При изучении наук примеры полезнее правил
Каюмова Леся Камильевна,
Учитель биологии и географии
Гимовской средней школы Майнского района
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Эссе
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания»
Адольф Дистервег
Школа – это целый мир, живущий по своим собственным законам, что ежедневно распахивает свои двери, впуская сотни ребят. Школа – это кузница, где каждый проходит обработку в заботливых руках учителя, приобретая новые свойства, грани и оттенки. Школа – это поле, где ежедневно из крошечных зернышек детских душ медленно прорастают такие важные качества как любознательность, доброта, смелость, взаимоуважение. Какая же роль здесь будет отведена учителю? Только лишь вверенным ему предметам должен обучить он приходящих в класс ребят? Нет. Настоящий педагог должен быть не только кладезью знаний, но и чутким воспитателем, верным другом и негасимым светочем, способным разжечь огонек в любой душе. Ведь для того, чтобы воспитать личность, учитель сам должен быть личностью, причем неординарной. Так звучит мой девиз.
Профессия учителя – великая ответственность перед всем миром, поскольку именно он берет маленькую ладошку ребенка из рук родителей, ведет его извилистой тропинкой знаний и выводит в огромный мир, где тому предстоит жить. Как сделать так, чтобы юный воспитанник не оступился, не свернул по дороге? Нужно увлечь его за собой, не только обучая, но и показывая для чего эти знания нужны. Не зря Исаак Ньютон говорил: «При изучении наук примеры полезнее правил». А что может быть нагляднее собственного примера? И здесь выбранная мною наука дает простор для воображения.
Вообще, если оглянуться на несколько лет назад, то можно сказать, что педагогом, работающим в школе, я себя даже не представляла. Кто угодно, но только не учитель. Как это? Нервы, уроки, двойки, сплошные казусы. Однако, волею судьбы, оказавшись в нашей Гимовской школе, немного пересмотрела свою точку зрения. Уроки? Так это же интересно и познавательно, а если и других удается заразить, то совсем хорошо. Двойки можно исправить, если поработать над этим. Лишь в школе можно получить то, о чем не смеешь мечтать на любой другой работе: искреннюю детскую любовь и свободу для творчества. Учитель – это зиждитель знаний, которые он облекает в новые формы, способные заинтересовать маленьких «почемучек».
Педагогический стаж мой не велик, всего два года, но за это время удалось сформировать для себя основные правила работы со школьниками:
– Учиться видеть мир глазами ребенка.
– Постоянно развиваться, находить что-то новое, ибо жизнь не стоит на месте.
– Иметь твердые морально-нравственные ценности.
– Уважать мнение детей, даже если оно ошибочно.
– Сочетать обучение и воспитание (обучая – воспитывай, воспитывая – обучай)
– Проводить занятия, где теория подкрепляется практикой.
– Быть ученику другом.
– Творить и раскрывать творческие способности детей.
С первого года работы была назначена классным руководителем 5 класса. Нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую педагога подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты учитель протягивает руку тем, кто идет за ним следом, помогая подняться по лестнице познания.
Являясь учителем-предметником, я понимаю, что именно из отношения к педагогу будет слагаться фундамент того, как воспримет ученик и предмет, которому его обучают, поэтому стараюсь делать все возможное, чтобы заинтересовать детей, показать необычность окружающего мира, чтобы через обучение географии и биологии ребенок познал себя самого.
Два года – сущая ерунда, скажут многие, ведь за это время ничего нельзя успеть, понять или сделать выводы, но… Каждое утро переступая школьный порог, я думаю, что мне нравится быть педагогом!
Презентация на тему: ” Исаак Ньютон При изучении наук примеры не менее поучительны, нежели правила. М.В. Ломоносов Примеры учат больше, чем теория.” — Транскрипт:
1
2
Исаак Ньютон При изучении наук примеры не менее поучительны, нежели правила. М.В. Ломоносов Примеры учат больше, чем теория.
3
Упростите выражение: 1) (a+1) 2 -2a-a 2 2) 4a 2 -(2a-3)(2a+3) 3) (2-c)(4-c) +3c(c-1) 4) (3x+2)(2-3x) -x(x+3) 5) 3a(3a-2) -(3a+1) 2 нфиормтулхшы
4
Упростите выражение: 1) (a+1) 2 -2a-a 2 а) 2a 2 +1 я) 2a 2 +2a ж) 0 т) 1 нфиормтулхшы
5
Упростите выражение: 2) 4a 2 -(2a-3)(2a+3) г) 8a 2 +9 щ) -9 х) 9 п) 8a 2 -9 нфиормтулхшы
6
Упростите выражение: 3) (2-c)(4-c) +3c(c-1) ш) 8-9c+4c 2 в) 2c 2 -3c ю) 4c 2 -3c е) 6-9c+4c 2 нфиормтулхшы
7
Упростите выражение: 4) (3x+2)(2-3x) -x(x+3) э) 4-10x 2 +3x ч) -4+8x 2 -3x c) -4+8c 2 +3x н) 4-10x 2 -3x нфиормтулхшы
8
у л р фм Упростите выражение: 5) 3a(3a-2) -(3a+1) 2 щ) -1 г) 12a в) 18a 2 -2 и) -12a-1 нфиормтулхшы о ы
9
10
1)(2х+6) 2 2)36а 2 – 49 3)х )а 2 +10а+25 5) (3х-7у)(3х+7у) 6)(12а-0,3) 2 7)16р 2 – m 2 8)а 2 +4у 2 9)(5х+2у)(2у –5х) 10)9х 2 -24х+16у 2 11)(х 2 – 5)(х 2 + 5)
11
4 x 2 -y 2 3 b (x+4) 2 x 2 +8x+16 1 a (a-5)(a+5) n (c-d)(c+d) (a-2)(a+2)a 2 -2ab-b 2 a 2 -4 c 2 -d 2 4b 2 -1 (n+m)(m-n) (2b-1)(2b+1) (x-y)(x+y) (x+1) 2 (2-n) 2 m 2 -n 2 x 2 +2x+1 4-4n+n 2
12
-7 (2-12)(-3) (-8) :(-4) (-4+4) 9:(-3) 5
13
… 2 – …=(2a – …)(2a +7) (n +…) 2 =… + … +16 (… – 2n) 2 = k 2 – … +… (…+ … ) 2 = 1 + … +49x 2 16x 8 – …=( …+ 4 )(… -…) ( … -c 4 )(… +c 4 )=а 2 b 6 – … 4a4a497 4 n8n 2 k 4kn 4n x 7x 164x 4 ab 3 c8c8 44x 4 ab 3
14
(x+4y) 2 =x 2 + xy + y 2 (3y +4x)(4x-3y)=9y 2 -16x 2 x 2 -16y 4 =(x-8y 4 )(x+8y 4 ) (7у-6) 2 =49у 2 -42у-36 (5х-3) 2 =25х-15х x 2 -9y
15
Стр (четные)
16
17
1) (a+1) 2 -2a-a 2 =1 1) (a+1) 2 =a 2 +2a+1 2) (a 2 +2a+1)-2a-a 2 = = a 2 +2a+1-2a-a 2 = 1
18
2) 4a 2 -(2a-3)(2a+3)=9 1) (2a-3)(2a+3)= 2) 4a 2 -(4a 2 -9)= =(2a) =4a a 2 -4a 2 +9=9
19
3) (2-c)(4-c) +3c(c-1)= 8-9с+4с 2 1) (2-c)(4-c) 2) 3c(c-1) 3) ( 8-6с+с 2 )+(3с 2 -3с) =8-2с-4с+с 2 = =8-6с+с 2 =3с 2 -3с =8-6с+с 2 +3с 2 -3с=8-9с+4с 2
20
4) (3x+2)(2-3x) -x(x+3)=4-10x x 1) (3x+2)(2-3x) 2) x(x+3) 3) ( 4-9x 2 )-(x 2 +3x)= =(2) 2 -(3x) 2 =4-9x 2 =x 2 +3x =4-9x 2 -x 2 -3x= 4-10x 2 -3x
21
5) 3a(3a-2) -(3a+1) 2 =-12a-1 2)(3a+1) 2 1) 3a(3a-2) 3) ( 9a 2 -6a)-(9a 2 +6a+1)= =9a 2 -6a =(3a) a =9a 2 +6a+1 9a 2 -6a-9a 2 -6a-1 =-12a-1
1
Проект постижения темы «Правописание приставок, не изменяемых и изменяемых на письме». При изучении наук примеры полезнее правил Исаак Ньютон
2
Основная цель проекта – определение методических подходов преподавания русского языка на концентрической основе (на основе самостоятельной деятельности обучающихся). Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи: осветить систему русского языка, выявить его особенности; определить корпус основных правил, сконцентрировать орфограммы на данное правило в модули, то есть постоянно действующие блоки, выводящие ученика на результат; найти тексты, на основе которых будут выстраиваться уроки русского языка.
3
Научная новизна проекта и его практическая значимость впервые в методике преподавания русского языка мы разработали свой подход в усвоении орфограмм на основе словарей и справочников, текстов и на основе системной самостоятельной деятельности обучающихся; нами выявлены закономерности усвоения русского языка: сначала пример, потом правило, поэтому в проекте будут представлены коды запоминания правил; нами доказано и на практике проверено, что системное усвоение русского языка даёт положительные результаты; данная работа может быть использована учителями-филологами в построении уроков по орфографии для повышения орфографической зоркости через осознанное восприятие материала.
4
Теоретическая значимость. Она заключается в том, что нами впервые в методике преподавания русского языка обозначены технологические шаги, выводящие ученика на результативность. Научно-практическое значение проекта заключается в том, что его результативность позволяет 1) обогатить курс методики преподавания русского новыми методическими положениями и выводами; 2) разработать методические рекомендации по изучению русского языка на концентрической основе;
5
Апробация результатов проекта Основные положения проекта отражены нами в планах уроков на данную тему в 5, 6, 8,, 10, классах. С основными положениями проекта автор выступал на заседании школьного методобъединения учителей-филологов и пришёл к таким результатам: 1) в 5 классе на контрольном диктанте допустили ошибку только в слове «расстояние» 2 человека; 2) в 6 классе 1 человек допустил ошибку в словах «бесстрастный», «подтрунить»; 3) в 8 классе не было ни одной ошибки; 4) эта методика интересна и полезна одарённым детям и помогает при подготовке к олимпиадам, развивает умение самостоятельно добывать знания, что необходимо также при подготовке к экзаменам
6
Шаги деятельности ученика Наблюдение-созерцание Анализ явлений языка Образование представлений о наблюдаемом Сопоставление наблюдений, образование понятий на основе деятельностного подхода
7
Система усвоения данной орфограммы «Правописание гласных и согласных в приставках, не изменяющихся и изменяющихся на письме» в 5 классе. Необходимое на уроках – это толковые или орфографические словари, справочники Розенталя, учебники. Перед детьми ставится проблема обнаружения правил на названную тему. Учитель добивается называния всех приставок. Все ниже названные шаги проделывают сами ученики. 1. Поиск в словарях и называние приставок. Запись. 2. Поиск приставок без-, бес-. Записываются в столбики. 3. Ищут приставки на с-. 4. Ищут слова на з-. (здравый, здоровый, здоровье, здесь) 5. Поиск слов с двойной согласной на стыке корня и приставки. Параллельно с этой исследовательской работой в рабочих тетрадях оформляются схемы основных правил, где указываются слова-коды. Параллельно с этой исследовательской работой в рабочих тетрадях оформляются схемы основных правил, где указываются слова-коды.
8
Правописание приставок, не изменяемых и изменяемых на письме 1 правило. Запомни не изменяющиеся на письме приставки пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, об-, под-, с-, от-, во-, обо-, подо, надо-, со-, ото-, о-, до-, по-, про-. Пишется на конце приставки зПишется на конце приставки с 2 правило. Безделье, разговор, низвергать. Безаварийный, безоблачный, изуродовать, возобновить. (Пишется перед звонкими соглас- ными и гласными) Расходиться, восход, распевать, исходить. (Пишется перед глухими согласными)
9
4 правило. Надо запомнить написание слов, где согласный з стоит в начале слова: здравствуй, здесь, здание, здоровье. К этим правилам-кодам ученики сами должны прийти – вот в чём ценность уроков, где реализуется самостоятельная деятельность обучающихся.
10
Системное погружение в суть данной орфограммы в 6 классе. 1 шаг. Учитель даёт направление: «В русском языке существует очень много приставок. Попробуйте их вспомнить и записать, никуда не заглядывая. Заодно проверите свою память. Если вам в голову придёт больше сорока приставок, можете считать, что у вас превосходная память. Если приставок тридцать – тоже не плохо, ну а если меньше – не огорчайтесь». 2 шаг. Работы анализируются. Делается запись в тетрадях. «Вот они, красавицы: без- (бес), вз- (взо-, вс-), воз- (вос-), вы-, до-, за, из- (изо-, ис-), на-, над- (надо-), не-, недо-, низ- (нис- ), о-, об- (обо-), от- (ото-), пере-, по-, под- (подо-), пра-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (разо-), рас-, роз- (рос-), с- (со-), су-, суб-, у-, через- (чрез-, черес-). 3 шаг. Ищем в словарях слова с незнакомыми приставками. Ребята находят слова супесок, супесь, суглинок, сукровица (существительные), суягная, супоросая (прилагательные).
11
4 шаг. Вычленение из перечня приставок тех, что изменяются на письме, и запись.Раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), вз- (вс-), воз- (вос-), низ- (нис-), через- (черес-). 5 шаг. Вспоминаем самые основные правила на основе распределительного диктанта. 1.Учитель читает слова, а дети распределяют их в 2 столбика: 1) корень начинается с глухого согласного; 2) корень начинается со звонкого согласного. Слова читаются парами. Безводный – беспечный, возбуждение – воспитание, взлететь – вспоминать, изранить – испугать, низложить – нисходить, разделаться – расходиться, чрезвычайный – чересчур. После вывода выписываются пары приставок.
12
2. Проделывается та же работа. Слова для работы: беззаветный – бессовестный, воззвание, восстание, иззябнуть – иссохнуть, раззадорить – рассердить. Сформулируем вывод о написании удвоенных согласных з и с на стыке приставки и корня. При проведении этой работы внимательные ученики называют также слова разевать, разинуть, разор, разорение, разорить. Их нужно запомнить. 3. Для повторения 3 основного правила учителем читаются слова спилить – сбить, скрестить – сгрести, стесать – сделать, сшить – сжить. Учащиеся формулируют вывод: приставка с неизменяемая.
13
6 шаг. Он составляет основную часть урока. Это знакомство с исключениями. 1.При повторении исключений нужно дать ученикам наводящее задание: ищите в словаре в разделе «Р», написание которых вам покажутся отступлением от основных правил. Ребята должны назвать слова расчёт, расчесть – рассчитать, рассчитывать. Для вывода опять нужна подсказка: перед каким корнем пишется с, перед каким – сс? Теперь обращаемся к словарным статьям на букву «З» и ищем слова на з, написание которых нужно запомнить. Ученики должны назвать слова здание, здесь, здоровье, ни зги.
14
Схематически в рабочих тетрадях всё это будет отображаться таким образом. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме 1правило – запомнить пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, об-, под-, с-, от-, во-, обо-, подо, надо-, со-, ото-, о-, до-, по-, про-. 2 правило – слова-коды: безводный – беспечный, возбуждение – воспитание, взлететь, вспоминать, изранить – испугать, низложить – нисходить, разделаться – расходиться, чрезвычайный – чересчур. 3 правило – слова-коды: беззаветный – бессовестный, воззвание, восстание, иззябнуть – иссохнуть, раззадорить – рассердить. 4 правило – слова-коды: скрестить – сгрести, стесать – сделать, сшить – сжить. Исключения. Слова-коды: расчёт, расчесть – рассчитать, рассчитывать. Слова-коды: здание, здесь, здоровье, ни зги. Слова-коды: разевать, разинуть, разор, разорение, разорить.
15
Повторение и закрепление в 7 классе. В 7 классе отдельный урок по данной теме не выделяем, а проводим повторение и закрепление совместно с изучением причастий и деепричастий. Можно учащихся ознакомить с такой малоизвестной приставкой, как па-. Для этого проделываются такие шаги: 1шаг. По словарям ученикам нужно найти в разделе П слова с приставкой па-. Паклен, пагрудь (существительные со значением сходства), пасынок, патрубок, паголенки (со значением неполноты или приближения к чему-нибудь). 2шаг. Работа над толкованием каждого слова.
16
Изучение приставок раз-(рас-) – роз- (рос-) в 8 классе В 8 классе уже необходимо давать правописание приставок раз- (рас-) – роз-(рос-). Ученики за один шаг должны выйти на результат. 1 шаг. Учитель говорит: «Дети, я сейчас назову вам слова первого столбика, а вы должны в словарях найти похожие слова второго столбика.» Развалить – … Разлив – … Расписание – … Рассыпать – … Разыскать – … Ученики должны назвать слова-коды: розвальни, розлив, роспись, розыск ( розыскной – от розыск). Делается соответствующая запись в тетрадях.
17
Неизменяемые приставкиИзменяемые приставки Приставки на -з и -с Пишутся одинаково независимо от произношения: с(о)-, под(о)- над(о)-, от(о)-, перед(о)-, в(о)-, вы-, пере, у-, про-, по-, до-, о-, об(о)-, на-, пред(о)-. Перед звонким согласным корня: раз-, вз-, из-, без-, воз-, низ-, через-. Перед глухим согласным корня: рас-, вс-, ис-, бес-, вос-, нис-, черес-. Запомните слова, в которых нет приставок: Здание Здесь Здоровье Здравствуйте Ни зги Пре- = очень (наречие) пере- (приставка) Прекрасный цветок (очень красивый). Прервать нить (перервать При-значение присоединения (пришить) значение приближения (приблизиться)значен ие близости (пришкольный)Значен ие неполного действия (привстать) Запомните слова с приставками па- : паклен, пагрудь, пасынок, паголенки су- : супесок, супесь, суглинок, сукровица (сущ.), суягная, супоросая (прил.)
18
Выводы В процессе обучения и при сдаче экзаменов огромное значение имеет, во-первых, знание и понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение этого делать. При проведении уроков в такой форме в классе создаётся рабочая атмосфера, где все обучающиеся находятся в активном поиске. Через наблюдение, анализ языковых явлений, обращение к необходимым источникам происходит синтез – формулировка логики правила. Из собственных наблюдений выводят необходимые им правила. При этом важна не «гладкость» урока, когда ученики безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения и смущения. При таком подходе знания органически входят в сознание ученика и прочно закрепляются. Эта технология помогает выработке устойчивых орфографических навыков. Запечатление в сознании происходит не без усилий ученика. Современный урок требует того, чтобы 80% на уроке работали, добывали знания, догадывались, ошибались, но приходили к открытию знаний сами дети, конечно же, под непосредственным руководством учителя. И именно технология погружения в орфограммы позволяет это.
19
« …Отвращение к учительству. Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться». Это высказывание Михаила Пришвина, на мой взгляд, должно стать девизом современной школы.