Проблема правового регулирования добычи полезных ископаемых

Проблема правового регулирования добычи полезных ископаемых thumbnail

11.1. Правовое регулирование добычи

общераспространённых
полезных ископаемых

К общераспространенным
полезным ископаемым относятся
неметаллические и горючие полезные
ископаемые, характеризующиеся частой
встречаемостью в условиях конкретного
региона, значительными площадями
распространения или локализующиеся во
вскрышных и вмещающих породах месторождений
руд, неметаллов, горючих полезных
ископаемых, являющиеся источниками
сырья для получения готовой продукции,
отвечающей по качеству и радиационной
безопасности требованиям действующих
стандартов и служащие для удовлетворения
нужд местного производства. В соответствии
со ст. 3 Закона РФ «О недрах», определение
региональных перечней полезных
ископаемых, относимых к общераспространенным,
осуществляется совместно исполнительными
органами власти Российской Федерации
и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации178.
Региональные перечни полезных ископаемых,
относимых к общераспространенным,
определяются отдельно по каждому
субъекту Российской Федерации, и
оформляются совместным Распоряжением
МПР РФ и Администрации субъекта Российской
Федерации.

Действующее
российское законодательство допускает
как предпринимательское, так и
непредпринимательское пользование
общераспространёнными полезными
ископаемыми. Закон РФ «О недрах» (ст.
19) устанавливает, что «собственники
земельных участков, землепользователи,
землевладельцы и арендаторы земельных
участков имеют право, по своему усмотрению,
в их границах осуществлять без применения
взрывных работ добычу общераспространенных
полезных ископаемых, не числящихся на
государственном балансе, и строительство
подземных сооружений для своих нужд на
глубину до пяти метров, а также устройство
и эксплуатацию бытовых колодцев и
скважин на первый водоносный горизонт,
не являющийся источником централизованного
водоснабжения, в порядке, устанавливаемом
соответствующими органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.»
Аналогичные нормы содержит и Земельный
кодекс РФ (ст.ст. 40), закрепляющий, что
собственник земельного участка имеет
право использовать в установленном
порядке для собственных нужд имеющиеся
на земельном участке общераспространенные
полезные ископаемые и пресные подземные
воды. Кроме того, лица, относящиеся к
малочисленным народам, и общины
малочисленных народов вправе безвозмездно
пользоваться общераспространенными
полезными ископаемыми, находящимися
на территориях традиционного
природопользования, для личных нужд179.
Непредпринимательское использование
общераспространённых полезных ископаемых
осуществляется свободно и не требует
оформления горного отвода и лицензии.

Порядок предоставления
недр для разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых,
порядок пользования недрами юридическими
лицами и гражданами в границах
предоставленных им земельных участков
с целью добычи общераспространенных
полезных ископаемых, а также в целях,
не связанных с добычей полезных
ископаемых, устанавливаются законами
и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации (Закон
РФ «О недрах», ст. 18). Недра для добычи
общераспространенных полезных ископаемых
с целью производства строительных
материалов могут не предоставляться
при условии возможности использования
отходов горнодобывающего и иных
производств, являющихся альтернативными
источниками сырья. Так, Закон Томской
области от 12 сентября 2003 г. № 116-ОЗ «О
недропользовании на территории Томской
области»180установил следующий порядок предоставления
и пользования участками недр для
разработки месторождений общераспространенных
полезных ископаемых. Предоставление
права пользования недрами для разработки
месторождений общераспространенных
полезных ископаемых осуществляется
как посредством проведения конкурсов
или аукционов, так и на бесконкурсной
основе. Предоставление права пользования
участками недр, содержащими грунты, с
целью их добычи для инженерно-строительной
деятельности осуществляется без конкурса
в порядке, определяемом Администрацией
Томской области181.

Лицо, заинтересованное
в получении прав на пользование недрами,
подаёт заявку в Администрацию Томской
области. К заявке прилагаются:
топографический план испрашиваемого
участка, решение органа местного
самоуправления о предварительном
согласии на предоставление земельного
участка для целей недропользования и
справка, содержащая следующие сведения
о заявителе:

1) данные о субъекте
предпринимательской деятельности
(наименование, организационно-правовая
форма, местонахождение, органы юридического
лица, фамилия, имя, отчество, место
жительства физического лица);

2) данные о
специализированных организациях,
привлекаемых в качестве подрядчиков,
в случае выполнения работ этими
организациями;

3) данные о финансовых
возможностях, источниках финансирования
планируемых работ;

4) сведения о
технических и технологических возможностях
(техническая база, кадровое обеспечение);

5) сведения об
основном виде деятельности организации
и деятельности, связанной с недропользованием;

6) предложения по
условиям пользования недрами (вид
пользования, целевое назначение, объект,
территория, сроки, продукция, плата за
пользование недрами и природными
ресурсами, договоры с органами власти
и органами местного самоуправления,
сроки отдельных этапов недропользования,
охрана окружающей природной среды,
безопасное ведение работ, объемы и виды
сбрасываемых в недра отходов, право на
геологическую информацию и др.);

7) программу
воспроизводства минерально-сырьевой
базы общераспространенных полезных
ископаемых на испрашиваемом участке
недр, финансируемую за счет собственных
средств;

8) иные сведения,
важные с точки зрения заявителя.

Заявка считается
принятой и регистрируется после
предоставления полного пакета документов.

Администрация
Томской области обеспечивает публикацию
информации о предоставлении в пользование
участка (участков) недр в областных и
издаваемых на территории соответствующих
муниципальных образований области
средствах массовой информации. В случае
поступления в течение 30 дней со дня
опубликования информации о предоставлении
в пользование участка (участков) недр
одной заявки Администрация Томской
области принимает решение о предоставлении
права пользования участком недр на
бесконкурсной основе, при поступлении
двух и более заявок – принимается
решение об объявлении торгов в форме
конкурса или аукциона. Извещение об
объявлении торгов публикуется в областных
и муниципальных средствах массовой
информации. Торги проводятся в порядке,
установленном действующим законодательством,
не ранее, чем через 30 дней после публикации.
Решение об утверждении результатов
торгов принимается Администрацией
Томской области в течение 30 дней с
момента их проведения, информация о
результатах проведения торгов публикуется
не позднее 30 дней со дня принятия решения
в областных и муниципальных средствах
массовой информации. Если объектом
заявки является месторождение
общераспространенных полезных ископаемых,
предоставляется лицензия на добычу
полезных ископаемых, если объектом
заявки является проявление
общераспространенных полезных ископаемых,
участок недр предоставляется в пользование
для геологического изучения с одновременной
и (или) последующей добычей полезных
ископаемых. Лицензия, включающая
лицензионное соглашение, подписывается
Администрацией Томской области и после
ее регистрации в территориальном фонде
геологической информации направляется
владельцу. Сбор за выдачу лицензии
вносится пользователем недр при выдаче
лицензии. Сумма сбора определяется
Администрацией Томской области исходя
из стоимости затрат на подготовку,
оформление и регистрацию лицензии.

Эксплуатация
месторождения общераспространённых
полезных ископаемых допускается после
оформления горного отвода182.
Для получения горного отвода субъект
предпринимательской деятельности
должен представить заявку в администрацию
муниципального района или городского
округа, на территории которого находится
месторождение (проявление) полезных
ископаемых. В заявке указываются полное
наименование и адрес заявителя, сущность
просьбы, наименование месторождения
(части месторождения) или проявления
полезного ископаемого, местонахождение
горного отвода и его размеры, планируемая
добыча полезного ископаемого. К заявке
прилагаются:

  1. копия лицензии
    на право пользования недрами;

  2. топографический
    план поверхности, с контурами
    испрашиваемого горного отвода в масштабе
    не менее 1:5000, и копии геологических
    разрезов, составленных в соответствии
    с установленными требованиями. Для
    горных отводов, имеющих значительную
    площадь, разрешается предоставление
    копии топографического плана в масштабах
    от 1:5000 до 1:25000. В свободной части
    топографического плана помещается
    ведомость координат (X, Y, Z) угловых точек
    испрашиваемого горного отвода,
    указывается площадь (в гектарах) проекции
    горного отвода на горизонтальную
    плоскость, дата составления плана;

  3. краткая пояснительная
    записка, в которой освещаются геологическое
    строение месторождения или проявления
    полезного ископаемого; способы и сроки
    отработки;

  4. справка о
    разведанности месторождения с указанием
    количества балансовых запасов полезного
    ископаемого в пределах горного отвода
    (только для месторождений).

Администрация
муниципального района или городского
округа рассматривает представленные
материалы по оформлению горноотводного
акта в течение 30 дней. Предоставление
горного отвода оформляется следующими
документами:

  • постановлением
    главы муниципального района или
    городского округа;

  • горноотводным
    актом;

  • графическими
    приложениями, включающими копии
    топографического плана с ведомостью
    координат угловых точек, определяющих
    границы горного отвода, структурные
    карты и разрезы;

  • надписью на копии
    топографического плана.

Горноотводный
акт, удостоверяющий границы горного
отвода, подписывается и выдается главой
муниципального района или городского
округа в соответствии с законодательством
о недропользовании на основании
представленного пользователем недр
проекта горного отвода. Проект горного
отвода может включаться в состав
технического проекта разработки
месторождения. Копия топографического
плана подписывается главой муниципального
района или городского округа, в случаях,
когда месторождение или проявление
общераспространенного полезного
ископаемого находится на территории
двух или более муниципальных районов,
документы, удостоверяющие границы
горного отвода, подписываются и выдаются
главой каждого муниципального района.
Регистрация горноотводных актов,
предоставляемых пользователям недр,
производится в территориальном органе
горного надзора.

Порядок пользования
недрами, рациональное использование и
охрана недр, прекращение права пользования
участками недр при добыче общераспространённых
полезных ископаемых осуществляются в
соответствии с законодательством
Российской Федерации о недрах. Аналогичные
правила предоставления участков недр
для добычи общераспространённых полезных
ископаемых установлены и в иных субъектах
Российской Федерации.

Соседние файлы в папке Основы НГП

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Библиографическое описание:


Семенова, А. А. Правовое регулирование разработки и добычи полезных ископаемых. Федеральные и региональные аспекты (Тюменская область, Красноярский край) / А. А. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49061/ (дата обращения: 11.10.2020).



В настоящее время в Российской Федерации особо остро стоит вопрос о регулировании правоотношений в сфере использования полезных ископаемых. С одной стороны, данную тему регулирует федеральное законодательство, с другой стороны в некоторых субъектах дополнительно вводится свое законодательство относительно недр, расположенных на территории субъекта РФ. Данная статья призвана прояснить вопросы, связанные с регулирующими нормами РФ и ее субъектов, а также вопросы их взаимного применения к частным случаям на практике. Как пример в данной статье взят субъект РФ — Тюменская область, так как данный край богат месторождениями полезных ископаемых как местного, так и федерального уровня. В данной статье рассмотрены актуальные вопросы пользования природных ресурсов, а также нормативно-правовое регулирование данных вопросов.

Ключевые слова: недра РФ, полезные ископаемые, природопользование, ресурсы Тюменской области.

Согласно Конституции Российской Федерации, носителем власти в РФ является народ, реализация властных функций в РФ осуществляется на основе единства государственной власти. Государственная власть представлена федеральной властью, властью субъектов Российской Федерации. При такой системе распределения власти некоторые вопросы общественной жизни регламентируются сразу двумя уровнями власти. Так в соответствии со статьёй 72 Конституции РФ [1], среди прочих к вопросам совместного ведения федеральной власти и власти субъектов РФ относятся вопросы о пользовании недрами, разработки и добычи полезных ископаемых.

В настоящий момент основным законом, определяющим порядок пользования недрами РФ, является Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395–1. Его значение в регулировании правоотношений в области пользования недрами очень велико. Во-первых, он определяет само понятие недр. Согласно преамбуле данного закона недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Во-вторых, он определяет, что, кроме него самого к законодательству РФ о пользовании природными ресурсами относится еще ряд нормативно-правовых документов.

Объектом права собственности на недра являются открытые и неоткрытые полезные ископаемые. Полезные ископаемые — твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве. Скопления полезных ископаемых естественного происхождения в недрах или на поверхности земли называют месторождением [6, c. 3].

Большая часть функций по управлению в сфере использования недр возлагаются на Федеральное агентство по недропользованию. Однако, у Роснедр нет функции по осуществлению государственного надзора, такая функция принадлежит Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Ввиду того, что недра находятся в государственной собственности, они могут предоставляться только на правах пользования. В соответствии с законодательством РФ пользователем недр может быть юридическое лицо, предприниматель, иностранный гражданин, если такое не запрещено законодательством РФ. Закон не содержит дефиниции о том, что недрами могут пользоваться простые граждане РФ, однако, это не запрещает гражданам быть пользователями недр. Особое правовое положение возникает у гражданина, когда он является собственником или арендатором земли, на которой обнаружены полезные ископаемые. В таком случае он получает право использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, на который у него есть права, добывать подземные воды, из водоносных горизонтов, строить на своем участке подземные сооружения на глубину, не превышающую пяти метров. Предоставление недр рассматривается уполномоченным органом власти, который принимает решение, согласно которому недра могут быть предоставлены как срочно, так и бессрочно.

Виды и сроки пользования недрами регламентированы статьёй 10 закона РФ о недрах. Важным моментом при предоставлении недр является исчисление сроков пользования недрами. Такие сроки отсчитываются с момента выдачи государственной регистрации лицензии на право пользования недрами. В лицензии должны содержаться следующие сведения согласно статье 12 Закона о недрах РФ. Стоит также сказать, что, предоставление такой лицензии осуществляется на конкурсной основе.

В Российской Федерации использование недр производится на платных основаниях, так существуют три вида внесения средств недропользователем в бюджет государства — разовые платежи при пользовании полезными ископаемыми, регулярные платежи, сбор за участие в аукционе. Однако, эти три платежа составляют лишь основной вид отчислений, законом разрешено установление дополнительных видов платы за пользование природными ресурсами РФ.

Недра могут быть федерального значения и местного. В соответствии недра федерального значения находятся в ведении Российской Федерации и их использование регламентируется федеральными органами исполнительной власти РФ. Использование недр местного значения, как правило входит в компетенцию органов исполнительной власти субъекта РФ и регламентируется законодательством субъекта РФ.

Рассматривая недропользование нельзя обойти стороной вопрос наступления ответственности за недобросовестное использование природными ресурсами РФ. В настоящее время предусмотрена уголовная и административные ответственности за такое поведение. Так, в Уголовном кодексе выделены три преступления, предусмотренные статьями 216, 254, 255 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 255 УК РФ [3] предусматривает ответственность, за нарушение правил охраны и использования недр РФ. Данная статья защищает общественные отношения в сфере использования полезных ископаемых, выделяя их как предмет преступления. Объективной стороной выступает нарушение установленных законодательством РФ правил использования полезных ископаемых. На данном примере мы видим, что законодатель выводит охрану полезных ископаемых в сферу публичного права, тем самым придавая данной области правоотношений особое значение. Это не удивительно, так как природный ресурс конечен, его использование должно учитываться государством при проектировании бюджета, в связи с тем, что значительная часть бюджета РФ формируется именно на основании торговли, распределения и получения налогов от торговли полезными ископаемыми. Кроме уголовной ответственности законом предусмотрена также административная ответственность, которая преследует те же цели — охрану полезных ископаемых от недобросовестного пользования. Привлечение лица к административной или уголовной ответственности не освобождает его от гражданско-правовой ответственности, и такое лицо будет нести ответственность соразмерную ущербу причиненную его противоправными действиями. Таким образом, лицу, недобросовестно использовавшему природные ресурсы, могут субсидиарно применяться требования уголовной (в иных случаях административной) ответственности вместе с нормами гражданского права РФ. Это говорит о том, что охрана недр в РФ является одним из ее приоритетных направлений.

Разведка и добыча полезных ископаемых происходит на основании выданной соответствующей лицензии, в соответствии с которой пользователям недр представляется эксклюзивное право на добычу и разработки полезных ископаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая добыча происходит на специально отведенных участках горных отводов.

Государство устанавливает задачи государственного регулирования по использованию недр. Такими задачами являются: определение максимально возможных объемов добычи недр, критерий развития минерально-сырьевой базы РФ, обеспечение изучения территории РФ на предмет наличия полезных ископаемых, установление квот на поставку сырья, установление платежей за пользование недрами, разработка стандартов в области геологического изучения.

Важную роль в формировании нормативно-правовой базы играют субъекты РФ. Так, в Тюменской области еще в 2004 году был принят Закон Тюменской области от 6 октября 2005 года № 402 «О недропользовании в Тюменской области» [5]. Данный закон определяет полномочия Тюменской областной думы, в сфере регулирования отношений недропользования. Кроме того, данный закон предоставляет органом исполнительной власти Тюменской области ряд полномочий, связанных с регулированием недропользования в Тюменской области. Так к деятельности исполнительных органов относятся разработка и реализация программ развития и использования сырьевой базы на территории Тюменской области, учреждение фонда геологической информации Тюменской области и подобные регулятивные функции. Однако, стоит заметить, что пункты 8 и 9 статьи 2 настоящего закона определяют регулирование условий пользования полезными ископаемыми. Статья 3 настоящего закона напрямую рассматривает вопросы предоставления в пользование участков недр местного значения, и определяет, что порядок предоставления недр для разработки и добычи полезных ископаемых устанавливаются Правительством Тюменской области.

Для охраны полезных ископаемых в Тюменской области создан Департамент недропользования и экологии Тюменской области, который является исполнительным органом власти Тюменской области. Именно этот орган власти решает вопросы, непосредственно связанные с использованием природных ресурсов, расположенных на территории Тюменской области отнесенных законодательством РФ к недрам местного значения.

Рассмотренные в статье аспекты говорят, что в настоящее время в Российской Федерации действует мощная двухуровневая система регулирования пользования недрами страны. Первый уровень — федеральный, второй уровень — уровень субъектов РФ. Подобная система позволяет добиться целостного экономического регулирования пользования недрами с учетом интересов регионов РФ, одновременно давая возможность пополнять как федеральный бюджет, так и бюджет субъекта РФ, на территории которого расположены полезные ископаемые. Однако в настоящее время данная система распределения властных полномочий нуждается в доработке, в связи с тем, что не до конца урегулировано взаимодействие федеральных органов исполнительной власти РФ в области использования природных ресурсов, и их аналогов — органов исполнительной власти субъекта РФ. Что создает определенные трудности для реализации единой государственной политики природопользования.

Литература:

  1. Конституция. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс]: Режим доступа — СПС Консультант плюс. — (дата обращения 24.02.2018).
  2. Кодекс РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 51 — ФЗ от 13.06.1994 года, ред. 29.12.2017 [Электронный ресурс]: Режим доступа — СПС Консультант плюс. — (дата обращения 24.02.2018).
  3. Кодекс РФ. Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральный закон № 63 — ФЗ от 13.06.1996 года, ред. 19.02.2018 [Электронный ресурс]: Режим доступа — СПС Консультант плюс. — (дата обращения 24.02.2018).
  4. Закон РФ. Закон «О недрах» № 2395–1 от 21.02.1992, ред. 30.09.2017 [Электронный ресурс]: Режим доступа — СПС Консультант плюс. — (дата обращения 24.02.2018).
  5. Закон Тюменской области от 6 октября 2005 года № 402 «О недропользовании в Тюменской области», ред. 12.10.2015 Электронный ресурс]: Режим доступа — СПС Консультант плюс. — (дата обращения 24.02.2018).
  6. Демичев А. А. Экологическое право: [Учебник] / А. А. Демичев, О. С. Грачева. М.: Прометей, 2017.
  7. Крашенинников П. В. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй в 3 т. (том 3) [Справочник] / П. В. Крашенинников М.: — Стаут, 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, Российская Федерация, ископаемое, недра, РФ, законодательство РФ, пользование недрами, использование недр, местное значение, пользователь недр.

Источник