Право собственности на земельный участок распространяется на полезные ископаемые

Добрый день, мой читатель. Законодательство России закрепляет право частной собственности. Оно распространяется на многие вещи, в том числе и на земельные участки. Вот только в глубинах участка может находиться много чего – от старинных кладов до месторождений и рудных жил. Как глубоко простираются права владельца на свою землю?

Дачный участок. Иллюстрация для статьи используется по стандартной лицензии ©dachnyedela.ru

Жми на палец вверх и подписывайся на канал “Идеальный огород“.

Какими нормативными актами руководствоваться?

Вначале перечислим те акты законодательства, которые надо учитывать, решая этот вопрос:

  • Конституция РФ. Она закрепляет основные права граждан – в том числе и право собственности на землю.
  • Гражданский кодекс (ГК) РФ. Он конкретно описывает, какие именно объекты могут находиться в собственности граждан, каков объём прав собственника и т. д.
  • Земельный кодекс (ЗК) РФ. В нём урегулированы некоторые моменты, касающиеся именно отношений, связанных с земельными участками.
  • Закон РФ «О недрах». А вот тут и начинается самое весёлое. Дело в том, что с точки закона просто глубины участка и недра – две разных вещи, имеющие разный правовой статус.

Теперь посмотрим, что конкретно говорят эти нормативные акты.

Что принадлежит собственнику?

Ст. 261 ГК РФ в ч. 2 указывает, что право собственности владельца земли распространяется на следующие вещи на территории участка:

  • Слой почвы.
  • Водные объекты – если специально по отношению к ним Водный кодекс РФ не указывает другое (а он обычно не указывает).
  • Растения.

При этом надо отметить, что точного определения почвенного слоя ГК РФ не даёт и отсылки на другие нормативные акты не делает. Так что тут можно понимать как угодно, тем более, что именно гумусный горизонт может иметь мощность от 0 (если вам не повезло, и прямо на поверхность выходит скальная или глинистая основа) до 2 и более метров (если вам достался участок на элитных чернозёмах).

В ч. 3 той же статьи ГК РФ, правда, оговаривает, что собственник вправе пользоваться всем, что находится над и под участком – но лишь в пределах, регламентированных законами о недрах и о воздушном пространстве.

Что говорит закон о недрах?

А вот теперь самое время открыть Закон РФ от 1992 года №2395-1 «О недрах». И там почти сразу же мы натыкаемся на статью 1.2. Там чёрным по белому указано: недра, любое подземное пространство, любые находящиеся в нём ресурсы – собственность Российской Федерации как государства. Они принадлежат именно федерации – не её субъектам.

Больше того, эта статья устанавливает следующее:

  • Переход права собственности на недра от РФ к любому другому лицу по любому основанию (покупка, дарение, наследование, залог и т. д.) – категорически невозможен.
  • Иные лица, кроме государства, могут только получать разрешение на добычу полезных ископаемых. При этом сами ископаемые-то могут перейти в частную собственность – но лишь после того, как они добыты.

Дачный участок. Иллюстрация для статьи используется по стандартной лицензии ©dachnyedela.ru

Что вы вправе делать?

Тем не менее, закон в ст. 19 содержит некоторые послабления для частных лиц:

  • Хотя к числу ресурсов относится и вода, копать колодец или сверлить скважину до первого водоносного слоя вы можете свободно. А вот на добычу артезианской воды (второй горизонт и глубже) уже потребуется разрешение. Да, и качать можно не более 100 куб. м в сутки.
  • Можно добывать общераспространённые ископаемые – глину, песок, мел и т. д.
  • Можно без разрешения строить подземные сооружения глубиной до 5 м.

Но при этом:

  • Вы можете добывать ископаемые только для личных целей, не связанных с предпринимательством. Замешать раствор на своём песке для ремонта дома – можно, продать КАМАЗ-другой песка соседу – уже нельзя.
  • Вы не можете продавать залежи таких ископаемых отдельно от участка.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод: право собственности владельца участка кончается там, где кончается почва. Тем, что глубже, он может в некоторых случаях пользоваться – но не может этот объём продать или подарить другому, не продав сам участок.

Эту и много других интересных статей читайте на нашем сайте.

О цветущих кустарниках я писала в следующей статье: Садовые цветущие кустарники

Источник

Право собственности на полезные ископаемые в европейских странах было урегулировано много лет назад. По общему правилу право собственности на полезные ископаемые принадлежат либо государству, либо собственнику земли. Государство обычно владеет полезными ископаемыми, которых относительно немного и которые имеют национальное значение. Традиционно железные руды и энергетические полезные ископаемые находятся в государственной собственности, причем этот перечень в некоторых странах постоянно расширяется.

Основной принцип регулирования собственности на полезные ископаемые заключается в следующем: собственник земли, в которой находится месторождение, не является собственником полезных ископаемых. Их добыча возможна, даже если собственник земли возражает против этого, так как разработка месторождения рассматривается с позиций национальных интересов. Обычно государство получает ренту за добычу полезных ископаемых, которые являются государственной собственностью.

В Австрии, Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии есть особая категория полезных ископаемых, которая называется «свободные полезные ископаемые» (free minerals). Право собственности на такие полезные ископаемые принадлежит государству, но эти полезные ископаемые можно добывать свободно в плане условий их добычи. Ренту платить государству не нужно, но нужно получить разрешение на геологоразведку и добычу.

Полезные ископаемые, принадлежащие собственнику земли, являются наиболее распространенными и имеют сравнительно низкую цену. Поэтому права на них обычно сохраняются за собственником земли. Однако опыт ряда стран свидетельствует о том, что в некоторых районах строительные материалы становятся недоступными в силу ограничений, связанных с охраной окружающей среды и осуществлением некоторых видов использования земель.

0 том, насколько якобы безгранично право собственника земли на «пространство, простирающееся под поверхностью земли до центра Земли», можно судить на основе анализа законодательства о добыче полезных ископаемых.

В Швеции полезные ископаемые являются частью недвижимости, хотя с позиций права неясно, насколько глубоко распространяется право собственности на землю. Вопрос, являются ли глубоко залегающие полезные ископаемые частью земельной собственности, имеет малое практическое значение. Поскольку добыча полезных ископаемых рассматривается как деятельность, имеющая «важное публичное значение», в ст. 18 гл. 2 Конституции Швеции[1] нет конституционных препятствий для ограничения государством доступа земельных собственников к полезным ископаемым. Собственники земли имеют право на некоторую компенсацию, связанную с ценой полезных ископаемых, но это право не вытекает из какого-либо конституционного права собственности[2].

Действует Закон Швеции от 24 января 1991 г. № 45 «О полезных ископаемых», в ст. 1 которого указано, что он применяется к отношениям, связанным с геологическим изучением и разработкой месторождений, находящихся в частных землях или в землях, принадлежащих иным лицам (это применяется к полезным ископаемым, для добычи которых требуется получение концессии).

Согласно ст. 4 этого Закона геологическое изучение недр может осуществляться только владельцем разрешения на геологическое изучение, а добыча полезных ископаемых — только владельцем концессии. Геологическое изучение могут проводить без разрешения в некоторых случаях собственник земли или с его согласия иные лица, а также владелец концессии. В некоторых случаях месторождение может эксплуатироваться собственником земли без получения концессии, владельцем разрешения или владельцем концессии.

При геологическом изучении недр, добыче полезных ископаемых должны соблюдаться требования Кодекса окружающей среды, законов № 1987/10 «О планировании и строительстве» и № 1988/950 «О древних памятниках и находках».

Статья 2 гл. 3 Закона «О полезных ископаемых» предусматривает: право на геологическое изучение недр может осуществляться, если не нарушаются чьи-либо право пользования, сервитут или иное специальное право собственником земли или с его согласия другим лицом, без разрешения на геологическое изучение в отношении полезных ископаемых, на добычу которых должна быть получена концессия, кроме нефти, газа и алмазов, исключая те районы, где другое лицо уже имеет разрешение или концессию.

Работы по геологоразведке могут осуществляться владельцами концессии в отношении тех видов полезных ископаемых, на добычу которых они уже имеют концессию.

Согласно ст. 2 гл. 5 данного Закона допускается право добычи полезных ископаемых без концессии. Собственник земли может вести добычу полезных ископаемых, на которые должна выдаваться концессия, для собственных нужд без получения концессии при условии, что иное лицо не имеет концессии на добычу в этом районе. Если концессия выдана другому лицу на добычу в пределах того района, в котором собственник земли осуществляет добычу полезных ископаемых для собственных нужд, собственник земли имеет право продолжать добычу в разумных пределах, если нет особых оснований для прекращения его деятельности.

Владелец разрешения может использовать полезные ископаемые, для добычи которых требуется лицензия, добытые в течение срока проведения работ по геологоразведке и предназначенные только для изучения их характера и пригодности для технологических процессов.

Допускается добыча только тех полезных ископаемых, которые указаны в лицензии. В пределах района концессии ее владелец может добывать также другие полезные ископаемые, для которых нужна концессия, или другие полезные ископаемые в пределах, необходимых для выполнения работ по добыче соответствующими способами. Добытые материалы владелец концессии может использовать, поскольку это необходимо для эксплуатации месторождения (ст. 4 гл. 5 Закона). Владелец концессии может использовать концессионные полезные ископаемые и другие сопутствующие им полезные ископаемые, которые не могут быть отделены заранее.

Закон Нидерландов «О добыче полезных ископаемых», действующий с 1 января 2003 г., закрепляет понятие «полезные ископаемые» — минералы или вещества органического происхождения, находящиеся в недрах в концентрациях или залежах природного происхождения в твердом, жидком или газообразном состоянии, за исключением болотного газа, извести, гравия, песка, глины, пластов породы или их смесей (ст. 1 гл. 1).

В ст. 3 гл. 1 этого Закона предусмотрено право собственности государства на полезные ископаемые. Право собственности на полезные ископаемые, добытые на основании лицензии, приобретает владелец лицензии. Он приобретает также право собственности на полезные ископаемые, извлеченные из недр в качестве образцов пород.

Законный владелец поверхности земли обязан разрешать владельцу лицензии геологическое изучение недр, геотермальной энергии[3], захоронение веществ в недрах в соответствии с правилами, регулирующими такие виды деятельности до тех пор, пока такие работы проводятся на глубине более 100 м от поверхности земли. При этом владелец поверхности земли не вправе требовать возмещения ущерба, причиненного такой деятельностью.

Федеральный Закон ФРГ от 13 августа 1980 г. «О добыче полезных ископаемых» закрепляет принцип разграничения того, что является составной частью земельного участка, и того, что таковым не признается. Большая часть полезных ископаемых, перечисленных в Законе: металлы, соли, каменный уголь, нефть, природный газ и др., не является составной частью земельного участка. Такие полезные ископаемые не имеют собственника. Только небольшая часть таких полезных ископаемых (песок, гравий, природный камень, торф) признается собственностью собственника земли.

Закон Финляндии № 503/1965 «О добыче полезных ископаемых» и постановление № 663/1965 «О добыче полезных ископаемых» регулируют права собственника земли на недра следующим образом. Лицензия на добычу полезных ископаемых дает право ее владельцу осуществлять добычу в соответствующем районе с согласия собственника земли или без него. Владелец лицензии должен компенсировать собственнику весь причиненный ущерб и неудобства, связанные с добычей.

Лицензия на добычу полезных ископаемых не дает право разработки месторождений, расположенных в следующих метах: районе, на который уже выдано разрешение на добычу полезных ископаемых; запретной пограничной зоне финской границы без разрешения Государственного Совета; зоне размещения военных объектов и их запретных зонах; зоне ближе 30 м от аэропортов, дорог, улиц, железных дорог или каналов; зоне ближе 50 м от жилых зданий, публичных зданий или заводов, линий электропередачи и трансформаторных станций мощностью более 35 кВт, садов и парков, примыкающих к жилым зданиям; вблизи промышленных предприятий, объектов размещения отходов, церквей и кладбищ.

В соответствии со ст. 3(1) Закона Венгрии «О добыче полезных ископаемых» (№ XLVIII 1993 г.) минеральные полезные ископаемые и геотермальная энергия в естественном месте их происхождения являются государственной собственностью. Минеральные полезные ископаемые, извлеченные недропользователями, становятся их собственностью в результате добычи. Геотермальная энергия, используемая для выработки электроэнергии, также становится собственностью добывшего ее пользователя недр.

Определены основания пользования землей для добычи полезных ископаемых, в частности наличие лицензии. Убытки, причиненные собственнику или владельцу недвижимого имущества, подлежат возмещению согласно Гражданскому кодексу Венгрии.

Согласно ст. 38 указанного Закона на своей земле ее собственники, владельцы, пользователи обязаны претерпевать работы по геологическому изучению недр, в процессе которых осуществляются измерения, установка знаков на поверхности земли способами, которые не препятствуют использованию недвижимости. Лица, осуществляющие геологическое изучение недр, обязаны возместить ущерб, причиненный такой деятельностью, в соответствии с правилами, регулирующими порядок возмещения ущерба в сфере недропользования.

В случае отсутствия согласия собственника, владельца земли недропользователь вправе потребовать установления сервитута на использование недвижимости для выполнения работ по строительству и добыче полезных ископаемых для размещения сооружений, трубопроводов, оборудования, необходимого для добычи, затрудняющего пользование недвижимостью. Ущерб, причиненный в этом случае, подлежит возмещению. Кроме того, недропользователь вправе потребовать установления сервитута для создания зоны безопасного ведения работ.

На основании сервитута недропользователь приобретает право пользования недвижимостью в пределах, необходимых для контроля, ремонта, содержания, охраны используемого оборудования. Если размещение горного оборудования приводит к прекращению использования недвижимости или созданию значительных препятствий для этого, если недропользователю постоянно нужна недвижимость для добычи полезных ископаемых, то он может инициировать процедуру приобретения недвижимости. Если достичь согласия с собственником не удается, можно предложить ему экспроприировать недвижимость. Это право также принадлежит собственнику недвижимости, если, по его мнению, проведение горных работ ведет к прекращению использования недвижимости или существенно препятствует ее использованию. Собственник недвижимости может предъявить иск в течение одного года после размещения оборудования.

Закон Польши от 2 июня 2011 г. «О геологических работах и добыче полезных ископаемых» регулирует порядок проведения геологических работ, разработки месторождений полезных ископаемых, захоронения жидких веществ и отходов в недрах.

Статья 4 Закона предоставляет физическим лицам право добывать песок и гравий для собственных нужд без получения лицензии на земельных участках, находящихся в их собственности или постоянном пользовании, без права распоряжения добытыми полезными ископаемыми при условии, что добыча осуществляется без применения взрывных работ. Объем добычи не должен превышать 10 куб. м в течение календарного года и соответствовать назначению земельного участка. Собственник земельного участка обязан информировать старосту о своем намерении осуществлять добычу в письменном виде за семь дней до начала работ с указанием местоположения работ и их продолжительности.

Месторождения углеводородного сырья, каменного и бурого угля, метана, железных руд, каменной соли и др., лечебные, термальные воды и соляные растворы являются государственной собственностью. Месторождения иных полезных ископаемых принадлежат собственникам недвижимости. Государственной собственностью являются также каменистые россыпи, расположенные вне пространственных границ частной земельной собственности, в том числе расположенные в границах морской зоны Республики Польша. Правом собственности на полезные ископаемые обладает Государственное казначейство (ст. 10 Закона).

Если чужая недвижимость (ее часть) необходима для использования недр, то заинтересованное лицо может потребовать приобретения права пользования этой недвижимостью (ее частью) на определенное время за вознаграждение. Указанное право не означает получения прибыли от использования такого имущества. Если в результате ограничения прав собственника недвижимость (ее часть) не может быть использована для существующих целей, собственник может потребовать от недропользователя выкупить его недвижимость (ее часть).

Недропользователь, получивший концессию на добычу углеводородов, каменного или бурого угля и иных полезных ископаемых, вправе потребовать выкупить недвижимость (ее часть), расположенную в районе добычи, необходимую для выполнения намеченных работ.

В ст. 3 Закона Албании от 17 февраля 1994 г. № 7796 «О добыче полезных ископаемых» закреплено понятие полезных ископаемых. Полезное ископаемое означает любое вещество в твердой, жидкой или газообразной форме, которое находится в его естественном состоянии на или под поверхностью земли или под водой, сформированное в результате геологических процессов, включая песок, камни, скальные породы, гравий и глины, за исключением нефти, находящейся в жидком состоянии, газа, находящегося в газообразном состоянии, и воды.

Все полезные ископаемые, существующие в своем природном состоянии на территории Республики Албании, независимо от их происхождения, формы и физического состояния под или над поверхностью земли, в ее глубине или в водах, являются недвижимым имуществом, находящимся в собственности государства, которое представляет соответствующее Министерство (ст. 8 Закона).

Государство провозглашает право на добычу физических или юридических лиц — резидентов или иностранцев, позволяющее его обладателям осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых. Право на добычу полезных ископаемых подлежит защите, отграничивается и не связано с правом собственности.

Статья 13 Закона предусматривает: использование земли или подземного пространства для хранения токсичных, радиоактивных и других отходов запрещается. Любые культурные, исторические, археологические объекты, найденные в районе добычи полезных ископаемых, являются государственной собственностью и принадлежат государству. Владелец разрешения на добычу в случае обнаружения таких объектов должен немедленно уведомить об этом Генеральную дирекцию рудников. Отношения между владельцами разрешения на добычу полезных ископаемых и собственниками земли специально регулируются албанским законодательством.

Закон Румынии от 18 марта 2003 г. № 85 «О добыче полезных ископаемых» предусматривает: полезные ископаемые, перечень которых указан в ст. 2 этого Закона, находящиеся на территории, в недрах страны и на континентальном шельфе в Румынской экономической зоне Черного моря, являются исключительным объектом публичной собственности и принадлежат государству.

Строительные материалы, торф и минеральные воды, расположенные на частных землях физических лиц, могут использоваться собственниками земли, только если они не являются объектом существующей концессии и только для собственных нужд, без права их продажи. Их добыча не облагается налогом. Компетентные органы должны быть извещены об этом.

Статья 2 Закона Болгарии от 12 марта 1999 г. № 23 «О подземных природных ресурсах» относит к подземным природным ресурсам минералы — природные подземные ресурсы; минеральные природные ресурсы — промышленные материалы; нефть и газ; твердое топливо; строительные материалы; материалы скального происхождения; драгоценные и полудрагоценные камни; промышленные технологические отходы от горного производства и переработки полезных ископаемых, которые не являются собственностью граждан и юридических лиц.

Природные подземные ресурсы являются исключительной государственной собственностью (ст. 3(1) Закона). К природным подземным ресурсам — строительным материалам относятся ресурсы, использующиеся для целей строительства населением и добытые в объеме, не превышающем 10 000 куб. м в год.

Согласно ст. 5 Закона правами на природные ресурсы являются разрешение и концессия. Регистрация открытия подземного природного ресурса в регистре открытий месторождений не меняет право собственности, цель и использование недвижимого имущества на поверхности земли. Выданные разрешения на геологическое изучение или добычу полезных ископаемых или концессии на добычу полезных ископаемых дают право их обладателям достичь соглашений с владельцами прав на поверхность земли, с тем чтобы избежать препятствий и затруднений в их деятельности.

Владелец разрешения или концессии и собственник земли могут заключить контракт, в котором будут предусмотрены права владельца разрешения или концессии по использованию земли на период действия разрешения или концессии и определены условия компенсации за использование земли. Если соглашение не было достигнуто, то владелец разрешения или концессии может обратиться с заявлением в соответствующие органы власти с просьбой экспроприации частного недвижимого имущества или его части при условии получения предварительной компенсации (ст. 75 Закона).

Статья 2 Закона Ирландии от 21 ноября 1999 г. «О разработке полезных ископаемых» указывает: любые полезные ископаемые или исключительные права на их добычу принадлежат Ирландской земельной комиссии, они являются собственностью государства и ими наделено государство.

По законодательству Испании полезные ископаемые также принадлежат государству.

Источник