Приведите пример горных пород и полезных ископаемых

Приведите пример горных пород и полезных ископаемых thumbnail

Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья
или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Описание[править | править код]

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.

Научные основы добычи полезных ископаемых разрабатывают горные инженеры.

Области науки и технологии о добыче полезных ископаемых:

  • Горное дело
  • Горные науки.

Виды полезных ископаемых[править | править код]

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

  • Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
  • Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
  • Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
  • Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
  • Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
  • Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)

Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые[1][2].

Признаки полезных ископаемых[править | править код]

Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:

  • Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
  • Их присутствие в перенесённых обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
  • Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности

При разведке найденного месторождения закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.

См. также[править | править код]

  • Полезные ископаемые России
  • Разубоживание
  • Месторождение

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Нерудные полезные ископаемые // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
  2. Под редакцией Е. А. Козловского. Неметаллические полезные ископаемые // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1984—1991. — статья из Горной энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.

Литература[править | править код]

  • Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 4-е изд., 1982. — 668 с.
  • Смирнов В. И. Геологические основы поисков и разведок рудных месторождений. — М.: Изд-во Московского университета, 1954.
  • Милютин А. Г. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых: Учебн. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. — 296 с.
  • Игнатов П. А., Старостин В. И. Геология полезных ископаемых. — М.: МГУ, 1997. — 304 с.
  • Романович И. Ф., Кравцов А. И., Филиппов Д. П. Полезные ископаемые. — М.: Недра, 1982. — 384 с.

Ссылки[править | править код]

    Источник

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: Сформировать у учащихся представление о составе твердой
    оболочки Земли.

    Задачи урока:

    • Сформировать понятия “минерал”, “горная порода”, “круговорот горных
      пород”, “полезные ископаемые”;
    • Сформировать представление об основных группах горных пород и их
      происхождении;
    • Начать формирование умения определять горные породы по внешним
      признакам, описывать их свойства и классифицировать;
    • Показать многообразие минералов и горных пород; раскрыть значимость
      полезных ископаемых в жизни человека и необходимость их рационального
      использования;
    • Формирование бережного отношения к объектам природы.

    Планируемый результат.

    Учащиеся должны знать / понимать:

    • Основные понятия урока;
    • Основные виды горных пород и минералов;
    • Неоднородность состава твердой оболочки Земли;
    • Круговорот горных пород.

    Учащиеся должны уметь:

    • Определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород
      разного происхождения;
    • Объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их
      свойствами;
    • Давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности,
      происхождению, свойствам;
    • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
      при характеристике горных пород своей местности.

    Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические,
    осадочные, метаморфические; магма; круговорот горных пород; полезные ископаемые.

    Оборудование и материалы:

    • Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “География. Начальный курс. 6
      класс”.
    • Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии”(физическая география 6
      класс).
    • Г.Н. Элькин “Справочно-информационные материалы к урокам географии. 6
      класс”.
    • К.С. Лазаревич “Я иду на урок географии”.
    • Коллекции горных пород и минералов.
    • Раздаточный материал.
    • Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
    • Презентация “Горные породы и минералы”.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока по форме проведения: нетрадиционный.

    Форма организационной деятельности: индивидуально-групповая.

    Время проведения – 45 минут.

    Перед началом урока класс разбивается на несколько групп (по 4 человека в
    каждой) для проведения практической работы по определению свойств горных пород и
    минералов.

    По ходу объяснения учащиеся заполняют таблицу № 1 и пишут конспект урока.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний:

    • Вспомните, пожалуйста, какую оболочку мы с вами изучаем?
    • Что такое литосфера?
    • Каково внутреннее строение Земли?
    • Для чего изучают внутреннее строение Земли?
    • Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?
    • Из каких слоев состоит земная кора?
    • Как изучают земную кору?

    III. Изучение нового материала.

    Слайд 1, 2.

    Мы с вами продолжаем изучение литосферы– каменной оболочки Земли. Сегодня вы
    познакомитесь с вещественным составом земной коры. На 80% земная кора образована
    тремя химическими элементами – кислородом, кремнием и алюминием. Химические
    элементы образуют природные соединения-минералы, а из минералов, в свою очередь,
    образуются горные породы.

    Таким образом, верхняя, твердая оболочка Земли состоит из разнообразных
    минералов и горных пород.

    Слайд 3.

    Минерал (от лат. – руда) – это природное тело, приблизительно однородное
    по своему химическому составу и физическим свойствам, входящее в состав
    вещества, слагающего земную кору.

    В природе известно около 3000 минералов и горных пород. Они отличаются друг
    от друга по цвету, форме, плотности и твердости, составу. Есть минералы, которые
    представляют собой самородные элементы, то есть простые вещества, состоящие из
    атомов одного элемента, – золото, платина, сера и др. Есть жидкие(самородная
    ртуть) и даже газообразные минералы(углекислый газ, сероводород).

    Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов.

    Ребята! Обратите внимание на гранит(в руках учителя – образец гранита, на
    парте у групп учащихся – коллекции горных пород). Гранит – это горная порода, а
    кварц, полевой шпат и слюда – минералы, из которых эта горная порода состоит.
    Горные породы сильно различаются по своим свойствам: сыпучий песок, вязкая
    глина, твердый и прочный базальт. Состав и свойства горных пород определяются
    составом и свойствами минералов, из которых они состоят, и зависят, прежде
    всего, от того, где, на какой глубине и в каких условиях они образовались.

    Горные породы различны по своему происхождению.

    Слайд 4.

    По происхождению горные породы делятся на: магматические, осадочные и
    метаморфические.

    Зарисуйте в тетрадь следующую таблицу, которую вы должны будете заполнить по
    ходу урока.

    Таблица №1.

    Магматические
    горные породы
    Осадочные
    горные породы
    Метаморфические горные
    породы
    глубинные излившиесянеорганические органические 
      обломочныехимические   
          

    Слайд 5.

    Магматические горные породы – это породы, образовавшиеся непосредственно
    из магмы в результате ее охлаждения и застывания. Минералы и горные породы,
    образовавшиеся из магмы, обычно плотные, тяжелые и твердые. В зависимости от
    условий застывания различают интрузивные (глубинные) и эффузивные
    (излившиеся) горные породы.

    Слайд 6–8.

    Глубинные магматические горные породы образуются на глубине из медленно
    остывающей магмы. Структура (внутреннее строение) образующейся породы зависит от
    скорости остывания магмы. Из-за медленного остывания образуются крупные
    кристаллы, они хорошо видны в породе.

    Например, гранит, имеющий зернистое строение. Он образуется на большой
    глубине, где застывание магмы идет долго, поэтому гранит – крупнокристаллическая
    порода. По внешнему виду граниты очень разнообразны. Цвет гранита зависит от
    цвета входящих в него кристаллов полевого шпата (розового, красного или серого),
    кварца (молочно-белого) и слюды(черного). В зависимости от их состава может быть
    красным, розовым, серым и пр. Это самая распространенная на Земле глубинная
    магматическая горная порода. Граниты обладают высокой прочностью и стойкостью к
    разрушению, хорошо полируются. Благодаря этим свойствам граниты издавна
    использовали в строительстве и скульптуре.

    Магматические горные породы могут образовываться на поверхности Земли.
    Такие горные породы называются излившимися, потому что они
    образуются из остывшей лавы. Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на
    земную поверхность, застывает быстрее. Поэтому излившиеся магматические породы
    состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить простым глазом; либо
    представляют собой стекловидную массу (базальт, обсидиан и др.). Если расплав
    магмы содержит воду, то, когда он достигает земной поверхности, давление
    уменьшается и вода превращается в пар. Водяной пар раздувает еще не остывший
    расплав, и в нем образуется множество пор. Такая излившаяся застывшая горная
    порода называется пемзой.

    Слайд 9.

    Осадочные горные породы. Эти породы, в отличие от магматических,
    образуются только на поверхности Земли в результате оседания под действием силы
    тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. В основном они мягкие и
    легко разрушаются. Осадочные горные породы бывают органические и
    неорганические
    .

    Слайд 10–12.

    Органические осадочные горные породы состоят в основном из остатков
    растений, животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей и океанов.
    Это горючие полезные ископаемые (каустобиолиты) – торф, каменный уголь, нефть,
    природный газ, а также мел, известняки, состоящие из скопления остатков скелетов
    морских животных. Для этих пород характерна слоистость. В пластах можно найти
    остатки и отпечатки растений и животных.

    Слайд 13.

    Неорганические осадочные горные породы разделяются на обломочные и
    химические.

    Обломочные горные породы состоят из обломков различных пород. Их
    происхождение связано с процессом разрушения твердых пород (выветривание,
    размыв) и перемещения их обломков текущими водами, ледниками, ветром. При этом
    обломки дробятся, измельчаются, окатываются. Валуны, щебень, галька, гравий,
    песок, глина и ил оседают на дне морей, озер, рек или накапливаются на суше.

    Слайд 14.

    Химические горные породы образуются из водных растворов минеральных
    веществ (калийные и поваренные соли, гипс и др.):

    В воде морей, океанов и некоторых озер растворено много химических веществ;

    При изменении условий эти вещества осаждаются в виде кристаллов на дне
    водоемов;

    Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы.

    Слайд 15.

    Метаморфоза– превращение (с греческого).

    Метаморфические горные породы образуются втолще земной коры в
    результате изменения (метаморфоза) осадочных или магматических горных пород.
    Благодаря движениям земной коры осадочные и магматические горные породы могут
    подвергаться воздействию высокой температуры, большого давления и различных
    газовых и водных растворов, при этом они начинают изменяться и приобретают новые
    свойства. Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Например, из мягкого
    мела и известняка образуется более твердый мрамор, а сыпучие кварцевые пески и
    рыхлый песчаник превращаются в прочную зернистую горную породу – кварцит, гранит
    – в гнейс.

    Слайд 16, 17. Примеры образования
    метаморфических горных пород.

    В природе происходит непрерывный процесс превращения одних горных пород в
    другие. Этот процесс называется круговоротом горных пород.

    Слайд 18.Вещественный состав земной
    коры.

    Слайд 19.Искусственные минералы.

    Слайд 20.

    Полезные ископаемые – это природные минеральные вещества земной коры,
    которые при современном уровне развития техники могут быть использованы в
    народном хозяйстве в естественном виде или после предварительной обработки.
    Количество минералов и горных пород, которые люди причисляют к полезным
    ископаемым, увеличивается с каждым годом.

    Классификация полезных ископаемых по агрегатному состоянию:

    • Твердые

    (руды, песок, уголь и т.п.);

  • Жидкие
  • (нефть, подземные воды и т.п.);

  • Газообразные
  • (природные газы).

    Слайд 21.

    Классификация полезных ископаемых по составу и особенностям их использования:

    • Топливные (горючие)

    – ископаемые угли, торф, горючие сланцы и т.п.

  • Металлические (рудные)
  • – руды черных, цветных, благородных и
    радиоактивных металлов.

  • Неметаллические (нерудные)
  • – строительные материалы, разнообразные
    драгоценные и поделочные камни, горно-химическое сырье, металлургическое
    сырье и т.п.

    Слайд 22–24.
    Геологические(тектонические) закономерности залегания горных пород.

    Слайд 25.

    Способы добычи полезных ископаемых:

    • Открытым способом в карьерах.
    • Сооружение шахт.
    • Бурение скважин.

    Слайд 26, 27.

    Использование полезных ископаемых:

    • Производство строительных материалов.
    • Производство металлов.
    • Добыча минерального топлива.
    • Производство минеральных удобрений.
    • Производство ювелирных изделий.
    • Производство посуды, предметов обихода.
    • Создание произведений искусства.
    • Производство предметов декоративного искусства, сувениров.
    • Медицина.

    Бывают ли ископаемые бесполезными?

    Да, бывают – до тех пор, пока человек не знает, как их использовать. Но
    знания о свойствах разных пород накапливаются, и бесполезные ранее породы
    становятся полезными. Например, еще сто лет назад вольфрам считался
    бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках
    освещают квартиры на всем земном шаре. Уже два века назад был открыт уран,
    но породы с этим минералом считались пустыми, а сейчас – это ценное сырье
    для атомной энергетики.

    Слайд 28.

    На Южном Урале в знаменитых Ильменских горах находится “минералогический
    рай”, единственный в своем роде по богатству и разнообразию ископаемых недр. В
    1920 г. здесь был создан первый в мире заповедник
    минералов. Разнообразные богатства Ильменских гор насчитывают около 200
    минералов, из которых около 20 впервые найдены именно здесь.

    Слайд 29.

    Когда любишь камни, хочется видеть их в полном блеске возможного
    совершенства, а где же, как не в музее, собраны известные шедевры минералогии.
    Это Московский минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

    Слайд 30–39.

    Мир камня удивителен. Вот уже много веков он не оставляет людей равнодушными.

    III. Обобщение и закрепление знаний.

    Мы с вами познакомились с многообразием горных пород и минералов. Теперь мы
    можем проверить заполнение таблицы №1: учащийся зачитывает магматические
    глубинные горные породы, другой – магматические излившиеся горные породы и т.д.,
    а остальные ученики сверяют свои записи.

    Практическая работа № 5:

    “Изучение свойств горных пород”.

    Итак, перед вами горные породы, с которыми вы сейчас будете работать по
    группам:

    Группа № 1 – поваренная соль.
    Группа № 2 – мрамор.
    Группа № 3 – песок.
    Группа № 4 – известняк.

    Вы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства.

    Задание № 1.

    Опишите горную породу, которая у вас имеется, по этому плану (может совпадать
    2–3 признака).

    План описания горной породы:

    1. Рыхлая, сыпучая.
    2. Слабо связанная, легко ломается руками.
    3. Прочно связанная, руками не разламывается.
    4. Вся порода или отдельные слои (полосы) состоят из основной массы и
      каких-либо включений.
    5. Полосчатая, слоистая. Отдельные слои имеют однородное строение.
    6. Однородная.

    Задание № 2.

    I. Охарактеризуйте горную породу и определите, к
    какой группе она относится.

    План характеристики.

    1. Плотная или рыхлая горная порода?

    2. Кристаллическая или зернистая?

    3. Структура(размеры слагающих породу обломков или минеральных зерен). Выбери
    подходящее:

    • Крупнозернистая – более 2 мм;
    • Среднезернистая – 1-2 мм;
    • Мелкозернистая – 1 мм(пыль).

    4. Текстура(строение породы).Выбери подходящее:

    • Массивная;
    • Слоистая;
    • Со следами течения;
    • Волокнистая.

    5. Твердость: твердая или мягкая?

    6. Масса: легкая или тяжелая.

    7. Наблюдаются ли остатки организмов?

    II. С помощью определителя выявите, к какой группе
    относится ваша горная порода.

    IV. Итог урока.

    Давайте подведем итог урока. Что нового вы узнали сегодня? С какими горными
    породами и полезными ископаемыми познакомились?

    Горные породы.
    Hу, вот и остыла земная кора,
    Ее разделять научиться пора.
    По свойствам: по твеpдости, массе, кpисталлам,
    По цвету, его забывать не пpистало,
    Все это, скажу с уважением,
    Зависит от пpоисхождения.
    В начале, возникли поpоды из магмы,
    Они пеpвоpодные самые как бы,
    Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
    Базальт на повеpхности лавою стал.
    Поpоды весьма симпатичные,
    Увесистые, магматичные.
    Hо пpочность – не вечность,
    И вот что случается:
    Поpоды выветpиванием pазpушаются,
    Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
    Выносятся водами быстpой pеки,
    Река их по pуслу таскает,
    Обкатывает, отлагает.
    А там, где гоpячие воды стpуятся,
    Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
    Когда же pаствоp остывает,
    То соль из него оседает.
    А в толще моpской или в темном болоте,
    Вы массу остатков животных найдете,
    А также, pастений отмеpших остатки,
    Они обpазуют поpоды-осадки.
    (Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
    Осело солями, остатками сложено.)
    Hо вот, под давлением, магма опять,
    Стpемится земную коpу pазоpвать,
    И в месте такого втоpжения,
    Hаметятся ,вдpуг, пpевpащения:
    Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
    Был мел, очень мягкий , вдpуг мpамоp лежит.
    Такие поpоды, весьма специфические,
    Зовутся геологами метамоpфические.

    V. Домашнее задание:

    § 17; выучить новые понятия; нанести на контурную карту России основные
    месторождения полезных ископаемых.

    Литература:

    1. Учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой “География. Начальный
      курс . 6класс”, – М.: Дрофа, 2005.
    2. Учебник А.А.Лобжанидзе “Планета Земля”, – М.:Просвещение,2008.
    3. Минералогическая энциклопедия.– Ленинград: Недра, 1985.
    4. Энциклопедия для детей: Геология.– М.: Аванта +, 1995.
    5. Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова
      М.: Аванта+, 2003.
    6. Энциклопедия для детей: Что есть что?: Земля.– М.: Слово, 2001.
    7. Максимов Н.А. “За страницами учебника географии”. – М.:
      Просвещение, 1981.
    8. Ферсман А.Е. “Занимательная минералогия”. – Ленинград, 1975.
    9. Муталов М.Г. “Волшебные минералы”. – Уфа, 1988.
    10. Филатова Е.В. “Минералы и горные породы” слайд-альбом серии
      “Географическая картина мира”. – М.: Центр ПЛАНЕТАРИУМ, 2006.
    11. Интернет.

    Источник