Презентации для детей вредно или полезно
Цитата сообщения L_e_n_u_s_y_a
Что это такое – Детские Электронные Презентации (ДЭП)?
Презентация – удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью – обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы).
Чем отличается электронная презентация от обычного просмотра карточек (книжки, альбома)? Многие наверняка слышала про знаменитую методику обучения Глеба Домана, где предлагают малышу, чуть ли не с рождения, показывать тысячу карточек в день. Презентация таких картинок займет у вас уйму времени – на поиск материала, на составление карточек, на показ малышу, поэтому многие отказываются от такого способа обучения в следствии ее трудной реализации на практике. Электронная презентация дает вам более широкие возможности:
* не надо резать журналы, клеить картинки, покупать папки, заполнять дом ненужной макулатурой
* одну и ту же картинку можно копировать и использовать в разных презентациях – картинки на компьютере лучше сохраняются и их не жалко редактировать (резать), в отличии от настоящих фотографий
* вы можете задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере
* но самое главное – электронную презентацию нельзя помять, порвать, попробовать на зуб! Ее можно только смотреть ))
Что дает презентация вашему ребенку? Зачем она вообще нужна?
* 1. Просматривая презентацию, огромное количество раз, ребенок быстрее и лучше запоминает информации.
* 2. Ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое.
* 3. Подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь.
* 4. Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы, вещи в один вид или расчленяет его на составляющие.
* 5. Формируется целостное представление о мире.
* 6. Польза для мам. В то время как ребенок занят обучением – просмотром, мама может покормить спокойно кроху, если ребенок очень плохо кушает (слабый аппетит) или просто посидеть, отдохнуть рядом)).
Личный опыт
Моему ребенку чуть больше двух лет. Примерно с 10 месяцев я начала закачивать презентации из Интернета и показывать их своему малышу. Очень понравились презентации со звуком – «Голоса птиц», «Какие звуки может делать ребенок?», «Звуки в доме», «Домашние животные», «Игрушки», «Транспорт». Каждый день я ставила по 2-3 презентации, постепенно увеличивая объем до 10 штук за один подход к 2 годам.
Быстрая смена слайдов, качественное изображение, звук, нормальный шрифт – все в совокупности делает презентацию любимым средством обучения, как для родителей, так и для ребенка. Развлекаясь, малыш постепенно обучается. Просмотрев раз 20 презентацию про «Домашних животных», ребенок стал подражать голосам животных еще до того как они мукали кукарекали ржали…
Незаметно для нас ребенок выучил азбуку, цвета, геометрические фигуры, названия машин, предметы обихода… Очень рано сын заговорил, уже в год он мог назвать первые слога слов, а в полтора он стал заучивать короткие стишки – и все это без насилия со стороны родителей и специального усердия со стороны ребенка. Повторяя за диктором слова, сын не только запоминал названия, но и развивал свою речь. Конечно, я рассказываю ему о предметах, которые нас окружают, читаю много книг, занимаюсь по разным пособиям, используя различные методики обучения, но! я выделяю презентацию, как основной и важнейший элемент в образовании и развитии маленького ребенка.
Как-то скачала презентацию – «Что делает мишка?», очень понравилась. И подумала я, что такую презентацию могу сделать и я, даже еще лучше! Я выбрала хорошие фотографии сына, где он чем-то занимался – лепил, строил, бегал, рисовал, слушал, играл. Открыла программу PowerPoint и сделала презентацию – «Что делает Рома?». Сын был в восторге от такой работы – еще бы – ведь на каждом слайде его фотографии – он герой целой презентации! Первые дни он требовал ставить только эту презентацию и смотрел с большим интересом на свои фотографии. Маленькие дети очень любят смотреть на себя и других деток. Вдохновленная такой реакцией я сделала еще несколько презентаций, посвященных моему ребенку – «Наша семья», «Друзья Ромы», «Как мы отдыхали на море», «Что делал Рома в деревне?». Так потихоньку росла коллекция моих презентаций и мои навыки обращения с программой PowerPoint становились все лучше и лучше.
Презентации и Интернет.
Ближе к двум годам я поняла, что у моего ребенка новые увлечения, потребности. Стала искать еще презентации в Интернете, скачала много с разных сайтов. Прежде чем показать ребенку презентацию, я сама ее просматриваю, оцениваю – насколько хорошо она сделана, понравится ли моему ребенку, подходит ли ему по возрасту, что он почерпнет из нее? Примерно из 100 работ я оставила 10, наиболее соответствующих моим требованиям и то где-то пришлось записать звук, где-то настроить смену слайдов по времени, или поменять картинки. Думаю, многие мамы со мной согласятся, что хороших презентаций в Интернете очень мало. Ты качаешь презентацию и не знаешь, какого она качества, подойдет ли твоему ребенку, есть ли звук? – то есть получается, что кота в мешке покупаешь.
Основные минусы в презентациях:
* плохое изображение картинок
* нет звука
* – не настроена автоматическая смена слайдов
* шрифт или слишком большой, вылезает за границы слайда, либо маленький, некоторые предпочитают еще разбивку слов по слогам по методике Зайцева
* нагромождение различных эффектов, звуков, что затрудняет иногда восприятие материала
* нет разбивки на возрастные категории
* ошибки в презентациях – то ударение неправильно поставлено, то звук не того животного записан, или сама информация дана неправильно.
Это основные недостатки, которые очень многим не нравятся, как и мне.
Поэтому я стала делать понемногу свои презентации. Побудительным мотивом было то – о чем я хочу рассказать своему ребенку, чему новому научить? У маленьких детей короткая память и они не запоминают, что было 2-3 месяца назад, поэтому информацию надо периодически повторять, закреплять. Еще лучше объяснять – наглядно показывая, изображая что-то с эмоциями и вдохновением. Так родились презентации – “ПОЧЕМУчки?” – «Что такое лето?», «Что такое Новый год?», «Сутки», «Вчера, сегодня, завтра». Потом сын стал учиться считать, но все время терял числа пока доходил до 10. Как-то мне не попадалось хорошей презентации со счетом. И я сделала свою, такую, которая, по-моему мнению, учит детей запоминать счет од одного до десяти, по крайней мере ребенок мой стал считать правильно и не сбиваться.
Еще одно замечание к Интернету. Очень много презентаций про животных, про страны, флаги, космос, диковинные растения, но мало таких, которые бы рассказывали ребенку об окружающем его! мире, о том, что рядом, о чем рассказывает каждый день мама ребенку. Например, почему то не встречала презентации про вежливые слова – какие они бывают и когда их лучше употреблять. Про то – чем отличаются пруд, от озера или болота? Почему за осенью приходит зима, а потом через 3 месяца наступает весна, следом лето? Почему люди вроде бы внешне похожие, но такие все разные? Очень мало презентаций на популярные детские стихи, коротенькие сказки. Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждая мама читает не раз и не два сказки про курочку Рябу, про колобка, про теремок, муху цокотуху. А любимые детками стихи Чуковского, Маршака, Барто, Пушкина, Михалкова можно слушать без конца! Так почему бы не сделать на них красочные озвученные презентации?
Что бы сделать хорошую презентацию нужны: картинки, микрофон, время, терпение и желание – сделать хорошую презентацию. Замешав хорошенько все эти компоненты, вы может быть и не получите того, о чем мечтали изначально. Главный оценщик, критик сидит возле вас – это ваш ребенок, если ему понравилось и он просит показать ему эту презентацию еще и еще, то вас можно поздравить – ваша работа удалась, время потратили не даром.
Для меня хорошая презентация – это когда ставишь ребенку слайды и он поглощен процессом просмотра, когда мне не приходится листать самой слайды и объяснять что? где? когда? и почему? Если ребенок с удовольствием смотрит презентацию и просит поставить ее еще раз, уверена, что он с пользой провел это время!
Презентация (по-моему скромному мнению) – это – обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны.
Дети – это наше будущее. Пусть наше будущее будет чуть-чуть лучше!
сайт: https://viki.rdf.ru/about/
О вреде презентаций PowerPoint на уроках в школе
В то время, как “творческие учителя” захлебываясь от восторга, расписывают, как много возможностей для проведения современного урока предоставляет PowerPoint иногда в сети встречается и прямо противоположное мнение.
Вот, например, что говорит о презентациях на уроках Екатерина Пашкова (
pedsovet.su):
Обычная доска позволяет вести живой диалог с учениками, то, что окажется на доске, спланировано учителем, но может изменяться в зависимости от ответов и работы учеников, именно работы учеников. В презентации ясно – сейчас пройдет время и все равно ответ будет на экране – шаблон, всем ученикам одно и то же, а вот на доске его нужно получить, может быть, он будет у всех одинаковый, но ученики будут видеть, что и учитель работал. Они добились результата или вместе, или его достигли только ученики. Презентации расслабляют у учеников волю к познанию и мыслительной деятельности на уроке.
Спорно? Да, конечно. Но проблема поставлена. Давайте попробуем не спеша разобраться – когда презентации на уроке приносят пользу, а когда – только вред.
Начнем с того, что в обществе сложился некий стереотип “лекции со слайдами”: под размеренный голос лектора, сопровождающего презентацию, в условиях приглушенного света и отсутствия необходимости что-то конспектировать – студенты очень быстро начинают мирно позевывать и посапывать.
Не знаю, откуда у коллег такие стереотипы – спать прекрасно можно и на лекции без всяких слайдов. Я же смотрю на видеозаписи лекций западных профессоров – и поражаюсь тому, что все ровно наоборот.
Хорошая лекция всегда похожа на театральное действие. Это -уникальный спектакль, сюжетная линия которого выстраивается совместными усилиями участников – как преподавателя, так и обучаемых, насыщая содержание лекции идеями, которые генерируются в том числе и слушателями. Студенты здесь – такая же органичная часть лекции, как и преподаватель. Подобная лекция без аудитории немыслима.
Слайды презентации PowerPoint здесь – не костыли, помогающие неопытному преподавателю не забыть материал, а лишь еще один инструмент, который помогает по-новому осветить тему лекции.
Итак, вывод первый, который хотелось бы сделать о “вреде презентаций PowerPoint”:
Все зависит от преподавателя – хороший урок презентация украсит, а плохому – все равно не поможет.
Второе, о чем хотелось бы поговорить – это о том, является ли презентация PowerPoint столь необходимой на уроке?
Как-то в одном из блогов я прочитал отзыв о презентации Гари Вайнерчука: “В своем выступлении он использовал ровно столько слайдов, сколько было необходимо. Ни одного.”
Именно так – не всегда презентации нужны на уроке. Смешно, когда PowerPoint используют только для того, чтобы объявить тему урока. Но еще менее правильным являются “фильмы” из нескольких десятков слайдов.
Любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя, не отвлекать на форму: неудобно стоящий проектор, заслоняющий 30% учеников экран или часто меняющиеся «декорации».
Вообще, мой совет: при планировании пройдите стандартные этапы разработки учебной ситуации использования на уроке мультимедийной презентации.
1. Этап — определение целесообразности использования мультимедийной презентации на уроке.
2. Если взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», вы всё же решили использовать компьютерную презентацию на уроке, то следующий этап— анализ возможностей данной компьютерной среды для создания анимации к конкретному уроку.
3. Определение места работы с презентацией в структуре урока.
4. «Сцепление» презентации с методическим приёмом.
5. Продумать содержательную и техническую составляющие (стороны) конкретной презентации.
6. Определение наиболее приемлемой для данного этапа урока формы работы с обучающимися.
7. Прогнозирование результатов, т.е. что должно быть достигнуто благодаря использованию мультимедийных презентаций на уроке.
Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:
– актуализация знаний;
– сопровождение объяснения учителем нового материала;
– первичное закрепление знаний;
– обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Стиль может определяться даже взаимоотношением учащихся и учителя, но некоторые общие правила все-таки можно выделить.
Во-первых, слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Во-вторых, отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными, масштабы – оговорены заранее. Демонстрация образцов веществ также может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. Учителя знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить как видео, фото, мультипликационную схему. Здесь слайды презентации незаменимы.
На уроке не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей. При этом на слайде презентации может только остаться название опыта, название вещества или объекта, модель которого демонстрируется или проектор может быть на время отключен (закрыт объектив крышкой), чтобы полностью сфокусировать внимание только на эксперименте.
При длительном объяснении, особенно в классе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной химической информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.
Первичное закрепление чаще проходит в виде беседы или при выполнении заданий. В первом случае предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Здесь, кроме материалов к вопросам и самих вопросов уместно также вывести в обобщенном виде результирующий материал по ответам учащихся. Можно предложить неизмененными предложить в качестве повторения несколько слайдов презентации, использовавшейся при объяснении нового материала для их дальнейшего самостоятельного комментария, но это должен быть наиболее значимый материал из объясненного. Во втором случае индивидуальные карточки – предпочтительнее, а на слайде презентации показать правильное решение.
Если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.
Обобщению и систематизации знаний, как правило, отводится отдельный урок. Нам кажется, что нет смысла его проводить с использованием электронной презентации, если при изучении обобщаемой темы (это как правило не менее 5 уроков) ни разу не использовался этот вид наглядности. В этом случае учащиеся больше будут обращать внимание на форму, а не на содержание урока.
В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемы ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
К обобщающему уроку можно предложить учащимся подготовить небольшой отчет о домашнем эксперименте или защиту минипроекта по пройденной теме, также с использованием слайдов презентации.
Презентация, используемая на уроке обобщения может не отличаться стройной логикой, а представлять из себя отдельные наборы слайдов, используемых на уроке. В этом случае можно использовать различные фоны и элементы анимации, т.к. данная электронная презентация не является единым целым и включается в урок с временными перерывами.
Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить еще некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач:
1. Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.
2. Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.
3. Уравнения химических реакций плохо смотрятся на презентации особенно при предъявлении нового материала. Предпочтительно при объяснении воспользоваться записями на обычной доске. При повторении и обобщении запись уравнений реакций вполне логична.
4. Ядовито зеленый цвет заливки, на котором написаны формулы, отвлекает от самих формул. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.
5. Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя. Исключением являются видеофрагменты, которые учитель не предполагает комментировать во время просмотра.
Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы, но здесь не важно из какого источника идет звук и, наверное, предпочтительнее магнитофон.
Итак, второй вывод, который можно было бы сделать – грамотная,
продуманная, показанная в нужном месте и в нужное время презентация PowPoint, уроку не повредит.
Основным инструментом учителя на уроке остается и, наверное останется, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал – да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в школе нельзя, так как теряется живое общение учителя с классом, он становится в большей степени внешним транслятором знаний. Хотя, делая записи на доске, тоже может выступать только констататором фактов, но внешняя его позиция является активной, он вынужден вести живой диалог с классом. Щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некую «профессиональную лень» – учитель не импровизирует на уроке, не хочет что-то по ходу объяснения уточнить на доске или даже словесно, а учащиеся задают вопрос «можно скопировать презентацию и не записывать материал в тетрадь?».
В написании статьи использовались материалы Т.И Платоновой (ТверГУ)