Практическая работа рельеф и полезные ископаемые южной америки

Практическая работа рельеф и полезные ископаемые южной америки thumbnail

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

Урок-исследование 7 класс

учитель Алексеева Татьяна Ильинична

Цели и задачи урока:

  1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.

  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт.

  3. Воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе, развивать любознательность.

Оборудование урока:

физическая карта полушарий; карта «Строения земной коры»; картины «Анды»; «Бразильское плоскогорье»; мультимедиа;

Тип урока: урок – исследование

Методы урока: словесный; проблемно-поисковый; самостоятельная работа;

Ход урока:

Организация учащихся на урок.

Проверка и оценка знаний.

Игра «найди меня»

На доске запись:

1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ

  1. Карибское 8

  2. Атлантический 7

  3. Тихий 6

  4. Магелланов 5

  5. Огненная Земля 4

  6. Христофор Колумб 3

  7. Америго Веспучи 2

  8. Панамский 1

Последовательность диктовки:

  1. Узкий извилистый пролив

  2. Канал соединяющий два океана

  3. Океан, омывающий восточные берега

  4. Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Юж.Америки

  5. Океан, омывающий западные берега Юж.Америки

  6. Море на севере Юж.Америки

  7. Путешественник, чьим именем назван материк

  8. Остров на юге материка.

Проверка: 1 вариант- 4,8,2,6,3,1,7,5

2 вариант-5,1,7,3,6,8,2,4

Изучение нового материала.

Материк Южная Америка – материк рекордов.

Давайте назовем рекорды….?

Самый влажный, …и т. д. (учащиеся называют рекорды материка)

А сейчас перейдем к исследованию поверхности материка.

Работа с атласами и физ. картой.

Назовите и покажите формы рельефа материка?

Что можно сказать о западной части материка?

Что можно сказать о восточной части материка?

С какими материками по форме рельефа схожа Южной Америка?

Вывод: (делают учащиеся)

Рельеф Южной Америки разнообразен. Здесь протянулась самая длинная горная цепь АНДЫ с высочайшей вершиной г. АКОНКАГУА, величайшая низменность АМАЗОНСКАЯ , ее еще называют местные жители БОЛОТОМ ДЬЯВОЛА, обширные нагорья ГВИАНСКОЕ И БРАЗИЛЬСКОЕ, многочисленные действующие и потухшие вулканы ЛЬЮЛЬЯЛЬЯКО, САН-ПЕДРО, ЧИМБОРАСО между цепями гор затерялось высокогорное озеро ТИТИКАКА, в долине р. Парана – ЛА-ПЛАТСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ ,а на севере , в долине р. Ориноко- ОРИНОКСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ.

Работа с картами (тектонической, физической). Работа в тетрадях.

Теперь приступим к исследованию материка. Давайте, разрежем материк как пирог и посмотрим, что у него внутри.

В тетрадях сделаем схематический профиль Южной Америки по 8 Ю.Ш.

7000 м Анды

hello_html_m197d8c28.png

Исследуем маршрут от Тихого океана до Атлантического.

От побережья Тихого океана на нашем пути стеной встают горы Анды.

Картина гор Анд.

  • определите, какого возраста эти горы ?

  • что лежит в основании гор Анд?

  • о свидетельствует наличие многочисленных действующих и потухших вулканов ?

  • ( рассказ учащегося о извержении вулканов в Чили в 1960 г.)

  • чтение детьми статьи в учебнике с. 149 ( наблюдение извержение вулкана А.Гумбольдта).

  • какими полезными ископаемыми богаты горы?

Далее опускаемся с гор и попадаем на обширные просторы Амазонской низменности.

  • определить высоту низменности

  • что лежит в основании низменности?

  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.

Продолжаем движение к Атлантическому океану.

Картина « Бразильское нагорье»

  • что происходит с платформой?

Вывод: выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья. Это результат взаимодействия двух литосферных плит – океанической и континентальной.

  • отметить полезные ископаемые

Мы исследовали поверхность материка, узнали особенности рельефа.

Анализ:Что вы узнали в результате исследования Южной Америки?

  • Какие две части можно выделить в рельефе материка?

  • Какие процессы формируют запад материка?

  • На какой платформе лежит материк?

  • Какие формы рельефа соответствуют устойчивым участкам платформы?

  • Где располагаются подвижные участки земной коры?

  • Какие формы рельефа им соответствуют?

  • Как они образовались?

  • Какие низменности лежат в прогибах платформы?

  • Какими породами они сложены?

Работа по контурным картам

  • надпишите формы рельефа Южной Америки

  • условными знаками нанесите полезные ископаемые

  • звездочками отметьте вулканы

Игра для закрепления знаний: «Отметь правильный ответ…»

Учащиеся получаю звездочки. На одном луче написан вопрос, на других – варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ.

1.Горы в Юж.Америки расположены (западе, востоке, юге, севере)

2.Наибольшей ширины Анды достигают

(севере, у экватора, в центральной части, юге)

3. Самая высокая вершина Анд (Чимборасо,Ильямпу,Бонет,Аконкагуа)

4. Крупная равнина материка – (Амазонская, Ла – Платская

Гвианское плоскогорье, Бразильское плоскогорье)

Итог.

Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности

Анализируют результаты, степень участия в работе других учащихся

Что делали ученики на уроке?

Что делал учитель?

Оценки. Домашнее задание

Литература:

  1. Учебник География материков и океанов В.А.Коринская

  2. Поурочные планы к учебнику В.А.Коринская

  3. Занимательная география состовитель Г.Н.Якуш

Источник

Особенности рельефа и тектонического строения Южной Америки.

Цели: 

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины, активизировать познавательную активность, развивать любознательность и интерес к географии, формировать навыки само- и взаимооценки при работе в малых группах, продолжить формировать умения сопоставлять различные по содержанию карты атласа, устанавливать причинно-следственные связи.

Читайте также:  Полезные домашние цветы и их названия

Содержательная: сформировать представление об особенностях рельефа, тектонического строения и полезных ископаемых Южной Америки.

Задачи урока:

  • Изучить особенности размещения крупных форм рельефа, установить связь рельефа с тектоническим строением и размещением полезных ископаемых;

  • Продолжить формирование умения работы с опорными конспектами.

  • Развивать любознательность, интеллект, интерес к предмету.

Оборудование: 

Настенные карты “Физическая карта Южной Америки”, “Строение Земной коры”, мультимедийная презентация по теме “Особенности рельефа Южной Америки”, набор схем “рельеф Южной Америки”, логические опорные конспекты для заполнения (по количеству учащихся), памятки-инструкции для выполнения практической работы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Структура урока обретения новых знаний

Мотивационный этап.

Здравствуйте ребята. Сегодня урок проведу у вас я – давайте познакомимся. Меня зовут Алексей Сергеевич, ну а с вами мы поближе познакомимся в процессе урока. Я надеюсь, что наш урок пройдет плодотворно и интересно. У вас на партах имеется раздаточный материал – опорные схемы, которые мы будем заполнять по ходу урока (листок А4), групповые задания (листок А4) и карточка «Лист самооценки достижений», вы ее подпишите, и постараетесь в ней максимально честно и ответственно отразить именно ваш личный результат сегодняшнего занятия. В процессе урока у активных ребят есть возможность заработать дополнительные баллы, активно участвуя в обсуждениях. Эти баллы я вам озвучу в конце урока.

1 мин

  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

На прошлом занятии вы приступили к изучению интереснейшего материка южного полушария – Южная Америка. Материк очень яркий, контрастный, удивительный, природа которого описана во многих известных книгах, например «Робинзон Крузо» Д.Дефо. Рассмотрели особенности его открытия и географического положения. Как и в любом другом серьезном деле, в географии изучение нового невозможно без знания основ, базовых знаний изученных ранее. Поэтому первое, что мы сделаем, это проведем маленький «географический диктант», чтобы освежить в памяти особенности географического положения материка.

Перед вами будут появляться вопросы, я буду их озвучивать, а вы в опорной схеме записывать только ответы. Всем понятно? Итак, начинаем (слайд2).

**** Для того, чтобы проверить качество написанного диктанта поменяйтесь в парах опорными схемами. Правильный ответ оценивается одним баллом, неправильный – 0 баллов. Подсчитайте количество баллов и запишите в правом верхнем углу. Спасибо.

6 мин 10 сек.

  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Итак, мы уже знаем, что особенности природы любого материка очень сильно зависят от его географического положения (Африка – самый жаркий материк, Австралия – самый сухой). Давайте подумаем вместе: а какой еще природный компонент влияет абсолютно на все остальные (климат, внутренние воды, особенности почв, животный и растительный мир)? Что мы сегодня будем изучать? (РЕЛЬЕФ)

Но ведь рельеф это результат процессов, происходящих в литосфере. Поэтому давайте сформулируем поточнее тему сегодняшнего учебного занятия. (ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ Ю.АМЕРИКИ).

Запишем тему в опорную схему.

Как вы думаете, какие вопросы очень важно рассмотреть при изучении такой темы? (-В чем особенность строения материка Ю.Америка?

– Какие основные формы рельефа встречаются на материке Ю.Америка?

– Какие закономерности существуют в размещении полезных ископаемых на материке?). Правильно.

2 мин 50 сек

  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Для решения этих задач нам сегодня понадобится провести мини-исследование по различным источникам географической информации. Скажите, а что это за источники? (учебник, атлас, настенная карта, дополнительные источники в сети интернет)

1 мин

  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит “открытие” нового знания.

  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.

  • Включение в систему знаний и умений.

Для изучения особенностей рельефа и геологического строения материка Ю.Америка разделимся на 4 группы.

Каждая группа получает задание под своим номером, внимательно изучите памятку «как работать в группе». Задания у групп следующие:

*

*

*

На работу в группе дается 5-6 минут. По готовности поднимается карточка с номером группы, и мы обсуждаем ваши результаты – представитель от каждой группы выходит, наносит на настенную опорную схему результат работы.

1. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке?

А теперь обобщим, какие же тектонические структуры входят в состав материка (Древняя Южноамериканская платформа и области древней складчатости на востоке и в центральной части. На западе – Области новой складчатости). А в чем особенности платформ? (это участок земной коры с устойчивым малоподвижным фундаментом, имеющий двухярусное строение). Раз это устойчивый участок, то активных горообразовательных процессов здесь не будет. Однако, однородной поверхности мы здесь тоже не встретим. Дело в том, что на платформах всегда есть впадины, представленные в рельефе низменностями, выступы кристаллических пород фундамента, представленные плоскогорьями.

Читайте также:  Полезные штуки из китая для авто

2. Формы рельефа Южной америки – Равнинный восток и Горный запад.

Низменности – Оринокская, Ла-Платская, и самая большая в мире – Амазонская. Плоскогорья – Патагонское плато, Гвианское и Бразильское. На территории Гвианского плоскогорья существуют уникальные памятники природы, как будто специально созданные для съемок научно-фантастических фильмов – это столообразные горы, называемые ТЕПУИ или МЕЗАС (слайд).

На западе же, возвращаясь к тектонической карте, области новой складчатости представлены

– областями взаимодействия Тихоокеанской плиты и Южно-Американской. Тихоокеанская погружается под Южно-Американскую плиту – образуется глубоководный Перуанский желоб.

– Край континентальной плиты сминается в складки – образуются горы Анды.

– Процесс горообразования продолжается по сей день.

Особенности размещения полезных ископаемых – на ЗАПАДЕ – преобладают месторождения различных металлов магматического и метаморфического происхождения. НА ВОСТОКЕ – преобладают месторождений полезных ископаемых осадочного происхождения.

15 мин

  • Первичное закрепление нового знания.

  • А теперь мы с вами на несколько минут превратимся в индейцев Южной Америки. Это люди добродушный, активные, но немногословные, чаще и лучше всего объясняющиеся жестами. Задание называется «Индейская шифровка». Ваша задача показывать жестами формы рельефа по их названию.

«Индейский путешественник решил провести свой отпуск с пользой: начал путешествие из Чили Южные Кордильеры, далее пересек Ла-Платскую_____, поднялся Анды, продолжил путь по Бразильскомму____, пересек Амазонскую____, Благополучно миновал Гвинейское _____, полюбовавшись на водопад Анхель, пересек Оринокскую, и взобрался на Восточную Кордильеру, где и закончил путешествие.

3 мин

  • Отдохнули? Ну что же, продолжим отчет групп. Ю.А является одним из центров современного вулканизма. Третья группа должна была составить рейтинг самых крупных вулканов материка. Обращаю ваше внимание, что в разных источниках вы можете встретить разные данные по высотам гор и вулканов. Как вы думаете, с чем это связано? (С тем, что горообразование продолжается, и высота гор может изменяться). Хорошо. Слушаем выступление группы.

  • Какой вывод можно сделать по особенностям размещения вулканов?

Вулканы размещены на западе материка, там, где происходит столкновение литосферных плит, тихоокеанская плита погружается под Южно-Американскую, и поэтому литосфера подвижна, много вулканов.

Спасибо.

Обобщая выше сказанное, хочу отметить, что на материке Южная Америка можно встветить как области древнейшей складчатости (слайд) Архейской, протерозойской на востоке, так и области молодой Кайнозойской складчатости – на западе. Это напрямую влияет на рельеф территории запада и юга. Заполняем логическую схему.

– И последняя группа работала над составлением схемы влияния рельефа на другие компоненты ПТК. Прошу представителя к доске. Необходимо обобщить, через какие именно показатели рельеф влияет на компоненты.

Подписываем стрелочки.

Мы с вами много узнали о материке. Давайте обобщим накопленную информацию: Я задаю вопросы, ответы по желанию. Активно участвуйте, зарабатывайте баллы.

hello_html_m3abeecc9.png

Спасибо.

Ребята, как вы думаете, мы решили те задачи, которые ставили перед собой в начале урока? Конечно. И это благодаря вашей активной работе.

13 мин.

  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

  • Последнее, что я вас попрошу сделать, на своих листах самооценки подумайте и напишите, что бы вы хотели узнать подробнее, что осталось непонятным, на сколько процентов вы оцениваете выполнение вами заданий.

  • Перевернув лист, оцените пожалуйста результат урока для вас. Заполненные листы самооценки положите в конверт при выходе из класса.

  • Оценки будут выставлены с учетом вашей активности и результативности диктанта.

  • Спасибо за урок!

3 мин

Источник

МОУ «Общеобразовательная средняя школа им. М.К.Янгеля п.Березняки»

                                                                                Разработал:

                                                                                              учитель географии

2013 г.

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.

2. С помощью  физической карты Южной Америки и карты строения земной коры выявить зависимость рельефа от тектонического строения материка. В устной форме,  дайте характеристику рельефа Южной Америки.

Читайте также:  Добывание полезных ископаемых в разных регионах

3. Нанести на контурную карту: основные формы рельефа Южной Америки, условными знаками – полезные ископаемые, звездочками отметьте вулканы.

4. выберите правильный ответ из предложенных (тест)  

Блок

Содержание

УУД

Целевой  

1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.

2. С помощью  физической карты Южной Америки и карты строения земной коры выявить зависимость рельефа от тектонического строения материка. В устной форме,  дайте характеристику рельефа Южной Америки.

3. Нанести на контурную карту: основные формы рельефа Южной Америки, условными знаками – полезные ископаемые, звездочками отметьте вулканы.

4. выберите правильный ответ из предложенных (тест)  

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Процессуальный

  1. Актуализация знаний.

Игра «найди меня».

На доске запись:

1 ВАРИАНТ 

  1. Карибское 
  2. Атлантический
  3. Тихий
  4. Магелланов
  5. Огненная Земля
  6. Христофор Колумб
  7. Америго Веспучи
  8. Панамский

2 ВАРИАНТ

8
7
6
5
4
3
2
1

Последовательность диктовки:

  1. Узкий извилистый пролив
  2. Канал соединяющий два океана
  3. Океан, омывающий восточные берега
  4. Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Юж.Америки
  5. Океан, омывающий западные берега Юж.Америки
  6. Море на севере Юж.Америки
  7. Путешественник, чьим именем назван материк
  8. Остров на юге материка.

Проверка: 1 вариант- 4,8,2,6,3,1,7,5
2 вариант-5,1,7,3,6,8,2,4

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Постановка учебной задачи.

Материк Южная Америка – материк рекордов.
Давайте назовем рекорды….?
Самый влажный, …и т. д. (учащиеся называют рекорды материка)
А сейчас перейдем к исследованию поверхности материка. 
Работа с атласами и физ. картой.
Назовите и покажите формы рельефа материка?
Что можно сказать о западной части материка?
Что можно сказать о восточной части материка?
С какими материками по форме рельефа схожа Южной Америка?
Вывод: (делают учащиеся) 

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование цели, логические – формулирование проблемы.

  1. Исследовательская деятельность.

Работа с картами (тектонической, физической). Работа в тетрадях.
Теперь приступим к исследованию материка. Давайте, разрежем материк как пирог и посмотрим, что у него внутри.
В тетрадях сделаем схематический профиль Южной Америки по 8 Ю.Ш. 7000 м Анды.

  Исследуем маршрут от Тихого океана до Атлантического.
От побережья Тихого океана на нашем пути стеной встают горы Анды. 
Картина гор Анд.

  • определите, какого возраста эти горы ?
  • что лежит в основании гор Анд?
  • о свидетельствует наличие многочисленных действующих и потухших вулканов ?
  • ( рассказ учащегося о извержении вулканов в Чили в 1960 г.)
  • чтение детьми статьи в учебнике с. 149 ( наблюдение извержение вулкана А.Гумбольдта).
  • какими полезными ископаемыми богаты горы?

Далее опускаемся с гор и попадаем на обширные просторы Амазонской низменности.

  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Картина « Бразильское нагорье»

  • что происходит с платформой?

Вывод: выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья. Это результат взаимодействия  двух литосферных плит – океанической и континентальной.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из источников географической информации, синтез как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  1. Первичное закрепление.

Мы исследовали поверхность материка, узнали особенности рельефа.
Анализ:Что вы узнали в результате исследования Южной Америки?

  • Какие две части можно выделить в рельефе материка?
  • Какие процессы формируют запад материка?
  • На какой платформе лежит материк?
  • Какие формы рельефа соответствуют устойчивым участкам платформы?
  • Где располагаются подвижные участки земной коры?
  • Какие формы рельефа им соответствуют?
  • Как они образовались?
  • Какие низменности лежат в прогибах платформы?
  • Какими породами они сложены?

Работа по контурным картам

  • надпишите формы рельефа Южной Америки
  • условными знаками нанесите полезные ископаемые
  • звездочками отметьте вулканы

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить  речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера

Оценочный  

Самостоятельная работа (см. приложение)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Рефлексия

Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности.
Анализируют результаты, степень участия в работе других учащихся.
Что делали ученики на уроке?
Что делал учитель?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Технология: исследовательская деятельность.

Приложение.

Источник