Привлечение студентов к общественно полезному труду

Привлечение студентов к общественно полезному труду thumbnail

изображениеСогласно ст. 34 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Любая трудовая деятельность обучающихся в образовательном учреждении (уборка класса, территории школы; работа на пришкольном участке и др.), если она не предусмотрена образовательной программой, требует одновременного согласия не только ученика, но и его родителей (законных представителей).

Если же отдельные виды трудовой деятельности обусловлены выполнением утвержденной образовательным учреждением образовательной программы (работа на токарном станке, пошив изделий, уборка рабочего места в кабинете труда и т. п.), то получение согласия как от самого обучающегося, так и от его родителей (законных представителей) не требуется. Выполнение такой работы является для него обязательным, если данный труд не противопоказан обучающемуся по медицинским или иным объективным показаниям.

В последнее время всё активнее стал обсуждаться вопрос трудового воспитания обучающихся. В сети «Интернет» каких только обсуждений не встретишь, да в самой профессиональной среде тоже. В марте 2017 года Министерством образования и науки РФ была сформулирована своя позиция по данному вопросу. В письме Минобрнауки РФ от 30.03.2017 № 08–621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» сказано, что в открытом доступе (на сайтах: proftime.edu.ru и apkpro.ru/rekomend_mon) размещены методические рекомендации для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности, которая может осуществляться обучающимися в рамках образовательной деятельности, и требований к ее осуществлению с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, разработанных федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования».

В разработанных методических рекомендациях указано, что социально-экономическая ситуация в стране десятилетиями характеризуется разрывом между спросом и предложением на рынке труда и в системе образования, требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов, неразборчивостью в средствах достижения своих целей значительной части молодых людей, выросших в условиях противоречивого, разнонаправленного воздействия семьи, школы и социума.

Игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи привело к тому, что выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации. В последние десятилетия школа уделяла меньше внимания воспитательной функции, ограничившись подготовкой обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации, учеба в которых редко связана с будущей профессиональной деятельностью. Между тем основой профессиональной успешности является трудолюбие, которое формируется с первых лет жизни и поддерживается системой воспитательной работы в общеобразовательных организациях и обществом.

Вопрос о том, кого должна воспитывать школа — творца или потребителя, кажется, сегодня решается в пользу творца. Изменить ситуацию может целенаправленное воспитание обучающихся совместными усилиями семьи, школы и общества при продуманной образовательной политике.

В данных методических рекомендациях обозначены: цели трудового воспитания как важнейшего элемента процесса организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенций, добросовестного отношения к труду, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов; содержание трудового воспитания школьников; возрастные этапы, на которых последовательно должны решаться задачи трудового воспитания; прогнозируемые результаты трудового воспитания, а также приводятся нормативные документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, и примеры локальных нормативных актов об организации труда обучающихся.

Данный документ будет полезен для разработки локальных нормативных актов образовательной организации по вопросу привлечения обучающихся к труду, в т. ч. не предусмотренному образовательной программой, т. к. конфликты по обозначенной проблеме между участниками образовательных отношений возникают довольно часто.

На что стоит обратить внимание в данном документе.

1. Обозначены цели и задачи трудового воспитания. Кратко раскрыто содержание трудового воспитания. Обозначены основные виды труда.

  • Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
  • Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
  • Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

2. Даны рекомендации по организации трудового воспитания в образовательной организации, обозначены формы данной работы. Отдельно указывается, что в уставе общеобразовательных организаций могут быть отражены положения, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, положения об организации общественно полезного труда обучающихся, о привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному программой, что помогает предупредить или конструктивно разрешить конфликты с родителями обучающихся.

3. Трудовое воспитания рассматривается как часть воспитательной программы в рамках образовательной программы образовательной организации, которая разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов с учётом примерных образовательных программ.

4. Отдельного внимания заслуживают документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 31 декабря 2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553–09» (зарегистрировано в Минюсте России 5 ноября 2009 г., рег. № 15172).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № НТ-443/08 (с изменениями от 6 августа 2014 г. № 08–1036) «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

Отдельного внимания заслуживают модельные локальные акты, которые будут полезны для учёта в работе.

1. Положение о Порядке привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой (приложение 1). Труд обучающихся, не предусмотренный образовательной программой, может быть организован по следующим направлениям: участие в общегородских субботниках; благоустройство образовательной организации и прилегающей территории; озеленение образовательной организации и прилегающей территории; поддержание чистоты и наведение порядка в классных кабинетах, ежедневное самообслуживание; дежурство по столовой, ежедневное самообслуживание; прохождение летней практики в школьных бригадах (отрядах), в том числе по трудовому договору — для обучающихся, достигших 14 лет; осуществление мелких ремонтных работ; плановое дежурство по образовательной организации и иные направления правомерной трудовой деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

2. Положение о привлечении обучающихся к труду (приложение 2). В данном приложении также представлена форма соглашения о привлечении обучающегося к труду.

изображениеСтоит отдельно отметить, что согласно Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ч.3 ст.30 необходимо при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Необходимо помнить, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Следует отметить, что учет мнения не означает обязательного согласования позиции с советами обучающихся. Учет мнения подразумевает процедуру, в ходе которой до принятия решения информация о планируемом решении направляется в совет обучающихся, далее администрация ожидает, и в случае, если мнение было выражено, оно подлежит обязательному рассмотрению перед принятием решения. Может быть также предусмотрено проведение согласительных процедур, но конечное решение в любом случае принимается администрацией образовательной организацией (либо иным коллегиальным органом управления, уполномоченным на принятие локального нормативного акта). Исключения могут наблюдаться на уровне отдельных образовательных организаций, если их локальными нормативными актами будет установлен иной порядок учета мнения, предусматривающий получения согласия советов обучающихся, однако это маловероятно (процедура учёта мнения обучающихся заслуживает отдельного внимания, поэтому в этой публикации не будем углубляться в этот вопрос).


  • Автор —

    Звягин Александр Сергеевич

  • 15.09.2017

  •  
    Все консультации автора

Источник

1. Общие положения. 2. Цели и задачи

1. Общие положения. 2. Цели и задачи
2 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с: Законом «Об Образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст. 34 ч. 4), Санитарными нормами и правилами СанПина

Подробнее

(ГБПОУ КК АЮТ) «27» сентября 2016 г. 2

(ГБПОУ КК АЮТ) «27» сентября 2016 г. 2
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский юридический техникум» (ГБПОУ КК АЮТ) «27» сентября 2016 г. 2 УТВЕРЖДЕНО приказом директора техникума

Подробнее

4.Организация летней трудовой практики.

4.Организация летней трудовой практики.
деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека; – оказание посильной помощи в благоустройстве территории школы и города; – самообслуживание по наведению чистоты и порядка

Подробнее

Положение г. г.можайск

Положение г. г.можайск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ» г. МОЖАЙСКА Принято Согласовано Утверждаю на заседании на заседании Управляющего Педагогического совета

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЖУРСТВЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЖУРСТВЕ
Министерство образования Московской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГУБЕРНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПОЛОЖЕНИЕ

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЖУРСТВЕ ПО КОЛЛЕДЖУ

ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЖУРСТВЕ ПО КОЛЛЕДЖУ
ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЖУРСТВЕ ПО КОЛЛЕДЖУ 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Дата введения 2018-06-20 1.1 Настоящее положение определяет порядок дежурства по государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ об общественно-полезном труде

ПОЛОЖЕНИЕ об общественно-полезном труде
СОГЛАСОВАНО На заседании Управляющего совета ГБОУ СОШ 13 г. о. Чапаевск УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ СОШ 13 г.о.чапаевск Воронкова В.К. Протокол 1 Приказ 7 / 2 от «13» января 2012 г. от «13» января 2012 г.

Подробнее

3. Порядок формирования трудового отряда

3. Порядок формирования трудового отряда
1. Основные положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и деятельности трудового отряда. 1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными документами и локальными актами:

Подробнее

О ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКЕ

О ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКЕ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.кротково муниципального района Похвистневский Самарской области УТВЕРЖДЕНО Приказом ГБОУ СОШ

Подробнее

Департамент образования Ивановской области

Департамент образования Ивановской области
Департамент образования Ивановской области областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ивановский железнодорожный колледж областной конкурс на лучшее содержание территории

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ. г. Белореченск 2014 г

ПОЛОЖЕНИЕ. г. Белореченск 2014 г
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЖУРСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Подробнее

3. Основные обязанности работников

3. Основные обязанности работников
– паспорт, – личное заявление о принятии на работу, – справка из полиции, позволяющая работать в детском образовательном учреждении; – медицинские документы, подтверждающие профессиональную пригодность

Подробнее

План волонтерских акций на 2014 г.

План волонтерских акций на 2014 г.
План волонтерских акций на 2014 г. I Раздел: Административно-хозяйственная деятельность Парк «Сокольники» – это «легкие» города Москвы. Территория парка очень большая – парк открыт для свободного входа

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ о летней трудовой практике

ПОЛОЖЕНИЕ о летней трудовой практике
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мирновская школа 2» Симферопольского района Республики Крым ул.стадионная, 22, с. Мирное, Симферопольский район, РК,2 97505 тел/факс 0(652) 22-23-22,

Подробнее

Крымский агропромышленный колледж

Крымский агропромышленный колледж
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Крымский агропромышленный колледж Рассмотрено и одобрено на заседании Педагогического совета 2014 г. Протокол Введено в действие приказом директора

Подробнее

1. Общие положения. 2. Права студентов

1. Общие положения. 2. Права студентов
1. Общие положения 1.1. Студенты техникума являются активными участниками учебновоспитательного процесса и на них распространяются требования нормативных документов, которые регламентируют учебно-воспитательный

Подробнее

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1.1.Настоящие правила внутреннего трудового распорядка обучающихся (далее по тексту – Правила) ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС и ПРАВО» разработаны на основании Федерального Закона «Об образовании

Подробнее

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЛЕДЖ ПРАВА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ» (г. КРАСНОДАР) Локальный акт организации СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОЛОЖЕНИЕ О КУРАТОРЕ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ Краснодар

Подробнее

3. Обязанности студентов

3. Обязанности студентов
– перевод в другое образовательное учреждение соответствующего уровня при согласии этого среднего специального учебного заведения и успешном прохождении им аттестации, а также в случае прекращения деятельности

Подробнее

3. Должностные обязанности

3. Должностные обязанности
1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ о классном руководителе

ПОЛОЖЕНИЕ о классном руководителе
ПОЛОЖЕНИЕ о классном руководителе I. Общие положения 1.1. Классный руководитель педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностный отношений и защитника воспитанников

Подробнее

Положение об интернате (общежитии)

Положение об интернате (общежитии)
Рассмотрено: на заседании педагогического совета ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» протокол 2 от «6»ноября 2015 г Утверждено: приказ 714 от «9»ноября 2015 г. 02-09 Положение об интернате

Подробнее

Положение о дежурстве в техникуме

Положение о дежурстве в техникуме
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПОЛЕССКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА 1 I. Общие положения. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава учреждения, Правил внутреннего

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ о Совете общежития ОГБПОУ «ТМТТ»

ПОЛОЖЕНИЕ о Совете общежития ОГБПОУ «ТМТТ»
Утверждено: приказом директора ОГБПОУ «ТМТТ» 10/01-06 от 25.01.16г. ПОЛОЖЕНИЕ о Совете общежития ОГБПОУ «ТМТТ» ЦЕЛЬ: Создание в общежитии пространства для самореализации каждого студента через вовлечение

Подробнее

Источник