Превентивное обучение по программе полезные навыки
Приобщение детей и подростков к употреблению
табака, алкоголя и других психоактивных веществ
(далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое –
это наличие определенных склонностей, черт,
свойств и качеств самого человека, включая
биологические, физиологические,
психологические, социальные и нравственные.
Этими качествами определяется спрос на ПАВ.
Второе – это доступность ПАВ в обществе.
Доступность тесно связана с предложением.
Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает
сочетание мер по сокращению спроса и
предложения. Превентивное обучение служит
средством сокращения спроса.
Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.),
“Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор”
(10-11-е кл.) – это современные программы
превентивного обучения, включающие элементы
трех моделей профилактики: образовательной,
медицинской, психосоциальной, являющиеся
универсальной (первичной) профилактикой
употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому
их целью является овладение учащимися
объективными, соответствующими возрасту
знаниями, а также формирование здоровых
установок и навыков ответственного поведения,
снижающих вероятность приобщения к употреблению
табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.
Данные программы создавались группой
российских специалистов (под руководством
кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по
инициативе Международной некоммерческой
организации Project HOPE. Апробация программ
осуществлялась в школах г. Москвы в течение 1997 –
2000 гг., а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. В
2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г.
“Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор”
были утверждены Федеральным Экспертным Советом
Министерства Образования РФ и получили гриф
“Допущено Министерством Образования РФ”.
Программа “Полезные привычки” направлена на
профилактику табакокурения и употребления
алкоголя. Долговременная задача следующих
программ – предупреждение употребления
наркотических, токсикоманических веществ и
ВИЧ-инфекции.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор”
ведутся с 1-го по 11-й класс, имеют полное
методическое оснащение и сопровождение,
включающее:
- пособие для учителя (с поурочными разработками);
- рабочую тетрадь для учащегося;
- комплекс пре– и пост– тестов (мониторинг для
оценки эффективности ежегодного курса); - книгу для родителей.
Необычность и новизна методологии
превентивного обучения (обучение в группах,
ролевое моделирование, задания в рабочей тетради
и т.д.) позволяет активизировать деятельность
учащихся, повышает их интерес к предмету
обсуждения, тем самым значительно увеличивается
эффективность уроков.
В программах имеются материалы для оценки
эффективности проведенного курса. С учетом
возрастных особенностей детей для каждого года
обучения разработаны тесты, которые проводятся
на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)
уроках учебного года. Увеличение числа
правильных ответов на 30% и более свидетельствует
об усвоении учащимися знаний по данным
программам, а также выявляет среди детей “группу
риска”.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор”
включают в себя и работу с родителями, т.к.
ребёнку необходимо получать единообразную
информацию по проблеме здорового образа жизни,
как в школе, так и в семье, чтобы не допустить
возможности возникновения конфликта ценностей у
детей.
Исходя из данных, полученных в ходе многолетних
исследований, из опыта профилактической
антинаркотической работы следует, что первичная
профилактика намного эффективнее среди тех, кто
ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам
начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их
употребления способствует предупреждению
употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели
программы достигнут, если будут введены с
первого класса. В этом случае реализуются
главные принципы программ: “системность” и
“спиральность”, т.к. параллельно с ростом,
развитием, увеличением объёма школьных знаний
ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся
ежегодно, расширяются и усложняются, а установки
и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются
на протяжении с 1-го по 9-й класс, что обеспечит
здоровый выбор в 10-11-м классе.
Количество часов, отведённых для реализации
программ, составляет в 1-4-х классах и 6-11-х классах
– 8 часов в год, а в 5-м классе – 12 часов в год. Опыт
внедрения программ показал целесообразность их
поэтапного введения.
Однако, возможно одновременное введение данных
программ на ступенях 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классов, при
условии изучения материала предыдущих ступеней
за счёт увеличения часов: на ступени 1-4-х кл. на 1-2
часа в год, 5-7-х кл. на 3-4 часа в год, 8-9-х кл. на 4 часа
в год, в зависимости от уровня развития и
подготовленности учащихся.
Существует несколько вариантов определения
места данных программ в учебно-воспитательном
процессе ОУ. Первый вариант, предложенный
Министерством Образования РФ, внести отдельным
предметом в рамках
вариативности БУП за счёт часов школьного
компонента (обязательные занятия по выбору,
факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения
программ – это изучение в рамках учебного
предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а
также спецкурсов и факультативов, связанных со
здоровьесберегающими технологиями (психология
общения, и др.). Третий вариант (преимущественно
для инновационных ОУ) – введение программ
“Полезные привычки, навыки, выбор” через
классные часы.
Учитывая опыт внедрения данных программ в
нашей гимназии, оптимальная частота проведения
уроков – это 1 раз в месяц. Если программы
реализуются в рамках других предметов и
спецкурсов, то допускается ведение блоками,
исходя из содержания основного предмета.
Роль учителя в проведении уроков по программам
“Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень
важна и не совсем обычна. Превентивное обучение
представляет собой новую область педагогической
деятельности, в которой тесно переплелись
современная педагогика, практическая психология
и идеи медицинской профилактики. Методы
превентивного обучения не исчерпываются
традиционными, применяемыми в каждой школе и
хорошо известными учителю, поэтому обязательным
условием является обучение педагога на
семинаре-тренинге для работы на всех ступенях по
данным программам. Это может быть
педагог-психолог, социальный педагог,
педагог-предметник (биология, ОБЖ), учитель
начальных классов, зам. директора по охране труда
и здоровья участников образовательного
процесса, учитель, интересующийся проблемой
здорового образа жизни.
Учитывая опыт ведения программ “Полезные
привычки, навыки, выбор”, необходимо отметить,
что более эффективно для школы и учащихся
проведение уроков одним педагогом с 1-го по 11-й
класс.
Результаты мониторинга по оценке
эффективности обучения по программам “Полезные
привычки, навыки, выбор”, проведённого в МОУ
“Общеобразовательная гимназия № 6”,
свидетельствуют о несомненных улучшениях в
знаниях учащихся в сравнении с началом и
окончанием курса. Качественный показатель
увеличился в среднем на 57%, а количественный – на
60%.
Несмотря на существующие официальные
документы, профилактика употребления ПАВ в
рамках федерального, регионального или
школьного компонентов образовательных программ
не стала повсеместной и последовательной.
Профилактика в образовательных учреждениях чаще
всего осуществляется работниками медицинских
учреждений и учителями-предметниками, как
правило, эпизодически. При этом используется
преимущественно информационная модель в форме
индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и
отдельных уроков в рамках учебных предметов.
Поэтому данные программы превентивного
образования необходимы школьникам, т.к. имеют
систему формирования навыков социальной и
личностной компетентности, а также профилактики
употребления ПАВ.
«Концептуальные основы реализуемой превентивной программы».
Программа классного руководителя «Полезные навыки».
Концепция
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т. е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные навыки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Актуальность
Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – классный час.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Научить детей эффективно общаться.
4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
Принципы программы:
- принцип природосообразности;
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- принцип сотрудничества;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход;
- возрастной подход.
Воспитательное значение – воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.
Просветительное значение – расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.
Профилактическое значение – сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна – как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил.
Методы обучения по программе «Полезные навыки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения – энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:
В рамках когнитивного компонента | Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках; ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы |
В рамках ценностного и эмоционального компонентов | Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения. |
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента | Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ. |
Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:
Регулятивные
– ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
– ученик научится принимать решения в проблемной ситуации;
– ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
– ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;
– ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ
Коммуникативные
– ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
– ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.
Личностные
– ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;
– ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;
Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:
– ученик получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
– ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;
– ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Ожидаемые результаты:
- У обучающихся должны сформироваться навыки эффективного общения в разнообразных ситуациях.
- Формирование навыков рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.
Оценка достижения результатов
Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных тестовых заданий.
Формы подведения итогов: Тесты, брейн-ринг, игры.
Методическое оснащение и сопровождение:
- пособие для учителя; рабочие тетради для учащихся; брошюры для родителей;
- компьютер; проектор; экран.
Количество часов: программа рассчитана на 8 часов.
Содержание программы:
Тема 1: «Тревожность» (1ч.)
Понятие тревожности. Ситуации, вызывающие тревожность.
Тема 2: «Преодоление тревожности» (1ч.)
Способы преодоления тревожности.
Тема 3: «Как начать разговор?» (1ч.)
Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.
Тема 4: «Как поддерживать и завершать разговор?» (1ч.)
Условия эффективного общения.
Тема 5:« Манипулирование» (1ч.)
Понятие манипулирование. Различные виды поведения.
Тема 6: «Манипулирование и давление» (1 ч.)
Манипулирование как одно из видов давления.
Тема 7: «Наркотики» (1ч.)
Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.
Тема 8: «Итоговое занятие в форме брейн – ринга» (1ч.)
Тематическое планирование
6класс | ||
1 | Тревожность | 1 |
2 | Как преодолеть тревожность | 1 |
3 | Как начать разговор | 1 |
4 | Как поддерживать и завершать разговор | 1 |
5 | Манипулирование | 1 |
6 | Манипулирование и давление | 1 |
7 | Наркотики | 1 |
8 | Брейн – ринг | 1 |
Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.
- Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
- Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
- ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06. 1999 г.
- Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением. (От 14.10.2015 г.).
Список литературы:
1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.
8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых – Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
9.Кинчер Дж. Книга о тебе. – Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
10.Материалы для учителя. «Полезные навыки».
11.Рабочая тетрадь «Полезные навыки».
12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.