Пресса полезна уже потому что она учит нас не доверять прессе

Урок обществознания в 11 классе по теме:

Составитель: учитель истории и обществознания

Берсенева М. С

ТЕМА: Роль СМИ в политической жизни

Цели урока:

  1. Создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние в политической жизни общества;

  2. Развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга;

  3. Создать условия для формирования толерантности и национального самосознания; воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: частично – поисковый, проблемный, репродуктивный, методы анализа, исследования проблемы.

Оборудование урока: проектор, ноутбук, презентации учащихся, портреты Аристотеля, Монтескье, кафедра (импровизированная трибуна), нарисованный большой палец(13 штук).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

– Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на очередном уроке обществознания. Тему урока вы сможете сформулировать самостоятельно, прочитав высказывания, которые вы видите на доске.

Работа над высказываниями.

• Современные социологи: «Средства массовой информации сильнее атомной бомбы».
• Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе (С. Батлер)
• Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В. О. Ключевский)
Высказывания учащихся.

– Итак, тема нашего урока «Роль средств массовой информации в политической жизни». Мы попытаемся в течение урока определить, какова роль СМИ в политической жизни. Почему Средства массовой информации иногда называют «компасом в мире политики» или «четвёртой ветвью власти». Эпиграфом к уроку я выбрала следующие строки:

Как страус под крыло, я – голову в газету

И скрылся от семьи – ищи меня, свищи!

Лежу, душой дрожу в тревоге за планету…

Жена – стирай, шатайся сын, перекипайте щи.

– Сформулируйте своё понимание данных строк.

Высказывания учащихся.

-Итак, «жребий брошен». Вперёд по уроку!

  1. Изучение нового материала.

– Вступительное слово учителя.

Ещё в IV веке до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.

С большой пользой для последующих поколений потрудился над ней известный французский просветитель Шарль Луи Секонда барон де Монтескье (1689-1755). Всю власть в государстве он строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона). Желательно продемонстрировать плакат «Государственная власть в РФ».

Но людям оказалось этого мало, и они придумали четвёртую власть, неофициальную, но очень полезную, так как именно она сообщала гражданам страны, как действительно работают законодательная, исполнительная и судебная власти, не злоупотребляют ли они своими полномочиями. Эту власть назвали «Средства массовой информации» или «Средства массовой коммуникации». За что же они получили столь громкое название? И что такое Средства массовой информации? На эти вопросы вам ответит группа экспертов в лице ваших товарищей.

Опережающее задание.

Перед уроком некоторым учащимся было дано задание: поработать над темой «СМИ – что это такое? Роль СМИ в политической жизни». Свои работы они представят на ваш суд. Вы получаете рабочие листы, которые по ходу урока заполняете, а в конце урока сдаёте на оценку.

– Представление проектов подготовленными учащимися.

Первый проект Грязновой Юлии (см.приложение)

Вы начинаете работать с рабочими листами.

Обобщение учителя

– Итак, делаем небольшой вывод.

СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции…, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию…

СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.

С помощью СМИ можно управлять общественным мнением, а значит и обществом. Успокоить народ, или как делают террористы посеять панику – тоже во власти СМИ.

Власть СМИ имеет большую силу, так как с помощью СМИ происходит формирование общественного мнения. Всякая власть стремится контролировать СМИ (пример из газеты: В.В. Путин «Страна избежала кризисного шока» – может и нет никакого кризиса, а может страна не избежала кризисного шока, но судя по газете формируется определенное мнение).

Второй проект Николаевой Юлии.

Обобщение учителя

Постоянное повышение политической роли СМИ в ин­формационном обществе происходит под лозунгом защи­ты «независимости СМИ». Эту свободу и эту роль вынуждены признавать все государства. Однако сами СМИ вполне зависимы не только от своих читателей, на чьи интересы и вкусы они ориентируются, но и от пози­ции своих владельцев, своих главных редакторов, от уз­ких групп людей, определяющих политику СМИ. И эти лю­ди благодаря контролируемым ими каналам информации обретают огромную власть над обществом, власть, кото­рой они обычно распоряжаются не в общественных, а в своих частных, личных, групповых интересах.

Сознавая это, правительства всех стран пытаются тем или иным образом контролировать СМИ. В одних случаях это делается через ужесточение законодательного регули­рования сферы СМИ, в других — через прямой государ­ственный контроль над телеканалами и газетами. А иног­да – через скупку важнейших СМИ близкими к правитель­ству бизнес-группами. Применяются и скрытое размеще­ние в газетах и на телевидении заказанных правитель­ством пропагандистских материалов, и привилегирован­ный доступ к государственной информации только лояль­ных правительству изданий и каналов. Отказавшись от та­кого вторжения в сферу свободы СМИ, демократические правительства рискуют лишиться общественной поддерж­ки в своих важнейших мероприятиях, а то и столкнуться с «пятой колонной» внутри общества.

Начатая в 2003 г. война США против Ирака на первом этапе пользовалась довольно широкой под­держкой американцев во многом благодаря массиро­ванной кампании размещения в СМИ скрыто опла­ченных правительством материалов, подающих события в Ираке в нужном свете. А сам повод к втор­жению в Ирак дало сфабрикованное английскими спецслужбами «иракское досье», сообщавшее о якобы ведущейся Ираком разработке оружия массового по­ражения. Утечка в СМИ этого «досье» резко усилила антииракские настроения в США и Западной Европе, на волне которых и было объявлено решение американской администрации отстранить от власти иракс­кого президента Саддама Хусейна военным путем.

Напротив, разоблачения военных преступлений американских солдат в оккупированном Ираке, сделанные аме­риканской прессой в 2005—2006 гг., породили волну воз­мущения в самих США и сильно сузили базу поддержки иракской политики президента Буша.

Или пример с Южной Осетией и агрессией против неё Грузии в 2008г. В западных СМИ всё выглядело с точностью до наоборот – Грузия – пострадавшая и её надо защищать, не осетин.

Мы ещё раз доказали значительную роль СМИ в обществе и политике. Деятельность СМИ должна регламентироваться соответствующим законом, но никак не пристрастиями политических деятелей, тогда только СМИ действительно будут «четвёртой властью». И такой закон есть. Он называется

Закон РФ «О средствах массовой информации».

Например, этот закон запрещает цензуру СМИ, с другой стороны СМИ запрещается законом воздействовать на подсознание людей или оказывать вредное влияние.

Третий проект Юрченко Дарьи. Она покажет СМИ в ином свете.

Обобщение учителя

– Таким образом, самые популярные СМИ – это электронные: телевидение, радио, интернет. Они помогают, например, людям с ограниченными возможностями стать ближе к миру реальных событий, а молодёжь воспитывать в «нужном ключе».

Телевидение превращает политику в яркое шоу, за­ставляя телезрителей выбирать наиболее симпатичного кандидата или партию, как они привыкли выбирать спортсмена, за которого «болеют», или актера в телефильме. Теледебаты политиков стали решающим событием в выборном процессе, именно от их исхода все чаще зависит победа или поражение той или иной партии или кандидата.

Оно не требует предварительной подготовки восприятия, специального образования, глубокого включения в смысл наблюдаемого зрелища. Телевидение развлекает зрителя, образовывает его, вводит в курс дела в стране и мире, формирует точку зрения на важнейшие события и идеи. Занимая все больше свободного времени человека, оно зачастую лишает его стимулов к общению с другими людьми, снижает общественную активность. Специальные исследования показалисвязь между уровнем распространения телевидения и насыщенностью общественной жизни в отдельно взятом местном сообществе. И это, пожалуй, мы можем отнести к негативному влиянию СМИ.

И четвёртый проект, обобщающий, Фазыловой Лилии.

Обобщение учителя

– Итак, только то, о чем говорят СМИ, становится обществен­но признанным фактом, а то, о чем они умалчивают, как бы и «не происходит» вообще, во всяком случае, ничуть не влияет на политический процесс в стране.

Ярким примером такой манипулятивной полити­ческой роли СМИ стали события в югославском крае Косово в 1998 г. Представив дело так, что в Косово сербы безнаказанно и массово уничтожают мирных албанцев, западноевропейские и американские СМИ ничего не сообщали своим зрителям и читателям о деятельности албанских сепаратистов по изгнанию сер­бов из мест их исторического обитания в Косово. Ни­чего не говорилось о тесных связях сепаратистов с международной наркомафией и исламскими экстре­мистами. Эта интервенция нанесла стране громадный экономический и гуманитарный урон, привела к свержению ее законно избранного правительства, расчле­нению Югославии и превращению ее части — края Косово — в фактический протекторат НАТО. Люди в большинстве своём привыкли доверять СМИ, оттого на них ложится ещё большая ответственность, прежде всего морально-нравственная. Можно ли сделать СМИ независимыми? (Вопрос классу)

Можно:

– ограничить самоуправство владельцев СМИ;

– добровольное принятие этических кодексов и хартий журналистскими сою­зами;

  1. Первичное закрепление.

– Что такое СМИ?

– Что относится к СМИ?

– Как СМИ влияют на жизнь в обществе?

– Роль СМИ в политической жизни?

– Ваше любимое СМИ?

– Почему СМИ называют «четвёртой властью»?

  1. Закрепление

Работа с заданиями – выбор варианта ответа (слайды 1-4, см. Приложение)

– Учащиеся должны выстроить схему – соотнеся функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления (см. Приложение) – слайд 5 и 6.

Методика «Открытая кафедра»

– Задание этой методики записывается на обратной стороне доски, при переходе к этому этапу урока учитель открывает это задание. На доске: «Если бы я был писателем, журналистом, критиком, президентом, политиком и т.п. и имел бы одну минуту в эфире, то я бы сказал людям следующее…»

  1. Рефлексия

– На доске записаны три высказывания, касающиеся нашей сегодняшней темы. У вас на партах импровизированные большие, поднятые кверху пальцы, приклейте «свой палец» под тем высказыванием, которое больше всего отражает ваши ощущения после нашего урока.

«Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе»

(Сэмюэл Батлер)

«Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее»

(Томас Джефферсон)

«Перед господином Фактом надо не только уметь вовремя снять шляпу, но и вовремя надеть её»

(И.В. Давыдовский)

  1. Итог урока.

– Итак, сегодня на уроке мы ещё раз заострили внимание на том, что такое СМИ и какова роль СМИ в политической жизни. И пришли к выводу, что

«Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе».

Всем спасибо за работу. Домашнее задание вы видите на доске, запишите его. Урок окончен. До свидания.

Рабочий лист

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «средства массовой информации». Найдите  в приведенном перечне два термина, относящиеся к другому понятию и подчеркните их.      

  1. газета;2)телевидение;3)телефон;4)журнал;5)радио;6)книга:7)пресса.

  1. Соотнесите функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.

    А) Информационная  

    Б) Политической социализации.

    В) Критики и контроля.

 Г) Формирования общественного     мнения.

   Д) Мобилизационная

1)Побуждение людей к конкретным политическим действиям.

2)Приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения.

3)Анализ и оценка деятельности органов власти.

4)Выбор, комментирование, оценка информации.

5)Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и обведите цифру, под которой оно указано.

1) телевидение; 2)интернет; 3)СМИ; 4)газета; 5) радио; 6) журнал.

4.  Верны ли следующие суждения о СМИ

А. Интернет относится к СМИ.

Б. Цензура СМИ в России законодательно запрещена.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верно и А, и Б

4)оба суждения неверны

5. Чем регламентируется деятельность СМИ?

6. Дописать предложение.

Ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях …

7. Закончи логическую цепочку.

Радио позволяет узнать что …

Телевидение показывает как …

Пресса дает наиболее полный ответ на вопрос, почему …

Источник

Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.

Петр Капица (1894—1984), физик

Журналистика

Газетное дело (…) – профессия почти столь же древняя, как… словом, это вторая древнейшая профессия.

Роберт Сильвестр (1907—1975), американский писатель

Журналистика – это когда сообщают: “Лорд Джон умер”, – людям, которые и не знали, что лорд Джон жил.

Гилберт Честертон (1874—1936), английский писатель

Журналистика – религия современных обществ, и это прогресс. Пастыри не обязаны верить, паства – тоже.

Анатоль Франс (1844—1924), французский писатель

В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают.

Оскар Уайльд (1854—1900), английский писатель

Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – любые давно известные слова в любом давно известном порядке.

«Таймс»

Долг журналистики – успокаивать обеспокоенных и тревожить ублаготворенных.

Джером Лоуренс (р.1915), американский писатель

В Америке журналистика рассматривается как продолжение истории; в Англии – как продолжение беседы.

Энтони Сампсон (р.1926), английский писатель

Журналистика – это литература на бегу.

Мэтью Арнолд (1822—1888), английский поэт и критик

Журналистика, как и история, – неточная наука.

Джон Гантер (1901—1970), американский журналист

Журналистика – это то, что пишется на песке и смывается набежавшей волной.

Уолтер Липпманн (1889—1974), американский журналист

Журналистика – это организованное злословие.

Оскар Уайльд

Журналистика: искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь.

Алфред Нортклиф (1865—1922), британский издатель

Журналистика есть искусство превращения врагов в деньги.

Крейг Браун (р.1947), английский журналист

Печать – провидение безбожного времени, причем веру во всеведение и всеприсутствие она превратила в твердое убеждение.

Карл Краус (1874—1936), австрийский писатель

Пресса – это изобретение, позволяющее замалчивать определенные вещи при помощи разговора о совершенно других вещах.

Рудольф Рольфс (р.1922), немецкий писатель

Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе.

Сэмюэл Батлер (1835—1902), английский писатель

В свое оправдание журналистика может сослаться на великий дарвиновский закон выживания зауряднейшего.

Оскар Уайльд

Напишите о карманнике, судившемся тридцать раз, что он известный карманник-рецидивист, – и он подаст на вас в суд за оскорбление личности, причем вы проиграете это дело.

Карел Чапек (1890—1938), чешский писатель

В наши дни обеление совершается преимущественно с помощью чернил.

Джордж Деннисон Прентис (1802—1870), американский журналист

Чернила на 99% состоят из воды.

«Пшекруй»

Комментарии свободны, но факты священны.

Скотт Чарлз Престуич (1871—1934),издатель «Манчестер гардиан»

Комментарии дешевы, но факты обходятся дорого.

Том Стоппард (р.1937), английский драматург

Унция эмоций стоит тонны фактов.

Джон Джунор (р.1919), британский журналист

Факты под давлением размягчаются.

«Закон Данлэпа»

Свобода прессы означает, что нельзя освободиться от прессы.

Грейс Келли (1928—1982), американская киноактриса, затем принцесса Монако

Свобода печати гарантирована лишь тем, кто владеет печатью.

А. Дж. Либлинг (1904—1963), американский писатель

Суть дела не в “свободе издателей печатать”, а в “праве граждан знать”.

Артур Сульцбергер (1891—1968), издатель «Нью-Йорк таймс»

Свобода печати: любой журналист может писать все, что хочет; но отсюда не следует, что он может это печатать.

Рудольф Рольфс

Многое можно сказать в защиту современной журналистики. Предоставляя голос необразованным людям, она знакомит нас с общественным невежеством.

Оскар Уайльд

Власть и печать

См. также «Свобода слова»; «Цензура»

Галерея [парламента], на которой сидят репортеры, стала четвертым сословием в нашем государстве.

Английский историк Томас Маколей (1800—1859) в 1828 г.

Нами правит правительство и утренние газеты.

Уэнделл Филлипс (1811—1884), американский политик-аболиционист

В Америке президент правит четыре года, а журналисты – бессрочно.

Оскар Уайльд (1854—1900), английский писатель

Если бы пришлось выбирать: иметь правительство без газет или газеты без правительства, – я бы не раздумывая выбрал второе.

Томас Джефферсон (1743—1826), президент США

Газеты – величайшая сила цивилизации. Газеты объявляют войны, назначают политиков и снимают политиков.

Уильям Рандолф Херст (1863—1951), американский газетный магнат

Если бы президент США мог контролировать прессу, его работа была бы гораздо легче.

Американский посол в Багдаде Эйприл Гласпи (р.1942) – Саддаму Хусейну

Если вам по душе рискованные инвестиции, инвестируйте в государство, контролирующее средства массовой информации.

Ралф Питерс (р.1952), американский полковник, военный теоретик

Даже те, кто применяет закон, в конце концов начинают его презирать, когда не существует более ни политических собраний, ни газет, способных умерить прихоти или ограничить произвол (…) министров и их канцелярий.

Алексис Токвиль (1805—1859), французский историк и политолог

Разбей термометр, и у тебя не будет горячки.

Лех Валенса (р.1943), лидер движения «Солидарность», президент Польши

Политик, который жалуется на прессу, все равно что капитан, который жалуется на волны.

Энох Пауэлл (1912—1998), британский политик

Министр не должен жаловаться на газеты и даже читать их. Он должен их писать.

Шарль де Голль (1890—1970), президент Франции

Для старого Рокфеллера издавали специальную газету, заполненную вымышленными новостями. Некоторые страны в состоянии издавать такие газеты не только для миллиардеров, но для всего населения.

Станислав Ежи Лец (1909—1966), польский писатель

Выгоднее вложить один доллар в прессу, чем десять долларов в оружие: оружие вряд ли заговорит вообще, а пресса с утра до вечера не закрывает рта.

Ричард Никсон (1913—1994), президент США

Прессу легче задавить, чем задобрить.

Уинстон Черчилль (1874—1965), британский премьер-министр

Не очень-то умно делать своим врагом человека, который покупает чернила бочками.

Сотрудник министерства здравоохранения США Роберт Деннистон (совет персоналу по поводу отношений с прессой)

Источник