Правила добычи и переработки полезных ископаемых
Вопросы обеспечение требований законодательства
Добыча полезных ископаемых традиционно является деятельностью, сопряженной с повышенными рисками для работников профильных предприятий и в целом для экономики отрасли. Несмотря на то, что в последние годы появляется всё больше решений для предотвращения нештатных ситуаций при открытой и подземной добыче, не все горнодобывающие компании Российской Федерации спешат внедрять перспективные технологии в области промышленной безопасности.
Зачастую предприятия ограничиваются решениями «для галочки», которые формально может и соответствуют правилам и нормам законодательства, но по сути не отвечают требованиям закона и вызовам времени. В итоге, невнимание к прогрессивным технологиям, экономия средств, непонимание степени своей ответственности за последствия и даже нежелание её нести, приводят к плачевным результатам. В то же время у предприятий есть все возможности избегать пагубных последствий инцидентов при сравнительно невысоких затратах. Достаточно осознавать, что от того, как организован контроль за персоналом и техникой на объектах добычи, зависят жизни сотрудников, сохранность оборудования, эффективность труда и, в конечном счёте, прибыль предприятия. Столь же необходимо следить за современными решениями и пробовать их в деле. В этой статье мы попытаемся рассмотреть некоторые высокотехнологичные решения и посоветовать оптимальные варианты для обеспечения должного уровня промышленной безопасности при ведении открытых горных работ на разрезах и карьерах.
Для начала проиллюстрируем общее состояние открытой горной добычи, обратившись к Годовому отчету о деятельности Ростехнадзора за 2017 год. Как сообщает федеральное ведомство, на территории Российской Федерации в активной эксплуатации находится боле 1800 карьеров. Динамика объемов добычи за последние 17 лет пусть не стабильно, но все же коррелирует с количеством несчастных случаев. Однако, если ещё 5 лет назад процентное соотношение «добыча-инцидент» начало снижаться, то сегодня мы опять наблюдаем удручающую статистику. Только за 2017 год при объеме добычи горной массы в 1284 млн кубометров количество аварий составило 4 случая, а смертей – 56 случаев. К сожалению, «за кадром» остаются случаи травмирования, которых на порядок больше. Но даже при отсутствии точных данных о таких инцидентах, отчет явно дает понять, что практически за каждым инцидентом стоит совокупность факторов, среди которых: отсутствие производственного контроля и пренебрежение требованиями промышленной безопасности.
В дальнейшем разговоре о требованиях, как и было обозначено в теме статьи, необходимо акцентировать внимание на нормах законодательства. Общим для открытой и подземной добычи полезных ископаемых является Приказ Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых”».
В Пункте 597 данного Приказа говорится о том, что «При использовании средств позиционирования для обеспечения безопасной эксплуатации технологического транспорта и добычного оборудования, контроля скоростных режимов и взаимного расположения горнотранспортных средств и исполнительных механизмов» должны соблюдаться следующие условия: непрерывная передача координат и скоростей движения в диспетчерский пункт с отображением навигационных параметров на терминалах операторов; точность позиционирования. При этом точность позиционирования должна составлять: для карьерного автомобильного транспорта и бульдозеров – не более 3 м; для железнодорожного транспорта – не более 1 м; для исполнительных механизмов буровых станков и добычного оборудования – не более 0,1 м; для персонала – не более 3 м.
Отдельно в Приказе 599 уточняется: «Персонал, находящийся на объекте ведения горных работ, должен быть оснащен индивидуальными средствами позиционирования с непрерывной передачей местоположения персонала в диспетчерский пункт. Программное обеспечение должно обеспечивать своевременную сигнализацию и оповещение персонала об опасности столкновений, возможных наездов, приближении к опасным зонам, нарушений технологических параметров и режимов эксплуатации горнотранспортного оборудования».
Последние требования из перечисленных выше представляют наибольшую трудность в практической реализации. Если для позиционирования транспорта на рынке высоких технологий существует достаточно систем, позволяющих обеспечивать контроль местонахождения подвижной техники с необходимой точностью, то для решения задачи позиционирования персонала есть очевидный дефицит профильных решений, которые могли бы отвечать всем требованиям Приказа 599. Даже при технической возможности обеспечивать точность позиционирования до 1-3 метров, далеко не все решения способны одновременно гарантировать стабильную обратную связь, аварийное оповещение о нештатных ситуациях и, тем более, предупреждать об опасности столкновений людей с техникой и приближении горнорабочих к опасным зонам. Попробуем вкратце разобрать популярные решения и рассмотреть альтернативу, способную комплексно решать поставленные задачи.
В числе наиболее распространенных систем автоматизации процесса добычи горной массы и обеспечения промышленной безопасности на карьерах можно выделить Modular, (АСУ ГТК) Wenco и разработки компании «ВИСТ Групп». Например, Modular бесспорно стоит на первых местах, если речь идет об управлении горнотранспортным комплексом. В том же направлении работает Wenco, предлагая компаниям действительно качественные решения для автоматизации горного производства с упором на транспорт и оборудование. Не менее надежная репутация сохраняется у «ВИСТ Групп», которая поставляет широкий спектр решений – в том числе, для контроля сближений техники и персонала.
Однако, снова напоминая о требованиях Приказа 599, стоит отметить, что, например, решения последней упомянутой компании имеют ограничение в виде 5-метровой точности, тогда как требуемый в России предел – 3 метра. К тому же, технологии всех перечисленных систем нацелены именно на контроль транспорта и только во вторую очередь на контроль персонала. Ведь в случае с обеспечением безопасности рабочих должны предъявляться более строгие требования к точности в определении местоположения, к оперативности при передаче информации и к другим деталям, которые более первостепенны в антропогенном смысле. Иными словами, перечисленные системы не могут гарантировать предотвращение инцидентов, когда в зоне внимания человек, а не машина.
В результате анализа и сравнения этих и других поставщиков систем, декларирующих повышение уровня безопасности при добычи полезных ископаемых, на мой взгляд стоит обратить пристальное внимание на альтернативу в виде системы RealTrac. Горнодобывающим компаниям, которые заинтересованы в точном контроле персонала, она должна быть интересна по причине способности решать гораздо более широкий круг задач. Преимущество системы RealTrac состоит в том, что она многофункциональная и заключает в себе возможность надежно контролировать персонал – ровно в соответствии требованиями Приказа Ростехнадзора N 599. Благодаря применяемым технологиям, оборудованию и программным решениям, система RealTrac помогает точно позиционировать персонал, предупреждать горнорабочих об опасных сближениях с техникой и оповещать о нештатных ситуациях. Сверх того, в этой системе передача данных на разрезе или карьере реализуется с помощью продукта «RealTrac Передача данных». Данный продукт позволяет организовать передачу данных от персонального трекера горнорабочего по каналу Wi-Fi или LoRa. Все это позволяет интегрировать систему безопасности на аппаратном уровне со сторонними датчиками (например, температуры, давления и т.д.) и на программном с SAP, ERP, CRM и другими системами управления горнодобывающим предприятием. То есть в данном случае реализуется функция контроля всех процессов по принципу «единого окна», а не с помощью разрозненных систем.
Описывая особенности тех или иных систем и выделяя оптимальные варианты, мы, конечно, не вправе навязывать читателям конкретное решение. Безусловно, очень многое зависит от реальных условий и специфики работы конкретного предприятия. Однако, главный совет – не стоять на месте и пробовать новые возможности, не дожидаясь указки сверху или, когда случится следующий инцидент. На рынке информационных технологий, в том числе для горной добычи, сейчас нет риска стать жертвой обмана или потратить деньги зря. Каждая серьёзная компания-поставщик готова предоставить вам возможность протестировать свои решения, чтобы вы лично убедились в достоинствах или обнаружили недостатки. Самое важное, не стоять на месте и знать, что игнорирование требований безопасности и отрыв от современных технологий – это тупиковый путь в никуда для компании из любой отрасли и любого масштаба.
Источник: https://proteh.org/
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации “О недрах” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности ее работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 сентября 2020 г. N 1466
Правила
подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых.
2. Планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье, минеральные, теплоэнергетические, технические и промышленные подземные воды, общераспространенные полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства Российской Федерации о недрах и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами (далее – безопасное недропользование), а также сведения о потерях полезных ископаемых.
3. Планы и схемы развития горных работ определяют направления развития горных работ, условия безопасного недропользования, технические и технологические решения при эксплуатации объектов ведения горных работ, объемы добычи, первичной переработки полезных ископаемых, вскрышных пород, а также допустимые величины их отклонений от планируемых значений и (или) установленных в лицензии на пользование недрами, техническом проекте и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (далее – проектная документация).
4. Планы и схемы развития горных работ составляются в отношении следующих видов работ, связанных с пользованием недрами: вскрышные, подготовительные, рекультивационные, геологические, маркшейдерские, работы по добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья.
5. План развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ. Схема развития горных работ составляется по решению пользователя недр на срок, не превышающий 5 лет, по одному или нескольким видам работ, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.
В случае если проектной документацией предусматривается отработка запасов месторождений полезных ископаемых в срок не более 5 лет с начала разработки месторождения, схема развития горных работ составляется на весь период разработки месторождения.
6. Планы и схемы развития горных работ составляются на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и требований, регламентирующих выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
7. Подготовка планов и схем развития горных работ осуществляется пользователем недр или юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), привлекаемым пользователем недр, которые имеют лицензию на производство маркшейдерских работ.
8. Планы и схемы развития горных работ до их утверждения подлежат согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – орган государственного горного надзора).
9. В случае если изменение геологической информации о предоставленном в пользование участке недр и (или) экономические показатели разработки месторождения полезных ископаемых не позволяют обеспечить соблюдение установленных в лицензии на пользование недрами и (или) проектной документации условий, пользователь недр при предоставлении плана и (или) схемы развития горных работ и (или) вносимых в них изменений (дополнений) представляет обоснование соблюдения условий безопасного недропользования, подготовленное в соответствии с требованиями к такому обоснованию, установленными органом государственного горного надзора, содержащее мероприятия, обеспечивающие безопасное недропользование, соблюдение пользователем недр требований по технологии ведения работ, прогнозированию и предупреждению опасных ситуаций с соответствующей корректировкой технических и технологических решений, параметров и показателей горных разработок (разработки месторождения), объемов добычи полезных ископаемых и вскрышных пород, установленных проектной документацией и (или) лицензией на пользование недрами. Указанное обоснование соблюдения условий безопасного недропользования включается в план и (или) схему развития горных работ и (или) вносимые в них изменения (дополнения).
10. Планы и схемы развития горных работ подготавливаются в соответствии с требованиями к их подготовке, содержанию и оформлению, установленными органом государственного горного надзора, и состоят из графической части и пояснительной записки с табличными материалами.
11. Планы и схемы развития горных работ составляются для каждого участка недр, право пользования которым предоставлено в соответствии с лицензией на пользование недрами и на котором в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых ведутся горные работы, связанные с пользованием недрами (далее – участок недропользования).
12. В случае если месторождение полезных ископаемых разделено на 2 и более участка недропользования или 2 и более месторождения полезных ископаемых объединены в границы одного участка недропользования, право пользования которым принадлежит одному пользователю недр, или участок недр (месторождение полезных ископаемых) разрабатывается на основании нескольких видов проектной документации, допускается составление 1 плана и 1 схемы развития горных работ с общей графической частью и пояснительной запиской.
В случае если пользователем недр разрабатывается 2 и более месторождений полезных ископаемых, допускается составление общей схемы развития горных работ в отношении маркшейдерских работ. При этом табличные материалы с показателями параметров горных разработок и видов маркшейдерских работ составляются раздельно по каждому участку недропользования или месторождению полезных ископаемых соответственно.
13. Заявление о согласовании планов развития горных работ направляется пользователем недр в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года (года, предшествующего планируемому).
Рассмотрение планов развития горных работ осуществляется в период с 20 сентября по 25 декабря года, предшествующего планируемому, в соответствии с графиком, утверждаемым органом государственного горного надзора (далее – график). Пользователи недр, подавшие заявления о согласовании планов развития горных работ, включаются в график в алфавитном порядке. Графики опубликовываются на официальных сайтах органа государственного горного надзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
При рассмотрении вне графика вносимых в планы и (или) схемы развития горных работ изменений, планов и (или) схем развития горных работ в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию в том числе из консервации, и (или) с сезонным характером работы, и (или) схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, видам горных работ время и место рассмотрения таких планов и (или) схем развития горных работ определяются органом государственного горного надзора по заявлению пользователя недр о согласовании планов и (или) схем развития горных работ в срок не более 30 дней со дня регистрации заявления.
14. Форма заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ устанавливается органом государственного горного надзора.
15. Пользователи недр письменно уведомляются органом государственного горного надзора о времени и месте рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ не позднее чем за 20 дней до установленной даты их рассмотрения.
16. Планы и (или) схемы развития горных работ направляются пользователем недр в орган государственного горного надзора за 15 дней до назначенной даты рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ на бумажном носителе или в электронном виде (по усмотрению заявителя).
В случае если для принятия решения о согласовании планов и (или) схем развития горных работ требуется предоставление графической части планов и (или) схем развития горных работ в виде широкоформатных планов и (или) схем на бумажном носителе, они могут быть дополнительно запрошены у пользователя недр органом государственного горного надзора не менее чем за 7 дней до назначенной даты рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ. В случае непредставления графической части планов и (или) схем развития горных работ на бумажном носителе до назначенной даты их рассмотрения пользователь недр не позднее 5 дней с даты рассмотрения уведомляется о новом времени и месте рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ.
17. По результатам рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ органом государственного горного надзора не позднее 5 дней с даты рассмотрения принимается решение о согласовании планов и (или) схем развития горных работ либо об отказе в согласовании.
В случае необходимости проведения оценки обоснования соблюдения условий безопасного недропользования рассмотрение планов и (или) схем развития горных работ может быть продлено по решению органа государственного горного надзора на срок не более 30 дней с назначенной даты их рассмотрения.
В случае отказа в согласовании плана и (или) схемы развития горных работ в решении, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, указываются причины принятия такого решения.
18. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании плана и (или) схемы развития горных работ являются:
а) несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о недрах и законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, в части предупреждения и устранения вредного влияния горных работ на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также в части несоблюдения условий лицензии на пользование недрами и положений технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых;
б) отсутствие геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ, необходимого для достоверного учета параметров горных разработок и прогнозирования опасных ситуаций, а также отсутствие установленной геологической и маркшейдерской документации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) несоответствие планов и схем развития горных работ требованиям, установленным органом государственного горного надзора, к их подготовке, содержанию и оформлению, а также выявление в них недостоверных сведений;
г) отсутствие обоснования соблюдения условий безопасного недропользования, предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил.
19. Решение об отказе в согласовании плана и (или) схемы развития горных работ может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Планы и схемы развития горных работ, а также вносимые в них изменения (дополнения), согласованные в соответствии с настоящими Правилами, утверждаются руководителем организации – пользователя недр до начала производства работ, предусмотренных в этих планах и (или) схемах.
Правительство РФ определило новый порядок рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых. Ранее утвержденные правила признаны утратившими силу с 1 января 2021 г. в рамках механизма “регуляторной гильотины”.
Как и ранее, планы составляются на 1 год по всем планируемым видам горных работ, а схемы – по решению пользователя недр на срок, не превышающий 5 лет, по одному или нескольким определенным видам работ.