Правила включения запасов полезных ископаемых в государственный баланс
II. Основные требования к постановке запасов полезных ископаемых на учет в государственном и территориальных балансах и списанию их с баланса
7. В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным МПР России по геолого – экономической оценке, а их количество и качество подтверждены заключениями специально уполномоченных органов государственной экспертизы.
По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов.
По нефти и конденсату учитываются только балансовые геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений – только балансовые извлекаемые запасы.
По подземным водам раздельно учитываются: балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы пресных, термальных и минеральных вод различного назначения в соответствии с порядком, установленным МПР России, а также балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы подземных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы раны и поверхностных рассолов и содержащихся в них ценных компонентов.
Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки недропользователями (по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации и России в целом).
Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями Классификации месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, Классификации запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, а также Классификации эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод, утвержденных в установленном порядке.
8. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.
9. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества в порядке, установленном МПР России.
10. Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на учет недропользователей, на государственный и территориальные балансы и их списание с учета недропользователей и с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого – разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений органов государственной экспертизы запасов согласно протоколам Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России (ЦКЗ), учреждаемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации, и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией.
Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ вместе с отчетами с подсчетом запасов, подлежат представлению в Российский федеральный и соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов и для последующего их хранения.
11. Состояние и изменение балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых учитываются в формах N N 5-гр и 6-гр и в балансах по их наличию в недрах (без учета разубоживания для твердых полезных ископаемых), в том числе балансовых – по категориям А, В, С1 и С2, учитываемых раздельно, и по суммам категорий А + В, А + В + С1.
Забалансовые запасы твердых полезных ископаемых учитываются по сумме категорий А + В + С1 + С2.
В общем количестве запасов твердых полезных ископаемых, нефти, газа и газового конденсата ежегодно по состоянию на 1 января указываются запасы, принятые на учет по результатам государственной экспертизы, в том числе ранее утвержденные ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ, остаток этих запасов по разрабатываемым месторождениям, а также выявленные в отчетном году в результате геолого – разведочных работ и разработки месторождений и принятые на учет ЦКЗ.
12. В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате:
– добычи из недр;
– потерь при добыче в недрах;
– добычи из недр и складирования в спецотвалы;
– прироста или уменьшения в результате геолого – разведочных работ;
– переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам – коэффициента извлечения) или утратой промышленного значения по технико – экономическим и горно – геологическим причинам;
– неподтверждения запасов при разработке или последующих геолого – разведочных работах;
– передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.
13. Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются:
– непосредственно за недропользователем – по участкам недр, на которые им выданы в установленном порядке лицензии за пользование недрами;
– за территориальным органом управления государственным фондом недр – по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии.
В пояснительных записках характеризуется состояние минерально – сырьевой базы Российской Федерации в целом, субъекта Российской Федерации и недропользователей, а также технико – экономические показатели предприятий по разведке и добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья в соответствии с Приложением 2. Указываются причины изменения запасов в связи с поисками, оценкой, разведкой, переоценкой и разработкой месторождения и основные результаты геолого – разведочных работ; даются краткие геологические описания вновь открытых месторождений (площадей, участков, залежей), а также месторождений, прошедших государственную экспертизу; приводится распределение запасов по степени их промышленного освоения, по геолого – промышленным типам месторождений и технологическим сортам руд и других полезных ископаемых. Приводятся сведения о распределении запасов нефти и газа в соответствии с их качественными характеристиками (удельным весом нефти, сернистостью, вязкостью и др.), условиями залегания (по статиграфическим комплексам, глубинам, типам коллекторов и др.), а также степенью разведанности начальных и текущих ресурсов и выработанности разведанных запасов нефти и газа.
По углю и горючим сланцам должны быть приведены сведения о состоянии запасов по маркам угля, производственных мощностях фонда действующих, реконструируемых и строящихся шахт и разрезов и его изменении, о состоянии запасов резервных разведанных участков для строительства новых шахт и разрезов (резерв подгруппы “а”), реконструкции и продлении срока деятельности действующих предприятий (резерв подгруппы “б”), а также о распределении действующих и строящихся шахт и разрезов по группам производственных и проектных мощностей.
Должны быть выделены при необходимости главнейшие месторождения с указанием их запасов и объемов добычи, а также запасы, которые могут быть рентабельно отработаны в сложившихся экономических условиях. В записках характеризуется обеспеченность предприятий всеми разведанными запасами, в том числе в контурах отработки.
В виде отдельных таблиц и разделов приводятся данные о состоянии запасов категории С2, выявленных в результате поисково – оценочных работ на новых объектах и получивших положительную оценку по технико – экономическим соображениям (ТЭС), прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категорий Р1, Р2 и Р3, перспективных ресурсов категории С3 и прогнозных ресурсов категорий D1 и D2 по нефти и газу.
Порядок оценки, сроки апробации и учета, а также периодичность представления данных об этих запасах и ресурсах определяются МПР России.
В пояснительной записке к государственному балансу могут отражаться также иные сведения о минерально – сырьевых ресурсах, выявленных в результате поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.
15. Изменения запасов полезных ископаемых отражаются в балансах на основании решения МПР России или территориального органа управления государственным фондом недр в пределах их полномочий в соответствии с установленным порядком осуществления государственной экспертизы запасов, а в случае списания запасов по разрабатываемым и подготавливаемым к разработке объектам – кроме того, по согласованию с органами государственного горного надзора.
Порядок согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых определяются Инструкцией, утверждаемой МПР России и Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России).
16. Предложения о списании балансовых и забалансовых запасов и перевод балансовых запасов в забалансовые вносятся в соответствующую комиссию по государственной экспертизе запасов в пределах их полномочий по учтенным месторождениям (площадям, участкам, залежам, шахтным и карьерным полям и др. объектам учета):
– переданным по лицензиям для геологического изучения и добычи полезных ископаемых – непосредственно недропользователем;
– включенным в резервный нераспределенный фонд – соответствующим территориальным органом управления государственным фондом недр.
Передача запасов от одного недропользователя другому учитывается в государственном и территориальных балансах на основании решений органов, осуществляющих лицензирование права пользования недрами.
17. Данные государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых не подлежат разглашению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, к сведениям для служебного пользования или к конфиденциальным.
Пользование данными государственного и территориальных балансов, содержащимися в федеральном и территориальных фондах геологической информации, осуществляется в порядке, установленном МПР России.
18. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов на предприятиях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.
Ответственность за достоверность отражения данных в государственном и территориальных балансах запасов полезных ископаемых несут должностные лица соответствующих органов государственной экспертизы, федерального и территориальных фондов геологической информации.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 января 2007 г.
Регистрационный N 8857
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I “О недрах” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 17 (1 ч.) ст. 1778; 2006, N 44, ст. 4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст.2669; 2006, N25, ст.2723), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.
Министр
Ю. Трутнев
Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I “О недрах” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 17 (1 ч.) ст. 1778; 2006, N 44, ст. 4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 N31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669, 2006, N25, ст. 2723), Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1110; 2005, N 33, ст. 3432), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 651; 2006, N 32, ст. 3570), и определяет порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.
2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации “О недрах” целью ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее – государственный баланс) является учет состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
3. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации “О недрах” государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.
4. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет ведение государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса.
5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.
6. Запасы полезных ископаемых на государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, Федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.
7. Запасы полезных ископаемых учитываются:
за соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
за соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
за уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
8. На государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, а также полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.
9. Учету на государственном балансе подлежат:
1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;
2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений – только извлекаемые запасы;
3) по подземным водам – балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов;
4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета), запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;
5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на государственном балансе;
6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также изменением направления использования полезного ископаемого.
10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Федеральным агентством по недропользованию.
11. Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора.
12. Запасы полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты, учтенные государственным балансом, подлежат списанию с государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора, и данных ежегодной государственной отчетности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, в случае добычи запасов полезных ископаемых из недр или их потерь в процессе добычи.
Контроль за правильностью данных, включаемых в государственную отчетность, осуществляется в установленном порядке.
13. Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, не подтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:
соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).