Продажа полезных ископаемых на едином налоге

Реализацией (продажей) полезных ископаемых считайте переход права собственности на них к покупателю. Как правило, это происходит при передаче добытых полезных ископаемых покупателю. Если же в договоре установлен другой порядок перехода права собственности (например, после оплаты продукции), покупатель получает это право только после выполнения всех предусмотренных требований. В этом случае переданная покупателю продукция будет считаться не проданной, а отгруженной.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ.

Бухучет

В бухучете при реализации добытых полезных ископаемых отразите:

  • выручку;
  • списание себестоимости;
  • списание расходов, связанных с продажей.

Это следует из положений пункта 12 ПБУ 9/99 и пунктов 5, 7 ПБУ 10/99.

Выручку отражайте, если соблюдены все условия для ее признания. А по договорам в валюте либо условных единицах учтите еще и некоторые особенности определения ее размера.

Подробнее об отражении в бухучете валютной выручки читайте Как отразить в учете поступление и использование валюты и валютной выручки.

Выручку отражайте за вычетом НДС, акцизов, таможенных пошлин и других аналогичных платежей, включенных в цену реализации.

Такие правила установлены пунктами 3 и 12 ПБУ 9/99.

Реализацию в бухучете отразите следующей записью:

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка за проданные добытые полезные ископаемые (безналичный расчет);

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с реализации;

Дебет 50 Кредит 90-1
– отражена выручка за проданные добытые полезные ископаемые (наличный расчет).

Авансы, полученные в счет будущих поставок, отражайте в составе кредиторской задолженности:

Дебет 51(50) Кредит 62 «Расчеты по авансам полученным»
– отражено поступление аванса в счет будущих поставок.

При этом необходимо начислить НДС:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с аванса.

И только после перехода права собственности эти суммы учтите в составе выручки. При этом в учете сделайте записи:

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка за проданные полезные ископаемые;

Дебет 62 «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– зачтен аванс за проданные полезные ископаемые.

Также необходимо принять к вычету НДС, ранее принятый к вычету, и сделать следующие записи:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных»
– принят к вычету НДС, начисленный с аванса;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с реализации.

Одновременно с выручкой отразите cписание себестоимости добытых полезных ископаемых:

Дебет 90-2 Кредит 43
– учтена в составе расходов себестоимость реализованных добытых полезных ископаемых.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 43, 50, 51, 62, 90).

Расходы на продажу признавайте в бухучете по общему правилу. То есть в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической оплаты. К ним, в частности, относятся следующие расходы:

  • на доставку и погрузку (включая тарифы на транспортировку трубопроводным транспортом, дополнительные расходы на железнодорожную транспортировку, морской фрахт, погрузочно-разгрузочные работы, портовые сборы и прочие расходы);
  • хранение;
  • затаривание и упаковку;
  • и т. п.

Расходы на продажу накапливайте по дебету счета 44:

Дебет 44 Кредит 60 (69, 70, 71, 76, 97)
– отнесены к расходам на продажу затраты, связанные с реализацией.

А в конце отчетного периода (месяца) накопленные на счете 44 суммы спишите на себестоимость продаж:

Дебет 90-2 Кредит 44
– списаны расходы на продажу.

Это следует из положений пунктов 226 и 228 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, Инструкции к плану счетов (счета 44, 90).

Более подробно об учете расходов на продажу см. Как отразить в учете расходы на продажу готовой продукции.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении реализации добытых полезных ископаемых. Право собственности перешло к покупателю в момент передачи добытых полезных ископаемых

ЗАО «Альфа» получило лицензию на добычу плотных карбонатных осадочных пород (ПКОП). Указанные добытые полезные ископаемые «Альфа» реализует в неизмененном виде.

«Альфа» платит налог на прибыль ежемесячно (исходя из фактической прибыли) и применяет метод начисления.

В марте затраты организации составили 373 000 руб., в том числе:

  • прямые расходы – 303 000 руб.;
  • косвенные расходы – 70 000 руб.

Всего в марте «Альфа» добыла 380 тонн ПКОП. Прямые расходы на добычу составили 279 600 руб.

Стоимость остатков незавершенного производства на конец марта составила 23 400 руб.

Таким образом, себестоимость тонны ПКОП составила 920 руб. ((279 600 руб. + 70 000 руб.) : 380 т.). В учетной политике организации установлено, что готовая продукция учитывается по фактической себестоимости.

В этом же месяце было реализовано 270 тонн ПКОП на сумму 472 000 руб. (в т. ч. НДС – 72 000 руб.).

Бухгалтер «Альфы» отразил реализацию готовой продукции в марте, сделав следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1
– 472 000 руб. – отражена выручка от реализации добытых полезных ископаемых (ПКОП);

Дебет 90-2 Кредит 43
– 248 400 руб. (920 руб. × 380 т.) – учтена в составе расходов фактическая себестоимость реализованных добытых полезных ископаемых (ПКОП);

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 72 000 руб. – начислен НДС с реализации готовой продукции.

При расчете налога на прибыль за март бухгалтер включил в состав доходов выручку от реализации ПКОП – 400 000 руб. (472 000 руб. – 72 000 руб.).

В составе расходов в полной сумме он учел косвенные расходы – 70 000 руб. А сумму прямых расходов, которые уменьшат выручку от реализации ПКОП за март, бухгалтер рассчитал так:

– 80 937 руб. ((380 т. – 270 т.) : 380 т. × (303 000 руб. – 23 400 руб.)) – стоимость остатков готовой продукции на складе на конец месяца;

– 198 663 руб. (303 000 руб. – 23 400 руб. – 80 937 руб.) – прямые расходы, которые уменьшат выручку от реализации за март.

ОСНО: налог на прибыль

При расчете налога на прибыль доходом от реализации добытых полезных ископаемых является выручка (п. 1 ст. 249 НК РФ). Момент ее признания зависит от метода определения доходов и расходов.

Если применяете метод начисления, выручку признавайте в момент реализации добытых полезных ископаемых независимо от того, когда поступила оплата от покупателей (п. 1 и 3 ст. 271 и п. 1 ст. 272 НК РФ).

При кассовом методе выручку учтите в момент получения средств за реализованные полезные ископаемые. Предоплату, полученную от покупателя, также учтите в составе доходов в момент получения (п. 2 ст. 273, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило действует, даже если полезные ископаемые не переданы покупателю (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

Выручку от реализации уменьшите на расходы, связанные с производством и реализацией добытых полезных ископаемых, по группам:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 253 и подпункта 1 пункта 3 статьи 315 Налогового кодекса РФ.

Подробнее об этом см. Как учитывать доходы и расходы от реализации произведенной продукции (работ, услуг).

ОСНО: НДС

В общем случае реализация добытых полезных ископаемых признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 и п. 3 ст. 38 НК РФ). Поэтому в момент отгрузки или получения предоплаты по договору начислите этот налог (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Вместе с тем при реализации некоторых видов полезных ископаемых (связанных с ними ценностей) платить НДС не придется:

Вид полезного ископаемого

Преимущество

Основание

Руда, концентраты и другие промышленные продукты, содержащие драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов. При условии их реализации для производства драгоценных металлов и аффинажа

Реализация освобождена от НДС

подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ

Драгоценные металлы и камни (кроме случаев, подпадающих под подп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ). При условии их реализации Государственному фонду драгметаллов и драгкамней РФ, фондам драгметаллов и драгкамней субъектов РФ, Банку России и другим банкам

Драгоценные камни в сырье (кроме необработанных алмазов). При условии их реализации обрабатывающему предприятию, независимо от его формы собственности, для обработки и последующей продажи на экспорт

Необработанные алмазы. При условии их реализации обрабатывающему предприятию независимо от его формы собственности

подп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ

Любое полезное ископаемое, если местом его реализации признается не территория РФ

При реализации не возникает объект обложения НДС

подп. 1 п. 1 ст. 146 и ст. 147 НК РФ

Любое полезное ископаемое, если оно реализовано на экспорт или помещено под процедуру свободной таможенной зоны. При условии представления всех необходимых документов в налоговую инспекцию

При реализации применяется ставка НДС 0%

подп. 1 п. 1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ

Драгоценные металлы. При выполнении двух условий:

– их реализует организация, которая их добывает либо производит из лома и отходов, содержащих драгметаллы;

– их приобретают Государственный фонд драгметаллов и драгкамней РФ, фонды драгметаллов и драгкамней субъектов РФ, Банк России и другие банки

подп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ

Углеводородное сырье (в т. ч. добытое на морском месторождении), а также продукты его технологического передела (стабильный конденсат, сжиженный природный газ, широкая фракция легких углеводородов).

При выполнении двух условий.

Первое: сырье (продукты его передела) вывезены в пункт назначения за территорию РФ (или мест под ее юрисдикцией) не по таможенной процедуре экспорта (например, для переработки) из места отправки:

– на континентальном шельфе РФ;
– в исключительной экономической зоне РФ;
– в российской части (секторе) Каспийского моря.

Второе: представлены все необходимые для подтверждения льготы документы (контракт, транспортные, товаросопроводительные и другие документы, подтверждающие вывоз)

ст. 147, подп. 2.9 п. 1 ст. 164 и п. 1.1 ст. 165 НК РФ

Применение нулевой ставки НДС надо документально подтвердить.

При экспорте полезных ископаемых организация для этого должна:

  • собрать пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ);
  • заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов (п. 10 ст. 165 НК РФ).

При экспорте полезных ископаемых в страны – участницы Таможенного союза подтверждать нулевую ставку нужно в особом порядке. Подробнее об этом см. Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза.

Вычет входного НДС (в т. ч. восстановленного) по товарам (работам, услугам), использованным для экспорта полезных ископаемых, производите на основании счетов-фактур, выставленных организации-экспортеру. Подробнее об этом см. Как принять к вычету НДС по операциям, связанным с экспортом.

При реализации драгоценных металлов, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, чтобы подтвердить нулевую ставку НДС, в налоговую инспекцию представьте:

  • контракт (копию контракта) на реализацию драгоценных металлов;
  • документы (их копии), подтверждающие передачу драгметаллов Государственному фонду драгметаллов и драгкамней РФ, фондам драгметаллов и драгкамней субъектов РФ, Банку России и другим банкам.

Это следует из положений пункта 8 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что порядок определения суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), которые использованы для добычи (производства) драгоценных металлов, организация устанавливает самостоятельно в своей учетной политике (п. 10 ст. 165 НК РФ). При этом воспользоваться вычетом по таким товарам (работам, услугам) можно на момент отгрузки драгоценных металлов при условии наличия подтверждающих нулевую ставку документов. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 18 августа 2014 г. № АС-4-15/16134.

УСН

Если организация добывает и реализует полезные ископаемые, то она не вправе применять упрощенку. Однако данное ограничение не распространяется на организации, добывающие и реализующие общераспространенные полезные ископаемые.

Это следует из подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 26 марта 2008 г. № 03-06-06-01/7.

Независимо от объекта налогообложения доходы от реализации добытых общераспространенных полезных ископаемых учтите при расчете единого налога. Доходом будет являться выручка от реализации. Это следует из положений пункта 1 статьи 249 и статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Если организация платит единый налог с доходов, уменьшить их на стоимость добытых полезных ископаемых и расходов на продажу она не может (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Облагая единым налогом доходы, уменьшенные на расходы, затраты, связанные с добычей и продажей, учитывайте при его расчете (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). При этом уменьшить доходы можно только на расходы, которые поименованы в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Какие расходы можно учесть при расчете единого налога при упрощенке.

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Регулируется главой 26 Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.

Налогоплательщики[править | править код]

Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Объект налогообложения[править | править код]

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 НК РФ):

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  • общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • метан угольных пластов.

Понятие добытого полезного ископаемого[править | править код]

Ключевым понятием для исчисления НДПИ является “добытое полезное ископаемое”. Законодатель связывает факт добычи полезного ископаемого с возникновением обязанности уплатить НДПИ. Однако минеральное сырье претерпевает изменения в процессе добычи. Например, руды в недрах залегают в виде горного массива; после взрыва массива куски руды отделяются (извлекаются из недр) и перемещаются для переработки; в процессе переработки руда повергается дроблению и измельчению. Все это разные состояния одного и того же вещества, но только одно из них признается добытым полезным ископаемым. Таким образом, для правильного налогообложения важными становятся ответы на два связанных друг с другом вопроса: какое состояние минерального сырья является добытым полезным ископаемым и в какой момент заканчивается добыча. Статья 337 Налогового кодекса РФ дает следующие определения добытого полезного ископаемого:

1. <…> При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации.
3. Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ приведено общее определение добытого полезного ископаемого, а в пункте 3 – специальное, применяемое в особых случаях. Общее определение указывает 3 признака добытого полезного ископаемого:

  • это продукция горнодобывающей промышленности (соблюдение этого признака проверяется по Классификатору видов деятельности (например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
  • оно содержится в извлеченном из недр минеральном сырье (этот признак задает минимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое – должно быть отделено от горного массива, то есть от недр)
  • это первая продукция, для которой предусмотрен стандарт (этот признак задает максимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое).

Для иллюстрации рассмотрим пример с известняком, который добывается из карьера и перерабатывается в щебень на дробильной установке. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) относит и известняк, и щебень к разделу “08 Продукция горнодобывающих производств прочая”, то есть по одному только первому критерию невозможно определить, какое из рассматриваемых веществ не является добытым полезным ископаемым. И отколотый в карьере известняк, и уж тем более щебень, который является раздробленным известняком, отвечают также и второму критерию. И на известняк, и на щебень существуют национальные стандарты (на известняк – это ГОСТ 31436-2011 “Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний”), но известняк является первой в производственном цикле продукцией, соответствующей стандарту, а значит он и должен признаваться добытым полезным ископаемым. То есть добыча заканчивается в момент получения известняка, а его дробление будет являться переработкой, которая, по общему правилу, никогда не осуществляется вместе с добычей.

Существуют ситуации, когда общее определение добытого полезного ископаемого не применяется. Во всех таких ситуациях имеет место соединенение добычных и перерабатывающих операций в единый процесс, поэтому законодатель назвал их специальными видами добычных работ. Такие виды разделены на две группы:

  • признаваемые таковыми в силу своей природы (например, добыча способом подземного выщелачивания или дражная разработка россыпных месторождений)
  • признаваемые таковыми лицензирующим органом.

В первом случае можно говорить не просто о соединение добычи и переработки в один процесс, а о их совмещении. Например, полезные компоненты руды растворяются и выкачиваются через скважины на поверхность. Растворение – это перерабатывающий процесс, без которого нельзя совершить добычу. Добытым полезным ископаемым в этос лучае будет поднятый продуктивный раствор.

Во втором случае такого совмещения не имеется. Так, законодатель в качестве примера относит ко второму случаю добычу полезных ископаемых из пород вскрыши. Вскрыша, которая представлена скальными породами, может быть переработана в щебень, и тогда именно щебень (а не вскрыша) будет признана добытым полезным ископаемым, при этом привычные добычные операции (взрывание, экскавация) не производятся одновременно с переработкой (дроблением). Для отличия специальных видов добычных работ второго типа от прочих перерабатывающих операций законодатель установил условие, согласно которому переработка признается специальным видом добычных работ, если это следует из лицензии на пользование недрами. Например, для случая со вскрышными породами в приложении к лицензии может быть указано, что недропользователь производит щебень из пород вскрыши. Такая формулировка будет означать, что щебень добывается с помощью специального вида добычных работ (дробления).

Помимо определений добытого полезного ископаемого в статье 337 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов полезных ископаемых, разделенных на группы. Такое разделение решает 2 задачи:

  • позволяет законодателю в отдельных случаях уточнить, какое состояние минерального сырье является добытым полезным ископаемым (например, для металлов указано, что это товарные руды, а не концентраты; а для золота, наоборот, указано, что добытым полезным ископаемым могут быть и концентраты)
  • позволяет задавать налоговые ставки сразу для целых групп

Налоговая база[править | править код]

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае). Для нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае, налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Количество добытого полезного ископаемого определяется чаще всего либо прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом, либо косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. На практике налогоплательщики очень часто ошибаются в выбранном методе. Например, при добыче руды весы могут измерять не саму руду, а продукт ее передела. Такой способ определения количества полезного ископаемого правильней называть косвенным, хотя нередко его относят к прямым лишь на том основании, что для определения использовалось измерительное устройство.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество[1].

Налоговые ставки[править | править код]

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля, а также многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа, угля, руд черных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.

Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.

В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.

С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.

29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»[2], который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.

Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.

Налоговые льготы[править | править код]

Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». С экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения. Однако с юридической точки зрения льготные ставки и понижающие ставки коэффициенты могут рассматриваться не как льготы, поскольку являются самостоятельными элементами налогообложения наряду со льготами.

Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.

Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.

Самой распространенной льготой по НДПИ является ставка 0 по нормативным потерям. Идея этой льготы заключается в том, что поскольку добыча всегда сопровождается неизбежными потерями полезного ископаемого, то такие неизбежные потери не следует облагать налогом. При этом потери, которые возможно было избежать, в случае их допущения облагаются налогом в полном размере. Это правило направлено на стимулирование рационального недропользования.

В силу своей массовости ставка 0 по нормативным потерям порождает самое большое количество споров между недропользователями и налоговыми органами. Так, вызывает споры требование налоговых органов измерять потери ежемесячно. В ряде случае оно является неисполнимым (например, потери в штабеле при кучном выщелачивании или потери в залежи при подземном выщелачивании). Другая проблема связана с неразличением налоговыми органами фактических потерь и юридических потерь (например, при добыче из законтурных участков).

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • С. Ю. Шаповалов. “Сложные случаи исчисления НДПИ при добыче золотых, урановых и многокомпонентных руд” – М: “ЮК Шаповалов Петров”, 2018
  • С. Ю. Шаповалов. “Налогообложение добычи ТРИЗ: Комментарий к статье 342.2 Налогового кодекса РФ и некоторым связанным законоположениям” – М: «Налоговая помощь», 2015
  • С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при добыче драгоценных металлов. — М: «Налоговая помощь», 2014 — ISBN 978-5-9900-1433-6.
  • С. Ю. Шаповалов. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». — М: «ПравоТЭК», 2011.
  • С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при нефте- и газодобыче. — М: «Налоговая помощь», 2010 — ISBN 5-9900-1432-5.
  • Л. П. Павлова, М. М. Юмаев. Налогообложение твердых полезных ископаемых: практика и перспективы. — М., 2010.
  • С. Ю. Шаповалов, М. М. Юмаев. Уплата НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод. — М.: «Налоговая помощь», 2009.
  • М. М. Юмаев. Платежи за пользование природными ресурсами. — М., 2005. — ISBN 5-1727-0086-2.

Источник