Продукты жизнедеятельности организмов в прошлом полезные ископаемые
ИСКОПА́ЕМЫЕ ОСТА́ТКИ ОРГАНИ́ЗМОВ (окаменелости, фоссилии), остатки и следы жизнедеятельности организмов геологического прошлого. По форме сохранности различают эуфоссилии (тела организмов, их части, фрагменты, отпечатки и слепки), ихнофоссилии (следы и продукты жизнедеятельности организмов) и хемофоссилии (фрагменты органич. молекул, входивших в состав организмов), исходя из размеров – макрофоссилии и микрофоссилии. К последним относят как целые микроорганизмы (фораминиферы, радиолярии, диатомовые водоросли и др.), так и части более крупных организмов (элементы скелета или покровов животных, споры и пыльца растений и т. д.), плохо различимые или не различимые невооружённым глазом (условно размером ок. 1 мм и менее).

Ископаемые остатки организмов (масштабы не соблюдены): 1 – панцирь трилобита Asaphus kowalevskii (ордовик, Ленинградская область); 2 – отпечаток таракана Aktassoblatta fusca (юра, Казахстан); 3 – рако…
Фото П. Ю. Порхаева
Форма и степень сохранности эуфоссилий зависят от строения организма (прежде всего наличия скелета), места его обитания, условий и скорости захоронения; лучше всего И. о. о. сохраняются в донных осадках водных бассейнов. Тела подавляющего большинства организмов после их смерти подвергаются разложению и разрушению. При определённых условиях захороненные в осадках скелетные образования под влиянием разл. факторов подвергаются фоссилизации (окаменению); их анатомич. строение сохраняется вследствие заполнения полостей и пор осадком, а иногда происходит полное замещение скелетного вещества минер. соединениями. В условиях ограниченного доступа кислорода и благоприятного режима осадконакопления формируются скопления эуфоссилий исключительной сохранности (в т. ч. с отпечатками или слепками мягких тканей) и разнообразия – лагерштетты. Отпечатки образуются в осадочных породах в виде оттисков со скелетов, покровов или мягких тел организмов, уничтоженных в процессе преобразования осадка. Слепки формируются в результате заполнения осадком полостей тела или полостей, возникших на месте разрушенных организмов (их называют соответственно внутренними и внешними ядрами). Мелкие животные, фрагменты растений и др. остатки (иногда со следами органич. вещества) сохраняются в виде пустотелых включений в янтаре. Полная сохранность организмов встречается крайне редко, преим. у организмов четвертичного периода (млекопитающие в многолетней мерзлоте, позвоночные и насекомые – в озокерите, семена, орехи, шишки и древесина растений в торфяниках и др.). Такие И. о. о. называют субфоссилиями (т. е. почти ископаемыми).
К ихнофоссилиям относят сохранившиеся в осадочных породах норы, ходы и их слепки, следы передвижения по поверхности грунта, питания, сверления и др., содержимое желудка (гастролиты), разл. постройки, кладки и литологические текстуры микробного происхождения (в частности, сформировавшиеся в результате жизнедеятельности цианобактерий), а также продукты жизнедеятельности организмов (в т. ч. копролиты, смолы) и образованные при участии бактерий осадочные горные породы, железные и марганцевые руды, фосфориты, серосодержащие породы, угли, горючие сланцы, графит, нефть и газ.
Хемофоссилии (биомаркеры, биохимич. ископаемые) – сохранившиеся в осадочных породах и горючих полезных ископаемых остатки первичных или преобразованных молекул органич. соединений. Эти реликтовые соединения сохраняют осн. черты строения, свойственные исходным молекулам, что позволяет выяснять характер эволюции отд. групп организмов и биосферы в целом.
И. о. о. используются для определения относительного возраста геологич. слоёв, в которых они обнаруживаются (см. Палеонтологический метод, Руководящие ископаемые). Их изучение позволило выяснить историю развития и закономерности эволюции мн. групп вымерших и ныне живущих организмов, установить последовательность изменения животного и растит. мира во времени и разделить историю Земли на эры, периоды, эпохи и др. подразделения (см. Геохронологическая шкала, Стратиграфия). О вымерших организмах и путях их эволюции можно судить и по т. н. живым ископаемым – совр. видам, сохранившимся от групп животных или растений, характерных для прошлых геологических эпох (напр., среди животных – наутилусы, латимерия, гаттерия, среди растений – гингко).
Минер. и литологич. образования небиологич. природы, по форме напоминающие И. о. о. (дендриты, кристаллы, конкреции, трещины усыхания и т. п.), называются псевдофоссилиями. И. о. о. – предмет изучения палеонтологии, закономерности процессов образования захоронений И. о. о. исследует тафономия.
Источник
У этого термина существуют и другие значения, см. Окаменелость.
Фосси́лии (лат. fossilis — ископаемый, окаменелость в палеонтологии) — ископаемые остатки организмов или следы их жизнедеятельности, относящиеся к прежним геологическим эпохам.
Фоссилии предоставляют важную информацию об организмах эпохи своего образования. Их можно обнаружить при раскопках или они обнажаются в результате эрозии. Существуют методы анализа, позволяющие приблизительно определить время их образования или консервации.
Описание[править | править код]
Фоссилии обычно представляют собой остатки (не путать с человеческими останками) или отпечатки животных и растений, сохранившиеся в почве, камнях, затвердевших смолах. Довольно часто таким образом сохраняются только твёрдые части тела животного — раковины, зубы, кости, которые нередко замещаются минеральным веществом. Мягкие же ткани разлагаются, однако по результатам их взаимодействия с окружающим материалом (изменению формы или химического состава) иногда можно судить о мягких тканях окаменевшего организма. К фоссилиям относят также законсервированные следы, например, ног организма на мягком песке, глине или грязи.
Под фоссилиями могут пониматься любые несовременные остатки или следы живых организмов, однако часто этот термин применяется в более узком смысле для обозначения лишь тех остатков и следов, которые встречаются в доплейстоценовых отложениях и прошли процесс фоссилизации[1]. Такие остатки и следы также называют окаменелости[1][2].
Фоссилизация[править | править код]
Фоссилизация — совокупность процессов преобразования погибших организмов в ископаемые. Она сопровождается воздействием различных факторов среды и прохождением процессов диагенеза — физических и химических преобразований, при переходе осадка в породу, в которую они включены[источник не указан 590 дней].
После гибели организма в первую очередь происходит разрушение мягких тканей, затем — заполнение пустот скелета минеральными соединениями. Иногда пустоты скелета подвергаются пиритизации, ожелезнению, в них могут возникать друзы и включения кальцита, аметиста, флюорита, галенита и т. д.
 При фоссилизации скелет подвергается перекристаллизации, приводящей к устойчивым минеральным модификациям. Например, арагонитовые раковины моллюсков преобразуются в кальцитовые. Известны случаи минерализации, когда первичный химический состав скелета изменяется (псевдоморфозы). Так, известковые раковины частично или полностью замещаются водным кремнеземом и наоборот. Иногда наблюдаются фосфатизация, пиритизация и ожелезнение минеральных и органических скелетов.
Растения при фоссилизации обычно[когда?] подвергаются полному разрушению, оставляя т. н. отпечатки и ядра, однако их остатки обнаруживаются в ископаемом виде начиная с докембрия (фоссилизированное органическое вещество[3]).
Отмершие ткани могут замещаться минеральными соединениями (псевдоморфозы), чаще всего кремнеземом, карбонатом и пиритом. Подобное полное или частичное замещение стволов растений при сохранении внутренней структуры называется петрификация[источник не указан 590 дней].
Типы[править | править код]
Субфоссилии[править | править код]
Субфоссилии (лат. sub — под, почти) — ископаемые, у которых сохранился не только скелет, но и слабоизмененные мягкие ткани. Для растительных остатков используют термин «фитолеймы» (др.-греч. φυτόν — растение; λεῖμμα — остаток). Они представлены в различной степени изменёнными растительными остатками, сохраняющими клеточную структуру. К субфоссилиям относят фитолеймы из четвертичных отложений — семена, орехи, шишки хвойных, древесина, захороненные в торфяниках.
К субфоссилиям также принадлежат уникальные находки некоторых животных, например мамонты, носороги и птицы. Консервантами в таких случаях являются вечная мерзлота, различные битумы, вулканический пепел, эоловые пески. Ранее считалось, что янтарь также является хорошим консервантом, однако в нём не сохраняются мягкие ткани. Ископаемые растения и животные в янтаре полностью сохраняют свою форму, что позволяет тщательно изучить их внешнюю морфологию. Но попытка извлечь объекты заканчивается тем, что все их содержимое рассыпается в пыль.
Субфоссилии часто рассматриваются не как разновидность фоссилий, а как равнозначная им самостоятельная категория объектов палеонтологических исследований[1].
Эуфоссилии[править | править код]
Эуфоссилии, или эвфоссилии (др.-греч. εὖ — хорошо) представлены целыми скелетами или их фрагментами, а также отпечатками и ядрами. Скелетные остатки имеют минеральный или органический состав. К ним относятся раковины и скелеты животных, оболочки бактерий и грибов, а также органические остатки листьев, семян, плодов, спор и пыльцы. Скелеты являются основными объектами палеонтологических исследований.
 Иногда используется термин «органикостенные микрофоссилии», к которым относятся оболочки бактерий и грибов, нитчатых цианобактерий, а также споры и пыльца. Размеры таких фоссилий менее 100 мкм.
 Многие эуфоссилии сохраняют информацию не только о мягких частях организма и его функциональных системах, таких как кровеносная, половая, проводящие пучки растений и др., но и об образе жизни и биогеохимических процессах.
Ихнофоссилии[править | править код]
Ихнофоссилии (др.-греч. ἴχνος — след) — следы жизнедеятельности ископаемых организмов. Чаще всего они сохраняются в виде отпечатков, реже в виде слабообъемных образований. К ним относятся следы ползания и зарывания членистоногих, червей, двустворок; следы выедания, норки, ходы и следы сверления губок, двустворок, членистоногих; следы передвижения позвоночных. Изучением ихнофоссилий занимается палеоихнология.
Копрофоссилии[править | править код]
Копрофоссилии (др.-греч. κόπρος — помёт, навоз) образованы продуктами жизнедеятельности ископаемых организмов. Имеют объёмный характер, сохраняются в виде валиков, конкреций, холмиков, столбиков, пластовых тел.
 К наиболее типичным копрофоссилиям относятся конечные продукты пищеварения позвоночных животных, непереваренные остатки других животных и растений. Обычно они представлены валиками и ленточками, обогащёнными кальцием, железом, магнием, калием и фосфором. Копрофоссилии обычно имеют более светлый или, наоборот, более тёмный цвет, нередко с красноватым оттенком, что выделяет их из окружающей породы. См. также копролиты.
Хемофоссилии[править | править код]
Хемофоссилии (др.-греч. χημία — химия) представлены органическими ископаемыми биомолекулами бактериального, цианобактериального, растительного и животного происхождения. Обычно сохраняют химический состав биомолекул, который позволяет определить систематическое положение ископаемого организма, но не его морфологию. Являются объектом изучения биохимии и молекулярной палеонтологии.
Наряду с субфоссилиями часто рассматриваются не как разновидность фоссилий, а как самостоятельная категория объектов палеонтологических исследований[2].
Научные направления[править | править код]
Среди наук геологического цикла изучающих фоссилии представлены многие научные направления, среди них:
См. также[править | править код]
- Окаменелость
 - Тафоценоз
 - Псевдоморфоза
 
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Янин Б. Т. Терминологический словарь по палеонтологии. — Москва: Издательство Московского университета, 1990. — 136 с. — 4700 экз. — ISBN 5-211-01069-8.
 - ↑ 1 2 Барсков И. С., Янин Б. Т. Методика и техника палеонтологических исследований. Часть I. Методика полевых палеонтолого-стратиграфических исследований. — Москва: Издательство Московского университета, 1997. — 104 с. — 500 экз. — ISBN 5-211-03896-7.
 - ↑ Успенский В. А., Радченко О. А., Смирнова Н. Б. О построении углефикационного преобразования фоссилизированного органического вещества по данным его химико-вещественного состава // Химия твердого топлива. 1981. № 2. С. 3-9.
 
Литература[править | править код]
- Ефремов И. А., Тафономия и геологическая летопись, кн. 1, М.—Л., 1950 (Труды Палеонтологического института АН СССР, т. 24);
 - Криштофович А. Н., Палеоботаника, 4 изд., Л., 1957;
 - Палеонтология беспозвоночных, М., 1962;
 - Abel О., Vorzeitliche Lebensspuren, Jena, 1935.
 
Ссылки[править | править код]
- Окаменелости: путеводная нить природы (Проверено 16 июня 2009)
 - Ископаемые остатки организмов / В. Н. Шаманский // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. (Проверено 16 июня 2009)
 
Источник
Одна из главных задач воспитания подрастающего
 поколения – формирование самостоятельности
 мышления, подготовка к творческой деятельности.
 Это требование времени, социальная задача,
 которую призвана решать, прежде всего, школа.
 России нужны сейчас не просто знающие люди, а
 люди творческого склада, инициативные и
 пытливые, способные активно трудиться, развивать
 науку, технику, культуру. Школа должна готовить
 учащихся к непрерывному образованию и
 самообразованию, вырабатывать у них навыки
 самостоятельно пополнять свои знания, умело и
 быстро ориентироваться в потоке научной и
 политической информации.
Как научить самостоятельности учащихся? Путей
 в педагогическом арсенале много. Рождены и
 проверены они опытом, учительским чутьем,
 творчеством. При всем их многообразии путь
 усвоения содержания учебного материала,
 изложенного в учебнике, является
 основополагающий. Можно говорить об удачности и
 неудачности учебников по биологии, отмечать
 упрощенность одних или, напротив, усложненность
 других. Главное умение и желание работать.
Учебник является необходимым условием для
 того, чтобы учащиеся прочно усвоили материал,
 объясненный учителем. Учебная книга создает для
 ребят возможность возвращаться к данному
 материалу, для того чтобы глубже продумать и
 закрепить этот материал или отдельные его части.
 Работа по формированию у учащихся умений и
 навыков работы с учебником должна вестись
 учителями на всех этапах обучения: при сообщении
 нового материала, при осмысливании и закреплении
 знаний, при проверке домашних заданий. За время
 обучения в школе учащиеся должны овладеть
 следующими умениями и навыками в работе с
 учебником: уметь выделять главное в тексте,
 рисунке, таблице; устанавливать логическую связь
 и зависимость между сведениями, изложенными в
 параграфе учебника; сравнивать изучаемые
 явления; делать обобщения, выводы по одному или
 нескольким параграфам учебника; составлять
 схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
 делать анализ содержания рисунков; составлять
 словарь по теме; самостоятельно изучать
 отдельную тему учебника; составлять план по
 тексту учебника; уметь составлять задачи,
 используя текст учебника; писать конспекты,
 сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике.
 Перечисленные умения и навыки могут быть
 сформированы у школьников лишь при условии
 специально организованного обучения
 рациональным приемам работы с учебником.
В старших классах учащиеся легко могут,
 выполняя, данные им письменно задание изучить,
 усвоить, закрепить любой учебный материал
 самостоятельно, используя учебник. Главное –
 задания для учащихся должны быть интересными и
 разнообразными по форме и содержанию.
 Современные ученики хорошо освоили систему
 он-лайн общения, в листах самостоятельной работы,
 которые я предлагаю учащимся, это используется.
При изучении темы «История формирования
 сообществ живых организмов. Биогеоценозы и
 биоценозы» в 9 или 11 классе учащимся предлагаю
 приведённый ниже лист для самостоятельной
 работы учащихся.
Урок самостоятельного закрепления
 темы «Биосфера, её структура и функции» и
 изучения темы «История формирования сообществ
 живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы»
Задачи урока:
- закрепить знания о биосфере, круговоротах
веществ в природе и биогеологической роли живых
организмов, - объяснить причины (факторы), влияющие на
формирование различий растительного и животного
мира континентов, - сформировать понятия биогеоценоз, биоценоз,
биомасса, первичная продукция, потребители. 
Обращение:
Чтобы решить поставленные задачи вам
 потребуется подумать, познакомиться с
 материалом учебника, возможно, посоветоваться с
 товарищами или учителем.
 Уровень 1: Проверка знаний по теме
 «Биосфера, её структура и функции».
Задание 1.
Познакомьтесь с тезисами из работ Владимира
 Ивановича Вернадского и сделайте выводы о
 значении его трудов для развития науки в целом.
 « …Явления жизни и явления мёртвой природы,
 взятые с геологической, т.е. планетарной точки
 зрения, являются проявления единого процесса.
 … Мы получили в науке ряд наблюдений и
 достижений, которые указывают на огромное
 значение организмов в земной коре, в частности в
 химических её процессах…
 …На земной поверхности нет химической силы
 более постоянно действующей, а поэтому более
 могущественной по своим конечным последствиям,
 чем живые организмы, взятые в целом» В.И.
 Вернадский
Задание 2.
Выберите из приведённых ниже определений, то
 которое раскрывает понятие «Биосфера – это …»
 А) оболочка Земли .в которой существуют и
 взаимодействуют с окружающей средой ( или когда
 – либо существовали и взаимодействовали) живые
 существа;
 Б) оболочка Земли, включающая часть литосферы,
 атмосферы, гидросферы;
 В) оболочка Земли, в которой существует
 человечество.
Задание 3.
Границы биосферы определяются факторами
 земной среды, которые делают невозможным
 существование живых организмов. Найдите
 соответствие 
 между оболочками Земли и факторами, которые
 являются ограничивающими для той или иной
 оболочки:
| Атмосфера | Гидросфера | Литосфера | 
А) недостаток света и избыточное давление,
 Б) губительное для жизни коротковолновая часть
 ультрафиолетового излучения Солнца,
 В) температура и уровень проникновения воды в
 жидком состоянии.
Задание 4.
Какие полезные ископаемые являются продуктами
 жизнедеятельности организмов в прошлом?
 Приведите не менее 7 примеров таких полезных
 ископаемых.
Задание 5.
Какие газы атмосферы имеют преимущественно
 биогенное происхождение? Выберите правильные
 ответы:
а) кислород;  
             б) водород;
                в)
 озон;          
                        
 г) азот;
 д) гелий;
                   
 е) аргон;
                    
 ж) углекислый газ;
 з) оксиды серы;         и) оксиды
 азота.
Блиц-опрос (дайте краткий ответ):
- Процесс в результате которого углерод в виде
углекислого газа поступает в атмосферу… - Основной источник кислорода на Земле …
 - Оболочка Земли заселённая живыми организмами…
 - Чем образована атмосфера Земли?
 - 70% поверхности земного шара занимает …
 - Их называют продуцентами.
 - Защитный экран планеты Земля…
 - Бактерии, которые атмосферный азот включают в
круговорот веществ … - Какие организмы можно назвать концентраторами?
 - Вернадский для живого вещества определил
газовую биогеохимическую функции. Какие газы
поглощают и выделяют живые организмы? 
Задание 6. Найдите соответствие между
 веществами, входящими в структуру биосферы и
 приведёнными ниже примерами:
| Живое вещество | Биогенное вещество | Косное вещество | Биокосное вещество | 
1)
 водоросли;           
  2) кислород;  
            
                       3)
 почва;       
             4)
 вулканическая лава;
 5) углекислый газ;     6)
 уголь;        
                                   
 7)* янтарь;    
             8) опавшие
 листья;
 9) навоз;
                    
 10) * пыльца
 растений;                  
 11) озон;        
            12) * паутина;
 13)
 .мел;                    
 14) лишайники;        
                        15)*
 гумус;    
             16) грибы; 
 17) метеориты;          18)* туман;
   
                                   
 19) базальт;   
             20)* глина.
Уровень 2: Изучение нового материала по
 теме «История формирования сообществ живых
 организмов. Биогеоценозы и биоценозы»
Задание 1.
Учёные выделяют три основных фактора,
 послуживших причиной и влияющих на формирование
 различий растительного и животного мира
 континентов. Приведите примеры, которые
 доказывают существование этих факторов:
 1. Геологическая история материков.
 2. Различие климатических условий в широтном
 направлении, формирование биомов (тундра, тайга,
 леса, степи, пустыни и т.д.).
 3. Изоляции.
Задание 2.
А) Рассмотрите рисунок различных
 биогеоценозов.
 Прочитайте определения «биогеоценоз» и
 составьте его схематичное изображение с
 использованием математических символов «+», «–»,
 «=».
 Б) Приведите примеры продуцентов, консументов
 первого порядка, консументов второго порядка,
 редуцентов.
 В) Закончите высказывания:
 Биомасса – это …
 Первичная продукция – это …
Уровень 3.
Запишите домашнее задание
Обращение. Желаю успеха  в изучении биологии! На
 следующем уроке мы узнаем о биотических факторах
 среды и их взаимодействии.   :–) !!!!!
На следующем уроке обязательно проводится
 обсуждение выполненной работы и приводятся
 ответы к заданиям.
Ответы к заданиям 1 уровня «Проверка знаний»
Блиц-опрос:
- Процесс в результате, которого углерод в виде
углекислого газа поступает в атмосферу. (Дыхание) - Основной источник кислорода на Земле. (Фотосинтез)
 - Оболочка Земли заселённая живыми организмами. (Биосфера)
 - Чем образована атмосфера Земли? (Воздух)
 - 70% поверхности земного шара занимает. (Вода)
 - Их называют продуцентами. (Растения)
 - Защитный экран планеты Земля. (Озоновый экран)
 - Бактерии, которые атмосферный азот включают в
круговорот веществ. (Азотфиксирующие) - Какие организмы можно назвать концентраторами? (Растения)
 -  Вернадский для живого вещества определил
газовую биогеохимическую функцию? Какие газы
поглощают и выделяют живые организмы? (О2,
СО2, азот, аммиак, сероводород и др.) 
Задание 4.
7 примеров таких полезных ископаемых, которые
 являются продуктами жизнедеятельности
 организмов в прошлом: уголь, нефть, торф,
 известняк, мел, кремнистые сланцы, фосфориты,
 природный газ.
Задание 6.
Соответствие между веществами, входящими в
 структуру биосферы и приведёнными ниже
 примерами:
живое  | биогенное  | косное  | биокосное  | 
| 1, 10*,14, 16 | 2, 5, 6, 8, 11, 13, 7, 12, 9 | 4, 17,18, 19, 20. | 3, 15 | 
1)
 водоросли;           
  2) кислород;  
                                   3)
 почва;        4) вулканическая
 лава;
 5) углекислый газ;     6)
 уголь;        
                                   
 7)* янтарь;     8) опавшие листья;
 9) навоз;
                    
 10) * пыльца
 растений;                  
 11) озон;         12) * паутина;
 13)
 .мел;                    
 14) лишайники;        
                        
 15)* гумус;     16) грибы; 
 17) метеориты;          18)* туман;
   
                                   
 19) базальт;    20)* глина
Ответы к заданиям 2 уровня «Изучение нового
 материала»
Задание 2. Схематичное изображение
 определения «биогеоценоз» с использованием
 математических символов «+», «–», «=»
 Растения + животные + микроорганизмы + факторы
 среды = биогеоценоз
Приведённый ниже лист самостоятельной работы
 учащихся можно использовать как при изучении
 темы «Биосинтез белка», так и при её закреплении
 и повторении. Учащимся даётся задание вставить в
 скобках пропущенные слова. Если задание
 выполняется при изучении учебного материла, то
 учащиеся работают с помощью учебника.
 Лист самостоятельной работы предлагаю
 следующий:
Лист самостоятельной работы по теме
 «Биосинтез белка»
Задание (проще некуда): Вставьте в
 скобках пропущенные слова и знания по трудной
 теме «Биосинтез белка» вам обеспечены, а если ещё
 посмотреть схемы или мультимидийные презентации
 по теме, то гарантированы. Начали …
Биосинтез это процесс образования при участии
 ферментов из низкомолекулярных веществ
 (    
 ?            ) сложных
 высокомолекулярных веществ
 (         
 ?          ): из аминокислот
 синтезируются
 (           
 ?            ), сложные
 углеводы (         
 ?          ) синтезируются из
 ( ?          ). Нуклеиновые
 кислоты образуются из
 (           
 ?          ). Молекулы липидов
 образованы остатком (      
 ?          ) и (    
 ?          ).
 Совокупность реакций биологического синтеза
 называется (   ?         
 или     ?         
 или     ?          ),
 его сущность: образование из (
 ?          ), поступающих в
 клетку из внешней среды (      
 ?          ). характерных для
 данной клетки.
Рассмотрим одну из важнейших форм
 пластического обмена – биосинтез белков. Он
 состоит из нескольких этапов.
В ядре:
Транскрипция (от латинского
 «транскрипцио» – переписывание) – это процесс
 образования и-РНК на основе одной из цепей ДНК.
 Как это происходит? Да вот так!
Специальный фермент – полимераза, двигаясь по
 ДНК, разрушает (водородные) связи соединяющие две
 цепи ДНК и затем по принципу
 (             
 ?          ) подбирает
 нуклеотиды для и-РНК и соединяет их в единую
 цепочку. Если в нити ДНК стоит нуклеотид,
 содержищий Тимин, то в нить и-РНК встроится
 нуклеотид с (           
 ?          ), если в ДНК –
 Гуанин, то в и-РНК (      
 ?          ), 
 если в ДНК – Аденин, то в и – РНК
 (      
 ?          ),
 если в ДНК – Цитозин, то в и –
 РНК(     
 ?          ),
 информационная РНК-копия не всей молекулы ДНК, а
 только её части, одного гена (иногда группы генов,
 но редко).
Внимание! Правило! Ген – это участок
 молекулы ДНК, несущий информацию о структуре
 одного белка!
А как это? Да элементарно!
 Каждой аминокислоте соответствует триплет – это
 (    ?          ),
 например, ГЦУ в и-РНК – это шифр аминокислоты
 аланина, ЦГУ – аминокислоты аргинина, ААУ –
 аминокислоты аспарагина, АУУ – аминокислоты
 изолейцина и т.д. Кстати, как по написанным
 триплетам можно определить, что речь идёт именно
 о РНК?
 Вот и получается, и – РНК по своему строению, т.е.
 по расположению нуклеотидов точно соответствует
 расположению нуклеотидов в ДНК, т.е. несёт
 информацию о каком-то(      
 ?          ), а
 триплетнозашифрованная информация на ДНК –
 информация о последовательности
 (      ?          )
 в каком-то белке.
 Всё, и-РНК готова, она проходит через поры в
 ядерной мембране (ух, какая!) и выходит в
 (      ?          ),
 а потом попадает в место синтеза белка, т.е. на
 (             
 ?          )
 А дальше что? 
 Да собственно сам биосинтез белка,
 который ещё называют трансляцией (с
 латинского «трансляцио» – передача). Всё
 происходит на рибосомах.
Первый этап биосинтеза белка.
Рибосомы – мельчайшие органоиды, состоят из
 двух субъединиц большой и малой, а каждая
 субъединица построена из
 (                      
 ?          ) и белка. Вот как
 раз между этими самыми субъединицами и
 встраивается и-РНК. В цитоплазме клетки
 находятся ещё РНК, совершенно особого вида и по
 форме напоминают 
 (          
 ?          ) и называются
 (                  
 ?          ), к каждой т-РНК
 совершенно определённым образом (ну об этом в 10
 классе, дорасти надо) прикрепляется строго
 определённая аминокислота ( аминокислот в
 цитоплазме достаточно, не зря пища поглощается,
 да переваривается, да на мономеры в
 пищеварительном канале расщепляется) Вот
 собственно в этом и суть первого этапа
 биосинтеза белка. А в чём? Да чтобы к каждой
 т-РНК присоединилась «своя» аминокислота – это
 результат первого этап биосинтеза. (Хотя
 не так то там всё и просто, мы про кадоны и
 антикодоны, да про ферменты не говорили. Дорасти
 надо!)
Второй этап биосинтеза белка. На рибосоме!
 (Опять же).
Т-РНК «подтаскивает» « свою» ( 
 ?          ) к рибосоме, а в
 ней, в рибосоме уже встроилась
 (          
 ?          ), которая состоит
 из триплетов, т.е. троек (      
 ?          ). Если триплетный
 код и-РНК совпадает с триплетным кодом на т-РНК
 аминокислота отрывается от своей т-РНК, следом к
 и-РНК подходит следующая т-РНК, и если её
 (              
 ?          ) соответствует
 коду на
 (                
 ?          ), то аминокислота
 отрывается от своей
 (         
 ?          ), следом … то же
 самое.
Таким образом, второй этап биосинтеза –
 это перевод « языка» нуклеотидов РНК на «язык»
 аминокислот.
Третий этап биосинтеза белка.
Фермент синтетазаприсоединяет
 оторвавшуюся аминокислоту с помощью
 (           
 ?          ) связи к уже
 растущей на рибосоме цепи белка В итого
 образуется молекула (       
 ?          ), строение которой
 строго соответствует гену.
 А где он, ген, расположен?
 (                     
 ?          )
 А белок в клетке зачем? Ответ жду на следующем
 уроке!!! )))
Работа с использованием листов
 самостоятельной работы идёт активнее, если
 ребята работают на компьютерах. Я думаю, что
 такие задания можно выполнять через сетевые
 Интернет-сообщества, даже используя, любимые
 детьми «Контакты».
С одной стороны при такой организации
 самостоятельной работы постановка цели и
 планирование деятельности ученик осуществляет с
 помощью учителя.
С другой стороны наличие задач, проблемных
 вопросов, особого времени на решение,
 необходимость умственного напряжения даёт
 возможность для проявления самостоятельности,
 сознательности, активности.
На первый взгляд самостоятельная работа
 организуется по заданной форме и образцу, в то же
 время происходит модификация алгоритма в
 изменённой ситуации, используется
 конструктивный метод работы с переносом знаний в
 необычную ситуацию.
Разнообразие заданий позволяет так строить
 процесс обучения, что предъявляются достаточно
 высокие требования к более подготовленным
 школьникам, обеспечивает их интеллектуальное
 развитие, и в то же время создаются условия для
 успешного овладения знаниями и развития менее
 подготовленных учащихся.
В заключении притча. Один ученик приставал к
 Мастеру с бесконечными вопросами. Мастер сказал
 ему: «В твоем сердце ответы на все твои вопросы, и
 только ты знаешь, как найти их». На следующий день
 он добавил: «Твой путь к Истине не может быть
 освещен кем-то другим. Ты хочешь взять взаймы мой
 фонарь. Я же хочу научить тебя, как сделать свой
 собственный».
Источник