Правовой режим земельных участков для разработки полезных ископаемых

Правовой режим земельных участков для разработки полезных ископаемых thumbnail

Библиографическое описание:


Шайхулина, М. В. Правовые аспекты и особенности предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых / М. В. Шайхулина, Е. А. Колмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55821/ (дата обращения: 10.10.2020).



Ключевые слова: полезные ископаемые, земельный участок, участок недр, горный отвод, лицензия, рекультивация.

Законодательная база, регулирующая сферу недропользования, на протяжении многих лет повергалась модификации, направленность которой заключалась в повышении контроля за рациональным использованием природных ресурсов. Согласно установленной законом процедуре, процесс предоставления многоэтапный, сложно структурированный, призванный обеспечить наиболее эффективное использование всех земельных ресурсов и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. В Российской Федерации происходят регулярные изменения в процедуре предоставления земель, направленные на ускорение процесса оформления документов. Процесс предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых значительно отличается от процедуры предоставления земель под промышленные объекты и обладает рядом особенностей.

Несмотря на то, что земля и недра неразрывно связаны, в условиях сегодняшнего законодательства существуют две отдельные отрасли права: земельное законодательство и законодательство о недрах. Как следствие, недропользователь является субъектом сразу двух самостоятельных прав: недропользования и землепользования [1]. Основным нормативно-правовым актом федерального уровня, регулирующим отношения, связанные с землей, является Земельный кодекс РФ, а регулирование отношений в сфере недропользования осуществляет Федеральный закон «О недрах».

В законодательстве описаны требования к образованию земельного участка, необходимого для недропользования. В ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, запрещающей образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, не распространяет это правило на случай образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых [2].

Прежде чем земельные участки смогут быть представлены для разработки необходимо провести геологические изыскания, под которыми подразумевается комплексное изучение геологических особенностей участка. Информация, полученная в результате геологических работ, является основой для разработки проектной документации.

Земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных площадей. Каждое из трех приведенных условий является отличительной особенностью процедуры предоставления.

Первым и самым важным является тот факт, что земли предоставляются в качестве горного отвода — геометризованного блока недр, который выделяется в пользование предприятию, организации или учреждению для разработки месторождения полезных ископаемых [1]. Отличие между горным и земельным отводом заключается в том, что земельный отвод предоставляется контурным земельным участком, а горный отвод — это определенный горный массив. Необходимо отметить, что границы горного отвода устанавливаются по контуру залегания полезных ископаемых, а также при описании границ горного отвода указываются его верхняя и нижняя границы. Границы горного отвода устанавливаются для рационального использования, охраны недр и окружающей среды, безопасности ведения работ [3]. Принципиально важным моментом является тот факт, что право на земельный участок сохраняется до тех пор, пока действует право на горный отвод. Органом, ответственным за выдачу горноотводных актов — является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Как было отмечено, предоставление участка недр не является возможным, пока организацией не разработан проект рекультивации земель. Работы по рекультивации отработанных земельных участков осуществляются за счет недропользователя, и требуют колоссальных финансовых затрат [4]. В этой связи значительные площади остаются в непригодном для дальнейшего использования состоянии из-за халатного отношения, вызванного слабыми мерами наказания. Штрафы за невыполнение работ по рекультивации в десятки раз ниже, чем, непосредственно, проведение самих мероприятий.

Прием уже восстановленных земель осуществляет Комитет управления муниципальной собственностью, что подтверждается актом приемки.

Предоставление земельных участков для разработки месторождения осуществляется с проведением конкурсов (рис.1) или аукционов (рис.2), а результатом проведения является возможность получения лицензии на право пользования недрами, а не право заключения договора купли-продажи, аренды и тд., как в случаях, не связанных с недропользованием.

Правовой режим земельных участков для разработки полезных ископаемых

Рис. 1. Схема проведения конкурса на право пользования недрами

Правовой режим земельных участков для разработки полезных ископаемых

Рис. 2. Схема проведения аукциона на право пользования недрами

В прошлой редакции ФЗ «О недрах» в обязанности Федерального агентства по недропользованию до проведения конкурса или аукциона входило согласование с владельцем земельного участка предоставление его недропользователю на правах аренды либо путем выкупа [5]. Однако, как зачастую случалось, собственник отказывался от своего решения, и недропользователь был не в состоянии получить доступ к земельному участку, либо собственник в разы поднимал стоимость аренды или цены при выкупе [5]. В условиях нынешнего законодательства Федеральное агентство по недропользованию лишь предоставляет недропользователю информацию о владельце земельного участка, под которым находится месторождение полезных ископаемых. Законодательно предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных нужд с возмещением собственникам стоимости земельных участков. Однако на этом этапе возникает проблема: в законодательстве отсутствует порядок процедуры изъятия земельного участка, находящегося над недрами у его собственника в пользу недропользователя; отсутствует обоснование цены, по которой было бы справедливо изымать землю [6]. Недоработки нормативно-правовой базы регулирования вопросов, возникающих между правообладателями на пользование недрами и владельцами земельных участков, находящимся над ними, приводит к потере времени и отсрочке начала геологического изучения недр, финансовым затратам и, в конечном итоге, не выполнению лицензионных обязательств [6].

Читайте также:  Самые полезные советы в жизни видео

Лицензирование деятельности — является значимой особенностью предоставления земельных участков. В соответствии с видами пользования недрами государство выдает лицензии трех видов — на геологическое изучение (поиск и оценку), разведку и добычу или лицензию, включающую геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых. Наличие лицензии — это главное основание возникновения права недропользования [7]. Последовательность действий по оформлению лицензии отображена на Рисунке 3:

Изображение выглядит как снимок экрана  Описание создано автоматически

Рис. 3. Схема оформления лицензии на право пользования недрами

После получения лицензии, с уполномоченным органом рассматриваются и согласовываются предварительные границы горного отвода. Далее создается технический проект разработки месторождения полезных ископаемых, который подлежит согласованию и экспертизе, после чего утверждается. Завершающим этапом предоставления земель является уточнение границ горного отвода, получение горноотводного акта и заключения договора аренды (рис. 4).

Изображение выглядит как объект  Описание создано автоматически

Рис. 4. Последовательность предоставления земельных участков для разработки недр

Все работы, проведенные на участке недр без оформления лицензии и горноотводного акта, считаются незаконными, облагаются штрафами, а все постройки устраняются без возмещения ущерба.

Не смотря на регулярную корректировку законодательства, остается ряд недоработанных вопросов. В первую очередь требуется введение рекомендаций по изъятию земельных участков для государственных нужд. В законодательстве указано, что земельные участки могут изыматься для государственных нужд, но не описано, что именно относится к ним относится. На сегодняшний день остается открытым вопрос: почему основанием для изъятия служит формулировка «для государственных нужд», а разработка недр осуществляется за счет недропользователя? Как было отмечено ранее, требуется ужесточение мер наказания за несоблюдение законодательства о недрах, в особенности за не проведение рекультивации. Соблюдение недропользователями требований по рациональному использованию и охране недр — неотъемлемое условие обеспечения устойчивого и эффективного развития экономики.

Литература:

  1. Семенищенков А. А. Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи и электропередачи: практ. пособ. для разработки землеустроительной документации. 4-е изд.  М.: Юни-пресс, 2007. — 532с.
  2. Игнатьева И. А. Земельный участок для недропользования: ретроспектива и актуальное правовое регулирование // Российский юридический журнал.  2016.  № 2.  С. 177–195.
  3. Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58) (ред. от 13.07.2006) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.1998 N 1485). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Система «КонсультантПлюс». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18140/.
  4. Сулин М. А. Территориальное землеустройство несельскохозяйственных объектов: учеб. пособие / Санкт-Петербургский государственный горный университет — СПб., 2007. — С. 79.
  5. Тельхигова М. Ш. Проблемы правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей недропользования [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 81–84.
  6. Ламерт Д. А. Особенности процедуры предоставления права пользования земельным участком над недрами с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2015. — № 3. — С. 46–57.
  7. Никишин Д. Л. Правовой механизм предоставления недр в пользование: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.06 / МГЮА, — М., 2013. — 252 с.

Основные термины (генерируются автоматически): горный отвод, земельный участок, пользование недрами, участок, ископаемое, рациональное использование, геологическое изучение, горноотводный акт, земельный отвод, Федеральное агентство.

Источник

Понятие земельных участков для разработки полезных ископаемых.

Разработка недр непосредственно связана с использованием земли. Добыча находящихся в недрах земли полезных ископаемых невозможна без применения поверхности земли, так же как и строительство горных предприятий. Земельные участки используются для добычи полезных ископаемых шахтным и открытым способами. На этих участках размещаются здания и сооружения шахт и карьеров, отвалы горных пород и т. п. Земли нужны для геологического изучения недр, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, например для хранения запасов нефти, захоронения различного рода промышленных отходов, строительства и эксплуатации метрополитенов и иных целей. Правовой режим таких земельных участков определяется главным образом в законодательстве о недрах.

Виды использования земель для нужд недропользования. Законодательство предусматривает особые условия предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых и порядок их использования. Такие участки имеют два разных правовых режима. Выделяется правовой режим земельных участков, которые предоставлены для постоянного использования недр, и правовой режим земельных участков для проведения геолого-разведочных работ, т. е. для временного использования недр.

В соответствии с лицензией на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр, т. е. геометрически определенного пространства недр (ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О недрах»).

Читайте также:  Полезные советы как добиться успеха во всем

Если участок недр выделен в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), то ему придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно работать несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование (ч. 5 ст. 7 Закона РФ «О недрах»).

Порядок получения недр в пользование связан с решением вопросов о предоставлении для этих целей земельного участка. Согласно ст. 25′ Закона РФ «О недрах» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом РФ.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам либо юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в ст. 392 ЗК РФ.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

Допускается осуществление изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами (ст. 252 ЗК РФ). Положение о подготовке и рассмотрении ходатайств об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также принятии решений об их изъятии утверждено постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 294′.

Основная особенность правового режима земельных участков для разработки полезных ископаемых заключается в следующем. Поскольку основанием для получения земельного участка является право на горный отвод, право на земельный участок сохраняется до тех пор, пока сохраняется право на горный отвод. Утрата права на горный отвод прекращает и право на земельный участок. Однако прекращение права на земельный участок не влечет прекращения права недропользования. Закон РФ «О недрах» не предусматривает такого основания прекращения права недропользования (ст. 20). Итак, право на земельный участок подчинено праву пользования недрами.

К числу других особенностей правового режима земельных участков для разработки полезных ископаемых относится право недропользователя ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых предоставленным ему горным отводом (ст. 22 Закона РФ «О недрах»).

Земельное законодательство возлагает на горные предприятия (подп. 6 п. 1 ст. 13 ЗК РФ) обязанности по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Поэтому при проведении связанных с нарушением почвенного слоя работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (п. 4 ст. 13 ЗК РФ). Подпункт 8 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» обязывает недропользователей приводить участки земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Действует особый порядок временного использования земельных участков для геолого-разведочных работ. Могут устанавливаться публичные сервитуты для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ (подп. 9 п. 3 ст. 23 ЗК РФ).

При проведении геолого-разведочных работ очень часто причиняется ущерб землям, например в результате передвижения тяжелых буровых установок. В связи с этим земельное законодательство предусматривает, что убытки, причиненные временным занятием земельных участков, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме (подп. 3 п. 1 ст. 57 ЗК РФ). [1]

Источник

Понятие земельных участков для разработки полезных ископаемых.
Разработка недр непосредственно связана с использованием земли. Добыча находящихся в недрах земли полезных ископаемых невозможна без применения поверхности земли, так же как и строительство горных предприятий. Земельные участки используются для добычи полезных ископаемых шахтным и открытым способами. На этих участках размещаются здания и сооружения шахт и карьеров, отвалы горных пород и т. п. Земли нужны для геологического изучения недр, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, например для хранения запасов нефти, захоронения различного рода промышленных отходов, строительства и эксплуатации метрополитенов и иных целей. Правовой режим таких земельных участков определяется главным образом в законодательстве о недрах.

Читайте также:  Коэффициент полезного действия газовой турбины 20 это означает

Законодательство предусматривает особые условия предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых и порядок их использования. Такие участки имеют два разных правовых режима. Выделяется правовой режим земельных участков, которые предоставлены для постоянного использования недр, и правовой режим земельных участков для проведения геологоразведочных работ, т. е. для временного использования недр.
В соответствии с лицензией на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр, т. е. геометрически определенного пространства недр (ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О недрах»).
Если участок недр выделен в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), то ему придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно работать несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование (ч. 5 ст. 7 Закона РФ «О недрах»).
Порядок получения недр в пользование связан с решением вопросов о предоставлении для этих целей земельного участка. Согласно ст. 25 Закона РФ «О недрах» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом РФ.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам либо юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в ст. 39 ЗК РФ.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Допускается осуществление изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами (ст. 25 ЗК РФ). Положение о подготовке и рассмотрении ходатайств об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также принятии решений об их изъятии утверждено постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 294.
Основная особенность правового режима земельных участков для разработки полезных ископаемых заключается в следующем. Поскольку основанием для получения земельного участка является право на горный отвод, право на земельный участок сохраняется до тех пор, пока сохраняется право на горный отвод. Утрата права на горный отвод прекращает и право на земельный участок. Однако прекращение права на земельный участок не влечет прекращения права недропользования. Закон РФ «О недрах» не предусматривает такого основания прекращения права недропользования (ст. 20). Итак, право на земельный участок подчинено праву пользования недрами.
К числу других особенностей правового режима земельных участков для разработки полезных ископаемых относится право недропользователя ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых предоставленным ему горным отводом (ст. 22 Закона РФ «О недрах»).
Земельное законодательство возлагает на горные предприятия (подп. 6 п. 1 ст. 13 ЗК РФ) обязанности по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Поэтому при проведении связанных с нарушением почвенного слоя работ по добыче полезных ископаемых плодородный слои почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (п. 4 ст. 13 ЗК РФ). Подпункт 8 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» обязывает недропользователей приводить участки земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Действует особый порядок временного использования земельных участков для геологоразведочных работ. Могут устанавливаться публичные сервитуты для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ (подп. 9 п. Зет. 23 ЗКРФ).
При проведении геологоразведочных работ очень часто причиняется ущерб землям, например в результате передвижения тяжелых буровых установок. В связи с этим земельное законодательство предусматривает, что убытки, причиненные временным занятием земельных участков, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме (подп. 3 п. 1 ст. 57 ЗК РФ).

Источник