Примеры использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека
Автор J.G. На чтение 3 мин. Обновлено 19 ноября, 2020
Что делают из полезных ископаемых и для чего человеку нужны полезные ископаемые? Рассмотрим как происходит использование ископаемых в хозяйственной деятельности человека, в обычной жизни и в быту.
Использование полезных ископаемых в жизни людей
То, что находится под поверхностью нашей планеты, называется недрами. А вот недра Земли являются настоящей кладовой природных ресурсов и частью земной коры. Земная кора это наружный тонкий слой, в котором находится большое количество полезных ископаемых — нефть, руды для получения металлов, газ, уголь. Кора складывается из горных пород. Большинство из них образовались миллионы лет тому назад. Горные породы состоят их минералов.
Использование природных ископаемых человеком в своих целях происходит постоянно, путем их превращения в самые необходимые разнообразные вещи, которые обогревают, обеспечивают безопасность, кормят и перевозят. В современном мире они необходимы всюду. Вся электроэнергия, которая вырабатывается на станциях, работает благодаря нефти, углям, мазуте, газе и радиоактивным веществам. Основная часть транспорта и машин работает на энергии, получаемой из горючих ископаемых.
Использование полезных ископаемых человеком в промышленности
Основу строительной промышленности составляют горные породы.
Цветная и черная металлургия также полностью зависят от минерального сырья, равно как и химическая промышленность, в которой доля горных пород составляет 75%. Большая часть сплавов и металлов используются как конструкционные в машиностроении (легирующие, черные, цветные) и в электронике.
В ювелирном деле нашли свое применение поделочные камни (рубин, яшма). Такой минерал как алмаз обладает твердостью и прочностью и благодаря этим качествам его используют для резки твердых материалов. Для огранки подходит бриллиант.
Для производства фосфорных удобрений необходим такой горный минерал как апатит. В оптических приборах применяются прозрачные кристаллы барита.
Использование полезных ископаемых в быту
В быту без полезных ископаемых также не обойтись.
Парафин (производное от нефти) является составляющей губной помады, без которой не может обойтись ни одна женщина. Лак для ногтей, корректировочные карандаши для губ и глаз, тени для век – все это содержит частичку природной субстанции в своем составе.
Домохозяйки не мыслят жизни без такого продукта – пластика. Ведь из него делают корпуса для бытовой техники, а полиэтиленовые пакеты обладают высокой прочностью, выдерживая даже самые тяжелые покупки. Даже одежда содержит в себе синтетический материал. Из нефтепродуктов делают пластиковую посуду, мебель, кубики, детские куклы и неваляшки.
Использование ископаемых человеком в медицине
Из минерального сырья в процессе сложных химических превращений получают аспирин – эффективное средство от боли, салициловые кислоты, которые входят в состав антибактериальных и противотуберкулезных препаратов.
Из нитробензола научились выделять анилин, помогающий бороться с вредными микроорганизмами.
Также из производного материала полезных ископаемых делают протезы (из медицинской пластмассы).
Лекарственные препараты, в составе которых имеются производные нефти, помогают от аллергии.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, как происходит использование человеком свойств важнейших полезных ископаемых.
Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества. Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.
Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы должны мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?
Внимательно присмотревшись, ко всем окружающим нас предметам, многие из нас впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.
Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли
Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых человечество на данном этапе своего развития существовать не может.
Мы используем их для того что бы обогреть и осветить свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.
1.Нефть — «черное золото» Земли
Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.
Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.
2.Природный газ- источник тепла на планете
Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.
3.Каменный уголь- энергия света и тепла
Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется в качестве топлива для электростанций и котельных, металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:
- пластмасс;
- лекарственных средств;
- духов;
- различных красителей.
4.Асфальт — универсальная ископаемая смола
Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.
5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)
Бокситы – основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.
Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.
Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.
6.Железные руды — металлическое сердце Земли
Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:
- металлообработка и машиностроение;
- космическая и военная промышленности;
- автомобильная и кораблестроительная промышленность;
- отрасли легкой и пищевой промышленности;
Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.
7.Золото
В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.
8.Алмаз – один из самых твердых материалов
Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.
9.Платина – ценнейший драгоценный металл
Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:
- специальных зеркал для лазерной техники;
- в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
- для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
- из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
- высокоточных стеклянных приборов.
10.Урано-радиевые руды — опасная энергия
Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.
Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.
Коммунальное государственное учреждение средняя школа № 9
отдела образования акимата города Тараз
Открытый урок по познанию мира
Тема: «Использование полезных ископаемых в жизни людей»
Подготовила и провела: Заботина Н.В.
2017 – 2018 учебный год
3 «Б» класс, 23.01.2018 год.Тема урока: «Использование полезных ископаемых в жизни людей».
Цели урока.
Обучающая: дать представление учащимся о полезных ископаемых; расширить представления об их использовании; формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развивающая: развивать речь, логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков.
Вид урока: стандартный.
Формы проведения: коллективные, индивидуальные, групповые.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ожидаемый результат: знать, что такое полезные ископаемые и как их добывает и использует человек в своей жизни.
Оборудование: карта Казахстана с обозначениями полезных ископаемых, учебник, карточки, рабочие тетради, слайды на интерактивной доске, набор образцов полезных ископаемых.
Ход урока:
I. Организационный момент:
1) готовность к уроку;
2) эмоциональный настрой;
3) проверка домашнего задания.
Вопросно-ответная беседа:
– С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (виды полезных ископаемых)
– Что такое полезные ископаемые? (горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд, называются полезными ископаемыми)
– На какие группы делятся полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)
– Приведите примеры:
Твердые:
а) нерудные – драгоценные камни, гранит, мрамор, песчаник;
б) руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы. В процессе их обработки получают железо, алюминий, медь, свинец и др.
в) угли.
Жидкие: нефть, минеральные воды.
Газообразные: природные горючие газы.
– Что такое месторождение полезных ископаемых? (места, где глубоко под землей или на ее поверхности залегают полезные ископаемые)
– Какими способами добывают полезные ископаемые? (если глубоко в земле, то строят шахты, если расположены близко к поверхности земли, то роют открытые котлованы-карьеры)
– Нефть и природный газ добывают путем бурения скважин в земле или на дне моря.
– Ролик о месторождениях. (Слайды 1-3)
– Как называют разведчиков земных недр? (геологи)
– В чем заключается их работа?
– Почему они должны быть смелыми, выносливыми?
– Давайте составим кластер, отражающий сферы применения полезных ископаемых людьми. (Слайды 4, 5).
II. Сообщение темы и цели урока: «Использование полезных ископаемых в жизни людей» (Слайд 6).
III. Работа по теме:
– Эпиграфом к нашему уроку будут слова Михаила Михайловича Пришвина.
1) Слайд 7
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
2) Ученик о недрах Земли.
3) Учитель:
– Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке мы узнаем об их свойствах и значении для человека. Но познакомимся только с некоторыми, потому что их в природе очень много.
– Каждый человек в повседневной жизни сталкивается со множеством различных видов полезных ископаемых. Приведем несколько примеров.
– Дети приготовили дома об этом сообщения.
4) Отгадайте загадки:
а) Это топливо, сырье
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди называют. (Нефть)
б) На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)
в) Черный, блестящий,
Людям помощник он настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
г) Этот мастер белый-белый,
В школе он лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
д) Одну меня не съешь никогда,
А без меня не вкусна еда. (Соль)
– Золото, серебро.
5) Рассматривание карты полезных ископаемых РК.
6) Работа с учебником (с. 94-96)
IV. Физминутка.
V. Отгадай и реши!
Учитель:
– Ты, наверное, не раз наблюдал за строительством домов. Сначала заливается фундамент – для этого нужны бетон и камни. Поверх него кладутся кирпичи, они закрепляются с помощью цементного раствора. Далее строят стены, штукатурят их и белят известью. То есть, в строительстве используют полезные ископаемые, которые человек добывает из недр Земли.
– Попробуем установить связь между знаниями о полезных ископаемых и математикой.
– Говорят, что математика – царица всех наук. Область применения математических законов не знает границ. Они используются во многих отраслях науки и производства, в данном случае мы будем использовать математические расчеты с точки зрения нужд строительного дела.
– Решим задачи? Давайте попробуем метод проекта «математика в строительстве».
– Слайд 8.
1 ряд:
Строители построили дом, длина одной стены которого 6 метров, а ширина 3 метра. Найдите периметр этой стены. Чему будет равен периметр четырех таких стен?
Решение:
1) (6+3)*2 = 18 (м) – периметр одной стены
2) 18*4 = 72 (м) – периметр 4-х стен
Ответ: 18 м; 72 м.
2 ряд:
Для штукатурки одной стены дома купили 1 мешок цемента за 900 тенге и 3 мешка песка по 300 тенге. Сколько денег ушло на все затраты?
Решение:
1) 3*300 = 900 (тг) – стоят 3 мешка песка
2) 900 + 900 = 1800 (тг)
Ответ: 1800 тг.
3 ряд:
В подъезде 9 квартир по 3 комнаты в каждой и столько же квартир по 4 комнаты. Сколько всего комнат в подъезде?
Решение:
1) 9*3 = 27 (комнат)
2) 9*4 = 36 (комнат)
3) 27 + 36 = 63 (комнаты) – всего в подъезде
Ответ: 63 комнаты.
Учитель:
– Слайд 9. Об охране и бережном отношении к полезным ископаемым.
– С каждым годом народному хозяйству требуется все больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому их нужно охранять:
* экономично использовать;
* оберегать от пожаров;
* соблюдать правила перевозки;
* заменять по возможности искусственными материалами.
VI. Синквейн. (Слайд 10)
1. Слово (золото).
2. Прилагательные – 2 (драгоценное, желтое).
3. Глагол – 3 (добывают, покупают, дарят).
4. Предложение (Не всё то золото, что блестит).
5. Итог (Богатство).
Пример:
Дети.
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Радость.
Обобщение:
– Полезные ископаемые – это действительно кладовая недр Земли, так необходимых в современной жизни людей.
VII. Итог урока:
– Полезные ископаемые нужно экономно использовать и беречь.
VIII. Выставление оценок.
Д/з: с. 94-96, читать, пересказывать, решить задачу на с. 96 (про мел).
1 ряд:
Строители построили дом, длина одной стены которого 6 метров, а ширина 3 метра. Найдите периметр этой стены. Чему будет равен периметр четырех таких стен?
2 ряд:
Для штукатурки одной стены дома купили 1 мешок цемента за 900 тенге и 3 мешка песка по 300 тенге. Сколько денег ушло на все затраты?
3 ряд:
В подъезде 9 квартир по 3 комнаты в каждой и столько же квартир по 4 комнаты. Сколько всего комнат в подъезде?
Примеры использования полезных ископаемых: можете привести?
Полезные ископаемые уже настолько прочно вошли в жизнь человека, что без них невозможно себе представить нашу жизнь: любые мелочи, ставшие привычными и на которые обычно не обращаешь внимания, — это результат использования природных богатств.
Горючие полезные ископаемые (уголь, природный газ) используются как топливо для приготовления пищи, обогрева жилья, в производстве.
Уголь и железная руда используются в производстве чугуна, стали.
Поваренная соль — один из главных компонентов в питании человека.
Украшения из драгоценных металлов и камней.
Использование свойств алмаза для изготовления инструментов со сверхпрочной поверхностью.
Песок используется при производстве стекла.
Торф — как удобрение для растений.
Из фракций нефти получают бензин, керосин, мазут, используемые техникой или в других сферах деятельности (получение полимерных материалов, красителей. ).
Из известняка делают строительные материалы.
Минералы мы используем ежедневно: без них не было бы машин, поездов, самолетов. Минералы входят в состав чистящих и моющих средств, предметов быта, таких как часы и ювелирные изделия, жестяные банки и т.д.
Примеры использования минералов:
При строительстве дома:
- глина: из нее производят кирпичи, черепицу;
- железо добывают из минералов магнетит и гематит: гайки, болты, гвозди, шурупы;
- медь: в сантехнике и электропроводке, поскольку она является отличным проводником электричества;
- кварц: для производства стекла. Кварц расплавляется и смешивается с другими ингредиентами в результате получаются стекла разных размеров, форм и цветов.
При производстве автомобилей и самолетов:
- железо используют для производства стали для корпусов автомобилей;
- титан и алюминий — для корпуса самолетов;
- золото: для изготовления электронных плат и других компонентов;
- слюда: для изготовления электрических конденсаторов и высокотемпературных изоляторов;
- гипс: для фиксации переломов;
- ртуть: для термометров;
- Соль: минерал, которые мы едим каждый день.
- Флюорит: входит в состав зубной пасты, считается, что он способствует укреплению эмали;
- Тальк: в косметике.
Приведите примеры использования полезных ископаемых.
Я думаю, что с полной уверенностью можно заявить, что большинство предметов, окружающих нас в повседневной жизни — это производные полезных ископаемых. Они повсюду: от простой поваренной соли на кухне до бензина в автомобиле. И так повелось издревле, еще со времен, когда человек понял, что печь можно топить не дровами, а каменным углем.
Виды полезных ископаемых и их применение
Классификаций полезных ископаемых существует множество, но за стандарт принята следующая (согласно их агрегатному состоянию):
- Жидкие — нефть и минеральные воды.
- Твердые — гранитный камень и железная руда.
- Газообразные — природный газ и гелий.
Уже отталкиваясь от этого списка, видно, где какие ископаемые применяются. Из нефти делают бензин, а минеральную воду мы употребляем в качестве здорового питья. Руда и ее сплавы — основа всех металлических предметов, которыми мы пользуемся. Гранит как благородный камень является общепризнанным материалом для памятников. С помощью природного газа отапливаются помещения, и он же используется в газовых горелках кухонных плит для приготовления еды.
Очень легким газом гелием не только наполняют воздушные шары, чтоб они выше взлетали, но и применяют его для продувки топливных баков ракет.
Нефть
Это полезное ископаемое является самым применяемым в мире, и доля его употребления только растет: в 1973 году транспортная отрасль потребляла только 46% всей добытой нефти, а в 2014 году — уже 65%. Саму сырую нефть нигде не используют, но из нее получают другие продукты. Про бензин и топливо уже сказано многое, но вот про то, что именно из нефти сделаны корпусы обыкновенных шариковых ручек, многие не задумываются.
Нефтяная составляющая лежит в основе:
- Синтетического каучука.
- Пластмассы.
- Пластификатора.
- Парафина.
Пластмассы получаются путем выделения из нефти низкомолекулярных веществ при помощи реакций поликонденсации или полимеризации. Таким образом и получается вещество, при нагревании которого ему можно придать любую форму. Однако в застывшем состоянии оно будет эту форму держать и обладать некой прочностью.
§ 11. Полезные ископаемые
Подробное решение Параграф § 11 по географии для учащихся 6 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский 2015
Вопрос 1. Из чего состоит земная кора?
Она состоит из нескольких слоев. Верхний — слой осадочных горных пород. Мощность этого слоя до 10-15 км. Под ним залегает гранитный слой. Горные породы, которые его слагают, по своим физическим свойствам сходны с гранитом. Толщина этого слоя от 5 до 15 км. Под гранитным слоем располагается базальтовый слой, состоящий из базальта и горных пород, физические свойства которых напоминают базальт. Толщина этого слоя от 10 до 35 км.
Вопрос 2. Что такое горные породы и минералы?
Горными породами называют тела, состоящие из нескольких минералов. По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Минералы — это тела, имеющие однородный состав.
Вопрос 3. Какие существуют виды горных пород и минералов?
По происхождению горные породы делятся на три группы: Магматические, Осадочные, Метаморфические.
Вопрос 4. Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества?
Да, количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества меняется. Это связано с тем, что человек добывает полезные ископаемые и их становится все меньше и меньше.
Вопрос 5. Какие горные породы называют полезными ископаемыми?
Породы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности называют полезными ископаемыми.
Вопрос 6. На какие группы делятся полезные ископаемые?
В зависимости от характера использования выделяют топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые.
Вопрос 7. Что такое геологическая разведка?
При поиске полезных ископаемых знание особенностей рельефа, геологической истории территории даёт основание для предположений о том, могут ли в этом месте находиться полезные вещества или нет. Этот процесс называют геологической разведкой.
Вопрос 8. Какие металлы называют чёрными, какие — цветными, а какие — драгоценными?
Чёрные металлы — железо и его сплавы (стали, ферросплавы, чугуны). Цветные металлы по физическим свойствам и назначению условно делятся на тяжёлые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и лёгкие (алюминий, титан). Драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы.
Вопрос 9. Каковы основные закономерности размещения полезных ископаемых?
Полезные ископаемые осадочного происхождения чаще всего добываются на равнинах, а магматического и метаморфического происхождения — в невысоких горах.
Вопрос 10. Приведите примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни, в хозяйственной деятельности человека.
Выплавка различных изделий, переплавка различных руд, изготовление различных украшений, производство бензина, использование природного газа для бытовых нужд, использование угля в качестве топлива для котельных и т. д.
Источники:
https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2740042-primery-ispolzovanija-poleznyh-iskopaemyh-mozhete-privesti.html
https://travelask.ru/questions/84480-privedite-primery-ispolzovaniya-poleznyh-iskopaemyh
https://resheba.me/gdz/geografija/6-klass/domogackih/11