Практическая работа по полезным ископаемым нефть

Урок природоведения 4 класс

Тип УЗ: Изучения и первичного закрепления.

Тема: Нефть – горючее полезное ископаемое.

Цель для учителя: создать благоприятные условия для изучения и первичного закрепления знаний по теме «Нефть – горючее полезное ископаемое» и перевести деятельность учащихся с репродуктивной до творческой, самостоятельной (исследовательской) на основе элементов модульного обучения (МО), коллективных способов обучения (КСО).

Воспитывать чувство гордости за родной край, привлечь внимание к проблемам экологии.

Цели для учащихся:

ЗНАТЬ: УМЕТЬ:

  • физические свойства нефти;

  • продукты переработки нефти;

  • иметь представление об использовании нефти в хозяйстве.

  • устанавливать взаимосвязь между экономическими понятиями и понятием «нефть»;

  • решать проблемные вопросы на основе знаний темы.

Оборудование:

  • карта полезных ископаемых Тюменской области;

  • карточки с основными понятиями;

  • карточки с условными обозначениями полезных ископаемых;

  • коллекция «Продукты переработки нефти»;

  • оборудование для выполнения практической работы: нефть, пробирки, штатив.

Ход урока

Вывод: повлияла ли погода на наше настроение?

На доске вывеска «Бюро погоды». Фенологические наблюдения.

Обратить внимание на календарь природы и запись погоды в дневниках

II

Проверка домашнего задания

2.0.

2.1.

III

Цель: через проверку домашнего задания обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности и актуализацию опорных знаний, умений.

Дидактическая игра

«Перекличка полезных ископаемых»

  • Он черный, блестящий,

Нам помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь

Делать краску и эмаль (Каменный уголь)

  • Если встретить на дороге,

В ней увязнут твои ноги.

А сделать чашку или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

  • Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

  • Покрывают им дороги,

улицы в селении;

а ещё он есть в цементе,

сам он – удобрение. (Известняк)

  • Росли на болоте растения …

А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

  • На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.

(Природный газ)

На доске:

  • Что это? (Полезные ископаемые)

  • Что помогло узнать их? (Знание физических свойств, использование свойств)

  • Предложите задание. (Разделить на группы)

Полезные ископаемые

Строительные Горючие

песок торф

глина каменный уголь

известняк природный газ

(основное

свойство –

горючесть)

  • Отгадайте загадку.

  • Без нее не побежит

ни автобус и не джип,

не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

  • Что для этого нужно знать?

  1. Физические свойства нефти.

  2. Как добывают нефть?

  3. Транспортировка нефти.

  4. Переработка нефти.

Докажем справедливость нашей загадки.

Какова же тема урока? (Нефть – горючее полезное ископаемое)

Изучение нового материала

Самоосмысление и самовыражение

через фронтальную дискуссию

Работа с ответными сигналами (обратная связь).

Индивидуальная работа.

Проблема: куда отнесем полезное ископаемое нефть?

Самовывод темы урока.

Целеполагание.

Запись на доске.

3.0.

Цель: создать благоприятные условия для изучения темы

3.1.

  1. Маслянистая жидкость.

  2. Темного цвета.

  3. Запах резкий.

  4. Легче воды.

  5. Хорошо горит.

Добыча Транспортировка Переработка
(закрытый трубопровод керосин;
способ) цистерны бензин;

нефтяная танкеры солярка;

скважина; мазут

буровая

вышка; экология машинное

насос- SOS масло;

качалка; пластмасса;

месторож- каучук;

дения вазелин;

(Тюменская парафин.

область)

показать на карте

Самотлорское (выставка книг, иллюстрации)

Осваивали добычу нефти

Появились города

Нефть – это наша жизнь, наше благосостояние

Вывод: ценное горючее ископаемое

Самоосмысление

Самовыражение.

Блок – схема составляется в процессе усвоения новых знаний.

Работа по карте.

3.2.

Практическая работа.

Цель: через исследовательскую работу выявить (установить) основные свойства нефти.

(инструкция дает план технологического решения задачи)

  1. Перед учащимися обозначена исследовательская задача.

  2. Краткая инструкция дает план технологического решения задачи.

  3. Выполнение действий.

  4. Наблюдение свойств нефти в условиях эксперимента.

  5. Вывод. (записывают в тетрадь)

  6. Формулировка результатов опыта.

  7. Проверка результатов опыта с опорой на выводы из учебника.

Вывод: к какой группе полезных ископаемых отнесем нефть? (Горючее полезное ископаемое – на основании основного свойства: горючесть)

Работа в группах (МГ), опыт проводит консультант, учащиеся наблюдают, вывод сверяют с учебником.

Сверка по «ключу» (учебник, доска)

На доске дополняется блок – схема и открывается полностью тема урока

Самооценка узнали свойства нефти

3.3.

Добыча нефти (1 группа)
  • Чтобы использовать нефть её надо добыть.

  • Вспомните, какие способы добычи полезных ископаемых существуют? (Открытый и закрытый)

  • Как вы думаете, какой способ подходит для добычи нефти?

  • Для того чтобы пробурить

    1. Нефтяную скважину, устанавливают

    2. Буровую вышку (показ иллюстраций)

  • После этого скважина пробурена, буровую вышку убирают и устанавливают вместо нее

  1. Насос-качалку.

  • Кто видел такие качалки? Где?

  • Какие вы знаете месторождения нефти?

  • Работа по карте.

Коллективная работа

Иллюстрации книги

Работа по карте.

Индивидуальная работа в атласах.

3.4.

а)

б)

Транспортировка нефти. (2 группа)

  • Итак, нефть извлекли из недр земли.

  • Что с ней происходит дальше? (Нужно перерабатывать)

  • Нефтеперерабатывающий завод находится далеко.

  • Как доставить нефть с месторождений на этот завод? (Её нужно транспортировать)

  • Мы установили, что нефть это жидкость.

  • Какими способами её можно транспортировать? (Построить трубопровод, перевозить в железнодорожных цистернах, танкерах)

  • Нефть – довольно опасный путешественник. На солнцепеке сосуд с нефтью нагревается, что может привести к взрыву. На морозе нефть застывает, а малейшая искра может её воспламенить и тогда беды не оберешься.

  • Авария в море, океане – вытекла нефть. Что может произойти?

Вывод: соблюдать меры безопасности.

(«Нефтяные океаны» – сообщение)

Дополняем блок-схему (запись в тетради)

Проблемный вопрос

Самовывод

Сообщение

3.5.

Использование нефти (3 группа)
  • Какое свойство нефти главным образом использует человек? (Способность гореть)

  • На нефтеперерабатывающем заводе из нефти производят топливо:

керосин;
бензин;

солярка;

мазут

  • Используют в химической промышленности для получения различных пластмасс, лекарств и пластилина.

Вывод: нефть перерабатывают и используют продукты его переработки.

Сообщение

Заполнение блок – схемы

Д/з – по плану рассказать о нефти

IV

Закрепление материала

4.0.

4.1.

Цель: закрепить полученные знания при решении проблемных вопросов.

  1. Сыр.

  2. Упаковка конфет.

  3. Защита от моли.

  4. Что необходимо автобусу.

  5. Как добывают нефть.

  6. Легче воды.

  7. Огнеопасно.

  8. Смазочные масла.

Вывод: что помогло ответить на проблемные вопросы?

Работа в МГ

Сверка по «ключу»

V

Итог урока.

5.0.

Цель: подвести итог урока.

  • Всё это необходимо людям! Значит общество испытывает потребность в нефти.

  • Почему нефть называют «черное золото»?

  • Что интересного можете дополнить о нефти?

  • Нефть – жизнь – благосостояние

Самовыражение

через беседу по подведению итога урока

VI

Информация о домашнем задании.

6.0.

Цель: дать учащимся возможность выбрать и выполнить задания различного уровня сложности.

  1. Рассказать о нефти (учебник + тетрадь + опорный конспект)

  2. Развивающая карточка.

  3. Газ (сообщение). Проблемный вопрос: факелы горят!

Самовыбор задания

Тема: «Нефть – горючее полезное ископаемое»

1.

  1. К какому типу полезных ископаемых относится нефть?

  2. Какое свойство полезных ископаемых используют люди?

  3. Какое полезное ископаемое при сгорании выделяет больше тепла – нефть или каменный уголь?

  4. Зачем строят нефтяные платформы?

  5. Что такое нефтепровод? Как еще перевозят нефть?

  6. Почему авария нефтяного танкера считается серьезным бедствием?

Работай самостоятельно. Применяй знания полученные на уроке.

Проверь по «ключу»

2.

  1. Почему нефть транспортируют не в цистернах по железным дорогам, а по нефтепроводам?

  2. Что получают из нефти?

Работай самостоятельно.

Проверь у консультанта.

3.

  1. Почему при добыче нефти из скважины первое время не применяют насосы, а потом они становятся необходимыми?

Работай самостоятельно.

Проверь у учителя.

Итог:

Какие знания и умения помогли справиться с работой?

Источник

Тема: Полезное ископаемое. Нефть.

Цели:

  • познакомить детей с полезным ископаемым –
    нефтью, определить её свойства, узнать о способах
    добычи и её использовании в хозяйственных целях,
    о местонахождении её на территории Пермского
    края;
  • развивать мышление, речь, воображение, умение
    анализировать и делать выводы, развивать навык
    исследовательской деятельности;
  • воспитывать экономное и бережное отношение к
    природным богатствам нашей страны.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Подготовка к изучению нового материала

– Ребята, нам пришла телефонограмма.
Прочитайте её. (Дети читают телефонограмму с
экрана )

– В Средиземном море терпит бедствие огромный
танкер. Просим о помощи! Необходимо
предотвратить экологическую катастрофу! На
борту «черное золото»…
– Что обозначают эти точки? (Сообщение не
закончено)

– Связь обрывается.
– Как вы думаете, о каком «чёрном золоте» идёт
речь? Ваши предположения? (Все предположения
записываются на доску).

– Почему нефть называют « чёрным золотом»? (Открывается
тема урока на доске)

III. Определение темы и цели урока

– Как вы думаете, почему нефть называют «чёрным
золотом»? (Все предположения записываю на
доску)

– Как вы считаете, какое предположение самое
верное?
– А чтобы убедиться в правильности ваших
предположений, что же нам нужно сегодня узнать на
уроке? (Дети высказывают свои версии, после
чего на доске появляются слова: «свойства», 
«использование»,  «месторождения».)

IV. Работа по теме урока

–  Работать сегодня мы будем в группах. В
каждой группе будет свой руководитель, который
будет отвечать за работу всей группы.

(Предлагаю руководителям каждой группы
подойти и получить задание для исследования, в
конце которого,  они должны ответить на вопрос:
Почему нефть называют «черным золотом»?)

V. Самостоятельная работа в группах (7–10минут)

Задание для 1 группы.

Практическая работа

1. Рассмотрите пробирку с нефтью. Какое это
вещество: жидкое, твёрдое или газообразное?
2. Ватный тампон, смоченный в нефти, приложите к
листу бумаги. Что вы заметили?
– Какого цвета это полезное ископаемое?
– Имеет запах или нет? Возьмите пробирку,
осторожно поднесите к носу.
– Легче или тяжелее воды? Чтобы ответить на этот
вопрос , возьмите стакан с водой, капните в неё
капельку нефти. Не взбалтывайте пробирку. Что вы
заметили?
3. Заполните таблицу «Свойства нефти».
4. Подумайте, почему нефть называют «чёрным
золотом»?

(Перед практической работой необходимо
напомнить детям о технике безопасности при
работе с данным полезным ископаемым.)

Задание для 2 группы

1. Прочитайте текст. Найдите и подчеркните в
тексте продукты, которые получают из нефти.

Отрывок из рассказа «В Чёрном городе».

Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном
месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали
новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его
тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала,
твердела, а немного погодя, по ней можно уже было
ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти
добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы
уменьшить трение её частей. Внутри машины горел
керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару.
И керосин тоже получили из нефти. Высоко над
нашими головами пролетел самолёт. По улице
прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса
работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик,
играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда
запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи,
и шины автобусов, и мыло, и ещё много других
нужных вещей изготавливают из нефти.

2. Из предложенных продуктов выберите те,
которые получают из нефти.
3. Заполните таблицу «Использование нефти»
4. Подумайте, почему нефть называют «чёрным
золотом»

Задание для 3 группы

1. Рассмотрите карту Пермского края.
2. Найдите на легенде карты значок, обозначающий
нефть.
3. Найдите и определите, в какой части Пермского
края: на севере, на юге, на западе или востоке
находится скопление этого полезного
ископаемого?
4. Обозначьте на карте красными флажками города,
вблизи которых находятся месторождения этого
полезного ископаемого.
5. Нарисуйте и раскрасьте значок, обозначающий
нефть.
6. Заполните таблицу «Месторождения нефти»
7. Подумайте, почему нефть назвали «чёрным
золотом»?

(Также учитель предлагает ученикам алгоритм
ответа.)

VI. Физкультминутка для снятия
напряжения глаз

Компьютерный вариант: дельфин, плавающий в
море. (Приложение 1.)

– Что вам понравилось? (Чистое  голубое
море. Прозрачная вода.)

VII. Проверка выполненного задания

Выступление 1 группы

Руководитель группы: «Нам необходимо
было провести исследование и определить
свойства нефти. Рассмотрев жидкость, мы пришли к
выводу…

Далее дети рассказывают о том, какие свойства
ими были определены в ходе исследования, а так же
отвечают на главный вопрос урока.

(На доске появляется таблица «свойства)
Вместе с учителем ещё раз проговариваются эти
свойства.

– А сейчас мы узнаем ещё одно свойство нефти. (Провожу
опыт , который показывает, что нефть хорошо
горит).

Дети называют ещё одно свойство.

– А раз она горит, то выделяет тепло. Так как
можно ещё использовать нефть? (Как топливо)
– Нефть даёт при сгорании намного больше тепла,
чем каменный уголь и торф.

Выступление 2 группы

Руководитель группы: «Нам нужно было
прочитать текст, найти в нём те продукты, которые
получают из нефти и, заполнив таблицу, ответить
на главный вопрос урока. Изучив текст, мы узнали…

(Далее дети рассказывают о том, что они
узнали, и на доске появляется таблица «
использование»)

– Как вы думаете, какой самый основной продукт
получают из нефти? ( бензин и керосин)
– Почему?

Выступление 3 группы

Руководитель группы: «Нам нужно было
изучить карту Пермского края и узнать самые
большие месторождения, обозначив их красными
флажками. Изучив карту, мы пришли к выводу…

(Далее дети называют города, отмеченные на
карте, близ которых  находятся эти
месторождения. На доске появляется таблица
«месторождения» с названиями городов.

 Здесь же ученик рассказывает ребятам об
истории первого нефтяного месторождения,
найденного на территории Пермского края. Данное
выступление было подготовлено заранее, как
домашнее задание).

Рассказ ученика. Впервые в нашей
области нефть обнаружили в 1929 году в районе
Верхнечусовских городков. В основном, в Пермском
крае нефть добывают на юге нашей страны около
городов: Пермь, Куеда, Чернушка, Кунгур, Добрянка.
Учёные считают, что нефть образовалась глубоко в
земле из остатков растений и животных, которые
жили много миллионов лет назад. Для добычи нефти
строят буровые вышки, бурят глубокие скважины. По
ним нефть сначала сама поднимается из земли, а
потом ей приходится помогать. Для этого в
скважину нагнетают пар или воздух, которые
словно выталкивают нефть. Кроме того, её
выкачивают мощными насосами. Вот сколько
интересного я узнал из энциклопедии «Хочу всё
знать».

VIII. Итог урока

– Я предлагаю вернуться к теме нашего
исследования.
– Так почему нефть называют «ЧЁРНЫМ ЗОЛОТОМ»? (Нефть
широко используется в хозяйственных целях, из
неё получают жизненно важные продукты, без
которых жизнь не мыслима и к тому же, это
дорогостоящее топливо, которое нужно экономно
расходовать.)

– Нефть отправляют во все концы страны, где она
нужна, по нефтепроводам, которые находятся
глубоко под землёй, по железной дороге в больших
цистернах, по рекам и морям на больших
кораблях-танкерах.

IX. Реффлексия

– Какой вывод сделал сегодня каждый из вас из
всего вышесказанного на уроке?
Я благодарю вас за активное участие в работе
исследовательских групп.

X. Домашнее задание

– Дома я предлагаю вам подумать над вопросом:
«Чем могла грозить экологическая катастрофа
окружающему миру? Попробуйте составить рассказ,
используя те свойства нефти, о которых вы узнали.
Что могло бы произойти, если бы «чёрное золото»
оказалось на поверхности воды?

(Задание даётся каждому ученику в
напечатанном виде)

Источник

Экспертный лист. Геологической  разведки № 1.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 2 (используйте при необходимости коллекции).

III. Просмотрите видеофрагмент на компьютере и составьте коллекцию превращений одних горных пород в другие.

Запишите последовательность превращений.

Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________

IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:

Каменный Уголь и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Нефть

Торф

Известняк

Экспертный лист. Геологической  разведки № 2.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 3 (используйте при необходимости коллекции).

III. Найдите в коллекции горные породы которые прилипают к магниту. Напишите названия горных пород. Объясните, почему это происходит.

Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________

IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:

Медные руды  и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Железные руды

Полиметаллические руды

Медные руды.

Экспертный лист. Геологической  разведки № 3.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 1 (используйте при необходимости коллекции).

III. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых:

Нефть (черный карандаш)

Железные руды (красный)

Золото (Желтый)

Будьте внимательны при нанесении знаков и помните, что работаете в контурной карте карандашом.

Определите, к каким горным породам они относятся

Нефть.

Железные руды.

Золото

IV. К какой из указанных горных пород : мел, известняк, торф, кварцит, мрамор, горючие сланцы, гранит, базальт, вылканический туф- относиться описание «это скопление остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот»?

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Горючие сланцы

Поваренная соль

Вольфрамовые и молибденовые руды.

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор,  нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор , нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1    ОТВЕТЫ

Магматические

(глубинные)

Габбро

 красный железняк

гранит

Магматические

(излившиеся) 

Базальт,

вулканическое стекло, пемза

Осадочные

(органические) 

горючие сланцы известняк

нефть

уголь

Осадочные

(химические) 

гипс,

поваренная соль

Метаморфические

кварцит

мрамор

Осадочные

(обломочные)

песчаник

Источник