Признаки которые формируются у особей в процессе естественного отбора полезны
Контроль по теме «Учение об эволюции органического мира».
Вариант 1
Часть 1(A)
Выберите один ответ из предложенных четырёх.
А1. Видом называется группа особей:
1) обитающих на общей территории
2) появившихся в результате эволюции
3) скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
4) созданных человеком на основе отбора
А2. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:
1) человеку
2) виду
3) биоценозу
4) окружающей среде
A3. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей – показатель:
1)ароморфоза 2) дегенерации
3) биологического прогресса 4) биологического регресса.
А4. Какой критерий вида обусловливает различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле
1) морфологический 2) генетический
3) географический 4) экологический
А5. Морфологический критерий вида – это:
1) область распространения
2) особенности процессов жизнедеятельности
3) особенности внешнего и внутреннего строения
4) определенный набор хромосом и генов
А6. Какой фактор в эволюции человека утратил свое значение в настоящее время?
1) пространственная изоляция
2) наследственная изменчивость
3) комбинативная изменчивость
4) колебания численности в результате миграционных процессов
А7. Прямохождению у предков человека способствовало:
1) освобождение руки
2) появление речи
3) развитие многокамерного сердца
4) усиление обмена веществ
А8. Свойство приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида – это проявление:
1) наследственности
2) борьбы за существование
3) индивидуального развития
4)изменчивости
А9. Ареал распространения крота обыкновенного относится к критерию вида:
1) морфологическому 2) географическому
3) физиологическому 4) генетическому
А10. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:
1) распадения и расширения исходного ареала
2) искусственного отбора
3) сужения нормы реакции признаков
4) дрейфа генов
Часть 2 (B)
В задании В1 выберите три верных ответа из шести.
В1. Результатом эволюции является:
1) дрейф генов
2) многообразие видов
3) мутационная изменчивость
4)приспособленность организмов к условиям внешней среды
5) повышение организации живых существ
6) борьба за существование.
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В2. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.
Признак Критерий вида
А) тело покрыто мантией 1) морфологический
Б) раковина имеет две створки 2) экологический
В)обитает в пресных водоемах
Г) кровеносная система незамкнутая
Д) питание водными микроорганизмами
Е) личинка развивается в воде.
При выполнении задания ВЗ установите правильную последовательность биологических процессов.
В3. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп:
А) Кишечнополостные
Б) Членистоногие
В) Кольчатые черви
Г) Колониальные жгутиковые
Д) Плоские черви
Часть 3(C) Дайте полный развёрнутый ответ.
С1. Объясните, почему люди разных рас относятся к одному виду.
Контроль по теме «Учение об эволюции органического мира».
Вариант 2
Часть 1 (A)
Выберите один ответ из предложенных четырёх.
А1. Увеличение численности вида в природе свидетельствует:
1) о биологическом прогрессе
2) о развитии по пути дегенерации
3) о биологическом регрессе
4) о развитии по пути ароморфоза
А2. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:
1) существование травянистых и древесных форм
2) наличие их отпечатков и окаменелостей
3) их способ размножения
4) их современное разнообразие
A3. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называется:
1) общей дегенерацией
2) ароморфозом
3) идиоадаптацией
4) регенерацией
А4. Какое эволюционное явление называют дивергенцией:
1) схождение признаков у неродственных видов
2) расхождение признаков у родственных видов
3) приобретение узкой специализации
4) образование гомологичных органов
А5. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:
1) появление спор
2) образование семени
3)образование плода
4) видоизменение листьев
А6. Появление пятипалой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило:
1) освоить водную среду обитания
2) быстрее размножаться
3)выйти на сушу
4) питаться разнообразной пищей
А7. Главной причиной биологического регресса многих видов животных и растений в настоящее время является:
1) изменение климата
2)хозяйственная деятельность человека
3)изменение рельефа
4) увеличение численности хищников
А8. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших:
1) расположение клеток в два слоя
2)наличие стрекательных клеток
3)развитие организма из одной клетки
4) внеклеточное пищеварение
А9. Какие особенности организации кистеперых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных?
1) чешуя на теле, наличие плавников
2) образование легких; особое строение плавников
3) обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств
4) дыхание с помощью жабр; хищничество
А10. Почему покрытосеменные в процессе эволюции стали господствующей группой растений?
1) они составляют первое звено в цепи питания
2) в их клетках расположены хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
3) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания
4) они имеют разнообразные приспособления к жизни в разных условиях
Часть 2(B)
В задании В1 выберите три верных ответа из шести.
В1. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется:
1) в наличии у большинства видов плавательного пузыря
2) в отсутствии плавательного пузыря
3) в хрящевой основе внутреннего скелета
4)в окостенении скелета
5) в формировании жаберных крышек
6) в отсутствии жаберных крышек
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В2. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции.
Характеристика Направления эволюции
1) многообразие видов А) биологический прогресс
2) ограниченный ареал Б) биологический регресс
3) небольшое число видов
4) широкие экологические адаптации
5) широкий ареал
6) уменьшение числа популяций
При выполнении задания ВЗ установите правильную последовательность биологических процессов.
ВЗ. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса:
A)борьба за существование
Б) размножение особей с полезными изменениями
B) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
Д) закрепление приспособленности к среде обитания
Часть 3(C)
Дайте полный развернутый ответ.
С1. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?
Ответы на вопросы и критерии оценивания контрольной работы (для учителя)
по теме «Учение об эволюции органического мира».
11 класс
Часть 1 (А)
№ | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
1 вариант | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 |
2 вариант | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 |
За верное выполнение каждого задания части 1 (А) выставляется 1 балл. Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Часть 2 (В) Вариант 1
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
В1 | 245 | 145 |
В2 | 112122 | АББААБ |
В3 | ГАДВБ | ВАГБД |
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до 2-х баллов. Если в ответе содержится одна ошибка, то учащийся получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальный балл за часть 2 (В) – 6 баллов.
Часть 3 (С)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Элементы ответа: 1 вариант
1. Люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом.
2. От межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизводству.
3. Люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток, процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.
Элементы ответа: 2 вариант
1. Ископаемые остатки и отпечатки.
2. Переходные формы.
3. Филогенетические ряды.
Критерии оценивания:
– ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок-3 балла;
– ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-2 балла;
– ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-1 балл;
– ответ неправильный – 0 баллов.
Максимальный балл-3 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 19 баллов.
«5»-17-19 баллов
«4» – 14-16 баллов
«3»- 10-13 баллов
«2» – менее 10 баллов.
Естественный отбор — это процесс отбора генотипов особей, наиболее приспособленных к данным условиям среды, и устранения генотипов особей, менее приспособленных к данным условиям.
Более приспособленные к данным условиям среды особи оставляют больше потомков, чем менее приспособленные.
Естественный отбор является движущей силой эволюции.
Приспособленность к конкретным условиям существования формируется только благодаря действию естественного отбора.
Естественный отбор является следствием борьбы за существование.
Более приспособленные к данным условиям среды особи чаще выживают и оставляют больше потомков, чем менее приспособленные.
Естественный отбор имеет два аспекта:
отбор на выживание: различное выживание особей с разными генотипами и фенотипами;
репродуктивный отбор (половой отбор): возможное участие данной особи в размножении.
Эти два аспекта отбора могут не совпадать, например стерильный гибрид может обладать повышенной жизнеспособностью.
Естественный отбор — направляющая сила эволюционного процесса.
Естественный отбор обеспечивает приспособление живых организмов к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Все живые организмы из поколения в поколение проходят суровую проверку по всем мельчайшим деталям их строения, функционирования всех их систем в разнообразных условиях. Эта проверка и есть борьба за существование. Только те, кто выдержал эту проверку, оказываются отобранными и дают начало следующему поколению.
Факторы, влияющие на эффективность естественного отбора
интенсивность отбора (доля особей, доживших до половой зрелости и участвующих в размножении). Чем меньше эта доля, тем больше интенсивность отбора. Если, например, из 10 000 особей в каждом поколении выживают и размножаются только 100 самых крупных, то средний размер особей в этой популяции растет гораздо быстрее, чем в случае более мягкого отбора, когда, например, половина всех особей в популяции участвует в размножении. Интенсивность отбора варьирует в широких пределах в зависимости от вида и экологической ситуации. Однако она никогда не бывает нулевой;
изменчивость (количество разновидностей аллелей в популяции (аллели — материал для отбора)). Если все особи в популяции совершенно одинаковы, то даже в условиях жесткой борьбы за существование все они имеют равные шансы уцелеть или погибнуть. Жизнь и размножение каждой такой особи зависит от случая. Из поколения в поколение генетический состав этой популяции будет оставаться неизменным.
Важнейшим свойством естественного отбора является его способность накапливать и совмещать полезные аллели. Отбор действует в каждом поколении, и в каждом поколении он начинается не с «чистого листа», а с того состояния популяции, в которое она была приведена в результате предыдущего цикла отбора.
Если в какой-то популяции из года в год высокие растения получают преимущество в выживании и размножении, то поколение за поколением в этой популяции растет количество высоких особей и увеличивается средний размер особей.
Результаты действия естественного отбора аккумулируются, накапливаются из поколения в поколение. Все новые и новые аллели возникают в популяции за счет мутационного процесса. Каждая мутация случайна, но ее носители регулярно отбираются и размножаются в популяции, если она хоть чуть-чуть повышает приспособленность ее носителей.
Например, если критерием приспособленности в данной популяции является высота растения, то отбор подхватывает все аллели, которые тем или иным способом работают на этот признак — увеличивают скорость роста, эффективность использования солнечного света, воды и других ресурсов.
Способностью отбора накапливать и совмещать полезные аллели и удалять вредные обусловлена и постепенность эволюции, и возникновение изумительно сложных органов, форм и функций. Самые сложные приспособления в строении, функциях и поведении живых организмов сформировались постепенно путем систематического отбора случайно возникающих мутаций. Объектами отбора всегда являются отдельные особи (точнее, их гены, сохраняющиеся в ряду поколений), а не популяции и не виды. Ни одно приспособление, сколь угодно полезное для вида, не сможет быть подхвачено естественным отбором и распространиться в популяции, если оно вредно для конкретных особей и для воспроизведения их генов. При этом альтруистическое поведение чаще всего проявляется в отношении родственных организмов, что объясняется наличием у родственников общих генов (например, половина ваших генов — общая с каждым из родителей).
Формы естественного отбора
стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при котором действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.
Происходит при постоянных условиях окружающей среды.
Понятие стабилизирующего отбора ввел в науку и проанализировал И. И. Шмальгаузен.
Примеры:
сохранение особей со средней плодовитостью. Чем больше птенцов или детенышей в гнезде, тем труднее их выкормить, тем каждый из них меньше и слабее. Малое количество птенцов ведет к уменьшению количества потомков с родительскими признаками. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью;
выживание детенышей со средним весом. У млекопитающих новорожденные с очень низким и очень высоким весом чаще погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорожденные со средним весом;
сохранение реликтовых видов: латимерии, галапагосских черепах, гаттерии и др.
движущий отбор — форма естественного отбора, благоприятствующая только одному направлению изменений признака и не поддерживающая все остальные.
В результате в популяции от поколения к поколению происходит сдвиг средней величины признака в определенном направлении.
Движущий отбор осуществляется при изменении окружающей среды или при приспособлении к новым условиям при расширении ареала. Он сохраняет наследственные изменения в определенном направлении, перемещая соответственно и норму реакции.
Примеры:
«Индустриальный меланизм английских бабочек»: резкое повышение доли меланистических (имеющих темную окраску) особей в тех популяциях бабочек, которые обитают в промышленных районах. Из-за промышленного воздействия стволы деревьев значительно потемнели, а также погибли светлые лишайники, из-за чего светлые бабочки стали лучше видны для птиц. В XX в. в ряде районов доля темноокрашенных бабочек достигла 95 %, в то время как впервые темная бабочка была отловлена в 1848 г.
В природе процесс идет медленно: у позвоночных — около полумиллиона лет.
Искусственный отбор является, по сути, ускоренным движущим отбором. Чтобы вывести новую породу кур, требуется 3 — 6 лет, а чтобы получить расу (форму) насекомых, устойчивых к ядохимикатам, достаточно обработать поле и среди массы погибших насекомых найти единицы выживших. От них и возьмет свое начало новая форма.
Провеивая семена культурных злаков, человек отделял семена сорняка погремка большого, у которых было крыло. В результате изменчивости на полях остались сорняки с бескрылыми семенами, т. к. их отвеять было невозможно, они оставались в семенном материале и размножались в посев.
дизруптивный (разрывающий) отбор — форма естественного отбора, благоприятствующая двум или нескольким направлениям изменчивости, но не благоприятствующая промежуточному состоянию признака.
При действии дизруптивного отбора внутри популяции возникает полиморфизм — несколько отчетливо различающихся фенотипических форм. При снижении возможности скрещивания между такими популяциями в результате изоляции друг от друга происходит их дальнейшая дивергенция (расхождение признаков), вплоть до обособления в качестве новых видов.
Иногда дизруптивный отбор рассматривают как частный случай движущего отбора, поскольку обе эти формы отбора приводят к изменению фенотипического облика популяций в противоположность стабилизирующему отбору.
Примеры.
Мальки окуней питаются мальками других видов рыб. При отсутствии корма, необходимого для подрастающей молоди, в популяции окуней могут сохраниться только «карлики» (особи с резко замедленным ростом, которые длительное время могут питаться планктонными ракообразными) и «гиганты» (особи, способные уже к концу первого года жизни питаться мальками окуней своего же поколения). При такой ситуации в водоеме в течение ряда лет в результате дизруптивного отбора возможно формирование двух рас окуней — «гигантов» и «карликов».
Примером дизруптивного отбора является образование двух рас у погремка большого на сенокосных лугах. В нормальных условиях сроки цветения и созревания семян у этого растения покрывают все лето. Но на сенокосных лугах семена дают преимущественно те растения, которые успевают отцвести и созреть либо до периода покоса, либо цветут в конце лета, после покоса. В результате образуются две расы погремка — ранне- и позднецветущая.
1. Какое значение в эволюции галапагосских вьюрков имело появление у них клювов разной формы?
Ответ
Клювы разной формы позволили вьюркам потреблять разную пищу, занять разные экологические ниши, образовалось множество видов вьюрков.
2. Одно растение одуванчика занимает площадь 10 квадратных сантиметров и дает в год более 100 семян. Через 10 лет потомство одной особи могло бы занять всю поверхность земного шара. Объясните, почему этого не происходит. Приведите не менее трех аргументов.
Ответ
1) Многие семена одуванчика попадают в неблагоприятные условия (отсутствие почвы, воды и т.п.) и не прорастают.
2) В благоприятных условиях одуванчики конкурируют с другими растениями за свет и воду, из-за этого не вырастают.
3) Семена и растения одуванчика поедаются растительноядными животными, грибами и бактериями.
3. Объясните, что такое популяционные волны и дрейф генов. В каких популяциях дрейф генов наиболее действенен?
Ответ
1) Популяционные волны – периодические колебания численности популяции.
2) Случайное (независимое от полезности) изменение доли гена в популяции.
3) Дрейф генов наиболее действенен в маленьких популяциях.
4. Найдите три ошибки при приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость. (2) Минимальной единицей эволюции является организм. (3) Направляющий фактор эволюции – борьба за существование. (4) В результате эволюционного процесса формируется биоразнообразие планеты. (5) Географическое видообразование связано с изменениями экологической ниши вида. (6) Географическое видообразование происходит путем расселения особей на новые территории или разделения исходного ареала на фрагменты. (7) Процесс превращения генетически изолированных популяций в новые виды называют видообразованием.
Ответ
2 – минимальной единицей эволюции является популяция;
3 – направляющий фактор эволюции – естественный отбор;
5 – географическое видообразование связано с изменениями ареала обитания вида; экологическое видообразование связано с изменением экологической ниши вида.
5. Объясните, как сформировались в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у почвенных животных слепышей.
Ответ
1) За счет мутаций глаза у слепышей уменьшились (недоразвились).
2) Слепыши с недоразвитыми глазами получили преимущество в борьбе за существование (поскольку не стали тратить ресурсы на ненужные под землей органы).
3) В процессе естественного отбора они дали больше потомства, количество слепышей с уменьшенными (недоразвитыми) глазами возросло.
6. Объясните с точки зрения микроэволюции этапы появления расчленяющей окраски у полосатой рыбы-бабочки.
Ответ
1) появление в исходной популяции различных мутаций, которые обусловили расчленяющую окраску тела;
2) увеличение числа особей с расчленяющей окраской тела за счет большей выживаемости таких особей в процессе борьбы за существование (меньшей заметности для хищников);
3) закрепление естественным отбором полезной мутации, формирование адаптации и образование новой популяции
7. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у животных.
Ответ
1) в результате мутаций появляются особи с новым проявлением признака, который в изменившихся условиях среды имеет адаптивный характер;
2) особи с новым признаком обладают преимуществом в борьбе за существование;
3) в процессе естественного отбора в течение многих поколений особи с полезными признаками выживали и оставляли потомство, это привело к закреплению нового адаптивного признака
8. Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трех элементов.
Ответ
1) расширением ареала вида, популяции попадают в разные условия;
2) возникновением физических преград рельефа;
3) изоляцией популяций вида в связи с разрывом ареала, что приводит к изменению их генофонда в результате приспособления к разным условиям
9. Лечение антибиотиками болезней человека, вызванных болезнетворными микроорганизмами, со временем становится малоэффективным. Необходимо вести поиски новых лекарственных препаратов. Объясните почему.
Ответ
1) в результате мутаций возникают особи с измененными свойствами;
2) устойчивость к антибиотикам является полезным признаком для микроорганизмов и поддерживается естественным отбором;
3) микроорганизмы обладают высокой скоростью размножения, и возникшие полезные мутации быстро распространяются; вскоре возникает новая популяция, невосприимчивая к антибиотику
10. Как (с позиций Ч. Дарвина) возникла зеленая покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелеными листьями? Ответ поясните.
Ответ
1) коричневые гусеницы перешли на питание зелеными листьями; в популяции постоянно возникали мутации, среди множества мутантов по окраске появлялись особи с зеленой окраской;
2) в борьбе за существование зеленые гусеницы обладали преимуществом, они в меньшей степени склевывались птицами;
3) под действием естественного отбора выживали те гусеницы, которые обладали полезными признаками – зеленой окраской, они давали потомство, их число постепенно росло;
4) в последующих поколениях этот процесс продолжался, и окраска тела гусениц всё более соответствовала основному фону окружающей среды
11. Что является результатом борьбы за существование?
Ответ
Результатом борьбы за существование является естественный отбор (выживание и размножение наиболее приспособленных организмов).
12. Какова роль движущих сил эволюции, неизвестных во времена Дарвина, в формировании приспособленности организмов?
Ответ
Популяционные волны и дрейф генов случайно меняют концентрацию генов в популяции.
13. Почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов? Объясните, какие факторы эволюции этому способствуют.
Ответ
1) в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменяется генофонд;
2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;
3) прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.
14. В промышленных районах Англии на протяжении ХIХ–ХХ веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
Ответ
1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и тёмные особи;
2) в загрязнённых копотью промышленных районах с потемневших стволов птицы склёвывают светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с тёмной окраской;
3) изменение окраски в популяциях бабочек – проявление движущей формы отбора
15. При каких условиях генетически разнообразная популяция организмов может со временем образовать два вида? Укажите возможные причины разделения популяции с образованием двух видов. Ответ поясните.
Ответ
1) Для того, чтобы образовались два вида, должна возникнуть изоляция:
2) географическая изоляция возникает в результате появления физической преграды между частями популяции;
3) экологическая изоляция возникает при смене экологической ниши частью популяции;
4) изоляция может привести к образованию двух видов в случае невозможности скрещивания и обмена генами между новыми популяциями (репродуктивная изоляция).
16. Объясните, как переселение человеком собак в Австралию привело к образованию нового вида (Дикая собака динго). Для объяснения используйте знания о факторах эволюции.
Ответ
1) популяция собак, переселённых в Австралию, оказалась пространственно
изолированной от популяций собак (волков) других континентов;
2) в изолированной популяции собак появились новые мутации (признаки,
аллели), которые оказались полезными в новых условиях жизни;
3) длительный естественный отбор сохранил полезные признаки (мутации)
и привёл к изменению генофонда;
4) репродуктивная изоляция привела к формированию нового вида.
17. Определите по рисунку вид изоляции севанской форели, приведший к образованию различных популяций. Ответ обоснуйте. Почему учёные относят эти популяции к одному виду? Почему севанская форель требует пристального внимания со стороны природоохранных организаций?
Ответ
1) экологическая изоляция;
2) в исходном виде сформировались популяции с разными местами нереста;
3) в исходном виде сформировались популяции с разными сроками нереста;
4) между популяциями нет репродуктивной изоляции, поэтому это один вид;
5) этот вид-эндемик обитает только в озере Севан
18. Многие расовые признаки человека не имеют адаптивного значения. Назовите эволюционные факторы, под влиянием которых сформировались такие признаки, и объясните механизм их действия.
Ответ
1) дрейф генов приводит к изменению частот аллелей в малочисленных изолированных популяциях;
2) миграция за пределы ареала исходной популяции приводит к тому, что случайные признаки немногочисленных основателей новых семей становятся признаками всей новой малой расы;
3) в малочисленных изолированных популяциях возрастает процент близкородственных браков, приводящий к закреплению признаков членов-основателей расы, не носящих адаптивный характер
19. Как с позиции современного эволюционного учения объясняется появление собачьих блох, устойчивых к противоблошиному шампуню?
Ответ
1) в популяции блох присутствуют особи с различной степенью устойчивости к ядовитым веществам (разными мутациями);
2) при обработке шампунем (в ходе борьбы за существование) неустойчивые к яду шампуня блохи погибают, а устойчивые выживают;
3) выжившие блохи передают гены устойчивости к яду (мутацию) своим потомкам (получим преимущество в размножении);
4) в результате естественного отбора формируется новая популяция, устойчивая к яду шампуня