Практикум по геологии полезных ископаемых для школьников

Практикум по геологии полезных ископаемых для школьников thumbnail

Гуманитарно-технический колледж

Интегрированный урок-игра: “Лучший по профессии обогатитель”

Подготовили: преподаватели

кафедры «Технические дисциплины»

Гилев Владимир Александрович

Кирьянова Анастасия Валерьевна

Шемонаиха, 2018 г.

1. Цели и задачи урока-игры

1.1. Целью Конкурса является выявление качества подготовки, дальнейшего совершенствования мастерства студентов, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования творческого роста, выявления наиболее одарённых и талантливых студентов колледжа, их поддержки и поощрения.

1.2. Основными задачами, решаемыми при проведении урока-игры являются,

– повышение интереса к своей будущей профессии, её социальной значимости;

– расширение круга профессиональных умений по выбранной специальности;

– совершенствование навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления;

– формирование самооценки будущего специалиста;

– совершенствование творческих способностей и личностного роста;

– повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

2. Участники урока-игры

2.1. В Конкурсе принимают участие студенты групп второго и третьего курсов.

2.2. Справочные материалы, компьютерная техника и другие необходимые материалы, и инструменты для проведения урока-игры, предоставляются учебным заведением.

3. Жюри урока-игры

4.1. В состав жюри входят представители преподавательского состава и представители работодателей.

4.2. Возглавляет жюри председатель. В работе жюри принимают участие все её члены.

4.3. Жюри оценивает выполнение участниками конкурсных заданий, оформляет оценочные ведомости.

Сегодня мы с вами собрались для проведения урока-игры «Лучший по профессии – обогатитель». В каждой команде по 8 человек. То есть в одной команде есть студенты группы 16-ОПО и студенты 17-ОПО.

Следующий вопрос, который у нас сразу появляется «кто начнет первым?» и что бы ни кому не было обидно, мы проведем жеребьевку.

Члены жюри:

Немцева Вера Викторовна – зам директор по УВР

Смагулова Гульнар Саматовна – методист

Ивлева Нина Ивановна – преподаватель специальных дисциплин кафедры «Технические дисциплины»

Но, это еще не все… я вам представила не весь состав жюри, дело в том, что среди нас находится третейский судья. Кто он, я вам не скажу – это останется тайной. По окончании игры и подведения итогов основным составом жюри, я вам представлю нашего третейского судью и он или она огласит свои оценки за конкурс. И только после этого мы узнаем нашего сегодняшнего победителя.

ЗАДАНИЕ№1 «ПРИВЕТСТВИЕ»

А теперь, когда со всеми формальностями покончено, я приглашаю для представления команду 16-ОПО, а теперь я представляю слово вашим соперникам 17-ОПО. Командам необходимо придумать название и девиз команды, данное задание оценивается в 5 баллов.

Задание №2 «БЛИЦ ТУРНИР»

Я думаю, что вы все узнали музыку из популярной интеллектуальной игры «Самый умный». И так конкурс «вопрос-ответ». За одну минуту, вы даете как можно больше ответов на заданные вопросы. В конкурсе участвует вся команда. Один ответ оценивается в 1 баллов. Если вы услышите звуковой сигнал значит ваше время вышло.

1 КОМАНДА

  1. Кокой процесс предназначен для разделения сыпучего материала по крупности (грохочение)

  2. Что является рабочей поверхностью грохота, (решето, сито)

  3. Основными размерами щековых дробилок является (ширина и длина разгрузочного отверстия)

  4. Если руда сжимается между двумя поверхностями, то способ разрушения называется: (раздавливание)

  5. Схема, характеризующая количественные показатели каждой операций, называется (количественной)

  6. Процесс дробления характеризует (степень дробления)

  7. Преимущественный вид разрушения горных пород раздавливанием осуществляется в дробилках: (конусных, щековых, валковых)

  8. Защитным приспособлением от поломок у дробилок КСД и КМД служит: (пружины)

  9. Назовите метод основанный на различной смачиваемости, (флотация)

  10. Какие частицы плохо смачиваются водой, (гидрофобные)

  11. Явление насыщения пульпы пузырьками воздуха, (аэрация)

  12. Как называется процесс измельчения пузырьков воздуха во ФМ, (диспергация)

  13. Как называется неорганический остаток после полного сгорания угля, (зола)

  14. Устройство, предохраняющие щековую дробилку от поломок (распорные плиты)

  15. Назовите , что влияет на выбор схемы измельчения (вещественный состав, физические свойства, вкрапленность минералов)

2 КОМАНДА

  1. К подготовительным процессам относят (дробления, грохочение, измельчения и классификация)

  2. Магнитная сепарация-это процесс разделения материалов (по магнитной восприимчивости)

  3. Продукты классификации: (пески и слив)

  4. Смесь измельченной руды и воды называется: (Пульпа)

  5. Щековая дробилка должна проработать в холостую (1-2 мин)

  6. Искусственная постель отсадочной машины состоит из (полевого шпата, металлической дроби)

  7. Внутреннюю поверхность барабана мельницы футеруют каким материалом: (марганцевой и хромистой сталью, резиной)

  8. Водно-шламовая схема содержит информацию (о количестве воды)

  9. Основными вредными примесями в железных рудах являются (сера и фосфор).

  10. Укажите, какая величина остатка на сите с квадратными ячейками соответствует номинальной крупности dН: (5,0 %)

  11. Грохоты тяжелого типа (ГИТ) предназначены для грохочения: (горнорудного сырья)

  12. Оптимальная степень заполнения мельницы типа МШЦ шарами в % от объема барабана составляет? (40 – 45)

  13. Как называется материал, поступающих на грохот? (исходный материал)

  14. Рудный материал необходимо рассеять на «n» классов крупности. Какое количество сит необходимо при этом использовать? (n-1)

  15. Какой вид измельчения рудной массы имеет приимущественное значение в шаровой мельницы, работающей в водопадном режиме? (удар, истирание, раздавливание)

Задание №3 «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

Задание очень интересное, потому, что сейчас не Я вам буду задавать вопросы, а вы мне. Вам предстоит отгадать какой предмет лежит в черном ящике. Вы имеете право задать лишь 3 наводящих вопроса, на которые я вам с удовольствием отвечу – “да” или “нет”.

Если вы не сможете дать ответ, то вы можете взять 2 дополнительных вопроса, но с условием, что каждый дополнительный вопрос снимает с вас 1 балл. Команда соперников может заработать дополнительный бал в том случае, если отвечающая команда даст не правильный ответ – после 5-ти наводящих вопросов.

1-й ящик – щековая дробилка

2-й ящик – дырокол

Задание № 4 «РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА»

Следующее задание – Рекламная пауза. Чтобы быть в равном положении, я предлагаю жребий. Подходите, вытягиваете карточку, в ней будет написано оборудование, которое вам предлагается порекламировать и убедить наше жюри, что ваше оборудование самое лучшее (изображения вибрационного грохота, валковая дробилки, спирального классификатора, барабанной мельницы).

На подготовку данного задания дается 2 минуты. Задание оценивается в 5 баллов.

Задание №5 «В ЛАБИРИНТАХ ГЕОЛОГИИ»

Данное задание будет разделено на два этапа:

  1. Этап «А» ответы на вопросы. Каждой команде задается 12 вопросов, предлагается два варианта ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда не отвечает на вопрос, команда соперников может ответить, ответ оценивается в 2 балла.

  2. Этап «В» работа с раздаточным материалов. Одно правильно выполнено задание команды оценивается в 1 балл. На выполнение задания отводится 15 мин.

Этап «А»:

А1. Что изучает геология:

1) вещественный состав земной коры;

2) рельеф Земли;

3) процессы, протекающие в глубине Земли и на ее поверхности;

4) размеры и форму.

А2. Минералами считаются вещества, находящиеся:

1 в жидком состоянии;

2 в кристаллическом состоянии;

3 в твердом состоянии.

4 в разложившемся состоянии

А3. Какое из названных веществ является минералом:

1) янтарь;

2) пирит;

3) торф;

4) каменный уголь.

А 4. Из каких элементов состоят горные породы:

1) из ионов;

2) из агрегатов минералов;

3) из коллоидов.

4 из органических остатков

А5. Какой признак положен в классификацию горных пород:

1) только генезис;

2) строение породы (структура и текстура);

3) крепость.

4.способ образования и происхождение

А 6. Объектом изучения общей геологии являются

1 Минералы

2 Горные породы

3 Геологические процессы

4 Химические элементы

А7. Какие обстановки осадконакопления характерны для осадочных пород:

1) морские;

2) на больших глубинах с высокими температурами и давлениями;

3) континентальные.

4 вулканические

А8. Какое происхождение имеет глина:

1 осадочное:

2 интрузивное;

3 метаморфическое.

4 смешанное

А9. В строении земной коры участвуют

1. Осадочный слой.

2. Гранитный слой.

3. Базальтовый слой.

4. Все три слоя.

А10. Факторами метаморфизма являются:

1 высокая температура и большое давление ;

2 исходный состав пород;

3 плотность.

4 температура

А11. Эффузивное извержение – это

1 Взрыв

2Спокойное извержение

3 Выстрел

4 Направленное извержение

А12. Какие геологические процессы относятся к эндогенным:

1) тектонические движения;

2) эоловые;

3) цунами;

4) криогенные.

А13. Какие геологические процессы относятся к экзогенным:

1) деятельность подземных вод;

2) вулканизм;

3) деятельность ледников;

4) эоловые процессы.

А14. Какой термин характеризует разрушительную работу ветра:

1) суффозил;

2) дефляция;

3) эрозия боковая.

4) эрозия

15. К водопроницаемым породам относятся:

1) пески;

2) песчаники;

3) глины

4) глеевый слой

А 16. Какой тип подземных вод является временным скоплением воды:

1) грунтовые воды;

2) артезианские воды;

3. сточные воды

4. поверхностные воды

А17. Мощность земной коры изменяется от 5-7 км под глубокими частями океанов до  ________км под горами на континентах

1) 10 – 20 км

2) 50 – 75 км

3) 150 – 200 км

4) 1000 км и более

А18. В состав литосферы входят земная кора и  _________  .

1)верхний твердый слой верхней мантии, лежащий над астеносферой

2) верхняя мантия

3) нижняя мантия

4) мантия и ядро

А 19.Магнитная аномалия определяются

1.Карбонатными породами

2.Железистыми кварцитами

3.Карстовыми пустотами

4.Глинистыми породами

А 20. Литосфера – это:

1) земная кора;

2) земная кора вместе с надостеносферным слоем верхней мантии;

3) земная кора с астеносферой.

4. земная кора и ядро

А 21. Наука, изучающая минералы

1.Минералогия

2.Петрография

3.Метеорология

4.Геохимия

А 22. Что происходит с породой при физическом выветривании:

1) разрушение горных пород на обломки;

2) растворение породы;

3) изменение минерального состава.

4. образование новых пород

А 23. Химическое выветривание пород включает процессы:

1) гидратация;

2) окисления;

3) замерзание воды в порах и трещинах горных пород.

4 разрушение живыми организмами

А 24. Наука, изучающая атмосферу

  1. Минералогия

  2. Метеорология

  3. Кристаллография

  4. Геохимия

Ответы на задания части А: а1 3, а2 -2, А3-2, А4-2, А5 -4, А6 -3, А7 -1, А8 -1, А9 -4, А10- 1, А11 -2, А12- 1, А13 – 3, А14 -2, А15 -1, А16 – 2, А17 -2, А18 -4, А19 -2, А -20- 2, А21 -1, А22-1, А23 -2, А24 -2.

Этап «В»

В1. Привести в соответствие процессы происходящие в земной коре и их формулировку:

Название процесса

Процесс связанный

1. эндогенные

А. с существующей структурой земной коры, и изменениями происходящими в ней

2. тектонические

Б. с выплавлением магмы, ее дальнейшего развития, перемещением

3. магматизм

В. с энергией возникающей в недрах земной коры: магматизм, метаморфизм, сейсмическая активность

4. метаморфизм

Г. с происхождениями на поверхности Земли: выветривание, эрозия, энергия солнца С

5. экзогеные

Д. твердофазными минералами и структурными изменениями горных пород

Ответ 1-В, 2-А, 3- Б, 4-Д, 5-Г.

В 3. К осадочным горным породам органического происхождения относятся:

1) каменный уголь 2) кварцит 3) базальт 4) мрамор

5) мел 6) кристаллические сланцы 7) торф

Ответ 1.5,7

В4. К метаморфическим горным породам относится:

1) гранит 2) гнейс 3) известняк 4) торф

5) глина 6) кварцит 7) мрамор 8) мел

Ответ 2,6,7

В5. Выберите три признака, характерные для эндогенных процессов.

А) горообразование

Б) деятельность подземных вод

В) землетрясения

Г) силы гравитации

Д) деятельность поверхностных текучих вод

Е) образование разломов.

Ответ: А,В,Е.

В6. Выберите три признака, характерные для экзогенных процессов.

А) горообразование

Б) деятельность подземных вод

В) землетрясения

Г) силы гравитации

Д) деятельность поверхностных текучих вод

Е) образование разломов

Ответ: Б ,Г, Д.

В 7. Выберите три признака, действия подземных вод.

А) овраги

Б) оползни

В) речные долины

Г) карстовые воронки

Д) балки

Е) котловины

Ответ: Б,Г,Е .

В8. Установите соответствие «осадочная горная порода – её происхождение»:

а) Поваренная соль 1) органогенная

б) Гравий 2) обломочная

в) Известняк

г) Песок

д) торф 3) химическая

Ответ: а-3, б-2, в- 1, г -2, д – 1.

В 9. Распределите горные породы по происхождению:

1) осадочные 2) магматические 3)метаморфические

А. песок

Б. известняк

В. гранит

Г. гравий

Д. базальт

Е. кварцит

Ответ: А – 1, Б -1, В – 2, Г – 1, Д – 2, Е -3.

В. 10. Установите соответствие между физическими свойствами минералов и их зависимостью от присутствия примесей и строения

Физические свойства минералов

Зависят от:

1.Окраска

А. присутствия минералов не обладающих спайностью

2. Блеск

Б. химического состава, кристаллического строения

3. Спайность

В. Строения кристаллической решетки

4.Излом

Г. принадлежности к кристаллическим минералам

Ответ

1

2

3

4

Б

В

Г

А

В. 11. Установите соответствие между оболочкой Земли и типом оболочки

Оболочка Земли

Тип оболочки

1.Атмосфера

А. водная

2.Гидросфера

Б.живая

3. Литосфера

В.твердая

4.Биосфера

Г.воздушная

Ответ

1

2

3

4

Г

А

В

Б

В. 12. Установите соответствие между классификацией горных пород по происхождению и процессом образования

Классификация горных пород по происхождению

Процесс образования

1.Магматические

А. выветривание пород

2. Метаморфические

Б. под влиянием высоких температур и давления

3. осадочные

В.при застывании магмы

Ответ

1

2

3

В

Б

А

В. 13. Установите соответствие между классификацией осадочных пород и процессом их образования

Классификация осадочных пород

Процесс образования

1.Обломочные

А. из продуктов жизнедеятельности растений

2. Химические

Б. выпадением на дно водоемов

3. Органогенные

В.разрушение горных пород

Ответ

1

2

3

В

Б

А

Вот и завершилось наше состязание. И я предоставляю слово председателю жюри …

Если вы помните, то в начале игры я вам говорила, что к оценкам жюри, для окончательного итога мы должны добавить оценки третейского судьи. И вот настал тот самый момент! Уважаемые господа я представляю вам третейского судью нашей игры. Санарова Александра Николаевна – преподаватель специальных дисциплин кафедры «Экономика и информатика».

Третейский судья озвучивает свои оценки и по результатам проводится церемония награждения. Конкурсантам вручаются грамоты.

Источник

Автор(ы):Григорьев В.М., Оникиенко Л.Д., Пилипенко Г.Н., Яковлев П.Д.

Охарактеризованы геологические условия образования эндогенных, экзогенных и метаморфогенных месторождений, формы тел полезных ископаемых и элементы их залегания, минеральный состав, текстуры, структуры и микротекстуры руд. Описаны наиболее характерные отечественные и зарубежные месторождения всех генетических типов рудных, неметал­лических и горючих полезных ископаемых по единому плану: местоположение, вмещающие породы, структурное положение, морфология и размеры рудных залежей.

Для студентов вузов, изучающих курс «Геология полезных ископаемых».

Месторождения полезных ископаемых образуются в различных геологических и физико-химических условиях, которые определяют особенности их минерального и химического состава, строения залежей, положения оруденения в геологической структуре и литолого-стратиграфическом разрезе.

Правильное представление о генезисе содействует рациональному направлению поисковых и разведочных работ и верной оценке промышленных перспектив месторождения. Для этого важно знать не только геологические и физико-химические условия процессов образования месторождений, но и конкретные признаки, по которым определяют генетический тип месторождения.

В пособии рассмотрены формы рудных тел полезных ископаемых и элементы их залегания, минеральный состав, текстуры и структуры руд, геологические и физико-химические условия образования каждого генетического типа месторождений, описаны характерные рудные формации.

За время занятий студент должен, пользуясь учебным пособием, составить краткое описание каждой рудной формации (примерный план: генетический тип, схематический план или разрез, вмещающие породы, геологические структуры, морфология и размеры рудных тел, минеральный состав руд, текстуры и структуры руд, стадии минерализации, околорудные изменения вмещающих пород, примеры месторождений). Необходимо также просмотреть коллекции руд и вмещающих пород месторождений различного генезиса, обратив внимание на их минеральный состав, текстурные особенности, стадийность минерализации и гидротермальные изменения боковых пород.

Дальнейшее изучение генетических типов месторождений студент, должен продолжить также самостоятельно, пользуясь списком рекомендуемой литературы. Для проверки полученных знаний в конце каждого раздела приводятся контрольные вопросы.

Предисловие, заключение и разделы о процессах образования месторождений полезных ископаемых, магматических, карбонатитовых, скарновых, метаморфических, метаморфизованных и вулканических месторождениях написаны В.М. Григорьевым; разделы о минеральном составе, текстурах и структурах руд, о вулканогенно-осадочных, химических и биохимических осадочных месторождениях и корах выветривания на горных породах написаны Л.Д. Оникиенко; разделы о пегматитовых месторождениях и механических осадочных полезных ископаемых написаны Г.Н. Пилипенко; разделы о морфологии тел полезных ископаемых и месторождениях полевошпатовых метасоматитов, а также о гипергенных изменениях эндогенных рудных месторождений написаны П.Д. Яковлевым.

Скачать

Все права на материалы принадлежат исключительно их авторам или законным правообладателям. Все материалы предоставляются исключительно для ознакомления. Подробнее об авторских правах читайте здесь!

Внимание! Если Вы хотите поделиться с кем-то материалом c этой страницы, используйте вот эту ссылку:
https://www.geokniga.org/books/6678
Прямые ссылки на файлы работать не будут!

Источник

Практикум по геологии полезных ископаемых для школьников

ЛАБОРАТОРНЫЙ

ПРАКТИКУМ

ПО ГЕОЛОГИИ

ПОЛЕЗНЫХ

ИСКОПАЕМЫХ

Рекомендовано

Комитетом по высшей школе

Министерства науки, высшей школы и технической политики

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов геологических специальностей вузов

__________________________________________________________________________

МОСКВА “НЕДРА” 1992

__________________________________________________________________________________________

ББК 26.3

Л 12

УДК 553.2

Авторы:

, ,

Рецензенты:

кафедра разведки месторождений полезных ископаемых Донецкого

политехнического института; д-р геол.-минер. наук, проф. Н. С. Скрипченко

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых:

Л 12 Учеб. пособие для вузов/В. М. Григорьев, ,

, .– М.: Недра, 1992.–172 с: ил.

ISBN -6

Охарактеризованы геологические условия образования эндогенных, экзогенных и метаморфогенных месторождений, формы тел полезных ископаемых и элементы их залегания, минеральный состав, текстуры, структуры и микротекстуры руд. Описаны наиболее характерные отечественные и зарубежные месторождения всех генетических типов рудных, неметал­лических и горючих полезных ископаемых по единому плану: местоположение, вмещающие породы, структурное положение, морфология и размеры рудных залежей.

Для студентов вузов, изучающих курс «Геология полезных ископаемых».

Л

043(01)-92

96-92

ББК 26.3

ISBN S2-6 © Коллектив авторов, 1992

ПРЕДИСЛОВИЕ

Месторождения полезных ископаемых образуются в различных геологических и физико-химических условиях, которые определяют особенности их минерального и химического состава, строения залежей, положения оруденения в геологической структуре и литолого-стратиграфическом разрезе.

Правильное представление о генезисе содействует рациональному направлению поисковых и разведочных работ и верной оценке промышленных перспектив месторождения. Для этого важно знать не только геологические и физико-химические условия процессов образования месторождений, но и конкретные признаки, по которым определяют генетический тип месторождения.

В пособии рассмотрены формы рудных тел полезных ископаемых и элементы их залегания, минеральный состав, текстуры и структуры руд, геологические и физико-химические условия образования каждого генетического типа месторождений, описаны характерные рудные формации.

За время занятий студент должен, пользуясь учебным пособием, составить краткое описание каждой рудной формации (примерный план: генетический тип, схематический план или разрез, вмещающие породы, геологические структуры, морфология и размеры рудных тел, минеральный состав руд, текстуры и структуры руд, стадии минерализации, околорудные изменения вмещающих пород, примеры месторождений). Необходимо также просмотреть коллекции руд и вмещающих пород месторождений различного генезиса, обратив внимание на их минеральный состав, текстурные особенности, стадийность минерализации и гидротермальные изменения боковых пород.

Дальнейшее изучение генетических типов месторождений студент, должен продолжить также самостоятельно, пользуясь списком рекомендуемой литературы. Для проверки полученных знаний в конце каждого раздела приводятся контрольные вопросы.

Предисловие, заключение и разделы о процессах образования месторождений полезных ископаемых, магматических, карбонатитовых, скарновых, метаморфических, метаморфизованных и вулканических месторождениях написаны ; разделы о минеральном составе, текстурах и структурах руд, о вулканогенно-осадочных, химических и биохимических осадочных месторождениях и корах выветривания на горных породах написаны ; разделы о пегматитовых месторождениях и механических осадочных полезных ископаемых написаны ; разделы о морфологии тел полезных ископаемых и месторождениях полевошпатовых метасоматитов, а также о гипергенных изменениях эндогенных рудных месторождений написаны .

МОРФОЛОГИЯ ТЕЛ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

В зависимости от геометрической формы тела полезных ископаемых подразделяются на изометрические, плоские, столбообразные и сложные (рис. 1). Изометрические тела (шток, гнездо, штокообразное тело) имеют одинаковые или очень близкие измерения в различных направлениях. Плоские тела (пласт, жила, линза, пластообразное тело и др.) вытянуты в двух направлениях при очень небольшой мощности. Столбообразные тела протягиваются на значительном интервале в одном направлении, обычно по падению; в поперечном сечении они имеют округлую, линзовидную или неправильную форму. Сложные тела полезных ископаемых возникают в результате сочетания тел изометрической, плоской и столбообразной формы.

Положение в пространстве плоских тел определяется азимутом их линии простирания или падения и углом падения. Определение этих элементов залегания обычно производится без затруднений. Значительно сложнее находить элементы залегания столбообразных или линзообразных рудных тел. Для рудного столба следует, прежде всего, установить его ось, горизонтальную проекцию оси и азимут ее простирания. Затем можно определить угол падения (ныряния) рудного столба (рис. 2).

Практикум по геологии полезных ископаемых для школьников

Рис. 1. Геометрические формы тел полезных ископаемых:

А – изометрические (а – шток, б – гнездо); Б – плоские (а – пласт, б – линза, в – жила); В – столбообразные (а – рудный столб, б – трубообразное тело); 1 – рудные тела; 2 – гранит; 3 –пески; 4 – глины

Практикум по геологии полезных ископаемых для школьников

Рис. 2. Схема, иллюстрирующая элементы залегания рудного столба с овальным (1) и эллипсовидным (2) горизонтальным сечением:

аб – ось рудного столба (бв – горизонтальная проекция; аг – горизонтальная проекция, вынесенная на поверхность); α – азимут простирания горизонтальной проекции оси рудного столба; β – угол падения или ныряния

Сингенетические тела полезных ископаемых образуются в процессе формирования стратифицированных осадочных и вулканогенно-осадочных толщ (пласты, линзы, чечевицы, сложные пласты), а также в ходе кристаллизации ультраосновных, основных и щелочных интрузивных массивов (гнезда, штоки и пластовые рудные тела хромитов, титаномагнетитов, сульфидных и редкометалльных руд (рис. 3). Поперечные размеры гнездообразных тел обычно не превышают нескольких метров, параметры штокообразных тел измеряются десятками и сотнями метров.

Эпигенетические рудные тела образуются после вмещающих их пород в различной геологической обстановке. В связи с этим форма их весьма разнообразная (табл. 1). Основными структурными элементами, определяющими морфологию рудных тел, являются складки, разрывные нарушения, контакты интрузивных массивов, вулкани­ческие аппараты, трубки прорыва газа. Разрывные нарушении по отношению к рудным телам бывают рудоконтролирующими, рудоподводящими и рудовмещающими, а также дорудными и послерудными. Существенное влияние на морфологию эпигенетических рудных тел оказывают физико-механические свойства и химический состав вмещающих пород (например, благоприятные горизонты для локализации оруденения).

В складках, осложненных разрывными нарушениями, рудные тела имеют форму штоков, гнезд, жил, линз, пластов, рудных столбов, штокверков, минерализованных зон и др. В интрузивных породах к разрывным нарушениям приурочены жилы, рудные столбы, минерализованные зоны, а также штокверки. В зонах контактов интрузивных массивов, осложненных разрывными нарушениями, чаще всего возникают пластообразные и штокообразные рудные тела, рудные столбы, штокверки, минерализованные зоны. В вулканических аппаратах образуются рудные гнезда, линзы, столбы, трубообразные тела, штокверки, жилы.

Практикум по геологии полезных ископаемых для школьников

Рис. 3. Схематические разрезы сингенетических тел полезных ископаемых в стратифицированных толщах (1) и в интрузивных породах (2):

1 – пески; 2 – глины; 3 – алевролиты; 4 – песчаники; 5 – карбонатные породы; 6 – пласт бурого угля; 7 – сложный пласт осадочных руд марганца; 8–11 – вулканические породы (8 – брекчии, 9 – туфы, 10 – андезитовые порфириты, 11 – базальтовые порфириты); 12 – медноколчеданная рудная залежь; 13 – дуниты; 14 – нориты; 15 – пироксениты; 16 – гнезда хромитов; 17 – пластовые хромитовые тела

Таблица 1

Систематика тел полезных ископаемых по форме в зависимости от их возрастного

соотношения с вмещающими породами

Сингенетические тела

Эпигенетические тела

Геомет­рическая форма тел

в стратифи-цирован-ных толщах

в основных и щелочных интрузивных породах

в складках, осложненных разрывными нарушениями

в интрузивных породах, пересекаемых разрывными

нарушениями

на контактах интрузивных

массивов, осложненных разрывными нарушениями

в вулканических аппаратах и трубках взрыва

Изомет­рическая

Гнездо,

шток

Шток,

гнездо

Шток,

гнездо

Штокооб-разное тело, гнездо

Гнездо

Плоская

Пласт, линза, чечевица

Пласт

Жила, пласт, линза, седло­видная залежь

Жила

Пластооб-разное тело, линза

Жила, линза

Столбо­образная

Рудный

столб

Рудный

столб

Столбообразное тело

Рудный столб, трубообразное тело

Сложная

Сложный пласт

Штокверк, сложная

жила,

минерализо­ванная зона

Штокверк, сложная жила, минерализо­ванная зона

Штокверк, ми­нерализованная зона

Штокверк,

Среди эпигенетических тел полезных ископаемых наиболее распространены жилы (простые плитообразные, сложные, четковидные, камерные, оперенные; (рис. 4), штокверки (рис. 5), рудные столбы (рис. 6). Последние образуются на участках искривления тектонических трещин (а), в узлах сопряжения (б) и пересечения трещин различного направления (в), а также в местах пересечения разрывными нарушениями пластов пород, благоприятных для замещения рудой (г).

Практикум по геологии полезных ископаемых для школьников

Рис. 4. Схематические разрезы рудных жил:

а – простая; б – сложная; в – четковидная; г – камерная; д – с многочисленными апофизами, приуроченными к оперяющим трещинам скалывания и отрыва

Практикум по геологии полезных ископаемых для школьников

Рис. 5. Схематическая блок-диаграмма штокверкового месторождения:

1 – гранит, 2 – крупные разрывные нарушения, 3 – прожилково-вкрапленная минерализация

Практикум по геологии полезных ископаемых для школьников

Рис. 6. Схема, иллюстрирующая различные типы рудных столбов:

1 – тектонические трещины, 2 – известняк, 3 – рудные столбы

Вблизи разрывных нарушений форма рудных тел, а также элементы их залегания часто изменяются. На рис. 7 показано соотношение рудных жил с более ранним по времени возникновения (дорудным) и с более поздним (послерудным) нарушениями. В первом случае образовался раздув жилы (обогащенный участок), внутри нарушения появились лишь мелкие рудные прожилки; произошло выклинивание жилы. Во втором случае жила лишь смещена. Направление этого смещения можно определить по наличию рудных обломков.

Практикум по геологии полезных ископаемых для школьников

Рис. 7. Схемы, иллюстрирующие соотношение рудных жил с дорудным (а) и послерудным (б) разрывными нарушениями:

1 – граниты, 2 – рудные жилы, 3 – дорудное разрывное нарушение с тектонической глиной вдоль контактов, 4 – послерудное разрывное нарушение с обломками рудной жилы

Контрольные вопросы

1.  Каковы морфологические типы рудных тел.

2.  Как образуются и какова форма сингенетических тел полезных ископаемых.

3.  Как образуются и какова форма эпигенетических тел полезных ископаемых.

4.  Как образуются рудные столбы и каким образом определяются их элементы залегания.

5.  Какие рудные тела называют штокверками и как они образуются.

6.  Каким образом разрывные нарушения оказывают влияние на морфологию рудных тел.

МИНЕРАЛЬНЫЙ СОСТАВ, ТЕКСТУРЫ И СТРУКТУРЫ РУД

Минеральный состав металлических и неметаллических полезных ископаемых включает рудные и нерудные минералы.

К категории рудных обычно относят оксиды и сульфиды тяжелых металлов, самородные металлы и интерметаллические соединения; к категории нерудных – силикаты, карбонаты, галоиды, сульфаты, фосфаты, бораты и самородные элементы, не обладающие металлическими свойствами. Из минералов извлекаются как основные компоненты, так и попутные, заключенные в них химические или механические примеси. Например, в комплексных титаномагнетитовых рудах магматического происхождения главными ценными минералами являются ильменит и магнетит, используемые для извлечения из них титана, железа и ванадия. Последний заключен в магнетите в виде изоморфной примеси. Минералы, входящие в состав руд, но не имеющие промышленной ценности, называют сопутствующими. Количественные соотношения минералов в рудах оценивают по трем категориям: главные (> 10%), второстепенные (1–10%) и редкие (< 1%).

Важнейшие элементы внутреннего строения рудных тел – их текстурные и структурные особенности, характеризующие пространственное распределение минералов, условия их образования, этапность и стадийность рудообразующего процесса. Важное значение имеют текстурно-структурные особенности при качественной оценке руд и технологии их переработки.

Текстура руды определяется пространственным взаиморасположением минеральных агрегатов, отличающихся друг от друга по составу, форме, размерам и структуре.

Структура руды определяется формой, размером и способом сочетания отдельных минеральных зерен или их обломков в пространственно обособленных минеральных агрегатах.

Текстуры и структуры руд месторождений эндогенной, эндогенно-экзогенной и экзогенной серий отличаются по морфологическим особенностям и условиям образования. Для каждой серии выделены характерные группы и подгруппы текстур, возникающие в рудах определенного типа в связи с проявлениями различных геологических процессов (табл. 2, табл. 3).

Таблица 2

Генетическая классификация текстур эндогенных руд

Текстуры магматического образования

Текстуры постмагматического образования

Текстуры метаморфического образования

Генетические группы текстур

ликвационной и кристаллизаци-онной диффе­ренциации расплава

отжимания расплава по тектоническим нарушениям

отложения из гидротермальных растворов в откры­тых полостях

метасоматического замещения

метаморфического преобразования

метаморфического новообразования

Морфологические виды текстур

Вкрапленная, нодулярная, гнездовая, шли-ровая, псевдо­слоистая, мас­сивная

Жильная, прожил-ковая, сетчатая, брекчиево-цемент-ная, брекчиевидно-цементная, поточная

Жильная, прожил-ковая, пересечения прожилков, сетчатая, брекчиево-цемент-ная, брекчиевидно-цементная, кокардо-вая, полосчатая, крустификационная, друзовая, колло-морфная, массивная, гнездовая, вкрапленная

Прожилковидная, каемчатая, унасле-дованно-массивная, унаследованно-полосчатая, вкрапленная заме­щения, реликтовая

Полосчатая, плой-чатая, сланцеватая, развальцевания, брекчирования, будинажа, просечковая

Прожилковая, жильная, массивная