Повышенным налогом облагается бизнес добыча полезных ископаемых
Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.
Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».
«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.
По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.
Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.
Какие аргументы против новых налогов у бизнеса
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.
- Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
- «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
- Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
- Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.
Первая попытка
Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.
РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.
Авторы
Светлана Бурмистрова, Юлия Старостина
Пострадают, скорее, бюджеты зажиточных регионов
Доходы бюджета не окупят ссору Минфина с горняками /Денис Абрамов / Ведомости
Госдума приняла в первом чтении законопроекты Минфина по повышению налогов для добывающих компаний: на ставки по НДПИ в отношении отдельных твердых полезных ископаемых (металлов и удобрений) вводится повышающий коэффициент 3,5, отменяется ряд льгот по НДПИ, включая льготу на добычу сверхвязкой нефти, а зона применения налога на дополнительный доход расширяется.
Идея повысить налоги для добывающих компаний впервые появилась в 2018 г. вместе со «списком Белоусова». Тогда еще помощник президента Андрей Белоусов представил президенту Владимиру Путину перечень из 14 компаний горно-металлургического и химического секторов, которым было предложено платить по 0,5 трлн руб. в год. Главная причина – получение этими компаниями сверхдоходов и низкие налоги. Тогда в результате переговоров компании согласились инвестировать эти средства в экономику России.
Однако в законопроекте, который предлагает правительство сейчас, нет никакого перечня компаний: речь идет о повышении НДПИ, отмене отдельных льгот и изменении расчетных коэффициентов для всех компаний, получающих доход от земли. «Это рентные предприятия, которым основной доход дает не производительность труда, а земля, – поясняет логику правительства директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. – Они высокорентабельные, обладают достаточной прибылью, и они недоплачивают налогов».
По словам статс-секретаря – заместителя министра финансов Алексея Сазанова средняя доходность по отраслям, облагаемым НДПИ, составляет более 20%, а по отдельным компаниям – более 50%. По расчетам Минфина, после вступления законопроекта в силу налоговая нагрузка на прибыль для таких компаний повысится на 2%. «Поэтому мы не ожидаем существенного ухудшения финансового положения таких компаний от наших нововведений», – сказал он, выступая в ходе первого слушания законопроекта в Думе во вторник.
Эксперты обращают внимание на существующий низкий уровень налогообложения рентных компаний, а также на весьма скромные аппетиты Минфина. «По действующему в настоящий момент в РФ законодательству эффективная ставка НДПИ по нефти составляет 40–50% от выручки, по газу – 15%, по драгоценным камням – 8%, по драгметаллам – около 6%, а по твердым полезным ископаемым – всего 0,5–0,6%, – подсчитал доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Каленов. – При этом за рубежом последний показатель выше в разы и находится на уровне 2–6%. В связи с этим внесенный на рассмотрение в Госдуму законопроект о повышении с 2021 г. НДПИ в 3,5 раза для металлургов и производителей удобрений выглядит логично. По задумке Минфина, это позволит пополнить бюджет 2021 г. на 56 млрд руб.».
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНХП) РАН Александр Широв указывает, что это крайне незначительная сумма по масштабам российской экономики. «Именно в связи с ее незначительностью возникает главный вопрос: насколько необходимы эти действия, существенно осложняющие взаимоотношения государства и крупного бизнеса», – отмечает он.
При этом компаниям вряд ли удастся переложить возросшие в связи с увеличением налогов расходы на потребителей. «Цены на большинство сырьевых товаров, которые подпадут под новый размер налогообложения, формируются по принципу экспортного паритета (цены равны экспортным, скорректированным на курс рубля и за вычетом затрат на налоги и транспортировку) либо вообще в рамках ценообразования внутри вертикально-интегрированных компаний, – объясняет Широв. – Таким образом, существенного роста цен на такую продукцию ожидать не стоит».
Помимо самих компаний пострадавшими от налоговых новаций могут оказаться регионы, предупреждают эксперты. По Бюджетному кодексу нормативы зачисления поступлений от НДПИ в федеральный и региональные бюджеты зависят от вида полезных ископаемых. Как следствие, эффект от предлагаемых мер на региональные бюджеты будет зависеть от того, какой вид сырья добывается в том или ином регионе, поясняет эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин. «Собственные доходы регионов, специализирующихся на добыче нефти и природного газа, вследствие принятия предложенных Минфином России изменений в налоговом законодательстве могут снизиться, – отмечает он. – Речь прежде всего может идти о Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе».
Но эти регионы вряд ли столкнутся с существенными трудностями – там придерживаются консервативной политики и располагают значительным запасом бюджетных средств. «Для других регионов, в значительной степени зависящих от налогов от нефтегазового сектора и не располагающих столь существенными резервами, новые изменения законодательства станут более проблематичными», – поясняет Першин. При этом эксперт напоминает, что норматив зачисления поступлений от НДПИ по металлам и удобрениям в региональные бюджеты составляет 60%. «Несмотря на снижение поступлений по налогу на прибыль, регионы, в которых осуществляется добыча таких полезных ископаемых, могут увеличить свои доходы за счет больших поступлений по НДПИ», – отмечает Першин.
Что касается отмены льгот, то ее эксперты тоже оценивают в целом положительно. По мнению Широва, это «не приведет к массовым банкротствам либо другим негативным последствиям институционального характера». Впрочем, нефтяные компании уже пригрозили сокращением инвестиций в новых условиях, так что ко второму чтению этот пункт может измениться.
Обсуждение поправок в Налоговый кодекс, предполагающих повышение ставки НДФЛ до 15% для лиц, чьи доходы превышают 5 млн руб. в год, Госдума решила обсудить в первом чтении в октябре.
https://ria.ru/20200930/nalog-1577998464.html
Госдума повысила налог на добычу полезных ископаемых для удобрений и руд
Госдума повысила налог на добычу полезных ископаемых для удобрений и руд
Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых РИА Новости, 30.09.2020
2020-09-30T13:49
2020-09-30T13:49
2020-09-30T13:49
антон силуанов
госдума рф
андрей белоусов
экономика
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn22.img.ria.ru/images/07e4/09/10/1577337476_0:0:2507:1410_1920x0_80_0_0_e33d586ee86eaa68c1840aeaa62a4996.jpg
МОСКВА, 30 сен – РИА Новости. Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых инвестпроектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).Документ вводит рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды. Эта мера принесет бюджету в будущем году 56 миллиардов рублей, пояснял глава Минфина Антон Силуанов перед первым чтением.Однако при рассмотрении проекта закона во втором чтении Госдума поддержала поправку, которая исключает применение такого повышающего коэффициента в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи твердых полезных ископаемых, реализуемых в рамках СЗПК. Такая договоренность была достигнута по итогам встречи первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова с представителями крупного российского бизнеса.Согласно поправке, рентный коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которого по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, и при условии их добычи в рамках заключенного СЗПК. Такой коэффициент будет применяться в течение пяти лет, следующих за годом начала промышленной добычи.Закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДПИ (календарный месяц).
https://ria.ru/20200925/nalogi-1577753955.html
https://ria.ru/20200914/migranty-1577190573.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn21.img.ria.ru/images/07e4/09/10/1577337476_163:0:2043:1410_1920x0_80_0_0_f15f191ccb566dc328518e7abce40752.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
антон силуанов, госдума рф, андрей белоусов, экономика
МОСКВА, 30 сен – РИА Новости. Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых инвестпроектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Документ вводит рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды. Эта мера принесет бюджету в будущем году 56 миллиардов рублей, пояснял глава Минфина Антон Силуанов перед первым чтением.
Однако при рассмотрении проекта закона во втором чтении Госдума поддержала поправку, которая исключает применение такого повышающего коэффициента в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи твердых полезных ископаемых, реализуемых в рамках СЗПК. Такая договоренность была достигнута по итогам встречи первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова с представителями крупного российского бизнеса.
Согласно поправке, рентный коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которого по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, и при условии их добычи в рамках заключенного СЗПК. Такой коэффициент будет применяться в течение пяти лет, следующих за годом начала промышленной добычи.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДПИ (календарный месяц).
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.
НДПИ в налогом законодательстве
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
Не облагаются:
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.
Методики и пример расчета
Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.
Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.
Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.
Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.
Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:
- Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
- Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.
Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.
Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.
Расчет:
- 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
- 35000 * 250 = 8750000 руб.
- 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
- 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
- 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
- 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.
Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.
Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых
Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.
Нефть
Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.
Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.
В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.
Газ и конденсат
Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.
Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.
Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.
Уголь
Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.
НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.
Драгметаллы
Они учитываются согласно:
- ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
- правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.
В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.
Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.
Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.
Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.
При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).
Подведем итоги
- НДПИ предполагает отдельный расчет по каждому ПИ.
- База налога рассчитывается чаще всего по стоимости добычи полезного ископаемого, с применением процентных ставок НДПИ.
- Расчет налога по количеству добытого, твердые ставки применяются в отношении ограниченного числа наименований ПИ.
- Расчетные методики и нюансы НДПИ подробно изложены в гл. 26 НК РФ.