Предоставление лесного участка в аренду для добычи полезных ископаемых
Государство предоставляет гражданам возможность брать в аренду не только стандартные земельные участки для строительства на них жилья и для иных целей, но и лесные массивы, составляющие лесной фонд РФ.
По сравнению с общим порядком пользования землей аренда лесов имеет ряд ограничений, но они не лишают человека возможности вести хозяйственную деятельность, получать прибыль и проводить рекреационные мероприятия.
Законодательство
Общие положения об отношениях аренды излагаются в первом параграфе 34 главы Гражданского кодекса. Нюансы аренды земельных участков, такие как порядок предоставления лесных массивов и заключение договора аренды лесного участка их использования, описываются в главе 6 Лесного кодекса.
Статья 101 Земельного кодекса определяет земли лесного фонда. Сюда относятся:
- Земли, покрытые лесами;
- Земли, не покрытые растительностью, но предназначенные для ее восстановления (пожарища, вырубки);
- Земли, на которых находятся хозяйственные объекты, обслуживающие лесное хозяйство (дороги, болота, просеки).
Арендаторами могут быть как физические и юридические лица.
Арендодателями и уполномоченными органами по этому вопросу выступают представители органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
Лесные земли предоставляются в пользование для следующих целей (ст. 25 ЛК):
- Заготовка и переработка лесных ресурсов;
- Охотничья деятельность;
- Научно-исследовательская деятельность;
- Предоставление рекреационных услуг;
- Возведение гидротехнических сооружений (водохранилища, порты);
- Изучение земных недр, исследование месторождений ископаемых.
Аренда может предоставляться как для одной из перечисленных целей, так и для нескольких сразу. Возможно предоставление лесных участков сразу нескольким арендаторам для различных целей, если характеристики участка позволяют арендовать и проводить многоцелевое использование.
Оформление договора
Предоставление участка проходит двумя путями: через прямое заключение договора аренды участка лесного фонда с государственными органами и через проведение аукционных торгов.
Аукционный порядок реализуется во всех случаях, кроме использования лесов в следующих целях:
- Охотничья деятельность;
- Строительство и обслуживание линейных объектов;
- Заготовка древесины для использования ее с целями, определенными статьями 43-46 ЛК (строительство гидротехнических объектов, разработка недр).
В этих случаях между арендатором и государством договор заключается без аукциона.
Для его заключения необходимо составить заявление и отправить его в уполномоченные органы.
В заявлении указываются такие реквизиты, как:
- Если заявление отправляется от имени юридического лица, то указываются его наименование, организационное форма, адрес регистрации. Если заявление подает гражданин (в т.ч индивидуальный предприниматель), то указываются его паспортные данные и место проживания;
- Местонахождение и площадь лесного участка;
- Цель и способ использования участка, указание на правовые нормы, подтверждающие приемлемость этих целей;
- Требуемый срок аренды;
- Кадастровый номер участка;
- Данные о предварительном решении предоставления участка в пользование. Указываются в случаях, когда участок образовался в силу такого решения.
- Контактные данные.
Образец заявления о предоставлении права аренды лесного участка можно скачать здесь.
К заявлению необходимо приложить документы:
- Если от имени заявителя выступает другой человек, то он представляет доказательства правомочности своего представительства;
- Документы, подтверждающие необходимость целевого использования участка.
Уполномоченный орган путем межведомственного взаимодействия получает следующие документы:
- Данные о нахождении на налоговом учете;
- Подтверждение права собственности на находящиеся на лесном участке объекты (если такие имеются);
- Лицензию на использование земных недр (если необходима).
Возможно самостоятельное предоставление этих данных заявителем.
Уполномоченный орган извещает заявителя о своем согласии или отказе на предоставление аренды в течение двух дней после принятия решения. Само решение принимается в течение 30 дней с получения всех документов.
На подготовку типового договора аренды лесного участка дается 3 дня с момента принятие решения, он подписывается в течение 10 дней с этого момента.
Типовой договор содержит следующие пункты (перечислены по порядку):
- Дата и место заключения;
- Наименование арендодателя (органа власти), а также ФИО и должность его уполномоченного лица;
- Основания действия договора – соответствующие статьи ГК и ЛК;
- Данные арендатора (юр. лица или гражданина);
- Решение, являющееся основанием предоставления участка в аренду (протокол о результате аукциона или решение органа власти);
- Собственник участка (государство или муниципалитет);
- Площадь и местонахождение участка;
- Арендная плата;
- Права и обязанности, ответственность сторон;
- Порядок изменения и расторжения;
- Срок действия;
- Дополнительные условия;
- Подписи сторон.
Образец типового договора о праве аренды лесного участка можно скачать здесь.
К договору прилагаются такие документы, как акт приема-передачи участка, регламент начисления арендной платы и ее расчет, подробные характеристики и план участка.
Договоры могут заключаться только в отношении тех лесных участков, по которым было проведено проектирование силами государственных органов.
В ходе проектирования составляется подробная документация обо всех характеристиках участка, которая и прикладывается к соглашению.
Как правило, государство ограничивает возможность предоставления участка в
субаренду. Требуется, чтобы условия субаренды были полностью аналогичными условиям аренды во избежание нецелевого использования земель лесного фонда.
На арендатора налагается больший круг обязанностей, чем при использовании прочих видов собственности. Арендатор обязуется обеспечивать противопожарную безопасность лесов, поддерживать их приемлемое санитарно-гигиеническое состояние.
Информация об арендаторах хранится в Реестре арендаторов лесных участков.
Он публикуется Рослесхозом каждого региона, его можно найти в открытом доступе на государственных информационных порталах (www.data.gov.ru). В реестрах указывается наименование организации или ФИО арендатора, его юридический адрес и способ использования участка
Аукцион
Аукцион на право заключения договора проводится во всех случаях, кроме предусмотренных статьями 36 и 43-46 ЛК.
Организаторами аукциона являются государственные органы или уполномоченные на основании договора с государством организации. Организатор размещает извещение о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до его начала. В извещении должна содержаться такая информация, как предмет аукциона и его характеристики, место и дата начала и окончания подачи заявок, начальная цена объекта торгов.
Начальная цена определяется в порядке, изложенном в статьях 73 и 76 ЛК.
Организатор подготавливает проектный план участка, его кадастровую документацию, проект арендного договора, а также определяет «шаг аукциона», то есть значение повышения цены в ходе торгов. «Шаг аукциона» не должен превышать 5% от начальной цены.
В заявке на участие указываются личные данные физического лица, наименование и организационная форма юридического лица, местонахождение, реквизиты счета в банке. Участник должен внести аукционный задаток и приложить к заявке чек о его уплате. Отказ от предоставления права участия в торгах может быть дан на основании непоступления задатка, процесса банкротства предприятия, отсутствия в заявке необходимой информации.
Порядок проведения аукциона стандартен: начальная цена увеличивается на «шаг аукциона», каждая цена объявляется три раза, если после третьего раза никто ее не повышает, то последний объявивший цену участник признается победителем, что фиксируется в протоколе. Экземпляр протокола прикрепляется к договору. Он подписывается в течение 10 дней после завершения аукциона.
Остальным участникам возвращаются их задатки в течение 5 дней.
Если на аукционе аренды участков лесного фонда присутствует только один участник, то он автоматически признается победителем, он обязуется заключить договор аренды в течение 20 дней
Если на приобретение права аренды за начальную цену никто не согласился после ее троекратного объявления, торги объявляются несостоявшимися.
Сроки
Отличительной чертой договоров аренды лесных участков является их неотъемлемый срочный характер.
В этом Лесной кодекс корректирует общие положения ГК, где допускается бессрочное действие договора.
Максимальный срок, на который может быть заключено соглашение – это
49 лет. Но арендатор имеет право на продление договора в том случае, если он надлежащим образом исполнял его условия и своевременно вносил арендную плату.
Минимальный срок договора аренды лесного участка равен 10 годам, за исключением случаев предоставления участков с целью обработки древесины и строительства и эксплуатации сооружений гидротехнической направленности. Здесь минимальный срок составляет один год.
Переуступка
Переуступку следует отличать от субаренды. Если во втором случае отдается в пользование лишь некоторая часть объекта при сохранении приоритетного права его использования за первичным арендатором, то при переуступке право аренды отдается третьему лицу полностью и безвозвратно.
Законодательство накладывает на этот процесс одно ограничение – переуступка должна происходить с официального согласия арендодателя, то есть государства.
Государство, в свою очередь, заинтересовано в продолжении целевого и рационального использования лесного участка, поэтому на практике оно тщательно проверяет потенциального арендатора перед тем, как позволить передать ему право пользования.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник
СТ 43 ЛК РФ
1. Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
2. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
3. Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
4. В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
5. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута.
6. Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментарий к Ст. 43 ЛК РФ
Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов, установленным ст. 25 настоящего Кодекса. При применении комментируемой статьи 43 Лесного кодекса России необходимо иметь в виду следующее. Работы по геологическому изучению недр или использование лесов для разработки месторождений полезных ископаемых не заменяют порядок, установленный законодательством о недрах для выполнения указанных работ. Речь идет только о специфике данного вида работ в лесу. Любое природопользование характеризуется наличием специфических правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов и оформлением соответствующих прав на объекты природопользования. У лесопользования, землепользования, недропользования, водопользования есть специфические особенности, характерные только для конкретного вида пользования природными объектами и ресурсами, а есть объединяющие особенности. В нашем случае оформление права на пользование лесным участком в соответствии со ст. 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых не освобождает пользователей от необходимости оформления процедуры отвода участка недр в соответствии с Законом РФ “О недрах”. В соответствии со ст. 11 этого Закона предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. В соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризованные блоки недр. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Например, для добычи полезных ископаемых – в виде горного отвода, а для геологического изучения недр – в виде геологического отвода. Для геологического изучения срок пользования может составлять до 5 лет, а для добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения полезных ископаемых. Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Проведение указанных работ в лесу, как видим, требует дополнительно оформления права аренды на лесные участки, за исключением указанных в п. 3 настоящей статьи 43 ЛК случаев. Так, если при выполнении таких работ не будет осуществлена рубка лесных насаждений, достаточно будет только получения разрешения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления (в зависимости от территориальной принадлежности лесного участка и компетенции указанных органов).
Лесной кодекс РФ 1997 г. прямо не предусматривал геологическое изучение недр и разработку полезных ископаемых как разновидность лесопользования, но механизм по допустимости вышеуказанных работ на землях лесного фонда содержал. Существовала статья о порядке проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (ст. 66). Причем эти работы могли осуществляться без перевода земель лесного фонда в земли других категорий и без перевода лесных земель в нелесные, только на основании разрешения (сначала лесхозов, затем территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ, впоследствии также при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы).
Разработкой месторождений полезных ископаемых считается комплекс работ, включающий в себя вскрытие, подготовку и выемку полезного ископаемого. Разработка бывает нескольких видов: открытая – это способ добычи полезных ископаемых, при котором процесс выемки вскрышных пород и полезного ископаемого осуществляется в открытых пространствах на земной поверхности; подземная – это способ добычи полезных ископаемых, при котором вскрытие, подготовка месторождения и выемка полезного ископаемого осуществляются под землей <1>. Таким образом, практически речь идет о добыче полезных ископаемых. Формулировка “добыча полезных ископаемых” как раз и содержалась в тексте ст. 66 Лесного кодекса РФ 1997 г. Как видим, Лесной кодекс РФ 2006 г. не уточняет способ добычи, не определяет критерии для отсутствия оформления договора аренды на лесной участок для этих нужд, не указывает на необходимость перевода земель в другую категорию. Напомним, что, по мнению ученых, добыча полезных ископаемых, о которых шла речь в ст. 66 ЛК РФ 1997 г., очевидно, касалась общераспространенных полезных ископаемых, т.е. тех, добыча которых фактически не требует капитального строительства соответствующих для того сооружений <2>. Отдельные уточнения содержала ст. 66 ЛК РФ 1997 г. в новой редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда”. Но Федеральным законом “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” (2006 г.) ст. 1 и 2 данного Федерального закона были признаны утратившими силу с 1 января 2007 г. Из Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ продолжает действовать только ст. 3, излагающая в новой редакции абз. 10 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий”: “разрешение проведения в лесном фонде работ по региональному геологическому изучению, за исключением буровых работ”. Новая редакция Кодекса также не дает четкого ответа на указанный вопрос. Поэтому принятие подзаконного акта, указанного в п. 4 комментируемой статьи 43 ЛК РФ, необходимо для ее надлежащей реализации.
——————————–
<1> См.: Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Гимадеева. Казань: Природа, 2000. С. 311.
<2> См.: Комментарий к Лесному кодексу РФ / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001.
Недропользование по-прежнему остается лицензируемым видом деятельности. Поэтому, в соответствии с Федеральным законом “Об экологической экспертизе” 1995 г., с последними изменениями, включенными Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, вступившими в силу с 1 января 2007 г., материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, к чему относятся и вышеуказанные работы. См. также комментарий к ст. 21 настоящего Кодекса.
Источник