Презентация про полезные ископаемые для детей

Презентация про полезные ископаемые для детей thumbnail

«Полезные ископаемые»  (загадки). Подготовила: Воспитатель I категории Туктарова Г.Н.

«Полезные ископаемые» (загадки).

Подготовила:

Воспитатель I категории

Туктарова Г.Н.

Подземные богатства земли.  горные породы и минералы человек использует в хозяйстве;  места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями ;  полезные ископаемые бывают твердые, газообразные и жидкие.

Подземные богатства земли.

  • горные породы и минералы человек использует в хозяйстве;
  • места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями ;
  • полезные ископаемые бывают твердые, газообразные и жидкие.

Загадки

Загадки

Загадка №1.   Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

Загадка №1.

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

ГРАНИТ

ГРАНИТ

  • Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников. Большая часть древних кристаллических щитов сложена из гранитов, отчего верхняя часть земной коры получила название гранитного слоя земли. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Свойства: зернистый, твердый, прочный.

Загадка №2. Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе, Сам он удобрение.  

Загадка №2.

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе,

Сам он удобрение.

ИЗВЕСТНЯК

ИЗВЕСТНЯК

  • Известняк бывает белого, серого или желтого цвета.
  • Если капнуть на него каплю кислоты – шипит, выделяя газ.
  • Основной областью применения известняка уже очень давно считается строительство.

Загадка № 3. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.

Загадка № 3.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

ГЛИНА

ГЛИНА

  • Глина широко применяется при строительстве. Кирпич делают из глины.
  • Кроме того, из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.
  • Глина – осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород.

Загадка № 4. Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.  

Загадка № 4.

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Каменный уголь черного цвета, твердый, но хрупкий. В зависимости от свойств, каменный уголь применяется как бытовое, энергетическое топливо, а также как сырье для химической и металлургической промышленности. Вещества, извлеченные из угля, используют в производстве красок, пластмассы, лекарств и др.

  • Каменный уголь черного цвета, твердый, но хрупкий.
  • В зависимости от свойств, каменный уголь применяется как бытовое, энергетическое топливо, а также как сырье для химической и металлургической промышленности.
  • Вещества, извлеченные из угля, используют в производстве красок, пластмассы, лекарств и др.

УГОЛЬ

Загадка № 5. Не зря она варилась В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи.

Загадка № 5.

Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

  • Железная руда черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.
  • Обладает сильными магнитными свойствам.
  • Используется везде.
  • Железные руды идут на выплавку стали.

Загадка № 6. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

Загадка № 6.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

ПЕСОК

ПЕСОК

  • Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц, различного цвета (желтый, белый, черный, красноватый и др.). Он образуется в результате разрушения горных пород под воздействием солнца, воды, ветра. Даже кирпич не сделаешь без песка. Песок имеет вид крупинок, он сыпучий.

Загадка № 7. Из него медали льют, За учебу и за труд. И колечки, и сережки, Часики, браслеты, брошки.

Загадка № 7.

Из него медали льют,

За учебу и за труд.

И колечки, и сережки,

Часики, браслеты, брошки.

ЗОЛОТО

ЗОЛОТО

  • Золото в народе принято называть «благородным металлом».
  • Частицы золота представляют собой мелкие неправильные зерна, чешуйки, пластинки.
  • Из золота делают посуду, ювелирные украшения, предметы интерьера, применяется в косметологии, стоматологии, электронике, а также в химической промышленности.

Загадка № 8. Он бьет из-под земли, Фонтан выше головы. Черен он совсем как ночь, Хочет людям он помочь.

Загадка № 8.

Он бьет из-под земли,

Фонтан выше головы.

Черен он совсем как ночь,

Хочет людям он помочь.

НЕФТЬ Нефть - это маслянистая жидкость тёмного цвета с характерным запахом. Аромат нефти придают сопутствующий ей сероводород, остатки растительных и животных организмов. Нефть – не только основная составляющая топлива для автомобилей и реактивных самолетов. Продукты, получаемые после переработки нефти, помогают создать те предметы, которые ежедневно используются людьми во всем мире : - пищевые контейнеры, пластиковые мешки;

НЕФТЬ

  • Нефть – это маслянистая жидкость тёмного цвета с характерным запахом. Аромат нефти придают сопутствующий ей сероводород, остатки растительных и животных организмов.
  • Нефть – не только основная составляющая топлива для автомобилей и реактивных самолетов.
  • Продукты, получаемые после переработки нефти, помогают создать те предметы, которые ежедневно используются людьми во всем мире :

– пищевые контейнеры, пластиковые мешки;

  • В косметологии (подводка для глаз и помада);
  • панели солнечных батарей, немнущаяся одежда, жевательная резинка, цветные парафиновые карандаши, аспирин и много других полезных вещей изготавливаются при помощи нефти.

Загадка № 8. По трубе к нам в дом спешит, Голубым огнем горит.  

Загадка № 8.

По трубе к нам в дом спешит,

Голубым огнем горит.

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

  • Природный газ – ценнейшее полезное ископаемое, которое часто называют «голубым золотом».
  • Природный газ – самое популярное топливо для элетростанций, а также очень ценное химическое сырье.
  • Природный газ из газовых месторождений и отправляют по трубам в города, для работы на электростанциях, заводах и наших с вами кухнях.
  • Природный газ бывает различного происхождения. Между прочим, и те атмосферные газы, которыми мы с вами дышим, тоже входят в группу природных газов.

Загадка № 9. Росли на болоте растения – Стали топливом и удобрением .

Загадка № 9.

Росли на болоте растения –

Стали топливом и удобрением .

ТОРФ  Торф рассыпчатый и мягкий, как земля.  Торф используется для удобрения почвы .  Кроме того, торф является высоко энергетическим бытовым топливом (каминное, гриль топливо).  В медицине, биохимии, промышленности в качестве абсорбентов, фильтрующих элементов, газопоглотителей разного рода, используются активные угли.

ТОРФ

Торф рассыпчатый и мягкий, как земля.

Торф используется для удобрения почвы .

Кроме того, торф является высоко энергетическим бытовым топливом (каминное, гриль топливо).

В медицине, биохимии, промышленности в качестве абсорбентов, фильтрующих элементов, газопоглотителей разного рода, используются активные угли.

Загадка № 10. В воде родиться, А воды не боится?  

Загадка № 10.

В воде родиться,

А воды не боится?

СОЛЬ

СОЛЬ

  • В глубокой древности соль добывалась сжиганием некоторых растений в кострах; образовывавшуюся золу использовали в качестве приправы. Для повышения выхода соли их дополнительно обливали солёной морской водой
  • Поваренная соль используется в промышленности для получения соды, хлора, соляной кислоты, гидроксида натрия и металлического натрия
  • В приготовлении пищи соль употребляется как важная приправа. Соль имеет хорошо знакомый каждому человеку характерный вкус, без которого пища кажется пресной.

Загадка № 11. Белый камушек растаял, На доске он след оставил.

Загадка № 11.

Белый камушек растаял,

На доске он след оставил.

МЕЛ

МЕЛ

  • Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического происхождения.
  • Мел появился из остатков микроскопических животных, живших в глубинах мелового моря.
  • Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
  • Мел применяют в резиновой, бумажной, в сахарной промышленности — для очистки свекловичного сока, для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек.
  • Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах). При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.

Молодцы!  Вы отгадали все загадки!

Молодцы! Вы отгадали все загадки!

  • А теперь попробуйте ответить на вопросы:
  • Что такое полезные ископаемые?
  • Почему их называют «подземными богатствами земли»?
  • Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
  • Зачем добывают полезные ископаемые?
  • Какими бывают полезные ископаемые?
  • Можно ли построить здание без кирпича, бетона?

Список использованных источников:

Список использованных источников:

  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • https://tvorus.wordpress.com/2009/06/22//.
  • http ://kostanaj.all.biz/izvestnyak-g296646//.
  • https://www.liveinternet.ru/users/galinaras/post283731840 // .
  • https://kemerovo.freeadsin.ru/ru-i-offer-i-id-i-754354-i-ugoli-v-meshkah-ugoli-kamennyj.html //.
  • https://xakac.info/news/200908032144 // .
  • https://pesok-sheben63.ru/ / .
  •   http :// lotos . mypage . ru / rjavaya _ reka . html // .
  • http:/ / health-library/rational-nutrition/salt-and-health/ /.
  • https://blog.kob.spb.su/2010/10/20/763 / / .
  • https://bibo.kz/prikolnie-statusi/677144-vremya-eto-pesok-zhizn-eto-voda-slova-eto-veter-ostorozhnee-.html// .
  • http ://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/03/03/mel-poleznoe-iskopaemoe-bryanskoy-oblasti// .
  •   https://x-mineral.ru/poleznye-iskopaemye/izvestnyak.html/// .

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!

Источник

Слайд 2

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.

Слайд 3

Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.

Слайд 4

Фронтальный опрос по изученному материалу. – Что такое полезные ископаемые? – Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? – Для чего добывают полезные ископаемые?

Слайд 5

Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.

Слайд 6

Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

Слайд 7

Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

Слайд 8

Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.

Слайд 9

ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо

Слайд 10

Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .

Слайд 11

Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

Слайд 12

НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей

Слайд 13

Природный газ – очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Слайд 14

ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .

Слайд 15

Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

Слайд 16

На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.

Слайд 20

Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

Слайд 21

1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

Слайд 22

Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

Слайд 23

Домашнее задание Учебник стр. 48-52.

Слайд 24

Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна

Источник

31.01.2020.

Тема: Свойства полезных ископаемых.

Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Задачи:

  • Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.

  • Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Развивать способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

  • фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Планируемые результаты:

Предметные: проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве

Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Форма урока: урок-исследование

Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, месторождение, карьер, шахта

Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, гранит, известняк, каменный уголь) и их условные знаки, информация о полезных ископаемых, сундучок, презентация, учебники, тетради, инструктивные карточки, музыка для работы в группе, тесты, цветные карандаши.

Ход урока:

1. Организационный момент

– Что у меня в руках? (Сундучок.)

– Что обычно хранят в сундучках? (Украшения, богатства.)

– Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки?

1) Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

2) Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

3) Он очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг.

Дома, ступеньки, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

4) Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк.)

5) Черный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей,
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Я золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом. (Каменный уголь)

– Да, это песок, глина, гранит, известняк и каменный уголь.

– Люди какой профессии занимаются изучением и поиском залежей в природе, н-р песка, глины, гранита, известняка, каменного угол? (Геологи.)

– Как вы думаете, интересно работать геологами?

– Сегодня мы с вами будем геологами. Мы с вами коллеги. И будем заниматься изучением полезных ископаемых.

Изучать свойства полезных ископаемых.

2. Постановка проблемы урока

– Ребята, а можно ли вообще обойтись без этих полезных ископаемых? Как вы думаете, коллеги?

3. Знакомство с новым материалом

– В мире существует много полезных ископаемых. Какие другие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей.)

– А почему они называются полезными?

– Попробуем сформулировать понятие полезные ископаемые.

Итак, что такое полезные ископаемые, сформулируйте. (Нефть уголь, торф, песок и другие необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.)

– Сравните наше определение с определением других ученых в учебнике на с. 60.

– Запишите определение в тетрадь на с. 24.

4. Работа в группах

– Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми, а именно с песком, глиной, гранитом, известняком, каменный уголь и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в группах. У каждой группы есть свой командир. На столах 1, 2, 3, 4,5 – образцы полезных ископаемых, а также картинка – условное обозначение того полезного ископаемого, которое вы будете изучать. Ребята за этими столами проводит работу по изучению полезных ископаемых с помощью инструктивной карточки.

Вспомним правила работы в группах: 

Название полезного ископаемого _________________________________

______________________________________________________________

Твёрдое или жидкое ____________________________________________

Цвет _________________________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное) ____________________________

______________________________________________________________

Что происходит при контакте с водой_____________________________

______________________________________________________________

Прозрачное или непрозрачное ___________________________________

Горючее или негорючее (из личного опыта) ________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)

5. Выступление каждой группы

  • Давайте проверим, как вы выполнили работу.

Песок

Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой. Он бывает разного цвета: белый, жёлтый, красный и даже серый. Песок используют для производства стекла. Для этого песок смешивают с другими веществами (известью, содой) и ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится, и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твёрдым.

Глина

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпичи. Для прочности их обжигают в печи.

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.

Гранит

Гранит – очень плотная горная порода, образованная тремя минералами – полевым шпатом, кварцем, слюдой. Встречается гранит различного цвета (красный, розовый, серый и других цветов). Состоит из разных по форме и величине кусочков (зёрен), которые крепко соединены между собой. Обычно он залегает глубоко под землёй, но иногда выходит на поверхность, образуя горы. Из него сооружают набережные, опоры мостов, памятники. Также его используют для облицовки зданий, станций метро.

Известняк

Плотная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняки бывают чаще всего белого цвета, встречаются серые и жёлтые. Эту горную породу легко отличить от других. Если налить на неё немного кислоты (например, уксусной), то послышится шипение, и на поверхности камня появятся пузырьки углекислого газа. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Иногда они образуют горы. Известняки бывают разных видов, например обыкновенный известняк, мрамор, мел. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Смешивая глину с известняком, получают вещество цемент.

– Как назвать все эти образцы, которые у вас находятся на столах? (Полезные ископаемые.)

– Молодцы! Но мы должны быть не только умными, но и физически закалёнными. Сделаем перерыв в нашей в нашей работе и проведём физкультминутку.

6. Физкультминутка

Путь его тяжёл и долог

Ищет залежи геолог.

С молоточком по горам
Он проходит тут и там
И уверен: «Я найду
Здесь железную руду!»

Потрудились – отдохнём:

Встанем глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Наклонились, прямо встали,

Руки вниз и вверх подняли,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Продолжение изучения темы

  • Отдохнули?

  • Продолжим работу.

  • У каждого есть своё место, откуда он берёт своё начало.У каждого из нас есть своё место рождения.

  • Как называются места, где производится добыча полезных ископаемых? (Месторождениями.)

– Каким способом добываются полезные ископаемые?

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

Презентация

  1. Закрепление изученного материала

  • А какие полезные ископаемые добывают в Ростовской области? (Работа по картам.)

  1. Известняк

На территории области разрабатывается Жирновское месторождение известняков. Известняки являются экологически чистым и высококачественным сырьем для многих отраслей производства, в том числе: в черной и цветной металлургии, в производстве высокомарочных цементов, строительного щебня.

  1. Песок

На территории Ростовской области 173 месторождения (участков) песков строительных

Пески используются в строительных растворах, при изготовлении бетонов, силикатного кирпича, в кирпичном производстве, для балластировки железнодорожных путей и ремонте автодорог.

  1. Глина

Применение глины тоже достаточно широко.

Тугоплавкие и огнеупорные глины имеют ограниченное распространение и находятся только в центральной части области, в пределах открытой части Восточного Донбасса. 5 месторождений

Бентонитовые глины выявлены и в различной степени изучены на территориях Тарасовского, Миллеровского и Верхнедонского районов Ростовской области.

  1. Каменный уголь

Почти вся центральная часть Ростовской области (44 тыс.км2) является угленосной. По геолого-структурным признакам на этой площади выделены 9 угленосных районов: Миллеровский, Каменско-Гундоровский, Белокалитвенский, Тацинский, Краснодонецкий, Гуково-Зверевский, Сулино-Садкинский, Шахтинско-Несветаевский и Задонский.

  1. Другие ископаемые

Камни строительные. Территории Ростовской области учтены 162 месторождения (участков) камней строительных, используемых для производства щебня, бутового камня, пильного камня. Это песчаники и известняки-ракушечники .

Целебные грязи – это Маныческие озёра, озеро Пеленкино недалеко от Азова (богатое сероводородным илом). Целебная грязь найдена и вблизи города Новочеркасска.

Минеральные источники воды в Ростовской области
встречаются в Верхнедонском, Вёшенском районе и в г. Ростове-на-Дону, х. Пухляковский, Усть-Быстрянский.

  • Запишем в тетрадь обозначения полезных ископаемых.

Тест

– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

1. Месторождение – это …

А) карьеры

В) горные породы

С) места залегания полезных ископаемых

2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) врачи

В) геологи

С) строители

3. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) песок, глина

В) гранит, торф

С) каменный уголь, поваренная соль

4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) оловянная и медные руды

В) каменный уголь, природный газ

С) графит, сера

5. Основные свойства гранита:

А) в виде крупинок, сыпучий

В) белого, серого или жёлтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется углекислый газ)

С) зернистый, твёрдый и прочный.

6. Какое полезное ископаемое используется для изготовления стекла?

А) песок

В) глина

С) известняк

7. Мел – это разновидность:

А) гранита

В) известняка

С) ракушечника

8.Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

А) они опасны для здоровья

В) запасы их не безграничны, их пополнить нельзя

С) они красивы

  • Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

(Самопроверка по мультимедийному проектору).

  • Молодцы!

9. Выставление оценок

10. Итог урока

  • Сегодня мы с вами попробовали быть геологами, которые изучают полезные ископаемые в лаборатории.

  • Что мы называем полезными ископаемыми?

  • Где их применяют?

– Для чего добывают полезные ископаемые? (Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.)

  • Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых, которые мы сегодня изучали? (Ответы детей.)

  • Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной природы и в частности полезных ископаемых.

11. Домашнее задание

– Прочитайте в учебнике на с. 61, 62,

– Спасибо за урок!

8

Источник