Презентация к уроку горючие полезные ископаемые 4 класс

Презентация к уроку горючие полезные ископаемые 4 класс thumbnail

Слайд 1

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

Слайд 2

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

Слайд 3

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Слайд 4

Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Слайд 5

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Слайд 6

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Слайд 7

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Слайд 8

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Слайд 9

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Слайд 10

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Слайд 11

Угольный карьер

Слайд 12

Уголь

Слайд 13

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Слайд 14

Работа шахтёров по добыче угля

Слайд 15

Глина

Слайд 16

Песок

Слайд 17

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют “самоцветы”, относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Слайд 18

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Слайд 19

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Слайд 20

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Слайд 21

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Слайд 22

Солёное озеро в Африке

Слайд 23

Соль

Слайд 24

Добыча соли

Слайд 25

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

Слайд 26

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Слайд 27

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » – больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Слайд 28

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Слайд 29

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Слайд 30

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Слайд 31

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Слайд 32

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

Слайд 33

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Слайд 36

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Слайд 37

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

Источник

Тема. Горючие полезные ископаемые. Нефть. Газ.

Цель: познакомить уч-ся с горючими полезными ископаемыми- нефтью и газом ,их свойствами, применением в народном хозяйстве.

Дать представление об образовании нефти и газа

Формировать умение находить на карте месторождения нефти и газа

Развивать речь уч-ся, коммуникативные умения

Воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за страну.

1.Орг.момент .Создание положит. эмоционального настроя.

2.Опрос домашнего задания.

-Ребята, вспомните какую тему изучали на предыдущем уроке?(каменный уголь)

-На дом вам было предложено изучить статью и подготовиться к тесту.

А сейчас мы напишем тест из 10 вопросов.

3.Проведение теста. Взаимопроверка.

4.Подведение к теме урока.

Загадки.

Без неё не побежит

Ни такси, не мотоцикл

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это?(нефть)

-Кто догадался ,о каком полезном ископаемом говорится?

Чудесный дар, летучий дар природы

Он ожидал нас сотни тысяч лет

И вот на нём работают заводы

На нём на кухне варится обед.

Но этот дар бывает и опасен

Когда неосторожный человек

В плите огонь неправильно загасит

И этим навлечёт беду на всех.(газ)

-Итак, с какой темой познакомимся на уроке? «Горючие полезные ископаемые. Нефть. Газ.»

Исходя из темы определите цели урока по плану:

Узнать

Учиться

Познакомиться

Развивать

5.Информация по теме урока

Еще в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. В пониженных местах эти пятна сливались и образовывались пленку темно-коричневого цвета- жирную пачкающую, резко пахнущую.Жидкость эта была похожа на деготь, который делали из бересты. На Руси эту жидкость стали называть земляной деготь. Использовали как лекарство, для смазки. Использовали на войне.

Вывод: в природе уже давно находили темную жидкость. Эта жидкость-нефть. Ее активно использовали в хозяйстве и на войне.

6.Работа по учебнику стр.47 данная информация потребуется вам при заполнении таблицы

Опыт№1.Вывод:нефть легче воды

Опыт №2.Вывод:нефть горючее полезное ископаемое

7.Физминутка

8.3аполнение таблицы про нефть(в парах)

Проверка по эталону

-Кто знает как образовалась нефть?

-Как добывают нефть?(информация уч-ся)

-Кто знает, где в РК сосредоточены запасы нефти и газа. 9.Работа с картой

10.Работа в группах(заполнение оставшихся пропусков таблицы: местоождение применение нефти) Вывод: нефть важное сырье для получения топлива и масел для всех машин,а также хим.сырье. И.Сценка про газ

-Какие основные свойства газа узнали? 12.3аполнение таблицы про газ(в группах)

Вывод: при обращении с газом нужно быть осторжным, потому что можно им отравиться, газ ядовит и взрывоопасен. Он может быть другом и врагом.

13.Творческая работа. Составление памятки безопасности при обращении с газом . Работа в парах с контурными картами(обозначение месторождений нефти и газа. 14.Итог.Чему учились ? О каких полезных ископаемых говорили.

  • Что интересного узнали?

  • Что понравилось?

  • Назовите основное свойство нефти и газа.

  • Назовите и покажите месторождения нефти и газа.

  • Заслушивание выступления творческой группы уч-ся.

Вывод: нефть и газ -природные ресурсы. Нужно разумно их использовать, потому что их запасы ограничены.Их всегда меньше, чем хотелось бы иметь.

Источник

Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Горючие полезные ископаемые»

Учитель начальных классов Полковникова Наталья Юрьевна

Тема урока: Горючие полезные ископаемые. 4 класс. Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казакова Окружающий мир. (Система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, образцы каменного угля, торфа, нефти, физическая карта России, таблицы для записи выводов по результатам исследования свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Уметь формулировать свойства

горючих полезных ископаемых

метапредметные

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Уметь находить нужную информацию в

текстах учебника, других источниках

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Уметь работать по плану и оценивать

результат своих действий

Коммуникативные УУД

Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Уметь приходить к общему решению

в спорных вопросах и проблемных ситуациях

Личностные

Проявлять учебную и коммуникативную активность.

Уметь взаимодействовать в группе

в соответствии с правилами, развитие познавательных

интересов, учебных мотивов

Ход урока

1.Мотивация и целеполагание.

-Ребята, как называется наша планета?

-Земля

-Посмотрите на фотографию Земли и скажите, чем она богата? Слайд

(Ответы учащихся)

-Где находятся эти богатства, только ли на поверхности ?

-Нет, есть те, что спрятаны глубоко в земле.

-Отгадайте загадки и вы узнаете названия некоторых природных богатств, которыми одаривает нас Земля. Показ отгадок сопровождается слайдами.

Без неё не пробежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте что же это? (нефть)

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

Он черный, блестящий.

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали (Каменный уголь)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

Учитель: Как можно назвать все эти предметы?

Учащиеся: Горючие полезные ископаемые.

-Какая будет тема урока, догадались?

-Тема урока «Горючие полезные ископаемые».

-Какие проблемы нам надо открыть по данной теме?

-Какими свойствами обладают все перечисленные полезные ископаемые. Как их добывают, где используют.

-А еще попытаемся ответить на вопрос « Почему данные полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека» Слайд.

А сейчас мы будем работать по теме нашего урока. Вы разделены на 3 группы, чтобы работа была эффективной и чтобы вы легко нашли ответы на все вопросы, необходимо распределить обязанности в группах. У вас должны быть: руководитель , секретарь и информаторы. Итак, обязанности распределены.

  1. Реализация плана. Фронтальная работа.

-Почему ископаемые назвали «полезными»?

-Какую пользу они приносят?

-Поработайте в группах и попробуйте дать определение «Полезные ископаемые».

-Это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют в хозястве. Слайд.

-Теперь мы знаем что такое полезные ископаемые, но чтобы знать как их использовать, где применять, что еще надо о них знать?

-Свойства. Слайд.

hello_html_1616bbb.jpg

-Для различных нужд человека необходимо топливо. Чем раньше люди отапливали свои дома?

– Дровами.

-Это надежное, топливо, долгосрочное?

-Нет.

-Можно было всецело полагаться только на этот вид топлива?

-Нет, т.к. это грозило истреблению лесов.

Но чтобы использовать другой вид топлива, нужно найти другие ископаемые. Кто же их находит, а именно те места на земле, в которых находятся залежи или месторождения полезных ископаемых?

-Геологи. Слайд.

-Подробнее узнаем об этих людях из учебника на стр.122.

– Хотите сами побывать в роли геологов, путешествовать и открывать горючие полезные ископаемые в течение урока?

-Да!

-Тогда вперед. Нам понадобится карта. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите самые распространенные. (Дети смотрят на форзац учебника и берут информацию оттуда) На доске слайд.

На доску прикрепляются условные значки, обозначающие горючие полезные ископаемые.

– природный газ -торф

– нефть

– каменный уголь

-Ребята, обратите внимание, какими полезными ископаемыми богат наш Ямало-Ненецкий автономный округ?

– Нефтью, газом, торфом.

Сейчас каждая группа геологов будет работать с картой и выявлять месторождения:

1группа-нефть

2 группа-каменный уголь

3 группа-торф

Каждое из этих полезных ископаемых обладает какими-либо свойствами. Сейчас вы эти свойства будете выявлять и исследовать. Итак, начинайте исследование и через несколько минут расскажите нам о свойствах, способах добычи и использовании некоторых горючих полезных ископаемых. Все необходимое для работы находится у вас на столах, используйте все.Результаты исследований вносить в таблицу. Затем каждая группа расскажет о своем исследовании.

(Каждой группе раздать по коллекции полезных ископаемых в соответствии с их предметом исследования, таблицу для заполнения, дополнительную информацию о каждом горючем полезном ископаемом и план изучения каждого ископаемого)

План изучения каменного угля

  1. Рассмотрите образец каменного угля. Определите его цвет, запах. Имеет ли блеск?

  2. Проведите гвоздем по поверхности породы. Если можно поцарапать, то поверхность твердая.

  3. Уголь твердый, но предположим хрупкий. Докажите! Постарайтесь найти способ доказательства.

  4. Опустите кусочек в воду. Он плавает на поверхности воды или нет? Если плавает, то он легче воды, если тонет, то тяжелее воды.

  5. Расскажите где используют каменный уголь и на основании какого свойства. Используйте дополнительную информацию. Результаты исследования внесите в таблицу.

План изучения нефти

  1. Рассмотрите образец нефти. Определите состояние, цвет, запах.

  2. Налейте немного нефти в стакан с водой. Понаблюдайте, что с ней произойдет. Результат наблюдения внесите в таблицу.

  3. Расскажите как добывают нефть, что изготовляют из нефти, какое у нее основное свойство. Используйте для этого дополнительную информацию.Результаты исследования внесите в таблицу.

План изучения торфа

  1. Рассмотрите образец торфа. Определите его состояние, цвет, запах.

  2. Опустите кусочек торфа в воду. Он плавает на поверхности воды или нет? Если плавает, то он легче воды, если тонет, то тяжелее воды.

  3. Расскажитек ак добывают торф, что из него изготавливают, где используют. Для этого воспользуйся дополнительной информацией.

Результаты исследования внеси в таблицу.

Нефть

Каменный уголь

Торф

3. Исследовательская работа учащихся.

  1. Защита проектов.

По истечении времени учащиеся по очереди выходят и рассказывают о результатах исследования.

  1. Бережное использование полезных ископаемых.

-Может ли экономика страны обойтись без природных ресурсов?

-Полезные ископаемые-источник нашей жизни.

-Что будет, если исчезнут все полезные ископаемые с Земли?

(Предположения детей)

-Что должны сделать люди, чтобы правильно, по хозяйски использовать богатства земли?

6. Подведение итогов.

-Какие проблемы мы ставили перед собой в начале урока?

-Как вы думаете, справились ли мы со своими задачами?

-Какие открытия сделали?

7.Оценивание учащихся.

8. Задание на дом.

Стр.117-123. Рассказать о свойствах, способах добычи и применении природного газа.

Нефть – полезное ископаемое, представляющее из себя маслянистую жидкость. Это горючее вещество, часто черного цвета, хотя цвета нефти в разных районах различаются. Она может быть и коричневой, и вишневой, зеленой, желтой, и даже прозрачной. С химической точки зрения нефть – это сложная смесь углеводородов с примесью различных соединений, например, серы, азота и других. Ее запах также может быть различным, так как зависит от присутствия в ее составе ароматических углеводородов.

Образование нефти – процесс весьма и весьма длительный. Он проходит в несколько стадий и занимает по некоторым оценкам 50-350 млн. лет.

Нефть образовалась из останков микроорганизмов, живших миллионы лет назад в обширных водных бассейнах (преимущественно на мелководье). Отмирая, эти микроорганизмы образовывали на дне слои с высоким содержанием органического вещества. 

Начинается развитие добычи нефти посредством бурения скважин к нефтенасыщенным пластам. 

Переработка нефти

На выходе из скважины сырая нефть имеет очень ограниченную сферу применения. Фактически вся сырая нефть проходит перегонку, с тем, чтобы получить из нее такие продукты как бензин, авиационное топливо, мазут и промышленные виды топлива.

ТОРФ

Торф – распространенное горючее полезное ископаемое. Торф представляет собой скопление остатков органики, подвергшейся неполному разложению в условиях болотистой местности. Толщина слоя торфа на болотах не может быть менее 30 сантиметров, в противном случае это не болото, а заболоченные земли.

Также стоит отметить то, что торф обладает бактерицидными свойствами, помогает росту и развитию растений, обладает большой газопоглотительной способностью.

По оценкам специалистов, на нашей планете существует около 250—500 млрд. тонн залежей торфа. Это полезное ископаемое занимает 3% общей площади суши. При этом ученые отмечают, что основные запасы торфа расположены в серверном полушарии планеты, и чем севернее, тем больше процент земель занятых торфяными месторождениями. К примеру, в Германии эта цифра равняется 4,8%, в Швеции 14%, а в Финляндии 30,6%. Наибольше запасы торфа расположены на территории России (150 млрд. тонн) и Канады (170 млрд. тонн). Кроме этого, месторождения торфа разведаны в Украине, США, Беларуси, Великобритании, Ирландии и др. странах.

Области применения торфа достаточно широка. Как показала практика, торф значительно улучшает плодородные земли. Торфяная земля используется для посева многих растений, однако перед началом работ торф необходимо на протяжении нескольких лет выветривать, так как в нем находится достаточно большое количество вредных веществ. Использование торфа помогает улучшить структуру почвы, ее воздушно-водные свойства. Помимо материала для удобрений, торф используется в качестве топлива и естественного теплоизоляционного материала.

Одной из главных опасностей связанных с торфом считается его легко воспламеняемость. Торфяные пожары очень сложно тушить, а их продолжительность зачастую превышает все мыслимые пределы.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Уголь является одним из первых минеральных образований, которое человек начал использовать  в качестве сжигания топлива. На протяжении многих лет именно каменных уголь выполнял функцию основного энергоносителя. И только конец прошлого века ознаменовался изобретением альтернативных источников энергии. На сегодняшний день добыча угля является популярной промышленной деятельностью во многих странах. Каменный уголь применяется в различных сферах деятельности. К примеру, в металлургии каменный уголь выступает основным средством для выплавки чугуна.

С точки зрения происхождения каменный уголь является веществом, минеральным образованием, которое находилось с недрах земли и создавалось под действием времени, климата и определенных факторов. Особенностью такого полезного ископаемого, как каменный уголь, является его уникальное соотношение составляющих элементов.

Каменный уголь образовался из остатков древних растений в процессе их разложения. Таким растениями могли служить древовидные папоротники, хвощи, плауны и даже голосеменные растения. По мнению ученых, каменный уголь, который сейчас добывается в современных шахтах, образовался около 350 миллионов лет назад.

Способ добычи каменного угля зависит от того, насколько глубоко залегают полезные ископаемые в том или ином месторождении. Если каменный уголь находится неглубоко, его можно добывать открытым методом – с помощью создания карьеров или разрезов. Если каменный уголь находится глубоко в недрах земли, его добывают подземным способом – с помощью создания подземных шахт. Считается, что высококачественный уголь добывается именно подземным методом, поскольку уголь хорошего качества находится на большой глубине.

Залежи каменного угля находятся на территории многих стран. В странах СНГ в основном уголь добывается в России и Украине. Лидерами же добычи каменного угля считаются Австралия, Китай и Индия. Именно  эти страны экспортируют большое количество угля.

Каменный уголь

Торф

Нефть

План изучения каменного угля

1.Раскажите как образовался каменный уголь

2.Рассмотрите образец каменного угля. Определите его:

  • Состояние

  • Цвет

  • Запах

  • Легче или тяжелее воды

  • Хрупкость

  • Горючесть

  • Как добывают

  • Где используют

  • Расскажите одноклассникам о своих исследованиях.

План изучения нефти

  1. Расскажите о том, как образовалась нефть

  2. Рассмотрите образец нефти. Определите:

  • Состояние

  • Цвет

  • Запах

  • Легче или тяжелее воды

  • Горючесть

  • Использование ( что получают из нефти)

  • Как добывают

План изучения торфа

  1. Рассказать как образовался торф

  2. Рассмотри образец торфа. Определи:

  • Состояние

  • Цвет

  • Запах

  • Легче или тяжелее воды

  • Хрупкость

  • Состояние

  • Где используют

  • Как добывают

Источник