Превентивная программа полезные навыки в 9 классе
Мастерская «Литературное творчество»
1. Постановка проблемы и ее актуальность.
Каждый человек талантлив, если помнить, что талант это на 90% – труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. Кроме того, немало детей, замкнутых, стеснительных, нерешительных и т.п., ощущают определенный дискомфорт. Они не активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым (а иногда и высмеянным). В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности.
2. Краткая характеристика группы.
Группа учащихся, занимающихся в мастерской, не однородна по возрасту литературному опыту, и это предполагает индивидуальный подход на занятиях и формирование мини-групп.
Ребята постарше тяготеют к лирическим произведениям (больше – девочки), оформляя литературно свои собственные переживания, часто критически выражая свое отношение к действительности. Младшие ребята более склонны к подражательству известным произведениям и т.д.
3. Цели и задачи работы мастерской:
1)воспитание нравственно-этической культуры школьников, формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию кругозора, повышению интеллектуального уровня;
2)развитие творческих способностей, умения понимать и создавать Прекрасное, формирование стремления к самореализации личности через собственный литературный труд.
4. Формы проведения занятий:
-учебные занятия по технике стихосложения;
-сочинение стихов, песен, частушек;
-аналитический разбор написанного;
-творческие конкурсы, викторины;
-проведение вечеров;
-составление литературного альманаха. 2
5. План работы на год.
1 четверть
1.Знакомство с основными понятиями поэтического произведения (три волшебных «Р»).
2.Сочинение стихов по готовым рифмам на военно-патриотическую тему и лирическую тему.
3.Вечер-беседа «Уроки Пушкина».
4 .Работа над рифмой. Строгая и нестрогая рифма.
2 четверть
1.Занятие по совершенствованию ритмики стихов.
2.Сочинение стихов о природе
3.Поиск эпитетов, сравнений, метафор и др. средств художественной выразительности.
4.Развитие сюжета, логика стиха, упражнение «Расскажи мне сказку».
5.Новогодний «Огонек»
3 четверть
1.Критический анализ своего творчества; коллективный разбор стихов.
2.Размер стиха. Плавность стиха.
3.Сочинение стихов о зиме по своим рифмам.
4.Работа над совершенствованием стихотворения; синонимы и их использование.
5.Игры по развитию фантазии («Сказка», «Что на что похоже?», «Волшебная цепочка»).
6.Отбор стихов для литературного альманаха.
4 четверть
1.Сочинение стихов на тему «Жизнь и весна».
2.Критический анализ и разбор написанного.
3.Подготовка произведений для литературного альманаха.
4..Упражение «Краткость – сестра таланта».
5.Творческий конкурс «Реклама + эпиграмма».
6.Итоги.
К концу года учащиеся должны:
– иметь представление о правилах стихосложения;
– уметь сочинять стихи по готовым рифмам с соблюдением ритма и размера;
-знать упражнения по развитию творческих навыков.
Анализ работы мастерской «Литературное творчество»:
В Мастерской работали дети разного возраста в мини-группах. Каждый здесь ощущал собственную значимость и удовлетворение. Дети учились сочинять стихи по правилам стихосложения, создавали сказки. Они развивали свой кругозор, критически выражали свое отношение к действительности. Мастерская работала в атмосфере успешности, творчества каждого.
Приложение
Т в о р ч е с т в о р е б я т
Под девизом: «Все способны!»
а) Стихи по опорным словам с групповым поиском возможных рифм, эпитетов, сравнений. Слова: цветы, рука, глаза, рассвет.
Я подарил тебе цветы
Они – как светлые банты.
Твои чудесные глаза –
Как будто чистая слеза.
Опять закат, опять рассвет,
И я скажу тебе: «Привет!»
В моей руке – твоя рука.
Мы будем вместе на века
* * *
Обычно дарят нам цветы
Одни лишь умные шуты.
У них изящная рука,
Зато всегда болят бока.
У них веселые глаза,
Но где-то там внутри слеза.
Они несут надежды свет
И людям дарят свой рассвет.
(Саша Б., Женя П.)
б) Стихи на заданную тему с самостоятельным выбором рифм, размера.
Моя рука дрожащая
На печку опускается,
Берет свечу торящую
И снова поднимается.
Свеча еще горящая,
Потухнет в скором времени.
Звезда вдали летящая,
Погаснет в этой темени.
(Анвар И.)
* * *
Я играю в куклу Машу.
По утрам даю ей кашу,
Днем причесываю, мою,
Дверь в машинку ей открою.
Ну а вечером – бай – бай,
Глазки Маша, закрывай?
Кукле делаю услуги.
Мы с ней лучшие подруги.
(Аюна Б.)
в) Стихи по готовым рифмам («буриме»).
Недавно кончились дожди.
Плохой погоды ты не жди.
И тихо слышны в небесах
Знакомые нам голоса.
И я пишу слова
Про наши острова.
Там чистая вода
Всегда, всегда, всегда!
* * *
Вот опять идут дожди
Ты меня, конечно, жди.
Приплывешь на острова,
Зазвучат твои слова.
Разойдутся небеса,
Зазвучат тут голоса,
Испарится вся вода…
Буду я с тобой всегда.
(Валя М.)
* * *
Теперь, мой старый добрый друг,
Поедем мы с тобой на юг.
Туда, где круглый год жара –
Для солнца и добра пора.
Взберемся мы с тобой на волны
И будем вместе счастья полны.
И будем ввечеру мы где-то
Летать по пляжу, как кометы.
(Саша Б., 9 кл.)
* * *
Сегодня еду я на юг.
Но где ты, мой любимый друг?
На улице играет лето,
А ты все пропадаешь где-то.
Сегодня сильная жара.
Настала летняя пора.
А в море бурно плещут волны,
И радости они все полны.
(Анвар И.
Литература:
Журнал «Русский язык в школе и дома», 2003 – № 6.
Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». М: Изд. «Школьная
Пресса», 2007 – 2008, №1 – 8.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972
Виноградов В.В. О теории стихотворной речи. – М., 1971
Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М.В.Панов. – М., 1984
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Полезные навыки» в 9 классе составлена на основе превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, – «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», авторы: Л.Колесова, О.Романова / Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост. Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич, Е.А.Попова; Иркутск,2010
«Полезные навыки» являются продолжением современной программы превентивного обучения, базирующейся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
Целью «Полезных навыков» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Научить детей эффективно общаться.
4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. «Полезные навыки» последовательно реализуют современную методологию превентивного обучения, ориентированную на ученика и применяющую методы обучения в группе.
Программа ориентирована на использование учебных пособий «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной); рабочих тетрадей по классам.
Рабочая программа «Полезные навыки» в 9 классе рассчитана на 17 часов и распределена на первое полугодие учебного года.
Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются. «Полезные навыки» включают материалы для учителя, учеников и их родителей.
В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.
В 5 классе «Полезные навыки» содержат двенадцать уроков, в 6 ,7 , 8, 9 классах – по восемь уроков.
Для каждого класса разработаны уроки по формированию личностной и социальной компетенции, посвященные образу Я, принятию решений и общению.
В 5 классе четыре урока посвящены ингалянтам и понятию о ПАВ.
В 6 и 7 классах отведено четыре урока представлению о наркотиках.
Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 5 по 9 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.
Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.
Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.
Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
• Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать
• правила здорового образа жизни.
• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и
• корректировать несоответствия.
• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к
• одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
Формы и методы организации учебной деятельности
Методы обучения: методы превентивного обучения:
– групповая работа;
– кооперативное обучение;
– мозговой штурм;
– групповая дискуссия;
– ролевое моделирование;
– упражнения – энергизаторы;
Структура занятия:
– форма интерактива (тренинг, ролевая игра, коллаж);
– правило группы;
– упражнения – энергизаторы;
– основное упражнение, использование рабочей тетради;
– вспомогательное упражнение;
– рефлексия;
-обратная связь, выводы.
Знания не оцениваются.
Обратная связь, положительная психологическая атмосфера, анализ уроков обучающимися – важные индикаторы успешности занятия.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ
о факторах, влияющих на здоровье человека
признаки здорового человека
источники влияния и давления
безопасные интересные способы проведения времени
Уметь:
Делать здоровый выбор
Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними
Принимать рациональные решения
Анализировать собственные качества
Обладать навыками:
Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.
Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления
Самоконтроля, самооценки
Преодоления стресса, тревоги
Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ
Преодоления жизненных трудностей в целом
Самовыражения через увлечения, развивающие личность
Календарно-тематическое планирование в 9 классе
№ п/п Тема занятий Кол-во часов Дата
по плану Дата факт. 1 Моя внешность 2 2 Чувства. Которые мы переживаем 2 3 Как преодолеть конфликт 2 4 Насилие 2 5 Близкие отношения и риск 2 6 Как заражаются ВИЧ 2 7 Рискованное поведение и ВИЧ 2 8 Безопасное поведение и ВИЧ 2 9 Итоговое занятие 1 17 Тематическое планирование
Тема занятия Количество часов
1 Что такое психоактивное вещество 2
2 Соблюдай безопасность 2
3 Кто и почему употребляет психоактивные вещества 2
4 Давление, влияние, ситуации 2
5 Ингалянты2
6 Мое здоровье 2
6класс 1 Тревожность 1
2 Как преодолеть тревожность 1
3 Как начать разговор 1
4 Как поддерживать и завершать разговор 1
5 Манипулирование 1
6 Манипулирование и давление 1
7 Наркотики 1
8 Наркотики 1
7 класс 1 Я и мои поступки 1
2 Самооценка и самовоспитание 1
3 Как преодолевать стеснительность 1
4 Ответственность 2
5 Что такое марихуана 1
6 Правда и ложь о марихуане 1
7 Вперед к здоровью 1
8 класс 1 Мои ценности 1
2 Красота и здоровье 1
3 Возраст, доверие, независимость 1
4 Мое настроение и общение с людьми 1
5 Мое настроение и общение с людьми 1
6 Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения 1
7 Развлечения в компании 1
8 ВИЧ/ Спид1
9 класс 1
1 Моя внешность 1
2 Чувства. Которые мы переживаем 1
3 Как преодолеть конфликт 1
4 Насилие 1
5 Близкие отношения и риск 1
6 Как заражаются ВИЧ 1
7 Рискованное поведение и ВИЧ 1
8 Безопасное поведение и ВИЧ 1
Литература:
1.Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост. Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич, Е.АПопова; Иркутск,2010
2.Учебные пособия «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка».Авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной)
3.Рабочие тетради по классам.
Анализ работы по превентивной программе «Полезные навыки» в 9 а классе 2018-2019 уч.год
Руководитель: Жукова В.В.
Целью данной программы является: овладение учащимися объективными, соответствующими знаниями, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность заболевания ВИЧ и психологическую устойчивость к конфликтным ситуациям.
Программа нацелена на то, может и должна помочь обучающимся как можно раньше сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях, готовность нести ответственность за принятые решения.
Данная программа направлена на профилактику ВИЧ, повышение уровня жизненной компетентности.
Задачи программы:
Дать школьникам объективную информацию о ВИЧ, рисках заражения и безопасном поведении.
Выработать устойчивую психологическую защиту в период пубертатного развития у учащихся, убрать комплексы по внешности.
Выработать определённые поведенческие навыки.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
В 2018 – 2019 учебном году были проведены 8 занятий по темам:
Моя внешность
Чувства, которые мы переживаем
Как преодолеть конфликт
Насилие
Близкие отношения и риск
Как заражаются ВИЧ
Рискованное поведение и ВИЧ
Безопасное поведение и ВИЧ
Количество участников программы 30 человек – 100% от учащихся класса. Ведёт программу классный руководитель, в течении года для участия в профилактических занятиях привлекались специалисты, волонтёры и студенты педагогического колледжа.
Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. Опыт показывает, что практически невозможно достичь успеха в профилактике заражения ВИЧ, избежать психологических стрессов школьников (комплекс внешности, первые отношения и т.д.), в том случае, если они не обладают определенными личностными качествами и социальными навыками, в школе, а зачастую и в семье, ничего не предпринимается для того, чтобы развить их у подростков. Поэтому неотъемлемой частью курса профилактики вышеперечисленного являются занятия, направленные на формирование гармоничной личности.
Анализ опроса участников программы в конце учебного года показал:
100 % учащихся получили достаточный объём знаний по программе;
У всех обучающихся есть желание продолжить занятия в следующем учебном году.
Анкетирование показало результативность профилактической работы по программе «Полезные навыки» у школьников сформировалось позитивное отношение к миру и высокая сопротивляемость негативным явлениям, знания относительно вреда и угрозы ВИЧ. Учащихся привлекла возможность узнавать новое, работать в парах, группах, высказываться на классных часах по «Полезным навыкам».
Выводы: Превентивное обучение учащихся в соответствии с учебным пособием «Полезные навыки» эффективно. Дети приобрели новые знания о ВИЧ и рисках в поведении, о влиянии отношения к внешности и давления сверстников, о принятии ответственных решений и преодолении конфликтов. У детей и родителей сформировалось положительное отношение к превентивному обучению.
Руководитель программы: ____________ Жукова В.В.
Приобщение детей и подростков к употреблению
табака, алкоголя и других психоактивных веществ
(далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое –
это наличие определенных склонностей, черт,
свойств и качеств самого человека, включая
биологические, физиологические,
психологические, социальные и нравственные.
Этими качествами определяется спрос на ПАВ.
Второе – это доступность ПАВ в обществе.
Доступность тесно связана с предложением.
Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает
сочетание мер по сокращению спроса и
предложения. Превентивное обучение служит
средством сокращения спроса.
Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.),
“Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор”
(10-11-е кл.) – это современные программы
превентивного обучения, включающие элементы
трех моделей профилактики: образовательной,
медицинской, психосоциальной, являющиеся
универсальной (первичной) профилактикой
употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому
их целью является овладение учащимися
объективными, соответствующими возрасту
знаниями, а также формирование здоровых
установок и навыков ответственного поведения,
снижающих вероятность приобщения к употреблению
табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.
Данные программы создавались группой
российских специалистов (под руководством
кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по
инициативе Международной некоммерческой
организации Project HOPE. Апробация программ
осуществлялась в школах г. Москвы в течение 1997 –
2000 гг., а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. В
2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г.
“Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор”
были утверждены Федеральным Экспертным Советом
Министерства Образования РФ и получили гриф
“Допущено Министерством Образования РФ”.
Программа “Полезные привычки” направлена на
профилактику табакокурения и употребления
алкоголя. Долговременная задача следующих
программ – предупреждение употребления
наркотических, токсикоманических веществ и
ВИЧ-инфекции.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор”
ведутся с 1-го по 11-й класс, имеют полное
методическое оснащение и сопровождение,
включающее:
- пособие для учителя (с поурочными разработками);
- рабочую тетрадь для учащегося;
- комплекс пре– и пост– тестов (мониторинг для
оценки эффективности ежегодного курса); - книгу для родителей.
Необычность и новизна методологии
превентивного обучения (обучение в группах,
ролевое моделирование, задания в рабочей тетради
и т.д.) позволяет активизировать деятельность
учащихся, повышает их интерес к предмету
обсуждения, тем самым значительно увеличивается
эффективность уроков.
В программах имеются материалы для оценки
эффективности проведенного курса. С учетом
возрастных особенностей детей для каждого года
обучения разработаны тесты, которые проводятся
на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)
уроках учебного года. Увеличение числа
правильных ответов на 30% и более свидетельствует
об усвоении учащимися знаний по данным
программам, а также выявляет среди детей “группу
риска”.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор”
включают в себя и работу с родителями, т.к.
ребёнку необходимо получать единообразную
информацию по проблеме здорового образа жизни,
как в школе, так и в семье, чтобы не допустить
возможности возникновения конфликта ценностей у
детей.
Исходя из данных, полученных в ходе многолетних
исследований, из опыта профилактической
антинаркотической работы следует, что первичная
профилактика намного эффективнее среди тех, кто
ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам
начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их
употребления способствует предупреждению
употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели
программы достигнут, если будут введены с
первого класса. В этом случае реализуются
главные принципы программ: “системность” и
“спиральность”, т.к. параллельно с ростом,
развитием, увеличением объёма школьных знаний
ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся
ежегодно, расширяются и усложняются, а установки
и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются
на протяжении с 1-го по 9-й класс, что обеспечит
здоровый выбор в 10-11-м классе.
Количество часов, отведённых для реализации
программ, составляет в 1-4-х классах и 6-11-х классах
– 8 часов в год, а в 5-м классе – 12 часов в год. Опыт
внедрения программ показал целесообразность их
поэтапного введения.
Однако, возможно одновременное введение данных
программ на ступенях 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классов, при
условии изучения материала предыдущих ступеней
за счёт увеличения часов: на ступени 1-4-х кл. на 1-2
часа в год, 5-7-х кл. на 3-4 часа в год, 8-9-х кл. на 4 часа
в год, в зависимости от уровня развития и
подготовленности учащихся.
Существует несколько вариантов определения
места данных программ в учебно-воспитательном
процессе ОУ. Первый вариант, предложенный
Министерством Образования РФ, внести отдельным
предметом в рамках
вариативности БУП за счёт часов школьного
компонента (обязательные занятия по выбору,
факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения
программ – это изучение в рамках учебного
предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а
также спецкурсов и факультативов, связанных со
здоровьесберегающими технологиями (психология
общения, и др.). Третий вариант (преимущественно
для инновационных ОУ) – введение программ
“Полезные привычки, навыки, выбор” через
классные часы.
Учитывая опыт внедрения данных программ в
нашей гимназии, оптимальная частота проведения
уроков – это 1 раз в месяц. Если программы
реализуются в рамках других предметов и
спецкурсов, то допускается ведение блоками,
исходя из содержания основного предмета.
Роль учителя в проведении уроков по программам
“Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень
важна и не совсем обычна. Превентивное обучение
представляет собой новую область педагогической
деятельности, в которой тесно переплелись
современная педагогика, практическая психология
и идеи медицинской профилактики. Методы
превентивного обучения не исчерпываются
традиционными, применяемыми в каждой школе и
хорошо известными учителю, поэтому обязательным
условием является обучение педагога на
семинаре-тренинге для работы на всех ступенях по
данным программам. Это может быть
педагог-психолог, социальный педагог,
педагог-предметник (биология, ОБЖ), учитель
начальных классов, зам. директора по охране труда
и здоровья участников образовательного
процесса, учитель, интересующийся проблемой
здорового образа жизни.
Учитывая опыт ведения программ “Полезные
привычки, навыки, выбор”, необходимо отметить,
что более эффективно для школы и учащихся
проведение уроков одним педагогом с 1-го по 11-й
класс.
Результаты мониторинга по оценке
эффективности обучения по программам “Полезные
привычки, навыки, выбор”, проведённого в МОУ
“Общеобразовательная гимназия № 6”,
свидетельствуют о несомненных улучшениях в
знаниях учащихся в сравнении с началом и
окончанием курса. Качественный показатель
увеличился в среднем на 57%, а количественный – на
60%.
Несмотря на существующие официальные
документы, профилактика употребления ПАВ в
рамках федерального, регионального или
школьного компонентов образовательных программ
не стала повсеместной и последовательной.
Профилактика в образовательных учреждениях чаще
всего осуществляется работниками медицинских
учреждений и учителями-предметниками, как
правило, эпизодически. При этом используется
преимущественно информационная модель в форме
индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и
отдельных уроков в рамках учебных предметов.
Поэтому данные программы превентивного
образования необходимы школьникам, т.к. имеют
систему формирования навыков социальной и
личностной компетентности, а также профилактики
употребления ПАВ.