Превентивная программа полезные навыки 9 класс
Мастерская «Литературное творчество»
1. Постановка проблемы и ее актуальность.
Каждый человек талантлив, если помнить, что талант это на 90% – труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. Кроме того, немало детей, замкнутых, стеснительных, нерешительных и т.п., ощущают определенный дискомфорт. Они не активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым (а иногда и высмеянным). В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности.
2. Краткая характеристика группы.
Группа учащихся, занимающихся в мастерской, не однородна по возрасту литературному опыту, и это предполагает индивидуальный подход на занятиях и формирование мини-групп.
Ребята постарше тяготеют к лирическим произведениям (больше – девочки), оформляя литературно свои собственные переживания, часто критически выражая свое отношение к действительности. Младшие ребята более склонны к подражательству известным произведениям и т.д.
3. Цели и задачи работы мастерской:
1)воспитание нравственно-этической культуры школьников, формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию кругозора, повышению интеллектуального уровня;
2)развитие творческих способностей, умения понимать и создавать Прекрасное, формирование стремления к самореализации личности через собственный литературный труд.
4. Формы проведения занятий:
-учебные занятия по технике стихосложения;
-сочинение стихов, песен, частушек;
-аналитический разбор написанного;
-творческие конкурсы, викторины;
-проведение вечеров;
-составление литературного альманаха. 2
5. План работы на год.
1 четверть
1.Знакомство с основными понятиями поэтического произведения (три волшебных «Р»).
2.Сочинение стихов по готовым рифмам на военно-патриотическую тему и лирическую тему.
3.Вечер-беседа «Уроки Пушкина».
4 .Работа над рифмой. Строгая и нестрогая рифма.
2 четверть
1.Занятие по совершенствованию ритмики стихов.
2.Сочинение стихов о природе
3.Поиск эпитетов, сравнений, метафор и др. средств художественной выразительности.
4.Развитие сюжета, логика стиха, упражнение «Расскажи мне сказку».
5.Новогодний «Огонек»
3 четверть
1.Критический анализ своего творчества; коллективный разбор стихов.
2.Размер стиха. Плавность стиха.
3.Сочинение стихов о зиме по своим рифмам.
4.Работа над совершенствованием стихотворения; синонимы и их использование.
5.Игры по развитию фантазии («Сказка», «Что на что похоже?», «Волшебная цепочка»).
6.Отбор стихов для литературного альманаха.
4 четверть
1.Сочинение стихов на тему «Жизнь и весна».
2.Критический анализ и разбор написанного.
3.Подготовка произведений для литературного альманаха.
4..Упражение «Краткость – сестра таланта».
5.Творческий конкурс «Реклама + эпиграмма».
6.Итоги.
К концу года учащиеся должны:
– иметь представление о правилах стихосложения;
– уметь сочинять стихи по готовым рифмам с соблюдением ритма и размера;
-знать упражнения по развитию творческих навыков.
Анализ работы мастерской «Литературное творчество»:
В Мастерской работали дети разного возраста в мини-группах. Каждый здесь ощущал собственную значимость и удовлетворение. Дети учились сочинять стихи по правилам стихосложения, создавали сказки. Они развивали свой кругозор, критически выражали свое отношение к действительности. Мастерская работала в атмосфере успешности, творчества каждого.
Приложение
Т в о р ч е с т в о р е б я т
Под девизом: «Все способны!»
а) Стихи по опорным словам с групповым поиском возможных рифм, эпитетов, сравнений. Слова: цветы, рука, глаза, рассвет.
Я подарил тебе цветы
Они – как светлые банты.
Твои чудесные глаза –
Как будто чистая слеза.
Опять закат, опять рассвет,
И я скажу тебе: «Привет!»
В моей руке – твоя рука.
Мы будем вместе на века
* * *
Обычно дарят нам цветы
Одни лишь умные шуты.
У них изящная рука,
Зато всегда болят бока.
У них веселые глаза,
Но где-то там внутри слеза.
Они несут надежды свет
И людям дарят свой рассвет.
(Саша Б., Женя П.)
б) Стихи на заданную тему с самостоятельным выбором рифм, размера.
Моя рука дрожащая
На печку опускается,
Берет свечу торящую
И снова поднимается.
Свеча еще горящая,
Потухнет в скором времени.
Звезда вдали летящая,
Погаснет в этой темени.
(Анвар И.)
* * *
Я играю в куклу Машу.
По утрам даю ей кашу,
Днем причесываю, мою,
Дверь в машинку ей открою.
Ну а вечером – бай – бай,
Глазки Маша, закрывай?
Кукле делаю услуги.
Мы с ней лучшие подруги.
(Аюна Б.)
в) Стихи по готовым рифмам («буриме»).
Недавно кончились дожди.
Плохой погоды ты не жди.
И тихо слышны в небесах
Знакомые нам голоса.
И я пишу слова
Про наши острова.
Там чистая вода
Всегда, всегда, всегда!
* * *
Вот опять идут дожди
Ты меня, конечно, жди.
Приплывешь на острова,
Зазвучат твои слова.
Разойдутся небеса,
Зазвучат тут голоса,
Испарится вся вода…
Буду я с тобой всегда.
(Валя М.)
* * *
Теперь, мой старый добрый друг,
Поедем мы с тобой на юг.
Туда, где круглый год жара –
Для солнца и добра пора.
Взберемся мы с тобой на волны
И будем вместе счастья полны.
И будем ввечеру мы где-то
Летать по пляжу, как кометы.
(Саша Б., 9 кл.)
* * *
Сегодня еду я на юг.
Но где ты, мой любимый друг?
На улице играет лето,
А ты все пропадаешь где-то.
Сегодня сильная жара.
Настала летняя пора.
А в море бурно плещут волны,
И радости они все полны.
(Анвар И.
Литература:
Журнал «Русский язык в школе и дома», 2003 – № 6.
Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». М: Изд. «Школьная
Пресса», 2007 – 2008, №1 – 8.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972
Виноградов В.В. О теории стихотворной речи. – М., 1971
Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М.В.Панов. – М., 1984
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Полезные навыки» в 9 классе составлена на основе превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, – «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», авторы: Л.Колесова, О.Романова / Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост. Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич, Е.А.Попова; Иркутск,2010
«Полезные навыки» являются продолжением современной программы превентивного обучения, базирующейся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
Целью «Полезных навыков» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Научить детей эффективно общаться.
4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. «Полезные навыки» последовательно реализуют современную методологию превентивного обучения, ориентированную на ученика и применяющую методы обучения в группе.
Программа ориентирована на использование учебных пособий «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной); рабочих тетрадей по классам.
Рабочая программа «Полезные навыки» в 9 классе рассчитана на 17 часов и распределена на первое полугодие учебного года.
Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются. «Полезные навыки» включают материалы для учителя, учеников и их родителей.
В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.
В 5 классе «Полезные навыки» содержат двенадцать уроков, в 6 ,7 , 8, 9 классах – по восемь уроков.
Для каждого класса разработаны уроки по формированию личностной и социальной компетенции, посвященные образу Я, принятию решений и общению.
В 5 классе четыре урока посвящены ингалянтам и понятию о ПАВ.
В 6 и 7 классах отведено четыре урока представлению о наркотиках.
Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 5 по 9 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.
Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.
Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.
Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
• Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать
• правила здорового образа жизни.
• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и
• корректировать несоответствия.
• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к
• одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
Формы и методы организации учебной деятельности
Методы обучения: методы превентивного обучения:
– групповая работа;
– кооперативное обучение;
– мозговой штурм;
– групповая дискуссия;
– ролевое моделирование;
– упражнения – энергизаторы;
Структура занятия:
– форма интерактива (тренинг, ролевая игра, коллаж);
– правило группы;
– упражнения – энергизаторы;
– основное упражнение, использование рабочей тетради;
– вспомогательное упражнение;
– рефлексия;
-обратная связь, выводы.
Знания не оцениваются.
Обратная связь, положительная психологическая атмосфера, анализ уроков обучающимися – важные индикаторы успешности занятия.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ
о факторах, влияющих на здоровье человека
признаки здорового человека
источники влияния и давления
безопасные интересные способы проведения времени
Уметь:
Делать здоровый выбор
Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними
Принимать рациональные решения
Анализировать собственные качества
Обладать навыками:
Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.
Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления
Самоконтроля, самооценки
Преодоления стресса, тревоги
Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ
Преодоления жизненных трудностей в целом
Самовыражения через увлечения, развивающие личность
Календарно-тематическое планирование в 9 классе
№ п/п Тема занятий Кол-во часов Дата
по плану Дата факт. 1 Моя внешность 2 2 Чувства. Которые мы переживаем 2 3 Как преодолеть конфликт 2 4 Насилие 2 5 Близкие отношения и риск 2 6 Как заражаются ВИЧ 2 7 Рискованное поведение и ВИЧ 2 8 Безопасное поведение и ВИЧ 2 9 Итоговое занятие 1 17 Тематическое планирование
Тема занятия Количество часов
1 Что такое психоактивное вещество 2
2 Соблюдай безопасность 2
3 Кто и почему употребляет психоактивные вещества 2
4 Давление, влияние, ситуации 2
5 Ингалянты2
6 Мое здоровье 2
6класс 1 Тревожность 1
2 Как преодолеть тревожность 1
3 Как начать разговор 1
4 Как поддерживать и завершать разговор 1
5 Манипулирование 1
6 Манипулирование и давление 1
7 Наркотики 1
8 Наркотики 1
7 класс 1 Я и мои поступки 1
2 Самооценка и самовоспитание 1
3 Как преодолевать стеснительность 1
4 Ответственность 2
5 Что такое марихуана 1
6 Правда и ложь о марихуане 1
7 Вперед к здоровью 1
8 класс 1 Мои ценности 1
2 Красота и здоровье 1
3 Возраст, доверие, независимость 1
4 Мое настроение и общение с людьми 1
5 Мое настроение и общение с людьми 1
6 Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения 1
7 Развлечения в компании 1
8 ВИЧ/ Спид1
9 класс 1
1 Моя внешность 1
2 Чувства. Которые мы переживаем 1
3 Как преодолеть конфликт 1
4 Насилие 1
5 Близкие отношения и риск 1
6 Как заражаются ВИЧ 1
7 Рискованное поведение и ВИЧ 1
8 Безопасное поведение и ВИЧ 1
Литература:
1.Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост. Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич, Е.АПопова; Иркутск,2010
2.Учебные пособия «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка».Авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной)
3.Рабочие тетради по классам.
Приобщение детей и подростков к употреблению
табака, алкоголя и других психоактивных веществ
(далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое –
это наличие определенных склонностей, черт,
свойств и качеств самого человека, включая
биологические, физиологические,
психологические, социальные и нравственные.
Этими качествами определяется спрос на ПАВ.
Второе – это доступность ПАВ в обществе.
Доступность тесно связана с предложением.
Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает
сочетание мер по сокращению спроса и
предложения. Превентивное обучение служит
средством сокращения спроса.
Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.),
“Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор”
(10-11-е кл.) – это современные программы
превентивного обучения, включающие элементы
трех моделей профилактики: образовательной,
медицинской, психосоциальной, являющиеся
универсальной (первичной) профилактикой
употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому
их целью является овладение учащимися
объективными, соответствующими возрасту
знаниями, а также формирование здоровых
установок и навыков ответственного поведения,
снижающих вероятность приобщения к употреблению
табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.
Данные программы создавались группой
российских специалистов (под руководством
кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по
инициативе Международной некоммерческой
организации Project HOPE. Апробация программ
осуществлялась в школах г. Москвы в течение 1997 –
2000 гг., а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. В
2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г.
“Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор”
были утверждены Федеральным Экспертным Советом
Министерства Образования РФ и получили гриф
“Допущено Министерством Образования РФ”.
Программа “Полезные привычки” направлена на
профилактику табакокурения и употребления
алкоголя. Долговременная задача следующих
программ – предупреждение употребления
наркотических, токсикоманических веществ и
ВИЧ-инфекции.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор”
ведутся с 1-го по 11-й класс, имеют полное
методическое оснащение и сопровождение,
включающее:
- пособие для учителя (с поурочными разработками);
- рабочую тетрадь для учащегося;
- комплекс пре– и пост– тестов (мониторинг для
оценки эффективности ежегодного курса); - книгу для родителей.
Необычность и новизна методологии
превентивного обучения (обучение в группах,
ролевое моделирование, задания в рабочей тетради
и т.д.) позволяет активизировать деятельность
учащихся, повышает их интерес к предмету
обсуждения, тем самым значительно увеличивается
эффективность уроков.
В программах имеются материалы для оценки
эффективности проведенного курса. С учетом
возрастных особенностей детей для каждого года
обучения разработаны тесты, которые проводятся
на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)
уроках учебного года. Увеличение числа
правильных ответов на 30% и более свидетельствует
об усвоении учащимися знаний по данным
программам, а также выявляет среди детей “группу
риска”.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор”
включают в себя и работу с родителями, т.к.
ребёнку необходимо получать единообразную
информацию по проблеме здорового образа жизни,
как в школе, так и в семье, чтобы не допустить
возможности возникновения конфликта ценностей у
детей.
Исходя из данных, полученных в ходе многолетних
исследований, из опыта профилактической
антинаркотической работы следует, что первичная
профилактика намного эффективнее среди тех, кто
ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам
начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их
употребления способствует предупреждению
употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели
программы достигнут, если будут введены с
первого класса. В этом случае реализуются
главные принципы программ: “системность” и
“спиральность”, т.к. параллельно с ростом,
развитием, увеличением объёма школьных знаний
ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся
ежегодно, расширяются и усложняются, а установки
и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются
на протяжении с 1-го по 9-й класс, что обеспечит
здоровый выбор в 10-11-м классе.
Количество часов, отведённых для реализации
программ, составляет в 1-4-х классах и 6-11-х классах
– 8 часов в год, а в 5-м классе – 12 часов в год. Опыт
внедрения программ показал целесообразность их
поэтапного введения.
Однако, возможно одновременное введение данных
программ на ступенях 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классов, при
условии изучения материала предыдущих ступеней
за счёт увеличения часов: на ступени 1-4-х кл. на 1-2
часа в год, 5-7-х кл. на 3-4 часа в год, 8-9-х кл. на 4 часа
в год, в зависимости от уровня развития и
подготовленности учащихся.
Существует несколько вариантов определения
места данных программ в учебно-воспитательном
процессе ОУ. Первый вариант, предложенный
Министерством Образования РФ, внести отдельным
предметом в рамках
вариативности БУП за счёт часов школьного
компонента (обязательные занятия по выбору,
факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения
программ – это изучение в рамках учебного
предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а
также спецкурсов и факультативов, связанных со
здоровьесберегающими технологиями (психология
общения, и др.). Третий вариант (преимущественно
для инновационных ОУ) – введение программ
“Полезные привычки, навыки, выбор” через
классные часы.
Учитывая опыт внедрения данных программ в
нашей гимназии, оптимальная частота проведения
уроков – это 1 раз в месяц. Если программы
реализуются в рамках других предметов и
спецкурсов, то допускается ведение блоками,
исходя из содержания основного предмета.
Роль учителя в проведении уроков по программам
“Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень
важна и не совсем обычна. Превентивное обучение
представляет собой новую область педагогической
деятельности, в которой тесно переплелись
современная педагогика, практическая психология
и идеи медицинской профилактики. Методы
превентивного обучения не исчерпываются
традиционными, применяемыми в каждой школе и
хорошо известными учителю, поэтому обязательным
условием является обучение педагога на
семинаре-тренинге для работы на всех ступенях по
данным программам. Это может быть
педагог-психолог, социальный педагог,
педагог-предметник (биология, ОБЖ), учитель
начальных классов, зам. директора по охране труда
и здоровья участников образовательного
процесса, учитель, интересующийся проблемой
здорового образа жизни.
Учитывая опыт ведения программ “Полезные
привычки, навыки, выбор”, необходимо отметить,
что более эффективно для школы и учащихся
проведение уроков одним педагогом с 1-го по 11-й
класс.
Результаты мониторинга по оценке
эффективности обучения по программам “Полезные
привычки, навыки, выбор”, проведённого в МОУ
“Общеобразовательная гимназия № 6”,
свидетельствуют о несомненных улучшениях в
знаниях учащихся в сравнении с началом и
окончанием курса. Качественный показатель
увеличился в среднем на 57%, а количественный – на
60%.
Несмотря на существующие официальные
документы, профилактика употребления ПАВ в
рамках федерального, регионального или
школьного компонентов образовательных программ
не стала повсеместной и последовательной.
Профилактика в образовательных учреждениях чаще
всего осуществляется работниками медицинских
учреждений и учителями-предметниками, как
правило, эпизодически. При этом используется
преимущественно информационная модель в форме
индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и
отдельных уроков в рамках учебных предметов.
Поэтому данные программы превентивного
образования необходимы школьникам, т.к. имеют
систему формирования навыков социальной и
личностной компетентности, а также профилактики
употребления ПАВ.