Правила добычи полезных ископаемых подземным способом

Подземная разработка рудных и нерудных месторождений (подземная разработка месторождений полезных ископаемых) – это совокупность работ по вскрытию, подготовке и очистной выемке месторождения. Вскрытие и подготовка осуществляются посредством проведения выработок. Забои проводимых выработок называются подготовительными. Выемку полезного ископаемого ведут в очистных забоях, применяя при этом различные способы его разрушения. Очистные забои необходимы для выемки полезного ископаемого. При подземной разработке рудных месторождений наиболее распространен взрывной, а при добыче ископаемых углей – механический способ разрушения тела руды или угленосного горизонта.

Комплекс подъемных машин и оборудования называют шахтным подъемом. В него входят скребковые контейнеры, ленточные конвейеры, вагонетки, гидротранспорт – для подъема добытого угля. Скреперная доставка, виброустановки и локомотивная откатка – для транспортировки добытой руды.

Добытая руда зачастую содержит 3-5% необходимого продукта, следовательно ее необходимо подвергнуть процессу обогащения – совокупности процессов первичной обработки минерального сырья, добытого из недр, в процессе которого происходит разделение полезных минералов от пустой породы.

Подземная разработка пластовых месторождений

Добыча твердых полезных ископаемых подземным способом осуществляется в три стадии: вскрытие, подготовка и очистные работы. Вскрытие – проведение горных работ, обеспечивающих доступ с поверхности земли к залежи полезного ископаемого (в соответствии с требованиями безопасности их должно быть не менее двух).  К вскрывающим выработкам относятся стволы, штольни, квершлаги (горизонтальные горные выработки не имеющие выхода на поверхность), слепые стволы, гезенки (вертикальная горная выработка не имеющая выхода на поверхность) и шурфы (вертикальная выработка для проведения разведки).. 

Подготовляющие выработки обеспечивают шахту необходимым инвентарем для проведение очистки, по ним осуществляется транспорт готовой продукции, пропускают необходимое количества воздуха для функционирования шахты.

Очистные работы – основная стадия подземной разработки полезных ископаемых. Эксплуатацией месторождения называют период ведения очистных работ.

Вскрывающие выработки

Вскрывающие выработки при подземный способ разработки месторождений делятся на следующие типы:

1) Основные (главные) – для выдачи полезного ископаемого на поверхность.

2) Вспомогательные – для других целей (например спуск-подъем людей и оборудования).

3) Капитальные – служат весь срок отработки запасов шахты.

4) Горизонтные – служат в течение времени отработки запасов между смежными транспортными горизонтами – пологое падение

5) Этажные – функционируют пока разрабатываются запасы одного этажа.

Подземная разработка пластовых месторождения начинается с  выбора способа и схемы вскрытия, что зависит от множества факторов: размеров шахтного поля, угла падения пласта, количество пластов и расстояние между соседними, рельеф поверхности, глубина залегания, удароопасность угольных пластов и их склонность к самовозгоранию, и другие.

По полученным данным выбирают методику проведения работ по вскрытию: вскрытие штольнями, наклонными стволами с капитальным квершлагом, вскрытие вертикальными стволами с горизонтальными квершлагами или комбинированное вскрытие.

Подготовка пластов к добыче

После проведения работ по вскрытию месторождения, его необходимо подготовить к добыче полезного ископаемого в очистных забоях. Этот процесс состоит из двух этапов: способ подготовки, на котором проводят подготавливающие выработки на уровне транспортного горизонта и пластовая подготовка, при которой транспортные штреки проводят по угольному пласту. Пластовая подготовка изредка заменяется на полевую (если имеются неустойчивые боковые породы и на пластах с углями, склонными к самовозгоранию) при которой полевые штреки в породах лежащего бока.

Далее проводят подготавливающие выработки в плоскости пласта, для создания очистных забоев принятой длины в количестве, обеспечивающем принятую производственную мощность шахты (количество полезного ископаемого, добытого в единицу времени).

Очистные работы в угольных шахтах

Подземные разработки угольных месторождений кроме непосредственно выемки полезного ископаемого под очистными работами включат еще крепление забоя и управление кровлей. Очистная выемка – совокупность процессов отбойки, погрузки на забойный контейнер и доставка угля до ближайшей транспортной выработки.

Очистной забой – забой, в котором осуществляется массовая добыча полезного ископаемого. В зависимости от длины забоя различаются технологии выемки угля. В лавах (длинные забои) применяется фланговая и фронтальная схема выемки. При фланговой схеме выемка угля осуществляется выемочной машиной, перемещающейся вдоль забоя перпендикулярно к направлению его подвигания. При фронтальной выемке отделение угля от массива осуществляется выемочной машиной одновременно по всей длине очистного забоя без участия людей.

Выемочные машины – общее название, объединяющее в себе следующие горно-проходческие комплексы: комбайны, струги, агрегаты, гидромониторы, механогидравлические машины. Отдельно при добыче угля стоят буровзрывные работы.

Для доставки угля в лавах на пологих и наклонных пластах применяются скребковые конвейеры. Они получили широкое распространение, так как относительно просты по конструкции, пригодны к тяжелым условиям эксплуатации, приспособлены для работы с очистными комбайнами, стругами и механизированными крепями.

Крепь очистных выработок – искусственное сооружение, возводимое для предотвращения обрушения пород кровли сохранения необходимой площади поперечного сечения призабойного пространства и управления горным давлением.

Основы подземной разработки рудных месторождений

Залежи рудных месторождений большей частью имеют крутое или наклонное залегание. В целях удобства разработки их по падению делят на этажи с определенной высотой и длиной, иначе говоря – рудное тело. В зависимости от условий залегания рудных тел применяется вскрытие вертикальными, наклонными стволами или штольнями. Самый распространенный способ – вскрытие вертикальными стволами, от которых отходят квершлаги на каждом горизонте.

Если рудное месторождение находится в горной местности, то применяют вскрытие штольнями, от которых отходят слепые вертикальные стволы с подъемной  установкой на штольневом горизонте.

Подготовка рудных тел к очистной выемке похожа на подземные разработки угольных месторождений, так же как и при подземной разработке угольных месторождений подготовка рудных тел к очистной выемке начинается с проведения сети подготовительных выработок:

  • по типу подготовительных выработок – штрековая и ортовая
  • по расположению выработок по отношению к рудному телу – рудную, полевую и комбинированную
  • по схеме движения транспорта – тупиковую и кольцевую

При очистной выемке руды выполняются следующие основные производственные процессы: 

  1. Отбойка руды – процесс отделения руды от массива в блоке с одновременным дроблением ее на куски.
  2. Вторичная дробление – для соответствия условиям технологического процесса, по которым отбитая руда должна иметь куски определенной крупности
  3. Выпуск и доставка руды – перемещение рудной массы от мест отбойки до транспортных выработок блока
  4. Управление горным давлением – естественное поддержание очистного пространства, обрушение вмещающих пород, искусственное поддержание очистного пространства

Системы разработки рудных месторождений

Системы разработки с естественным поддержанием очистного пространства – основано на использовании естественной устойчивости руды и вмещающих пород. Для них характерны более высокая производительность блоков, ниже трудоемкость и себестоимость добычи. Однако они отличаются значительными потерями руды в целиках: 25-35%.

Системы разработки с обрушением руды и вмещающих пород – отличаются невысокими затратами на контролирование горного давления. Это высокопроизводительные системы, но имеющие повышенные потери отбитой руды и ее высокая потеря вследствие неполного выпуска руды из блока.

Системы разработки с искусственным поддержанием очистного пространства – для них характерны высокие затраты на возведение закладки или крепи, либо то и другое, более низкие потери и разубоживание.

Источник

Какие права имеют граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться при добыче полезных ископаемых? Какую ответственностью несут недропользователи? Об этом рассказывает старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.

– На основании каких документов возникает право пользования участками недр?

– В силу ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр, является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка – субъекты предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Указанное правонарушение влечёт за собой наложение административного штрафа: на граждан – до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн рублей.

Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесён ущерб в размере 2,5 млн рублей и больше, то, в соответствии со ст. 171 УК РФ, установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.

– То есть обычные граждане, не предприниматели, не могут заниматься добычей полезных ископаемых?

– Не совсем так. Положениями ст.19 закона «О недрах» предусмотрены определённые гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.

– Что понимается под использованием для собственных нужд?

– Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:

– добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;

– строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 метров без применения взрывных работ;

– устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.

Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке (если он не собирается этот песок продавать) для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.

– Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование недрами?

– В первую очередь, это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.

Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.

Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведением работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.

Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена ответственность согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц – до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.

Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.

Так, в 2018 году управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий, в 2019 году – более 60 лицензий.

– Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?

– Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя были привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.

Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.

Так, уже в нынешнем году свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры были привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.

Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.

Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространённых полезных ископаемых и даже золота.

Зачастую предприниматели берут лицензии на объёмы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения, связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчётов, поскольку многие лица заблуждаются, думая, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчёты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.

Поэтому хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.

– Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?

– Действительно, помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр, на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.

Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.

Якутской природоохранной прокуратурой и органами государственного экологического надзора на постоянной основе проводятся проверки и контрольно-надзорные мероприятия, организован мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» в целях оперативного реагирования и пресечения нарушений в сфере природопользования.

Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.

– Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?

– Да. В ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведённой в Нерюнгринском районе в 2017 году, было установлено, что при добыче золота на лицензионном участке недр ООО Артель старателей «Нимгеркан» сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасывались в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществлялось в отсутствие разрешительной документации.

Ущерб, причинённый водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн рублей.

По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и по ст.7.6 КоАП РФ – за самовольное занятие водного объекта. Артели и его должностному лицу было назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. рублей.

Также Якутской природоохранной прокуратурой в суд было предъявлено исковое заявление о взыскании с артели ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора было удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн рублей.

Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы артели отказано. В настоящее время предприятие – в процессе банкротства.

Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.

– Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?

– В случае если предоставленный в пользование участок недр расположен на землях лесного фонда, то использование его без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть это расценивается как административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ, что влечёт наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юрлиц – до 300 тысяч рублей.

К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнём или источниками повышенной опасности.

За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки) повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юрлиц – в виде штрафа до 600 000 рублей, с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также, возможно, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

В случае незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст.260 УКРФ. Значительным размером в указанной статье признаётся ущерб, причиненный лесным насаждениям, который превышает 5 000 рублей.

Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей.

В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности ст.261 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.

– Как известно, нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера (КМНС). Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недропользователями таких территорий?

– Право на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов гарантировано ст.69 Конституции РФ и Федеральным законом от 30.04.1999 номер 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Согласно ст.13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и ч.3 ст.15 почти одноименного закона Республики Саха (Якутия), пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим такой территории.

Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.

Проведение обязательной этноэкспертизы предусмотрено Законами Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» и «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».

Органом, оказывающим государственную услугу по проведению этноэкспертизы, является также Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В 2019 году вступили в силу изменения в КоАП РС(Я), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.

Так, частью 1 статьи 4.8 КоАП РС(Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления о проведении этнологической экспертизы в уполномоченный орган, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, – влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – до 100 тысяч рублей.

Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.

Материал предоставлен Якутской природоохранной прокуратурой.

Источник