Практическая работа в начальной школе полезные ископаемые
Организация и методика проведения уроков окружающего мира по разделу “Полезные ископаемые” в начальной школе.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Рассмотрим развитие данных характеристик младшего школьника в рамках предмета “Окружающий мир”. Стандарт предъявляет к данному учебному курсу следующие требования:
– освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
– развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы по теме «Полезные ископаемые». Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания о минералах, горных породах, их свойствах и использовать ранее накопленные знания и умения. Еще одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации.
Исследовательская деятельность в данном аспекте как нельзя лучше помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.
В основе исследовательской деятельности лежат:
– развитие познавательных умений и навыков учащихся;
– умение ориентироваться в информационном пространстве;
– умение самостоятельно конструировать свои знания;
– умение интегрировать знания из различных областей наук;
– умение критически мыслить.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности по теме «Полезные ископаемые»
– Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении темы «Полезные ископаемые»; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
– Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы «Полезные ископаемые» анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
– Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
Коллекционирование полезных ископаемых также применяется для изучения полезных ископаемых. Для изучения «Окружающего мира» разработаны коллекции полезных ископаемых, почв. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческом основе, из сборов учащихся.
Организация и методика проведения предметных уроков по разделу “Полезные ископаемые”.
Основная дидактическая цель этих уроков – сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить учащихся с важнейшими полезными ископаемыми, их видами, основными физическими свойствами, применением и способами добычи.
В ходе этих уроков учащиеся изучают как основные физические свойства полезных ископаемых: цвет, состав, масса (легче, или тяжелее воды), твердость, прочность, так и специфические свойства – блеск, запах, отсутствие формы, горючесть.
План изучения полезных ископаемых.
1. Понятие «полезные ископаемые». Группы полезных ископаемых.
2. Определение основных физических свойств полезных ископаемых.
3. Условное обозначение. Определение на карте мест залегания и добычи ( с учетом краеведческого принципа).
4. Использование полезных ископаемых человеком и их охрана.
В ходе изучения данной темы руководство самостоятельной деятельностью учащихся целесообразно осуществлять с помощью инструкций, в которых указывается план действий и предлагается определенный способ фиксации результатов. Как указывают психологи П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, только при этом условии сосредотачивается внимание школьников на содержании материла и происходит более осмысленное его усвоение детьми [18, с. 53].
Наблюдая и экспериментируя, младший школьник получает бесценный опыт самостоятельных исследований, учится ставить вопросы и получать на них объективные фактические ответы, а значит, учится мыслить.
Под исследовательскими умениями мы будем понимать интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале.
Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы и метод проектов
Овчаренко Ирина Александровна
ССШ №9 им. А. Стаханова
3-Б класс
Тема урока: Полезные ископаемые.
Тема практической работы: полезные ископаемые каменный уголь и торф.
Цель практической работы: образовательная – формирование представлений учащихся о полезных ископаемых;
развивающая – развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитательная – воспитывает бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
оценивать достижения на уроке;
извлекать информацию из дополнительной литературы.
познавательные универсальные учебные действия:
строить речевое высказывание в устной форме, обобщать и делать выводы;
выделять существенные признаки предметов, характеризовать объекты неживой природы;
определить полезные ископаемые с помощью атласа-определителя;
знать особенности добычи разных полезных ископаемых.
коммуникативные универсальные учебные действия:
выполнять самопроверку с помощью учебника;
контролировать себя и своего партнера.
Личностные:
проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
определить личностный смысл учения;
проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Вид практической работы:работа с натуральными объектами природы.
Основные термины и понятия:
Полезные ископаемые – это богатства которые добывают из недр земли или ее поверхности,они бывают: твёрдые, жидкие и газообразные.
Торф-это ценное полезное ископаемое хорошо горит, образуется он на болотах из отмерших остатков растений.
Каменный уголь – образуется в недрах земли из остатков древних растений. Сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь, он хорошо горит, и при горении выделяет много тепла.
Оборудование: горелка, спички, кусочки горючего, природный материал, полезные ископаемые (каменный уголь), вата, штатив, стакан с водой, небольшой молоточек.
Ход практической работы:
Сегодня на уроке мы будем говорить о полезных ископаемых (каменный уголь, торф, известняк, мел, песок, нефть, газ, гранит).
Повторим правила работы с горелкой, штативом, горючим веществом, спичками, молотком.
Полезные ископаемые
-От какого слова произошло слово «ископаемые»?
Это слово произошло от слова «копать».
– Скажите, почему их называют полезными?
Потому что это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
–Ребята сейчас мы с вами проведем практическую работу. У каждого из вас на партах лежит каменный уголь и торф.
Каменный уголь.
Опыт №1
Задание: Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск? Он состоит из слоев?
Много миллионов лет назад росли громадные папоротники и хвощи, но резко наступило похолодание и эти крупные деревья стали погибать, они падали, на землю образуя на ней многометровые слои. За много миллионов лет они стали превращаться в каменный уголь, который находится сейчас на ваших столах. И когда ученные видели добычу, то на некоторых отломках можно рассмотреть отпечатки древних растений.
Сейчас я проведу опыт демонстрационно, и вы узнаете еще об одном свойстве каменного угля.
Вывод: каменный уголь черного цвета, блестящий, твердый. Он тяжелей воды и поэтому тонет.
Опыт №2
Задание: Положите кусочек каменного угля на железную пластину и ударьте по нему молотком.
Что произошло с углем?
Вывод: Его не так легко разломать, зато он хрупкий: молоток его может разбить на мелкие кусочки.
Торф
Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1мм торфа Он используется как топливо в жилых домах. Торф еще и хорошее удобрение. В медицине торф используется при изготовлении лекарств.
Опыт №3
Задание:Взяли кусочек торфа. Какого он цвета? Бросьте торф в воду. Что вы заметили?
Вывод: торф бурого цвета, мягкий, легко крошится, легче воды, поэтому не тонет в воде.
Опыт №4
Задание: Возьмите кусочек торфа и подожгите его. Что мы наблюдаем?
Вывод: сухой торф горит тускло, образуя много дыма. После его сгорания остается большое количество золы.
Опыт №5
Задание: Рассмотрите внимательно кусочек торфа. Из чего он состоит?
Вывод: он состоит из остатков полусгнивших растений.
Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд, ребусы, загадки.
Кроссворд:
По горизонтали:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Ребусы:
№1
(газ)
№2
(железо)
№3
(соль)
Загадки:
Черный блестящий, в воде тонет, в огне горит? (Каменный уголь).
Что называют «черным золотом», «жидким золотом», «черной кровью», «земляным маслом»? (Нефть).
В земле лежит, из растений состоит, легко горит? (Нефть).
Маленькое, беленькое, по черному полю скачет, след оставляет? (Мел)
Бурый, мягкий, из растений состоит, легко горит? (Торф).
Дает и свет он, и тепло,
Его увидеть не легко,
Откроешь кран – он зашипит,
От спички сразу же горит? (природный газ).
Список использованных источников:
«Начальная школа» Москва.- Просвещение.
«Начальная школа» Л.П.Хитяева.
«Начальная школа»Н.В. Диктан.
УМК: «Школа России»; А.А. Плешаков- учебник, часть 2; рабочая тетрадь, часть 2.
Дополнительные: ИКТ-презентация, образцы полезных ископаемых.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Балаково Саратовской области
Февраль 2016 г.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Для учителя:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, презентация, карта России, опорные карточки, условные знаки полезных ископаемых, плакат «Гора» .
Для учащихся: учебник для 3 класса О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова”Окружающий мир”-II часть, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы; коллекции полезных ископаемых;квадраты зеленого и красного цветов по 5 штук каждому ученику;
раздаточный материал для групповой работы; фломастеры; исследовательская карта «Лист юных исследователей», магнитные доски , фишки, карты для игры «Обучающий калейдоскоп»
-формирование исследовательской деятельности через знакомство с горючими и строительными полезными ископаемыми, умение определять их свойства, определять способы добычи и их использование в хозяйственных целях
Познакомить с понятиями «полезные ископаемые», «геолог», «месторождение»; «горючие и строительные полезные ископаемые» и их значением в жизни человека;
научить называть свойства песка, глины, известняка, мрамора, нефти, каменного угля, торфа.
Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
– развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
– способствовать развитию умения работать в группе;
– способствовать расширению словарного запаса детей;
– способствовать умению выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
– умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД:
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с презентацией, с таблицей;
-работать по предложенному учителем плану;
– умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт ;
-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации
Познавательные УУД:
– делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
Межпредметные связи: литературное чтение.
Технологическая карта изучения темы «Полезные ископаемые»
Этап урока
Форма работы
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Формирование
УУД
I.Мотивация (самоопределение) учащихся к
учебной деятельности
1 мин.
фронтальная
С-1
Просмотр эпизода фильма «Каменный цветок» по сказке Павла Петровича Бажова
С-2
Информация учителя
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на гостей, поприветствуйте их. Я всем вам желаю интересного урока.
-Из какого фильма сказки этот эпизод?
-По мотивам уральских сказов какого писателя был создан этот фильм?
Фильм был создан в 1946 году. Сразу же после какого великого события?
И во время войны, и в послевоенные годы страна особенно нуждалась в подземных богатствах.
Почему?
Издавна тайны недр Земли интересовали человека
– А вам интересно, что там внутри нашей планеты?
1.Учащиеся настраиваются на позитивную работу.
2. Высказывают свое мнение:
Каменный цветок
Павла Петровича Бажова
Победы над фашисткой Германией
Для вооружения
Для восстановления после разрухи
Регулятивные УУД:
- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Личностные УУД:
- адекватная мотивация учебной деятельности;
- проявлять эмоционально-положительное отношения
к предмету.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- умение слушать и понимать речь других;
II.Этап актуализации и пробного учебного действия
3 мин.
Индивидуальная
Проверка знаний учащихся по теме
« Тайны недр Земли».
С-3
-Чтобы открыть новые знания, нам необходимо повторить пройденный материал.
(Зачитывает высказывания, которые начинаются со слов «Правда ли, что…»)
Высказывания:
- …не только горы, но и равнины, дно водоёмов сложены из горных пород? (зелёная)
- … горные породы не всегда твёрдые, бывают жидкие и газообразные? (зелёная)
- …гранит – осадочная горная порода? (красная)
- … базальт – магматическая горная порода, а каменный уголь – осадочная горная порода? (зелёная)
- … в состав гранита входит три минерала? (зелёная)
- … торф образовался из раковин морских животных? (красная)
- … из нефти делают взрывчатку?
Вывод.
Человек активно использует в своей жизни природные богатства
Работа с квадратиками красного и зелёного цвета. Если ученик согласен с высказыванием, то перед собой кладёт зелёный квадратик, а если не согласен – красный.
Самопроверка по контрольному листу
6 вопросов- 6 квадратиков
?
Дети затрудняются в ответе
Недостаточно знаний
Регулятивные УУД:
-активизация мыслительной деятельности, составление правильного ответа по плану, осуществление самоанализа
Личностные УУД:
-сознание потребности к новому способу действий
Коммуникативные УУД:
-умение определять свою точку зрения
Познавательные УУД
-умение осмысливать прослушенное
-умение анализировать с целю выделения существенных признаков
III.Этап выявления места и причины затруднения
2 мин.
IV Этап построения проекта выхода из затруднения
2 мин.
Фронтальная
С-4
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле
Дает возможность детям определить тему урока
Постановка проблемы
С-5
Выдвижение гипотез
С-6
Дает возможность определить цель .
Определение этапов построения работы над проблемой
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
– Что такое «полезное ископаемое»?
-Раз они полезные, значит, необходимы человеку?
А может быть человек может обойтись в жизни и без полезных ископаемых?
-Какую же цель определяем для себя на уроке?
-Что же для этого нам нужно знать?
1.Название полезного ископаемого
Уметь определять?
2.Свойства
Научиться находить их по чему?(карте)
3.Месторождение
Представлять, как добываются ПИ
4.Способ добычи
Изучить, как человек применяет полезные ископаемые в жизни?
5.Использование в жизни
Применять знания, чтобы сохранить полезные ископаемые
6.Охрана
О полезных ископаемых
Варианты ответов детей: полезное-приносит пользу для человека, ископаемое-выкапывают из земли .
Возможна ли жизнь человека без полезных ископаемых?
Дети выдвигают гипотезы:
1.Да. Но он будет жить как первобытный человек.
2.Нет. Современный человек не сможет жить без топлива, строительных материалов, машиностроения, электронной техники.
Какие полезные ископаемые человек добывает для своих жизненных потребностей?
1.Узнать, какие полезные ископаемые есть в недрах Земли?
2.Какими свойствами обладает каждое полезное ископаемое?
3.Где оно находится?
4.Как его добывают?
5.Как люди используют его в своей жизни?
6.Как надо охранять полезные ископаемые?
Познавательные УУД:
–умение определять тему урока
Регулятивные УУД:
-умение синтезировать при формировании своего ответа
Коммуникативные УУД:
-умение определять свою точку зрения
Личностные УУД:
– осознание себя частью большого государства
Личностные УУД:
-устанавливать причинно-следственные связи, цепи рассуждений
Познавательные УУД:
-умение ставить цели определять способы их реализации по плану
Регулятивные УУД:-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные УУД:
-оценивание усваиваемого содержания
V этап реализации построенного проекта
5 мин.
Фронтальная
Работа по учебнику-подготовительная работа
1.Словарная работа по учебнику
С-7
2.Первичное знакомство с полезными ископаемыми
С-8-15
- Слайд презентации
- Показ коллекции
- Условное обозначение на карте
Физминутка
-Чтобы всё понять нам необходимо пополнить словарный запас.
1.Полезное ископаемое ( учебник с. 16)
2.Геолог
3.Месторождение ( словарь учебника с.142)
4. Добыча: карьер, шахта, скважина.
5.Искусственные материалы (словарь учебника с.141) Работа с иллюстрацией с. 17
-Какое полезное ископаемое?
-Посмотрите коллекцию
-Посмотрите на карту России и определите, какое условное обозначение соответствует каждому полезному ископаемому?
-Выберите условное обозначение
-Мы сегодня будем изучать нефть, каменный уголь, торф, известняк, мрамор,песок и глину. –Все полезные ископаемые можно разделить на 3 группы. Горючие , строительные, рудные
Трудно, надо знать их основные свойства
Существует третья группа полезных ископаемых, отгадайте какая?
-Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зёрен. Главное свойство- плавкость.
-С рудными полезными ископаемыми мы познакомимся на следующем уроке.
-По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на правой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгаем на левой ножке.
Стоп! Немножко отдохнём!
И работать мы пойдём!
Дети читают значение слов из словаря учебника с.142
Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд
Человек, занимающийся поиском и изучением полезных ископаемых
Место, где залегают полезные ископаемые
Карьер – место открытой разработки неглубоко залегающих полезных ископаемых. Шахта- место подземной добычи полезных ископаемых
Скважина- это горная выработка без доступа в нее человека.Верхняя часть скважины называется устье, нижняя – забой. Стенки скважины – это ствол скважины.
Искусственные материалы: материалы, которые создал сам человек.
Дети распределяют знаки полезных ископаемых в группы –затрудняются
горючие-нефть, каменный уголь, торф.
строительные: гранит, песок и глина
Условные обозначения:
известняк-
мрамор-
нефть-
каменный уголь- –
торф-
песок –
глина-
Железная руда-
Познавательные УУД:
–умение искать и выделять информацию из учебника, работать со словарем
Регулятивные УУД:
-умение вносить дополнения в план действий
Коммуникативные УУД:
-умение выдвигать и обосновывать гипотезы
Коммуникативные УУД:
-оценивание усваиваемого содержания
VI Этап
Реализация плана действий
10 мин.
Групповая
Учитель делит детей на группы по 5 человек-определяет нумерацию групп, названия полезного ископаемого, раздает, коллекции, материалы к практическим работам, исследовательские карты
Рассаживаемся по 5 человек
1 группа -нефть
2 группа-торф
3 группа-известняк и мрамор
4 группа-песок и глина
5 группа- каменный уголь
– Координаторы, распределите в группе обязанности. Все выполненные работы оформите на «Листе юного исследователя»
– Экспериментаторы, проведите необходимые практические работы , сделайте выводы о свойствах полезного ископаемого
– Иллюстраторы, оформите результаты работы в таблице, составьте опорную схему
-Аналитики,
-По учебнику с.16-25 найдите материал относящийся к вашему полезному ископаемому, изучите, попробуйте пересказать.
-По хрестоматии с.80-84 дополните свои сведения о нефти и каменном угле
-Выберите условный знак полезного ископаемого
-Найдите месторождения на карте России, на карте Саратовской области
Исследователи, расскажите о применении полезного ископаемого.
-Подумайте, как можно охранять полезное ископаемое?
Дети рассаживаются по 5 человек. Распределяют обязанности:
1. Обсуждение задания.(координатор)
2. Выполнение практического задания (экспериментаторы).
3. Оформление результатов (иллюстраторы)
4. Формулирование выводов (аналитики)
5. Применение (исследователи)
Изучают полезные ископаемые.
Выполняют практическую работу по алгоритму
- по ЛОС (лист опорной схемы)
2-лос
3-учебник с. 22-23
4- учебник с.24-25
5-лос
Определяют свойства и заполняют исследовательскую карту
Определяют условное обозначение полезного ископаемого.
Находят на карте.
Познавательные УУД:
–умение искать и выделять информацию;
-умение анализировать объект с целью выделения признаков;
-умение строить логическую цепь рассуждений
Регулятивные УУД:
-умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
-умение работать по алгаритму;
-умение проявить волевое усилие по преодолению препятствий
Коммуникативные УУД:
-умение работать в команде;
-умение взаимодействовать со сверстниками
Личностные УУД:
-умение отстаивать свою точку зрения;
-умение работать по правилам коллектива;
-умение оценить свою и чужую работу, оказать необходимую помощь
VII Этап
реализации построенного исследования-защита исследовательских работ
15 мин.
Индивидуально-групповая
Слушает и корректирует выступления детей
Показ работ на документ –камере, обсуждение.
-Какое полезное ископаемое? Как отличишь от других олезных ископаемых?
В каком состоянии находится в недрах Земли?
Каким свойством обладает?
Как добывает это полезное ископаемое человек?
Как его использует человек ?
Как оно условно обозначается на карте?
К какой группе отнесем ваше полезное ископаемое?
Покажи на карте России , Саратовской области месторождения данного полезного ископаемого.
Что будет, если это полезное ископаемое исчезнет?
Вопрос координаторам
– Как работала твоя команда?
-Кого бы ты отметил как самого активного?
Отчет детей по самостоятельному изучению полезного ископаемого по группам согласно обязанностям и плану
Горючие, строительные
Познавательные УУД:
-умение синтезировать, восполнять недостающие компоненты;
-умение подводить свои выводы под понятие;
-умение строить логическую цепь рассуждений
Познавательные УУД:
-умение осознавать качество и уровень усвоения
Коммуникативные УУД:
-умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные УУД:
-умение осознавать свою роль в коллективной деятельности
VIII Этап включения в систему знаний, закрепление и повторение
6 мин.
Фронтальная
Возвращение к проблеме
С-13
– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. Возможна ли жизнь человека без полезных ископаемых?
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
Четверостишие читает ученик.
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
Познавательные УУД:
-умение предъявлять доказательства;
делать выводы на основе примеров из жизни;
Регулятивные УУД:
-осознание важности изученного в жизни людей;
-осуществлять взаимоконтроль
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно выражать свои мысли
Личностные УУД:
-умение осознавать свою роль в бережном отношении к природным ресурсам
Работа парами
Игра «Обучающий калейдоскоп»
-О каком полезном ископаемом идет речь, фишкой отметьте правильный ответ.
1.Прочный камень белого или серого цвета, образовался из остатков морских организмов
2.Главное свойство этой породы-прочность. Состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды
3.Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла
4.Чёрный с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч.
5.Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением
6.Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. Главное свойство-плавкость
7.Темная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут
8.Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле
9.Этот камень образуется при извержении вулканов из лавовой пены, насыщенный пузырьками газа
10.После полировки камень приобретает красивый узорчатый рисунок. Применяется в скульптуре, для отделки зданий и метро
Дети читают задания-фишкой определенного цвета и размера обозначают ответы.
Самопроверка-перевернуть карточку, сверить ответы.
Известняк
Гранит
Песок
Каменный уголь
Торф
Железная руда
Нефть
Глина
Пемза
Мрамор
Учитель объясняет домашнее задание
С-14-15
Прочитать из учебника с.16-21, подготовить пересказ Желающие могут подготовить презентации по изученным полезным ископаемым по группам
Дети записывают Д/З в дневнике
IX Этап Рефлексия
2 мин.
Индивидуальная
Оформление самооценки на плакате «Тайны Горы Знаний»
– Какая учебная цель стояла у нас на уроке?
Кто считает, что он достиг этих целей в полном объеме, возьмите фишку зеленого цвета и разместите на территории горы Знаний.
Кто считает, что он не обо всех полезных ископаемых помнит, разместите красные фишки.
А кому было трудно и он почти ничего не запомнил- желтые фишки
Узнать, какие полезные ископаемые нашел человек в недрах Земли?
Какими свойствами обладает каждое полезное ископаемое?
Где они находятся?
Как их добывают?
Как люди используют их в своей жизни?
Как надо охранять полезные ископаемые?
Познавательные УУД:
-умение обосновывать результат решения проблемы
Регулятивные УУД:
-осознание качества и уровня усвоения материала
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно выражать свои мысли
Личностные УУД:
-умение осуществля?