Прекрасное столь же прекрасно как и полезное
Увеличить
Глава шестая.
Кому он поручил охранять свой дом
Дом, в котором он жил, как мы уже говорили, был двухэтажный:
три комнаты внизу, три наверху, под крышей – чердак. За домом – сад в четверть
арпана. Женщины занимали второй этаж, епископ жил внизу. Первая комната, дверь
которой отворялась прямо на улицу, служила ему столовой, вторая – спальней,
третья – молельней. Выйти из молельни можно было только через спальню, а из
спальни – только через столовую. В молельне была скрытая перегородкой ниша, где
стояла кровать для гостей. Кровать эту епископ предоставлял сельским
священникам, приезжавшим в Динь по делам и нуждам своих приходов.
Бывшая больничная аптека – небольшое строение, которое
примыкало к дому и выходило в сад. – превратилась в кухню и в кладовую.
Кроме того, в саду стоял хлев, где прежде была больничная
кухня, а теперь помещались две коровы епископа. Независимо от количества
молока, которое давали коровы, епископ каждое утро половину отсылал в больницу.
«Я плачу свою десятину», – говорил он.
Спальня у него была довольно большая, и зимой натопить ее
было нелегко. Так как дрова в Дине стоили очень дорого, епископ придумал
сделать в коровнике дощатую перегородку и устроил там себе комнатку. В сильные
морозы он проводил там все вечера. Он называл эту комнатку своим «зимним
салоном».
Как в этом «зимнем салоне», так и в столовой мебель состояла
из простого четырехугольного деревянного стола и четырех соломенных стульев. В
столовой стоял еще старенький буфет, выкрашенный розовой клеевой краской. Такой
же буфет, накрытый белыми салфетками и дешевыми кружевами, епископ превратил в
алтарь, который придавал нарядный вид его молельне.
Богатые прихожанки, исповедовавшиеся у епископа, и другие
богомольные жительницы города Диня неоднократно устраивали складчину на
устройство нового красивого алтаря для молельни его преосвященства; епископ
брал деньги и раздавал их бедным.
– Лучший алтарь, – говорил он, – это душа
несчастного, который утешился и благодарит бога.
В молельне стояли две соломенные скамеечки для
коленопреклонений; одно кресло, тоже соломенное, стояло в спальне епископа.
Если случалось, что он одновременно принимал семь или восемь человек гостей –
префекта, генерала, начальника штаба полка местного гарнизона, нескольких
учеников духовного училища, то приходилось брать стулья из «зимнего салона»,
приносить скамеечки из молельни и кресло из спальни епископа. Таким образом
набиралось до одиннадцати сидений. Для каждого нового гостя опустошалась одна
из комнат.
Бывало и так, что собиралось сразу двенадцать человек; тогда
епископ спасал положение, становясь у камина, если это было зимой, или
прогуливаясь по саду, если это было летом.
В нише за перегородкой стоял еще один стул, но солома на
сиденье искрошилась, да и держался он на трех ножках, так что сидеть на нем
можно было, только прислонив его к стене. В комнате у м – ль Батистины было,
правда, громадное деревянное кресло, некогда позолоченное и обитое цветной
китайской тафтою, но поднять его на второй этаж пришлось через окно, так как
лестница оказалась слишком узкой: на него, следовательно, также нельзя было
рассчитывать.
Когда-то Батистина лелеяла честолюбивую мечту приобрести для
гостиной мебель с диваном гнутого красного дерева, покрытую желтым утрехтским
бархатом в веночках. Однако это должно было стоить по меньшей мере пятьсот
франков; увидев, что за пять лет ей удалось отложить только сорок два франка и
десять су, она в конце концов отказалась от своей мечты. Впрочем, кто же
достигает своего идеала?
Нет ничего легче, как представить себе спальню епископа.
Стеклянная дверь, выходящая в сад; напротив двери – кровать, железная
больничная кровать с пологом из зеленой саржи; у кровати, за занавеской, –
изящные туалетные принадлежности, свидетельствующие о том, что здесь живет
человек, не утративший светских привычек; еще две двери: одна возле камина – в
молельню, другая возле книжного шкафа – в столовую; набитый книгами шкаф со
стеклянными дверцами; облицованный деревом камин, выкрашенный под мрамор,
обычно нетопленный, в камине две железные подставки для дров, украшенные сверху
двумя вазами в гирляндах и бороздках, некогда покрытыми серебром и считавшимися
образцом роскоши в епископском доме; над камином, на черном потертом
бархате, – распятие, прежде посеребренное, а теперь медное, в деревянной
рамке с облезшей позолотой. Возле стеклянной двери большой стол с чернильницей,
заваленный грудой бумаг и толстых книг. Перед столом кресло с соломенным
сиденьем. Перед кроватью скамеечка из молельни.
На стене, по обе стороны кровати, висели два портрета в
овальных рамах. Короткие надписи, золотыми буквами на тусклом фоне холста,
уведомляли о том, что портреты изображают; один – епископа Сен – Клодского
Шалио, а другой – Турто, главного викария Агдского, аббата Граншанокого,
принадлежавшего к монашескому ордену Цистерианцев Шартрской епархии.
Унаследовав эту комнату от лазаретных больных, епископ нашел здесь эти портреты
и оставил их. Это были священнослужители и, по всей вероятности. жертвователи –
два основания для того, чтобы он отнесся к ним с уважением. Об этих двух особах
ему было известно лишь то, что король их назначил – первого епископом, а
второго викарием – в один и тот же день, 27 апреля 1785 года. Когда Маглуар
сняла портреты, чтобы стереть с них пыль, епископ узнал об этом, прочтя
надпись, сделанную выцветшими чернилами на пожелтевшем от времени листочке
бумаги, приклеенном с помощью четырех облаток к оборотной стороне портрета
аббата Граншанского.
На окне в спальне епископа висела старомодная, из грубой
шерстяной материи, занавеска, которая с течением времени пришла в такую ветхость,
что, во избежание расхода на новую, Маглуар вынуждена была сделать на самой ее
середине большой шов. Этот шов напоминал крест. Епископ часто показывал на
него.
– Как хорошо получилось! – говорил он.
Все комнаты и в первом и во втором этаже были чисто
выбелены, как это принято в казармах и больницах.
Правда, в последующие годы, как мы увидим в дальнейшем,
Маглуар обнаружила под побелкой на стенах в комнате Батистины какую-то
живопись. Прежде чем стать больницей, этот дом служил местом собраний диньских
горожан. Таково происхождение этой росписи стен. Полы во всех комнатах были
выложены красным кирпичом, и мыли их каждую неделю; перед каждой кроватью лежал
соломенный коврик. Вообще надо сказать, что весь дом сверху донизу содержался
женщинами в образцовой чистоте. Чистота была единственной роскошью, которую
допускал епископ.
– Это ничего не отнимает у бедных, – говаривал он.
Следует, однако, заметить, что от прежних богатств у него
оставалось еще шесть серебряных столовых приборов и разливательная ложка,
ослепительный блеск которых на грубой холщовой скатерти каждый день радовал
взор Маглуар. И так как мы изображаем здесь епископа Диньского таким, каким он
был в действительности, то мы должны добавить, что он не раз говорил:
– Мне было бы не легко отказаться от привычки есть
серебряной ложкой и вилкой.
Кроме этого серебра, у епископа уцелели еще два массивных
серебряных подсвечника, доставшиеся ему по наследству от двоюродной бабушки.
Подсвечники с двумя вставленными в них восковыми свечами обычно красовались на
камине в спальне епископа. Когда же у него обедал кто-либо из гостей, Маглуар
зажигала свечи и ставила оба подсвечника на стол.
В спальне епископа, над изголовьем его кровати, висел
маленький стенной шкафчик, куда Маглуар каждый вечер убирала шесть серебряных
приборов и разливательную ложку. Ключ от шкафчика всегда оставался в замке.
В саду, вид которого портили неприглядные строения, были
четыре аллеи, расходившиеся крестом от сточного колодца; пятая аллея, огибая
весь сад, шла вдоль окружавшей его белой стены. Четыре квадрата земли между
аллеями были обсажены буксом. На трех Маглуар разводила овощи, на четвертом
епископ посадил цветы. В саду росли фруктовые деревья. Как-то раз Маглуар
сказала епископу не без некоторой доли добродушного лукавства:
– Вы, ваше преосвященство, хотите, чтобы все приносило
пользу, а вот этот кусок земли пропадает даром. Уж лучше бы вырастить здесь
салат, чем эти цветочки.
– Вы ошибаетесь, госпожа Маглуар, – ответил
епископ. – Прекрасное столь же полезно, как и полезное.
И, помолчав, добавил:
– Быть может, еще полезнее.
Три-четыре грядки, разбитые на этом квадрате земли, пожалуй,
не меньше занимали епископа, чем его книги. Он охотно проводил здесь час-два,
подрезая растения, выпалывая сорную траву, роя там и сям ямки и бросая в них
семена. Но к насекомым он относился менее враждебно, чем настоящий садовник.
Впрочем, он отнюдь не считал себя ботаником: он ничего не понимал в
классификации и в солидизме, он не стремился сделать выбор между Турнефором и
естественным методом, он не предпочитал сумчатые семядольным и не высказывался
ни в защиту Жюсье, ни в защиту Линнея. Он не изучал растений, он просто любил
цветы. Он глубоко уважал людей ученых, но еще более уважал людей несведущих и,
отдавая дань уважения тем и другим, каждый летний вечер поливал грядки из
зеленой жестяной лейки.
В доме не было ни одной двери, которая бы запиралась на
ключ. Дверь в столовую, выходившая, как мы уже говорили, прямо на соборную
площадь, была в прежние времена снабжена замками и засовами, словно ворота
тюрьмы. Епископ приказал снять все эти запоры, и теперь эта дверь закрывалась
только на щеколду, и днем и ночью. Прохожий в любой час мог открыть
дверь, – стоило лишь толкнуть ее. Вначале эта всегда отпертая дверь
тревожила обеих женщин, но епископ Диньский сказал им: «Что ж, велите приделать
задвижки к дверям ваших комнат, если хотите» В конце концов они прониклись его
спокойствием или по крайней мере сделали вид, что прониклись. На Маглуар время
от времени нападал страх. Что касается епископа, то три строчки, написанные им
на полях Библии, поясняют или по крайней мере излагают его мысли: «Вот в чем
тончайшее различие: дверь врача никогда не должна запираться, дверь священника
должна быть всегда отперта».
На другой книге, под заглавием Философия медицинской науки,
он сделал еще одну заметку: «Разве я не такой же врач, как они? У меня тоже
есть больные; во-первых, те, которых врачи называют своими, а во-вторых, мои
собственные, которых я называю несчастными».
Где-то в другом месте он написал: «Не спрашивайте того, кто
просит у вас приюта, как его зовут. В приюте особенно нуждается тот, кого имя
стесняет».
Однажды некий достойный кюре – не помню, кто именно: кюре из
Кулубру или кюре из Помпьери – вздумал, должно быть, по наущению Маглуар,
спросить у монсеньора Бьенвеню, вполне ли он уверен, что не совершает некоторой
неосторожности, оставляя дверь открытой и днем и ночью для каждого, кто бы ни
пожелал войти, и не опасается ли он все же, что в столь плохо охраняемом доме
может случиться какое-либо несчастье. Епископ коснулся его плеча и сказал ему
мягко, но серьезно: Nisi Dominus custodierit domum, in vanum vigilant qui
custodiunt earm[3].
И заговорил о другом.
Он часто повторял:
– Священник должен обладать не меньшим мужеством, чем
драгунский полковник. Но только наше мужество, – добавлял он, –
должно быть спокойным.
Источник
Привет, друзья! О том, что такое гармония, можно спорить бесконечно. Все интуитивно понимают что и как, но можно ли ясно представить и выразить? Я думаю, что осознание гармонии настолько неуловимо, как птица счастья.
Птицы счастья. (Фото из открытых источников Интернета).
Мы стремимся достичь гармоничного состояния внутри себя, потому что это самый главный механизм во Вселенной, который как маяк на пути каждого человека с самого детства.
Самые продвинутые люди с младенчества включают классическую музыку своим детям. Музыка – это уловленное звучание гармоничных небесных сфер.
Искусство – это мост от природной гармонии к духовному развитию человека.
В.А. Сухомлинский
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Дети легко понимают разнообразие мира. (Фото из открытых источников Интернета).
Наш мир разноцветный, но если на одной бумаге разложить все цвета и сделать вертушку, а потом вращать ею в одну сторону, мы увидим, что все цвета слились в один белый цвет.
Учиться видеть разнообразие цветов и понимать, что наша жизнь соткана из множества оттенков для единого общего целого – суть самопознания.
Белый цвет имеет сложный состав, он состоит из световых волн разного цвета. (Фото из открытых источников Интернета).
Если вы смотрите глазами любви, начинаете понимать гармонию, а значит становитесь ближе к объединению со Вселенной, приобретаете вдохновляющую силу.
Ф. Кафка
Кто сохраняет способность видеть прекрасное – тот не стареет.
Лишь внутренняя красота ведёт к самосовершенствованию. Гармония учит видеть главное и отсекать второстепенное, вот так – всё великое, гениальное – просто.
Мир и человек – едины. (Фото из открытых источников Интернета).
Гармония существует реально и независимо от нас. В мире всё давно открыто и известно, изобретено, нужно только изучать, суметь разглядеть в самой природе новый для нас оттенок, но уже существующий во Вселенной – это и будет открытием.
Элизабет Кюблер – Росс
Гармония, которую мы так упорно ищем, на самом деле внутри нас, в реальности “здесь и сейчас”.
О. Уайльд
Красота выше гения, потому что не требует понимания.
Открываем и меняем мир. (Фото из открытых источников Интернета).
Мы живём на Земле, чтобы понять и обрести себя, Вселенная нам даёт ориентиры. А то ведь бывает как, блуждают некоторые люди, ищут хитрые пути, обойти всех, прийти и стать первыми.
Вселенная смотрит, улыбается, знает, что, если хитрить и не жить правдой, не искать истины и гармонии – путь к самому себе окажется очень долгим.
Лишь любовь способна открыть врата блаженства и гармонии. Энергия любви помогает во всём находить красоту.
Морихэй Уэсиба
Каждый Мастер, во все времена и во всех странах, слышал зов и достигал гармонии с небом и землёй. Много троп ведёт к вершине горы Фудзи, но эта вершина одна — любовь.
Любовь ведет к гармонии. (Фото из открытых источников Интернета).
Мы считаем красоту идеальной? Но, вот понятие красоты для всех разное. Потому что нас природа создала всех разными и идеалы у всех свои.
Но, всё же есть общепринятые неоспоримые каноны красоты, прекрасное пленяет навсегда. Закон природы – красота действует на всех, и ей не важно, можете вы её осознать, заметить или нет. И здесь выигрывает душа.
В.М. Гюго
Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте.
Добро рождает красивую душу. (Фото из открытых источников Интернета).
Лишь душевную красоту мы можем назвать истинной, гармоничной. Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать или создавать.
Сократ
То, что я понял – прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, – тоже прекрасно.
Друзья, я думаю, главная задача всей жизни – оставаться собой, преодолевая все преграды, решая задачи (по мере их поступления), улучшать свою жизнь, правильно извлекая опыт из пройденной части пути.
К слову, учиться лучше на ошибках других – читать умные и полезные книги, смотреть познавательные фильмы. Стремитесь покорять свои вершины, настраивайте гармонию в душе.
Стремиться к целям и добиваться успеха. (Фото из открытых источников Интернета).
М. Горький
Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.
Будьте самими собой! Только внутреннее состояние человека делает его действительно красивым. На Востоке говорят, что нет толку ехать в Тибет, если Тибет повсюду, если ты сам себе Тибет.
Что же такое гармония? Почему она так важна для человека? Всё просто – гармония – ориентир жизни человека. Пока вы дуетесь и огорчаетесь – мир продолжает оставаться прекрасным и гармоничным, он рядом, показывает вам свою мощь и величие, красоту и уравновешенность, а вы – часть всего этого.
Так стоит ли злу позволять завладеть вами? Пока у вас плохое настроение – мир проходит мимо вас. Держите его, позволяйте только светлым энергиям наполнять вас!
Посмотрите в мир, как в зеркало и сравните ваши и его энергии, растворитесь в потоках Вселенной, окунитесь в гармонию и почувствуйте её силу, она вокруг вас!
Космос и человек – об энергии, красоте, порядке, Нажимайте, чтобы прочитать
Желаем вам поймать птицу счастья, сохранять красоту и гармонию в душе !
Источник
Океаны ломают сушу.
Ураганы сгибают небо.
Исчезают земные царства,
А любовь остаётся жить.
Погибают седые звёзды.
Серый мамонт вмерзает в скалы.
Острова умирают в море,
А любовь остаётся жить.
Топчут войны живую зелень.
Пушки бьют по живому солнцу.
Днём и ночью горят дороги,
А любовь остаётся жить.
Я к тому это всё, что, если
Ты увидишь как плачут звёзды,
Пушки бьют по живому солнцу,
Ураганы ломают твердь, –
Есть на свете сильное чудо:
Рафаэль написал Мадонну,
Незапятнанный след зачатья
На прекрасном её лице.
Значит, день не боится ночи.
Значит, сад не боится ветра.Горы рушатся. Небо меркнет,
А любовь остаётся жить.
Так странно, что вещь настолько разрушительная может быть столь прекрасной.
Влюбленность поистине прекрасное состояние. Начинаешь радоваться вещам, которые только раздражали. Утром не закрываешь шторы, а протягиваешь руку первому лучу солнца и улыбаешься, зажмурив глаза от яркого света. Дождь перестает быть ледяным и ненужным, превращается в прекрасные капли, которые, разбиваясь, щекочут лицо, чем вызывают только смех. Улицы сразу же наполняются прекрасными, интересными и счастливыми людьми. Осень становится любимым временем года. Как только влюбленность сменяется разочарованием и болью, все становится на свои места. По утрам раздражает светом солнце, днем холодный дождь вечно все портит, вечером в метро исключительно злые и грубые люди, которые во всем виноваты и что-то тебе обязательно должны. А осенняя слякоть все это еще больше отягощает.
Но если посмотреть со стороны, то в любые времена и в любое время года, влюблен ты или нет, мир вокруг и люди в нем не меняются. И быть ему красивым и ярким или серым и холодным — исключительно твой выбор.
… по возможности я старался вставать как можно позже и был бы рад всегда существовать только темноте, в которой все кажется прекрасней, чем при солнечном свете.
Моя маленькая Имоген, я верю тебе и уверена, что отец тоже верит! Настоящее волшебство, оно повсюду, оно всегда будет там, где ты хочешь его видеть. Оно снаружи и внутри нас, в нашем сердце! То, что ты видела тогда те чудеса, открыло тебе именно оно! Потому что ты была готова к этому, готова принять его, увидеть и почувствовать. Почувствовать красоту мира!
Всё самое невероятное начинается с нас самих. Мир полон изящного волшебства! Достаточно лишь найти внутри себя точки соприкосновения с прекрасным.
Мы все осколки тленной пустоты,
Но постоянно ищем сказочного света.
Всегда бежим от неизвестной темноты!
Когда придет зима, мы не дождемся лета,
Хотим заботы, но не замечаем доброты… Шаблоны красоты затмили разум,
Красивую любовь хотим найти!
Зачем? Чтобы поставив её в вазу,
Потом кричать о ней до хрипоты?Она не долговечна и завянет сразу,
А виноватым в этом будешь ты! Пускай никто давно не любит эту фразу,
И продолжает жить в объятьях глухоты…
Он может вечно сердцу отдавать приказы,
Не слыша шепота гармоний простоты!
Своеобразие и единообразие взаимовостребуемы, из чего рождается все прекрасное.
Даже самые прекрасные и совершенные цветы рано или поздно увядают, неизбежно обращаясь горсткой пепла.
…в красоте окружающего мира кроется какая-то страшная тайна, и кто знает, вдруг сердце этой жизни бьется лишь за счет наших жертвоприношений, а красота и боль находятся в причудливом, но неразрывном взаимодействии, и, чтобы вырос один-единственный цветок, многим суждено пролить свою жаркую кровь.
Склоняйтесь, склоняйтесь,
ибо вот онажажда моя,
расступитесь
и дайте место
существу легче пери
любых,
ибо взор мой на ней.
И не оторвать
его.
А если нет во мне сердца,
я сделаю слепок
для ладоней её.
Самое прекрасное – это то, чего нельзя достичь.
Возле «Сикстинской мадонны» Рафаэля стояло много людей – смотрели, о чем-то говорили… И неожиданно громко, как бы рассекая толпу, чей-то голос возмутился:
— Нет, я вот одного не могу понять. Стоят вокруг, полно народу. А что толпятся?.. Ну что в ней особенного?! Босиком, растрепанная…
– Молодой человек, – прервала монолог Раневская, – эта дама так долго пленяла лучшие умы человечества, что она вполне может выбирать сама, кому ей нравиться, а кому – нет.
Видите ли, для меня мир не делится на то, что прилично и что неприлично. Для меня главное в жизни — красота. Я воспринимаю жизненные явления не как хорошие или плохие, а как прекрасные или уродливые. Понимаете, мне многое из того, что вы считаете хорошим, приличным, представляется уродливым, а многое такое, что вы считаете непристойным, мне кажется прекрасным.
Каждый раз, сталкиваясь с чем-то ужасным, фокусируйся на чём-то прекрасном. То, на чём ты сосредотачиваешься — расширяется. Только ты можешь изменить свою реальность.
И прекрасное дожно иметь пределы.
Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать.
Очень редко случается так, чтобы прекрасное одновременно было популярным.
Всё, что прекрасно, — нравственно.
В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
Источник