Презентация 5 класс бактерии полезные и вредные 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
БАКТЕРИИ (Урок 5 класс. ФГОС) Презентацию подготовила учитель биологии Новосёлковской СШ: Дмитриева Л. Н
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Проверка Домашнего задания Вопросы: 1. Что изучает наука систематика? 2. Почему возникла необходимость в классификации и систематизации живых организмов? 3. Что такое вид? 4. Назовите учёного, который ввёл бинарную систему названий. 5. На основе каких признаков растения и животные распределяются по систематическим категориям? 6. Какие царства различают в живой природе? 7. Какими признаками обладают представители этих царств? 8. В чём заключается многообразие живых организмов?
4 слайд
Описание слайда:
Путешествие в Страну Знаний Сегодня мы отправимся в путешествие. Повезёт нас Паровозик из Ромашково. Этот герой мультфильма очень любит природу. Но он повезёт нас, только если на каждой станции мы будем заправлять его нашими знаниями о живых организмах.
5 слайд
Описание слайда:
Тема урока:?????
6 слайд
Описание слайда:
Получение молочнокислых продуктов
7 слайд
Описание слайда:
ТЕМА УРОКА: БАКТЕРИИ Цель урока:????? Знаю До После
8 слайд
Описание слайда:
Цель урока: Кто такие бактерии? Где живут бактерии? Как бактерии размножаются? Чем бактерии питаются? Что произойдёт, если все бактерии исчезнут с лица Земли? Для чего человеку нужны бактерии
9 слайд
Описание слайда:
Отправимся в путь без сомнений и муки, Чтоб тайны освоить великой науки. Раскроим сегодня бактерий секреты – Без ядер, зато санитары планеты! Их изучали до нас очень многие Открыли секреты заведомо строгие.
10 слайд
Описание слайда:
Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет. Термин «бактерия» происходит от греческого слова «bacterion» – палочка.
11 слайд
Описание слайда:
Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их “анималькули”. Название “бактерии” ввёл в 1828 году Христиан Эренберг
12 слайд
Описание слайда:
ГРУППОВАЯ РАБОТА: 1 группа Изучает строение бактерий: Найти в тексте параграфа стр. 60 – 61 нужную информацию, использовать рисунки. Расскажите о строении бактериальной клетки. Докажите, что клетка бактерий не такая, как клетка растений. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам (безъядерным) 2 группа Изучает многообразие бактерий, питание и их распространение: Найти в тексте параграфа стр. 61 нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки. Составьте схему «Многообразие бактерий» 3 группа Изучает размножение, приспособление к неблагоприятным условиям Найти в тексте параграфа стр. 61-62 нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки. Сформулируйте и запишите определение «Спора –это…». Какие условия являются неблагоприятными для бактерий?
13 слайд
Описание слайда:
Внутреннее строение бактерии
14 слайд
Описание слайда:
БАКТЕРИИ – ЭТО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ПРИЗНАКИ БАКТЕРИЙ: НЕТ ЯДРА. ЯДЕРНОЕ ВЕЩЕСТВО В ЦИТОПЛАЗМЕ ЕСТЬ ПЛОТНАЯ КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА, ИНОГДА СЛИЗИСТАЯ КАПСУЛА , ЖГУТИКИ.
15 слайд
Описание слайда:
кокки- шаровидные бациллы – палочковидные вибрионы – изогнутые в виде запятой спириллы – спиралевидные ФОРМА РАЗНООБРАЗНАЯ:
16 слайд
Описание слайда:
ФОРМА БАКТЕРИЙ кокки бациллы вибрионы спириллы
17 слайд
Описание слайда:
бактерий Разнообразие внешнего строения
18 слайд
Описание слайда:
АНТАРКТИКА ДНО ОКЕАНА
19 слайд
Описание слайда:
Размножение бактерий Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Достигнув определённого размера, бактерия делится на две одинаковые бактерии.
20 слайд
Описание слайда:
Размножение бактерий Клетки бактерий при благоприятных условиях могут делиться на двое через каждые 20-30 минут.
21 слайд
Описание слайда:
Способы передвижения Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт жгутиков (скрученные винтообразные нити). Жгутиков может быть один или несколько. Располагаются они у одних бактерий на одном конце клетки, у других – на двух или по всей поверхности.
22 слайд
Описание слайда:
Образование спор Спора бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.
23 слайд
Описание слайда:
Образование спор у бактерий
24 слайд
25 слайд
Описание слайда:
Получение лекарств
26 слайд
Описание слайда:
Вызывают болезни человека и животных
27 слайд
Описание слайда:
Разнообразие бактерий Бактерия сибирской язвы бактерия вызывает заболевание туберкулёзом. Бактерия холеры Бактерия молочнокислого брожения Бактерия дифтерии Бактерия стафилококка
28 слайд
Описание слайда:
Вызывают болезни растений
29 слайд
Описание слайда:
Получение молочнокислых продуктов
30 слайд
Описание слайда:
Вызывают порчу продуктов питания
31 слайд
Описание слайда:
Вывод: 1. Бактерии-одноклеточные организмы 2. Нет ядра 3. Есть жгутик или ворсинки 4. Обитают в разных условиях 5. Размножаются делением клетки на части 6. При неблагоприятных условиях образуют споры
32 слайд
Описание слайда:
Проверь себя. Тест. 1. Бактерии относятся к организмам: а) многоклеточным; 6) одноклеточным. 2. Бактериальная клетка включает: а) ядро б) цитоплазму 3. Образование спор у бактерий необходимо для: а) размножения; б) переживания неблагоприятных условий. 4. Бактерии, имеющие палочковидную форму называются: а) спириллами б) бациллами 5. Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них: а) есть сформированное ядро б) нет сформированного ядра 6. Бактерии: а) прокариоты б) эукариоты
33 слайд
Описание слайда:
Самопроверка 1. Бактерии относятся к организмам: а) многоклеточным; 6) одноклеточным. 2. Бактериальная клетка включает: а) ядро б) цитоплазму 3. Образование спор у бактерий необходимо для: а) размножения; б) переживания неблагоприятных условий. 4. Бактерии, имеющие палочковидную форму называются: а) спириллами б) бациллами 5. Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них: а) есть сформированное ядро б) нет сформированного ядра 6. Бактерии: а) прокариоты б) эукариоты
34 слайд
Описание слайда:
Выберите верные утверждения: 1. Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы. 2. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра. 3. Бактерии освоили все среды обитания на Земле. 4. Бактерии имеют разнообразную форму. 5. Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии. 6. Бактерий относят к прокариотам. 7. При помощи спор бактерии размножаются. 8. Бактерии ведут прикреплённый образ жизни. 9. Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.
35 слайд
36 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание § 11 стр. 60 – 65 Придумать сказку о бактерии
37 слайд
Описание слайда:
Добро пожаловать в Страну Знаний А тебе понравилось путешествие? Трудно было? На все ли вопросы знал ответ?
38 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
39 слайд
Описание слайда:
Интересный факт В организме человека живут бактерии, общий вес которых составляет два килограмма.
40 слайд
Описание слайда:
Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле.
41 слайд
Описание слайда:
Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-222476
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Слайд 1
Бактерии
Слайд 2
Открытие бактерий Многообразие и среды жизни Размеры и формы бактерий Строение бактерий Питание и дыхание бактерий Размножение бактерий Уникальная приспособленность к выживанию Значение бактерий Сенсорные функции и поведение План:
Слайд 3
Впервые бактерии были обнаружены и описаны в 1683 г. Антони ван Левенгуком. Первые открытия микроскоп Левенгука Что увидел Левенгук.
Слайд 4
Бактерии выделены в самостоятельное царство Monera. В настоящее время известно около 3 000 видов бактерий.
Слайд 5
На земном шаре нет мест, где бы они ни обитали.
Слайд 6
Самая насыщенная бактериями среда обитания – почва. В 1 г пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий.
Слайд 7
Даже в 1 г льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий.
Слайд 8
К концу первых суток в организме новорожденного ребенка живет 12 видов бактерий.
Слайд 9
Бактерии – это мельчайшие прокариотические организмы, имеющие клеточное строение. Величина большинства бактерий колеблется от 0,2 до 1,3 мкм. Форма бактерий достаточно разнообразна.
Слайд 10
Выделяют следующие группы бактерий : А – кокки (более или менее сферические), Б,В,Г,Д – бациллы (палочки или цилиндры с закругленными концами), Ж – спириллы (жесткие спирали) Е – спирохеты (тонкие и гибкие волосовидные формы). Формы бактерий
Слайд 11
Организмы с таким строением клеток называются прокариотами («доядерными»). Строение бактерий
Слайд 12
Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами: бактерии – сапрофиты питаются мёртвым органическим веществом; бактерии – паразиты питаются органическими веществами живых организмов; Бактерии синтезируют органические вещества из неорганических – автотрофные бактерии – используя для этого энергию света ( фотосинтезирующие пурпурные и зеленые бактерии) или химическую энергию ( хемосинтезирующие бактерии). Хемосинтез впервые был открыт русским микробиологом Виноградским в конце XIX в. Хемосинтезирующие бактерии с помощью ферментов окисляют неорганические вещества (аммиак, сероводород, серу, закись железа и т.д.), – в ходе этих реакций выделяется энергия. Есть бактерии, которые переводят в связанную форму газообразный азот воздуха. Питание бактерий
Слайд 13
Бактерии, нуждающиеся в свободном кислороде, называются аэробными , а те, которые могут без него обойтись, – анаэробными . Факультативные анаэробные бактерии могут жить как в кислородсодержащей среде, так и в бескислородной (например, молочнокислые бактерии). А для облигатных анаэробных бактерий (маслянокислые бактерии, бактерии столбняка) свободный кислород ядовит. Дыхание бактерий
Слайд 14
В благоприятных условиях бактерии размножаются очень быстро – путем прямого деления (амитоза) на две клетки примерно каждые 40–60 мин. Если бы такому делению ничто не мешало, то одна бактерия за 5 суток размножилась бы так, что ее потомство заняло бы все моря и океаны нашей планеты. Этого не происходит : из-за недостатка пищи, накопления продуктов обмена веществ, гибели от неблагоприятных условий, поедания бактерий другими организмами. В последнее время у бактерий обнаружены вещества, которые регулируют их численность и «не разрешают» размножаться свыше определенного предела. Размножение бактерий
Слайд 15
Небольшая группа бактерий – бациллы – способна образовывать споры. При этом бактериальная клетка претерпевает ряд существенных биохимических и морфологических изменений: в ней уменьшается количество свободной воды, снижается ферментативная активность, клетка сжимается и покрывается очень плотной оболочкой. Споры обеспечивают бактериям возможность переносить неблагоприятные условия. Они выдерживают длительное высыхание, нагревание свыше 100 °С и охлаждение почти до абсолютного нуля. Приспособления к неблагоприятным условиям
Слайд 16
Благодаря их жизнедеятельности происходит разложение и минерализация органических веществ отмерших растений и животных. Образовавшиеся при этом простые неорганические соединения (аммиак, сероводород, углекислый газ) вовлекаются в общий круговорот веществ, без которого невозможна жизнь на Земле. Бактерии принимают участие в почвообразовательных процессах. Значение бактерий
Слайд 17
Особую роль в природе играют бактерии, способные связывать свободный молекулярный азот, совершенно недоступный для высших растений. Населяя почву, такие свободно живущие бактерии обогащают ее азотом. Значение бактерий
Слайд 18
Другая группа азотфиксаторов – клубеньковые бактерии поселяются в корнях бобовых растений. Проникая через их корневой волосок в корень, клубеньковые бактерии вызывают сильное разрастание ткани корня в виде клубеньков. Получая от растения углеводное питание, бактерии начинают фиксировать азот с образованием аммиака, а из него – нитритов и нитратов. Образовавшихся азотистых веществ достаточно и для бактерий, и для растения. Кроме того, часть азотистых соединений выделяется в почву, повышая ее плодородие. Здесь мы встречаемся с явлением симбиоза – взаимовыгодным сожительством двух организмов: бактерии получают от своего хозяина необходимые для питания углеводы, образующиеся при фотосинтезе, а сами снабжают растение аминокислотами и другими продуктами связывания молекулярного азота.
Слайд 19
Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии, питаясь молочным сахаром (лактозой), выделяют молочную кислоту, благодаря которой происходит сквашивание. Эта их особенность используется для получения и приготовления разнообразных пищевых продуктов из молока (сметаны, простокваши, кефира, масла, йогурта, сыра), а также при квашении и мочении овощей, при силосовании кормов.
Слайд 20
Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Многие отрасли промышленности не могут обходиться без таких продуктов жизнедеятельности бактерий, как этиловый спирт, уксусная кислота, бутиловый спирт, ацетон.
Слайд 21
Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Без бактерий не обходятся сушка листьев табака, дубление кожи, производство какао, кофе. В процессе жизнедеятельности бактерий образуются биологически активные вещества – антибиотики, витамины, аминокислоты. Спороносные анаэробные бактерии, вызывающие разрушение пектиновых веществ в процессе брожения при мочке льна, конопли, разрушают межклеточное вещество и способствуют освобождению прядильных волокон. Человек использует бактерии и для обработки сточных вoд: сообщество самых разнообразных бактерий разрушает и окисляет все вещества, поступающие с отходами и образовавшаяся после высушивания масса используется как удобрение. С помощью генной инженерии в геном бактерий внедряют гены, кодирующие нужные человеку вещества, например инсулин или гормон роста.
Слайд 22
Многие бактерии вызывают порчу самых разных материалов и пищевых продуктов. Наряду с выделением углекислого газа, аммиака и энергии, избыток которой вызывает нагревание субстрата (например, навоза, влажного сена, зерна) вплоть до его самовоспламенения , бактерии образуют целый ряд ядовитых веществ. Отрицательная роль бактерий
Слайд 23
Велика роль паразитических и патогенных бактерий. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом токсичные вещества, отравляющие организм хозяина. Продукты жизнедеятельности многих патогенных микроорганизмов ( дифтерийная и столбнячная палочки, стафилококк, холерный вибрион и др.) особо ядовиты. Они вызывают такие опасные для человека заболевания, как дифтерия, туберкулез, коклюш, гонорея, сифилис, тиф, столбняк, холера . Отрицательная роль бактерий
Слайд 24
Возбудители этих заболеваний унесли человеческих жизней во много раз больше, чем все войны вместе взятые. Русские летописи донесли до нас боль и горечь людскую. «Только выйдоша из города пять человек, город затвориша» – так повествует летопись об эпидемии чумы в Смоленске в 1387 г. Отрицательная роль бактерий
Слайд 25
Поражая растения, бактерии вызывают у них так называемые бактериозы: пятнистость, увядание, ожоги, мокрые гнили, опухоли. Отрицательная роль бактерий
Слайд 26
Условные рефлексы у бактерий неизвестны, но определенного рода примитивная память у них есть. Сенсорные функции и поведение.
Слайд 27
Многие бактерии обладают химическими рецепторами, которые регистрируют: – изменения кислотности среды; – концентрацию различных веществ, например сахаров, аминокислот, кислорода и диоксида углерода. Для каждого вещества существует свой тип таких «вкусовых» рецепторов, и утрата какого-то из них в результате мутации приводит к частичной «вкусовой слепоте». – многие подвижные бактерии реагируют также на колебания температуры, а фотосинтезирующие виды – на изменения освещенности. Некоторые бактерии воспринимают направление силовых линий магнитного поля, в том числе магнитного поля Земли, с помощью присутствующих в их клетках частичек магнетита (магнитного железняка – Fe3O4). В воде бактерии используют эту свою способность для того, чтобы плыть вдоль силовых линий в поисках благоприятной среды. Сенсорные функции и поведение.