Процесс обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях

Процесс обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях thumbnail

Естественный отбор

1. 

Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки

1) мутаций                                    

2) внутривидовой борьбы

3) межвидовой борьбы

4) естественного отбора

2. 

Исходным материалом для естественного отбора служит

1) борьба за существование

2) мутационная изменчивость

3) изменение среды обитания организмов

4) приспособленность организмов к среде обитания

3. 

Направляющий фактор эволюции

1) дрейф генов

2) видообразование

3) естественный отбор

4) географическая изоляция

4. 

Состязание самцов в период размножения свидетельствует о проявлении формы отбора

1) стабилизирующего 2) движущего  3) полового  4) методического

5

Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют

1) движущим

2) методическим

3) стихийным

4) стабилизирующим

6

В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушёнными листьями благодаря действию

1) соотносительной изменчивости

2) модификационной изменчивости

3) естественного отбора

4) искусственного отбора

7

Какой процесс мог привести к формированию у ядовитых животных яркой окраски

1) привлечение противоположного пола

2) естественный отбор

3) искусственный отбор

4) проявление заботы о потомстве

8. 

Эффективность естественного отбора понижается при

1) усилении внутривидовой борьбы    2) изменении нормы реакции

3) ослаблении мутационного процесса   4) усилении мутационного процесса

9. 

Согласно учению Ч. Дарвина, формирование вида в природе происходит благодаря

1) дрейфу генов   2) мутационному процессу

3) экологической изоляции   4) естественному отбору

10. 

Сохранение на Галапагосских островах вьюрков с мощным, как у дятла, клювом, с помощью которого они добывают из-под коры деревьев насекомых, обеспечивалось

1) естественным отбором

2) искусственным отбором

3) модификационной изменчивостью

4) наследственной изменчивостью

11

Главная движущая сила эволюции, по Ч. Дарвину

1) естественный отбор   2) изменчивость   3) приспособленность   4) наследственность

12. 

Процесс, обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях среды признаками, называют

1) искусственным отбором

2) борьбой за существование

3) естественным отбором

4) видообразованием

13

Исходным материалом для естественного отбора является

1) модификационная изменчивость

2) наследственная изменчивость

3) борьба особей за условия выживания

4) приспособленность популяций к среде обитания

14. 

Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием

1) дрейфа генов

2) движущей формы отбора

3) стабилизирующей формы отбора

4) мутационного процесса

15. 

С позиций эволюционного учения Ч. Дарвина любое приспособление организмов является результатом

1) дрейфа генов

2) изоляции

3) искусственного отбора

4) естественного отбора

16. 

Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют

1) движущим

2) методическим

3) стабилизирующим

4) массовым

17

Естественный отбор — это

1) сложные отношения между организмами и неживой природой

2) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями

3) процесс образования новых видов в природе

4) процесс роста численности популяции

18. 

Действие естественного отбора приводит к

1) мутационной изменчивости

2) сохранению полезных для человека признаков

3) случайному скрещиванию

4) возникновению новых видов

19

Каковы последствия действия стабилизирующего отбора

1) сохранение старых видов

2) изменение нормы реакции

3) появление новых видов

4) сохранение особей с измененными признаками

20. 

Благодаря какой форме отбора сохранились в природе кистепёрые рыбы

1) методической

2) движущей

3) стабилизирующей

4) разрывающей

22. Задания Д 19 № 11522

Под действием естественного отбора преимущественно выживают и размножаются организмы

1) сильнейшие

2) более приспособленные к данным условиям

3) наиболее сложно устроенные

4) самые плодовитые

24. Задания Д 19 № 12097

В результате естественного отбора возникает

1) мутация гена

2) конкуренция особей

3) разнообразие организмов

4) борьба за существование

25. Задания Д 19 № 12251

Стабилизирующая форма естественного отбора

1) сохраняет признаки, полезные в новых условиях

2) устраняет крайние значения признака

3) действует в изменяющихся условиях

4) расширяет среднюю норму реакции

26. Задания Д 19 № 12301

Движущая форма естественного отбора

1) сохраняет признаки, полезные в новых условиях

2) устраняет крайние значения признака

3) действует в постоянных условиях среды

4) сужает норму реакции

27. Задания Д 19 № 12416

Индустриальный меланизм у бабочек появился под давлением

1) искусственного отбора

2) стабилизирующей формы отбора

3) движущей формы естественного отбора

4) борьбы за существование

28. Задания Д 19 № 12466

Сходство естественного и искусственного отбора заключается в том, что в обоих случаях

1) отбираются только полезные для организма признаки

2) возникают приспособления к условиям среды

3) отбираются наследственные изменения

4) отбираются только приобретённые за жизнь особи изменения

29. Задания Д 19 № 12616

Действие естественного отбора в популяции растений приводит к

1) возникновению мутаций

2) выживанию приспособленных особей

3) популяционным волнам

4) нарушению приспособленности особей в популяции

30. Задания Д 19 № 13716

Естественный отбор, в отличие от искусственного,

1) проводится для создания новых сортов растений

2) способствует формированию у организмов полезных для человека признаков

3) способствует повышению плодовитости животных

4) действует в природе постоянно на все организмы

31. Задания Д 19 № 13766

Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует

1) приспособленности видов

2) проявлению мутаций

3) дрейфу генов

4) фенотипической однородности популяций

32. Задания Д 19 № 14066

Естественный отбор, в отличие от искусственного,

1) ведёт к созданию новых сортов

2) проводится человеком исходя из своих потребностей

3) ведёт к созданию новых пород

4) происходит на протяжении миллионов лет

33. Задания Д 19 № 14166

Результатом естественного отбора является

1) возникновение у особей приспособлений к среде обитания

2) обострение взаимоотношений между особями популяции

3) появление различных модификаций в определённых условиях обитания

4) появление новых мутаций у особей в популяции

34. Задания Д 19 № 16454

Сходство естественного и искусственного отбора заключается в том, что в обоих случаях

1) отбираются только полезные для организма признаки

2) возникают приспособления к условиям среды

3) отбираются наследуемые изменения

4) отбираются только приобретённые за жизнь особи изменения

35. Задания Д 19 № 16755

Стабилизирующий отбор, в отличие от движущего,

1) ведёт к появлению новых видов растений и животных

2) способствует сохранению особей с модификационными изменениями

3) способствует сохранению особей со средним значением признаков

4) ведёт к возникновению гетерозиса у растений и животных

36. Задания Д 19 № 16805

Примером действия искусственного отбора является

1) повышение яйценоскости домашних кур

2) устойчивость бактерий к антибиотикам

3) индустриальный меланизм насекомых

4) повышение устойчивости комнатных мух к ядохимикатам

37. Задания Д 19 № 17470

На каком из графиков представлено схематическое изображение сути стабилизирующего естественного отбора?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

38. Задания Д 19 № 17510

На каком из графиков представлено схематическое изображение сути движущего естественного отбора?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

39. Задания Д 19 № 17756

Значение теории Ч. Дарвина заключается в том, что она впервые

1) объяснила механизмы возникновения жизни на Земле

2) доказала космическое происхождение жизни

3) выявила причины разнообразия и приспособленности организмов

4) опровергла идею самозарождения организмов

40. Задания Д 19 № 17836

К какой группе учёных-биологов можно отнести К. Линнея, заявившего: «Видов столько, сколько их создало Бесконечное существо, то есть Бог»?

1) креационисты

2) трансформисты

3) катастрофисты

4) эволюционисты

41. Задания Д 19 № 17876

В чём заключается значение теории Ч. Дарвина для развития естественных наук?

1) сформулировал первое эволюционное учение

2) установил движущие силы эволюции

3) объяснил происхождение жизни на Земле

4) создал современную палеонтологию

42. Задания Д 19 № 18378

Сохранение в популяциях исходного вида особей со средним значением какого-либо признака связано с действием

1) движущего отбора

2) разрывающего отбора

3) стабилизирующего отбора

4) борьбы за существование

43. Задания Д 19 № 18691

Результатом внутривидовой борьбы в природе как движущей силы эволюции является

1) ослабление конкуренции между видами

2) появление мутаций у особей

3) естественный отбор

4) приспособленность организмов

44. Задания Д 19 № 18957

Что явилось отбирающим фактором в популяции тёмных и светлых бабочек, после того как стволы берёз были закопчены сажей?

1) задымлённость воздуха

2) затемнённость стволов деревьев

3) поедание бабочек птицами

4) нехватка корма

45. Задания Д 19 № 19864

Естественным отбором называется

1) борьба за существование

2) выживание и размножение сильнейших особей

3) выживание и размножение наиболее приспособленных особей

4) благоприятное воздействие условий среды на организмы

46. Задания Д 19 № 20156

Укажите направляющий фактор эволюции.

1) изоляция

2) естественный отбор

3) наследственная изменчивость

4) популяционные волны

Источник

Естественный отбор — это процесс отбора генотипов особей, наиболее приспособленных к данным условиям среды, и устранения генотипов особей, менее приспособленных к данным условиям.

Более приспособленные к данным условиям среды особи оставляют больше потомков, чем менее приспособленные.

Естественный отбор является движущей силой эволюции. 

Приспособленность к конкретным условиям существования формируется только благодаря действию естественного отбора.

Естественный отбор является следствием борьбы за существование.

Более приспособленные к данным условиям среды особи чаще выживают и оставляют больше потомков, чем менее приспособленные.

Естественный отбор имеет два аспекта:

  • отбор на выживание: различное выживание особей с разными генотипами и фенотипами;

  • репродуктивный отбор (половой отбор): возможное участие данной особи в размножении. 

Эти два аспекта отбора могут не совпадать, например стерильный гибрид может обладать повышенной жизнеспособностью.

Естественный отбор — направляющая сила эволюционного процесса. 

Естественный отбор обеспечивает приспособление живых организмов к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Все живые организмы из поколения в поколение проходят суровую проверку по всем мельчайшим деталям их строения, функционирования всех их систем в разнообразных условиях. Эта проверка и есть борьба за существование. Только те, кто выдержал эту проверку, оказываются отобранными и дают начало следующему поколению.

Факторы, влияющие на эффективность естественного отбора

  • интенсивность отбора (доля особей, доживших до половой зрелости и участвующих в размножении). Чем меньше эта доля, тем больше интенсивность отбора. Если, например, из 10 000 особей в каждом поколении выживают и размножаются только 100 самых крупных, то средний размер особей в этой популяции растет гораздо быстрее, чем в случае более мягкого отбора, когда, например, половина всех особей в популяции участвует в размножении. Интенсивность отбора варьирует в широких пределах в зависимости от вида и экологической ситуации. Однако она никогда не бывает нулевой;

  • изменчивость (количество разновидностей аллелей в популяции (аллели — материал для отбора)). Если все особи в популяции совершенно одинаковы, то даже в условиях жесткой борьбы за существование все они имеют равные шансы уцелеть или погибнуть. Жизнь и размножение каждой такой особи зависит от случая. Из поколения в поколение генетический состав этой популяции будет оставаться неизменным.

Важнейшим свойством естественного отбора является его способность накапливать и совмещать полезные аллели. Отбор действует в каждом поколении, и в каждом поколении он начинается не с «чистого листа», а с того состояния популяции, в которое она была приведена в результате предыдущего цикла отбора.

Если в какой-то популяции из года в год высокие растения получают преимущество в выживании и размножении, то поколение за поколением в этой популяции растет количество высоких особей и увеличивается средний размер особей.

Результаты действия естественного отбора аккумулируются, накапливаются из поколения в поколение. Все новые и новые аллели возникают в популяции за счет мутационного процесса. Каждая мутация случайна, но ее носители регулярно отбираются и размножаются в популяции, если она хоть чуть-чуть повышает приспособленность ее носителей.

Например, если критерием приспособленности в данной популяции является высота растения, то отбор подхватывает все аллели, которые тем или иным способом работают на этот признак — увеличивают скорость роста, эффективность использования солнечного света, воды и других ресурсов.

Способностью отбора накапливать и совмещать полезные аллели и удалять вредные обусловлена и постепенность эволюции, и возникновение изумительно сложных органов, форм и функций. Самые сложные приспособления в строении, функциях и поведении живых организмов сформировались постепенно путем систематического отбора случайно возникающих мутаций. Объектами отбора всегда являются отдельные особи (точнее, их гены, сохраняющиеся в ряду поколений), а не популяции и не виды. Ни одно приспособление, сколь угодно полезное для вида, не сможет быть подхвачено естественным отбором и распространиться в популяции, если оно вредно для конкретных особей и для воспроизведения их генов. При этом альтруистическое поведение чаще всего проявляется в отношении родственных организмов, что объясняется наличием у родственников общих генов (например, половина ваших генов — общая с каждым из родителей).  

Формы естественного отбора

  • стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при котором действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

Происходит при постоянных условиях окружающей среды.

Понятие стабилизирующего отбора ввел в науку и проанализировал И. И. Шмальгаузен.

Примеры:

  • сохранение особей со средней плодовитостью. Чем больше птенцов или детенышей в гнезде, тем труднее их выкормить, тем каждый из них меньше и слабее. Малое количество птенцов ведет к уменьшению количества потомков с родительскими признаками. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью;

  • выживание детенышей со средним весом. У млекопитающих новорожденные с очень низким и очень высоким весом чаще погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорожденные со средним весом; 

  • сохранение реликтовых видов: латимерии, галапагосских черепах, гаттерии и др. 

Процесс обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях

  • движущий отбор — форма естественного отбора, благоприятствующая только одному направлению изменений признака и не поддерживающая все остальные.

В результате в популяции от поколения к поколению происходит сдвиг средней величины признака в определенном направлении. 

Движущий отбор осуществляется при изменении окружающей среды или при приспособлении к новым условиям при расширении ареала. Он сохраняет наследственные изменения в определенном направлении, перемещая соответственно и норму реакции. 

Примеры:

«Индустриальный меланизм английских бабочек»: резкое повышение доли меланистических (имеющих темную окраску) особей в тех популяциях бабочек, которые обитают в промышленных районах. Из-за промышленного воздействия стволы деревьев значительно потемнели, а также погибли светлые лишайники, из-за чего светлые бабочки стали лучше видны для птиц. В XX в. в ряде районов доля темноокрашенных бабочек достигла 95 %, в то время как впервые темная бабочка была отловлена в 1848 г.

Процесс обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях

В природе процесс идет медленно: у позвоночных — около полумиллиона лет.

Искусственный отбор является, по сути, ускоренным движущим отбором. Чтобы вывести новую породу кур, требуется 3 — 6 лет, а чтобы получить расу (форму) насекомых, устойчивых к ядохимикатам, достаточно обработать поле и среди массы погибших насекомых найти единицы выживших. От них и возьмет свое начало новая форма.

Провеивая семена культурных злаков, человек отделял семена сорняка погремка большого, у которых было крыло. В результате изменчивости на полях остались сорняки с бескрылыми семенами, т. к. их отвеять было невозможно, они оставались в семенном материале и размножались в посев.

  • дизруптивный (разрывающий) отбор — форма естественного отбора, благоприятствующая двум или нескольким направлениям изменчивости, но не благоприятствующая промежуточному состоянию признака.

При действии дизруптивного отбора внутри популяции возникает полиморфизм — несколько отчетливо различающихся фенотипических форм. При снижении возможности скрещивания между такими популяциями в результате изоляции друг от друга происходит их дальнейшая дивергенция (расхождение признаков), вплоть до обособления в качестве новых видов.

Иногда дизруптивный отбор рассматривают как частный случай движущего отбора, поскольку обе эти формы отбора приводят к изменению фенотипического облика популяций в противоположность стабилизирующему отбору.

Примеры.

Мальки окуней питаются мальками других видов рыб. При отсутствии корма, необходимого для подрастающей молоди, в популяции окуней могут сохраниться только «карлики» (особи с резко замедленным ростом, которые длительное время могут питаться планктонными ракообразными) и «гиганты» (особи, способные уже к концу первого года жизни питаться мальками окуней своего же поколения). При такой ситуации в водоеме в течение ряда лет в результате дизруптивного отбора возможно формирование двух рас окуней — «гигантов» и «карликов».

Примером дизруптивного отбора является образование двух рас у погремка большого на сенокосных лугах. В нормальных условиях сроки цветения и созревания семян у этого растения покрывают все лето. Но на сенокосных лугах семена дают преимущественно те растения, которые успевают отцвести и созреть либо до периода покоса, либо цветут в конце лета, после покоса. В результате образуются две расы погремка — ранне- и позднецветущая.

Источник

Тест по биологии естественный отбор

Тест по биологии для 9 класса

«Учение Ч.Дарвина о естественном отборе»

Выберите только один правильный ответ

1 Вариант

1. Процесс сохранения для размножения особей|особей с полезными для человека признаками – это…

А) Натуральный отбор

Б) Искусственный отбор

В) Ограниченный отбор

Г) Отбор в природных условиях

2. Причина гибели появившихся на свет в природе организмов и не достигших половозрелого состояния…

А) Неблагоприятные физические факторы

Б) Многообразие пищевых ресурсов

В) Благоприятные условия среды|среды

Г) Искусственный отбор

3. Борьба за существование — это…

А) Отношения между организмами одного вида

Б) Отношения между организмами разных видов

В) Совокупность природных условий

Г) Совокупность взаимоотношений между организмами и условиями среды|среды

4. Одиночное растение на окраине пустыне ведёт борьбу …

А) Межвидовую

Б) За пищевые ресурсы

В) С неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовую

5. Волки и лисы|лисы охотятся за зайцами – это пример …

А) Межвидовая борьбы

Б) Индивидуальной изменчивости

В) Борьба неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовая борьба

6. Какая причина не влияет на существование трав — корма|корма для травоядных животных?

А) Большое количество травоядных животных

Б) Наличие насекомых-опылителей

В) Конкуренция с другими растениями за свет и влагу

Г) Беспрепятственное размножение клубеньковых бактерий

7. Два самца оленя конкурируют за самку в период размножения – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Паразитизма

8. Пример борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды …

А) Лиса|Лиса и волк гонятся за зайцем

Б) Два клеща питаются на одной собаке

В) Гибель рыбы зимой из-за нехватки кислорода

Г) Два волка гонятся за зайцем

9. Естественный отбор – это …

А) Выживание наиболее приспособленных особей|особей

Б) Массовая гибель видов

В) Пример внутривидовой борьбы

Г) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

10. В выживании видов огромную роль играет …

А) Один какой-либо признак

Б) Условия распространения видов

В) Территория заселения видов

Г) Комплекс признаков живой и неживой природы

11. На рисунке представлен пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Паразитизма

12. Молодые растения фасоли опережают в развитии растения других видов – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Паразитизма

Выберите только один правильный ответ

2 Вариант

1. Всё|Все живые организмы в природе стремятся к размножению в …

А) Геометрической прогрессии

Б) Ограниченной прогрессии

В) Недостаточной прогрессии

Г) Физической прогрессии

2. Причина гибели появившихся на свет в природе организмов и не достигших половозрелого состояния…

А) Искусственный отбор

Б) Недостаток корма|корма

В) Благоприятные условия среды|среды

Г) Многообразие пищевых ресурсов

3. Лев отнимает добычу у гиены – это пример …

А) Искусственного отбора

Б) Борьбы за пищу|пищу

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовой борьбы

4. Какого вида борьбы за существование не существует?

А) Межвидовая борьба

Б) За пищевые ресурсы

В) Борьба неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовая борьба

5. Паразитизм – это форма …

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовой борьбы

6. Самый напряжённый вид борьбы за существование …

А) Межвидовая борьба

Б) Паразитизм

В) Борьба с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовая борьба

7. Два воробья конкурируют за место гнездования – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовой борьбы

8. Движущей силой изменения видов служит…

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовой борьбы

9. Семена|Семёна растений заносятся ветром в неблагоприятные условия среды|среды – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовой борьбы

10. Материалом для естественного отбора служит …

А) Межвидовая борьба

Б) Наследственная изменчивость

В) Индивидуальная особенность организмов

Г) Внутривидовая борьбы

11. На рисунке представлен пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Паразитизма

12. Хищничество – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Наследственной изменчивости

Правильные ответы:

1 Вариант  1-Б 2-А 3-Г 4-В 5-А 6-Г 7-Б 8-В 9-А 10-Г 11-Г 12-А

2 Вариант  1-А 2-Б 3-Б 4-Б 5-А 6-Г 7-Г 8-Б 9-В 10-Б 11-Б 12-А

Видео по теме : Тест по биологии естественный отбор

Источник