Превентивная программа 1 класс полезные привычки
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Данная рабочая программа составлена на основе курса занятий для младших школьников с 1 по 4 класс под редакцией ОбуховойЛ.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О..Е.
Курс «Полезные привычки» направлен на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы.
Программа рассчитана на один год обучения, на параллели первых классов.
Программа является модульной и состоит из 18 модулей, общим объёмом 33 часа, (один раз в неделю по 35 минут), из них теоретических часов 12 и практических 21ч., рассчитана на 1 уровень результатов внеучебной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.
Цель занятий: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
Программа ставит следующие задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- психогимнастика;
- игра.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
-применение индивидуальных, групповых форм обучения;
– формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Предполагаемые результаты работы:
К концу 1-го класса у учащихся должны быть сформированы следующие представления:
знать части своего тела и их функции;
что человек узнаёт мир с помощью органов чувств,
гигиенические требования к организации сна;
культуру питания;
правила гигиены полости рта;
сформировать полезные привычки;
Учащиеся должны уметь:
использовать в своей речи вежливые слова;
соблюдать правила поведения в школе;
знать коллективные игры и уметь организовывать их;
слушать и слышать;
принимать участие в организации подвижных игр;
выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
выполнять правила поведения за столом во время еды;
обладать навыками самоконтроля.
Учебно-тематический план программы « Полезные привычки»
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем. | Дата | Всего часов | Количество часов учебных занятий |
план | факт | теория | практика | |
1 | Дружи с водой | 2 | 1 | 1 |
2 | Забота о глазах | 1 | 1 | – |
3 | Уход за ушами | 1 | 1 | – |
4 | Уход за зубами | 3 | 1 | 2- |
5 | Уход за руками и ногами | 1 | 1 | – |
6 | Забота о коже | 3 | 1 | 2 |
7 | Как следует питаться | 2 | 1 | 1 |
8 | Как сделать сон полезным | 1 | 1 | – |
9 | Настроение в школе | 1 | – | 1 |
10 | Настроение после школы | 1 | – | 1 |
11 | Поведение в школе | 2 | – | 2 |
12 | Вредные привычки | 2 | 1 | 1 |
13 | Мышцы, кости и суставы | 2 | 1 | 1 |
14 | Как закалятся. Обливание и обтирание. | 1 | 1 | 1 |
15 | Как правильно вести себя на воде | 1 | 1 | – |
16 | Игры и упражнения на воде | 4 | – | 4 |
17 | Народные игры | 1 | – | 1 |
18 | Подвижные игры | 4 | – | 4 |
Итого | 33 | 12 | 21 |
Содержание программы
Дружи с водой.(2ч)
Вода в жизни людей. Свойства воды.
Забота о глазах.(1ч)
Глаза, их значение познании окружающего мира. Чтобы глаза не уставали. Как сохранить зрение.
Уход за ушами(1ч)
Уши, их значение в познании окружающего мира. Необходимость сохранения слуха. Как сохранить слух.
Уход за зубами(3ч)
Правила ухода за зубами: правила чистки зубов, массаж десен, недопустимость механических повреждений зубов
Уход за руками и ногами. (1ч)
Из чего состоит человек. Нагрузки, которые могут выдержать руки и ноги. Правила ухода за руками и ногами.
Забота о коже. (3ч)
Правила личной гигиены. Закаливание как средство укрепления здоровья.
Как следует питаться. (2ч)
Зачем человек ест. Полезная и вредная пища.
Как сделать сон полезным (1ч)
Сон как важнейший вид отдыха. Гигиена сна.
Настроение в школе. (1ч)
Навыки доброжелательного общения со сверстниками. Игровое взаимодействие. Эмпатия и эмоциональная чувствительность.
Настроение после школы. (2ч)
Эмоциональные состояния. Как улыбка помогла победить плохое настроение.
Поведение в школе. (2ч)
Зачем учиться общению. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Рядом с нами всегда интересные люди.
Вредные привычки. (2ч)
Правда об алкоголе, табакокурении. Умей сказать “НЕТ!”
Мышцы, кости и суставы. (2ч)
Осанка, и ее значение. Сохранение и укрепление осанки.
Как закаляться. Обтирание и обливание. (1ч)
Закаливание организма как средство укрепления здоровья. Некоторые правила закаливания.
Как правильно вести себя на воде(1ч)
Правила поведения на воде. Причины травм.
Игры и упражнения на воде. (4ч)
Правила поведения на воде. Причины травм.
Народные игры (1ч)
Многообразие игр. Игра: «Городки»
Подвижные игры. (4ч)
Игры на свежем воздухе, в помещении. Основные правила.
Резерв
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Занятия проводятся в учебном кабинете, который знаком детям и располагает детей к более доброжелательной обстановке.
Оборудование: плакаты по окружающему миру 1-4 класс, муляжи уха, глаза, скелет(из кабинета биологии)
Календарно- тематический план
№ | Тема | Основ ное содержание занятия | Кол-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности | Виды контроля | Примечание |
1. | Дружи с водой(2ч) Советы доктора Воды | Состояния воды, вода в жизни человека, бережное отношение к воде | 1 | групповая | Тренинг общения | ||
2. | Друзья Вода и Мыло | Микробы. Мыло и вода-наши друзья. | 1 | Групповые индивидуальные | Дидактические игры, чтение по ролям | ||
3. | Забота о глазах(1ч) Глаза – главные помощники человека | Строение глаза. Правила бережного отношения | 1 | Групповая | Игра «Полезно-вредно», практикум | ||
4. | Уход за ушами(1ч) Чтобы уши слышали | Строение уха. Учимся самомассажу | 1 | Групповая, | практикум | ||
5. | Уход за зубами (3ч) Почему болят зубы | Строение зуба. Полезные и вредные продукты. | 1 | коллективная | Круглый стол | ||
6. | Чтобы зубы были здоровыми. Экскурсия в «Стоматологическую поликлинику» | Осмотр детей стоматологом. | 1 | колективная | экскурсия | ||
7. | Как сохранить улыбку красивой | Как правильно чистить зубы. | 1 | коллективная | практикум | Конкурс рисунков «Здоровая улыбка» | |
8. | Уход за руками и ногами(1ч) «Рабочие инструменты» человека | Уход за руками, массаж стопы | 1 | групповая | Инсценирование, практикум | ||
9. | Забота о коже(3ч) Зачем человеку нужна кожа | Строение кожи. Правила ухода за кожей | 1 | коллективная | Беседа | ||
10. | Надёжная защита организма | Значение и гигиена кожи | 1 | идивидуальная | практикум | Составление паспорта здоровья | |
11. | Если кожа повреждена | Травмы. Первая помощь. | 1 | Коллективная, парная | Практикум под руководств.ом мед.ика | ||
12. | Как следует питаться(2ч) Питание – необходимое условие для жизни человека | Органы пищеварения Пословицы о продуктах питания | 1 | коллективная | Игра- путешествие | ||
13. | Здоровая пища для всей семьи | Витамины. Овощи-кладовая здоровья. | 1 | групповая | Изготовление коллажа | Защита коллажа «Здоровая пища» | |
14. | Как сделать сон полезным(1ч) Сон лучшее лекарство | Зачем нужно спать? Правила здорового сна. | 1 | коллективная | Круглый стол | Составление памятки: «Здоровый сон» | |
15. | Настроение в школе(1ч) Как настроение? | Азбука волшебных слов | 1 | Индивидуальная, коллективная | Психогимнастика | ||
16. | Настроение после школы(1ч) Я пришёл из школы | Правила поведения во внеурочное время | 1 | Индивидуальная, коллективная | Беседа, психогимнастика | ||
17. | Поведение в школе(2ч) Я ученик. | Дружба. Как дружить? | 1 | Коллективная, индивидуальная | Беседа, психогимнастика | ||
18. | Я ученик. | Поведение на уроке и перемене | 1 | групповая | Исследовательская работа:» Поведение ученика в школе» | Отчёт по исследовательской работе | |
19. | Вредные привычки(2ч) Вредные привычки | Какие Бывают вредные привычки. | 1 | Работа в парах | тренинг | ||
20. | Вредные привычки | Скажи нет- вредным привычкам! | 1 | коллективная | тренинг | ||
21. | Мышцы, кости и суставы(2ч) Скелет – наша опора | Скелет – опора человека. Мышцы для движения. | 1 | коллективная | практикум | ||
22. | Осанка – стройная фигура | Правильная осанка. Нарушения осанки. | 1 | коллективная | Составление памятки: «Что нужно делать для поддержания правильной осанки» | ||
23. | Как закаляться. Обливание и обтирание(1ч) Если хочешь быть здоров | Водные процедуры. | 1 | коллективная | практикум | ||
24. | Как правильно вести себя на воде(1ч) Правила безопасности на воде. Экскурсия бассейна «Алые паруса» | Правила поведения на воде | 1 | коллективная | практикум | ||
25. | Игры и упражнения на воде(4ч) Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | ||
26. | Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | ||
27. | Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | ||
28. | Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Плавание кролем | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | Мини-соревнования: «Я могу!» | |
29. | Народные игры(1ч) Русская игра «Городки». Посещение школьного стадиона | Старинная русская игра. Правила. Основные фигуры. | 1 | групповая | практикум | ||
30. | Подвижные игры(4ч) Подвижные игры (на улице) | Гуси-лебеди. Лапта. Правила | 1 | коллективная | практикум | ||
31. | Подвижные игры (на улице) | Совушки. Горелки. Правила | 1 | коллективная | практикум | ||
32-33 | Подвижные игры (на улице) | Семь палочек и др. Правила | 2 | коллективная | практикум | «Весёлые старты» |
Литература:
Основная:
Обухова Л.А.,.Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы// Москва, ВАКО, 2008г
Дополнительная:
Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.
Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.
Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
Мельничук В.М. Я и моё здоровье// Методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии,1,2,3класс, Новосибирск , Издательство Новосибирского университета, 2000г
Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
Обухова Л.А.,.Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы// Москва, ВАКО, 2008г
Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 200
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М. П., 1986
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Основная общеобразовательная школа № 14»
Рассмотрено Утверждено «Утверждаю»
методическим объединением педагогическим советом школы Директор МОУ «ООШ № 14»
учителей начальных классов. Протокол № ____ ____________Стеренчук Т.А.
Протокол № 1 от «___» августа 2011 года «___» августа 2011 года
от 26 августа 2011 года
Рабочая программа
по курсу «Полезные привычки»
для 1-4 классов
Составитель: учитель начальных
классов МОУ «ООШ № 14»
Силина Ирина Вячеславовна
2011 го
Пояснительная записка
Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными
сотрудниками «Project HOPE».
Рабочая программа предусматривает использование:
- Полезные привычки.: Рабочая тетрадь для 3 класса. / Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. – Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные привычки.: Пособие для учителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. – Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные расчёты, или как оценивать эффективность превентивного обучения.: Методические рекомендации для учителя./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. – Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные привычки.: Материалы для родителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. – Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
Программа “Полезные привычки” придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
В изложенной Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом Минобразования России от 28.02.200г. № 619, большое внимание уделено роли и значению первичной профилактики.
Целями первичной профилактической деятельности профилактик злоупотребления ПАВ в образовательной являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
«Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее
внедрение впрактику должно инициировать:
- потребность у детей в здоровом образе жизни;
- создание системы профилактики в образовательном учреждении;
- разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
- формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
- взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Цель программы: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
- Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:
- Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
- Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
- Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий – на классных часах.
- Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.
Основные компоненты работы:
- Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
- Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.
- Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.
Аксиологичность: формирование у детей представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Методы обучения по программе «Полезные привычки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
- Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
- Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.
- Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
- Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
Обучающиеся должны знать:
о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ;
о факторах, влияющих на здоровье человека;
признаки здорового человека;
источники влияния и давления;
безопасные интересные способы проведения времени.
Уметь:
делать здоровый выбор;
понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
принимать рациональные решения;
анализировать собственные качества.
Обладать навыками:
сопротивления давлению и развития личностной и социальной компетентности;
эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления;
самоконтроля, самооценки;
преодоления стресса, тревоги;
ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;
преодоления жизненных трудностей в целом;
самовыражения через увлечения, развивающие личность.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 класс | 8 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Я – неповторимый человек. Культура моей страны. Чувства. О чем говорят чувства. Множество решений. Решение и здоровье. Нужные и ненужные тебе лекарства. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 класс | 8 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Вкусы и увлечения. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. О чем говорят выразительные движения. Учусь понимать людей. Опасные и безопасные ситуации. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Реклама табака и алкоголя. Правда об алкоголе. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
3 класс | 8 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Мой характер. Учусь оценивать себя сам. Учусь взаимодействовать. Учусь настаивать на своем. Я становлюсь увереннее. Когда на меня оказывают давление. Курение (часть 1). Курение (часть 2) | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 класс | 8 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Самоуважение. Привычки. Дружба (часть 1) Дружба (часть 2) Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить «нет». И снова алкоголь. Алкоголь в компании. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего часов: | 32 |
Основное содержание
Курс рассчитан на 32 часа. Для каждой возрастной ступени – 8 часов, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.
1 блок – «Я».
2 блок – «Я и другие»
3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»
4 блок – «Информация о ПАВ»
Ежегодно темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.
1 класс
Я – неповторимый человек
Признаки людей. Их сходство и различия. Уникальность каждого человека.
Культура моей страны и Я
Богатство и уникальность родной культуры. Связь культуры семьи с культурой народа. Семья – носительница национальных традиций, традиций общества. Древние корни здорового образа жизни.
Чувства
Многообразие человеческих чувств. Управление своими чувствами.
О чём говорят чувства
Связь чувств с желаниями, ожиданиями, последствиями поступков. Приёмы для преодоления неприятных чувств. Последствия поступков.
Множество решений
Многообразие принимаемых решений. Связь поступков и решений. Осознанный выбор. Шаги принятия решений.
Решения и здоровье
Факторы влияющие на здоровье. Признаки здорового человека. Ответственное поведение в отношении здоровья. Недопустимость употребления табака и алкоголя.
Нужные и ненужные тебе лекарства
Польза и вред лекарств. Понятия «лекарство» и «яд». Недопустимость самостоятельного употребления лекарств и незнакомых веществ, принятия лекарств и других веществ от незнакомых людей.
Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор
Вред пассивного курения. Правила поведения в ситуации пассивного курения.
2 класс
Вкусы и увлечения
Твои вкусы и увлечения. Разнообразие вкусов и увлечений учеников класса. Здоровые увлечения.
Учусь находить новых друзей и интересные занятия
Интересные люди, у которых можно многому научиться. Поиск друзей по интересам. Интересные дела, полезные для здоровья. Увлечения учеников класса. Самовыражение через увлечения – важный защитный фактор против употребления табака и алкоголя.
О чём говорят выразительные движения
Выразительные движения, как невербальное средство общения. Позы, жесты, мимика – важный способ общения. Использование невербальных средств общения с целью повышения эффективности общения.
Учусь понимать людей
Совпадение /несовпадение вербальных и невербальных компонентов общения. Важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения. Искренность и правдивость общения.
Опасные и безопасные ситуации
Понятие «опасность». Опасные и безопасные ситуации. Навыки ориентировки и принятия рациональных решений в опасных ситуациях. Предупреждение поступков, разрушающих здоровье. Шаги принятия решений.
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Проблемные ситуации и их последствия. Опасные для здоровья ситуации. Опасные ситуации, связанные с табаком. Различные варианты решения проблемных ситуаций. Выбор вариантов поведения (альтернатив), которые не причиняют вреда здоровью (не имеют вредных последствий).
Реклама табака и алкоголя
Цели рекламы. Рекламные приёмы. Недостоверность информации о табачных изделиях и напитках, содержащих алкоголь.
Правда об алкоголе
Действие алкоголя на организм. Типичные эффекты алкоголя. Напитки, содержащие алкоголь. Способы отказа от алкоголя.
3 класс
Мой характер
Внешние и внутренние качества человека. Самоанализ качеств характера. Черты характера, необходимые для достижения целей. Развитие тех или иных качеств характера.
Учусь оценивать себя сам
Самооценка. Заниженная, завышенная и реалистичная самооценка. Реалистичная самооценка – важное условие развития ученика. Различные способы изменить качества характера в нужную сторону.
Учусь взаимодействовать
Взаимодействие. Роль уважительных отношений во взаимодействии. Правило «Относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы они относились к тебе». Агрессивное поведение.
Учусь настаивать на своём
Отстаивание своих интересов и мнения в неагрессивной форме.