Презентация география 5 класс горные породы минералы и полезные ископаемые

Презентация география 5 класс горные породы минералы и полезные ископаемые thumbnail

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация к уроку географии в 5 классе на тему”Горные породы, минералы, полезные ископаемые”

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Описание слайда:

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

2 слайд

Известно более 3000 минералов

Описание слайда:

Известно более 3000 минералов

3 слайд

Гранит Кварц Слюда Полевой шпат

Описание слайда:

Гранит Кварц Слюда Полевой шпат

4 слайд

В начале возникли Породы из магмы, Они первородные самые как бы, Тяжелый гра

Описание слайда:

В начале возникли Породы из магмы, Они первородные самые как бы, Тяжелый гранит В глубине остывал, Базальт на поверхности Лавою стал. Породы весьма симпатичные, Увесистые, …. магматические

5 слайд

Но прочность – не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием Разруш

Описание слайда:

Но прочность – не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием Разрушаются, Дробятся на глыбы, Обломки, пески, Выносятся водами Быстрой реки Река их по руслу таскает, Обкатывает, отлагает

6 слайд

А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы Совсем растворятся. Ког

Описание слайда:

А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы Совсем растворятся. Когда же раствор остывает, То соль из него оседает

7 слайд

А в толще морской Или в темном болоте Вы массу остатков Животных найдете, А

Описание слайда:

А в толще морской Или в темном болоте Вы массу остатков Животных найдете, А также растений Отмерших остатки, Они образуют Породы-осадки. Все то, что разрушено, Переотложено, Осело солями, Остатками сложено

8 слайд

Презентация география 5 класс горные породы минералы и полезные ископаемые

9 слайд

Но вот под давлением магма опять, Стремится земную кору разорвать, И в месте

Описание слайда:

Но вот под давлением магма опять, Стремится земную кору разорвать, И в месте такого вторжения Наметятся вдруг превращения. Сыпучий песок превратился в кварцит, Был мел очень мягкий, вдруг мрамор лежит, Такие породы, весьма специфические, Зовутся геологами… метаморфическими мрамор гнейс кварцит

10 слайд

Пользуясь материалом параграфа, приведите примеры горных пород разного происх

Описание слайда:

Пользуясь материалом параграфа, приведите примеры горных пород разного происхождения

11 слайд

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельн

Описание слайда:

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ. Можно ли их разделить на группы? Если да, то по какому признаку? Железная руда Каменный уголь Нефть Природный газ Калийная соль Поваренная соль Золото Алмазы

12 слайд

Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор 1. Гранит, базальт, изв

Описание слайда:

Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор 1. Гранит, базальт, известняк 2. Гранит, базальт, обсидиан 3. Мрамор, янтарь, нефть Какие ошибки содержатся в следующих суждениях? 1.По своему происхождению горные породы делятся на магматические и осадочные 2.Осадочные породы делятся на химические, органические и метаморфические 3. Среди горных пород выделяют магматические, осадочные и обломочные 4. Среди топливных полезных ископаемых различают уголь, каменный уголь и торф 5. В хозяйстве человек использует строительные полезные ископаемые, торф, нефть и каменный уголь

13 слайд

Самоанализ 1. На уроке я работал	 активно / пассивно 2. Своей работой на урок

Описание слайда:

Самоанализ 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным Я узнал: Я был удивлен: Я открыл для себя: Я еще раз убедился: Я пришел к выводу: Я все же не понял:

Выберите книгу со скидкой:

Презентация география 5 класс горные породы минералы и полезные ископаемые

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Презентация география 5 класс горные породы минералы и полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Презентация география 5 класс горные породы минералы и полезные ископаемые

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Презентация география 5 класс горные породы минералы и полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-763135

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

ФИО: Рушнова В.Б.

Должность: учитель географии.

Предмет: география.

Класс: 5 класс.

Тема урока:  Литосфера – твердая оболочка Земли. Горные породы,  минералы и полезные ископаемые.

      Цель урока:  Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.

–  обучающая:  формировать знания обучающихся о   видах горных пород и минералов, их практическом применении;

– развивающие:  продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся, формировать навыки  правильного изложения информации, способствовать  развитию познавательной активности школьников,  работать в группе с учебником, дополнительной литературой;

– воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе,  бережно относиться к природе и красоте минерального мира.

 Формы работы учащихся: индивидуально – групповая.

 Необходимое  оборудование: настенная карта, раздаточный материал, коллекция горных пород и минералов, мультимедийная установка,  презентация.

Читайте также:  Витамины для волос дешево и полезно

Структура и ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Организационный этап

Учитель приветствует  учащихся, проверяет  готовность учащихся к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя,  готовятся  к уроку.

Формирование ответственного отношения к учению

Владение элементарными практическими умениями

Владение основами самоконтроля, умение организовывать свою деятельность

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Давайте вспомним:

– Что такое литосфера?

– Что называется внутренними силами Земли?

– Какие процессы происходят под воздействием внешних сил?

Учащиеся вспоминают изученный материал

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение географическими знаниями

Владение основами самооценки, способность к самостоятельному приобретению новых знаний

Сообщение темы, постановка цели и задач урока

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос:

– Что, по вашему мнению, еще необходимо выяснить, чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы с вами еще упустили?

Ответы учащихся.

– Да, нам нужно выяснить состав литосферы, то, из чего она состоит и как используется человеком. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые». Теперь, с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов  на заданные вопросы, проговаривают тему урока, работают с учебником на стр 71, выясняя что называется горными породами и что такое минералы, записывают тему и определения в тетрадь.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение географическими знаниями

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учебе

Актуализация знаний

– Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?

– Где еще можно встретить горные породы?

– Сколько минералов может входить в состав горных пород?

Учащиеся предлагают варианты ответов.

– Чтобы более точно ответить на эти вопросы,  знакомимся с текстом учебника на стр. 71

Учащиеся читают текст учебника, предлагают ответы на заданные вопросы.

Формирование мотивации к обучению и познанию

.Формирование умения работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Введение новых знаний

Учитель обращается к учащимся:

– Ребята, перед вами лежат коллекция горных пород и минералов,  которую вы можете подробно рассмотреть. Кроме этого, я предлагаю вам посмотреть презентацию на тему: «Горные породы и минералы»

Мы отправляемся в царство камней. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Камни рождаются  и умирают, они восхитительны по форме, красоте и прочности.

– Как вы считаете, в чем  причина разнообразия  горных пород в природе?

Ответы учащихся.

– Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород  и  разнообразие зависит от их происхождения. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения. Для этого поработаем в группах с учебником на стр 72.

1 группа – магматические породы

2 группа – осадочные породы

3 группа – метаморфические породы

Каждая группа получает план, по которому необходимо составить устный отчет и озвучить его.

Учащиеся рассматривают коллекцию горных пород и минералов, знакомятся с презентацией «Горные породы и минералы», отвечают на вопросы, заданные учителем, работают в группе с учебником и составляют отчет по представленному плану.

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной  и учебно-исследовательской деятельности

.Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах, представлять себя, вести дискуссию.

Воспроизведение знаний и овладение учащимися  способами деятельности

– Итак, ребята, давайте послушаем отчет  каждой группы о разных видах горных пород. Затем сделаем выводы и результаты  запишем в тетрадь.

Далее нам, ребята, предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трех групп. Для этого проведем практическую работу «Определение горных пород» (см. приложение № 1)

Учитель объясняет ход проведения практической работы.

Учащиеся представляют устный отчет о том, что нового они узнали из текста учебника, делают выводы,  результаты записывают в тетрадь.

Читайте также:  Одна лицензия на добычу полезных ископаемых и разведку

Далее учащиеся выполняют практическую работу «Определение горных пород».Взаимоконтроль – учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения практической работы

Овладение  географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях

Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью

Оперирование знаниями в новых ситуациях

– А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности?

– Обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите  в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. Далее выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной  деятельности. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все  нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры)

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, знакомятся с текстом учебника на стр. 72 – 73, выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и  оценки разнообразных явлений и процессов

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Обобщение и систематизация знаний

Для  обобщения материала учитель предлагает  игру «В гостях у хозяйки Медной горы».

Задание: догадайся о какой горной породе идет речь?  (см. приложение №2)

Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме

Овладение  географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях

Умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

Учитель предлагает закончить мысль:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен….

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…

Творческое задание «Человек из горной породы»

– Представьте, что горная порода  вдруг превратилась в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные при изучении данной горной породы. Обсуждение и выставление оценок.

Учащиеся пытаются сформулировать окончания предложений и выполняют творческое задание. Затем обсуждают допущенные ошибки и свои оценки за урок.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение основами географических знаний

Умение оценивать свои поступки и поступки других людей

Определение и разъяснение домашнего задания

Учитель комментирует домашнее задание: & 21, ответить на вопросы  1 – 6 на стр. 73, выполнить задания 7, 9,10 на стр. 73, знать значение ключевых слов и выражений.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Практическая работа. Описать по плану горную породу

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Практическая работа. Описать по плану горную породу

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Практическая работа. Описать по плану горную породу

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

Читайте также:  Полезны ли тренировки на голодный желудок

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Практическая работа. Описать по плану горную породу

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная) 10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках).

Источник

  • ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ
  • Цели и задачи:
    1.познакомиться сосновными видами горных пород, слагающих земную кору;
    2. начать формирование у учащихся умения различать по внешним признакам осадочные и магматические породы;
    3.приводить примеры использования горных пород и минералов человеком.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
«СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ»

  • 1. Выполните тестовые задания учителя

1. Самая тонкая оболочка Земли?

  • А) Земная кора
  • Б) мантия
  • В) ядро
  • Г) литосфера

2. На рисунке под цифрой 1 показана:

  • А) океаническая Земная кора
  • Б) материковая Земная кора

3. Верно ли утверждение, что океаническая ЗК «тоньше», чем материковая?

  • А) да
  • Б) нет

4. Что общего у материковой и океанической ЗК?

  • А) наличие осадочного слоя
  • Б) наличие «гранитного» слоя
  • В) наличие «базальтового» слоя
  • Г) количество слоев

5. Литосфера – это…

  • А) ядро + мантия + земная кора
  • Б) мантия + океаническая ЗК
  • В) верхние слои мантии + нижние слои ЗК
  • Г) верхние слои мантии + ЗК

6. В каком состоянии находится вещество в литосфере?

  • А) жидком
  • Б) твердом
  • В) газообразном

2. Проверь себя

  • 1 А
  • 2 Б
  • 3 А
  • 4 А,В
  • 5 Г
  • 6 Б

Известно несколько тысяч минералов и горных пород

  • Почему такое разнообразие?

Определения темы:

  • ГОРНЫЕ ПОРОДЫ – это природные соединения минералов постоянного состава, слагающие земную кору.
  • МИНЕРАЛЫ (более 3000 шт.) – это природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в результате процессов в глубинах и на поверхности Земли.

Природные обнажения горных пород
Разнообразие минералов
Кварц + полевой шпат + слюда = гранит (горная порода)

Откуда берутся горные породы и минералы?

  • Откуда берутся горные породы и минералы?
  • Почему они так разнообразны?

Классификация горных пород по составу:
Горные породы
(различия по состоянию)

  • Рыхлые
  • Песок
  • Глина
  • Жидкие
  • Нефть
  • Газообразные
  • Природный газ
  • Твердые
  • Гранит
  • Известняк
  • Каменный
  • уголь

Горные породы
(по происхождению)

  • магматические
  • гранит
  • осадочные
  • известняк
  • метаморфические
  • мрамор

Магматические

  • МАГМАТИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ – это изверженные горные породы, образовавшиеся при застывании и кристаллизации магмы.
  • базальты
  • граниты

Осадочные

  • ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ – это породы, возникшие на поверхности земли в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.
  • каменный уголь
  • кристалл соли

Образование осадочных пород

  • Обломочные
  • Органические
  • Химические
  • торф
  • Поваренная соль
  • Известняк,мел
  • Щебень,гравий,галька,песок,глина

Метаморфические горные породы

  • Возникли из других горных пород при воздействии на них высокой температуры и давления
  • известняк
  • гранит
  • песчаник

Образование метаморфических пород

  • мрамор
  • кварциты
  • гнейс
  • мел
  • известняк
  • гранит
  • Берег из песчаника
  • Увеличение температуры и давления

Метаморфические

  • МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ – это породы, образовавшиеся в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород с полным или почти полным изменением их минерального состава, структуры и текстуры.

Минералогия

  • МИНЕРАЛОГИЯ – это наука о минералах, их составе, свойствах, особенностях и закономерностях физического строения (структуры), условиях образования, нахождения и изменения в природе.

Полезные ископаемые

  • ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это такие горные породы, которые человек непосредственно использует в своей хозяйственной деятельности.
  • МЕСТОРОЖДЕНИЕ – это скопление полезных ископаемых одного вида.

Добыча полезных ископаемых
Использование горных пород
Горные породы своей местности

  • Название
  • Происхождение
  • Назначение
  • Глины
  •  
  • Огнеупорные, керамзитовые, кирпичные, черепичные
  • Известняки
  •  
  • Для получения строительного камня и щебня, морозостойкого бутового камня, для известкования почв, для производства цемента, стекла, силикатного кирпича, в металлургии
  • Мрамор
  •  
  • В строительстве
  • Железная руда
  •  
  • В металлургии, для производства черных металлов

III.Контроль знаний, полученных на уроке

  • Можете ли вы объяснить ключевые термины?
  • минералы
  • горные породы
  • магматические горные породы
  • осадочные горные породы
  • метаморфические горные породы

Откуда берутся горные породы и минералы?

  • Откуда берутся горные породы и минералы?
  • Почему они так разнообразны?

IV. Домашнее задание

  • Параграф
  • Подготовить небольшой рассказ о применении (использовании) … (горная порода или минерал по выбору).

Источник