Поступление налога на добычу полезных ископаемых в 2014 году

Поступление налога на добычу полезных ископаемых в 2014 году thumbnail

Письмо ФНС России от 07.04.2014 N ГД-4-3/6391@ “О налоге на добычу полезных ископаемых”

Код административно-территориального образования этого же муниципального образования следует указать и в налоговой декларации.

Поскольку вопрос зачисления доходов от НДПИ в бюджеты различных уровней РФ является предметом правового регулирования бюджетного законодательства РФ, сообщается также, что распределение поступлений от данного налога осуществляется между бюджетами бюджетной системы РФ по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации и коду ОКАТО.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 7 апреля 2014 г. N ГД-4-3/6391@

О НАЛОГЕ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налоговых органов по вопросу порядка уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) НДПИ подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом согласно пункту 1 статьи 335 Кодекса местом нахождения участка недр признана территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен этот участок.

Как следует из приказа МНС России от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 “Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых”, в случае, если налогоплательщик имеет несколько участков недр на территории одного субъекта Российской Федерации, то в качестве налогоплательщика НДПИ он подлежит постановке на учет в одном налоговом органе Российской Федерации: либо в налоговом органе по месту нахождения организации – при нахождении участка недр и места нахождения (жительства) налогоплательщика на территории одного субъекта Российской Федерации, либо в налоговом органе, определяемом управлением ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, – в иных случаях.

С учетом изложенного в целях оптимизации администрирования НДПИ до урегулирования в законодательстве о налогах и сборах вопроса уплаты НДПИ, данный налог следует уплачивать на территории муниципального образования, в котором налогоплательщик поставлен на налоговый учет в качестве плательщика НДПИ, а в налоговой декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 16.12.2011 N ММВ-7-3/928@ “Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронном виде и порядка ее заполнения”, по строке 020 Раздела “Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет”, указывается код административно-территориального образования (ОКАТО) того же муниципального образования.

Вместе с тем, вопрос зачисления доходов от НДПИ в бюджеты различных уровней Российской Федерации является предметом правового регулирования бюджетного законодательства Российской Федерации.

В частности, в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, распределение поступлений осуществляется между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации по коду ОКАТО.

Данная позиция была отражена в письме Минфина России от 12.12.2013 N 03-06-05-01/54697.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

Источник

Письмо ФНС России от 29.01.2014 N ГД-4-3/1410@ “О налоге на добычу полезных ископаемых”

Федеральным законом от 23.07.2013 N 213-ФЗ внесены изменения в статью 342 НК РФ, касающиеся порядка определения с 1 сентября 2013 года начальных извлекаемых запасов нефти. С указанной даты начальные извлекаемые запасы нефти рассчитываются как сумма извлекаемых запасов категорий А, В, С1 и С2 и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка в соответствии с данными госбаланса полезных ископаемых на определенную дату.

Сообщается, что с учетом положений названной статьи в ее прежней и новой редакциях начальные извлекаемые запасы нефти следует определять следующим образом:

  • для участков недр, указанных в подпунктах 10 – 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ, как результат сложения величины извлекаемых запасов нефти категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых (нефть) на 01.01.2008 и величины накопленной добычи нефти на 01.01.2008;
  • для участков недр, указанных в подпунктах 14 – 16 пункта 1 статьи 342 НК РФ, как результат сложения величины извлекаемых запасов нефти категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых (нефть) на 01.01.2011 и величины накопленной добычи нефти на 01.01.2011.

Накопленная добыча нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) для налоговых периодов 2012 года определяется на основании данных государственного баланса полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, для налоговых периодов 2013 года – на основании данных государственного баланса, утвержденного в 2012 году.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 января 2014 г. N ГД-4-3/1410@

О НАЛОГЕ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Федеральная налоговая служба в связи обращениями налоговых органов по вопросу применения пункта 1.1 и пункта 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 342 Кодекса (в редакции, действующей до 01.09.2013) степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр в целях применения налоговой ставки в размере 0 рублей по основаниям, предусмотренным подпунктами 8, 10 – 12, 14 – 16 пункта 1 указанной статьи, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Кодекса.

При этом начальные извлекаемые запасы нефти определяются как сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых: на участках недр, указанных в подпунктах 10 – 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса, – по состоянию на 1 января 2008 года, на участках недр, указанных в подпунктах 14 – 16 пункта 1 данной статьи, – на 1 января 2011 года.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 213-ФЗ “О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе” (далее – Закон N 213-ФЗ) с 01.09.2013 абзац второй пункта 1.1 статьи 342 Кодекса изложен в следующей редакции:

“При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти, определяются как сумма извлекаемых запасов категорий A, B, C1 и C2 и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на следующие даты: на 1 января 2008 года – для участков недр, указанных в подпунктах 10 – 12 пункта 1 настоящей статьи; на 1 января 2011 года – для участков недр, указанных в подпунктах 14 – 16 пункта 1 настоящей статьи.”.

В письме Минфина России от 30.07.2012 N 03-06-05-01/86 (размещено на сайте ФНС России) разъясняется, что начальные извлекаемые запасы нефти в целях применения пункта 4 статьи 342 Кодекса определяются как результат сложения величины извлекаемых запасов нефти категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых (нефть) на 01.01.2006 и величины накопленной добычи нефти на указанную дату.

Таким образом, начальные извлекаемые запасы нефти в целях применения абзаца второго пункта 1.1 статьи 342 Кодекса (в редакции, действующей до 01.09.2013, и с учетом Закона N 213-ФЗ) определяются следующим образом:

  • для участков недр, указанных в подпунктах 10 – 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса, как результат сложения величины извлекаемых запасов нефти категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых (нефть) на 01.01.2008 и величины накопленной добычи нефти на 01.01.2008;
  • для участков недр, указанных в подпунктах 14 – 16 пункта 1 статьи 342 Кодекса, как результат сложения величины извлекаемых запасов нефти категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых (нефть) на 01.01.2011 и величины накопленной добычи нефти на 01.01.2011.

2. На основании абзаца восьмого пункта 4 статьи 342 Кодекса степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) в целях указанной статьи рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче (N), на начальные извлекаемые запасы нефти (V).

При этом N – это сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.

Учитывая изложенное, при применении подпункта 16 пункта 1 статьи 342 Кодекса начальные извлекаемые запасы нефти (V) для всех налоговых периодов определяются как результат сложения величины извлекаемых запасов нефти категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых (нефть) на 01.01.2011 и величины накопленной добычи нефти на 01.01.2011.

Накопленная добыча нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) для налоговых периодов 2012 года определяется на основании государственного баланса полезных ископаемых (нефть), утвержденного в 2011 году, для налоговых периодов 2013 года – на основании государственного баланса полезных ископаемых (нефть), утвержденного в 2012 году.

Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 28.11.2013 N 03-06-05-01/51681).

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

Источник

В данной статье было рассмотрено современное состояние налогов на добычу полезных ископаемых и выделены основные направления налоговой политики.

Налог на добычу полезных ископаемых выступает одним из наиболее важных обязательных платежей, уплачиваемых в федеральный бюджет Российской Федерации, который регулирует правоотношения между государством, предприятиями, организациями и другими пользователями природных ресурсов. Данный налог является центральным элементом системы налогообложения, поэтому влияет не только на экономику России, но и на развитие отдельных предприятий. Величина налога, подлежащая уплате в бюджет, зависит в первую очередь от ставки добываемого полезного ископаемого. Ставки НДПИ дифференцированы по видам полезных ископаемых, и могут быть адвалорными и специфическими. Так, например, налоговая ставка в 2013 году за одну тонну добытой нефти оставила 470 рублей, а за одну тонну газа – 582 рубля (рис.1).

Изменение ставок НДПИ при добыче нефти и газа

Рис.1. Изменение ставок НДПИ при добыче нефти и газа

Налог на добычу полезных ископаемых распределяется между бюджетами различных уровней. Рассмотрим, какую долю занимают поступления по данному налогу среди всех налоговых доходов федерального бюджета РФ (таблица 1).

Таблица 1

Структура поступлений налогов в федеральный бюджет Российской Федерации

Виды налогов

2012

2013

январь-июль 2014

млрд. руб.

в % к объему пост. в фед. бюджет

млрд. руб.

в % к объему пост. в фед. бюджет

млрд. руб.

в % к объему пост. в фед. бюджет

в % к соотв. периоду 2013

Всего поступило в федеральный бюджет

5 166,20

100

5 368,00

100

3 655,70

100

118,9

Налог на прибыль

375,8

7,3

352,2

6,6

239,8

6,6

118,8

НДС

1 886,10

36,5

1 868,20

34,8

1 302,30

35,6

116,8

Акцизы

341,9

6,6

461

8,6

283,4

7,8

112,5

НДПИ

2 420,50

46,9

2 535,30

47,2

1 706,40

46,7

120,1

Остальные налоги и сборы

141,9

2,7

151,3

2,8

123,9

3,4

146,5

Наибольшую долю поступлений налогов в федеральный бюджет РФ занимают налоги на добычу полезных ископаемых. Структура поступлений основных налогов в федеральный бюджет РФ в 2013 год представлена на рисунке 2.

Структура доходов федерального бюджета РФ за 2013 год

Рис.2. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2013 год

Наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета РФ составляют налоги на добычу полезных ископаемых, доля которых равна 47%. Таким образом, налоги на добычу полезных ископаемых являются значимыми для бюджета РФ. Рассмотрим детально структуру налогов на добычу полезных ископаемых (таблица 2).

Таблица 2. Структура налогов на добычу полезных ископаемых за январь-октябрь 2012-2014г

Показатель, млрд.руб.

январь-октябрь 2012 года

январь-октябрь 2013 года

январь-октябрь 2014 года

2013 к 2012 г, %

2014 к 2013 г, %

2014 к 2012 г, %

Налог на добычу полезных ископаемых

2048,2

2 124,50

2 436,80

103,7

114,7

119,0

в федеральный бюджет

2 016,70

2 090,80

2 401,00

103,7

114,8

119,1

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

31,5

33,7

35,8

106,9

106,2

113,7

из него:

      

нефть в федеральный бюджет

1 781,60

1 812,50

2 080,60

101,7

114,8

116,8

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья в федеральный бюджет

210

250,2

289,9

119,1

115,9

138,0

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья в федеральный бюджет

8,1

10,7

13,2

132,1

123,4

163,0

В бюджет РФ поступления налога на добычу полезных ископаемых в январе-октябре 2013 года составили 2 124,5 млрд. рублей, что на 3,7% больше, чем в январе-октябре 2012 года. В 2014 году поступления увеличились на 14,7%. Представим динамику поступлений в федеральный и консолидированный бюджеты налога на добычу полезных ископаемых (рис.3).

Поступление НДПИ в бюджеты РФ, млрд.руб.

Рис.3. Поступление НДПИ в бюджеты РФ, млрд.руб.

Данный график демонстрирует положительную динамику поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджеты РФ. Поступления в федеральный бюджет в 2012 году составили 2016,7 млрд. рублей, в 2013 году они увеличились на 74,1 млрд. рублей, а в 2014 наблюдаются увеличение поступлений до 2401 млрд. рублей. В консолидированном бюджете наибольшие поступления достигли в 2014 году и составили 35,8 млрд. рублей. Данные показатели свидетельствуют о действующих мерах налоговой политики, которые разработаны с целью повышения налоговых поступлений в бюджет страны.

Основными направлениями налоговой политики являются:

  • применение особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть;
  • введение сниженных ставок НДПИ;
  • установление понижающих коэффициентов к НДПИ;
  • использование налоговых преференций;
  • прочее.

В соответствии с основными направлениями налоговой политики было произведено исчисление величины налога на добычу полезных ископаемых, осуществляемых на основе специальной формулы, учитывающей условия разработки новых месторождений газа. Был предложен “налоговый маневр” в нефтяной сфере, заключающийся в снижении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, а также ставки вывозной таможенной пошлины на светлые нефтепродукты (кроме бензинов) и одновременном повышении базовой ставки НДПИ при добыче нефти.

Установлен ряд налоговых преференций по основным видам налогов в отношении углеводородного сырья, добытого на морских месторождениях, для организаций, осуществляющих разработку новых морских месторождений углеводородного сырья, в том числе на Каспийском море. Установлен понижающий коэффициент к НДПИ, характеризующий степень сложности добычи нефти трудноизвлекаемых запасов нефти.

Утверждены Правила подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и проведения мониторинга обоснованности их применения, устанавливающие особый порядок установления предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в зависимости от внутренней нормы доходности проекта по разработке месторождения нефти.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день Россия является единственной промышленно развитой страной, в которой не действует принятый мировым сообществом в лице Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) принцип платы за загрязнение и нанесение вреда окружающей среде. Рассматривая природные ресурсы как объекты, процессы и условия природы, используемые в народном хозяйстве и являющиеся средством существования человеческого общества, необходимо учитывать, что любая предпринимательская деятельность подразумевает прямое или косвенное использование природных ресурсов в процессе производства. Однако отсутствие стимулов для модернизации производства приводит к использованию морально устаревших, экологических технологий.

Государство должно создать и закрепить экономические механизмы стимулирования экологического предпринимательства и организаций – природопользователей по осуществлению этой деятельности включая: (рис.4)

Механизмы стимулирования

Рис.4. Механизмы стимулирования

Без дальнейшего развития налогового законодательства в части природопользования с учетом современных тенденций экологизации налогообложения, планомерное управление российской экономикой в комплексе общегосударственных задач не будет высокоэффективным.

Именно поэтому законодательством необходимо предусмотреть все возможности использования налогообложения в качестве эффективного финансового инструмента в решении комплекса важнейших задач в обеспечении эффективного, экологически безопасного природопользования, а так же сохранения и воспроизводства биоресурсов и внедрения инновационных технологий в области альтернативных способов производства и хранения топливно-энергетических и иных материальных ресурсов с целью поэтапного сокращения технократической нагрузки на природные запасы страны и окружающую среду.

Произведя анализ основных показателей поступления налогов уплачиваемых за добычу полезных ископаемых, а также за использование земельных ресурсов стоит отметить, что динамика поступлений является положительной. Наибольший процент уплаты налогов за добычу полезных ископаемых приходится на нефть. Следует отметить, что наибольшую долю в структуре поступлений налогов в федеральный бюджет РФ занимают налоги на добычу полезных ископаемых, они составляют 47%. Предприятия, организации и физические лица стали уплачивать платежи за природопользование по степени их потребления. Данная динамика положительно влияет на бюджет РФ и на экономику страны в целом.

Источник