Презентация по окружающему миру 3 класс пнш полезные ископаемые
2. Проверка домашнего задания
10 мин.
– Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?
– Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!
– Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.
– Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.
Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока
Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы
Проверка знаний учащихся.
- Подготовка к основному этапу занятий:
- Мотивационный этап;
- Постановка целей
1 мин.
5 мин.
10 мин.
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие – спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнёшься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (ответы детей).
– Правильно ребята, о полезных ископаемых.
(Слайд 2).
– А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.
– Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.
(Слайд 3)
– Молодцы ребята, у вас все правильно!
– Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)
(Слайд 4)
А какую проблему мы можем поставить на уроке?
– Проблема: Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?
(Слайд 5)
– Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)
– Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.
– Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).
(Слайд 6)
– Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.
– Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран
(Слайд 7)
– Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?
– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.
(Слайды 8, 9, 10)
– Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.
.
– Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?
– Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?
(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)
(Слайд 11)
– А кто мне скажет, что такое месторождение?
– Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).
– Кто нам прочитает? (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).
(Слайд 12)
– Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.
– Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?
– Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.
(Слайд 13)
А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.
(Слайд 14)
Уточняет понимание учащимися поставленных;
формулирует задачи урока;
объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;
Показывает свою схему полезных ископаемых
Спрашивает значение слов
Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником
Записывают схему полезных ископаемых;
Думают над значением слов; работает со словарем
Проверка знаний учащихся.
Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Осладение базовыми предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между обектами и процессами
строят рассуждения
Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;
Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.
- Изучение нового материала
3 мин.
7 мин.
10 мин.
5 мин.
– Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.
Каждой группе я раздам несколько карточек:
1 – инструкция работы с материалом;
2 – как нужно работать в группе;
3 – карточка с заданием.
– В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.
(Слайд 15)
Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.
-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.
(работа в группах)
– Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.
– Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.
(ответы учеников по темам)
(Слайды: 16 – 20)
– Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.
Инструктирует учеников; распределяет роли
Слушают учителя, выполняют групповую работу,
находят в тексте информацию
Определение основной информации; учатся работать в группе.
Слайд 2
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.
Слайд 3
Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.
Слайд 4
Фронтальный опрос по изученному материалу. – Что такое полезные ископаемые? – Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? – Для чего добывают полезные ископаемые?
Слайд 5
Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.
Слайд 6
Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
Слайд 7
Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.
Слайд 8
Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.
Слайд 9
ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо
Слайд 10
Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .
Слайд 11
Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Слайд 12
НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей
Слайд 13
Природный газ – очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Слайд 14
ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .
Слайд 15
Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Слайд 16
На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.
Слайд 20
Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Слайд 21
1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?
Слайд 22
Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
Слайд 23
Домашнее задание Учебник стр. 48-52.
Слайд 24
Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна
Полезные ископаемые
Термины-понятия: ПИ, геологи, месторождения, карьер, шахта.
I. Организационный момент
(Представление.)
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
II. Актуализация знаний
Перед тем, как начать изучение новой темы, давайте вспомним то, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Экономика). Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают из нефти, которую нам тоже дает природа.
III. Определение темы урока.
(СЛАЙД) Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в земле.
Я предлагаю вам разгадать загадки, из которыхмы с вами поймём о чем же мыбудем сегодня говорить:(СЛАЙД)
- Это топливо, сырьё
- Не кладут ее в варенья,
- Он нужен очень детворе,
- Становлюсь собой в плену огня.
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)
Но кладут ее в соленья,
Но кладут ее в борщи,
В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль)
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже. (Песок)
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков. (Железо)
– Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (полезные ископаемые) (СЛАЙД)
– Какую цель ты поставим на уроке?
Также мы с вами узнаем какие подземные богатства прячутся под землей.
– Как сказал один известный ученый: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». (СЛАЙД)
– А может кто-нибудь из вас уже знает почему их называют полезными?
Полезные ископаемые– это природные богатства, которые люди добываютиз глубины земли и ее поверхностии используют в хозяйстве . (СЛАЙД)
Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные); твердые, жидкие, газообразные. (СЛАЙД)
Что относится к : Горючие:нефть, торф (что такое торф?)(это ПИ, образованное скоплением остатков растений) , каменный уголь, природный газ.
Рудные (металлические): железная руда, алюминиевые руды, бокситы.
Нерудные (строительные): песок, гранит, глина, мрамор, известняк, слюда.
Твердые: песок, гранит, мрамор, глина, известняк, слюда, каменный уголь, торф, гранит, Алмаз.
Жидкие: нефть, минеральная вода.
(17 слайд) Газообразные: природный газ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Мы с вами разобрали наиболее известные ПИ, их св-ва (состояние), к какой группе они относятся, А теперь я вам предлагаю поработать на листочках. (работа на карточках; правильно соединить название с его св-вом) ( нефть, песок, природный газ) (проверка ответов на слайде)
IV. Физминутка
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!
(СЛАЙД) ПИ добывают по-разному: одни добывают- в открытых котлованах. Открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые, называется карьером; другие- в закрытых- в шахтах.
– Скажите пожалуйста, как вы думаете, а может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему ПИ играют главную роль в жизни человека?
(СЛАЙД) Людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения ПИ, называют геологами.
А всем ли вам известно, что такое месторождение?(Места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. )
Парная РАБОТА ПО КАРТЕ:
(слайд) Сейчас мы с вами поработаем в парах, но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в парах. Мы с вами уже с первого класса работаем в парах, посмотрите на экран, прочитайте глазами.
А работать мы с вами будем на физической карте РБ. На физ.картах месторождения ПИ изображают условными обозначениями. Условные обозначения у вас выделены в сноске в левом углу, называется она «Месторождения полезных ископаемых». В парах у нас будут роли: один будет геологом, другой будет записывать. Кто у вас будет искать месторождения, кто будет записывать?
Вам нужно найти название нескольких месторождений: Нефть, Каменный уголь, Природный газ.
Посмотрите как условно они обозначаются. На эту работу я даю вам 3 минуты.
(СЛАЙД) Самые необходимые человеку ПИ это каменный уголь и нефть.
(СЛАЙД) Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установкии бурят скважины.
V. Итог урока
Итак, что женазывают полезными ископаемыми? На какие группы можно разделить полезные ископаемые? Без какого ПИ невозможно приготовить пищу?
Рефлексия
1.Чему я научился сегодня на уроке?
2.Что мне было трудно?
3.Что я запомнил?
Инфоурок
›
Окружающий мир
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему “Полезные ископаемые” (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Природные Капитал Труд богатства
3 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Гранит используется в строительстве: зданий, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
9 слайд
Описание слайда:
Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета. Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
10 слайд
Описание слайда:
Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Уголь
11 слайд
Описание слайда:
Название Свойства Применение Гранит Твердый, красный, серый, белый, непрозрачный, очень прочный Строительство Известняк Твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета Строительство Каменный уголь Твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. Топливо, лекарства
12 слайд
Описание слайда:
Нефть (греч. — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.
13 слайд
Описание слайда:
Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей
14 слайд
Описание слайда:
Песок -осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород Глина – мелкозернистая осадочная горная порода Известняк – осадочная горная порода, состоящая преимущественно из кальцита.
15 слайд
Описание слайда:
Песок , глину, известняк широко используют в строительстве. Песок используют для изготовления стекла. Глину формуют и обжигают, применяют в косметологии. Известняк, мелом пишут в школе.
16 слайд
Описание слайда:
Пова́ренная соль (хлорид натрия, NaCl; употребляются также названия «хлористый натрий», «столовая соль», «каменная соль», «пищевая соль» или просто «соль») — пищевой продукт. В молотом виде представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Поваренная соль природного происхождения практически всегда имеет примеси других минеральных солей, которые могут придавать ей оттенки разных цветов (как правило, серого).
17 слайд
Описание слайда:
1.Что называют месторождениями ? 2. Кто такие геологи? 3. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?
18 слайд
Описание слайда:
добыча Строят буровые вышки и бурят глубокие скважины
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
Описание слайда:
1. Стр.48, пересказ 2. Приготовить сообщение о полезном ископаемом
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Учебник:
«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.
Тема:
Полезные ископаемые
Номер материала:
ДБ-842759
Вам будут интересны эти курсы: