Познание мира 4 класс нерудные полезные ископаемые

Познание мира 4 класс нерудные полезные ископаемые thumbnail

ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата г. Костаная»

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»

4 класс

Учитель: Болотских Н. В.

Г. Костанай

2018г

Открытый урок познания мира с использованием ИКТ

Учитель: Болотских Н. В.

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»- 4 класс

Цели: Познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного

происхождения, их применением, свойствами, способами добычи.

Развивающая: Развивать познавательную активность учащихся, умение

работать с картой Казахстана. Развивать речь детей, умение сравнивать,

делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать патриотизм, любовь к природе,

Осознавать свою ответственность за природу.

Оборудование: НДМ, ТСО, учебник по Познанию Мира 4кл., тетрадь, карта

Казахстана, цветные карандаши, фломастеры, раздаточный материал.

Тип: Комбинированный

Вид: Смешанный

Ходурока:

  1. Организационный момент.

Все ли готово у вас к уроку?

2.Проверка домашнего задания

1)Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые и почему их так

называют? Слайд№1,2

(Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают

из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом

деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие

другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают

безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

-На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (Руды черных и

цветных металлов, горючие и нерудные)Три группы полезных ископаемых мы уже изучили и сейчас мы проверим домашнее задание. Разделимся на четыре группы.

Каждой группе будет дано задание, в течении пяти минут вы должны

подготовить ответ. Форма работы – рисунок, рассказ, работа по карте.

первая группа – руды цветных металлов

вторая группа – руды черных металлов

вторая группа – горючие полезные ископаемые

третья группа – о полезных ископаемых Костанайской области.

И один вопрос всем трем группам – как и для чего необходимо бережно

относиться к полезным ископаемым? Слайд 3,4,5

Защита работ

4.Подготовка к активному усвоению нового материала

Сегодня на уроке мы узнаем, что полезные ископаемые бывают еще

и нерудного происхождения.

Сообщение темы, цели урока

5.Собщение новых знаний

1)Показ нерудных полезных ископаемых

Откроем тетради и запишем новую тему – Нерудные полезные ископаемые. Слайд6

-Как вы думаете, что можно назвать нерудными полезными ископаемыми?

гранит слайд7-9

Глина слайд10-12

Песок слайд13-15

Мел слайд 16

Известняк слайд17-18

Каменная соль слайд19-20

Мрамор, фосфориты, асбест- слайд21-23

2)Некоторые полезные ископаемые используют как строительные материалы слайд24, 25

технические и драгоценные камни, а также для производства кислот и удобрений.

Из них не вылавливают металлы. Называют их нерудные полезные ископаемые.

3)Дидактическая игра «Памятники г. Костаная

слайд 26-31

4)Исследовательская работа в группах

Вы заметили, что у каждого ученика есть значок, как он называется для

чего и как их добывают, узнаем сегодня на уроке.

(у детей значок на рукаве – Фосфориты, асбест, поваренная соль, гранит,

глина, песок, известняк, мел, мрамор.)

Сейчас вы открываете учебник на странице 51 и ищите информацию о своем

полезном ископаемом. Затем я опрашиваю несколько учеников, выставлю

оценки. После чего мы все вместе заполним кластер нерудные полезные

ископаемые.

Теперь предлагаю вам заполнить кластер – Нерудные полезные ископаемы.

Физкультминутка.

6.Закрепление

1)Молодцы ребята, теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд (Когда дети отгадывают кроссворд, они показывают их на карте Казахстана)

По горизонтали

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

По вертикали

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть

Проверка понимания

Работа в дневниках наблюдения

Обобщение.

Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и

сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Подведение итога

Мы сегодня очень хорошо потрудились, сейчас я вам предлагаю поднять тот цвет листа, который вам нравится.

( на столе желтый, красный, зеленый и синий листочки)

Те дети, которые подняли синий означает, что они еще хотят что- то узнать по этой теме.

Зеленый удовлетворены уроком.

Желтый заинтересованы.

Красный воодушевлены.

Домашнее задание

Подготовиться к тестам по пройденным темам на стр.41 -53.

Источник

Открытый урок

Предмет: Познание мира

Дата проведения: четверг 10.11.16

Класс: 4

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»

Цели: образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения.

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся, умение работать с картой Казахстана.

воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и ее ресурсам.

Учитель: Федоренко Клавдия Андреевна.

Оборудование: карта полезных ископаемых Казахстана, коллекция полезных ископаемых, электронная презентация.

Ход урока:

Организационный момент (2 мин)

Психологический настрой.(1 мин)

Мозговая атака.

(3 мин.)

Изучение нового материала, работа с наглядностью(10 минут.)

Закрепление изученного материала.

(10 мин.)

Работа по учебнику.

Стр39-42

Работа в парах

Физминутка

1 мин.

Работа в группах

Задание для групп (7 минут)

Подведение итогов урока. 3 мин

Дискуссия.

оценивание

д/з (2 мин.) 

Оценивание

Рефлексия

Приветствую всех. Предлагаю ребятам станцевать.

Сообщение темы и целей урока.

О полезных ископаемых знаете вы,

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады по карте найдете вы.

– сейчас я вам предлагаю вспомнить тему которую мы изучаем на протяжении нескольких последних уроков.

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них.

  1. Что такое полезные ископаемые?

  1. На какие 2 большие группы делятся полезные ископаемые?

  1. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

  1. сейчас я вам предлагаю поработать со схемой-таблицей, и понять на какие две группы делятся нерудные полезные ископаемые.

Рудные

Нерудные

Минералы

(строительные)

Горючие

Руды черных металлов

Руды цветных металлов

Гранит, известняк, песок, глина, мел, мрамор

Уголь, торф, нефть, природный газ

– молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!

Ребята у вас на столах лежат образцы нерудных полезных ископаемых. Давайте мы их рассмотрим, расскажем о их свойствах и структуре, а также где мы можем их использовать.

hello_html_221e4220.jpg

hello_html_m363a58e7.jpg

hello_html_m2037385.jpg

hello_html_75567b00.jpg

hello_html_m3173d590.jpg

hello_html_2fd8a185.jpg

Выделить основные группы нерудных полезных ископаемых, заполнить таблицу. (описать полезные ископаемые)

Актау на острове Мангыстау

Белого, сероватого или желтоватого цвета. Это пористый, прочный камень.

Асбест

В производстве защитных костюмов для пожарных.

Житикара

Волокнистый минерал белого цвета.

+

Каменная соль

Это минерал. Из него путем очистки от примесей вырабатывают поваренную соль

Каспийское море, Тениз,Аральское море, оз. Балхаш.

Твердая и плотная.

Мы хорошо потрудились и немного устали, поэтому я предлагаю нам всем немного отдохнуть

Ребята, у каждого из вас есть шаблон с изображенным на нем полезным ископаемым, я прошу вас поделиться на группы, согласно шаблонам.

Разгадать кроссворд. (приложение 1)

1.Назовите известные вам нерудные полезные ископаемые.

2.Как мы используем поваренную соль?

3. как называется места скопления полезных ископаемых?

4.какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в следующем списке? Гранит, нефть, природный газ, поваренная соль.

Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче.

Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.

А как отвечает нам природа?

Мы сегодня хорошо потрудились и теперь я предлагаю вам оценить себя и своих товарищей для этого на оценочном вы ставите баллы от 1 до 3

Ребята, открываем дневники, записываем домашнее задание на четверг 17 ноября 3 урок стр.39-42 чит. на конт. карту нанести полезные ископаемые.

Ребята, спасибо вам за урок, я желаю вам хорошего дня и чудесного настроения!

Выполняют движения по видео.

Слушают учителя.

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Рудные и нерудные.

Железная руда, медная руда, бокситы, полиметаллические руды

рассматривают таблицу. Делают вывод.

Рассматривают полезные ископаемые. Делают вывод. Рассуждают.

Используя материал учебника и образцы заполняют таблицу.

Выполняют движения по видео

Делятся на группы.

Разгадывают кроссворд.

Песок, глина, фосфориты, асбест, известняк и др.

Употребляем в пищу.

Месторождение

Песок, глина, известняк, руда, мел, асбест и др.

Рассуждают.

Записывают д/з.

hello_html_m7831c632.png

По горизонтали.

1.Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. 

2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске — Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен … 

3. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. 

  1. По трубе течет

Пироги печет. 

5. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? 

6. Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи… 

По вертикали:

  1. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу. 

7. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. 

8. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. 

9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

Источник

Цель урока: закреплять знания учащихся о
полезных ископаемых

Задачи урока:

– познакомить с нерудными полезными
ископаемыми Казахстана;

– развивать умение работать с текстом,
находить информацию, анализировать ее;

– воспитание бережного отношения к
природным ископаемым

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый,
репродуктивный, игровой

Оборудование: учебник, презентация,
карточки с тестовыми вопросами.

Ход урока

1. Организационный момент

Психологический настрой

2. Актуализация знаний

А) Игра «Закончи предложение»

Образования земной коры, химический
состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в
сфере материального производства называется -…….

Б) Беседа

– Какие полезные ископаемые вы знаете?

– На какие группы их можно разбить?

Заполни схему недостающими данными:

Познание мира 4 класс нерудные полезные ископаемые

– Что мы относим к рудным полезным
ископаемым?

– К горючим?

-Какая группа полезных ископаемым нами
еще не изучена?

3. Сообщение темы и цели урока

4. Работа по теме

1) Слово учителя

Нерудные полезные ископаемые Казахстана.

Асбест. Освоение асбестовых
месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения
находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Кара­гандинской (Жезказганское)
областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай
на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты. Казахстан по запасам
фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном
Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас).
По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения
фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем
течении реки Эмба.

Соль. На территории Казахстана
сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская
низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает
2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие
соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности,
Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная
соль.

Казахстан богат также и строительными
материалами – известняками, мергелем, мелом, мрамором, гипсом, огне­упорными
глинами, кварцевыми песками, минеральными красками. Их месторождения
встречаются во многих рай­онах республики.

Полезные ископаемые имеют огромное
значение для народного хозяйства. Многие месторождения расположены близко друг
к другу (железо – марганец, железо-каменный уголь, известняки-огнеупорные
глины), что дает возможность их комплексной разработки. Неглубокое залегание
полезных ископаемых позволяет вести разработку открытым способом. Значительная
часть разведанных месторождений в Казахстане уже используется. На их базе
построены многие заводы.

В Казахстане сосредоточены все виды
ресурсов минерального сырья. Однако запасы нефти, угля, железной руды и др.
минералов небезграничны. Запасы их по мере освоения истощаются. Использование старых
и освоение новых месторождений полезных ископаемых оказывает влияние на
состояние и других природных ресурсов (почвенный по­кров, подземные и
поверхностные воды, леса, посевные площади, воздух и т.д.). Поэтому исчерпаемые
ресурсы необходимо использовать рационально, комплексно и эффективно. В природе
химические элементы в чистом виде практически не встречаются. Например, в
структуре многих месторождений железа содержится фосфор, сера, редкие металлы.
Вместе с основной рудой следует извлекать и дополнительные компоненты.
Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр
извлекались по возможности полнее, при добыче сырья, его пере­возке и
переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты
переработки сырья, осваивать безотходные технологии.

2) Работа с учебником

Учащиеся самостоятельно обрабатывают
материал учебника, конспектируют, отвечают на вопросы

5. Закрепление

Давайте проверим, насколько внимательны
вы были при изучении темы «Полезные ископаемые»

Тестовые
задания по теме «Полезные ископаемые»

1. Места, где в глубинах Земли или на её
поверхности залегают полезные ископаемые, называются:

4. Узнай полезное ископаемое: добывается
в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых
зёрен.

5. Месторождения полезных ископаемых
отыскивают:

6. Самые крупные месторождения нефти в
Казахстане находятся:

А) в Центральном Казахстане

Б) на Мангыстауском полуострове

В) в Восточном Казахстане

7. Крупнейшие месторождения меди:

А) Жезказган, Конырат, Сарыарка

Б) Жезказган, Рудный, Кокшетау

8. Мягкий металл красного цвета, легко
обрабатывается:

9. Из чего сделаны железнодорожные
рельсы?

10. В Костанайской области добывают:

11. Узнай полезное ископаемое: чёрного
цвета, обладает металлическим блеском. Из всех видов угля самый твёрдый.

12. Самое распространённое нерудное
полезное ископаемое:

13.Месторождение фосфоритов, которое по
своим запасам занимает одно из первых мест в мире:

14. Карагандинское, Экибастузское
месторождения:

15. Рыхлая горная порода:

16. Полезное ископаемое, являющееся
хорошим удобрением.

6. Итог урока

7. Д/З повторить.

Источник

Краткосрочный план

Учитель: Канцева Л. А. Дата:

Предмет: Познание мира Класс: 4 русский

Тема урока

Нерудные полезные ископаемые.

Познавательные цели урока

Формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения;

Знакомство детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами; развитие умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

Ссылка

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/-nerudnye-poleznye-iskopaemye

Ресурсы и оборудование

коллекция полезных, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, названия групп, бейджики с указанием обязанностей ученика в группе, камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), учебник «Познание мира» К. Жунусова «Атамура» 2011, А3, маркеры

Ожидаемые результаты

Учащиеся узнают что относится к полезным ископаемым нерудного происхождения, где их применяют, для чего используют, как добывают нерудны полезные ископаемые; научатся различать нерудные полезные ископаемые

Этапы

Время

Действия учителя

Действия ученика

Задания

Оценивание обучения и оценивание для обучения

Знание

10 мн

  1. Психологический настрой.

«Круг Радости»

Музыкальное сопровождение

  1. Деление на группы

(жребий)

  1. Ознакомление с критериями оценивания работы в группах

  2. Актуализация знаний

  1. Разгадывание загадок

  1. Разделить на группы полезные ископаемые (групповая работа)

  1. Мозгова атака

Дети становятся в круг и выполняют задания учителя.

Дети берут по одному листку, на которых написаны названия полезных ископаемых.

1 гр – Песок

2 гр – Глина

3 гр – Известняк

4 гр – Гранит

Дети отгадывают загадки, называют полезны ископаемые

Делят полезные ископаемые на 3 группы

Каждой группе задается по одному вопросу

-Закройте глаза:

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все …

Уши наши внимательно слушают и все…

Голова хорошо …

А теперь откройте глаза

Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Разделите на 3 группы названия полезных ископаемых.

-Проверьте, оцените свою работу

– Почему полезные ископаемые 1 группы мы называем горючими?

– Почему полезные ископаемые называют рудными?

– На какие две группы можно разделить все рудные полезные

разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)

– А как можно различить изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)

Самооценивание сигнльными карточками «Светофор»

Оценивание стикерами

  1. Соотнести условный знак и название полезного ископаемого (групповая работа)

Дети соотносят условный знак и название полезного ископаемого. Обмениваются выполненными работами и проверяют.

ископаемые?

А как можно различить изделия из цветной руды и черной руды?

-Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте. Соотнеси условный знак и название ископаемого.

Взаимооценивание

смайликами

Понимание

  1. Сообщение цели урока

  2. Проблемный вопрос

  1. Заполнение таблицы (постера)

Дети ставят вопрос, на который они ответят в конце урока

С каждой группы выступают по одному ученику, рассказывают о нерудных полезных ископаемых. В это время остальные заполняют таблицу.

-Какое полезное ископаемое самое важное для человека?

-Послушайте рассказ ископаемого, заполните таблицу.

№1 – Песок

№2 – Глина

№3 – Известняк

№4 – Гранит

Применение

  1. Физминутка (танцевальная)

  2. Проведение опытов

  1. Пропускают ли воду нерудные полезные ископаемые

  2. Растворяются в воде нерудные полезные ископаемые

  3. Определение прочности полезных ископаемых

Выполняют танцевальные движения

Демонстраторы разносят полезные ископаемые.

Лаборанты проводят опыты.

Остальные ученики – секретари заносят записи в таблицы.

-Проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.

– Определите, растворяются ли данные ископаемые в воде.

– Определите прочность ископаемых.

Анализ и синтез

  1. Обобщение знаний

  1. Защита постеров

  1. Работа по учебнику

Ученики делают выводы и отвечают на вопрос поставленный в начале урока.

Каждая группа показывает свою таблицу и защищает одно из полезных ископаемых

Дети читают текст и называют нерудные полезные ископаемые

– Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.

Пользуясь таблицей расскажите нам о нерудных полезных ископаемых.

-Прочитайте текст и назовите нерудные полезные ископаемые, которые

встретились вам в тексте

Оценивание стикерами разных цветов.

Оценивание

  1. Оценивание по таблице

  2. Оценивание лидерами

  1. Домашнее задание

  1. Рефлексия «Камушек»

Дети оценивают своих товарищей.

Записывают домашнее задание.

Дети кладут камушки в один из стаканов.

-Оцените работу своих одноклассников.

-Прочитайте текст на стр 51-53, ответьте на вопросы

-Подойдите и опустите камень в один из стаканов :

В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;

Во второй стакан – вам не очень интересно,

В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.

Суммативное оценивание

Рефлексия после урока

Что получилось? Что повлияло на это?

Что не получилось? Почему?

Что нужно предпринять, чтобы устранить (преодолеть) барьеры?

Источник