материла, то
учащиеся работают с помощью учебника.
Лист самостоятельной работы предлагаю
следующий:
Лист самостоятельной работы по теме
«Биосинтез белка»
Задание (проще некуда): Вставьте в
скобках пропущенные слова и знания по трудной
теме «Биосинтез белка» вам обеспечены, а если ещё
посмотреть схемы или мультимидийные презентации
по теме, то гарантированы. Начали …
Биосинтез это процесс образования при участии
ферментов из низкомолекулярных веществ
(
? ) сложных
высокомолекулярных веществ
(
? ): из аминокислот
синтезируются
(
? ), сложные
углеводы (
? ) синтезируются из
( ? ). Нуклеиновые
кислоты образуются из
(
? ). Молекулы липидов
образованы остатком (
? ) и (
? ).
Совокупность реакций биологического синтеза
называется ( ?
или ?
или ? ),
его сущность: образование из (
? ), поступающих в
клетку из внешней среды (
? ). характерных для
данной клетки.
Рассмотрим одну из важнейших форм
пластического обмена – биосинтез белков. Он
состоит из нескольких этапов.
В ядре:
Транскрипция (от латинского
«транскрипцио» – переписывание) – это процесс
образования и-РНК на основе одной из цепей ДНК.
Как это происходит? Да вот так!
Специальный фермент – полимераза, двигаясь по
ДНК, разрушает (водородные) связи соединяющие две
цепи ДНК и затем по принципу
(
? ) подбирает
нуклеотиды для и-РНК и соединяет их в единую
цепочку. Если в нити ДНК стоит нуклеотид,
содержищий Тимин, то в нить и-РНК встроится
нуклеотид с (
? ), если в ДНК –
Гуанин, то в и-РНК (
? ),
если в ДНК – Аденин, то в и – РНК
(
? ),
если в ДНК – Цитозин, то в и –
РНК(
? ),
информационная РНК-копия не всей молекулы ДНК, а
только её части, одного гена (иногда группы генов,
но редко).
Внимание! Правило! Ген – это участок
молекулы ДНК, несущий информацию о структуре
одного белка!
А как это? Да элементарно!
Каждой аминокислоте соответствует триплет – это
( ? ),
например, ГЦУ в и-РНК – это шифр аминокислоты
аланина, ЦГУ – аминокислоты аргинина, ААУ –
аминокислоты аспарагина, АУУ – аминокислоты
изолейцина и т.д. Кстати, как по написанным
триплетам можно определить, что речь идёт именно
о РНК?
Вот и получается, и – РНК по своему строению, т.е.
по расположению нуклеотидов точно соответствует
расположению нуклеотидов в ДНК, т.е. несёт
информацию о каком-то(
? ), а
триплетнозашифрованная информация на ДНК –
информация о последовательности
( ? )
в каком-то белке.
Всё, и-РНК готова, она проходит через поры в
ядерной мембране (ух, какая!) и выходит в
( ? ),
а потом попадает в место синтеза белка, т.е. на
(
? )
А дальше что?
Да собственно сам биосинтез белка,
который ещё называют трансляцией (с
латинского «трансляцио» – передача). Всё
происходит на рибосомах.
Первый этап биосинтеза белка.
Рибосомы – мельчайшие органоиды, состоят из
двух субъединиц большой и малой, а каждая
субъединица построена из
(
? ) и белка. Вот как
раз между этими самыми субъединицами и
встраивается и-РНК. В цитоплазме клетки
находятся ещё РНК, совершенно особого вида и по
форме напоминают
(
? ) и называются
(
? ), к каждой т-РНК
совершенно определённым образом (ну об этом в 10
классе, дорасти надо) прикрепляется строго
определённая аминокислота ( аминокислот в
цитоплазме достаточно, не зря пища поглощается,
да переваривается, да на мономеры в
пищеварительном канале расщепляется) Вот
собственно в этом и суть первого этапа
биосинтеза белка. А в чём? Да чтобы к каждой
т-РНК присоединилась «своя» аминокислота – это
результат первого этап биосинтеза. (Хотя
не так то там всё и просто, мы про кадоны и
антикодоны, да про ферменты не говорили. Дорасти
надо!)
Второй этап биосинтеза белка. На рибосоме!
(Опять же).
Т-РНК «подтаскивает» « свою» (
? ) к рибосоме, а в
ней, в рибосоме уже встроилась
(
? ), которая состоит
из триплетов, т.е. троек (
? ). Если триплетный
код и-РНК совпадает с триплетным кодом на т-РНК
аминокислота отрывается от своей т-РНК, следом к
и-РНК подходит следующая т-РНК, и если её
(
? ) соответствует
коду на
(
? ), то аминокислота
отрывается от своей
(
? ), следом … то же
самое.
Таким образом, второй этап биосинтеза –
это перевод « языка» нуклеотидов РНК на «язык»
аминокислот.
Третий этап биосинтеза белка.
Фермент синтетазаприсоединяет
оторвавшуюся аминокислоту с помощью
(
? ) связи к уже
растущей на рибосоме цепи белка В итого
образуется молекула (
? ), строение которой
строго соответствует гену.
А где он, ген, расположен?
(
? )
А белок в клетке зачем? Ответ жду на следующем
уроке!!! )))
Работа с использованием листов
самостоятельной работы идёт активнее, если
ребята работают на компьютерах. Я думаю, что
такие задания можно выполнять через сетевые
Интернет-сообщества, даже используя, любимые
детьми «Контакты».
С одной стороны при такой организации
самостоятельной работы постановка цели и
планирование деятельности ученик осуществляет с
помощью учителя.
С другой стороны наличие задач, проблемных
вопросов, особого времени на решение,
необходимость умственного напряжения даёт
возможность для проявления самостоятельности,
сознательности, активности.
На первый взгляд самостоятельная работа
организуется по заданной форме и образцу, в то же
время происходит модификация алгоритма в
изменённой ситуации, используется
конструктивный метод работы с переносом знаний в
необычную ситуацию.
Разнообразие заданий позволяет так строить
процесс обучения, что предъявляются достаточно
высокие требования к более подготовленным
школьникам, обеспечивает их интеллектуальное
развитие, и в то же время создаются условия для
успешного овладения знаниями и развития менее
подготовленных учащихся.
В заключении притча. Один ученик приставал к
Мастеру с бесконечными вопросами. Мастер сказал
ему: «В твоем сердце ответы на все твои вопросы, и
только ты знаешь, как найти их». На следующий день
он добавил: «Твой путь к Истине не может быть
освещен кем-то другим. Ты хочешь взять взаймы мой
фонарь. Я же хочу научить тебя, как сделать свой
собственный».