Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс

Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс thumbnail

Слайд 1

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

Слайд 2

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

Слайд 3

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Слайд 4

Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Слайд 5

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Слайд 6

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Слайд 7

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Слайд 8

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Слайд 9

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Слайд 10

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Слайд 11

Угольный карьер

Слайд 12

Уголь

Слайд 13

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Слайд 14

Работа шахтёров по добыче угля

Слайд 15

Глина

Слайд 16

Песок

Слайд 17

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют “самоцветы”, относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Слайд 18

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Слайд 19

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Слайд 20

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Слайд 21

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Слайд 22

Солёное озеро в Африке

Слайд 23

Соль

Слайд 24

Добыча соли

Слайд 25

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

Слайд 26

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Слайд 27

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » – больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Слайд 28

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Слайд 29

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Слайд 30

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Слайд 31

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Слайд 32

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

Слайд 33

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Слайд 36

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Слайд 37

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по познанию мира на тему “Полезные ископаемые Казахстана”

Подготовила: Берг Светлана Сергеевна Учитель начальных классов ГУ «Бобровская...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Подготовила: Берг Светлана Сергеевна Учитель начальных классов ГУ «Бобровская

Описание слайда:

Подготовила: Берг Светлана Сергеевна Учитель начальных классов ГУ «Бобровская СОШ» Полезные ископаемые Казахстана

2 слайд

Полезные ископаемые – это горные породы, которые добывают из глубин земли или

Описание слайда:

Полезные ископаемые – это горные породы, которые добывают из глубин земли или с её поверхности. Эти природные богатства используются для нужд человека Места, где были найдены полезные ископаемые называются месторождениями.

3 слайд

Виды полезных ископаемых Полезные ископаемые горючие рудные нерудные

Описание слайда:

Виды полезных ископаемых Полезные ископаемые горючие рудные нерудные

4 слайд

Горючие полезные ископаемые К ним относятся: каменный уголь, природный газ, н

Описание слайда:

Горючие полезные ископаемые К ним относятся: каменный уголь, природный газ, нефть

5 слайд

Каменный уголь Каменный уголь – твердый камень черного цвета. Он имеет металл

Описание слайда:

Каменный уголь Каменный уголь – твердый камень черного цвета. Он имеет металлический блеск, хорошо горит, выделяет много тепла. Бурый уголь не имеет блеска, легко крошится и выделяет меньше тепла. После сгорания бурого угля остается много золы. Каменный уголь Бурый уголь

6 слайд

Добыча угля Если каменный уголь находится близко к поверхности земли, его доб

Описание слайда:

Добыча угля Если каменный уголь находится близко к поверхности земли, его добывают открытым способом. Сначала экскаватор снимает верхний слой земли, затем ковшом загребает уголь и грузит в железнодорожные вагоны или самосвалы.

7 слайд

Каменный уголь залегает глубоко под землей. Чтобы его добыть, строят шахты. С

Описание слайда:

Каменный уголь залегает глубоко под землей. Чтобы его добыть, строят шахты. Сквозь толщи песка, камня, глины роют большой глубокий колодец – ствол шахты. От ствола шахты в стороны проделывают коридоры – штреки. Ствол шахты и штреки крепят прочными специальными опорами. В шахты проводят электрический свет и постоянно подают (закачивают) свежий воздух.

8 слайд

Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс

9 слайд

Нефть Нефть - маслянистая жидкость, которая хорошо горит, выделяет много тепл

Описание слайда:

Нефть Нефть – маслянистая жидкость, которая хорошо горит, выделяет много тепла и не оставляет после сгорания пепла. Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы добыть ее из глубин земли, бурят скважину и вставляют в нее трубы. Нефть фонтаном выходит наружу. Ну а если нефть не выходит сама, то ее качают мощными насосами. По нефтепроводам её отправляют на нефтеперерабатывающие заводы.

10 слайд

Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс

11 слайд

Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс

12 слайд

Природный газ Природный газ выходит из под земли попутно с нефтью. Если его б

Описание слайда:

Природный газ Природный газ выходит из под земли попутно с нефтью. Если его бывает очень много, то месторождения называют нефтегазовыми. Есть газовые месторождения, где добывают только газ. Чистый природный газ используют в быту, а также как топливо и химическое сырье. Месторождения газа и нефти расположены в прикаспийской низменности и на полуострове Мангыстау. Мелководная прибрежная часть Каспийского моря тоже богата нефтью и газом.

13 слайд

Рудные полезные ископаемые Железная руда – это твердый тяжелый камень, которы

Описание слайда:

Рудные полезные ископаемые Железная руда – это твердый тяжелый камень, который обладает магнитными свойствами. Железная руда залегает в земле на разной глубине. Если она находится неглубоко, то её добывают открытым способом, если руда находится на большой глубине, то строят шахты. Там ее добывают специальными комбайнами, затем отправляют ее на металлургические заводы.

14 слайд

Переработка железной руды В доменных печах железную руду расплавляют, отделяю

Описание слайда:

Переработка железной руды В доменных печах железную руду расплавляют, отделяют от пустой породы. Сначала выплавляют чугун. Часть его идет на нужды народного хозяйства, а часть для выплавки стали.

15 слайд

Месторождения железной руды Самое большое месторождение железной руды находит

Описание слайда:

Месторождения железной руды Самое большое месторождение железной руды находится в Костанайской области. Здесь сосредоточено почти 85% всех залежей железной руды. Крупнейшее из всех месторождений – Соколовско-Сарбайское. Большие месторождения железной руды находятся рядом с городами Жезказган, Аркалык, Каражал.

16 слайд

Руды цветных металлов Из руд цветных металлов получают медь, свинец, алюминий

Описание слайда:

Руды цветных металлов Из руд цветных металлов получают медь, свинец, алюминий, серебро, золото и другие металлы. Медь – мягкий металл красного или розоватого цвета. Он легко обрабатывается, сплавляется с другими металлами. Медь хорошо проводит электрический ток. Сплавы меди ценятся больше, чем сама медь. Сплав меди и цинка называется латунью. Латунь прочнее и крепче меди, имеет желтоватый цвет. Из нее изготавливают проволоку, корпуса часов, нагрудные знаки отличия и другое. медь цинк латунь

17 слайд

Изделия из латуни

Описание слайда:

Изделия из латуни

18 слайд

Алюминий получают из алюминиевой руды – бокситов. Бокситы похожи на глину, н

Описание слайда:

Алюминий получают из алюминиевой руды – бокситов. Бокситы похожи на глину, но не размокают в воде. Они имеют красноватый или бурый цвет. Алюминий – легкий металл серебристо-белого цвета. Он хорошо гнется, проводит электрический ток. Его используют для производства проволоки и посуды. Бокситы добывают в Аркалыкском месторождении Костанайской области.

19 слайд

Полиметаллические руды Из полиметаллической руды получают свинец и цинк. Свин

Описание слайда:

Полиметаллические руды Из полиметаллической руды получают свинец и цинк. Свинец – серовато-белый тяжелый металл, он легко куется, поэтому с древних времен люди делали из него статуи, домашнюю утварь. Позже – пули и дробь. Цинк – голубовато-белый металл. Он устойчив к воздействию воды и воздуха. Железо, покрытое цинком, не ржавеет. В хозяйстве широко использовались оцинкованные ведра, тазы, ванны. Месторождения полиметаллических руд в Казахстане находится на Алтае.

20 слайд

Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс

21 слайд

Нерудные полезные ископаемые Песок, глина, известняк, мрамор встречаются в пр

Описание слайда:

Нерудные полезные ископаемые Песок, глина, известняк, мрамор встречаются в природе довольно часто. Это прекрасный строительный материал. Их используют в строительстве в таком виде, в каком они находятся в природе. Поэтому их называют нерудными полезными ископаемыми. Фосфориты – это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорные удобрения. Их добавляют в почву и растения растут гораздо лучше. Фосфориты добывают в месторождении Каратау.

22 слайд

Известняк имеет белый, сероватый или желтоватый цвет. Это пористый, прочный

Описание слайда:

Известняк имеет белый, сероватый или желтоватый цвет. Это пористый, прочный камень, легко пилится и обрабатывается. Существуют горы, состоящие из известняка. Из смеси чистого песка и известняка изготавливают белый кирпич. Также из известняка получают мел и известь для побелки стен и потолков.

23 слайд

Песок и глина Песок – сыпучая горная порода, в природе встречается очень част

Описание слайда:

Песок и глина Песок – сыпучая горная порода, в природе встречается очень часто. Он образуется при разрушении твердых горных пород, состоит из отдельных песчинок желтого, белого и серого цвета. Песок чаще всего залегает на поверхности или неглубоко в земле, поэтому его добывают открытым способом в карьерах. Из песка делают стекло и бетон. Глина образуется в результате выветривания горных пород и скапливания их на дне озер и морей. Глина, как и песок добывается открытым способом. Она бывает белая, красноватая, сероватая, голубоватая. Из глины чаще всего делают посуду. Также из нее делают кирпичи и облицовочную плитку, которые используют в строительстве.

24 слайд

Мрамор – очень прочный и твердый. У него красивый природный рисунок разнообр

Описание слайда:

Мрамор – очень прочный и твердый. У него красивый природный рисунок разнообразных оттенков. Мрамор хорошо полируется. Отполированным мрамором облицовывают стены, колонны дворцов и станций метро.

Выберите книгу со скидкой:

Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс

Курс повышения квалификации

Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1363871

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Цели урока:

Предметные: изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых.

Метапредметные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (П);
  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий (Р);
  • принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях (К).

Личностные: учить умению взаимодействовать в группе и паре в соответствии с правилами, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, образцы каменного угля, торфа, нефти, физическая карта России, инструкции по изучению свойств полезных ископаемых, таблицы для записи выводов по результатам исследования свойств полезных ископаемых. Лабораторное оборудование для исследования свойств полезных ископаемых.

Методы и приемы: беседа, рассказ, диалог, работа с тетрадью, загадки, просмотр презентации, работа в парах, работа в группах, работа с учебником, работа с текстом.

Ход урока

I. Орг. момент. Слайд 2. (Приложение 4)

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью» Л.Н.Толстой

– Как вы понимаете эти слова?

II. Актуализация знаний учащихся. Слайд 3.

– Прочитайте слова. Что их объединяет?

– Что такое полезные ископаемые?

– Какое полезное ископаемое «лишнее» и почему?

– На прошлом уроке мы изучили тему «Руды металлов». Проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы, думаю, что вы с ними успешно справитесь и получите хорошие отметки.

Тест.

1. Выбери 1 верное утверждение:

а) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности.

в) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

а) гранит

б) рубин

в) руда

3. Металлы – это:

а) соль, агат, базальт

б) медь, алюминий, железо, олово

в) известняк, глина, песок

4. Из железной руды получают:

а) чугун, сталь

б) алюминий, гранит

в) бриллиант, малахит

5. Руды металлов человек использует:

а) в строительстве

б) служат топливом

в) в машиностроении

– Проверим и  оценим вашу работу. Слайд 4. Взаимопроверка работ.

– У кого “5” поднимите руки, у кого “ 4”? Вы успешно справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока.

– Подумайте и отгадайте. Слайд 5.

1) Росли на болоте растения,

А теперь это топливо и удобрение. (торф)

2) Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)

3) На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.  (природный газ)

4) Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий

Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали,  делать краски и эмали. (каменный уголь)

– Торф, нефть, природный газ и каменный угол … Как одним словом их можно назвать? (полезные ископаемые).

– Сформулируйте тему урока. (полезные ископаемые)

– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточки-помощники на доске)

Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые?

Кто открывает, как добывают горючие полезные ископаемые?

Где они применяются?

Нужно ли беречь горючие полезные ископаемые? (охрана)

– Какие источники информации нам помогут ответить на данные вопросы? (учебник, карты, учитель, одноклассники.)

IV. Изучение нового материала.

1. – Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)

– Почему дрова решили заменить другим топливом? (высказывания детей)

– Дополнительную информацию узнаем из учебника (стр.117-119).

Работа в парах.

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый уголь, торф)

– Почему все они родственны? (Все образовались из остатков растений и  горят)

На доске появляется полная формулировка темы урока: Горючие полезные ископаемые.

2. Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

– У кого возникло желание исследовать свойства горючих полезных ископаемых?

– Сейчас мы с вами снова окажемся в «лаборатории» и исследуем их свойства.

– Работаем в группах, на столе инструкция по исследованию свойств полезных ископаемых (Приложение 1), таблица для записи результатов исследований. (Приложение 2), а также необходимое для исследований лабораторное оборудование.

– Проверим результаты вашего исследования. Слайд 6.

Полезное ископаемое

Каменный уголь

Торф

Нефть

Газ

Состояние

Твердое

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

Состав

Однороден

Однороден

Смесь веществ

Смесь веществ

Цвет

Чёрный

Коричневый, бурый

Чёрный

Бесцветный

Запах

Без запаха

Без запаха

Резкий запах

Без запаха

Легче или тяжелее воды

Тяжелее

Легче

Легче

Легче воздуха

Горючесть

Горит

Горит

Горит

Горит

– На какой вопрос ответили, проводя исследование? (Узнали о свойствах горючих полезных ископаемых.)

– На какой следующий вопрос будем отвечать?

3. Где используются горючие полезные ископаемые?

В тетради № 43.

– Прочитайте задание. На какой вопрос будем искать ответ? Вам поможет учебник на стр.118 и текст, который есть у каждой пары (Приложение 3).  Задание выполняйте парами.

– Проверяем задание. Слайд 7, 8.

– А где используются  торф и газ? Слайд 9.

– Природный газ,  которым вы пользуетесь каждый день, может быть опасен. Чем? Какие правила безопасности нужно соблюдать?

– Все ли правила безопасности вы перечислили? Давайте проверим. В учебнике на стр.119 прочитайте эти правила.

4. Добыча полезных ископаемых.

– Где добывают горючие полезные ископаемые в нашей стране? (работа с картами)

V. Итог урока.

– Какова тема сегодняшнего урока?

– На какие вопросы мы ответили?

– Чем похожи изученные сегодня на уроке полезные ископаемые?

– Как человек использует эти полезные ископаемые?

VI. Рефлексия.

– Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал …»

VII. Домашнее задание.

В учебнике ответить на 1 вопрос на стр.121. В тетради выполнить №47.

Источник