Практическая работа номер 3 полезные ископаемые
Экспертный лист. Геологической разведки № 1.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 2 (используйте при необходимости коллекции).
III. Просмотрите видеофрагмент на компьютере и составьте коллекцию превращений одних горных пород в другие.
Запишите последовательность превращений.
Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________
IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:
Каменный Уголь и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Нефть | |
Торф | |
Известняк |
Экспертный лист. Геологической разведки № 2.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 3 (используйте при необходимости коллекции).
III. Найдите в коллекции горные породы которые прилипают к магниту. Напишите названия горных пород. Объясните, почему это происходит.
Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________
IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:
Медные руды и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Железные руды | |
Полиметаллические руды | |
Медные руды. |
Экспертный лист. Геологической разведки № 3.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 1 (используйте при необходимости коллекции).
III. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых:
Нефть (черный карандаш)
Железные руды (красный)
Золото (Желтый)
Будьте внимательны при нанесении знаков и помните, что работаете в контурной карте карандашом.
Определите, к каким горным породам они относятся
Нефть. | |
Железные руды. | |
Золото |
IV. К какой из указанных горных пород : мел, известняк, торф, кварцит, мрамор, горючие сланцы, гранит, базальт, вылканический туф- относиться описание «это скопление остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот»?
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Горючие сланцы | |
Поваренная соль | |
Вольфрамовые и молибденовые руды. |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор , нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1 ОТВЕТЫ
Магматические (глубинные) Габбро красный железняк гранит | Магматические (излившиеся) Базальт, вулканическое стекло, пемза | Осадочные (органические) горючие сланцы известняк нефть уголь |
Осадочные (химические) гипс, поваренная соль | Метаморфические кварцит мрамор | Осадочные (обломочные) песчаник |
Урок по теме: ”Полезные ископаемые”
- класс
Учитель: Страдухина М.А. 1 квалификационная категория
Дата проведения: 17.03.2011г
Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения.
Задачи:
• Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми.
• Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
• Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
– Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
- Проверка домашнего задания (тест)
На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики. Сегодня на уроке мы закрепим знания по этой теме.
1. Три кита экономики – это:
А) транспорт Г) капитал
Б) строительство Д) труд
В) природные богатства
2. К природным богатствам относятся:
А) одежда и обувь В) полезные ископаемые
Б) игрушки Г) книги
3. К капиталу относятся:
А) ферма В) железные дороги
Б) вода Г) станки
4. К природным богатствам не относятся:
А) воздух В) почва
Б) вода Г) завод
5. В каком утверждении содержится ошибка?
А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, писатель.
Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.
- Новая тема (слайд)
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
М. Пришвин
Учитель.
Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?
Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.
– Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»?
Учитель:
– Откройте пропись на 26
В прописях у вас есть таблица. Прочитайте.
Ребята дома готовили сообщения о полезных ископаемых. Они будут рассказывать, а вы самостоятельно заполняйте таблицу
(Ребята по очереди рассказывают о полезных ископаемых от первого лица).
Практическая работа учащихся.
Учитель:
– Я вижу, что вы готовы, переходим к заполнению таблицы.
Каждая травинка, каждое дерево – всё имеет свою душу. И вот сейчас ваши одноклассники расскажут о полезных ископаемых, как бы от их лица.
1 ученик. Рассказывает о песке (слайд)
Я состою из мелких крупинок, очень нужен детворе, я на дорожках во дворе, я и на стройке, и на пляже, и я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.
2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).
Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина- осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).
Я твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Учитель:
Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
4 ученик. Рассказывает о нефти ( слайд).
Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из меня получают бензин, керосин, машинное масло. Залегаю глубоко в земле. Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких – то живых организмов.
Учитель: Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
III. Физкультминутка:
Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили –
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.
5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)
Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Я твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. Используюсь в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Мостят мной дороги; хорошо полируюсь – мной украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состою из кварца, слюды и полевого шпата. Обозначаюсь: (гранит)
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
6 ученик. Рассказывает о каменном угле.
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство.
Учитель: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
Взаимопроверка практической работы.
Название | Свойства | Использование |
Песок | рыхлый | строительство, стекло |
Глина | твердая, негорючая, непрозрачная | кирпич, посуда |
Известняк | твёрдый, рыхлый, непрозрачный | строительство, мел, мрамор |
Нефть | жидкая, горючая | бензин, керосин, масло, лекарство |
Гранит | прочный, твёрдый, непрозрачный | строительство, памятники |
Каменный уголь | твёрдый, хрупкий, непрозрачный, горючий | отопление, лекарство |
- Работа с учебником стр. 49
Для чего добывают полезные ископаемые?
Как добывают? Расскажите о труде шахтёра и геолога.
– Все ли полезные ископаемые твёрдые?
– Как называется место, где хранят полезные ископаемые?
Откройте пропись стр. 26 задание № 3 самостоятельно
Игра
– Какое полезное ископаемое лишнее? Почему?
Гранит, известняк, нефть, каменный уголь.
Глина, газ, гранит, каменный уголь, известняк.
V. Обобщение.
Учитель:
Мы с вами познакомились с полезными ископаемыми. А теперь попробуем отгадать загадки (слайды)
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
6. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
7. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
8. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
- Подведение итогов ( слайд).
Учитель. С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых , но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, поэтому НУЖНО ОХРАНЯТЬ ПОЛЕЗНЫЕ
ИСКОПАЕМЫЕ
Как надо охранять полезные ископаемые?
- Экономично использовать
- Оберегать от пожаров
- Соблюдать правила перевозки
- Заменять по возможности искусственными материалами
- Домашнее задание.
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- формировать понятия «Природные ресурсы» и «Ресурсообеспеченность»;
- формировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов топливными полезными ископаемыми;
- формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;
- развивать умение и навыки работы с картами и текстом
Задачи:
- Уметь объяснять понятия «Природные ресурсы» и «Ресурсообеспеченность»
- Выяснить закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
- Рассчитать и оценить обеспеченность регионов и отдельных стран мира минеральными (топливными) ресурсами
- Познакомиться с нетрадиционными источниками топливных ресурсов.
- По результатам проделанной работы сделать выводы
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы, презентация, задания группам.
Тип урока: изучение нового материала, практическая работа.
Содержание урока
1. Организационный момент
Вводная беседа
Ознакомление обучающихся с целями и задачами и планом урока.
2. Изучение нового материала
Объяснение учителя
Теоретическая часть Природные ресурсы и ресурсообеспеченность.
Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования.
Главные виды природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические, рекреационные, ресурсы мирового океана, агроклиматические.
Классификация природных ресурсов: По происхождению, по исчерпаемости, по применению.
Ресурсообеспеченность– это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
3. Практическая работа. Оценка ресурсообеспеченности минеральными топливными природными ресурсами отдельных стран и регионов мира
Пример расчета на сколько лет хватит природного ресурса.
Р=З/Д – где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир, З – запасы, Д – добыча
Запасы – 1100 млрд т (запасы угля в мире)
Добыча – 4625млн т/в год. (добыча угля в мире)
Р = 1100 000 000 000 : 4 625 000 000 =238 лет
Пример расчета природного ресурса из расчета на душу населения
Р=З/Н – где Р – ресурсообеспеченность З – запасы данного ресурса Н – население данной страны, региона, мира.
Запасы – 1100 млрд т (запасы угля в мире)
Население – 7, 125 млрд (население мира)
Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонны / на одного жителя планеты.
Работа в группах. Группы работают по инструктивным карточкам в течении 15 минут, по окончании работы представитель группы, докладывает результат работы и делает выводы.
- 1 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран углем, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
- 2 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран углем, из расчета угля на душу населения в отдельных странах.
- 3 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
- 4 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, из расчета нефти на душу населения в отдельных странах.
- 5 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, на какое количество лет хватит данного ресурса.
- 6 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, из расчета природного газа на душу населения.
- 7 группа: Расчет ресурсообеспеченности мира и крупных регионов минеральными топливными природными ресурсами, на сколько лет хватит минеральных топливных ресурсов и из расчета на душу населения Мира.
Инструктивная карточка 1 группы
1 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран углем, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран углем, используя данные таблицы 5 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд” (приложение, стр 384) и данные блока 7, рисунок 27 (карта-схема) стр 128.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4. Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран углем
Страна | Запасы угля (в млрд т). | Добыча (в млн т.) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит данного ресурса) |
уголь | 1100 | 4625 | 238 |
США | 445 | 1020 | |
Китай | 296 | 1240 | |
Россия | 202 | 250 | |
ЮАР | 116 | 220 | |
Австралия | 116 | 280 | |
ФРГ | 106 | 250 | |
Индия | 78 | 330 | |
Украина | 47 | 75 | |
Великобритания | 45 | 50 | |
Казахстан | 34 | 70 |
Пример: Р=З/Д – где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир
Запасы угля – 1100 млрд т (запасы данного ресурса)
Добыча угля – 4625млн т. (добыча данного ресурса)
Р = 1100 000 000 000 : 4 625 000 000 =238 лет
Задание № 2. Ответьте на вопросы
- Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
- Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?
- От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
- Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
- Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь”
Инструктивная карточка 2 группы
2 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран углем, из расчета угля на душу населения в отдельных странах.
Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран углем на душу населения, используя данные таблицы 5 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд” (приложение, стр 384).
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4. Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран углем
Страна | Запасы угля (в млрд т.) | Численность населения | Ресурсообеспеченность (на душу населения) |
Весь мир | 1100 | 7, 125млрд чел | 154 |
США | 445 | 298, 4 | |
Китай | 296 | 1314,0 | |
Россия | 202 | 141,9 | |
ЮАР | 116 | 44,2 | |
Австралия | 116 | 20,2 | |
ФРГ | 106 | 82,4 | |
Индия | 78 | 1095,4 | |
Украина | 47 | 46,7 | |
Великобритания | 45 | 60,6 | |
Казахстан | 34 | 15,2 |
Пример: Р=З/Н – где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир
Запасы – 1100 млрд т ( запасы угля мира )
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонны / на одного жителя планеты.
Задание № 2. Ответьте на вопросы
- Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
- Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем на душу населения?
- От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
- Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
- Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь”
Инструктивная карточка 3 группы
3 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью, используя данные таблицы 3 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти” (приложение, стр 383) и данные блока 7, рисунок 24 (карта-схема) стр 127.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран нефтью по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран нефтью
Страна | Запасы нефти (в млрд т.) | Добыча (в млн т.) | Ресурсообеспеченность(на сколько лет хватит данного ресурса) |
Мир в целом | 140 | 3450 | 40,5 |
Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | |
Ирак | 16,7 | 55 | |
ОАЭ | 16,2 | 120 | |
Кувейт | 15,7 | 105 | |
Иран | 14,9 | 185 | |
Венесуэла | 10,3 | 175 | |
Мексика | 8,5 | 170 | |
Россия | 6,7 | 300 | |
Китай | 4,0 | 160 | |
США | 3,8 | 380 |
Пример: Р=З/Д – где Р – ресурсообеспеченность нефти весь мир.
Добыча нефти – 3450 млн т. (добыча данного ресурса)
Р = 140 000 000 000 : 3 450 000 000 = 40,5 лет
Задание № 2. Ответьте на вопросы
- Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
- Какие страны имеют наибольшую обеспеченность нефтью?
- Какие страны имеют наименьшую обеспеченность нефтью?
- От чего зависит ресурсообеспеченность стран нефтью?
- Если в стране хорошо развита промышленность как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Инструктивная карточка 4 группы
4 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, из расчета нефти на душу населения в отдельных странах.
Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными нефтью на душу населенияиспользуя данные таблицы 5 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти” (приложение, стр 383).
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран нефтью по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран нефтью
Страна | Запасы нефти (в млрд т.) | Численность населения стран (млн. чел.) | Ресурсообеспечен. (на душу населения) |
Мир в целом | 140 | 7.125 млрд. чел | 20 |
Саудовская Аравия | 43,1 | 27,0 | |
Ирак | 16,7 | 26,8 | |
ОАЭ | 16,2 | 2,6 | |
Кувейт | 15,7 | 2,4 | |
Иран | 14,9 | 68,7 | |
Венесуэла | 10,3 | 25,7 | |
Мексика | 8,5 | 107,5 | |
Россия | 6,7 | 141,9 | |
Китай | 4,0 | 1314,0 | |
США | 3,8 | 298,4 |
Пример: Р=З/Н – где Р – ресурсообеспеченность нефти весь мир
Запасы – 140 млрд т (запасы угля мира)
Население – 7, 125 млрд (население мира)
Р =140 000 000 000 :7 125 000 000= 20 т на одного жителя планеты.
Задание № 2. Ответьте на вопросы
- Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
- Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем на душу населения?
- От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
- Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
- Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь”
Инструктивная карточка 5 группы
5 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, на какое количество лет хватит данного ресурса.
Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран природным газом, используя данные таблицы 4 3 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами природного газа” (приложение, стр 383) и данные блока 7, рисунок 26 (карта – схема) стр 128.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран природным газом по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4. Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран природным газом
Страна | Запасы газа (в трлн м3) | Добыча газа (в млрд м3) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит данного ресурса) |
Мир в целом | 150 | 220 | 681 |
Россия | 48,1 | 550 | |
Иран | 22,9 | 45 | |
Нидерланды | 1,9 | 70 | |
ОАЭ | 5,8 | 40 | |
Саудовская Аравия | 5,4 | 45 | |
США | 4,7 | 540 | |
Венесуэла | 4,1 | 30 | |
Алжир | 3,7 | 65 | |
Канада | 2,2 | 170 | |
Норвегия | 2,0 | 45 |
Пример: Р=З/Д – где Р – ресурсообеспеченность природного газа весь мир
Запасы природного газа – 150 трлн м3. (запасы данного ресурса)
Добыча природного газа – 220 млрд м3. (добыча данного ресурса)
Р = 150 000 000 000 000 : 220 000 000 000 = 681 год
Задание № 2. Ответьте на вопросы
- Какие страны имеют наибольшую обеспеченность природным газом?
- От чего зависит ресурсообеспеченность стран природным газом?
- Каким топливом мир наименее обеспечен?
- Если страна имеет большую протяженность территории отражается ли это на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
- Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь».