Практическая работа 8 класс тектонические структуры рельеф полезные ископаемые

Практическая работа 8 класс тектонические структуры рельеф полезные ископаемые thumbnail

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

Читайте также:  Полезно ли спать без подушки на твердой поверхности

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

Урок-практикум по теме «Рельеф России», 8 класс

Цели урока:

Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»;  формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать  умение работать с картами (настенные, атлас).

Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться  к уроку; способствовать формированию интереса к  предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Тип урока: урок-пракикум

Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Геология», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса.

I.

Организационный

момент

Вступительное слово учителя.

Мы познакомились с науками, изучающими земную кору, имеем представление о геохронологической таблице, с тектоническими структурами. Сегодня научимся работать с тектонической и геологической картами атласа. Изучим состав полезных ископаемых, постараемся установить закономерность между размещением форм рельефа, тектоническими структурами и полезными ископаемыми.

Цели и задачи урока.

( формулируют учащиеся)

-Обобщить и закрепить знания о рельефе России, закономерностями размещения гор и равнин.

-Вспомнить определения понятий по теме: Рельеф.

-Иметь представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническим строением.

II.

1.Актуализация знаний.

Задание: Дайте определение следующим понятиям …

рельеф – …

платформа – …

складчатый пояс – …

полезные ископаемые – …

месторождения – …

бассейны – …

Учащиеся дают определение данным понятиям.

Показывая знания об основных тектонических структурах.

Коммуникативные (умение слушать)

2.Практическая работа. «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»

Заполнить таблицу, используя карты атласа.

3.Формулирование вывода на основе заполненной таблицы.

Вывод: Форма рельефа и разновидности полезных ископаемых зависят от геологического строения территории. Равнины расположены на ______________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые. Горные системы расположены в ________________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые.

III . Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.

Взаимопроверка.

Личностные, коммуникативные.

Слово учителя – Дети сегодня на уроке  мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны, работали с картами.

– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Спасибо вам, ребята за работу,

Оценка деятельности учащихся.

Источник

Экспертный лист. Геологической  разведки № 1.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 2 (используйте при необходимости коллекции).

III. Просмотрите видеофрагмент на компьютере и составьте коллекцию превращений одних горных пород в другие.

Запишите последовательность превращений.

Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________

IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:

Каменный Уголь и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Читайте также:  Чем полезна календула для здоровья и носа

Полезное ископаемое

Применение

Нефть

Торф

Известняк

Экспертный лист. Геологической  разведки № 2.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 3 (используйте при необходимости коллекции).

III. Найдите в коллекции горные породы которые прилипают к магниту. Напишите названия горных пород. Объясните, почему это происходит.

Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________

IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:

Медные руды  и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Железные руды

Полиметаллические руды

Медные руды.

Экспертный лист. Геологической  разведки № 3.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 1 (используйте при необходимости коллекции).

III. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых:

Нефть (черный карандаш)

Железные руды (красный)

Золото (Желтый)

Будьте внимательны при нанесении знаков и помните, что работаете в контурной карте карандашом.

Определите, к каким горным породам они относятся

Нефть.

Железные руды.

Золото

IV. К какой из указанных горных пород : мел, известняк, торф, кварцит, мрамор, горючие сланцы, гранит, базальт, вылканический туф- относиться описание «это скопление остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот»?

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Горючие сланцы

Поваренная соль

Вольфрамовые и молибденовые руды.

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор,  нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор , нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1    ОТВЕТЫ

Магматические

(глубинные)

Габбро

 красный железняк

гранит

Магматические

(излившиеся) 

Базальт,

вулканическое стекло, пемза

Осадочные

(органические) 

горючие сланцы известняк

нефть

уголь

Осадочные

(химические) 

гипс,

поваренная соль

Метаморфические

кварцит

мрамор

Осадочные

(обломочные)

песчаник

Источник

Проверочная работа по теме:

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

8 класс. 1вариант.

Тест:

Выберите один правильный ответ.

1. Крупнейшей равниной мира среди равнин России считается:

А. Северо-Сибирская Б. Восточно-Европейская

В. Яно-Индигирская низменность Г. Колымская низменность

2. Наука, которая изучает закономерности строения земной коры в течение геологического времени:

А. Минералогия Б. Петрография

В. Палеонтология Г. Историческая геология

3. Самая древняя эра в летоисчислении Земли:

А. Архейская Б. Палеозойская

В. Мезозойская Г. Кайнозойская

4. Минеральные ресурсы Земли, используемые человеком:

А. полезные ископаемые Б. месторождения

В. бассейны Г. траппы

5. К внешним силам, формирующим рельеф, относятся:

А. тектонические движения Б. древнее оледенение

В. горообразование Г. движения литосферных плит

6. Деятельность текучих вод оказала наибольшее влияние на рельеф:

А. Восточно-Европейской равнины Б. Прикаспийской низменности

В.Кузнецкой котловины Г. Предгорье Кавказа

7. Равнина, абсолютная высота которой 200-500м:

А. впадина Б. плоскогорье

В. низменность Г. возвышенность

8. Высочайшая точка России:

А. г.Казбек Б. г.Эльбрус В. г. Белуха Г. влк.Ключевская Сопка

9. Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность:

А. платформа Б. сейсмический пояс

В. щит Г. литосферная плита

10. Бурный грязекаменный поток, вызываемый обильными дождями или быстрым таянием снега:

А. оползень Б. сель В. лавина Г. землетрясение
Описание форм рельефа:

Используя план, опишите Уральские горы.

План описания формы рельефа:

  1. В какой части страны находится.

  2. Какая тектоническая структура лежит в основании.

  3. Средние, максимальные высоты.

  4. Какие внешние силы участвуют в формировании формы рельефа.

  5. Какие полезные ископаемые встречаются.

  6. Какие стихийные явления, связанные с тектоническим и геологическим строением встречаются, меры борьбы с ними.

Проверочная работа по теме:

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

8 класс. 2вариант.

Тест:

Выберите один правильный ответ.

1. Самой высокой горной системой России считается:

А. Урал Б. Алтай

В. Яно-Индигирская низменность Г. Кавказ

2. Наука, которая изучает закономерности строения и залегания горных пород:

А. Минералогия Б. Петрография

В. Палеонтология Г. Историческая геология

3. Самая молодая эра в летоисчислении Земли:

А. Архейская Б. Палеозойская

В. Мезозойская Г. Кайнозойская

Читайте также:  Чем полезна вакуумная помпа для мужчин

4. Минеральные ресурсы Земли, расположенные на больших площадях:

А. полезные ископаемые Б. месторождения

В. бассейны Г. траппы

5. К внутренним силам, формирующим рельеф, относятся:

А.работа текучих вод Б. древнее оледенение

В. горообразование Г. деятельность ветра

6. Деятельность покровного оледенения оказала наибольшее влияние на рельеф:

А. Восточно-Европейской равнины Б. Прикаспийской низменности

В. Кузнецкой котловины Г. Предгорье Кавказа
7. Равнина, абсолютная высота которой 0-200м:

А. впадина Б. плоскогорье

В. низменность Г. возвышенность

8. Высочайшая точка Сибири:

А. г.Казбек Б. г.Эльбрус В. г. Белуха Г. влк.Ключевская Сопка

9. Места соприкосновения литосферных плит:

А. платформа Б. сейсмический пояс

В. щит Г. литосферная плита

10. Огромные массивы снега, срывающиеся с крутых склонов гор:

А. оползень Б. сель В. лавина Г. землетрясение
Описание форм рельефа:

Используя план, опишите Кавказские горы.

План описания формы рельефа:

  1. В какой части страны находится.

  2. Какая тектоническая структура лежит в основании.

  3. Средние, максимальные высоты.

  4. Какие внешние силы участвуют в формировании формы рельефа.

  5. Какие полезные ископаемые встречаются.

  6. Какие стихийные явления, связанные с тектоническим и геологическим строением встречаются, меры борьбы с ними.

Проверочная работа по теме:

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

8 класс. 3вариант.

Тест:

Выберите один правильный ответ.

1. Крупнейшей равниной мира среди равнин России считается:

А. Среднесибирское плоскогорье Б. Северо-Сибирская

В. Яно-Индигирская низменность Г. Колымская низменность

2. Наука, которая изучает окаменелые остатки вымерших животных и растений:

А. Минералогия Б. Петрография

В. Палеонтология Г. Историческая геология

3. Эра в летоисчислении Земли, которая следует за протерозойской:

А. Архейская Б. Палеозойская

В. Мезозойская Г. Кайнозойская

4. Минеральные ресурсы Земли, расположенные на небольших территориях:

А. полезные ископаемые Б. месторождения

В. бассейны Г. траппы

5. К внешним силам, формирующим рельеф, относятся:

А. вертикальные и горизонтальные движения земной коры Б. выветривание

В. дрейф материков Г. движения литосферных плит

6. Деятельность ветра оказала наибольшее влияние на рельеф:

А. Восточно-Европейской равнины Б. Прикаспийской низменности

В. Кузнецкой котловины Г. Предгорье Кавказа
7. Равнина, абсолютная высота которой менее 0 м:

А. впадина Б. плоскогорье

В. низменность Г. возвышенность

8. Вторая по высоте точка России:

А. г.Казбек Б. г.Эльбрус В. г. Белуха Г. влк.Ключевская Сопка

9. Огромная часть земной коры, которая двигается по веществу мантии:

А. платформа Б. сейсмический пояс

В. щит Г. литосферная плита

10. Стихийное природное явление, связанное с разрывами и смещениями в земной коре:

А. оползень Б. сель В. лавина Г. землетрясение
Описание форм рельефа:

Используя план, опишите Алтайские горы.

План описания формы рельефа:

  1. В какой части страны находится.

  2. Какая тектоническая структура лежит в основании.

  3. Средние, максимальные высоты.

  4. Какие внешние силы участвуют в формировании формы рельефа.

  5. Какие полезные ископаемые встречаются.

  6. Какие стихийные явления, связанные с тектоническим и геологическим строением встречаются, меры борьбы с ними.

Проверочная работа по теме:

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

8 класс. 4вариант.

Тест:

Выберите один правильный ответ.

1. Самая древняя по происхождению горная система на территории России считается:

А. Кавказ Б. Урал

В. Верхоянский хребет Г. Колымская низменность

2. Наука, которая изучает химические вещества в земной коре:

А. Минералогия Б. Петрография

В. Палеонтология Г. Историческая геология

3. Эра в летоисчислении Земли, которая была после палеозойской:

А. Архейская Б. Палеозойская

В. Мезозойская Г. Кайнозойская

4. Области скопления вулканических горных пород:

А. полезные ископаемые Б. месторождения

В. бассейны Г. траппы

5. К внутренним силам, формирующим рельеф, относятся:

А. работа ветра Б. выветривание

В. деятельность живых организмов Г. движения литосферных плит

6. Деятельность человека по добыче полезных ископаемых оказала наибольшее влияние на рельеф:

А. Восточно-Европейской равнины Б. Прикаспийской низменности

В. Кузнецкой котловины Г. Предгорье Кавказа
7. Равнина, абсолютная высота которой менее выше 500 м:

А. впадина Б. плоскогорье

В. низменность Г. возвышенность

8. Высочайшая точка Дальнего Востока:

А. г.Казбек Б. г.Эльбрус В. г. Белуха Г. влк.Ключевская Сопка

9. Большой, относительно устойчивый древний участок земной коры:

А. платформа Б. сейсмический пояс

В. щит Г. литосферная плита

10. Смещениемасс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести:

А. оползень Б. сель В. лавина Г. землетрясение
Описание форм рельефа:

Используя план, опишите Верхоянский хребет.

План описания формы рельефа:

  1. В какой части страны находится.

  2. Какая тектоническая структура лежит в основании.

  3. Средние, максимальные высоты.

  4. Какие внешние силы участвуют в формировании формы рельефа.

  5. Какие полезные ископаемые встречаются.

  6. Какие стихийные явления, связанные с тектоническим и геологическим строением встречаются, меры борьбы с ними.

Ответы. Проверочная работа

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Общее количество баллов – 12 (10 за тест, 2 за практическую часть).

Источник