Практическая работа рельеф и полезные ископаемые евразии
Тема урока «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»
Цели:
Образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке;
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
Развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, контурными картами. Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
Оборудование: физическая карта Евразии, карта «Строение земной коры», рисунки на фотоснимке крупных форм рельефа, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (слайд)
Домашнее задание проводится взаимопроверкой.
По окончании диктанта учащиеся меняются карточками и проверяют ответы, делая пометки красной пастой. Карточка у каждого учащегося.
Цифровой диктант
1. Океаны: Северный Ледовитый_____________________
Атлантический___________________________
Индийский_______________________________
Тихий___________________________________
II. Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
Разнообразие природы Евразии связано не только с ее географическим положением, но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка. Каждый из ранее рассмотренных материков представляет собой в геологическом отношении древнюю устойчивую платформу и причленившиеся к ней более молодые и подвижные складчатые пояса. Евразия состоит из нескольких платформенных ядер, соединенных разновозрастными складчатыми поясами. Это как будто бы несколько спаянных в единое целое континентов.
Основные древние ядра материка – Европейская платформа с равнинным рельефом небольшой высоты и высокая подвижная Сибирская платформа, в пределах которой формируются плоскогорья, плато и даже нагорья, раздробленная китайская платформа, разные части которой испытывали и восходящие, и нисходящие движения.
К ним причленились части древней Гондваны: Аравийский полуостров и Индостан. На южных границах Европейской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы.
- Работа с таблицей
Задание. Используя карты атласа, заполните таблицу:
- Работа с картой
Задание 1. В складчатых поясах широко развит вулканизм. Используя карту атласа, установите соответствие:
Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот.
- Изучение полезных ископаемых материка.
До начала этого вида работы учащиеся на основе ранее полученных знаний дополняют кластер.
В горных странах, при выходе на поверхность магматических и метаморфических пород фундаментов платформ, распространены месторождения руд различных металлов. В тектонических впадинах, заполненных мощными толщами осадочных пород, образовались огромные запасы угля, нефти, газа, различных солей. Благодаря сложности геологического строения в Евразии исключительное разнообразие полезных ископаемых. По запасам многих материк занимает 1 место.
Задание 4 (карточка) Установите соответствие:
Район озера Балхаш драгоценные камни
Север Великой Китайской равнины железная руда
Скандинавские горы
Шри – Ланка нефть и природный газ
Полуостров Малакка оловянные руды, каменный уголь,
Район Персидского залива каменный уголь
III. Закрепление: Практическая работа.
Задание. Используя карты атласа и текст учебника, дайте характеристику основных форм рельефа по плану учебника (с. 311)
I ряд – Западно – Сибирская равнина
II ряд – горы Гималаи
IV. Итог урока.
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание: параграфы 60, 61, в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии.
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Урок по данной теме содержит большой теоретический материал, требует наглядности, с целью облегчения усвоения темы, было создано электронное приложение к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Поскольку это урок изучения и первичного закрепления знаний, электронное приложение в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал, повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательные процессы, повышает эффективность урока. В данное приложение собран из различных источников весь необходимый материал по теме, что делает его удобным в использовании. Оно включает в себя презентацию, видеофрагмент, флэш-анимации, подробную разработку урока, рабочую тетрадь. В изложении материала использовался творческий подход, присутствуют схемы, с помощью которых лучше усваивается материал.
В ходе урока, для проверки домашнего задания и закрепления нового материала, используется интерактивная доска «Smart Board» (в приложении есть файл Notebook «Крайние точки Евразии» для интерактивной доски), а также при работе на контурной карте учащиеся отмечают крайние точки и формы рельефы маркерами на интерактивной доске.
Цель и задачи урока: создать условия для формирования знаний о современном рельефе материка Евразия; создать условия для формирования образного представления о формах рельефа материка; формирования эмоционально – ценностного отношения к миру; совершенствовать умение называть и показывать крупные формы рельефа на карте; устанавливать причинно- следственные связи, закономерности размещения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых .
Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, карта строения земной коры, презентация «Рельеф Евразии», рабочая тетрадь, видеофрагмент «Гималаи», интерактивная доска «Smart Board», анимации «Образование складчатых гор», «Равнины мира» «Вулканы Камчатки».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний
- Задание на интерактивной доске: установить соответствие между крайними точками Евразии и их географическими координатами (файл notebook «Крайние точки»).
- Фронтальный опрос по вопросам об особенностях ГП Евразии, работа с физической картой Евразии.
- Задание на интерактивной доске: отметить и подписать название крайних точек Евразии на контуре материка.
3. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
– Какой компонент природы мы всегда изучаем после ГП материка? (Слайд №1)
– Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?
2. Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. (Слайд №2)
Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.
– Разнообразен ли рельеф Евразии?
– Что вы можете сказать высоте Евразии?
– Назовите величайшую горную систему земного шара.
– Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?
– Посчитайте колебания высот на материке. (Слайд № 3)
3. Постановка проблемы.
Чем объясняется разнообразие поверхности материка? В чем причины такого расположения гор и равнин? (Слайд №4)
География опять!
Рельеф Евразии мы будем изучать.
Его разнообразие по карте замечается
От других материков он очень отличается.
Почему так? Не поймете, коль причин не разберете.
Мы до сути докопаемся,
И узнать все постараемся.
4. Строение земной коры в пределах Евразии.
-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?
Какой тип земной коры залегает в основании материков? Какие участки на нем выделяются? Какие формы рельефа им соответствуют? (работа по схеме) (Слайд № 5)
5. Анализ карты строения земной коры. (Слайд № 6)
– Что лежит в основании материка Евразии?
– Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты?
– Выделите по карте самые древние участки Евразийской литосферной плиты, определите их возраст.
– Где в основании находятся области складчатости? Назовите их возраст.
– Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка?
Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.
6. Землетрясения и вулканизм.
– С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?
– Чем отличаются эти части материка?
– Что происходит в таких зонах и как они называются? (Слайд № 7)
– Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?
– Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? (Слайд №8)
7. Вулканы.
– Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой, Слайды № 9-10)
– Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).
8. Древнее оледенение.
– Что еще повлияло на рельеф Евразии?
Сообщение учащегося (индивидуальное задание) «Древнее оледенение на материке Евразия».
9. Основные формы рельефа.
Работа по схеме (Слайд № 11), заполнение таблицы в рабочей тетради с помощью карты (смотри рабочую тетрадь), проверка по слайду (Слайд № 12).
10. Виртуальное путешествие по Евразии.
Горы Евразии. (Слайды №13-23)
Гималаи (просмотр видеофрагмента «Гималаи» (Слайд № 14), просмотр анимации «Образование складчатых гор» (Слайд № 15), работа с картой, беседа)
Памир, Альпы, Тянь– Шань, Кунь– Лунь, Тибет, Кавказ.
Равнины Евразии. (Слайд № 24-26)
(работа с картой, беседа).
11. Полезные ископаемые.
– Вспомнить закономерности распределения полезных ископаемых и тектонических структур (Слайд № 27).
– Богата ли Евразия полезными ископаемыми? (работа с картой, слайд № 28)
– Заполнить таблицу в рабочей тетради, проверка по слайду (Слайд № 29)
4. Закрепление изученного материала.
1. Задание на интерактивной доске: на контурной карте Евразии подписать три крупные равнины и три горные системы, по выбору учащегося.
2. Задание (рабочая тетрадь, проверка по слайду №30)
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры,
Трудно это, или просто,
Нам расставить их по росту?
Определить и расставить по мере увеличения высоты горные вершины: Монблан, Эльбрус, Белуха, Джомолунгма, Чогори.
3. Работа по тренажерам на интерактивной доске.
Д/З. п. 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.
Интернет – ресурсы, использованные при подготовке презентации:
- https://geograph/ucoz/kz/load/videokollekcija/7klass.
- https://images/yandex.ru
- https://ru.wikipedia/org/wiki/
- https://lotoskaj/ucoz/ru
- https://narod/ru
- https://school-collection/edu/ru
- https://img12.nnm.ru
- https://img15.nnm/ru
- https://0222.bu/upload/world
- https://novost.ge/wp-content
- https://graphics8/nutimes.com/images
- https://upload:wikimedia/org/wikipedia
- https://wwwalt-guide.ru
- https://wwwtrekkingsclub.ru
Приложение 1 (Рабочая тетрадь)
Цели:
- образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
- воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
- развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.
Уметь:
- сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
- по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
- составлять листы опорных сигналов (ЛОС), делать выводы.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.
Ход урока (40 мин.)
1. Орг. момент (1 мин.)
2. Проверка знаний и умений (5 мин.)
А) индивидуальные карточки -3 чел.
Б) Игра “Крестики – нолики”
Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется “крестики- нолики”, и условия ее известны каждому.
На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек.
Класс делится на 2 команды (команда – «крестики», команда – «нолики»). Для того, чтобы игроки имели возможность вписать свой значок в клеточку, нужно правильно ответить на географические вопросы. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали и диагонали.
Вопросы:
- Что такое литосфера? (Каменная оболочка земли.)
- Что такое рифт? (Разлом в земной коре.)
- Частью какой плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская.)
- Почему материк Австралию называют самым спокойным материком в геологическом отношении? (Нет действующих вулканов и областей землетрясений.)
- Что обозначают эти цифры 1960, 1970, 1985г.? (Землетрясения в Южной Америке, в Андах.)
- Почему говорят, что в Антарктиде продолжается ледниковый период?
- Высочайшая вершина Африки? (Килиманджаро.)
- Высочайшая точка Анд и всего западного полушария? (г. Аконкагуа – до 6960 м.)
- Какие крупные формы рельефа характерны для Северной Америки? (Кордильеры, Аппалачи, Центральные равнины, Великие равнины, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, Приатлантическая низменность, Скалистые горы).
3. Актуализация знаний и умений (3 мин.)
СЛАЙД 1 – эпиграф
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К.Паустовского: “Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”.
Сегодня необычный урок: урок-путешествие.
СЛАЙД 2 – урок-путешествие, картинки
Класс разделен на 3 группы
Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.
(Раздаются галстуки одного цвета, предлагается повязать их, так чтобы каждая группа отличалась от другой, не снимая галстуки).
Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.
Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9км.
Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата ПИ?
На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории.
Открываем тетради, записываем число, тема: Рельеф Евразии.
СЛАЙД 3 – тема
4. Изучение нового материала
На столах лежат маршрутные листы, используя которые вы сможете без труда совершить путешествие по Евразии.
СЛАЙД 4 – маршрутный лист
Начало пути – Станция №1В прошлое – Станция №2 Равнины – Станция №3 Восхождение – Привал – Станция №4 Взрыв – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)
СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое
Музыка №1 – А.Пугачевой «Старинные часы»
СЛАЙД 6 – Дрейф континентов
Ребята, вспомните как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея, 135млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).
Работа с атласом стр. 4–5.
Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?
В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.
Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу (стр. 4-5, стр. 26-27).
СЛАЙД 7 – таблица
Задание №1
Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры
Строение земной коры | Соответствующие формы рельефа (заполнить) | |
Древние платформы | Восточно-Европейская | Восточно-Европейская (Русская) равнина |
Сибирская | Среднесибирское плоскогорье | |
Индийская | Декан плоскогорье | |
Китайско-Корейская | Великая китайская равнина | |
Области складчатости | Древняя | Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина |
Средняя | Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь. | |
Новая | Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи. |
Вывод: Происхождение позднее горообразовательныепроцессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем.
Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья).
СЛАЙД 8 – Станция №2 Равнины
Музыка №2 – классика
Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина.
СЛАЙД 9 – фото – Западно-Сибирская равнина
До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды.
СЛАЙД 10 – Станция №3 Восхождение-фото горы
Музыка №3 – В.Высоцкий «Песня альпинистов»
СЛАЙД 11 – Стихотворение
Я знаю – где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора.
И, может быть, не раз придется отступать –
Я должен там когда-то побывать.
Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.
Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.
Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры.
СЛАЙД 12 – геологические часы
Равнины и горы Евразии имеют самую разную высоту.
Задание №2. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:
Форма рельефа | Высота, м | № |
Западно-Сибирская равнина | 0-200 м | 6 |
Среднесибирское плоскогорье | свыше 1000 м | 4 |
Восточно-Европейская равнина | 200-1000 м | 5 |
Прикаспийская низменность | ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря) | 7 |
Уральские горы | г. Народная1895 м | 3 |
Нагорье Тибет | Свыше 5000 м | 1 |
Иранское нагорье | 4547 м | 2 |
СЛАЙД 13 – Альпы, Тибет, Гималаи
Ребята, я предлагаю вам послушать об основных тектонических структурах Евразии.
Доклады учащихся (Альпы, Тибет, Гималаи – климатический рубеж между Центральной и Южной Азией)
Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м).
СЛАЙД 14 – Привал
Музыка №4 – Аквариум «Перекресток»
Физминута (упражнение «Возьмитесь за руки»).
Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук. На счет 3 вам необходимо дружно крикнуть
«Мы команда!»
СЛАЙД 15 – Станция №4 Взрыв
Музыка №5 – из передачи «Что? Где? Когда?»
На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».
Работа с учебником стр. 234-235 – используя учебник, атлас, знания полученные ранее отвечают на вопросы задания №4
СЛАЙД 16
Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:
1. Везувий | А. Пол – в Камчатка |
2. Этна | Б. Зондские о-ва |
3. Кракатау | В. Остров Сицилия |
4. Ключевская Сопка | Г. Японские о-ва |
5. Фудзияма | Д. Аппенинский пол-в |
Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г.
Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.)
Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)
Работа с атласом стр. 6.
СЛАЙД 17 – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)
Музыка № 6 – Пикник «Фиолетово – черный»
СЛАЙД 18 – ПИ
Задание № 5. Евразия богата полезными ископаемыми.
Установите соответствие:
1. Район Персидского залива | А. Драгоценные камни |
2. Пол-в Малакка | Б. Железная руда |
3. О-в Шри-Ланка | В. Нефть, газ |
4. Горы Скандинавские | Г. Оловянные р., Д. Медные р. |
5. Север Великой Китайской равнины | Е. Кам. уголь |
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В.
Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии.
(Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)
5. Закрепление (5 мин.)
СЛАЙД 19
Тестовый контроль
- Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ. - К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Южно-Американская и Сибирская
2. Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Австралийская - Установите соответствие:
Платформа | Равнина |
1.Сибирская | А) Западно-Сибирская |
2. Индийская | Б) Великая Китайская |
3.Китайско-Корейская | В) Декан (плоског.) |
- Установите соответствие:
Горы | Возраст складчатости |
1. Карпаты | А) Древний (Pz) |
2.Скандинавские | Б) Средний (Mz) |
3. Верхоянский хребет | В) Новый (Kz) |
Нормы оценок:
- Без ошибок – оценка –«5»
- 1 ошибка – оценка –«4»
- 2 ошибки – оценка –«3»
- Более 2 ошибок – оценка –«2»
СЛАЙД 20–22
Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии?(причина: история развития материка, разнообразие форм рельефа).
Оценивание.
СЛАЙД 23
6. Домашнее задание
§60, §61
Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З.
«3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте.
«4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков?
С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе?
«5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
СЛАЙД 24 – Спасибо за урок!