Презентация на тему гранит полезное ископаемое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Исполнитель: Чачина И. Н.
учитель начальной школы
Гранит
Аннотация
В презентации расскажем о самой распространенной горной породе в земной коре, образовавшейся в результате изверженная, медленного остывания и затвердевания – граните, о составе гранита, а также раскроем его свойства и особенности. Расскажем о местах залегания, применении и архитектурных памятниках.
Гранит – красивый природный камень, на протяжении многих веков завоевавший признание в строительстве и архитектуре. Его название стало символом прочности и надёжности, недаром в народе появилось выражение «Твёрд, как гранит».
Гранит представляет собой самую многочисленную горную породу. Свое название этот превосходный природный материал получил благодаря своей пористо-зернистой структуре (от лат. granum – “зерно).
Эта горная порода считается одной из самых прочных, твердых и долговечных.
Происхождение гранита
Считается, что граниты формировались на протяжении длительного периода истории всех континентов. Версий происхождения рассматриваемой породы две. Первая гласит, что гранит формируется в результате процесса кристаллизации магматического расплава. Согласно второй теории, рассматриваемый нами камень сформировался под воздействием ультраметаморфизма. Под влиянием давления, высоких температур и флюидов, поднимающихся из глубинных пластов земли, осуществляется процесс гранитизации.
места залегания гранита
Известно большое количество месторождений этой сверхпрочной горной породы, в том числе в США, Китае, Бразилии, странах Скандинавии и на Украине. В нашей стране также существуют богатые залежи этого природного материала. Его добывают в пятидесяти гранитных карьерах, большую часть – на Урале, а также, в Архангельской и Воронежской областях, а также на Кавказе. Часто рядом с упомянутыми месторождениями находят различные руды, в том числе олово, медь, цинк, вольфрам, молибден и свинец.
состав гранита
Гранит состоит не из одного компонента, а из нескольких. Одним из основных элементов, входящих в состав гранита, является полевой шпат. Он представляет собой минерал силикатной группы. Как правило, в граните его не менее 50 %, а то и все 60!
Другой важной составляющей гранита является кварц – очень твердый минерал большинства магматических пород. На его долю остается не более 30 % от общего объема породы. Вкрапления его выглядят как небольшие стекловидные зернышки. В природном состоянии кварц бесцветен, а как горная порода в составе гранита приобретает различную окраску – желтую, розовую, красную, фиолетовую и т. д.
свойства гранита
Этот природный материал имеет множество замечательных свойств, делающих его незаменимым во многих областях, особенно в строительной сфере. Во-первых, гранит долговечен. Он может служить на протяжении длительного времени, сохраняя свой первоначальный внешний вид. Иногда его называют в народе “вечным камнем”, а все потому, что с ним совершенно ничего не происходит на протяжении столетий.
Во-вторых, этот материал отличается чрезвычайно высокой прочностью. Изделия из него не подвержены износу. Кварц – минерал в составе гранита – делает эту горную породу настолько прочной, что при ее обработке, шлифовке и резке используют пилы со специальным алмазным покрытием.
В-третьих, одним из важнейших свойств гранита является его устойчивость к любым воздействиям внешней среды. Он не требует обработки и защиты от разнообразных физических воздействий. Лишь при температуре выше 600 градусов он может изменить свою структуру и потрескаться.
В-четвертых, гранит устойчив к влаге, он практически водонепроницаем, не впитывает воду и не подвергается разрушению из-за осадков. Веками строения и памятники из гранита могут сохранять свой первозданный вид.
И, наконец, немаловажно и то, что гранит экологичен. Он совершенно безопасен для человека. Все эти свойства делают рассматриваемую горную породу ценнейшим строительным материалом.
Применение гранита
Гранит широко используется для строительных и облицовочных работ, так как отличается долговечностью, особой прочностью. Гранит нередко применяют в изготовлении перил, лестниц, колонн, столешниц, подоконников и барных стоек. Часто гранитными плитами оформляются камины и фонтаны, ведь он устойчив и к температурным перепадам, и к впитыванию влаги. Гранит часто используют как облицовочный, кладочный или строительный материал. Гранитной брусчаткой выкладывают тротуары, дороги и мосты, часто отделывают пирсы, набережные улицы и площади. Из гранита изготавливают заборы, опорные стены, им украшают фасады и стены зданий. Причем для этого может использоваться порода самых разнообразных расцветок. В России наиболее часто применяются серые, белые, красные и коричневые сорта.
Памятники архитектуры
из гранита
К сожалению, добыча и обработка гранита трудна и дорогостояща, поэтому этот материал редко используют для строительства обычных зданий. В основном он применяется для оформления объектов, имеющих архитектурную ценность.
После правильной шлифовки поверхность гранита становится как бы зеркальной, одновременно отражая и поглощая световые лучи. Поэтому камень смотрится очень богато и эффектно, что позволяет использовать его для изготовления скульптур и архитектурных композиций. Примером красоты, изящества и долговечности гранита могут выступать памятники архитектуры, исторические здания и сооружения, воздвигнутые во многих странах, в том числе и в России. Любое гранитное строение отличается особой величественностью и монументальностью, поражая воображение своей мощью и красотой.
Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:
Основные цели и задачи:
1.сформировать у детей представление о составе гранита;
2.расширить имеющиеся у обучающихся знания о свойствах гранита;
3. показать значение и использование гранита в хозяйстве;
4. ознакомить детей со способами добычи и нахождением гранита в природе;
5.тренировать умение работать с текстом учебника, работать со схемами;
6. тренировать коммуникативные умения, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
Слайд 3
Описание слайда:
Методы работы: беседа, работа с лупой и учебником, географической картой.
Оборудование: лупы, кусочки гранита, физическая карта России.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1.Организационный момент(сообщение даты, изучаемой темы, темы урока, психологический настрой обучающихся).
Слайд 4
Описание слайда:
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Фронтальная беседа.
Какой теме были посвящены прошлые уроки?( Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве.)
О чем мы говорили на прошлом уроке?( О строительных материалах и полезных ископаемых, из которых они изготовлены.)
Как вы думаете, зачем мы с вами им уделяем столько внимания?( Они играют важную роль в жизни человека).
Хорошо, правильно. Сегодня мы продолжим разговор о полезных ископаемых, применяемых в строительстве. Каждый из вас на уроке постарается самостоятельно сделать ещё один шаг вперед. Возможно, у вас будут ошибки, но только преодолев собственные ошибки, вы сможете открыть новые знания для самих себя. Вам предстоит интересная работа! Я желаю вам успехов!
Как вы будете открывать новые знания? В течение урока будем заполнять ЛОК( логически опорный конспект) и постараемся ответить на вопросы теста.
Слайд 5
Описание слайда:
3. Актуализация знаний.
Продолжение фронтальной беседы.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, что необходимо сделать?( надо повторить пройденный материал, необходимый для открытия нового).
Ответьте на следующие вопросы:
Что такое полезные ископаемые? Почему их так называют?
Что означают слова « геология», геологи?
На какие группы мы поделим все полезные ископаемые?
Назовите строительные материалы, из которых можно построить дом, школу, магазин, больницу.
Как вы думаете из чего они изготовлены?
Слайд 6
Описание слайда:
Физкультминутка
Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете- Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли И немножечко устали!
Сообщение темы и урока цели : ( узнаете, отгадав следующую загадку).
Загадка. Я, конечно, знаменит. То как памятник стою,
То опорой мост держу. Залегаю я в горах…
Слайд 7
Описание слайда:
Тема урока:
Гранит. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.
Слайд 8
Описание слайда:
Открытие новых знаний
Практическая работа.
Рассмотрите кусочек гранита с помощью лупы и выясните из каких частиц он состоит.
Определите каких частиц больше и какие частицы придают цвет граниту.
Какие ещё частицы в составе гранита вы увидели?
Найдите в тексте учебника значение слова « гранит».
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Описание слайда:
ГРАНИТ – строительный и отделочный материал
Слайд 18
Описание слайда:
Гранит выдерживает температуры до 800 С°.
Гранит выдерживает температуры до 800 С°.
Среди природных минералов по прочности он занимает второе место после алмаза.
Его легко полировать.
Имеет 70 оттенков
Прост в обработке
Гранит тяжёлый
Его трудно добывать
Стоит дорого
Устойчив к морозу
В древности на Руси
гранит называли
«дикий камень».
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Описание слайда:
4.Первичное закрепление знаний.
Работа с учебником: прочить материал и ответить на вопросы к тексту.
Проверка знаний:
1. Из чего состоит гранит?
2.Какой из минералов в составе гранита придает ему блеск?
3. Что означает слово « гранит»?.
4. Выберите свойства гранита:
Прочность, долговечность, экологичность, водопроницаемость, сыпучесть.
5.Где в природе можно найти гранит?*( на поверхности земли, в горных реках и целые горы могут состоять из гранита).
Слайд 22
Описание слайда:
Рефлексия учебной деятельности.
О чем мы говорили сегодня на уроке? Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?
Из каких источников мы осуществили открытие новых знаний?
Понравился ли вам данный урок?*
О чем вы расскажете дома своим родителям?
В заключении позвольте загадать вам загадку и получить её разгадку:
Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны.
Слайд 23
Описание слайда:
Домашнее задание:
1. Прочитать текст учебника на стр. 116-119 и ответить на вопросы и задания на стр.119.
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!
Слайд 24
Описание слайда:
Список используемых источников
Литература
1. Программы для специальных( коррекционных)образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой. М: Просвещение,2010.
2. А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. ( коррекц.) образоват. учреждений 8 вида. М.: Просвещение,2009.
3. Т.Ю. Целоусова, Т.ВМаксимова. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир.3 кл. М. « Вако»,2004.
Слайд 25
Презентация на тему: ” Гранит это твердая горная порода, которая является одним из основных материалов, образующих внешнюю часть земной коры. Название «гранит» происходит от.” — Транскрипт:
1
Гранит это твердая горная порода, которая является одним из основных материалов, образующих внешнюю часть земной коры. Название «гранит» происходит от слова «гранум», означающего в переводе «зерно». Речь, однако, как вы сами понимаете, не идет о зернах пшеницы или ржи. Зернами называют кристаллы кварца, слюды, полевого шпата, роговой обманки и других минералов, являющихся составными частями гранита. Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраски, однако присутствие в нем примесей может изменить его окраску. Гранит является вулканической горной породой. Как правило, он образуется в глубинах Земли при охлаждении расплавленной магмы. Магма это смесь различных минералов, внешне похожая на тесто.
2
ЕСТЬ РАЗНЫЕ ВИДЫ ГРАНИТА. О
3
ЦВЕТА Особый рисунок разновидностей гранитов создается за счет наличия темноцветных минералов, их особых скоплений в структуре материала на фоне равномерного цвета полевых шпатов. Наиболее широко распространена природная пятнистая, крапчатая окраска камня. Редко встречаются дымчатые и сложные волнисто-полосчатые окраски гранита. Гранит отличный декоративный материал, который природа иногда награждает необычными рисунками, такими как всевозможные кольцеобразные цепочки черного биотита и кварца. Поэтому изделия из гранита всегда востребованы. В структуре гранита встречаются продольно расположенные вкрапления ярких, переливающихся кристаллов шпата, которые при определенных видах обработки камня могут давать на поверхности оригинальное пунктирно- полосчатое природное декорирование гранита.
4
ВИДЫ Плагиогранит светло-серый гранит с резким преобладанием плагиоклаза при полном отсутствии или незначительном содержании калиево-натриевого полевого шпата, придающего гранитам розовато- красную окраску. Аляскит – розовый гранит с резким преобладанием калиево-натриевого полевого шпата с малым количеством (биотит) или отсутствием темноцветных минералов.
5
ВОТ И ВСЁ!
1
Гранит Работу подготовил Одинаркин Андрей 5 класс 2012 год
2
Грани́т (итал. granito, от лат. granum зерно) кислая магматическая ин трузивная горная порода. Состоит из кварца,плагиоклаза, ка лиевого полевого шпата и слюд биотита и/или мусковитаитал.лат. кислаямагматическаяин трузивнаягорная породакварцаплагиоклазака лиевого полевого шпатабиотитамусковита Цвет гранита разнообразен – от белого до почти чёрного, от светло-розового до тёмно-красного.
3
Граниты играют огромную роль в строении коры континентов Земли. Граниты играют огромную роль в строении коры континентов Земли.Земли Автором одной из первых гипотез о происхождении гранитов стал Н. Боуэн отец экспериментальной петрологии. На основании экспериментов и наблюдений за природными объектами он установил, что кристаллизация базальтовой магмы происходит по ряду законов. Минералы в ней кристаллизуются в такой последовательности (ряд Боуэна), что расплав непрерывно обогащается кремнием, натрием, калием и другими легкоплавкими компонентами. Поэтому Боуэн предположил, что граниты могут являться последними дифференциатами базальтовых расплавов. Автором одной из первых гипотез о происхождении гранитов стал Н. Боуэн отец экспериментальной петрологии. На основании экспериментов и наблюдений за природными объектами он установил, что кристаллизация базальтовой магмы происходит по ряду законов. Минералы в ней кристаллизуются в такой последовательности (ряд Боуэна), что расплав непрерывно обогащается кремнием, натрием, калием и другими легкоплавкими компонентами. Поэтому Боуэн предположил, что граниты могут являться последними дифференциатами базальтовых расплавов.Н. БоуэнпетрологиикристаллизациямагмыМинералыряд БоуэнаН. БоуэнпетрологиикристаллизациямагмыМинералыряд Боуэна
4
Розовый гранит на горе
5
Применение Гранит – натуральный камень, во все времена он использовался как строительный и отделочный материал благодаря своим уникальным свойствам: прочности, долговечности, стойкости к воздействиям окружающей среды, разнообразию декоративных свойств. Каждый кусочек камня имеет неповторимую индивидуальность, а в умелых руках мастеров становится настоящим произведением искусства. Гранит – натуральный камень, во все времена он использовался как строительный и отделочный материал благодаря своим уникальным свойствам: прочности, долговечности, стойкости к воздействиям окружающей среды, разнообразию декоративных свойств. Каждый кусочек камня имеет неповторимую индивидуальность, а в умелых руках мастеров становится настоящим произведением искусства. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн, украшение лестничных маршей балясинами из гранита, создания вазонов, облицовки каминов и фонтанов. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн, украшение лестничных маршей балясинами из гранита, создания вазонов, облицовки каминов и фонтанов. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.памятниковгранитный щебеньпамятниковгранитный щебень Жизнь гранита измеряется веками, но даже “стареет” натуральный камень красиво и благородно. Жизнь гранита измеряется веками, но даже “стареет” натуральный камень красиво и благородно.