Презентация горючие полезные ископаемые их использование 4 класс гармония
Слайд 1
Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.
Слайд 2
НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»
Слайд 3
НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»
Слайд 4
Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.
Слайд 5
Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода
Слайд 6
Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.
Слайд 7
Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи
Слайд 8
Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк
Слайд 9
Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ
Слайд 10
Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото
Слайд 11
Угольный карьер
Слайд 12
Уголь
Слайд 13
Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты
Слайд 14
Работа шахтёров по добыче угля
Слайд 15
Глина
Слайд 16
Песок
Слайд 17
К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют “самоцветы”, относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.
Слайд 18
Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина
Слайд 19
Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники
Слайд 20
Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод
Слайд 21
Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке
Слайд 22
Солёное озеро в Африке
Слайд 23
Соль
Слайд 24
Добыча соли
Слайд 25
Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»
Слайд 26
СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)
Слайд 27
Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » – больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.
Слайд 28
Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Слайд 29
20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.
Слайд 30
Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».
Слайд 31
Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!
Слайд 32
Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».
Слайд 33
В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека
Слайд 36
Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик
Слайд 37
Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Тесты›Презентация по окружающему миру 4 класс УМК Гармония “Полезные ископаемые”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г. Березники Пермского края Окружающий мир 4 класс УМК «Гармония» Автор- составитель: учитель начальных классов Лапаева Оксана Валерьевна 2016 год
2 слайд
Описание слайда:
Тест по теме «Полезные ископаемые»
3 слайд
Описание слайда:
Инструкция: Прочитай внимательно вопрос. Прочитай внимательно все ответы. В предложенных вариантах ответов ты должен выбрать верный и написать букву (буквы) в контрольном листе. Контрольный лист: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
4 слайд
Описание слайда:
1.Какие вещества называются «полезными ископаемыми»? А) все полезные вещества Б) витамины В) залегающие под землей природные вещества Г) древние вещества
5 слайд
Описание слайда:
2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? А) психологи; Б) геологи; В) строители Г) археологи
6 слайд
Описание слайда:
3. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым? А) ножницы, ложки, вилки; Б) кирпич, бензин, известняк В) нефть, глина, торф.
7 слайд
Описание слайда:
4. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое А) каменный уголь Б) нефть В) гранит Г) природный газ
8 слайд
Описание слайда:
4. Выдели лишнее: А) кирпич Б) песок В) железная руда Г) глина
9 слайд
Описание слайда:
5.Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью? А) песок Б) гранит В) известняк Г) нефть
10 слайд
Описание слайда:
6. Какие из полезных ископаемых служат топливом? А) оловянная и медная руды Б) глина, известняк В) каменный уголь, природный газ; Г)золото, платина, серебро.
11 слайд
Описание слайда:
7.Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали? А) каменная соль Б) железная руда В) торф Г) гранит
12 слайд
Описание слайда:
8. О каком полезном ископаемом говорят: рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой, не имеет запаха и хорошо пропускает воду , сыпуч А) глина Б) торф; В) песок; Г) гранит
13 слайд
Описание слайда:
9.Выделите полезные ископаемые, которые используют в строительстве: А) песок, Б) нефть В) гранит Г) газ Д) известняк Е) глина Ж) базальт З) торф
14 слайд
Описание слайда:
11. С помощью фрагмента карты определи, какие полезные ископаемые залегают в этой местности.
15 слайд
Описание слайда:
12.Выпиши полезные ископаемые, которые добывают в твоём крае. А) железная руда, Б) каменный уголь В) нефть Г) базальт Д) калийная соль Е) глина Ж) марганцевые руды З) песок
16 слайд
Описание слайда:
Список литературы Поглазова О. Т. «Тестовые задания к учебникам для 4 класса» Смоленск Ассоциация XXI век; О. Т. Поглазова «Окружающий мир» 4 класс Смоленск Ассоциация XXI век;
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-382016
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Цели:
- познакомить с горючими полезными ископаемыми,
способами их добычи и использования; - познакомить с горючими полезными ископаемыми,
которые добывают в родном крае; - продолжить развитие экологического мышления;
- развивать умение выделять главное в тексте;
- развивать умение читать карту и пользоваться
условными знаками изученных полезных
ископаемых; - воспитывать бережное отношение к богатствам
земных недр и важность рационального их
использования.
Оборудование:
- карточки с условными знаками полезных
ископаемых; - карточки с названием полезных ископаемых;
- физическая карта России;
- учебник О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин «Окружающий
мир» 4 кл., I часть; - тетрадь на печатной основе О.Т. Поглазова
«Окружающий мир» 4 кл., № 1; - презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение изученного
Полезные ископаемые, используемые в
строительстве. Тест
III. Изучение нового
1. Горючие полезные ископаемые
– Сегодня на уроке мы будем говорить ещё об
одной группе полезных ископаемых. (Презентация,
слайд 1)
– А как вы понимаете, что значит «горючие
полезные ископаемые»?
– И в чём же тогда их польза? (Высказывания
учащихся)
– Действительно, многие ископаемые, которые
способны гореть, уже очень давно используются
человеком для обогрева жилища.
– Одним из таких ископаемых является… (торф)
(слайд 2)
а) работа по учебнику стр. 99
– Читаем отрывок о торфе. (Чтение 1 учеником)
– Итак, как используют торф? (слайды 3-5)
– Какое будет следующее ископаемое, мы узнаем,
отгадав загадку в тетради.
б) работа в тетради стр. 38 № 20
(Дети отгадывают загадку и записывают
отгадку)
– Как называется полезное ископаемое? (Каменный
уголь)
(Слайд 6)
– Узнаем об этом ископаемом. Читаем отрывок в
учебнике о каменном угле. (Читают 2-е учащихся)
– Какие виды каменного угля различают? (рисунки в
учебнике)
– Какой самый молодой? Самый древний?
– Почему антрацит считается самым ценным?
– Как добывают уголь?
(Слайды 7-8)
Физминутка
– Продолжим работу в тетрадях и узнаем
название следующего полезного ископаемого. Вам
надо разгадать кроссворд. Для этого вы должны
вспомнить условные знаки полезных ископаемых.
(На доске карточки с условными знаками
полезных ископаемых, учащиеся работают
самостоятельно, проверка на доске)
– Какое название получилось?
(Слайд 9)
– Название этого полезного ископаемого на
арабском «нафата», что означает «извергать». И
действительно, при добычи нефти, она вырывается
из недр земли фонтанами.
(Слайд 10)
(Рассказ ученика о нефти)
– Нефть добывают как на суше, так и в море. Строят
специальные буровые вышки.
(Слайды 10.1, 10.2)
– Нам осталось познакомиться ещё с одним
полезным ископаемым. Вот послушайте, что о нём
говорили наши предки.
(Учитель зачитывает историческую справку из
учебника стр. 102)
– Кто догадался, о каком полезном ископаемом
идёт речь?
(Слайд 11)
(Рассказ учащегося о газе)
– А как добывают газ?
(Слайд 12)
2. Транспортировка горючих полезных
ископаемых.
а) работа по слайдам № 13, № 14, № 15.
3. Работа с картой
а) работа по учебнику стр. 46-47.
– Найдите на карте места добычи горючих
полезных ископаемых. Выясните, какие условные
знаки для их обозначения используют.
( на доске появляются знаки, дети объясняют,
какому полезному ископаемому они принадлежат и
прикрепляют карточку с названием полезного
ископаемого)
IV. Итог урока
– Как вы думаете, а безграничны ли недра
нашей Земли?
– Что мы должны помнить при добыче и
транспортировке полезных ископаемых?
(Слайды16, 17)
– Об этом более подробно мы будем говорить на
следующем уроке.
V. Домашнее задание: с. 99-102
пересказ, т. № 21.
Источник
ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна
Программа (УМК): «Гармония»
Дата проведения урока: 30 ноября 2017 года.
Дисциплина: Окружающий мир.
Тема урока: Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии.
Цель урока: Формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;
Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:
готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;
ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;
выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
принятие и освоение социальной роли;
формирование принимаемой обществом системы ценностей.
Предметные:
формировать умение наблюдать за природой;
формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;
Познавательные действия:
развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.
Коммуникативные действия:
способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;
содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой “Окружающий мир” 4 класс 1 часть.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
АОЗ.
На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых
бурый уголь – железная руда;
фосфориты – медная руда;
золото;
асбест;
Учитель: Ребята, что обозначают эти знаки?
Дети: Эти знаки обозначают полезные ископаемые.
Учитель: Для чего используют эти знаки?
Дети: Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.
Учитель: Что мы называем полезными ископаемыми?
Дети: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.
Учитель: Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
Дети: Железная руда.
Учитель: А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?
Дети: Мы изучили рудные полезные ископаемые.
Учитель: В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Дети: В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.
Постановка темы урока.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему горючие полезные ископаемые так называют?
Дети: Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
человеком от её каменной оболочки.
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Дети: Горючие полезные ископаемые.
Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам прочесть текст на странице 94 до слов «Каменный уголь» и заполнять таблицу в ТПО на стр. 37. Откройте тетради.
Дети выполняют.
Учитель: Теперь выполним то же самое с «каменным углем».
Дети выполняют.
Учитель: Читаем дальше, устно выделяя главное.
Беседа по прочитанному.
Учитель: В каких местностях следует искать торф?
Дети: В болотистых.
Учитель: Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»?
Дети: Нефть.
Учитель: Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?
Дети отвечают.
Физкультминутка.
Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно наш упругий мяч.
Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.
Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.
Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь?
Дети отвечают.
Учитель: Для того, чтобы лучше понять, о чем же это стихотворение, предлагаю вам прочесть статью со стр. 98 по 100.
Дети выполняют.
Учитель: Так о чем же этот текст?
Дети отвечают.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и рассказать мне о том, какие альтернативные источники энергии использует человек.
Дети: Энергия солнца (солнечные батареи), энергия ветра (турбины), гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы), геотермальные электростанции (Электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество), водород (Водород, самый простой и легкий из всех химических элементов, можно считать отличным топливом. Он имеется всюду, где есть вода. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить на водород и кислород, причем этот процесс не вызывает никакого загрязнения окружающей среды), биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)
Учитель: Молодцы! Вы осень любознательные дети!
Домашнее задание.
Учитель: Дома вы выполните следующие задания: выделить на контурной карте крупнейшие месторождения нефти, торфа, каменного угля и природного горючего газа в России. На выполнение этой работы вам дается неделя. К следующему уроку вы выполните задания №1, 2, 3, 5,7 в ТПО.
Подведение итогов, рефлексия.
Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового. Для того, что бы оценить свою работу на уроке, нарисуйте смайлика, отражающего ваше настроение, а после урока сдайте мне.
Учитель:_____________
Оценка:____________
Источник