Преобразования петра это полезное дело или личная прихоть царя

Преобразования петра это полезное дело или личная прихоть царя thumbnail

Тема. Начало реформ Петра.

Цель: усвоение новых знаний о реформах в культуре и быту, строительстве флота; описать Великое посольство.

4) воспитывать личностные качества учащихся, патриотические чувства, чувства коллективизма.

I Проблема. Преобразования Петра – это «полезное дело» или личная прихоть царя?

Примерный вывод по проблеме: победу в борьбе за престол одержала царевна Софья, и воспитание юного Петра проходило вдалеке от двора.

Примерный вывод по проблеме: в 1696 году произошло рождение российского флота, борьбу за южные моря нужно было продолжить

Примерный вывод по проблеме: чтобы узнать расстановку сил в Европе, поучиться корабельному и морскому делу было снаряжено Великое посольство (1697-1698 г.г.). После него проведены реформы в быту (1698-1700) и реформа календаря (1699 год)

Действия учителя

Действия учеников

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Мы начинаем изучать новую главу III «Поворот Петра Великого» (реформы 1682-1725 г.г.). Откройте стр. 165 и посмотрите, откройте стр. 166, на ней показаны факты и понятия, которые необходимо запомнить и уметь использовать.

Самая первая дата 1682 год – первый стрелецкий бунт; два царя Петр и Иван при регентстве Софьи. С этой датой мы познакомимся сегодня, а также с понятием регентство. На стр. 167 посмотрите ленту времени и найдите на ней дату 1682 год.

Давайте обратим внимание на документ на стр. 176. Он поможет нам узнать тему сегодняшнего урока.

Какой возникает вопрос?

Какой возникает вопрос?

Сравни мнение царя и народа. В чем противоречие? Какой следует вопрос?

Ученик читает первый документ на стр. 176

Чем объясняет царь Петр необходимость реформ?

Ученик читает второй документ на стр. 176

Как относились в народе к началу реформ?

Преобразования Петра – это «полезное дело» или личная прихоть царя?

Версии

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Версии вывешиваются на доске:

  1. Какие преобразования были сделаны Петром?

  2. Как эти преобразования влияли на развитие государства?

Как вы думаете, как звучит тема урока?

«Начало реформ Петра» (запись на доске)

Ученики могут выдвинуть любые версии, принимаются и абсурдные

Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Чтобы проверить версии нам надо вспомнить основные понятия и факты, связанные с деятельностью предшественников Петра.

– Вспомните годы правления Михаила Романова и Алексея Михайловича.

– Как можно охарактеризовать время правления Михаила Романова?

– Как можно охарактеризовать время правления Алексея Михайловича?

Охарактеризуйте внешнюю политику при этих царях.

Обратим внимание на учебник. Объясните с помощью словаря значение слов: реформа, царь, Боярская Дума.

Итак, мы повторили основные понятия, необходимые для решения проблемы, вспомнили периоды правления предшественников Петра. Теперь наметим план по решению проблемы урока.

Что нам надо узнать, чтобы решить проблемный вопрос урока?

1613-1645 г.г, 1645-1676 г.г.

Восстановление после Смуты (сбор пятой деньги), увеличение срока сыска беглых крестьян, продолжают работать казенные мануфактуры (Монетный, Пушечный, Печатный дворы), работают ярмарки, формируется единый всероссийский рынок, Москва становится ее центром

Произошло два бунта (1648 год – Соляной бунт, 1661 год – Медный бунт),; 1649 год – составление Соборного уложения (крестьяне попали в личную зависимость от помещиков и вотчинников); организованы полки нового (иноземного) строя.

Внешняя политика при Михаиле Романове и Алексее Михайловиче была очень удачной: Россйиское царство ширилось на западе (Смоленск, Левобережная Украина), юге (Дикое поле) и востоке (Восточная Сибирь и часть Дальнего Востока)

Реформа – спланированное государственной властью изменение порядков в экономической, общественной, политической или культурной жизни страны.

Царь – титул верховного правителя

Боярская дума – высший совет при государе, состоя из представителей знатных родов бояр-землевладельцев.

Надо узнать:

– изучить преобразования Петра

– проанализировать влияние этих преобразований на внутреннюю жизнь в государстве.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Работа в парах

С помощью текста п.1 на стр. 167, узнайте кто являлся наследником престола после смерти Алексея Михайловича.

По ходу ответа учеников учитель фиксирует на доске ключевые слова.

В 1682 году регентшей (временной правительницей) стала Софья.

1682 год – стрелецкий бунт

Прочитайте последний абзац на стр. 168 и ответьте на вопрос «Каковы причины стрелецкого бунта, кто был зачинателем, чем он закончился?»

– Какую политику проводила Софья?

– Где в это время был Петр? Какие

последствия это имело для будущего царя?

Работа в группах. Класс делится на 7 групп, каждой группе дается задание.

1 группа. Прочитать первый и второй абзацы п.2 на стр. 170-171 и ответить на вопрос «Когда произошел второй стрелецкий бунт? Назовите его причины. Кто такой Франц Лефорт?»

2 группа. Прочитать третий и четвертый абзацы на стр. 171-172 и ответить на вопрос «В каком году произошло рождение российского флота. Назовите причины Азовских походов»

3 группа. Прочитать 1 абзац п. 3 на стр. 172-173 и ответьте на вопрос «Какова цель Великого посольства»

4 группа. Прочитать второй абзац п. 3 на стр. 174 и ответить на вопрос «Когда произошел третий стрелецкий бунт. Каковы его последствия»

5 группа. Прочитать третий и четвертый абзацы на стр. 174-175 и ответить на вопрос «Когда произошли реформы в быту. Что нового привнес Петр во внутреннюю жизнь страны?»

Федор, Иван – дети от первого брака с Марией Милославской

Петр – сын от второго брака с Натальей Нарышкиной

Учащиеся записывают определение термина в тетрадь

Зачинателем была Софья, она была названа регентшей при малолетнем царе Петре.

Софья попыталась продолжить реформы Алексея Михайловича и сделать Россию великой европейской державой. Появляется Славяно-греко-латинская академия, увеличилось число полков нового строя, были организованы Крымские походы.

Петр вместе со своей мамой жил в подмосковных селах Преображенском и Семеновском. «Потешные полки»

1689 год – второй стрелецкий бунт. Софья не хотела терять свою власть, решила убить Петра. Бунт провалился.

Франц Лефорт – друг Петра, жил в Немецкой слободе, устраивал пирушки, на них бывал и Петр. Здесь он научился говорить на иностранных языках, приучился носить европейский камзол, танцевать бальные танцы.

1696 год – рождение российского флота.

После взятия Азова у России появился морской порт.

Желая привлечь союзников для войны с Турцией, Петр решил отправиться за границу, узнать расстановку сил в Европе и поучиться морскому и корабельному делу.

1698 год – третий стрелецкий бунт, который был подавлен еще до приезда Петра. Зачинщицей была Софья, ее насильно постригли в монахини.

1698-1700 г.г. – реформы в быту. Петр отрезал бороды, укорачивал длинные подолы. Сам вернулся в заграничном немецком костюме. На улицах можно было увидеть манекены, на которых демонстрировались европейские платья. Был учрежден орден Святого апостола Андрея первозванного – небесного покровителя России за верность Отечеству и проявленную в бою отвагу. Была проведена реформа календаря.

Выражение решения проблемы. Применений знаний. Домашнее задание.

Для закрепления знаний мы проведем исторический диктант. Я называю определение термина и ли описываю личность, а вы должны написать ответ, в конце урока листочки сдаются.

  1. Русская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью найти союзников для борьбы с Османской империей, а также пригласить на русскую службу специалистов разных профилей и приобрести необходимое вооружение называлась?

  2. Царевна, сестра Петра I, совершившая попытку военного переворота?

  1. Назовите имя матери Петра

  2. Швейцарец, сподвижник Петра I, командующий флотом в Азовских походах, адмирал русского флота?

  3. Когда произошел третий стрелецкий бунт?

  4. Назовите год рождения морского флота?

  5. Какие реформы были проведены Петром в стране?

Вернемся к основному вопросу нашего урока. Какой ответ на этот вопрос мы можем дать?

Предполагаемый вывод по проблеме:

Выставление оценок

Домашнее задание. Прочитать параграф 15, составить кроссворд по теме «Начало реформ Петра»

Ребята, если вам понравился урок, то поднимите зеленый квадрат, если нет, то поднимите красный квадрат. Спасибо всем за работу, можете быть свободными.

Великое посольство

Софья

Наталья Нарышкина

Франц Лефорт

1698 год

1696 год

Реформы в быту, реформа календаря

преобразования Петра это «полезное дело», а не его личная прихоть. Менялся облик страны, государство европеизировалось, выходило на новый уровень развития.

Учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Источник

Петр I является, наверное, самым активным и деятельным императором из всей династии Романовых. Это отображалось и в его обычной жизни, и в его реформах. За все время он успел изменить почти все сферы жизни российского общества. Сегодня мы расскажем о самых главных преобразованиях Петра Великого

Нужно сразу заметить, что почти все изменения связаны с тем, что Россия была в состоянии войны со Швецией с 1700 по 1721 гг., поэтому царю необходимо было упорядочить жизнь своей страны.

  • Царь Петр изменил, ни много ни мало, систему государственного управления. Вместо Боярской думы и приказов были созданы Сенатвысший орган государственной власти, который принимал различные решения и законы, и Коллегиивысшие органы исполнительной власти, которые должны были выполнять решения Сената. За деятельностью этих органов следил сам царь с помощью фискалов, генерал-ревизора и генерал-прокурора.

Примечательно, что Сенат вместе с Юстиц-коллегией выполняли и функции органа высшей судебной власти.

Сенат при Петре I

  • Реформа армии считается одной из самых грандиозных в послужном списке Петра I. Во многом, это из-за того, что в первых боях Северной войны полки старого строя терпели поражения. Армия теперь становилась регулярной, что осуществлялось с помощью рекрутских наборов: каждый год от 20 крестьянских дворов избирался один юноша 15-20 лет, который зачислялся на пожизненную службу в русскую армию. Все солдаты теперь получали образование в специально основанных артиллерийских, инженерных, навигационных школах. Обеспечение армии велось на высшем уровне: были созданы не только оружейные заводы, но и специальные продуктовые учреждения для снабжения солдат, а также были введены единые мундиры зеленого и синего цветов.

Флот, который появился именно при царе Петре, к концу Северной войны был одним из самых боеспособных и хорошо оснащенных, как, впрочем, и вся русская армия.

Рекрут

  • “Табель о рангах”. Этот документ, который был принят Петром I в 1722 году, являлся главным способом дослужиться до дворянского чина. Суть Табели (в женском роде!) в том, что она делилась на 14 рангов (низший – 1-й ранг), в каждом из которых обозначались военные, гражданские и придворные чины, которые соответствовали друг другу. Например, должность титулярного советника (9-й ранг) соответствовала должности капитана в пехоте и камер-юнкера при дворе. Добиться повышения в ранге можно было только с помощью хорошей службы государству.

В этом документе был прописаны и формы обращения к каждому рангу: с 14 по 9 – Ваше благородие, с 8 по 6 – Ваше высокоблагородие, 5 – Ваше высокородие, с 4 по 3 – Ваше превосходительство, а 2 и 1 – Ваше высокопревосходительство.

Табель о рангах

  • Финансы были крайне необходимы строящейся армии. И царь Петр старался выжимать из страны каждую копейку. Поначалу были введены новые поборы и налоги: на продажу соли, алкоголя, дёгтя, на наличие бани, на ношение бороды, на дубовые гробы и т.д. Однако этих денег не хватало. Поэтому в 1718-1724 гг. была проведена ревизия населения, которая выявила почти 6 миллионов подданных. Это делалось для того, чтобы ввести подушную подать. Теперь налог платил не один двор, а каждый мужчина в семье независимо от возраста. Не облагались податью дворянство, духовенство и солдаты.
  • При Петре I был настоящий “бум” в сфере образования. Открывались инженерные, математические, горные, медицинские и навигационные школы, с 1714 года – бесплатные цифирные школы для всего населения, гимназии, Академия наук. Притом, царь постановил, что дворяне обязательно должны были получить образование, а некоторых он даже отправлял учиться за границу.

Одна из первых цифирных школ

  • В религиозной сфере император тоже успел много чего изменить. В 1721 году он упразднил патриаршество (патриарха не избирали с 1700 года) и заменил его Синодомгосударственным органом церковного управления. Теперь всеми делами Церкви заведовал светский чиновник – обер-прокурор, а ее главой был сам император. Кроме того, Петр разрешил иностранцам открыто исповедовать свою веру, а также вступать в брак лицам разных конфессий.
  • В 1722 году был издан Указ о престолонаследии – невиданный документ, который отменял все предыдущие правила наследования трона. Теперь монарх имел право сам решать, кому отдать престол.

Интересно, что сам Петр, издавший этот Указ, не успел назначить наследника, а в дальнейшем этот документ не раз приводил к кризису престолонаследия.

  • Для более удобного и тщательного контроля положения дел на местах царь учредил губернское деление в России. В 1708 году страна была поделена на 8 губерний, которые делились на провинции, а те – на уезды.
  • Всем известно, что царь по приезде из Европы начал всем подряд (кроме духовенства) рубить бороды и переодевать всех в европейское платье. Это было одним из первых шагов по внедрению европейской культуры. Затем Россия перешла со старого летоисчисления (от сотворения мира) на европейское (от Рождества Христова), а Новый год стали праздновать с елками и фейерверками 1 января. Еще Петром вместо пиров были учреждены ассамблеи – застолья с танцами, которые должны были теперь проводиться повсеместно. Стали также строиться здания в европейском стиле, художники начали писать картины в светском стиле.
  • При Петре Россия перешла и к новой письменности. Вместо старославянских букв и цифр были приняты гражданский шрифт и арабские цифры.

А еще в русском языке во годы правления Петра появилось около 2,5 тысяч новых иностранных слов.

  • В 1711 году в России стала издаваться первая печатная газета – “Ведомости”.
  • Петр I подарил стране новую столицу – Санкт-Петербург, а себе – новый титул Императора Всероссийского. С 1721 года Россия стала именоваться Империей.

Петр I в императорских знаках отличия

Петр I, как мы смогли увидеть, провел поистине масштабные реформы в своей стране. Он сделал почти невозможное: страну со старым закоренелым строем и устоявшимися обычаями сумел изменить, притом, очень кардинально.

Источник

Петр I – одна из самых противоречивых фигур в российской истории. С одной стороны, петровские реформы произвели настоящую революцию, полностью изменив облик России. С другой стороны, именно в его правление стерлись последние границы, отличающие крепостных крестьян от рабов. Кто же он: великий преобразователь или безжалостный тиран?

При Петре I Россия стала могущественной империей

“Чем гениальнее ваш план, тем меньше людей будут с ним согласны”. (Сунь Цзы, автор трактата “Искусство войны”)

Реформы Петра I коснулись всех сфер государственной и общественной жизни державы. Страна получила более четкую структуру государственного управления, взявшую под жесткий контроль все регионы государства.

Небывалое развитие получила промышленность: за 30 лет открылось более 200 заводов! Новой финансовой реформой были введены новые налоги, увеличившие годовой доход с 3 млн. рублей до 10 млн.

Именно Пётр I заложил основы судостроения в России: в Архангельске, Санкт-Петербурге и других городах открывались верфи, на которых будет строиться флот

Открывались школы и закладывались университеты. Строились новые города и поселки. В культуру и повседневную жизнь проникли европейские ценности. И это не говоря о появлении боеспособной армии (320 тысяч человек) и флота (48 линейных кораблей и 787 галер).

Россия получила статус империи и приросла значительными территориями. Никогда прежде государство не было так сильно, как при Петре I, и иностранным монархам пришлось с этим считаться.

Но так ли был хорош император?

Стоит отметить, что все реформы Петра I были направлены на достижение двух целей: как можно скорее сделать Россию похожей на Европу и вытянуть из государства как можно больше денег для ведения войны. Первое было воспринято людьми как предательство Родины. Второе привело к чудовищной эксплуатации простого народа.

Насаждение европейской культуры происходило насильственным путем, а образование, как и прежде, было доступно лишь привилегированным сословиям. Много лет спустя это обернулось недоверием крестьян ко всей интеллигенции, перенявшей западный образ жизни. Запрет национальной одежды и гонения на всё русское встретили страшное непонимание.

Только вспомните введённый Петром налог на бороды! Густая растительность на лице ассоциировалась с традициями прежнего русского общества. В народ сразу ушла легенда про то, что Пётр I лично стриг бороды приближённым

Крестьяне окончательно стали рабами

На самом деле и до Петра I положение крестьян было незавидным. Крепостная зависимость была оформлена ещё в 1649 году. Крестьян продавали на базарах, зачастую без земли и разлучая семьи. Помещик мог вмешиваться в заключение брака между крепостными и женить их по своему усмотрению и т.д.

Реформами Петра I холопы (русский аналог раба) и крепостные крестьяне были объедены в одно сословие. По новой реформе они все должны были платить подушную подать. Они являлись собственностью помещика: их можно было продать и купить. Это ли не самое настоящее рабство?!

Критический взгляд на реформы

Мы до сих пор считаем Петра I одним из величайших правителей России за всю историю. Тем не менее, его современники так не думали. Император полностью изменил строй России. Но какой ценой?

  • Для ускорения строительства Санкт-Петербурга император запретил каменное строительство в остальной России.

Как построить город из камня на пустом месте, да ещё и в рекордные сроки? Свезти всех каменщиков со страны и заставить их строить новый город…

Огромное количество новых налогов привело к обнищанию податного населения. Дворяне от налогов были освобождены.

  • Административные реформы привели к увеличению количества чиновников, расходов на них и должностных преступлений.
  • Усиление гнета привело к многочисленным восстаниям и крайне жестокому их подавлению.

Так кто же Петр – тиран или реформатор?

Принято считать, что если реформы в конечном итоге привели к укреплению государственности и усилению влияния в мире, то они были положительными. История чтит победителей, так что если бы Петр I, несмотря на все свои усилия, проиграл Северную войну, то его бы считали тираном.

Источник

Реформы всегда проходят болезненно, поэтому масштабные преобразования Петра Великого вошли в историю как революционное изменение курса страны. Несколько лет потребовалось, чтобы изменить областное управление, церковь, армию, суды, стиль одежды и даже календарь.

В. Худояров. Царь Петр I за работой

Мощный пинок

В советские времена реформы Петра І рассматривали как неизменно положительные, но сегодня историки задают вопрос: зачем потребовалась радикальная, основательная и болезненная ломка. Некоторые ученые считают, что Петр ненавидел кондовый боярский уклад, противоречивший европейскому прогрессу.

В России и до Петра были правители прозападной ориентации, но их подход был мировоззренческим, философским, им не приходило в голову крушить самые основы державного устройства. Петр же почитал действие сильнее слова.

Рубить — так рубить

У современных историков есть возможность оценить долгосрочные последствия реформ, но нет единого мнения на этот счет.

Одни ученые подвергают факты сомнению и переосмыслению, утверждая, что Петр не с того конца начал. Воспроизводя внешние проявления европейского уклада, Петр упустил из виду истоки и идеологию европейской культуры. Одной из причин они называют отсутствие системного образования и комплексного подхода у государя.

Противники петровских реформ считают, что «рубить окно» к Балтийскому морю было не обязательно. Петру был нужен не столько выход в Европу, сколько человеческий ресурс — преданные подчиненные, готовые исполнять повеления. Чего стоит один указ об уничтожении шести сотен судов, построенных не по голландским стандартам.

Добро бы новые корабли были намного лучше. Но нет, в спешке и аврале новые суда строили из сырого дерева, экипажи собирали на скорую руку. Голландский стандарт в российском исполнении отличался недолговечностью и плохой маневренностью. Однако факт создания нового флота вошел в историю со знаком плюс.

Гравюра. Азовский флот

Европейский образец

Поклонники царя, напротив, считают, что без реформы Петра Россия могла повторить судьбу Китая и через полторы сотни лет превратиться безвольную, разрозненную и обедневшую страну.

Но все согласны в том, что, поддавшись очарованию Немецкой слободы, царь уже не видел иного пути, кроме европейского. Побывав в Европе, он стал свидетелем развивающейся жизни, смелой мысли, новинок и научных открытий, и решил встряхнуть дремавшую Русь. Историки полагают, что царь ориентировался на протестантский образец: Голландию, Данию, Германию, Англию.

Как нелегок этот путь

Петровские реформы редко обходятся без противопоставления варваров-московитов и образованных европейцев. Россия с огромными необжитыми просторами и плохим сообщением, почти не имела промышленности, опиралась в основном на аграрный сектор.

Население сопротивлялось экономическим реформам. Насильственные преобразования сопровождались снижением уровня жизни и человеческими жертвами.

А. Моравов. Прорытие Ладожского канала

Страна не могла обеспечить армию военачальниками, инженерами, вооружением, элементарным довольствием. После поездки в Европу царь Петр отчетливо видел слабые стороны в обороноспособности и организации российского военного дела. Отставание было колоссальным: на западе мушкет заряжали в 12 приемов, а российская инструкция включала 94 пункта, непосильные для солдата.

Запад считал Россию отсталой страной и прочил ей будущее колонии (такую мысль высказывал ученый Иоганн Лейбниц). Петр увеличил расходы на содержание армии почти в два раза, ввел рекрутский набор, учредил военные институты и создал регулярную армию, воевавшую при Петре 26 лет против турков и шведов.

Царя подменили

Впрочем, невероятные преобразования Петра породили столь же невероятные слухи, а чаще всего судачили о том, что «царь не настоящий». Удивительно, но эти высказывания поддерживали и некоторые авторитетные персоны.

Первым выдвинул версию Дмитрий Мережковский. Якобы внешность и поведение царя после «Голландий» сильно изменились, он забыл родной язык и ненавидел русское. Не иначе как царя подменили.

Д. Маклиз. Петр I в Голландии

По одной версии, европейцы организовали подмену, чтобы ослабить страну. До поездки Петра интересовали Черное море и Средиземное, а потом вектор сменился и царское внимание привлекла Балтика. Не имея возможности противостоять Швеции открыто, Польша и Дания сделали все, чтобы столкнуть Россию со шведами. По другой версии, источником интриги стала Франция, пытавшаяся отвлечь Россию от своих турецких союзников.

Как бы то ни было — случилось то, что случилось. Реформы были проведены, и Русь изменилась навсегда.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Источник