Презентация по окружающему миру 3 класс тема полезные ископаемые

Презентация по окружающему миру 3 класс тема полезные ископаемые thumbnail

Слайд 1

Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ № 409 г. Пушкин, 2010

Слайд 2

Проверка домашнего задания Назови три кита экономики. Расскажи о значении природных богатств для экономики. Что такое капитал? Приведи примеры. Для чего необходим труд? От чего зависит успех труда людей в экономике? Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

Слайд 3

– Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? – Какие виды топлива вы знаете? – Как получают металлы? Где их используют? – Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Ответь на вопросы:

Слайд 4

Тема урока: «Полезные ископаемые» Подумай, что такое полезные ископаемые.

Слайд 5

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.

Слайд 7

Песок Песок – это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.

Слайд 8

Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Слайд 9

Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.

Слайд 10

Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены . Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки .

Слайд 11

Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.

Слайд 12

Нефть Нефть — это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти — бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.

Слайд 13

Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.

Слайд 14

Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.

Слайд 15

Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.

Слайд 16

Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.

Слайд 17

Запишем определение полезных ископаемых в рабочей тетради на странице 25. Помощь в учебнике на странице 48. Выполним практическую работу в рабочей тетради на странице 26 № 2. 1 вариант – нефть, известняк. 2 вариант – гранит, глина. 3 вариант – железная руда, песок. 4 вариант – каменный уголь, природный газ. Практическая работа

Слайд 18

Задани я Прочитай статьи в учебнике «Для чего их добывают» и «Как их добывают» на странице 49-50, рассмотри фотографии в учебнике. Выполни задание № 5 в рабочей тетради. В старой шахте отыщите дорогу к кладу. № 6 . Проверь у соседа. Выполни задание №3 в рабочей тетради. Самостоятельно впиши в клеточки названия полезных ископаемых. Проверь у соседа. Заполни таблицу № 4. Поставь + в соответствующую графу. Самостоятельно.

Слайд 19

Домашнее задание 1. Учебник, 48-50, вопросы. 2. Рабочая тетрадь, № 7-8, стр.29

Слайд 20

Ресурсы Интернет: Песок https://nika-media.ru/news/3535/date2009-09-28.html Коллекция «Полезные ископаемые » h ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/PoleznyeIskopaemye.html https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f11-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_06_01.jpg

Источник

Слайд 2

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.

Слайд 3

Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.

Слайд 4

Фронтальный опрос по изученному материалу. – Что такое полезные ископаемые? – Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? – Для чего добывают полезные ископаемые?

Слайд 5

Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.

Слайд 6

Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

Слайд 7

Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

Читайте также:  Полезные советы при общении с девушками

Слайд 8

Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.

Слайд 9

ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо

Слайд 10

Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .

Слайд 11

Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

Слайд 12

НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей

Слайд 13

Природный газ – очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Слайд 14

ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .

Слайд 15

Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

Слайд 16

На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.

Слайд 20

Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

Слайд 21

1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

Слайд 22

Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

Слайд 23

Домашнее задание Учебник стр. 48-52.

Слайд 24

Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру .3 класс. Тема: ” Полезные ископаемые. Песок”

ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Г...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Г

Описание слайда:

ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Гимназия № 9» г.о. Электросталь

2 слайд

Песок состоит из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скреплен

Описание слайда:

Песок состоит из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой, он разного цвета, не имеет запаха, твердый, рыхлый, пропускает воду. Песок бывает желтый, серый, белый, бурый. Песок содержит разнообразные минералы. Основной элемент, составляющий песчинки – это кварц, но в разных количествах встречаются и другие минералы: руда, слюда, гранат, топаз.

3 слайд

Природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате

Описание слайда:

Природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Когда прочная могучая скала в течение сотен лет пыталась выстоять под влиянием порывистых ветров, леденящего холода, сильного ливня, и других природных катаклизмов, она потихоньку разрушалась на крохотные кусочки, которые называются песком. Он выглядит, как мелкие крупинки, из которых состоят горные хребты.

4 слайд

МОРСКОЙ ПЕСОК Постоянные приливы воды и ее разрушительное влияние на горные

Описание слайда:

МОРСКОЙ ПЕСОК Постоянные приливы воды и ее разрушительное влияние на горные породы, за счет постоянного соприкосновения, распад некоторых минеральных элементов в соленом море – все это способствует появлению песка. Морской песок считается самым востребованным и применяется практически везде.

5 слайд

РЕЧНОЙ ПЕСОК Речной песок добывается со дна водоемов и отличается природной ч

Описание слайда:

РЕЧНОЙ ПЕСОК Речной песок добывается со дна водоемов и отличается природной чистотой

6 слайд

Песок есть и в пустынях. Большая его часть принесена ветрами. Известны такие

Описание слайда:

Песок есть и в пустынях. Большая его часть принесена ветрами. Известны такие случаи, когда пустыни появлялись там, где раньше простирались моря, но спустя тысячи лет вода ушла.

7 слайд

Существует и особый песок черного цвета. Причина такой окраски - вымывание св

Описание слайда:

Существует и особый песок черного цвета. Причина такой окраски – вымывание светлых элементов, но в отличие от остальных видов песка, которые применяются в хозяйственных и промышленных целях, такой песок радиоактивен. Он непривычно блестящий и его можно встретить в разных уголках планеты. РАДИОАКТИВНЫЙ (МОНАЦИТОВЫЙ) ПЕСОК

8 слайд

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОГО ПЕСКА 1. СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ основа для доро

Описание слайда:

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОГО ПЕСКА 1. СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ основа для дорог, насыпей создания строительных растворов (кирпичная кладка, штукатурка, фундамент, бетон, тротуарная плитка, бордюры, кольца для колодцев) для декоративного украшения территорий (речной песок) отделочных работ внутри уже построенного здания фильтрация и очистка воды создание материалов для сварки (кварцевый песок)

9 слайд

Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии при температуре

Описание слайда:

Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии при температуре около 1700 градусов! Песок – основной компонент в выплавке стекла

10 слайд

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду

Описание слайда:

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло. В Древнем Египте были в моде стеклянные колечки, бусины и прочие украшения. Люди научились делать изделия из стекла уже очень давно А вот технология приготовления листового стекла (которое вставляют в окна) стала известной только во второй половине семнадцатого века. Первые стекла не отличались гладкостью, да и были они совсем небольшие – размером с книгу.

11 слайд

Издавна люди лечились горячим песком, из мешочков с горячим песком делали гре

Описание слайда:

Издавна люди лечились горячим песком, из мешочков с горячим песком делали грелки. По горячему песку полезно бегать босиком, из горячего песка делают ванночки для ног. В современной медицине есть целое направление лечения горячим песком – ПСАММОТЕРАПИЯ. Медицина

12 слайд

Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но и целый город. Даже п

Описание слайда:

Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но и целый город. Даже птицы улетают подальше от зыбучих песков. Человеку, который попал в песчаную ловушку, нельзя совершать резких движений. Нужно лечь на спину, широко раскинуть руки и постараться плавно освободить ноги из зыбучего болота. ЗЫБУЧИЕ ПЕСКИ пески в пустыне, перенасыщенные воздухом (газом или горячими парами), влагой, из-за чего способны засасывать вглубь попадающие на них предметы

Читайте также:  Приведите пример показывающие что трение может быть полезным

13 слайд

ПОЮЩИЕ ПЕСКИ это необычное природное явление, песчинки скатываются по склонам

Описание слайда:

ПОЮЩИЕ ПЕСКИ это необычное природное явление, песчинки скатываются по склонам песчаных дюн и создают необычные звуки, которые слышатся даже за километры В древних преданиях издаваемые песком звуки трактуются, то как звон колоколов засыпанных городов, то как голос сирен, пытающихся заманить путника в глубь пустыни. В прежние века этот феномен природы страшил людей. Под влиянием инфразвука человека охватывает беспричинная паника. «Петь» может только сухой песок.

14 слайд

ОПЫТЫ Песок сыпучий Сухой песок хорошо пересыпается. Он не сохраняет форму. Н

Описание слайда:

ОПЫТЫ Песок сыпучий Сухой песок хорошо пересыпается. Он не сохраняет форму. Но если песок намочить, то он хорошо держит форму.

15 слайд

Текучесть. Песок может двигаться Взять горсть песка и сыпать струйкой в одно

Описание слайда:

Текучесть. Песок может двигаться Взять горсть песка и сыпать струйкой в одно место. Образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если песок сыпать долго, то возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

16 слайд

Свойства песка в воде Опустить немного песка в стакан с водой. Что произошло?

Описание слайда:

Свойства песка в воде Опустить немного песка в стакан с водой. Что произошло? Выводы: песок тяжелее воды тонет не растворяется

17 слайд

Для опыта понадобятся два стакана (один стакан пустой, второй стакан с водой)

Описание слайда:

Для опыта понадобятся два стакана (один стакан пустой, второй стакан с водой), воронка, бумага. В воронку вложить бумагу, а сверху в воронку насыпать песок. Налить воду до краев воронок. Водопроницаемость песка Вывод: песок хорошо пропускает воду Эта способность связана с его строением.

18 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Выберите книгу со скидкой:

Презентация по окружающему миру 3 класс тема полезные ископаемые

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Презентация по окружающему миру 3 класс тема полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Презентация по окружающему миру 3 класс тема полезные ископаемые

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Презентация по окружающему миру 3 класс тема полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-939620

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Программное обеспечение:курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина УМК «Планета знаний»

Тема: Полезные ископаемые (глина, песок, известняк, гранит).

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.

Задачи урока:

1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.Познакомить со свойствами песка, глины, гранита, известняка .

3. Формировать общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать в парах, развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) знать о значении камней в жизни человека;

2) вызвать интерес к изучению новой темы;

3) расширение кругозора учащихся.

Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.

Предметные результаты:

1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;

3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых.

Оборудование: презентация, образцы полезных ископаемых (глины, известняка, песка, гранита), стаканы, воронки, цветной песок, столовый уксус,

Технологическая карта урока

1.Организационный момент.

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку

Быстрое включение учащихся в деятельность

2. Актуализация знаний

Цель: актуализация изученных способов действий.

Наш урок мы начнем с повторения.

– Вспомните, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

Вспомним материал прошлого урока в форме игры «Верно – неверно» (карта№1)

  1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

  2. Горные породы залегают только в горах.

  3. Горные породы состоят из минералов.

  4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

  5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

  6. Вода – горная порода.

Самопроверка домашнего задания.

Приём «Верно – неверно».

Учащиеся ставят «+» или «-» напротив высказываний

Фронтальная проверка с помощью интерактивной доски.

Оценивание

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.

Контролируют правильность ответов.

3. Самоопределение к деятельности

Цель: формирование способности формулировать учебную задачу.

3.1 Создание проблемной ситуации

В уральских сказах нашего земляка П. П. Бажова рассказывается о Хозяйке Медной горы — хранительнице драгоценных пород и камней, иногда предстает она перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная, а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите узнать разгадать тайны сокровищ Хозяйки Медной горы?

Учитель достает из шкатулки  кусочек глины и песок, известняк и гранит.

– Что же это за сокровище? Оно блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать эти горные породы и минералы сокровищем.

Можем ли мы отнести эти горные породы к полезным ископаемым?

3.2. Формулирование цели и учебных задач урока.

Работа в карте №2

Запишите в 1 столбик, что вам известно о полезных ископаемых. А во 2 – й столбик, что вы бы хотели о них узнать.

Читайте также:  Картинка обозначение полезных ископаемых на карте

Проверка записей – определение темы и задач урока.

Учащиеся заполняют карты (ЗХУ), определяют задачи урока

1.Что такое полезные ископаемые?

2. Какие горные породы и минералы можно отнести к полезным ископаемым?

3. Какими свойствами обладают некоторые полезные ископаемые?

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Самостоятельное выдвижение гипотезы и ее обоснование с опорой на жизненный опыт.

Умение использовать знания в нестандартной ситуации.

Умение формулировать учебную задачу.

Выделение существенной информации и ее обоснование.

4. Открытие нового знания.

Цель: изучение свойств полезных ископаемых

Как вы думаете, чтотакое полезные ископаемые?

Предлагаю проверить ваши версии в учебнике

с. 60, 1 абзац.

Что такое месторождение полезных ископаемых?

Практическая работа (Работа в группах.)

Теперь вернёмся к сокровищам Хозяйки Медной горы. Вам предстоит доказать полезные свойства некоторых полезных ископаемых.

Вы будете работать в группах. Каждая группа – это опытная лаборатория.

Давайте повторим правила работы в группе.

1группа

Определить цвет, структуру, наличие запаха (в сухом и влажном состоянии) у песка и глины.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

2 группа

Проверьте способность песка и глины пропускать воду. Для этого проделайте опыт.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

3 группа

Проверьте вязкость песка и глины. Для этого из мокрого песка и мокрой глины скатайте шарики.

Проверьте, что лучше сохраняет форму?

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

4 группа

Определите цвет, структуру и запах известняка и гранита.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

5 группа

Определите прочность известняка и гранита (ударьте молотком по граниту и известняку, предварительно заверните их в кусок ткани).

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

6 группа

Проверьте, пропускают ли известняк и гранит воду.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

Ответы, предположения детей

Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоёв Земли. Они необходимы для жизни и деятельности людей.

Места, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.

Выполняют опыты по инструкции и результаты заносят в таблицу (р.т.с.25.

58)

Каждая группа выступая, заносит результат в общую таблицу на ИД, а учащиеся – в тетради.

Сравним свойства песка и глины , гранита и известняка.

Назовите похожие свойства, отметьте, чем различаются эти полезные ископаемые.

Умение строить понятные для собеседника высказывания.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение формулировать собственное мнение.

Контролируют правильность выбранных доказательств и их обоснование.

Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы

Умение дополнять и уточнять высказанное мнение.

5.Физ.минутка.

6.Усвоение и закрепление новых знаний

Цель: обеспечение максимального осмысления материала через проведение творческой работы

Теперь, зная свойства гранита, известняка, песка и глины, можете ответить, являются ли эти ископаемые полезными или нет.

Где используется гранит, известняк? (слайды)

Какие свойства гранита и известняка используют люди в своей деятельности?

Творческое задание группам.

1-3 группы постараются вылепить из куска глины предмет посуды (чашку).

– Какое свойство глины помогло вам выполнить задание?

4-6 группы с помощью песка и клея создадут коллективное панно.

– Какое свойство песка помогло вам выполнить задание?

Гранит, известняк, песок и глина полезные – это ископаемые?

Отвечают на вопросы, делая выводы по слайдам.

Выполняют творческое задание

Участвуют в обсуждении выбора нужной информации

Умение формулировать собственное мнение.

Анализ результатов жизненного опыта

Приходят к собственному мнению в процессе совместной деятельности

В ходе выполнения заданий осуществляют самоконтроль

7.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Проверьте себя. Самостоятельно выполните задание. Затем проверим.

На ИД появляются правильные варианты ответа.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Найдите ошибку.

гранит сыпучий, из крупинок,

хорошо пропускает воду

песок состоит из песчинок, прочный, не имеет запаха,

не пропускает воду

глина прочный, если капнуть уксусом, то послышится шипение.

известняк пластичная, сырая имеет запах.

(Один ребенок выполняет такую работу у доски, остальные проверяют с места.)

оценивание

Построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.

8.Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: Инициировать психо – эмоциональное состояние путем создания «ситуации успеха».

Вернитесь к карте №2 и заполните 3 столбик (что узнали на уроке о полезных ископаемых)

Расскажите, что нового узнали на уроке?

Заполняют 3 столбик в картах №2 (ЗХУ)

Устно подводят итоги.

Развитие у школьников способности к оценочным действиям.

9.Домашнее задание.

С. 61 – 62 пересказ, р.т. с.24, №56,57

Приложение

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, к