Презентация 4 класс полезные ископаемые изделие малахитовая шкатулка
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по технологии ” Малахитовая шкатулка” ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Малахит — красивый минерал, по строению напоминающий агат. Образуется при растворении руд меди и отложении соединений меди в трещинах и пустотах горной породы. Образование малахита
3 слайд
Описание слайда:
Малахитница – так называли её Уральские рудокопы. Она же была хранительницей малахита. Перед людьми она выступала в образе сказочно красивой женщины с зелёными глазами, одета в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой, украшенной малахитом и драгоценными камнями. Её чертоги украшали малахит, алмазы и яшма.
4 слайд
Описание слайда:
Малахит, один из главных минералов меди, содержит 57 % чистого металла. Кроме меди, в его состав входят кислород, углерод и вода. Образуется он чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность Состав
5 слайд
Описание слайда:
Именно Уралу принадлежит монополия на лучшие сорта поделочного малахита. Здесь его добывали издавна.
6 слайд
Описание слайда:
Так и пошло по Уралу придание, что лишь за великую доброту, душевную чистоту и честность, одаривает Малахитница своим драгоценным камнем малахитом.
7 слайд
Описание слайда:
Текстура его разнообразна: струистая, ленточная, круговая, звездчатая с чередованием разноцветных слоев. Распространенными формами малахита являются корочки, почковидные массы и разнообразные натеки. Минерал в виде кристаллов встречается в природе крайне редко. Текстура
8 слайд
Описание слайда:
Сложность получения малахита в том, что для него главное – не химическая чистота и прозрачность, важная для таких камней как алмаз или изумруд, а его цветовые оттенки и текстура – неповторимый рисунок на поверхности отполированного образца.
9 слайд
Описание слайда:
Самой ранней малахитовой поделке 10 500 лет! Это скромная, простой овальной формы подвеска, найденная в одном из погребений неолитического могильника в долине Шанидар (Северный Ирак). В те времена в нём ценилась скорее не красота, а польза Из истории
10 слайд
Описание слайда:
С самых древних времён, с неолита вплоть до железного века, он был камнем ремесленников: краскотеров и красильщиков, стеклодувов, живописцев
11 слайд
Описание слайда:
В Египте малахит применялся правителями как главный камень силы. Фараоны верили, что он помогает мудро править. Малахит растирали в порошок, лечили им глаза и употребляли в косметике.
12 слайд
Описание слайда:
Но наибольшей известностью пользуется Малахитовый зал Эрмитажа, который после пожара в 1837 г. был реставрирован. На отделку зала потребовалось 125 пудов малахита. Малахитовые камины, колонны зала изумительны по красоте и рисунку. По краям царских врат Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге стоит восемь малахитовых колонн — по четыре с каждой стороны — высотой около 10 м и диаметром 42 см
13 слайд
Описание слайда:
Малахит — это амулет мудрых людей, он притягивает к своему владельцу людей. Малахит вызывает повышенный интерес к своему владельцу, его рекомендуют носить как талисман артистам, поэтам и всем тем, кто хочет нравиться и быть на виду
14 слайд
Описание слайда:
Малахит олицетворяет здоровую зелень природы и символизирует врожденную красоту трав, цветов, деревьев, корней. Малахит поглощает энергию, поэтому после применения его всегда следует чистить, иначе камень может потускнеть и потерять свою силу. Чистить лучше всего водно-солнечным способом или положить на три часа на друзу. Соль не применяйте — малахит очень мягкий и может поцарапаться.
15 слайд
Описание слайда:
При обработке малахита стараются максимально выявить декоративность камня. Особенно ценится глазчатый малахит с тонкими концентрическими кольцами – “павлиний глаз”.
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
. Малахит следует оберегать от случайных ударов, резких перепадов температур, от воздействия кислот и абразивов; чистить только в мыльном растворе, ультразвуковая и паровая обработка недопустима
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
Описание слайда:
Павел Бажов Малахитовая шкатулка На уроке литературного чтения вы читали сказ Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», где описано с каким трудом добывался этот камень, как работали над ним мастера, как переправляли его в Петербург для украшения зала в Зимнем Дворце. И конечно о судьбах главных героев: Хозяйки Медной горы, Степане – работнике с рудника. Теперь конечно стало понятно чем связаны Медная гора и малахит. Не зря мы назвали камень малахит сказочным.
22 слайд
Описание слайда:
План работы Выберите пластилин таких цветов, которые подходят для имитации малахита (белый, зеленый, темно-зеленый, черный). Отрежьте от каждого бруска пластилина небольшой кусок. Положите на отрезанные куски лист бумаги и раскатайте их. Сложите раскатанные пласты один на другой и скрутите их в трубочку. Сделайте из трубочки брусок, для чего сдавите ее сначала сверху, потом переверните и придавите еще раз. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита. Прикрепите пластинки к стенкам и крыше коробки, повторяя технику «русской мозаики»
23 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1433538
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4
.
Предмет: Технология
-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.
-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
№
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Подготовка к уроку
Перемена до урока
-Ребята достаем свои папки для технологии
Подготовка материала, самоконтроль
Р:Умение настроиться на работу
1
Организационный момент
1
-Здравствуйте ребята!
-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.
Приветствуют учителя.
Самоконтроль.
Л: действия смыслообразования
2
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний
2
Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)
Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.
Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)
Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)
А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.
– формулировка темы урока
-формулировка целей урока
-усвоение новых понятий
-ответы на вопросы в беседе
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
3
Объяснение нового материала: анализ образца
3-5
Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)
Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].
Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.
Молодцы, конечно, это мозаика.
Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)
Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».
-ответы на поставленные вопросы
-Чтение про себя
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)
5-7
Анализ образца изделия
Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)
Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)
Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)
Давайте повторим правила работы с пластилином.
- Работай на подкладном листе.
- Перед лепкой смочи руки.
- Разомни пластилин.
- Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
- После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.
Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)
Повторим правила работы со стекой.
- Стека должна лежать в правом углу парты.
- Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
- Держи стеку как ручку.
Объяснение учебной задачи по технологической карте
- В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
- Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
- После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
- Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
- Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
- Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»
-Работать будем самостоятельно. Но перед работой – отдохнём.
ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ
1. Разметка изделий
2. Заготовка деталей
3. Сборка изделия
4. Оформление изделия.
-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.
Слушают
Краткое формулирование этапов практической работы
Л: участвовать в творческом, созидательном процессе
П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность
4
Физминутка
1-2
-Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики, и глазки. Смотрим на экран.
Выполнение упражнений
5
Постановка творческой задачи
1-2
-Итак, ваша задача, сделать птичку.
-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.
Вопросы по заданию
К: допускать возможность различных точек зрения
6
Самостоятельная работа
25-30
Повторение планирования
С чего мы начинаем работу?
Что делаем затем?
После этого?
Далее?
Чем мы закончим работу?
Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).
Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)
Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.
- Работаем дружно, вместе.
- Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
- Работу делай лучше, материалы береги.
- Упавший пластилин немедленно подними.
- Во время работы держи свое рабочее место в порядке.
Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.
-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.
-Посмотрите на рисунок, стр. 27. В итоге у нас получится своя выставка с шкатулками.
-подготовка рабочего места к работе
-повторение техники безопасности по работе с инструментами
-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)
-взаимопомощь
П:преобразованиеучебного материала, действия
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
7
Итог урока
1-2
Выставка и анализ работ учащихся.
А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].
Как называется изделие?
Какие материалы потребовались для изготовления?
Чему вы научились на уроке?
Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – 1 раз.
Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.
Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.
Вашим домашним заданием будет завершение работы.
Спасибо за урок! Вы можете быть свободны.
-самоанализ
-взаимоанализ
-самооценка
-взаимооценка
-ответы на вопросы для закрепления материала
-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей
К: допускать возможность различных точек зрения
П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Л: Участие в подведении итогов урока
Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
8
Домашнее задание
1
– Ребята, дома вам нужно будет сделать шкатулку из других цветов
-Запись домашнего задания в дневник
П: установка причинно следственных связей
9
Уборка рабочих мест
перемена
-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.
-уборка рабочих мест
-Самоконтроль
Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками
Слайд 1
Русская мозаика
Слайд 2
Русская мозаика Мозаика – картинка, сложенная из нескольких маленьких кусочков. В широком смысле мозаикой может быть любое изображение, собранное из элементов . В более узком смысле в декоративном искусстве мозаикой называют картины, панно, напольные композиции и другие виды оформления интерьера и экстерьера из разноцветных кусочков разных материалов. Одними из основных видов материалов для мозаики являются смальта и стекло . Стеклянная мозаика часто используется для витражей в храмах, так как этот вид мозаики обладает стойкостью к жарким температурам и водоотталкивающими свойствами. Также стеклянной мозаикой украшают мебель, камины, фасады зданий, стены и полы. Мозаика из смальты использовалась многие века. После обработки смальта становилась прочной, морозоустойчивой и обладала сохранностью на века. Смальта изнутри кажется светящейся из-за пузырьков, хотя и не прозрачная. Смальта стоит дороже, чем стекло. В древности и в наше время очень красивой считается стеклянная мозаика со вставками из серебра или 24-каратного золота. Ещё мозаика изготавливается из мрамора, различных пород натурального камня – еще с античных времён сохранились каменные мозаики. Камень – прекрасный и прочный материал, который отличается удивительной красотой, способен вносить в мозаику естественные цвета и природную энергетику.
Слайд 4
Мозаичное искусство: от Древней Руси к современной России Появление мозаичного искусства на Руси датируется X в. – как раз после принятия христианства, для украшения первых храмов. Но вначале этот вид искусства встретил неожиданные препятствия из-за дороговизны смальты, которую привозили из-за границы, отчего он стоил чрезвычайно дорого. До нашего времени сохранились работы мастеров того времени в церкви Святой Софии (XI в.), а также в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве. Развитие технологии изготовления мозаики и украшения храмов остановилось из-за монголо-татарского ига, поэтому мастера теряли квалификацию, и тайны их мастерства были утрачены до XVIII в. Возродил искусство мозаики в России М. В. Ломоносов в начале 1750 года. Но и его начинания оказались полузабытыми спустя несколько десятилетий. Середина XIX века стала важным событием для мозаичных мастеров, так как тогда была организована мастерская Императорской Академии художеств, где начали обучаться первые художники. Для стажировки их отправляли в Италию. Смальты в России были созданы приглашёнными из Ватикана химиками – братьями Бонафеде , которые создали до 17 различных оттенков этого материала. Академия художеств продавала свои изделия не только в России, но также и за рубеж, например в Англию.
Слайд 5
Смальта, изготовленная М. В. Ломоносовым в его лаборатории
Слайд 6
Мозаика из плитняка (русская мозаика) На Урале по мере расширения добычи камня появляется русская каменная мозаика. Камень при этом не шлифуется, и в качестве дополнительного художественного приема используется естественная фактура камня.
Слайд 15
Русская мозаика Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором применялась при работе с малахитом, с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Особенность русской мозаики заключается в том, что пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из дешевого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбирают по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Русская мозаика отличается от классической и флорентийской еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.).
Слайд 16
В древнем мире малахит был известен только в трех местах: в Египте, близ Самарканда ( хорасанский сорт) и в горах Кирмана . Дахнадж — это арабское название малахита, в Ираке его называют дахнадж фариди , в Нишапуре — фариди , а в Индии — тутийа . В этих местах четкостью своих оттисков славились малахитовые печати; считалось, что амулеты из малахита благодаря заключенным в этом камне силам защищают от опасностей маленьких детей. Слово «малахит» произошло от греческого малакос — мягкий или малахе — мальва. Этот минерал впервые упоминается у Плиния под названием молохиитс . Автор сообщает, что камень «сей непрозрачен, но плотнее и темнее, чем изумруд». По его мнению, свое название минерал ведет от цветка мальвы. Существует еще одна версия, согласно которой малахит получил свое название от греческого слова « малхе », что в переводе означает трава, а красота малахита объясняется тем, что его образование идет при просачивании медьсодержащих растворов через карбонатные толщи путем отложения соединений меди в виде натеков, корочек, сталактитов и сталагмитов.
Слайд 17
Слово «малахит» произошло от греческого малакос — мягкий или малахе — мальва. Этот минерал впервые упоминается у Плиния (древнеримский писатель-эрудит). под названием молохиитс . Автор сообщает, что камень «сей непрозрачен, но плотнее и темнее, чем изумруд». По его мнению, свое название минерал ведет от цветка мальвы. Существует еще одна версия, согласно которой малахит получил свое название от греческого слова « малхе », что в переводе означает трава, а красота малахита объясняется тем, что его образование идет при просачивании медьсодержащих растворов через карбонатные толщи путем отложения соединений меди в виде натеков, корочек, сталактитов и сталагмитов.
Слайд 18
В древнем мире малахит был известен только в трех местах: в Египте, близ Самарканда ( хорасанский сорт) и в горах Кирмана . В этих местах четкостью своих оттисков славились малахитовые печати; считалось, что амулеты из малахита благодаря заключенным в этом камне силам защищают от опасностей маленьких детей. На территории нашей страны его месторождение было открыто на Урале. Кроме малахита в русской мозаике широко используют агат, лазурит, родонит и другие камни с красивым цветом и рисунком. Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.
Слайд 19
“Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе – все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня”.
Слайд 23
Исаакиевский собор
Слайд 24
Нерукотворный Спас – пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753 г.
Слайд 25
Мозаичная карта СССР из поделочных камней размером 5.91 х 4.5 м, площадью 26.6 кв.м – уникальный памятник советского камнерезного декоративно-прикладного искусства конца 30-х гг. 20 века. Это мозаичное панно из 45.000 пластин самоцветов толщиной 6 мм экспонируется в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее им. акад. Ф.Н.Чернышева, Санкт-Петербург