Прямые расходы по добыче полезных ископаемых

Прямые расходы по добыче полезных ископаемых thumbnail

Дата публикации: 05.08.2014 08:38 (архив)

Управление в связи с поступающими запросами налогоплательщиков дает разъяснения по вопросу включения в налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых:

  • затрат по рекультивации земли;
  • расходов по возмещению ущерба;
  • расходов по арендным платежам

в случае, когда добыча на этих участках не производилась либо лицензии на право пользования недрами закрыты, но при этом добыча полезных ископаемых производилась на других карьерах.

В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки добытых полезных ископаемых, указанный в подпункте 3 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса РФ, то есть расчетный способ оценки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ при определении расчетной стоимости полезных ископаемых учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, в том числе прочие расходы. Порядок определения расходов для исчисления налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (или НДПИ) аналогичен порядку, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ.

Для определения расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитываются расходы, не связанные с их добычей. Прямые расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Расходы по рекультивации земли, по возмещению ущерба, расходы по арендным платежам являются затратами, которые относятся к деятельности по добыче полезных ископаемых. Рассматриваемые расходы, относящиеся к деятельности по добыче полезных ископаемых, должны формировать расчетную стоимость добытых полезных ископаемых даже в условиях отсутствия добычи на отдельно взятом участке, в отношении которого эти расходы осуществлены. Конкретный порядок включения данных расходов в расчетную стоимость полезных ископаемых будет зависеть от того, к какой категории затрат (к прямым или косвенным) они относятся согласно учетной политике организации.

Следовательно, расходы по рекультивации земли, по возмещению ущерба, расходы по арендным платежам подлежат учету при определении налоговой базы по НДПИ даже в случае, когда добыча на этих участках не производилась, но при этом добыча производилась на других карьерах.

Источник

Добрый день.
К сожалению, я не имею личного опыта в работе с НДПИ.
Посмотрите выдержку из публикации в журнале “Налоговый вестник”, 2007, N 4:

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Расчетная стоимость полезного ископаемого представляет собой сумму расходов на добычу полезных ископаемых, перечень которых приведен в п. 4 ст. 340 НК РФ.

При этом порядок определения расходов, поименованных в этом перечне, аналогичен порядку, установленному гл. 25 НК РФ. При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитываются согласно гл. 26 НК РФ расходы, не связанные с добычей.

В соответствии с НК РФ можно выделить три группы расходов:

1) прямые расходы – материальные расходы (п. п. 1 и 4 ст. 254 НК РФ), расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ), амортизация (ст. ст. 258 – 259 НК РФ) и суммы единого социального налога (ст. 264 НК РФ). Эти расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода;

2) косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, – материальные расходы (все пункты ст. 254 НК РФ, кроме п. п. 1 и 4), расходы на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ), расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ), прочие расходы (ст. 264 НК РФ). Все косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых;

3) сумма косвенных расходов, относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности. Помимо вышеперечисленных затрат к таким расходам могут быть отнесены расходы на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские разработки (ст. 262 НК РФ) и расходы, связанные с реализацией имущества (ст. 268 НК РФ). Эти расходы должны быть распределены между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Сумма вышеуказанных расходов позволяет определить расходы по добыче всех полезных ископаемых. Для установления расчетной стоимости отдельного полезного ископаемого из общей суммы расходов выделяется часть расходов, приходящаяся на количество этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

Пример. ООО осуществляет добычу известняка (30 т) и песка (12 т). Реализация песка в налоговом периоде не производилась.

Остаток незавершенного производства на начало налогового периода – 3000 руб., а на конец – 6000 руб.

Расходы на оплату работ производственного характера по добыче полезных ископаемых, выполняемых сторонними организациями, – 4800 руб.

Расходы на оплату труда работников, занятых при добыче полезных ископаемых, а также сумма единого социального налога, начисленного на вышеуказанные суммы расходов, – 9300 руб.

Суммы начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, используемому при добыче полезных ископаемых, – 1600 руб.

Расходы на ремонт основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, – 3000 руб.

Расходы на освоение природных ресурсов – 1400 руб.

Расходы на управление организацией – 5500 руб.

Общая сумма прямых расходов, включая иные виды деятельности, – 14 000 руб.

Прямые расходы по добыче полезных ископаемых (известняка и песка) составляют 10 900 руб. (9300 руб. + 1600 руб.).

Сумма прямых расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, с учетом остатков незавершенного производства – 7900 руб. (10 900 руб. + 3000 руб. – 6000 руб.).

Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, – 9200 руб. (4800 руб. + 3000 руб. + 1400 руб.).

Косвенные расходы (расходы на управление организацией), связанные как с добычей полезных ископаемых, так и с другими видами деятельности, составляют 5500 руб.

Доля косвенных расходов, приходящаяся на добытые в налоговом периоде полезные ископаемые, – 4282,14 руб. [5500 руб. x (10 900 руб. : 14 000 руб.)].

Общая сумма косвенных расходов, приходящаяся на добытые полезные ископаемые, – 13 482,14 руб. (9200 руб. + 4282,14 руб.).

Общая сумма расходов по добыче полезных ископаемых (прямых и косвенных) – 21 382,14 руб. (7900 руб. + 13 482,14 руб.).

Доля добытого песка в общем количестве добытых полезных ископаемых – 0,2857 [12 т : (30 т + 12 т)].

Сумма расходов по добыче песка и его расчетная стоимость – 6108,88 руб. (21 382,14 руб. x 0,2857).

Источник

Дата публикации: 05.08.2014 08:38 (архив)

Управление в связи с поступающими запросами налогоплательщиков дает разъяснения по вопросу включения в налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых:

  • затрат по рекультивации земли;
  • расходов по возмещению ущерба;
  • расходов по арендным платежам

в случае, когда добыча на этих участках не производилась либо лицензии на право пользования недрами закрыты, но при этом добыча полезных ископаемых производилась на других карьерах.

В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки добытых полезных ископаемых, указанный в подпункте 3 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса РФ, то есть расчетный способ оценки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ при определении расчетной стоимости полезных ископаемых учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, в том числе прочие расходы. Порядок определения расходов для исчисления налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (или НДПИ) аналогичен порядку, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ.

Для определения расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитываются расходы, не связанные с их добычей. Прямые расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Расходы по рекультивации земли, по возмещению ущерба, расходы по арендным платежам являются затратами, которые относятся к деятельности по добыче полезных ископаемых. Рассматриваемые расходы, относящиеся к деятельности по добыче полезных ископаемых, должны формировать расчетную стоимость добытых полезных ископаемых даже в условиях отсутствия добычи на отдельно взятом участке, в отношении которого эти расходы осуществлены. Конкретный порядок включения данных расходов в расчетную стоимость полезных ископаемых будет зависеть от того, к какой категории затрат (к прямым или косвенным) они относятся согласно учетной политике организации.

Следовательно, расходы по рекультивации земли, по возмещению ущерба, расходы по арендным платежам подлежат учету при определении налоговой базы по НДПИ даже в случае, когда добыча на этих участках не производилась, но при этом добыча производилась на других карьерах.

Источник

Уголь, нефть, алмазы и другие материалы — все это сырье, необходимое для промышленности, науки, экономики и жизни обычных людей.

Все, кто занимается добычей полезных  ископаемых, платит государству за возможность пользования природными богатствами. Для этого в 2002 году был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Что такое НДПИ и кто его платит?

НДПИ — это федеральный налог,который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии. 

Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.

Что попадает под НДПИ?

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые: 

  • добытые из недр на территории РФ;
  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся: 

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Какие есть налоговые ставки?

Есть два вида налоговых ставок НДПИ:

  • Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.
  • Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.

Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ. 

Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь;
  • попутного газа;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;
  • подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;
  • подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;
  • полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.

Что относится к налоговой базе?

Налоговой базой является:

  • количество добытых полезных ископаемых при добыче:
  • нефти
  • природного газа
  • газового конденсата
  • угля
  • многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;
  • стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

  • исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. 

Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

Стоимость добытого полезного ископаемого  = Количество х Стоимость единицы

2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

Или

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

3. Выручка рассчитывается следующим образом:

Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы: 

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;
  • суммы страховых взносов. 

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

Косвенные расходы:

  • прочие материальные расходы;
  • расходы на ремонт основных средств;
  • расходы на освоение природных ресурсов;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
  • расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

Как рассчитать сумму налога?

Все просто: 

Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

Когда платить налог?

По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Какие есть особенности?

Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.

  • Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.
  • Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
  • Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.
  • Особенности налогообложения драгоценных металлов — статья 342.3 НК РФ и Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Что будет нового?

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

Читайте нас на astral.ru

Источник

добавлено: 11-02-2005
просмотров: 27194

Грамотное формирование системы налогового учета позволяет не только эффективно вести учет, но и оптимизировать налогообложение предприятия. Так, компании – плательщики налога на добычу полезных ископаемых, используя выгодный метод учета затрат, могут сэкономить значительные средства.

Схема оптимизации налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) основывается на одном из вариантов формирования расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, предлагаемых главой 26 НК РФ. Речь идет о налоговом учете прямых и косвенных расходов, а также их классификации и перераспределении между деятельностью, связанной и не связанной с добычей.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию продукции делятся на две группы – прямые и косвенные. Перечень прямых расходов в налоговом законодательстве носит закрытый характер и приведен в указанной статье. Косвенными же являются все иные расходы, осуществляемые налогоплательщиком в отчетный период, за исключением внереализационных. Кроме того, косвенные расходы, в отличие от прямых, полностью списываются в отчетном периоде. Для того чтобы понять специфику расчета налоговой базы по НДПИ, необходимо знать, что добыча сырья и производство из него продукции включают несколько стадий.

Рассмотрим процесс добычи и переработки полезных ископаемых на примере цементного завода с полным циклом. Одним из сырьевых компонентов при производстве цемента для пеноблоков d800 является известняк, добыча которого подлежит обложению НДПИ. Общая схема добычи сырья и производства цемента включает три стадии (см. рис. 1).

В некоторых случаях налоговая база по НДПИ формируется на основании расчетной стоимости полезного ископаемого по методике, указанной в ст. 340 НК РФ. В состав расчетной стоимости полезного ископаемого включаются суммы прямых расходов первой и второй стадий схемы. Это связано с тем, что расходами по добыче полезных ископаемых являются все расходы, связанные с приведением добываемого минерального сырья в соответствие с требованиями государственного (или иного) стандарта. Данное утверждение не установлено законодательством, однако следует из общего определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, установленного ст. 340 НК РФ. Кроме того, в состав расчетной стоимости включаются косвенные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, подробный перечень которых приведен в п. 4 ст. 340 НК РФ.

Методы расчета

На практике горнодобывающие предприятия могут определять расчетную стоимость полезного ископаемого двумя методами, которые отличаются друг от друга порядком учета косвенных расходов.

Первый метод основан на распределении всех понесенных за налоговый период косвенных расходов пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. При использовании второго метода необходимо вести отдельный налоговый учет косвенных расходов (либо выделять их с помощью аналитических признаков), связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых. При применении второго варианта перераспределяются косвенные расходы.

Как сэкономить

В зависимости от величины косвенных расходов, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых, существует возможность варьирования расчетной стоимости полезных ископаемых. Налогоплательщик, проанализировав состав своих косвенных расходов, просчитав различные варианты их распределения (используя оба варианта формирования расчетной стоимости полезных ископаемых), может закрепить наиболее выгодный из них в налоговой учетной политике.

Рассмотрим возможность налоговой оптимизации при использовании обоих методов определения расчетной стоимости полезных ископаемых на примере изготовления цемента. Пример

Для проведения сравнительного анализа вариантов определим условия примера. Величина прямых расходов, связанных с добычей, составляет 60 тыс. руб., а не связанных – 56 тыс. руб. Поскольку прямые расходы для каждого варианта одинаковы, в примере не рассматривается порядок их расчета. Отличия же существуют в порядке расчета косвенных расходов. Предположим, что суммы косвенных расходов на каждом из переделов составляют: Первый передел «Добыча» – 20 тыс. руб. Второй передел «Первичная обработка» — 30 тыс. руб. Третий передел «Вторичная обработка» – 80 тыс. руб. Прочие косвенные расходы (общепроизводственные расходы) – 70 тыс. руб.

Рассчитаем налоговую базу для определения НДПИ двумя описанными выше методами. Вариант 1

Расчет доли прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов производится по формуле: К (доля) = Прямые расходы, связанные с добычей: : (Прямые расходы, связанные с добычей + Прямые расходы, не связанные с добычей) = 60 тыс. : : (60 тыс. + 56 тыс.) = 0,52.

Сумма косвенных расходов для определения расчетной стоимости рассчитывается по формуле: Косвенные расходы для расчета НДПИ = (Общая сумма косвенных расходов) х К (доля) = (20 тыс. + + 30 тыс. + 80 тыс. + 70 тыс.) х 0,52 = 104 тыс. руб. Следовательно, расчетная стоимость полезных ископаемых, используемая при исчислении НДПИ, составит 164 тыс. руб. (60 тыс. + 104 тыс.). Вариант 2

Для анализа этого варианта необходимо уточнить условия примера. Пусть величина косвенных расходов второго передела делится на две части:

  • косвенные расходы, непосредственно связанные с добычей полезных ископаемых, – 20 тыс. руб. (в частности, расходы по содержанию и выполнению работ химической лаборатории, горноспасательного отряда, непосредственно связанных с добычей);
  • прочие косвенные расходы – 10 тыс. руб. (например, различные общецеховые или общепроизводственные расходы, произведенные в цехах второго передела).

Расчет доли прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов (аналогичен расчету при первом варианте) составит также 0,52.

Сумма косвенных расходов для определения расчетной стоимости определяется по формуле: Косвенные расходы = К, + К 2 х К (доля), где К, – косвенные расходы, непосредственно связанные с добычей полезных ископаемых; К 2 – «общие» косвенные расходы, подлежащие распределению.

Таким образом, сумма косвенных расходов для включения в расчетную стоимость составит 81,6 тыс. руб. [20 тыс. + 20 тыс. + (10 тыс. + 70 тыс.) х 0,52]. Косвенные расходы третьего передела в расчете не участвуют, поскольку не имеют отношения к добыче полезных ископаемых.

Следовательно, расчетная стоимость полезных ископаемых составит 141,6 тыс. руб. (60 тыс. + 81,6 тыс.). Как видно, налоговая база при расчете НДПИ вторым способом на 22,4 тыс. руб. (164 тыс. –

  • 141,6 тыс.) меньше, чем при первом варианте.

Следует отметить, что суть предлагаемой схемы налоговой оптимизации заключается не только в отдельном учете косвенных затрат, но и в возможности варьирования обоих методов в зависимости от величины косвенных затрат на каждом из технологических этапов. Например, в приведенном выше примере уменьшение налоговой базы объясняется тем, что в условиях примера предполагалась большая величина косвенных расходов, связанных с изготовлением готовой продукции, которые не учитываются при определении расчетной стоимости полезного ископаемого. На других горнодобывающих предприятиях возможна другая структура расходов, где такое разделение косвенных расходов может, наоборот, привести к увеличению расчетной стоимости полезного ископаемого.

Обоснование затрат

Перед тем как воспользоваться вторым методом формирования налоговой базы по НДПИ, необходимо обосновать (с точки зрения технологического процесса), почему те или иные косвенные расходы классифицированы на предприятии как связанные (не связанные) с добычей полезных ископаемых. Для этого при разработке налоговой учетной политики целесообразно использовать методологическую базу, заложенную в отраслевых инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости.

Таким образом, для того чтобы перераспределить косвенные расходы в соответствии с их участием в процессе добычи, целесообразно:

– провести анализ и классифицировать косвенные расходы, выявить их взаимосвязь с добычей полезных ископаемых – подготовить налоговую учетную политику с выбранным вариантом расчета налоговой базы по НДПИ.

Недостатки схемы

Основным недостатком схемы является то, что раздельный учет косвенных затрат до вольно трудоемкий процесс для финансовых служб. Решением этой проблемы может стать использование учетных автоматизированных систем. Сегодня большинство программных комплексов, представленных на рынке, имеют достаточно развитый инструментарий, с помощью которого могут быть реализованы представленные расчеты. В зависимости от конкретного продукта решением может стать создание специальной процедуры (с использованием средств и возможностей встроенного или внешнего языка программирования) либо разработка расчета средствами так называемых конструкторов. Необходимо отметить, что наиболее эффективным с точки зрения проектирования учетных систем является обособление необходимых данных в аналитическом учете, поскольку такой подход представляет решение в привычной для бухгалтера форме бухгалтерских записей, производимых на счетах рабочего плана счетов.

Главным же плюсом данной схемы является то, что она основана не на пробелах налогового законодательства, а на более трудоемком, но выгодном методе учета затрат. Это позволяет минимизировать риск налоговых претензий и сэкономить компании суммы, значительно превышающие затраты на реализацию схемы.

Мнение представителя налоговой службы

Андрей Фёдоров, начальник Управления ресурсных и имущественных налогов Федеральной налоговой службы

Порядок исчисления налога, предложенный авторами статьи, полностью соответствует требованиям налогового законодательства. Кроме того, именно такой подход к определению расчетной стоимости полезных ископаемых -отдельный налоговый учет косвенных расходов, связанных и не связанных с добычей, – рекомендован МНС России. Министерство неоднократно высказывалось об этом в письмах по частным запросам о порядке перераспределения косвенных расходов. В частности, указывалось на то, что косвенные расходы, прямо относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включаются в их расчетную стоимость. Косвенные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, включаются в расчетную стоимость пропорционально доле прямых расходов на добычу в общей сумме прямых расходов.

Однако в данном случае следует говорить, скорее, не о методе налоговой оптимизации, а о более полном и подробном учете и классификации затрат в целях более точного расчета налога.

Следует отметить, что метод, указанный авторами статьи как первый, является более рискованным, поскольку при его применении возрастает вероятность тщательной проверки налоговыми органами правильности расчета.

Мнение экперта

Ирина Белова, юрисконсульт компании «Бейкер Тилли Русаудит»

Предложенные методы налогового планирования не противоречат законодательству, но применимы лишь для тех организаций, которые добывают полезные ископаемые не для их дальнейшей реализации, а для производства продуктов более высокой степени технологического процесса.

Возможность использования обоих рассмотренных автором методов обусловлена тем, что положения п. 4 ст. 340 НК РФ содержат неопределенность относительно порядка учета косвенных расходов при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Однако использование второго метода предполагает раздельный учет косвенных расходов, относящихся и не относящихся к добыче полезных ископаемых, а также обоснование такого учета. Этот процесс действительно является достаточно трудоемким и требует немалых дополнительных затрат.

Что касается целесообразности подготовки налоговой учетной политики, следует учитывать, что в силу ст. 313 НК РФ решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается с начала налогового периода.

Следовательно, при возможных изменениях варианта расчета налоговой базы необходимо будет скорректировать учетную политику с начала следующего налогового периода.

Финансовый директор №2(32) февраль 2005

Источник