Приведите примеры полезных и бесполезных знаний
×åëîâåêó âñåãäà õîòåëîñü èìåòü ïîëíóþ èíôîðìàöèþ î í¸ì ñàìîì, îáî âñåé çåìëå, îáî âñåì êîñìîñå, î òîì, ÷òî ñêðûâàåòñÿ çà êóëèñàìè ìèðîçäàíèÿ. Îäíàêî ïî áîëüøîìó ñ÷¸òó äîñòóï êî âñåìó ýòîìó çíàíèþ áûë äëÿ íàñ çàêðûò.  îãíå âîéí è êàòàêëèçìîâ ïîãèáàëè äðåâíèå öèâèëèçàöèè, óíè÷òîæàëèñü áèáëèîòåêè, ãèáëà ïðååìñòâåííîñòü ó÷åíèêîâ è ó÷èòåëåé. Áîã íå ñïåøèë íàì îòêðûâàòü ñâîè çíàíèÿ, à Äüÿâîë ìîã ÷òî-òî ïðè îòêðûòü, íî â îáìåí íà íàøó äóøó. Öåëûìè ñòîëåòèÿìè è äàæå òûñÿ÷åëåòèÿìè ìû ñòîÿëè íà ìåñòå. Âîçüì¸ì õîòÿ áû ïåðèîä ñðåäíåâåêîâüÿ: âñå ëþäè îæèäàëè â òîò ïåðèîä êîíöà ñâåòà è Ñòðàøíîãî ñóäà, ïîýòîìó íå î÷åíü òî ñòðåìèëèñü íàêàïëèâàòü çíàíèÿ.
Èíôîðìàöèîííûé ïðîðûâ ïðîèçîø¸ë ñ ïîÿâëåíèåì Èíòåðíåòà. Ëþäè äîáðàëèñü äàæå äî Õðîíèê Àêàøè è ÷åðïàþò îòòóäà âñå âîçìîæíóþ èíôîðìàöèþ. Âîçìîæíî, ýòî îòòà÷èâàåò ìîçã, íî äàâàéòå ðàçáåð¸ìñÿ, è âïðàâäó ëè ïîëåçíî çíàòü òî, ÷òî îò íàñ ñêðûòî? È ÷òî âîîáùå ÿâëÿåòñÿ ïîëåçíûì çíàíèåì â îòëè÷èå îò áåñïîëåçíîãî? Ãëàâíàÿ èíôîðìàöèÿ – î Áîãå è äóøå. Êàçàëîñü áû, îíà èñ÷åðïàíà â ðåëèãèÿõ, è âñ¸ æå ýòà ãëàâíàÿ òàéíà, êîòîðóþ ìû íå ìîæåì ïîñòè÷ü íè ñàìè, íè ñ ïîìîùüþ ðåëèãèé. Áîã îòêðûâàåò å¸ òîëüêî â êîíöå.
Ïîëåçíûå çíàíèÿ ðàñêðûâàþò ïðèíöèï äåéñòâèÿ ÷åãî-ëèáî, áåñïîëåçíûå – äàþò çíàíèÿ î äåòàëÿõ áåç ðàñêðûòèÿ ïðèíöèïà. Êàê áû ñêàçàë Êàíò, ïðèíöèï – ýòî íîóìåí, èëè íåäîñòóïíîå íàì çíàíèå. Ïðèíöèï îòêðûâàåòñÿ íàì ëèøü òîãäà, êîãäà ïðèõîäèò âðåìÿ, è êîãäà îí ìîæåò ñðàáîòàòü. Òî åñòü ãëàâíàÿ èíôîðìàöèÿ î Áîãå è äóøå ñêðûòà îò íàñ äî ïîðû, è ïîêà ýòà ïîðà íå íàñòóïèëà, íàì äîñòóïíû òîëüêî ñóððîãàòû. Íè â ïèñàíèÿõ, íè â ôèëîñîôèÿõ âû íå íàéä¸òå ãëàâíîãî äåéñòâóþùåãî ïðèíöèïà, è âñ¸, ÷òî òàì âûäà¸òñÿ çà íåãî, íèêîãäà íå ñðàáîòàåò.
Ýòî êàê åñëè áû âû îäíàæäû ïîïðîáîâàëè âêóñíîå áëþäî, è õîòåëè áû óçíàòü ðåöåïò, íî íå ñìîãëè. Âû ïðîáóåòå äîãàäàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî, èùèòå åãî â êóëèíàðíûõ êíèãàõ, ãîòîâèòå, íî ýòî íå ñðàáàòûâàåò. Ïîëó÷àåòñÿ íå òî è íå âêóñíî. Ðåöåïò ðàéñêîãî ñ÷àñòüÿ òàê è îñòàëñÿ íîóìåíîì, è íàì ñàìèì íå ïðèãîòîâèòü ýòîé ïèùè áîãîâ…
Íå õîòåëîñü áû ïðèâîäèòü ïðèìåðû, ÷òîáû íå îñêîðáëÿòü ÷óâñòâà âåðóþùèõ. Íî åñëè áû òî, ÷òî îáåùàþò ïèñàíèÿ, ñîäåðæàëî ïðèíöèï, îíè áû ñðàáîòàëè, òî åñòü ïîáåäèëè áû çëî, à íå ïðåâðàòèëèñü ëèøü â ðåëèãèè è îáðÿäû. Òî åñòü ðàé íàñòóïèë áû çà æèçíü äâóõ-òðåõ ïîêîëåíèé, à íå îòäàëÿëñÿ áû îò íàñ áåñêîíå÷íî. Ïîëüçà ðåëèãèé è ôèëîñîôèé ëèøü â òîì, ÷òî îíè ïîçâîëÿþò ëþäÿì ìåíüøå ãðåøèòü, íî íå èñêîðåíÿþò ñàì ïðèíöèï çëà, èëè ãðåõà.
Êðèòåðèé èñòèíû – ñáûâàåìîñòü îáåùàíèé. Åñëè îáåùàíèå íå ñáûâàåòñÿ çà ñòî ëåò è ïðåâðàùàåòñÿ â ðåëèãèþ, çíà÷èò, îíî è íå áûëî ðàññ÷èòàíî íà ðåàëèçàöèþ. Ðåëèãèÿ – ýòî îáåùàíèå, êîòîðîå íå ñáûëîñü… À íå ñáûëîñü, ïîòîìó ÷òî íå ñîäåðæàëî ãëàâíîãî ïðèíöèïà, èëè ïðàâèëüíûõ îòâåòîâ íà âîïðîñû, ÷òî òàêîå äóøà, ñïàñåíèå, ðàé, Áîã, çåìíàÿ æèçíü è öàðñòâèå íåáåñíîå.
Ìû ìîæåì çàãëÿíóòü äàæå â Õðîíèêè Àêàøè, ïîãîâîðèòü ñ ìåðòâûìè, íî âðÿä ëè ñ ïîìîùüþ ýòèõ äåòàëåé ìû îòêðîåì äëÿ ñåáÿ ñóòü. Åñëè äàæå ðåëèãèÿ íå äà¸ò íàì îòâåòîâ íà ãëàâíûå âîïðîñû, òî ñîáèðàíèå òðóäíîäîñòóïíûõ ôàêòîâ òîæå íè÷åãî íå äàñò. Ïîëåçíî ëèøü çíàíèå ïðèíöèïà, äà è òî, åñëè ìû âîïëîùàåì ýòî çíàíèå â æèçíü, à íå ïðîñòî èìååì åãî äëÿ êîëëåêöèè â íàøåì óìå.
Èòàê, ñàìîå áîëüøîå íàêàçàíèå äëÿ ïîëóèñòèíû – ñòàòü ðåëèãèåé, èëè ñëåïîé âåðîé. Ãëàçà ëèáî îòêðûâàþòñÿ, ëèáî íåò. Áåññìåðòèå äîñòèãàåòñÿ òîëüêî ñ îòêðûòûìè ãëàçàìè. (Èìååòñÿ â âèäó áåññìåðòèå íå â ôèçè÷åñêîì ïëàíå, à íåêèé ñòàñóñ, âîçâûøàþùèé èñòèííîå áûòèå íàä èëëþçîðíûì). Èñòèíà – ýòî ñáûâøååñÿ îáåùàíèå…
Результаты знаний
Полезное знание – это такое знание, которое несёт какую-то практическую пользу нам или окружающим нас людям.
Любое полезное знание приносит 4 вида результатов:
– улучшается здоровье (становится больше энергии, силы и счастья)
– укрепляется разум (легче принимать решения, брать на себя ответственность и терпеть чужие недостатки)
– улучшаются отношения с людьми (больше любви, уважения и радости)
– растут доходы (больше денег, свободного времени и свободы)
Любое знание, которое не помогает улучшить здоровье, разум, отношения и/или доходы – пустое, непрактичное.
Иногда о некоторых знаниях говорят, что благодаря им люди лучше стали понимать себя и мир вокруг. Хорошо, но если вы начинаете лучше понимать себя и мир, вы обязательно начнёте лучше себя чувствовать, быть терпеливее, легче строить отношения с окружающими людьми и больше зарабатывать. Иначе это самообман.
Все прочие знания можно считать бесполезными.
Общеобразовательный аудит
Получая те или иные знания, спросите себя:
– Улучшит ли это моё здоровье?
– Сделает ли это меня сильнее и энергичнее?
– Стану ли я или окружающие люди от этого счастливее?
– Позволит ли мне это легче принимать решения?
– Позволит ли мне это легче брать на себя ответственность?
– Научит ли это меня терпеливо относиться к чужим недостаткам?
– Привнесёт ли это больше любви и уважения в мою жизнь?
– Сделает ли это мою жизнь более радостной?
– Позволит ли мне это больше зарабатывать?
– Даст ли мне это больше свободного времени?
– Сделает ли это меня свободнее?
Если ответ хотя бы на один вопрос утвердительный – знание стоит того, чтобы тратить на него время и деньги. Если же нет – это пустое знание. Даже если оно преподносится как величайшая тайна Вселенной.
Помните, что любое знание нужно обязательно применять и проверять на практике: чему-то научились – примените; применили и получили нужный результат – научите этому других. Только следуя такой формуле можно достичь успеха в выбранной вами деятельности.
Критерии сомнительных знаний
Помимо того, что пустые знания ничего не улучшают в вашей жизни, они ещё и обладают таким неприятным свойством, как размывание нравственных ценностей. Поэтому любые пустые знания – потенциально опасны и сомнительны. И если получая какое-либо знание, вы замечаете в себе нарастание негатива, то знайте, что негатив – это красноречивое свидетельство о том, что вместо полезных знаний вы получаете испражнения чьего-то воспалённого воображения.
Наиболее распространённые критерии сомнительных знаний:
– повышенная раздражительность
– чувство превосходства над другими
– нетерпимость к другим точкам зрения
– вынужденный обман или введение в заблуждение
Не бойтесь отбросить знание, если оно не ведёт вас к лучшей жизни. Ищите полезные знания, отсекайте бесполезные и сомнительные. Для этого постоянно мониторьте свои ощущения:
– Становлюсь ли я более спокойным или более раздражительным?
– Ощущаю ли я гармонию со всеми или чувствую превосходство над кем-либо?
– Радуюсь ли я, когда узнаю что-то новое или негодую, когда сталкиваюсь с иной точкой зрения?
– Говорю ли я всё как есть или ввожу себя и других людей в заблуждение?
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги “Инсайт”, все услуги – бесплатно, для остальных – по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: https://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: https://v-lavrov.livejournal.com/
Подробнее о том, чем отличается информация и знания тут: https://v-lavrov.livejournal.com/7156.html
Тут я совсем подвисла. У нас в младшей школе были чтение, письмо, математика, языки и природоведение. Что из этого может не пригодиться в дальнейшем я даже представить себе не могу. Но даже если брать старшие классы мне вот так сложно сказать что из предметов оказалось полезным для моей нынешней жизни, а что из выученного осталось в памяти мертвым грузом или стерлось за ненадобностью. На эту тему вспомнился давнишний пост МауМиу, где тоже многие делились возмущением и собственной ненавистью к стандартной советской школьной программе. В итоге мне тоже захотелось высказаться))
Так в целом, по-моему, материал, что преподавался нам до 9 класса, был полезен и необходим в целом, помогая определиться со своими сильными и слабыми сторонами, давал общее представление о мире и обществе, в котором мы живем.
Например, я абсолютно не согласна с людьми, что называли бесполезными литературу и стихи. Да, понятное дело, вряд ли к кому-то довелось на рабочем совещании высказать своё мнение касательно морального падения Сонечки Виноградовой или его завалили на собеседовании требованием воспроизвести письмо Онегина Татьяне (хотя может кто-то действительно знает такие примеры из жизни?)). Также, на мой взгляд, вся эта “нетленная” классика в большинстве своём морально устарела и прописанные в ней нормы поведения неприемлемы в современном мире. Но при наличии талантливого учителя все эти обсуждения, кто прав, а кто редиска нехорошая, формируют умение аргументированно отстаивать свою позицию, слушать собеседника и расширяют словарный запас человека. Пока учитель в форме императива не навязывает детям своё мнение, литература – прекрасный и полезный для взрослой жизни предмет.
Что же касается стихов, то кроме словарного запаса, декламация поэтических произведений – прекрасное упражнение для тренировки памяти и дикции. Увы, эти умения усвоили далеко не все выпускники…
Математика, царица наук. Понятное дело, если человек не пошел потом в науку или не стал инженером или архитектором, то тригонометрия ему возможно и не нужна, но та же геометрия со стереометрией учит моделировать в голове тот или иной предмет и развивает пространственное мышление. Мне кажется, ей и топографический кретинизм можно вылечить. Было бы желание) Кроме того, точные науки в целом учат логическому мышлению и систематизации знаний.
Что касается химии и биологии, то… Да, возможно ботаника будущему менеджеру и даром не сдалась, и валентность химического элемента он тоже в будущем вряд ли будет высчитывать, но краткий курс средней школы позволяет сформировать своё мнение о предмете и на практике показывает, что “котиков я люблю, но их кровеносная система навевает меня скуку, так что ветеринаром я, пожалуй, не буду”.
Таким образом, стандартная школьная программа до 9го класса в идеале дает базу знаний, формируя из ребенка взрослую личность. А дальше или уже есть возможность продолжить брать всё и сразу, или, если уже определился с дальнейшим вектором жизни, пойти в спецучилище, где будущего художника или бухгалтера не будут насильно потчивать ядерной физикой.
Увы, в школе очень многое зависит от учителей, а в педагогические вузы идут обычно те, кто по своим знаниям не смог поступить на более престижные специальности. А отсюда неспособность передать детям необходимые знания, ввиду их отсутствия у самого учителя.
К сожалению, эта проблема реформой образования явно не решится. А жаль.
За счет вхождения в повседневную жизнь интернета люди теперь находятся в постоянном потоке большого количества информации. У многих в режиме нон-стоп происходит бесцельное накопление знаний из разнообразных сфер при интернет-серфинге. Кто-то считает, что накопление знаний не будет лишним в жизни и заканчивают ВУЗ по специальности, по которой в будущем даже не планируют устраиваться на работу. Просто окончив школу, нужно куда-то переходить, а диплом не помешает.
Но в действительности все это становится бесцельным вложением сил и времени. Довольно часто знания не сохраняются в памяти, или у них есть «срок годности». А о первичной востребованности и речи быть не может.
Установили, что среднестатистический выпускник уже через 4-5 лет забывает большую часть знаний, которые он приобрел во время учебного процесса (если он не продолжает развитие в данной сфере). В то же время гуманитарные знания стираются более быстро.
Виды знаний
Существуют знания полезные и бесполезные:
- Полезные знания приносят человеку определенную практическую пользу или сторонним людям. Они могут выражаться в виде разных результатов: улучшение здоровья (прилив сил и энергии), укрепление ума (становится проще принять решение, брать на себя ответственность и переносить недостатки окружающих), улучшение отношений с другим человеком (проявление радости, любви, уважения), увеличение доходов.
- Бесполезные знания не помогают улучшить разум, повысить здоровье, доходы, разобраться в отношениях.
Порой об определенных знаниях говорят, что с их помощью люди стали лучше разбираться в себе и окружающем мире. Это прекрасно, если человек начинает лучше взаимодействовать с собой и миром, лучше чувствовать себя, проявлять терпимость, проще выстраивать отношения с людьми. В противном случае это только самообман.
Любое знание непременно необходимо применять и проверять на практике: что-то выучили – использовали в жизни. Применили и получили желаемый результат? Научите этому другого человека. Только с использованием данной формулы можно ожидать успеха в определенной деятельности.
Бесполезные знания ничем не смогут улучшить жизнь, но также им характерно такое негативное свойство, как размывание моральных ценностей. По этой причине любые бесполезные знания являются сомнительными и потенциально опасными. Если во время получения определенного знания растет негатив, то это является прямым свидетельством того, что вместо полезных знаний получаете бесполезную и неразумную информацию. Не стоит опасаться отбросить знание, если оно не приводит к улучшению жизни. Нужно искать только полезное, отсекая сомнительное.
Наш мозг – это не просто жесткий диск, на котором можно сохранить любые файлы и держать их, пока они не станут нужными. Если постоянно не перезаписывать и не применять знания, то наш мозг посчитает их ненужными и просто отправит в корзину.
Но вот что касается архива прилипчивых песенок и мемов, то они останутся надолго в памяти. Так бывает из-за того, что мозг считает их социально-значимой информацией. Вы их довольно часто используете, с их помощью постоянно в теме во время общения с окружающими.
Не стоит себя обманывать, все время просматривая видео с лайфхаками и лекции про все на свете. В реальности это не самообразование. Когда информация не относится к вашей сфере деятельности, то в дальнейшем ее ценность приравнивается к просмотру развлекательных программ.
К тому же, человеческая память не безразмерна и, заучивая большой объем бесполезных данных, можно только усложнить запоминание чего-то истинно ценного. И, разумеется, с отсутствием практики любые знания быстро стираются.
Стоит с умом подбирать место учебы. Лучше пропустить год и подумать над истинным призванием, чем тратить 5 лет на ненужные знания.
Нужно быть готовым к тому, что самому нельзя охватить весь мир и выучить абсолютно все. Даже если бы такой человек и существовал, то он все же не смог бы применить все свои знания из-за ограниченности жизни. Но если вы хотите знать как можно больше и уметь применять знания в жизни, следует в первую очередь развивать мышление и улучшать интеллектуальные способности. Тренажеры и обучающие программы Викиум как раз ориентированы на это и доступны каждому.
“Знание – сила”, сказал английский философ Френсис Бэкон.
Но, в то же время “многие знания – многие печали”, “потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь”, сказал царь Соломон в книге Экклезиаста.
Где же истина?
На самом деле оба выражения справедливы. Все дело в интерпретациях.
Знание – сила, только тогда, когда ты умеешь их применять, когда чётко знаешь цель их получения.
А если ты их просто коллекционируешь, тогда они будут для тебя источником печали.
Есть коллекционеры денег, а есть коллекционеры знаний. Но в обоих случаях это не приносит их обладателям счастья и успеха. Потому-что ни деньги, ни знания не могут быть целью, они должны быть лишь средством достижения чего-то бОльшего.
Когда я беседую со своими детьми о высшем образовании, я советую им не делать серьезных ставок на успех только благодаря диплому. Это скорее вынужденный этап жизни, чем полезный относительно того, сколько времени студент потратит на него.
Высшее образование – это билет или пропуск в определенные круги людей и некий запасной аэродром, на случай если тебе в этой жизни ничему другому не получится научиться.
Поэтому я говори им, поступайте, учитесь, то тратьте не более 30% своего продуктивного времени. В остальном занимайтесь самообразованием. Для вашей дальнейшей карьеры ни будет никакой разницы красный у вас диплом, или троечный.
Иногда самые строптивые говорят, – тогда высшим образованием вообще можно пренебречь. Я отвечаю, а ты сможешь эти 4-6 лет быть таким дисциплинированным, чтобы без кнута заниматься самообразованием?
Смогут единицы, поэтому большинству нужен кнут и запасной аэродром!
Генри Форд не закончил даже школу, но был достаточно образованным человеком, чтобы сколотить огромное состояние и стать великим человеком. Он считал, что не нужно засорять мозг лишними академическими знаниями, если при необходимости их можно получить от людей или из энциклопедий.
Генри Форд
Его спросили на суде, когда он подал иск на газету, обвинившую его в невежестве: “Сколько солдат послали из Великобритании в Америку для подавления восстания в 1776 году?” В ответ Форд сказал “Я не могу назвать точное число солдат…, но слышал, что домой их вернулось гораздо меньше”.
Чувствуете разницу в знаниях коллекционера и успешного человека? Успешный человек знает суть вещей, а коллекционер их точное количество.
К сожалению, высшее академическое образование ещё и формирует внутренние ограничения. Пополняя копилку лишних сведений, человек становится скептиком и перестает верить в реальность достижения своих целей.
Сколько в истории случаев, когда вопреки науки и заключениям “экспертов”, человек, тем не менее, добивался желаемого.
“Мудрые люди настолько умны и практичны, что абсолютно точно знают, почему нереально то или иное; они почему-то склонны к ограничениям. Именно поэтому я предпочитаю не иметь дел с дипломированными специалистами. Если бы у меня возникло желание разделаться с конкурентами нечестными способами, обязательно посоветовал бы им парочку специалистов. Они обычно дают так много полезных советов, что у них не остается времени на работу.” Генри Форд.
Итак, что же из этого следует.
Знание – это потенциальная сила. Реальной она становится тогда, когда есть план их использования и цель их получения.
Учиться нужно всю жизнь, но не для пополнения коллекции скептиков, а чтобы воплощать свои цели в жизнь!
А вы что думаете? Напишите в комментариях.
Еслиподписаться на канал, то подобные статьи чаще будут появляться у вас в ленте.
Лайки не обязательны, но если поставите, мне будет приятно.