Презентация 4 класс добыча полезных ископаемых
УМК «Гармония»
Урок по окружающему миру на тему:
Полезные ископаемые. Их добыча.
Цели: сформировать понятие «полезные ископаемые»;
познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами
их добычи;
познакомить с условными знаками полезных ископаемых;
развивать познавательную активность; умение характеризовать
объекты окружающего мира; экологическое мышление;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой:
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому,
Внимание мое растет
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться,
Я готов к работе
Работаю …
2. Введение в тему урока:
– Из чего построена школа, в которой вы учитесь?
– С помощью чего можно приготовить обед?
– На каком топливе работает двигатель автомобиля?
– Чем выложены дороги?
– Из чего сделаны украшения?
– Где человек взял необходимые ему в быту материалы?
3. Сообщение темы, цели урока. Слайд №1.
– Что же называют полезными ископаемыми?
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.
Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.
4.Работа по учебнику.
– На какие группы могут делиться полезные ископаемые?
– А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.
Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.
– Так на какие группы можно распределить полезные ископаемые?
Слайд №2
– какие полезные ископаемые относятся к твердым?
Слайд №3
– какие полезные ископаемые относятся к жидким?
Слайд №4
– какие полезные ископаемые относятся к газообразным?
Слайд №5
-Давайте рассмотрим рисунок ,(Слад №6 ) на котором изображены слои полезных ископаемых.
5. Физминутка.
6. Как находят полезные ископаемые?
– Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые?
Слад №7.
– Прочитайте текст о работе геологов на стр. 89-90 учебника.
– Так чем же занимаются геологи? ( разведкой полезных ископаемых)
7. Условные знаки полезных ископаемых.
– Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.
Слайд №8.
– Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.
8. Как добывают полезные ископаемые.
Слайд №9.
-Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих установок?
( песок, глину, нефть, природный газ)
9.Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.
– О добыче полезных ископаемых нам расскажут девочки.
– уголь
Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.
– нефть
Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.
В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах – нефтеналивных танкерах.
– природный газ
Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
10. Работа в тетради стр. 35, задание №15.
– А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту, карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради.
Слайд №10. (проверка)
11.Экологические проблемы. Слайд №11.
– Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие же экологические проблемы возникают
– при разработке месторождений ( нарушаются места обитания растений и животных);
– при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух);
– при транспортировке ( разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение).
Все эти экологические проблемы решают экологи.
12. Итог урока.
– Что называют полезными ископаемыми?
– На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
– Найдите в классе условные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые и вставьте их в таблицу.
В классе висят условные знаки:
– нефть
– природный газ
– каменный уголь
– железные руды
– золото
– медные руды
– Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? жидких? (карьеры, скважины)
13. Домашнее задание. Узнать, какие полезные ископаемые и как их
добывают в твоем крае. Страница 90 и 92 – ответить на вопросы. Задание выполняем по выбору.
14. Рефлексия.
– Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?
Все замечательно, можно двигаться дальше |
Усвоил хорошо |
Еще испытываю затруднения |
Слайд 1
Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.
Слайд 2
НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»
Слайд 3
НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»
Слайд 4
Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.
Слайд 5
Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода
Слайд 6
Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.
Слайд 7
Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи
Слайд 8
Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк
Слайд 9
Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ
Слайд 10
Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото
Слайд 11
Угольный карьер
Слайд 12
Уголь
Слайд 13
Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты
Слайд 14
Работа шахтёров по добыче угля
Слайд 15
Глина
Слайд 16
Песок
Слайд 17
К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют “самоцветы”, относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.
Слайд 18
Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина
Слайд 19
Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники
Слайд 20
Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод
Слайд 21
Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке
Слайд 22
Солёное озеро в Африке
Слайд 23
Соль
Слайд 24
Добыча соли
Слайд 25
Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»
Слайд 26
СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)
Слайд 27
Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » – больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.
Слайд 28
Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Слайд 29
20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.
Слайд 30
Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».
Слайд 31
Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!
Слайд 32
Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».
Слайд 33
В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека
Слайд 36
Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик
Слайд 37
Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка
Слайд 1
БЕРЕЖНОЕ отношение к полезным ископаемым ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА КОСТИНА ВИОЛЕТТА , УЧЕНИЦА 4 «А» КЛАССА ГИМНАЗИИ № 1 Г. ЛИПЕЦКА
Слайд 3
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля и многих других.
Слайд 4
Гранит одно из наиболее известных полезных ископаемых Он очень прочный и тяжелый, встречается не только в горных районах, но и на равнинах. Гранит может быть серого, темно-красного, дымчатого цветов. Часто встречаются белые или черные вкрапления. Состоит из кварца, слюды, полевого шпата. Используется в строительстве, как облицовочный материал. Имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнению, потому он оптимален для мощений как внутри помещений, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, для создания столешниц и колонн.
Слайд 5
Известняк мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, он широко распространен и в других местах. Известняк не блестит, обычно светло-серого цвета, хотя может быть белым и темным, почти черным, голубоватым, желтоватым или розовым – в зависимости от состава примеси. Используется в строительстве, в качестве удобрения, из него изготавливают школьный мел.
Слайд 6
Песок и глина очень распространенные горные породы, они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, а также при изготовлении стекла Из глины же делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы.
Слайд 7
Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали прочными и твердыми.
Слайд 8
Пути сохранения месторождений полезных ископаемых Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.
Слайд 9
Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.
Слайд 10
Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства: ЭКОНОМИЧНЫЙ РАСХОД . В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ СЫРЬЯ . Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ . Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.
Слайд 11
СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ . Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче. ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».
Слайд 12
В Липецкой области известны месторождения… На территории Тербунского и Воловского районов известны месторождения мела, трепельных глин с уникальными керамическими свойствами, а также кварцевых песчаников. Добываются в области и доломиты. Доломит — минерал с примесями железа, марганца, кобальта, свинца, цинка. Самое крупное из месторождений — Данковское . Находится оно примерно в полутора километрах севернее Данкова (районный центр), на левом берегу Дона. Это месторождение разрабатывается с 1929 года. Вначале местный материал шёл для щебня на железную дорогу, а с 1960 года его стали применять в качестве флюсов и огнеупоров в чёрной металлургии, в том числе и для Новолипецкого металлургического комбината. Запасы Данковского месторождения неоднократно доразведывались и переоценивались. По данным 2001- 2003 годов, здесь сосредоточено примерно 700 миллионов тонн доломита, и это месторождение принято считать одним из крупнейших в России.
Слайд 13
В Липецкой области известны месторождения известняков. Применяются они в строительном деле при производстве извести и цемента, в металлургии и агрономии. Разведанные запасы приближаются к 2 миллиардам тонн. Самые крупные месторождения — Сокольско-Ситовское , Донское и Черкасское. Но это ещё не всё. С 1996 года в области специалистами ведутся работы по поиску золота. Результаты изысканий положительны — россыпное золото развито в различных породах от четвертичного до каменноугольного возраста. Золотосодержащие пласты имеют мощность от 1 до 10 метров. Площадь их развития — от посёлка Лев Толстой до станции Захаровка Тербунского района. Наиболее крупная россыпь — Волчинская . Среднее содержание здесь рудных материалов — от 50 до 100 килограммов на метр кубический. Интересен тот факт, что, помимо золота, здесь обнаружены и мелкие алмазы.
Слайд 14
ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ ПРИРОДЫ И ЕЕ БОГАТСТВ. ПОМНИ ОБ ЭТОМ И БЕРЕЖНО ОТНОСИСЬ К НИМ!!!
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели, Пожелали успеха глазами И вперед – за новыми знаниями!
2 слайд
Описание слайда:
Загадка Она варилась долго В доменной печи, Чтобы потом нам сделали Ножницы и ключи (Железная руда)
3 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые ( железная руда и руды цветных металлов)
4 слайд
Описание слайда:
Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождение? Кто ищет месторождения полезных ископаемых? Как они используются человеком?
5 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
6 слайд
Описание слайда:
Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, называют месторождениями, а при больших площадях распространения – бассейнами.
7 слайд
Описание слайда:
Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
На какие группы делятся полезные ископаемые?
10 слайд
Описание слайда:
Назовите горючие полезные ископаемые.
11 слайд
Описание слайда:
Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф.
12 слайд
Описание слайда:
Добыча нефти
13 слайд
Описание слайда:
Добыча газа
14 слайд
Описание слайда:
Назовите рудные полезные ископаемые.
15 слайд
Описание слайда:
Железо, алюминий, медь, золото серебро.
16 слайд
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Назовите нерудные полезные ископаемые.
19 слайд
Описание слайда:
Поваренная соль, асбест, фосфориты, гранит, глина, песок, известняк, мел, мрамор, ракушечник.
20 слайд
Описание слайда:
Золото в кварце
21 слайд
22 слайд
Описание слайда:
Добыча мрамора
23 слайд
Описание слайда:
Хризотил – асбест
24 слайд
Описание слайда:
Известняк
25 слайд
Описание слайда:
Мел Ракушечник
26 слайд
Описание слайда:
ФИЗМИНУТКА
27 слайд
Описание слайда:
Групповая работа 1- Группа -Горючие 2- группа –Рудные 3- группа- Нерудные
28 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику Самостоятельное чтение текста учащимися: страница 30-34
29 слайд
Описание слайда:
Р У Д А Красный железняк Алюминий Бурый железняк Магний Магнитный железняк Медь Цинк Свинец Кобальт Руды черных металлов Руды цветных металлов
30 слайд
31 слайд
Описание слайда:
Золото в кварце
32 слайд
33 слайд
34 слайд
Описание слайда:
Полиметаллические руды (свинец, цинк) Полиметаллическая руда ( с греческого языка поли- много) СВИНЕЦ ЦИНК
35 слайд
Описание слайда:
ОПЫТ Возьми картонку и положи на нее гвоздик и пластмассовую пуговицу. Снизу картонки подведи магнит. Подвигай магнитом – и гвоздь послушно поползет за ним по картонке. Почему гвоздь двигается по картонке за магнитом, а пуговица- нет?
36 слайд
37 слайд
38 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!!!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Преподаватель естествознания
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель экологии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-070069
Вам будут интересны эти курсы: