Практическая работа 8 класс тектонические структуры рельеф полезные ископаемые
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .
Урок-практикум по теме «Рельеф России», 8 класс
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»; формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).
Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.
Тип урока: урок-пракикум
Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Геология», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса.
I.
Организационный
момент
Вступительное слово учителя.
Мы познакомились с науками, изучающими земную кору, имеем представление о геохронологической таблице, с тектоническими структурами. Сегодня научимся работать с тектонической и геологической картами атласа. Изучим состав полезных ископаемых, постараемся установить закономерность между размещением форм рельефа, тектоническими структурами и полезными ископаемыми.
Цели и задачи урока.
( формулируют учащиеся)
-Обобщить и закрепить знания о рельефе России, закономерностями размещения гор и равнин.
-Вспомнить определения понятий по теме: Рельеф.
-Иметь представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническим строением.
II.
1.Актуализация знаний.
Задание: Дайте определение следующим понятиям …
рельеф – …
платформа – …
складчатый пояс – …
полезные ископаемые – …
месторождения – …
бассейны – …
Учащиеся дают определение данным понятиям.
Показывая знания об основных тектонических структурах.
Коммуникативные (умение слушать)
2.Практическая работа. «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»
Заполнить таблицу, используя карты атласа.
3.Формулирование вывода на основе заполненной таблицы.
Вывод: Форма рельефа и разновидности полезных ископаемых зависят от геологического строения территории. Равнины расположены на ______________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые. Горные системы расположены в ________________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые.
III . Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.
Взаимопроверка.
Личностные, коммуникативные.
Слово учителя – Дети сегодня на уроке мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны, работали с картами.
– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Спасибо вам, ребята за работу,
Оценка деятельности учащихся.
Экспертный лист. Геологической разведки № 1.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 2 (используйте при необходимости коллекции).
III. Просмотрите видеофрагмент на компьютере и составьте коллекцию превращений одних горных пород в другие.
Запишите последовательность превращений.
Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________
IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:
Каменный Уголь и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Нефть | |
Торф | |
Известняк |
Экспертный лист. Геологической разведки № 2.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 3 (используйте при необходимости коллекции).
III. Найдите в коллекции горные породы которые прилипают к магниту. Напишите названия горных пород. Объясните, почему это происходит.
Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________
IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:
Медные руды и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Железные руды | |
Полиметаллические руды | |
Медные руды. |
Экспертный лист. Геологической разведки № 3.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 1 (используйте при необходимости коллекции).
III. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых:
Нефть (черный карандаш)
Железные руды (красный)
Золото (Желтый)
Будьте внимательны при нанесении знаков и помните, что работаете в контурной карте карандашом.
Определите, к каким горным породам они относятся
Нефть. | |
Железные руды. | |
Золото |
IV. К какой из указанных горных пород : мел, известняк, торф, кварцит, мрамор, горючие сланцы, гранит, базальт, вылканический туф- относиться описание «это скопление остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот»?
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Горючие сланцы | |
Поваренная соль | |
Вольфрамовые и молибденовые руды. |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор , нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1 ОТВЕТЫ
Магматические (глубинные) Габбро красный железняк гранит | Магматические (излившиеся) Базальт, вулканическое стекло, пемза | Осадочные (органические) горючие сланцы известняк нефть уголь |
Осадочные (химические) гипс, поваренная соль | Метаморфические кварцит мрамор | Осадочные (обломочные) песчаник |
Проверочная работа по теме:
«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
8 класс. 1вариант.
Тест:
Выберите один правильный ответ.
1. Крупнейшей равниной мира среди равнин России считается:
А. Северо-Сибирская Б. Восточно-Европейская
В. Яно-Индигирская низменность Г. Колымская низменность
2. Наука, которая изучает закономерности строения земной коры в течение геологического времени:
А. Минералогия Б. Петрография
В. Палеонтология Г. Историческая геология
3. Самая древняя эра в летоисчислении Земли:
А. Архейская Б. Палеозойская
В. Мезозойская Г. Кайнозойская
4. Минеральные ресурсы Земли, используемые человеком:
А. полезные ископаемые Б. месторождения
В. бассейны Г. траппы
5. К внешним силам, формирующим рельеф, относятся:
А. тектонические движения Б. древнее оледенение
В. горообразование Г. движения литосферных плит
6. Деятельность текучих вод оказала наибольшее влияние на рельеф:
А. Восточно-Европейской равнины Б. Прикаспийской низменности
В.Кузнецкой котловины Г. Предгорье Кавказа
7. Равнина, абсолютная высота которой 200-500м:
А. впадина Б. плоскогорье
В. низменность Г. возвышенность
8. Высочайшая точка России:
А. г.Казбек Б. г.Эльбрус В. г. Белуха Г. влк.Ключевская Сопка
9. Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность:
А. платформа Б. сейсмический пояс
В. щит Г. литосферная плита
10. Бурный грязекаменный поток, вызываемый обильными дождями или быстрым таянием снега:
А. оползень Б. сель В. лавина Г. землетрясение
Описание форм рельефа:
Используя план, опишите Уральские горы.
План описания формы рельефа:
В какой части страны находится.
Какая тектоническая структура лежит в основании.
Средние, максимальные высоты.
Какие внешние силы участвуют в формировании формы рельефа.
Какие полезные ископаемые встречаются.
Какие стихийные явления, связанные с тектоническим и геологическим строением встречаются, меры борьбы с ними.
Проверочная работа по теме:
«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
8 класс. 2вариант.
Тест:
Выберите один правильный ответ.
1. Самой высокой горной системой России считается:
А. Урал Б. Алтай
В. Яно-Индигирская низменность Г. Кавказ
2. Наука, которая изучает закономерности строения и залегания горных пород:
А. Минералогия Б. Петрография
В. Палеонтология Г. Историческая геология
3. Самая молодая эра в летоисчислении Земли:
А. Архейская Б. Палеозойская
В. Мезозойская Г. Кайнозойская
4. Минеральные ресурсы Земли, расположенные на больших площадях:
А. полезные ископаемые Б. месторождения
В. бассейны Г. траппы
5. К внутренним силам, формирующим рельеф, относятся:
А.работа текучих вод Б. древнее оледенение
В. горообразование Г. деятельность ветра
6. Деятельность покровного оледенения оказала наибольшее влияние на рельеф:
А. Восточно-Европейской равнины Б. Прикаспийской низменности
В. Кузнецкой котловины Г. Предгорье Кавказа
7. Равнина, абсолютная высота которой 0-200м:
А. впадина Б. плоскогорье
В. низменность Г. возвышенность
8. Высочайшая точка Сибири:
А. г.Казбек Б. г.Эльбрус В. г. Белуха Г. влк.Ключевская Сопка
9. Места соприкосновения литосферных плит:
А. платформа Б. сейсмический пояс
В. щит Г. литосферная плита
10. Огромные массивы снега, срывающиеся с крутых склонов гор:
А. оползень Б. сель В. лавина Г. землетрясение
Описание форм рельефа:
Используя план, опишите Кавказские горы.
План описания формы рельефа:
В какой части страны находится.
Какая тектоническая структура лежит в основании.
Средние, максимальные высоты.
Какие внешние силы участвуют в формировании формы рельефа.
Какие полезные ископаемые встречаются.
Какие стихийные явления, связанные с тектоническим и геологическим строением встречаются, меры борьбы с ними.
Проверочная работа по теме:
«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
8 класс. 3вариант.
Тест:
Выберите один правильный ответ.
1. Крупнейшей равниной мира среди равнин России считается:
А. Среднесибирское плоскогорье Б. Северо-Сибирская
В. Яно-Индигирская низменность Г. Колымская низменность
2. Наука, которая изучает окаменелые остатки вымерших животных и растений:
А. Минералогия Б. Петрография
В. Палеонтология Г. Историческая геология
3. Эра в летоисчислении Земли, которая следует за протерозойской:
А. Архейская Б. Палеозойская
В. Мезозойская Г. Кайнозойская
4. Минеральные ресурсы Земли, расположенные на небольших территориях:
А. полезные ископаемые Б. месторождения
В. бассейны Г. траппы
5. К внешним силам, формирующим рельеф, относятся:
А. вертикальные и горизонтальные движения земной коры Б. выветривание
В. дрейф материков Г. движения литосферных плит
6. Деятельность ветра оказала наибольшее влияние на рельеф:
А. Восточно-Европейской равнины Б. Прикаспийской низменности
В. Кузнецкой котловины Г. Предгорье Кавказа
7. Равнина, абсолютная высота которой менее 0 м:
А. впадина Б. плоскогорье
В. низменность Г. возвышенность
8. Вторая по высоте точка России:
А. г.Казбек Б. г.Эльбрус В. г. Белуха Г. влк.Ключевская Сопка
9. Огромная часть земной коры, которая двигается по веществу мантии:
А. платформа Б. сейсмический пояс
В. щит Г. литосферная плита
10. Стихийное природное явление, связанное с разрывами и смещениями в земной коре:
А. оползень Б. сель В. лавина Г. землетрясение
Описание форм рельефа:
Используя план, опишите Алтайские горы.
План описания формы рельефа:
В какой части страны находится.
Какая тектоническая структура лежит в основании.
Средние, максимальные высоты.
Какие внешние силы участвуют в формировании формы рельефа.
Какие полезные ископаемые встречаются.
Какие стихийные явления, связанные с тектоническим и геологическим строением встречаются, меры борьбы с ними.
Проверочная работа по теме:
«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
8 класс. 4вариант.
Тест:
Выберите один правильный ответ.
1. Самая древняя по происхождению горная система на территории России считается:
А. Кавказ Б. Урал
В. Верхоянский хребет Г. Колымская низменность
2. Наука, которая изучает химические вещества в земной коре:
А. Минералогия Б. Петрография
В. Палеонтология Г. Историческая геология
3. Эра в летоисчислении Земли, которая была после палеозойской:
А. Архейская Б. Палеозойская
В. Мезозойская Г. Кайнозойская
4. Области скопления вулканических горных пород:
А. полезные ископаемые Б. месторождения
В. бассейны Г. траппы
5. К внутренним силам, формирующим рельеф, относятся:
А. работа ветра Б. выветривание
В. деятельность живых организмов Г. движения литосферных плит
6. Деятельность человека по добыче полезных ископаемых оказала наибольшее влияние на рельеф:
А. Восточно-Европейской равнины Б. Прикаспийской низменности
В. Кузнецкой котловины Г. Предгорье Кавказа
7. Равнина, абсолютная высота которой менее выше 500 м:
А. впадина Б. плоскогорье
В. низменность Г. возвышенность
8. Высочайшая точка Дальнего Востока:
А. г.Казбек Б. г.Эльбрус В. г. Белуха Г. влк.Ключевская Сопка
9. Большой, относительно устойчивый древний участок земной коры:
А. платформа Б. сейсмический пояс
В. щит Г. литосферная плита
10. Смещениемасс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести:
А. оползень Б. сель В. лавина Г. землетрясение
Описание форм рельефа:
Используя план, опишите Верхоянский хребет.
План описания формы рельефа:
В какой части страны находится.
Какая тектоническая структура лежит в основании.
Средние, максимальные высоты.
Какие внешние силы участвуют в формировании формы рельефа.
Какие полезные ископаемые встречаются.
Какие стихийные явления, связанные с тектоническим и геологическим строением встречаются, меры борьбы с ними.
Ответы. Проверочная работа
«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Общее количество баллов – 12 (10 за тест, 2 за практическую часть).