Приказ об организации общественно полезного труда в школе
Об утверждении положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минпросвещения России от 6 мая 2020 года N 201
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий приказ действует в части не противоречащей действующему законодательству, в частности, Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании”. – Примечание “КОДЕКС”.
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года “Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда”
приказываю:
1. Утвердить согласованное с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ.
2. Министерствам просвещения союзных республик:
довести Положение до сведения работников органов и учреждений народного образования;
обеспечить совместную работу с заинтересованными министерствами и ведомствами, комитетами комсомола и профсоюзов по организации общественно полезного, производительного труда школьников в соответствии с настоящим Положением и с учетом типовых и переходных учебных планов общеобразовательной школы, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 12 февраля 1985 года N 22.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ (Ю.П.Аверичева).
Министр
С.Г.Щербаков
ПОЛОЖЕНИЕ об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
просвещения СССР
от 11 мая 1985 года N 81
1. Общественно полезный, производительный труд учащихся общеобразовательных школ организуется в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года “Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда”, Уставом средней общеобразовательной школы, Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы, настоящим Положением, а также положениями об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе, лагере труда и отдыха, другими нормативными документами.
2. Общественно полезный, производительный труд учащихся – составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство коммунистического воспитания и всестороннего развития школьников. Его основными задачами являются:
формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого, и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание в духе коллективизма, трудовой и производственной дисциплины;
ознакомление на практике с основами современного производства, формирование интереса к профессиям народного хозяйства, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, общеобразовательной подготовки;
экономическое воспитание, формирование представлений о производственном плане, производительности труда, себестоимости и качеств продукции, хозяйственном расчете, учете и нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде;
оказание посильной помощи предприятиям, совхозам и колхозам, другим организациям народного хозяйства( )в выполнении производственных заданий.
_______________
Далее именуются – предприятия.
3. Общественно полезный, производительный труд составляет основную часть содержания трудового и профессионального обучения и воспитания учащихся I-XI (XII) классов. На трудовое и профессиональное обучение отводится: в I-VII классах – 2 часа; в VIII-IX классах – 3 часа; в X-XI (XII) классах – 4 часа в неделю. Профессиональное обучение учащихся осуществляется начиная с VIII класса. Обязательный общественно полезный труд предусматривается учебным планом: во II-IV классах – 1 час; в V-VII классах – 2 часа; в VIII-IX классах – 3 часа; в X-XI (XII) классах – до 4 часов в неделю. Соотношение времени на практическое и теоретическое обучение определяется учебными программами. Кроме того, проводится ежегодная трудовая практика учащихся: в V-VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день; в VIII-IX классах – 16 дней по 4 часа; в X (XI) классах – 20 дней по 6 часов. Сроки, место и порядок прохождения практики определяются исполкомами районных и городских Советов народных депутатов исходя из местных условий.
Как правило, в период каникул школьники принимают активное участие в патриотическом движении учащейся молодежи “Мой труд вливается в труд моей республики” – работают на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях. Продолжительность работы школьников во время каникул: для учащихся II-IV классов – до 2 часов; V-VII классов – до 3 часов; VIII-IX классов – до 4 часов; X-XI (XII) классов – до 6 часов в день.
Учащиеся могут приниматься на временную работу в порядке, установленном действующим законодательством.
4. В соответствии с Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы базовые предприятия организуют общественно полезный, производительный труд учащихся VIII-XI (XII) классов, обеспечивают условия для их профессиональной подготовки, содействуют школам в организации труда учащихся I-VII классов, в их трудовом воспитании и обучении (выделяют оборудование, инструменты, инвентарь, материалы и т.п., направляют специалистов, рабочих и колхозников).
Министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов направляют деятельность базовых предприятие на организацию обучения, и труда учащихся, предусматривают выделение предприятиям необходимых материальных ресурсов.
Содержание и организация общественно полезного, производительного труда школьников
5. Главным направлением общественно полезного, производительного труда учащихся средних и старших классов являются работы в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Другими направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являются работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбор вторичного сырья (приложение 1).
Конкретное содержание общественно полезного, производительного труда учащихся определяется исполкомами местных Советов народных депутатов или по согласованию с ними органами народного образования, руководителями предприятий и школ с учетом программ трудового и профессионального обучения, местных условий, потребностей предприятий и школ. При этом необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда учащихся (приложение 2).
6. Время, выделяемое в VIII-XI (XII) классах на общественно полезный, производительный труд и трудовую практику в VIII-IX классах, рекомендуется использовать в основном на труд по изучаемому профилю (профессии). Содержание трудовой практики в X (XI) классе должно соответствовать овладеваемой профессии.
7. Формы организации труда учащихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста школьников. Основной является коллективная (бригадная) форма: ученическая производственная бригада в колхозе, совхозе, школьное лесничество, лагерь труда и отдыха, трудовой отряд старшеклассников, другие трудовые объединения школьников, группа (подгруппа), бригада в межшкольном учебно-производственном комбинате, учебном цехе предприятия, в школьной мастерской и т.п. Трудовые объединения школьников могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.
8. Органы и учреждения народного образования выделяют учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения для участия в организации труда учащихся, осуществляют педагогическое руководство их трудовой деятельностью, обеспечивают ее связь с трудовым и профессиональным обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность, совместно с профсоюзными, комсомольскими и хозяйственными организациями формируют трудовые объединения школьников.
Общественно полезный, производительный труд школьников организуется на основе социалистического соревнования, которое проводится как внутри ученических трудовых коллективов, так и между ними. Активное участие в организации труда учащихся принимают комсомольские и пионерские организации, органы ученического самоуправления.
9. Школьникам, участвующим в общественно полезном, производительном труде, целесообразно в воспитательных целях устанавливать трудовые задания (с учетом их возраста, пола, условий работы и по согласованию с медицинскими работниками).
Учет и оплата труда школьников в народном хозяйстве, оплата труда педагогических и других работников, осуществляющих руководство их трудом, производятся в установленном порядке. В учете труда школьников принимают участие работники школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, а также учащиеся – бригадиры и звеньевые.
10. Участие школьников в общественно полезном, производительном труде учитывается при выведении оценки за прилежание к учению и общественно полезному труду, а также при выдаче похвальных грамот, свидетельств с отличием выпускникам девятилетней школы, золотых и серебряных медалей выпускникам средней школы.
11. За большие успехи школьники, участвующие в общественно полезном, производительном труде, организаторы и руководители труда учащихся в установленном порядке поощряются, а также представляются к правительственным наградам.
Охрана труда
12. Руководители предприятий, общеобразовательных школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов организуют общественно полезный, производительный труд учащихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывают виды работ, условия труда с санитарно-эпидемиологической службой, пожарной, технической инспекцией труда профсоюзов, в необходимых случаях – с Гостехнадзором, несут личную ответственность за безопасные условия труда школьников.
13. Учащиеся допускаются к участию в общественно полезном, производительном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.
14. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные, дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.
15. При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно полезного, производительного труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются и учитываются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением президиума ВЦСПС от 13 августа 1982 года N 11-6. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
16. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного, производительного труда школьников осуществляют техническая инспекция труда, профсоюзов, профсоюзные комитеты предприятий, органы народного образования, здравоохранения.
Приложение 1. Направление общественно полезного, производительного труда
Приложение 1
Виды общественного полезного, | Классы | |||
производительного труда | I-IV | V-VII | VIII-IX | X-XI (XII) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Труд в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания | ||||
Выполнение заданий предприятий в школьных мастерских, межшкольных УПК, учебных цехах предприятий, мастерских профтехучилищ | + | + | + | |
Участие в уборке урожая, уходе за посевами, в выращивании домашней птицы и молодняка сельскохозяйственных животных, в мелиоративных работах | + | + | + | |
Возделывание сельскохозяйственных культур с применением машин на полях колхоза, совхоза | + | |||
Участие в работах на животноводческих фермах по кормлению животных и уходу за ними, в доении коров, стрижке овец и др. | + | + | ||
Работы в торговле, общественном питании, транспорте и связи, коммунальном хозяйстве | + | + | ||
II. Охрана природы. Работы по благоустройству | ||||
Сбор лекарственного сырья, плодов, ягод, грибов, семян. Выращивание рассады цветов, посадка цветов, деревьев и кустарников | + | + | + | + |
Очистка и посадка лесов, полезащитных насаждений. Участие в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур, леса. Спасение рыбной молоди во время паводков, охрана водоемов, разведение рыб. Помощь в поддержании чистоты дворов, улиц, скверов и парков | + | + | + | |
Поделка кормушек и гнездовий для птиц | + | + | ||
III. Работы для школы | ||||
Уборка классных комнат, кабинетов и мастерских, уход за растениями в школьных помещениях, за участком школы | + | + | + | + |
Изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, инструмента, сельскохозяйственного инвентаря. Участие в создании и оснащении учебных кабинетов, мастерских, спортивной и географической площадок, в ремонте школьной мебели и хозяйственного инвентаря, в ремонте школы, мастерских, гаража, теплицы, парников, в оборудовании полигонов для обучения учащихся вождению автомобилей и тракторов и т.д. | + | + | + | |
Работы на школьном учебно-опытном участке | + | + | + | + |
Уход за садом, выращивание продукции для школьных столовых, цветочно-декоративных растений, кормовых культур. Уход за кроликами, птицей. | ||||
Сельскохозяйственное опытничество по заданиям ученых | + | + | + | + |
IV. Сбор вторичного сырья | ||||
Металлолом | + | + | + | |
Макулатура | + | + | + | 4. |
Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ основных документов по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий общественно полезного, производительного труда учащихся
Приложение 2
1. Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и президиума ВЦСПС от 10 сентября 1980 года N 283/П-9.
2. Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР. Утверждено приказом министра просвещения СССР от 24 декабря 1971 года N 101 по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
3. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся. Утверждены в 1971 году Министерством просвещения СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.
4. Правила по технике безопасности и производственной санитарии при трудовом обучении и летних практических работах учащихся IX-Х (ХI) классов общеобразовательных школ в сельскохозяйственном производстве. Утверждены Министерством просвещения СССР и Министерством сельского хозяйства СССР в 1976 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок, Министерством здравоохранения СССР.
5. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школ и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся по автоделу. Утверждены Министерством просвещения СССР в 1973 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.
6. Санитарные правила по сбору школьниками вторичного сырья. Утверждены Министерством здравоохранения СССР в 1981 году по согласованию с Министерством просвещения СССР.
7. Приказ Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР от 20 декабря 1979 года N 1284/214 “О мерах по улучшению медико-санитарного обеспечения трудовых объединений школьников”.
8. Инструктивно-методические рекомендации по охране труда в трудовых объединениях школьников. Утверждены ЦК ВЛКСМ, Министерством просвещения СССР в 1982 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
9. Методические указания по организации и режиму работы трудовых объединений школьников. Утверждены заместителем Главного государственного санитарного врача СССР в 1978 году.
10. Инструкция по организации безопасных условий при перевозках автотранспортными средствами студентов и учащихся, принимающих участие в летних и осенних работах. Утверждена Управлением ГАИ Министерства внутренних дел СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Центральным штабом студенческих строительных отрядов в 1974 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
11. Правила дорожного движения (пункт 24 “Перевозка людей”). Утверждены Министерством внутренних дел СССР в 1979 году.
Текст документа сверен по:
Сборник приказов и инструкций
Министерства просвещения РСФСР,
N 34
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМУ ТРУДУ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273 “Об образовании в Российской Федерации”, постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года N 163 (ред. от 20 июня 2011 года) “Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет”, постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 года N 7 “Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную” и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” приказываю:
1. Утвердить Примерное положение о привлечении обучающихся общеобразовательных организаций к общественно полезному труду, не предусмотренному образовательной программой.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, использовать Примерное положение о привлечении обучающихся общеобразовательных организаций к общественно полезному труду, не предусмотренному образовательной программой, для реализации деятельности по трудовому воспитанию и обучению детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в их ведомственном подчинении.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки области Л.А.Закирову.
Министр
М.Г.СЕЛЮЧ
Приложение. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМУ ТРУДУ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
Приложение
к приказу
министерства
образования и науки
Амурской области
от 5 мая 2017 года N 512
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
– ч. 4 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;
– постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года N 163 (ред. от 20 июня 2011 года) “Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет”;
– постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 года N 7 “Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную”;
– постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.
1.2. Общественно полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса. Общественно полезный труд обучающихся организуется в соответствии с уставом школы, внутренними локальными актами, договором с родителями (законными представителями), настоящим Положением.
1.3. Общественно полезный труд обучающихся – составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет – с согласия самих обучающихся на благо общеобразовательной организации и муниципального образования.
1.4. Обучающиеся при выполнении общественно полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья.
1.5. От общественно полезной работы могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей).
2. Основные задачи
Основными задачами общественно полезного труда обучающихся являются:
2.1. Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплин.
2.2. Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, профильной и общеобразовательной подготовки.
2.3. Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.
2.4. Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.
2.5. Оказание обучающимися общеобразовательных организаций посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.
3. Содержание и организация общественно полезного труда
3.1. Социально значимая деятельность, общественно полезный труд обучающихся основаны на следующих принципах:
– учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;
– единство учебной и воспитательной работы;
– общественно полезная направленность;
– творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.
3.2. Главными направлениями общественно полезного труда являются:
– общественная работа – активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;
– дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закрепленной территории;
– овладение основами экономики и организации сельскохозяйственной опытнической работы (работа на учебно-опытном участке (при его наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);
– участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели; ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий);
– генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытье стен, подоконников, школьной мебели);
– мелкий ремонт мебели: подкручивание болтов, гаек, стяжка металлическим уголком столов и стульев.
3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности учащихся.
3.4. В начальных классах допускается следующая работа:
– в 1 классе – активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях;
– во 2 – 4 классах – активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях;
– в 5 – 7 классах – активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, работа на учебно-опытном участке (при его наличии): посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий;
– в 8, 9, 10, 11 классах – активное участие в работе актива класса, дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной жизни школы, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, изготовление учебных макетов и т.д., работа на учебно-опытном участке (при его наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий.
3.2. В течение учебного года общественно полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей и обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью:
– для обучающихся 1 – 4 классов – не более 30 мин.;
– для обучающихся 5 – 9 классов – не более 40 мин.;
– для обучающихся 10 – 11 классов – не более 60 мин.
3.3. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно полезном труде берется ежегодно, в период начала нового учебного года и действует до конца текущего учебного года.
3.4. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14 лет.
3.5. Общественно полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по учебно-воспитательной и административно-хозяйственной работе.
3.6. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.
3.7. Перед выполнением каждого направления общественно полезного труда проводятся родительское собрание, собрание (классный час) обучающихся, на которых обучающихся и их родителей (законных представителей) знакомят с видами общественно полезного труда.
3.8. Освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно полезного труда осуществляется приказом директора общеобразовательной организации. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.
3.9. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на:
– профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
– профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально опасных заболеваний;
– развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;
– проведение шефской и тимуровской работы по оказанию посильной помощи социально незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);
– организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности.
4. Общие требования безопасности
4.1. Обучающиеся при выполнении общественно полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха.
4.2. При выполнении общественно полезной работы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
4.3. При несчастном случае руководитель общественно полезной работы (пострадавший или очевидец несчастного случая) обязаны сообщить об этом в администрацию общеобразовательной организации.
4.4. В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.
4.5. Руководитель общеобразовательной организации организует общественно полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несет личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.
4.6. Обучающиеся допускаются к участию в общественно полезном труде после обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.
4.7. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещенными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с подъемом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении.
4.8. Запрещается привлечение обучающихся к работам в ночное время и праздничные дни. Ответственные должностные лица несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.
4.9. Формы организации общественно полезного труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.
4.10. Руководитель общественно полезного труда обучающихся, назначенный приказом директора общеобразовательной организации, обязан:
– нести персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся;
– участвовать в разработке плана работы общеобразовательной организации на текущий учебный год и обеспечивать его выполнение;
– составлять график работы и распределять обязанности между обучающимися;
– проводить инструктажи по технике безопасности со всеми участниками общественно полезного труда;
– следить за соблюдением режима труда и отдыха, санитарно-гигиеническим условиями труда обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.
5. Требования безопасности перед началом работы
5.1. Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям и не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по необходимости надеть перчатки.
5.2. Проверить исправность рабочего инструмента и инвентаря.
5.3. Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.
6. Требования безопасности во время работы
6.1. Соблюдать осторожность при работе с использованием инструмента и инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и своих товарищей.
6.2. Не использовать рабочий инструмент и инвентарь, предназначенный для работы взрослым. Масса любого рабочего инструмента, используемого обучающимися до 10 лет, не должна превышать 400 – 600 г, ручки рабочего инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно насаженными, немного короче и на 2 – 3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.
6.3. При переноске земли, воды и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей:
– для обучающихся начальных классов – не более 3 кг;
– для обучающихся 14 лет – девушки – 3 кг, юноши – 6 кг;
15 лет – девушки – 4 кг, юноши – 7 кг;
16 лет – девушки – 5 кг, юноши – 11 кг;
1