Примеры правомерного поведения не являющегося общественно полезным
Лишь воздействуя на поведение конкретных людей, право может регулировать общественные отношения. Нормативные акты предписывают гражданам совершать определенные действия или отказываться от них, в зависимости от сложившейся ситуации. В любом случае, дееспособный индивид может самостоятельно принимать решения относительно реализации своих прав и обязанностей.
Замечание 1
Поведение человека является сознательным и волевым – это важнейшая социальная характеристика каждой личности. Определение сущности правомерного поведения, его важности и полезности, необходимо для понимания механизмов реализации нормативных актов в жизни общества.
Понятие и основные признаки правомерного поведения
Определение 1
Правомерное поведение – это основная разновидность поведения, соответствующего правовым нормам. Оно характеризуется как общественно необходимое, желательное и допустимое, гарантированное и охраняемое государством.
Связь правомерного поведения с интересами личности является сложной и многофакторной. В зависимости от ряда конкретных обстоятельств, правомерное поведение подразделяется на привычное, желаемое, должное или вынужденное.
В юридической науке выделяют следующие основные признаки правомерности поведения:
- соответствие правовым предписаниям;
- совпадение с требованиями нормативных актов:
- отсутствие противоречий положениям законодательства;
- защищенность правовыми нормами.
Замечание 2
Как правило, правомерное поведение обычно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль такое поведение играет и для личности, поскольку способствует защите ее законных интересов.
Основными ценностными признаками правомерного поведения являются:
- общественная полезность, которая выражается в укреплении правового государства, уровня цивилизованности общества, законности и правопорядка;
- добровольность и сознательность, поскольку многие люди ведут себя правомерно не из-за страха наказания, а в силу личных убеждений и нравственных устоев;
- массовость, ведь такое поведение распространено среди большинства населения, в противном случае общество просто перестало бы нормально функционировать.
Рисунок 1.
Виды правомерного поведения
По мотивам и степени социальной активности правомерное поведение подразделяют на следующие виды:
- маргинальное;
- конформистское;
- привычное;
- социально-активное.
Рассмотрим вышеперечисленные виды правомерного поведения более подробно.
1) Маргинальное поведение хоть и соответствует правовым предписаниям, но совершается из-за страха перед возможным наказанием, под влиянием государственного принуждения. Оно находится на грани антиобщественного деяния.
Человек, для которого характерно маргинальное поведение, не совершает правонарушений, поскольку осознает их нецелесообразность, руководствуясь при этом личными расчетами. Но сложные жизненные обстоятельства нередко делают людей потенциально готовыми к противоправным действиям.
2) Конформистское поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права. Человек следует закону, поскольку так принято в обществе. Подобное поведение означает гражданскую несформированность личности, которая в своих поступках руководствуется лишь желанием избежать осуждения членов своей группы или коллектива.
Правовой конформизм – это социально полезное явление, так как индивид соблюдает требования законов, пусть и подчиняясь мнению других. Но, с другой стороны, такое поведение представляет собой слепое следование действующим предписаниям, не предполагающее собственной позиции относительно необходимости и полезности реализации правовых норм.
3) Привычное поведение предполагает выбор наиболее целесообразного и практически опробованного варианта поведения. Привычки играют важную роль при становлении правомерного поведения. Здоровый консерватизм свойствен большинству людей, ведущих себя правомерно.
Однако выработанные десятилетиями стандарты и устоявшиеся каноны часто становится причиной негативного восприятия неожиданных ситуаций. Человек просто не знает, как следует поступать в новых для себя обстоятельствах. Особенно остро эта проблема встает в процессе реформирования различных сфер жизни общества и государства.
4) Социально-активное поведение – наиболее высокий уровень правомерности, которая проявляется в общественно-полезной, одобряемой государством и обществом деятельности. Такое поведение характерно для людей с развитым правосознанием, глубокой убежденностью в торжестве закона, готовностью использовать все предоставленные возможности, а также руководствоваться нормами права в повседневном поведении.
Активность может проявляться в деятельности добровольных объединений, в сфере правотворчества, инициативных предложениях по общественно-значимым вопросам, противодействии нарушению законности.
По уровню социальной значимости правомерное поведение может быть:
- необходимым;
- желательным;
- допустимым.
Необходимым является и поведение, обеспечивающее реализацию прав и свобод человека.
Желательное поведение предполагает реализацию прав субъекта, которая зависит от его воли. Государство может устанавливать поощрительные санкции, стимулируя желательное поведение.
Допустимое поведение хоть и относится к правомерному, но общество в нем не заинтересовано. Например, многочисленные разводы или отказ от устройства на постоянную работу.
Замечание 3
Кроме того, правомерное поведение можно классифицировать по сферам общественных отношений, по субъектам, по отраслям права, а также по механизмам правового регулирования.
Общественная роль правомерного поведения
Правомерное поведение способствует укреплению законности, создает основу стабильности и организованности в обществе, формирует предпосылки для его дальнейшего развития и совершенствования.
Но не всякое полезное и необходимое деяние является правомерным. В эту категорию не входят поступки людей, связанные с отношениями, которые не регулируются законами. Такие деяния могут оцениваться только нормами морали, принятыми в обществе.
Действия лиц, не обладающих дееспособностью, также не должны подвергаться правовой оценке.
Ценность правомерного поведения для общества проявляется в том, что оно составляет неотъемлемую часть цивилизованного поведения.
Определение 2
Цивилизованность – это общепринятое понятие, включающее в себя многие внешние проявления человеческой культуры. Содержание цивилизованного поведения зависит от того, насколько индивид следует существующим писаным и не писаным правилам, разделяет этические представления о добре и зле, справедливости и долге.
Следование субъекта права нормативным требованиям по причине глубокой личной убежденности в приоритете моральных установок – основа благополучия любого общества и государства.
Подпадающее под правовое регулирование поведение людей, может быть правомерным или противоправным (т. е. являться правонарушением). В учебной и научной литературе существует множество разных по степени лаконичности определений правомерного поведения. Так, например, правомерное поведение определяется просто как «поведение, соответствующее предписаниям юридических норм»,[99] или как «поведение субъектов права, которое соответствует правовым предписаниям».[100] Существуют и более объемные дефиниции, но, как правило, все они подразумевают различную интерпретацию такого сущностного признака, как соответствие правовым предписаниям.[101]
Таким образом, превалирующей является точка зрения, согласно которой правомерное поведение – это поведение, которое осуществляется в сфере правового регулирования. Такое поведение можно оценить только с позиций иных социальных норм как социально полезное или вредное, желательное или нежелательное. Если действие предусмотрено нормами права, оно должно быть правомерным, т. е. не должно противоречить правовым установкам. Следовательно, правомерное поведение охвачено правом и соответствует его параметрам (что, собственно, и вытекает из его названия).
Дискуссионным является вопрос о таком признаке, как социальная польза. Существует, например, точка зрения, согласно которой правомерное поведение – это всегда социально полезное поведение, совершаемое в интересах большинства членов общества, желательное для общества. Посредством правомерного поведения происходит претворение права в жизнь, его реализация, достижение предусмотренных им целей. Других способов реализации права не бывает. Правомерное поведение опосредует все важнейшие социальные связи, влияет на формирование характера и уровня экономических, политических и социально-культурных отношений, т. е. приносит экономическую и иную пользу, способствует всестороннему развитию личности.[102]
Но существует и другая точка зрения, согласно которой правомерное поведение не всегда является социально полезным. По степени социальной полезности оно может быть как необходимым и желательным, так и социально допустимым.[103]
Необходимое поведение отличается повышенной социальной значимостью (пользой). Оно необходимо в силу того, что затрагивает жизненно важные устои общества. На необходимость этого поведения государство указывает посредством нормативного закрепления различных обязанностей, возлагаемых на субъектов права. Так, к примеру, наличие в современной России армии, рядовой состав которой формируется в основном по обязательному призыву, предполагает, что для лиц мужского пола, достигших установленного законом возраста необходимым правомерным поведением считается военная служба.
Желательное поведение не имеет столь высокой значимости для государства как социально необходимое поведение, однако благоприятно влияет на функционирование и развитие социума. В силу этого государство заинтересовано в стимулировании этого вида поведения (научное и художественное творчество граждан, различные виды производственной деятельности и т. д.).
Социально допустимое поведение[104] не затрагивает существенных интересов большинства членов общества, не приносит существенной пользы государству. Вместе с тем оно не является и социально вредным (например, широкий круг внутрисемейных отношений, отправление различных религиозных культов и т. д.).[105]
Обобщив вышеизложенное возможно сформулировать следующее определение. Правомерное поведение – это осознанная волевая деятельность (или бездействие) субъектов в сфере социально-правового регулирования, направленная на реализацию предписаний правовых норм и предполагающая достижение положительных с юридической точки зрения результатов.[106]
Правомерное поведение может быть выражено как активными, так и пассивными деяниями субъектов права. Так, правомерным будет активное поведение субъекта, исполняющего, использующего, применяющего предписания правовых норм, а также поведение, предполагающее соблюдение закрепленных нормами права запретов.
Можно определить следующие виды правомерного поведения:
1. Социально-активное поведение основывается на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных (по сравнению с другими социальными регуляторами – религией, моралью, корпоративными нормами) ориентиров поведения. Добросовестная служебная деятельность, участие в формировании представительных органов власти – примеры активного правомерного поведения.
Социальная ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву. Социально-правовая активность определяется, главным образом, высоким уровнем правосознания, сформировавшегося на основе идейной убежденности в общественной пользе поступка, осознания долга перед обществом, знания прав и обязанностей, профессионального чувства ответственности.
2. Традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах, сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов (воспитание, влияние социальной среды, образование и др.), предполагающих общую оценку поведения с точки зрения его правильности (неправильности). При этом лицо реализует право не в силу того, что оно «законно», а в силу того, что жить в соответствии с правом означает «жить правильно».
3. Конформистское поведение предполагает реализацию права по принципу «делаю как все или делаю как большинство». Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих. Мотивами конформистского поведения могут быть: подчинение лица установленным правилам поведения, основанное на пассивном его отношении к существующему порядку; желание избежать осуждения социальной группой; боязнь утратить доверие группы; желание заслужить одобрение. Все эти мотивы правомерного поведения не связаны с оценочно-эмоциональным отношением индивида к правовым нормам.
4. Маргинальное поведение – это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием, т. е. законобоязненное. Угроза принуждения способна привести действия определенных лиц с деформированными поведенческими установками в соответствие с требованиями правовых предписаний. При этом страх перед наказанием является, по сути, единственным обстоятельством, удерживающим маргинала от совершения правонарушения.
Правомерное
поведение – такое поведение, которое соответствует требованиям юридических
норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не
нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно
полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность сов¬падают
далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы – поведение
правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения
состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным
образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение – это
условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является
результатом правомерного поведения.
Признаки правомерного поведения:
1.Субъектами выступают люди.
2.Может выражаться в действии или бездействии
3.Является правовым, юридически значимым
4.Является общественно полезным или общественно
допустимым
Виды правомерного поведения
По объективной стороне правомерного поведения
(по внешней форме проявления правомерного поведения):
1. Действия – активное правомерное поведение.
2 Бездействия – пассивное правомерное поведение.
По субъективной стороне правомерного поведения
(психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение
(социально-активное) – основано на внутреннем убеждении субъекта поступать
правомерно. Свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При
реализации правовых норм действует активно, стремясь осуществить правовое
предписание как можно лучше, эффективнее. 2 Положительное (привычное) поведение
– осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по
соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу
привычки, в силу воспитания. Особенностью данного поведения является то, что
человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не
задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. 3
Конформистское правомерное поведение – такое правомерное поведение, которое
основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так
поступают все окружающие. Ему присуща низкая степень социальной активности. Личность
пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, ”делать как
все”. 4 Маргинальное правомерное поведение – когда субъект поступает
правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение
(см. Вопрос 6). 5 Законопослушное поведение – это ответственное прав поведение,
характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные
предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания.
По сферам общественной жизни, в которых реализуется
правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2
Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в
культурной сфере и т.д.
По субъекту, осуществляющему правомерное
поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение
организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.
По отраслевой принадлежности юридических норм,
регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2
Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение и т.д.
С точки зрения форм реализации норм права –
это соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.
С позиции юридических фактов (в зависимости от
юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут
быть юридические поступки и действия, создающие объективированный результат и
юридические акты.
В зависимости от субъектов права,
осуществляющих правомерные действия: правомерное индивидуальное и групповое
поведение. Групповое – объединение действий членов определенной группы, которые
характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством
действий.
Правовое поведение – это юридически значимое поведение, урегулированное нормами права и влекущее за собою юридические последствия.
Виды правового поведения:
1. Правомерное,
2. Неправомерное,
3. Злоупотребление правом,
4. Объективно противоправное.
Правомерное поведение – такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность сопадают далеко не всегда.
Признаки правомерного поведения:
1. Может выражаться в действии или бездействии
2. Является общественно полезным или общественно допустимым
3. Соответствует нормам права.
4. Гарантировано государством, им обеспечивается, в том числе принудительными средствами.
5. Обеспечивает необходимый правопорядок в обществе;
6. Связано с позитивной ответственностью личности.
Правомерноеповедение делится на:
По субъективной стороне:
– социально – активное – инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, это деятельность по реализации правовых норм на основе осознания их ценности и глубокого убеждения в необходимости их исполнения. Социально активное поведение считается наивысшей формой правомерного поведения, так как обладает наибольшей ценностью.
– привычное поведение – соблюдение субъектами правовых норм по привычке, не задумываясь над тем, почему именно так поступают. Такое поведение формируется в результате первоначального глубокого осознания правовых норм, усвоения их полезности и социальной значимости.
– конформистское поведение – данный тип поведения подвержен влиянию окружающих, суть поведения – «поступать так, как все».
– маргинальное поведение – находится на грани с правонарушением, лицо воздерживается от совершения правонарушений из-за страха перед наказанием или руководствуясь личным расчетом, фактор «невыгодности» часто оказывается сдерживающим.
По объективной стороне:
– Действия – активное правомерное поведение,
– Бездействия – пассивное правомерное поведение.
По формам реализации правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.
По степени социальной значимости: желательное, допустимое.
В зависимости от юридических последствий,достичь которых желает субъект реализации:юридические акты, юридически значимые поступки.
Неправомерное поведение (правонарушения) – социально вредное поведение лиц, нарушающее требования правовых предписаний.
Совершить правонарушение – это значит нарушить право. Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно:
1) совершается конкретным человеком;
2) происходит в определенном месте и в определенное время;
3) приходит в противоречие с действующим правовым предписанием;
4) характеризуется точными конкретными признаками, притом что отдельные правонарушения и их типы различны, хотя как антисоциальное явление они обладают общими чертами.
Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие:
1) правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие);
2) правонарушение – это всегда виновное деяние;
3) правонарушение – это нарушение правовых норм, которые содержат юридические обязанности и запреты.
Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни, в которой они совершаются:
1) на правонарушения в сфере управленческой деятельности;
2) правонарушения в сфере экономики;
3) правонарушения в семейно-бытовой сфере.
В зависимости от опасности правонарушения для общества их делят на преступления и иные правонарушения (проступки).
Проступки отличаются от преступлений меньшей общественной опасностью. Они совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют различные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.
Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от других проступков объектом посягательства. Им являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Административные проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, законные интересы граждан (например, нарушение правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.).
10 Проблема типологии национальных правовых систем
Классификация — это способ упорядочивания определенного набора объектов, исходя из их существенных сходств или различий. Она способствует систематизации и ранжированию, позволяет определить связи между предметами, обозначить место и роль единичного объекта в системе.
В современном мире существует огромное количество государств и, следовательно, множество национальных правовых систем. При этом многие из них обладают существенными сходствами. Объединение национальных правовых систем в группы способствует, с одной стороны, облегчению процесса изучения правовых явлений, научной работы, познания их сущности, благодаря выявлению общих и особенных черт; с другой — позволяет совершенствовать национальные правовые системы, благодаря «обмену опытом», способствует их сближению.
Существует большое количество классификаций правовых систем, подчас противоречивых, что делает данный вопрос одним из центральных в сравнительном правоведении. Разногласия возникают уже в самом начале: одни компаративисты считают, что следует выделить один-единственный классификационный критерий, их оппоненты настаивают на том, что для более правильного отражения реальности следует учитывать несколько критериев.
Относительно характера критериев мнения также разнятся. Итак, рассмотрим взгляды на проблему классификации наиболее видных ученых-правоведов.
Известный французский компаративист Рене Давид предлагал объединять правовые системы в семьи на основе сочетания двух критериев: идеологического и юридико-технического. Под первым он понимал религиозные и философские основания, принципы, базовые мировоззренческие установки, ценности, укоренившиеся в той или иной системе. Сюда же он относил особенности социальной, политической и экономической сфер общественной жизни. Под вторым — особенности юридической техники, правовых конструкций и понятий. При этом предпочтение он отдавал первому критерию, поскольку он отражает базовые установки, духовную составляющую правовой семьи. Юридическому критерию отводится второстепенная роль. Р. Давид выдвинул идею трихотомии, предлагая делить правовые системы на три семьи: романо-германскую, семью общего права и социалистическую. Правовые системы, не встраивающиеся в эту стройную схему, французский компаративист достаточно произвольно определил в один общий блок под названием «иные правовые системы». Хотя эти «второстепенные» системы «занимают» внушительную часть территории Земли.
К. Цвайгерт и Х. Кётц упрекают Р. Давида в том, что едва ли можно объединить в один блок столь слабо связанные правовые системы, как исламское, иудейское право и право африканских стран. В заслугу Р. Давиду можно поставить то, что он одним из первых выделил в отдельную семью социалистического права. Видимо, именно поэтому в СССР наибольшее распространение получила его классификация. Важно также, что Р. Давид не претендует на универсальность предложенной им классификации, говоря о том, что у каждой классификации есть свои преимущества, каждая обусловлена достижением какой-то конкретной цели.
Поддерживая идею Рене Давида об использовании идеологического и технического критериев, Раймон Леже предлагает также учитывать исторический или социологический критерий. Он подчеркивает, что объединять в одну систему страны с развитой, устойчивой правовой системой и страны, фактически ей не обладающие, не представляется возможным. Эту идею поддерживает В. А. Агафонов, отмечая, что для объединения различных правовых систем в одну группу необходима их совместимость, «юридическая эндогамия», то есть способность к органичному обмену правовыми институтами, нормами, конструкциями.
К. Цвайгерт и Х. Кётц предложили деление, в основу которого был положен так называемый «правовой стиль». Под ним они понимали совокупность пяти факторов:
1) специфики происхождения и становления особенностей юридического мышления,
2) выделяющихся своим своеобразием правовых институтов,
3) их природы,
4) способов толкования,
5) идеологических факторов.
При этом данный научный тандем делит правовые системы на «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, индусское право, исламское право, право стран Дальнего Востока.
Есть критическое сомнение по поводу разделения романского и германского «кругов», так как сильных различий при их сравнении не обнаруживается. С таким же успехом можно было отделить английское право от американского; очевидно, что некоторые различия есть, но они не настолько существенны, чтобы производить деление на два круга.
Примечательно в связи с этим, что романское и германское право, правда, уже в качестве подгрупп романо-германской правовой системы предлагал выделять Кристофер Осакве. По его мнению, их общность обусловлена сочетанием влияния римского права и местного обычного права, а различие заключается в том, что в романской ветви преобладающую роль сыграло римское право, тогда как в германской — обычное право отдельных земель.
Сторонники марксистско-ленинской теории, не соглашаясь ни с тем, ни с другим делением, считают, что в основе деления должна лежать стадия общественно-экономического развития — формация.
А. Х. Саидов, например, выделял две большие группы: страны социалистического и буржуазного права и проводил более подробную классификацию уже внутри этих блоков.
Он руководствовался тремя критериями:
– история,
– система источников
– и их структура (то есть, каким образом происходит деление норм права на институты, отрасли и подотрасли).
В итоге в блоке буржуазного права он выделил романо-германскую, латиноамериканскую, скандинавскую, мусульманскую, семью общего права, индусскую, семью обычного права и дальневосточную правовую семью. В социалистическом блоке А. Х. Саидов не выделил дополнительных правовых семей, он говорил лишь о существовании отличающихся друг от друга правовых систем: СССР, Европы, Азии и отдельно выделил Кубу.
По мнению М. Н. Марченко, критерии, положенные в основу классификации, должны носить постоянный и объективный характер; он также отмечает, что при одновременном наличии нескольких критериев деления правовых систем на самостоятельные группы один из критериев должен носить главенствующий характер.
В основе деления правовых систем на семьи, предложенного Д. Кларком и Дж. Мэрримэном, лежат правовые традиции. Они выделяют три правовые семьи: общее, цивильное и социалистическое право. Подобно Р. Давиду они относят то, что не вписалось в их схему, ко «всем остальным» правовым семьям, где можно выделить корейское, японское, китайское, африканское, исламское, индусское и иудейское право. Как видно, эти «остаточные» правовые семьи принадлежат к странам Африки, Азии и Ближнего Востока.
Французский правовед Адемар Эсмайн считал, что для того, чтобы провести качественное сравнение правовых систем не следует брать за основу законодательные различия. По его мнению, подобное сравнение некорректно, так как институты в правовых системах трудно сопоставить. Он предлагал вычленять особенности исторического развития, специфику народного менталитета и на этой основе объединять правовые системы в группы.
В итоге он выделил пять таких группы: латинскую, германскую, англо-саксонскую, славянскую и мусульманскую. Согласно классификации А. Эйсмана, получается, что в фокусе его внимания было не право, а скорее общественный строй. Данный подход не дает ответа на вопрос, почему, например, Турцию и Японию, имеющих значительные социокультурные отличия от западноевропейских стран, принято относить к романо-германской правовой системе. Следовательно, в основу классификации все-таки должны быть положены юридические признаки. Хотя К. Цвайгерт и Х. Кётц считают, что деление, предложенное А. Эсмайном, для своего временем является прогрессивным и новаторским.
Еще одну классификацию предложил итальянский правовед Уго Маттеи. Он делил все правовые системы на три группы: в первой доминирует «профессиональное право», причем право достаточно четко отделено от политики; во второй преобладает «политическое право», огромная роль принадлежит идеологии, она сильно влияет на правовую сферу; и в третьей превалирует «традиционное право», где центральную роль играет религия. В качестве интересного аргумента, подтверждающего тезис о том, что ни одну из существующих классификаций нельзя признать абсолютной, окончательной, утвердившейся раз и навсегда, Г. Г. Небратенко приводит яркий пример с таблицей Менделеева, показывая, что даже нечто постулируемое и кажущееся незыблемым допускает добавления новых элементов, которые в силу объективных причин не могли быть открыты ранее.
Таким образом, мы видим, что в основе классификаций правовых систем большинства компаративистов лежит три критерия:
1) условия исторического развития, которые накладывают существенный отпечаток на все правовые системы, входящие в состав семьи;
2) система институтов права, их специфика;
3) структура правовых семей, позволяющая понять характер отношений между нормами, институтами, отраслями.
Видимо, единого мнения выработать невозможно, поскольку каждый ученый считает существенными разные признаки. Сложность выработки универсальной классификации заключается еще и в том, что правовые систем постоянно трансформируются, заимствуют тенденции из других систем, происходит их сближение. Таким образом, становится все сложнее понять, куда отнести ту или иную систему. Представляется, что прийти к общему знаменателю в данном случае не удастся. А разнообразие точек зрения стоит рассматривать в позитивном ключе: оно позволяет взглянуть на классификацию правовых систем с различных взаимодополняющих ракурсов, как на процесс формирования из фрагментов мозаики целостной картины.