Практическая работа 3 класс исследуем полезные ископаемые 3 класс

Практическая работа 3 класс исследуем полезные ископаемые 3 класс thumbnail

                         Урок по теме: ”Полезные ископаемые”

  1. класс

Учитель: Страдухина М.А. 1 квалификационная категория

Дата проведения: 17.03.2011г

Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения.

Задачи:

•        Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми.

•        Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

•        Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент  

– Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

  1. Проверка домашнего задания (тест)

На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики. Сегодня на уроке мы закрепим знания по этой теме.

   1. Три кита экономики – это:

А) транспорт                                        Г) капитал

Б) строительство                                 Д) труд

В) природные богатства

2. К природным богатствам относятся:

        А) одежда и обувь                         В) полезные ископаемые

       Б) игрушки                               Г) книги

3. К капиталу относятся:

        А) ферма                В) железные дороги

        Б) вода                                  Г) станки

4. К природным богатствам не  относятся:

        А) воздух                           В) почва

        Б) вода                             Г) завод

5. В каком утверждении содержится ошибка?

А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, писатель.

Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.

  1. Новая тема (слайд)

   Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

  М. Пришвин

Учитель.

      Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?

   Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.

     – Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»?

Учитель: 

 – Откройте пропись на 26

  В прописях у вас есть таблица. Прочитайте.

Ребята  дома готовили сообщения о полезных ископаемых. Они будут рассказывать, а вы самостоятельно заполняйте таблицу

(Ребята по очереди рассказывают о полезных ископаемых от первого лица).

 Практическая работа учащихся.

Учитель:

– Я  вижу, что вы готовы, переходим к заполнению таблицы.

 Каждая травинка, каждое дерево – всё имеет свою душу. И вот сейчас ваши одноклассники расскажут о полезных ископаемых, как бы от их лица.

1 ученик. Рассказывает о песке  (слайд)

   Я состою из мелких крупинок,  очень нужен детворе, я на дорожках во дворе, я и на стройке, и на пляже, и я в стекле расплавлен даже.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).

    Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая,   и из меня лепят посуду.  Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина- осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

  3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).

  Я твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

 Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Учитель:

    Образовался из остатков  крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.

4 ученик. Рассказывает о нефти ( слайд).

  Да, я  маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из меня получают бензин, керосин, машинное масло. Залегаю глубоко в земле. Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких – то живых организмов.  

Учитель: Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

III. Физкультминутка:

Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили –
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.

5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)

  Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Я твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. Используюсь  в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Мостят мной дороги; хорошо полируюсь – мной украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я  состою из кварца, слюды и полевого шпата. Обозначаюсь:  (гранит)

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

6 ученик. Рассказывает о каменном угле.

   Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь,  как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей  смолы делают лекарство.

Учитель: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

Взаимопроверка практической работы.

Название

Свойства

Использование

Песок

рыхлый

строительство, стекло

Глина

твердая, негорючая, непрозрачная

кирпич, посуда

Известняк

твёрдый, рыхлый, непрозрачный

строительство, мел, мрамор

Нефть

жидкая, горючая

бензин, керосин, масло, лекарство

Гранит

прочный, твёрдый, непрозрачный

строительство, памятники

Каменный уголь

твёрдый, хрупкий, непрозрачный, горючий

отопление, лекарство

  1. Работа с учебником стр. 49

Для чего добывают полезные ископаемые?

Как добывают? Расскажите о труде шахтёра и геолога.

– Все ли полезные ископаемые твёрдые?

– Как называется место, где хранят полезные ископаемые?

Откройте пропись стр. 26 задание № 3 самостоятельно

                        Игра

 – Какое  полезное ископаемое лишнее? Почему?

 Гранит, известняк, нефть, каменный уголь.

Глина, газ, гранит, каменный уголь, известняк.

V. Обобщение.

Учитель: 

Мы с вами познакомились с полезными ископаемыми. А теперь попробуем отгадать загадки (слайды)

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) 

3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

6. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

7. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

8. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

  1. Подведение итогов ( слайд).

Учитель. С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых , но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, поэтому НУЖНО ОХРАНЯТЬ ПОЛЕЗНЫЕ

ИСКОПАЕМЫЕ 

 Как надо охранять полезные ископаемые?

  1.   Экономично использовать
  2. Оберегать от пожаров
  3. Соблюдать правила перевозки
  4. Заменять по возможности искусственными материалами
  1. Домашнее задание. 

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.

Источник

Тип урока: открытие новых знаний, урок-исследование.

Цель: познакомить с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые.

Предметные результаты:

  • иметь представление о полезных ископаемых, значении,об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;
  • наблюдать за свойствами полезных ископаемых.

Метапредметные результаты:

  • различать по внешнему виду минералы и горные породы;
  • различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам;
  • извлекать из источников дополнительный материал о полезных ископаемых;
  • исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах.

Личностные результаты:

  • понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека;
  • осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых;
  • оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, электронное приложение, (УМК «Перспектива»); атлас-определитель, коллекция минералов, кусочки гранита, лупы, электронный микроскоп, интерактивная доска, презентация «Кладовые Земли», карточки, тест.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.

II. Актуализация знаний

Блиц-опрос

  1. Что такое экология? (Наука о нашем природном доме)
  2. Третья планета от Солнца. (Земля)
  3. Вещество – источник жизни на планете. (Вода)
  4. Какими свойствами обладает вода? (Прозрачная бесцветная жидкость, не имеющая запаха. При нагревании расширяется а при охлаждении сжимается)
  5. Невидимое сокровище (Воздух)
  6. Какими свойствами обладает воздух? (Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло)
  7. Какие красивые камни вы знаете?
  8. Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне, встречается в природе в виде камня? (Соль)

III. Самоопределение к деятельности. Мотивация к деятельности,определение темы урока

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух.

– О каких из перечисленных кладах мы говорили на предыдущих уроках? (О воде и воздухе).

– О каком же кладе природы мы узнаем сегодня? (О земле).

– Что же мы можем найти в земле?

Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (Какой клад можно найти в земле)

Сформулируйте тему урока

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику.

Чтение 1 абзаца текста

– Какие понятия нужно различать, чтобы говорить о кладовых Земли? (Минералы и горные породы)

– Объясните значение слова минералы? (Природные вещества)

– Горные породы? (Природные соединения минералов)

– Какой минерал вы уже знаете? (Каменная соль)

В настоящее время известно около 3500 видов минералов. Однако, лишь около 70 из них широко распространены. Они входят в состав горных пород и называются породообразующими.

2. Работа с коллекцией минералов (Работа в группах)

Минералы бывают металлические и неметаллические.

К металлическим относятся красный железняк (железо), медная руда.

Найдите их в коллекции.

К неметаллическим относятся кварц, асбест.

 Найдите их в коллекции.

3. Работа по учебнику

Чтение 2 абзаца текста

4. Практическая работа. (Работа в группах)

1. Свойства минералов.

Рассмотрите внимательно минералы (кварц, слюда, полевой шпат).с помощью лупы, цифрового микроскопа

2. Опишите их свойства по плану в таблице:

Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Однородность

– Прочитайте в Атласе-определителе сведения о минерале, дополните свои наблюдения.

Какая общая особенность у этих камней? (Однородность)

– Повторим: как называются камни однородные по составу? (Минералами)

5. Практическая работа (Работа в группах)

«Состав гранита» (по заданиям рабочей тетради)

– Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию гранита)

– Какова цель нашего исследования? (определить, какие минералы входит в состав гранита)

– Какие инструменты и приборы нам помогут в работе? (Лупа, электронный микроскоп)

Проведите исследование, сформулируйте и напишите вывод о составе гранита.

Самооценка. Оцените свои успехи по заданным критериям (в рабочих тетрадях)

6. Работа по учебнику

Чтение текста на стр.71.

– Какие полезные ископаемые вам известны?

– Для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться, их нужно найти.

– Где можно найти полезные ископаемые?

– Любой человек может найти их?

Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? (Геологи)

Чтение текста на стр.73-74

V. Динамическая пауза (Физминутка под музыку)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Добыча полезных ископаемых (информация с электронного приложения к уроку)

– Как вы поняли, что такое месторождение?

– Как добывают полезные ископаемые?

2. Работа с физической картой Республики Башкортостан (работа в парах)

– Какие полезные ископаемые добываются в Башкортостане?

(Нефть, газ, железные, медные, марганцевые руды, золото, поваренная соль, разнообразные строительные материалы)

3. Выполнение тестовой работы (индивидуально)

1.К какой природе относятся горные породы и минералы?
а) живой
б) неживой
с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?
а) драгоценный камень
б) ценное топливо
в) горная порода
г) минерал

3. Из чего состоит гранит?
а) полевой шпат, кварц, слюда
б) уголь, железо
в) мрамор, изумруды

4.Почему горные породы так называются?
а) встречаются только в горах
б) легко увидеть в горах
в) можно заметить только с большой высоты

5.Где можно увидеть горные породы в равнинной местности
а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек
б) в лесу
в) в болоте
г) в бескрайних полях

6. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) камни
б) вода
в) полезные ископаемые

7.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи
б) геологи
в) строители

4. Проверка выполнения теста по эталону.

VII. Подведение итогов работы

– О каких минералах и горных породах узнали?

– Где их используют?

– Какое значение в жизни человека имеют полезные ископаемые?

VIII. Рефлексия

Выскажите своё мнение об уроке:

  • Мне было интересно узнать о ………
  • Я обязательно найду дополнительную информацию о………….
  • Я поделюсь новыми знаниями с …….

XI. Домашнее задание

  1. Прочитать текст на стр.70-73; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.73.
  2. Выполнить задание 4 на стр.49 в рабочей тетради.

Источник

Мультимедийная разработка учебного занятия

Колбиной Натальи Олеговны, учителя начальных классов

МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова

Тема урока

Полезные ископаемые

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Место данной темы

в учебном курсе

Урок 8 в разделе «Разрез как новый способ изображения»

УМК

Окружающий мир: учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2 (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева. – 12-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 88 с.

Цели урока

Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Организовать постановку детьми задач исследования, изучение свойств горных пород.

  2. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека.

  3. Создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, излагать мысли логически верно.

  2. Развивать исследовательские навыки через изучение горных пород.

Воспитательные:

  1. Формировать гражданственность, патриотизм через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).

Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

Формы работы

1. Фронтальная.

2. Индивидуальная.

3. Групповая.

Приемы работы

1. Ребус.

2. Кластер.

3. Бортовой журнал.

4. Практическая работа учащихся.

5. Построение домика.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: интерактивная доска, компьютер,

Зрительный ряд: презентация к уроку, инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал).

Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», ребусы на каждую группу, образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, торф, железная руда, известняк, емкость с водой.

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

Используемый материал

Формируемые метапредметные

и предметные умения

  1. Организационный этап

Задача: создать условия

для последующего про-

явления эмоционально-

го отношения к учебно-

познавательной дея-

тельности.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.

hello_html_m38a3be52.jpg

– умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;

– умение организовывать своё рабочее место.

2. Актуализация опорных знаний

Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.

– Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

– Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.

Учитель читает текст:

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

– Ребята, как вы думаете, о каких богатствах и секретах говорится в этом стихотворении? (Рубин, сапфир, минералы, кристаллы и т.д.)

– Возможно, кто-нибудь из вас знает, как в общем назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

hello_html_24b775b1.jpg

– умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;

– отвечать на постав-ленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.

– Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Давайте сформулируем тему нашего урока. (Полезные ископаемые).

– Тема нашего урока «Полезные ископаемые».

– У меня в руках 2 полезных ископаемых – это гранит и известняк (демонстрация учителем). Можем ли мы сказать, что они одинаковые? (Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).

– Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).

– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

(Что такое «полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые?

Данные вопросы поочередно появляются на слайде.

– Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами, применением).

– Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (В группах).

– Вы распределились в группы по 4 человека. Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (Распределить роли в группе)

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.

Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответ.

Прочитывают вопросы по ходу их появления на экране.

Фhello_html_m4614d11f.jpgормулируют цель урока

Определяют форму взаимодействия – работа в группах.

Сhello_html_1affbc29.jpgамостоятельно между собой распределяют роли в группе:

Организатор

Спикер

Контролер

Секретарь

hello_html_m6d80cd06.jpg

hello_html_m40628893.jpg

– умение формули-ровать тему и цель урока;

– принимать высказы-вания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценоч-ную деятельность;

– осознанно строить речевое высказывание

в соответствии с за-дачами коммуникации;

– умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,

-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;

– умение проявлять себя в различных социальных ролях.

4. Формирование новых знаний

Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

– В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

– Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?

– Как вы понимаете значение слова «полезные»? «Ископаемые»?

(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).

Составление кластера со слов учащихся.

необходимые нужные доставать извлекать

– У нас получилась схема. В технологии критического мышления это называется «кластер».

– Для более точной формулировки, взглянем на слово с точки зрения происхождения. Происхождением слов занимается наука – «этимология».

– Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).

– Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».

(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).

– Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в «Толковом словаре русского языка» (просмотр страницы словаря в onlain режиме)

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

-Мы узнали, что такое полезные ископаемые. А какие полезные ископаемые вы знаете?

(Варианты: нефть, уголь, алмазы, природный газ и т.д.)

– Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить. Я предлагаю решить интеллектуальную задачу (разгадать ребусы). Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.

– Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово спикерам каждой группы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

.

Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».

Работают в группе, дают определение понятию.

Просматривают страницу словаря в on-lain режиме.

Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.

Решают интеллектуальную задачу – разгадывают ребус.

Выступление

спикеров.

hello_html_d4cc6db.jpg

hello_html_m33c317c9.jpg

hello_html_mfc9eb19.jpg

hello_html_m730053df.jpg

hello_html_2970029b.jpg

hello_html_md65a0fe.jpg

hello_html_m48b6056b.jpg

Следующие слайды аналогичны первому.

– умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отли-чать новое от уже из-вестного;

– умение слушать, по-нимать и рефлексиро-вать высказывания со-беседников.

– умение совместно договариваться о пра-вилах общения и вза-имодействия на уроке, следовать им;

– умение преобразовывать информацию, структурировать её;

– умение извлекать информацию из различных источников;

– умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

  1. Физминутка

Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;

снять психоэмоциональную напряженность.

– Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

– Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться!

Повторяют движения за учителем.

Соотносят свои действия с действиями учителя.

hello_html_m2ab5fa51.jpg

– принимать целевую установку педагога.

– соотносить свои действия с эталоном.

6. Практическая работа

Задача: создать условия для самостоятельного овладения новыми знаниями;

проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

– В физкультминутке мы на минуту стали геологами. Кто-нибудь из вас знает, кто такие геологи?

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых. А, как вы думаете, чтобы знать как их использовать, где применять, что еще мы должны знать о полезных ископаемых? (Свойства).

– Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

– На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель

“От Земли до неба”.

Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо,

для получения металлов)____________

Обозначение на карте__________________

– У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” Для заполнения бортового журнала используйте дополнительную информацию, которая находится у вас на столах. Помните о том, что между вами распределены роли в группе. Подойдите ответственно к выполнению своих обязанностей.

– Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные правила работы в группе.

– Сейчас вы можете приступить к работе.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

– Выступающий из каждой группы (спикер) представит результат совместной работы.

– Задача остальных групп следить за тем, вся ли информация представлена в бортовом журнале, высказывая свое мнение, используя сигналы обратной связи – знак «согласия»- «несогласия».

– Проанализируйте, получилась ли работа в группе? Справились ли вы со своей обязанностью? На что необходимо обратить внимание в следующий раз?

– Чтобы вы смогли использовать эту информацию, я хочу подарить каждому страничку из своего бортовой журнал, в котором представлены свойства исследуемых полезных ископаемых.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской работы.

Осуществляют исследование по инструкции.

hello_html_401f88d8.jpg

hello_html_m297c1c44.jpg

Вhello_html_m49ba8993.jpghello_html_1ce3f7d3.jpgыполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.

Проговаривают основные правила работы в группе.

Пhello_html_m65ac35dd.jpgрименяют на практике полученные знания.

Группы (спикеры) представляют резуль-таты своей исследо-вательской и практи-ческой деятельности, остальные обучаю-щиеся – слушают.

hello_html_m6974a28b.jpg

По завершению выступления каждой группы, остальные высказывают свое мнение, относительно выступления, используя сигналы обратной связи.

Анализируют работу в группе.

-организовывать свое рабочее место;

-определять план выполнения учебной задачи и следовать ему;

-применять практические умения в ходе работы;

– умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания собеседников;

– умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;

– осуществлять самоконтроль по заданному алгоритму действий;

– умение фиксировать результаты наблюдений, опыта в предложенной форме.