Презентация свойства полезных ископаемых 3 класс пнш

Презентация свойства полезных ископаемых 3 класс пнш thumbnail

Тема урокаСвойства полезных ископаемых (песок,  глина,  мрамор,  известняк).

Цель урока: формирование знаний по теме: «Свойства полезных ископаемых».

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

–       формирование уважения к иному мнению;

–       развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

(регулятивные УУД)

– формирование  умения принимать и сохранять учебные задачи;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

(познавательные УУД)

–   формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации ( планом, иллюстрациями, словарем);

– формирование интеллектуальной автономности;

– развитие операционного мышления;

 (коммуникативные УУД)

-формирование умения слушать и слышать;

-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;

-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, форм презентации;

-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

– закрепление понятия о полезных ископаемых, об их месторождении.

  – формирование умений: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать выводы на основании полученных результатов; использовать при выполнении задания материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

– выявление в ходе опытов свойств известняка, мрамора, песка, глины;

– подготовка на основании опытов сообщения о свойствах полезных ископаемых и их использовании человеком.

– формирование умения описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

-формирование умения работать с географической картой (на этом уроке с картой Владимирской области).

– развитие познавательного интереса к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Оборудование:

1. Лабораторное: коллекция полезных ископаемых (известняк, мрамор, песок, глина);  лупы, стаканчики с водой, воронки, фильтры, гвозди, пластиковые коробки.

2. Интерактивное: интерактивная доска, ноутбук.

3. Инструкционные карты: план работы, листы исследования, картинки.

Технологическая карта

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.

2.

3.

4.

6.

7.

Эмоциональное начало урока.

  Актуализация знаний

Выход на тему  урока

Целеполагание, планирование деятельности.

-Планирование деятельности.

Исследование, работа в статичных  группах.

Осуществление исследовательской деятельности. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов и подготовка презентации.

Презентация результатов исследования.

Первичное закрепление материала

Подведение итогов.

Оценивание эмоциональной сферы учащихся

– Давайте повернемся и поздроваемся с нашими гостями.

– А теперь повернемся друг к другу и пожелаем удачи.

-Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать. 

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

– Каким понятием можно объединить отгадки?

– Сделайте предположения о теме урока.

– Давайте поставим цель нашего урока.

– Гипотезу?

Предлагает  предположить, что будет происходить на уроке, цели и задачи, план действий.

– Что мы должны узнать во время исследования об этих полезных ископаемых?

-Где мы найдём подсказку, как исследовать свойства?

-В каком источнике вы найдете толкование слова?

Сообщает каждой группе об объекте исследования.

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует  учащихся, создаёт ситуацию успеха. При необходимости консультирует учащихся  по вопросам подготовки презентации.

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы.

Учитель проводит блиц-опрос для групп, называет свойство горной породы, а группа, узнавшая свой объект исследования – встаёт.

Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение через  мини-опрос «Я узнал о том, что…»

Предлагает заполнить листы самооценки каждому учащемуся.

Предлагает проиллюстрировать наглядно эмоциональный настрой от урока «Гора самоцветов»

Спрашивает учащихся об их впечатлениях от урока

Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.

Отгадывают загадки.

– Полезные ископаемые

Высказывают предположения о задачах и теме урока. 

 я узнаю о свойствах полезных ископаемых, если
– знаю, что такое полезные ископаемые;
– умею работать в группе;
– умею пользоваться разными источниками информации.

– узнать их свойства

– на листах с планом

– в словаре

Делятся на группы в соответствии с номером на карточке.

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата.

Учащиеся работают над исследованием: осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации с использованием различных источников;

самостоятельно выполняют опыты, консультируясь по мере необходимости с учителем и товарищами по группе. 

Оформляют отчёт. Анализируют готовый продукт.

Презентуют результаты исследования. Дают оценку деятельности своей группы (Соответствует ли их выступление плану?Довольны ли своей работой?).

Отвечают на вопросы блиц -опроса (встают всей группой, если узнали свою горную породу). Весь класс контролирует правильность ответа группы.

Отвечают на вопросы в таблице и делают вывод: о том, что полезные ископаемые надо беречь, на уроках ещё не говорили. Это и будет темой следующего урока.

Заполняют листы самооценки, где оценивают свою работу и работу группы в целом.

Выбирают «самоцветы» по цвету настроения  и наклеивают их на 1 лист. Делятся своими впечатлениями от урока: что понравилось, что не понравилось…

личностные

(самоопределение)

Коммуникативные (умение осуществлять выбор необходимой информации)

Коммуникативные(умение работать в группах сменного состава, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле)

коммуникативные познавательные (умение работать с интерактивной доской и ноутбуком

регулятивные (целеполагание, прогнозирование),

познавательные (умение работать с учебником)

регулятивные(целеполагание, планирование, алгоритмизация действий)

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в  группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле)

Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями).

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

Источник

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Программное обеспечение:курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина УМК «Планета знаний»

Тема: Полезные ископаемые (глина, песок, известняк, гранит).

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.

Задачи урока:

1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.Познакомить со свойствами песка, глины, гранита, известняка .

3. Формировать общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать в парах, развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) знать о значении камней в жизни человека;

2) вызвать интерес к изучению новой темы;

3) расширение кругозора учащихся.

Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.

Предметные результаты:

1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;

3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых.

Оборудование: презентация, образцы полезных ископаемых (глины, известняка, песка, гранита), стаканы, воронки, цветной песок, столовый уксус,

Технологическая карта урока

1.Организационный момент.

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку

Быстрое включение учащихся в деятельность

2. Актуализация знаний

Цель: актуализация изученных способов действий.

Наш урок мы начнем с повторения.

– Вспомните, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

Вспомним материал прошлого урока в форме игры «Верно – неверно» (карта№1)

  1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

  2. Горные породы залегают только в горах.

  3. Горные породы состоят из минералов.

  4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

  5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

  6. Вода – горная порода.

Самопроверка домашнего задания.

Приём «Верно – неверно».

Учащиеся ставят «+» или «-» напротив высказываний

Фронтальная проверка с помощью интерактивной доски.

Оценивание

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.

Контролируют правильность ответов.

3. Самоопределение к деятельности

Цель: формирование способности формулировать учебную задачу.

3.1 Создание проблемной ситуации

В уральских сказах нашего земляка П. П. Бажова рассказывается о Хозяйке Медной горы — хранительнице драгоценных пород и камней, иногда предстает она перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная, а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите узнать разгадать тайны сокровищ Хозяйки Медной горы?

Учитель достает из шкатулки  кусочек глины и песок, известняк и гранит.

– Что же это за сокровище? Оно блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать эти горные породы и минералы сокровищем.

Можем ли мы отнести эти горные породы к полезным ископаемым?

3.2. Формулирование цели и учебных задач урока.

Работа в карте №2

Запишите в 1 столбик, что вам известно о полезных ископаемых. А во 2 – й столбик, что вы бы хотели о них узнать.

Проверка записей – определение темы и задач урока.

Учащиеся заполняют карты (ЗХУ), определяют задачи урока

1.Что такое полезные ископаемые?

2. Какие горные породы и минералы можно отнести к полезным ископаемым?

3. Какими свойствами обладают некоторые полезные ископаемые?

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Самостоятельное выдвижение гипотезы и ее обоснование с опорой на жизненный опыт.

Умение использовать знания в нестандартной ситуации.

Умение формулировать учебную задачу.

Выделение существенной информации и ее обоснование.

4. Открытие нового знания.

Цель: изучение свойств полезных ископаемых

Как вы думаете, чтотакое полезные ископаемые?

Предлагаю проверить ваши версии в учебнике

с. 60, 1 абзац.

Что такое месторождение полезных ископаемых?

Практическая работа (Работа в группах.)

Теперь вернёмся к сокровищам Хозяйки Медной горы. Вам предстоит доказать полезные свойства некоторых полезных ископаемых.

Вы будете работать в группах. Каждая группа – это опытная лаборатория.

Давайте повторим правила работы в группе.

1группа

Определить цвет, структуру, наличие запаха (в сухом и влажном состоянии) у песка и глины.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

2 группа

Проверьте способность песка и глины пропускать воду. Для этого проделайте опыт.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

3 группа

Проверьте вязкость песка и глины. Для этого из мокрого песка и мокрой глины скатайте шарики.

Проверьте, что лучше сохраняет форму?

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

4 группа

Определите цвет, структуру и запах известняка и гранита.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

5 группа

Определите прочность известняка и гранита (ударьте молотком по граниту и известняку, предварительно заверните их в кусок ткани).

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

6 группа

Проверьте, пропускают ли известняк и гранит воду.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

Ответы, предположения детей

Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоёв Земли. Они необходимы для жизни и деятельности людей.

Места, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.

Выполняют опыты по инструкции и результаты заносят в таблицу (р.т.с.25.

58)

Каждая группа выступая, заносит результат в общую таблицу на ИД, а учащиеся – в тетради.

Сравним свойства песка и глины , гранита и известняка.

Назовите похожие свойства, отметьте, чем различаются эти полезные ископаемые.

Умение строить понятные для собеседника высказывания.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение формулировать собственное мнение.

Контролируют правильность выбранных доказательств и их обоснование.

Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы

Умение дополнять и уточнять высказанное мнение.

5.Физ.минутка.

6.Усвоение и закрепление новых знаний

Цель: обеспечение максимального осмысления материала через проведение творческой работы

Теперь, зная свойства гранита, известняка, песка и глины, можете ответить, являются ли эти ископаемые полезными или нет.

Где используется гранит, известняк? (слайды)

Какие свойства гранита и известняка используют люди в своей деятельности?

Творческое задание группам.

1-3 группы постараются вылепить из куска глины предмет посуды (чашку).

– Какое свойство глины помогло вам выполнить задание?

4-6 группы с помощью песка и клея создадут коллективное панно.

– Какое свойство песка помогло вам выполнить задание?

Гранит, известняк, песок и глина полезные – это ископаемые?

Отвечают на вопросы, делая выводы по слайдам.

Выполняют творческое задание

Участвуют в обсуждении выбора нужной информации

Умение формулировать собственное мнение.

Анализ результатов жизненного опыта

Приходят к собственному мнению в процессе совместной деятельности

В ходе выполнения заданий осуществляют самоконтроль

7.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Проверьте себя. Самостоятельно выполните задание. Затем проверим.

На ИД появляются правильные варианты ответа.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Найдите ошибку.

гранит сыпучий, из крупинок,

хорошо пропускает воду

песок состоит из песчинок, прочный, не имеет запаха,

не пропускает воду

глина прочный, если капнуть уксусом, то послышится шипение.

известняк пластичная, сырая имеет запах.

(Один ребенок выполняет такую работу у доски, остальные проверяют с места.)

оценивание

Построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.

8.Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: Инициировать психо – эмоциональное состояние путем создания «ситуации успеха».

Вернитесь к карте №2 и заполните 3 столбик (что узнали на уроке о полезных ископаемых)

Расскажите, что нового узнали на уроке?

Заполняют 3 столбик в картах №2 (ЗХУ)

Устно подводят итоги.

Развитие у школьников способности к оценочным действиям.

9.Домашнее задание.

С. 61 – 62 пересказ, р.т. с.24, №56,57

Приложение

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта №2 Карта №2

Карта №2 Карта №2

1группа

Определите цвет, структуру, наличие запаха (в сухом и влажном состоянии) у песка и глины.

1.Рассмотрите песок и глину, определите цвет и состояние (твёрдое, жидкое, газообразное).

2.Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах.

Сделайте вывод.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

2 группа

Проверьте способность песка и глины пропускать воду. Для этого проделайте опыт.

Возьмите два стакана, поместите в них воронки. В воронки положите вату. В одну воронку насыпьте песок, в другую –

размельчённую глину. Налейте одновременно в стаканы одинаковое количество воды.

Сделайте вывод.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

3 группа

Проверьте вязкость песка и глины.

Для этого из мокрого песка и мокрой глины скатайте шарики.

Проверьте, что лучше сохраняет форму?

Сделайте вывод.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58

4 группа

Определите цвет, структуру и запах известняка и гранита.

Сделайте вывод.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

5 группа

Определите прочность известняка и гранита

Ударьте молотком по граниту и известняку, предварительно заверните их в кусок ткани.

Сделайте вывод.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

6 группа

Проверьте, пропускают ли известняк и гранит воду.

Возьмите два стакана, поместите в них воронки. В воронки положите вату. В одну воронку поместите известняк, в другую – гранит. Налейте одновременно в стаканы одинаковое количество воды.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

Сделайте вывод.

Источник